|
||||
|
Послесловие В нашей стране проводится в жизнь грандиозный Сталинский план преобразования природы. Большой частью этого плана является изменение режима рек. Реки будут давать нам громадные количества электроэнергии, реки оросят поля засушливых районов, реки будут оживлять бесплодные пустыни, помогут изменить климат отдельных областей. Изучение жизни рек, законов формирования долин и русел, изучение наводнений, а также всех инженерных и сельскохозяйственных мероприятий по полному освоению рек является одной из больших задач, которую мы должны сейчас решать. Результат оправдает те усилия, которых потребует это великое дело. Учёные и инженеры Советского Союза вносят свой вклад в дело изучения и освоения рек. Но этого недостаточно. Наша речная сеть чрезвычайно велика, и организовать исследовательскую и изыскательскую работу по всей речной сети невозможно. Изучение наших рек — это всенародное дело, в котором в той или иной мере может участвовать каждый сознательный член социалистического общества. Для изучения рек на местах могут привлекаться как отдельные коллективы, так и отдельные наблюдатели. Особенно науке о реках и нашему строительству могут оказать неоценимую помощь в целом ряде случаев местные общества любителей природы, работники краеведческих музеев, пионерские организации, школьные кружки. Наблюдения и исследования можно вести самыми простыми способами. Отмечать, например, ежегодно чёрточками или зарубками высокие и низкие горизонты. Измерять скорость течения воды самодельными поплавками. В засушливые годы промерять глубины рек и определять расход воды, отмечать возникновение мелей и островков на реке. Подробно описывать ледоход, половодье, а также размывы берегов, величину волн. Отмечать, как выдержало ледоход или паводок то или другое гидротехническое сооружение на реке. Это очень важно для учёта опыта при реконструкции и постройке новых сооружений. Порыться в архивах и литературе и попробовать найти сведения о прошедших ранее высоких исторических горизонтах и необычайных наводнениях в районе наблюдений, собрать такие сведения опросом и т. д. Вести дневник погоды. Измерять толщину снега в поле весной, перед началом сильного снеготаяния. Простым стаканом или ведром, выставленным во время сильного дождя, измерять высоту выпавших осадков и записывать время начала и конца дождя. Все эти сведения могут быть исключительно полезны для решения задачи полного и всестороннего использования речных богатств нашей великой Родины. Содержание Введение… 3 I. Как развиваются реки… 5 Бассейны рек… 5 Ока или Волга впадает в Каспийское море?… 7 Почему реки меняют своё направление… 9 Конусы выноса. Дельты и лиманы… 18 Пороги и водопады… 22 II. Водный режим рек… 26 Кругооборот воды и питание рек… 26 Водоносность рек… 28 Расходы воды и скорости течения… 29 Изменение уровней рек. Мелеют ли реки?… 36 Река зимой… 39 Наводнения… 42 III. Использование рек… 50 Реки — пути сообщения… 50 Мосты… 54 Плотины… 55 Орошение и водоснабжение… 58 Можно ли предвидеть высоту паводка?… 59 Послесловие… 62 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|