|
||||
|
2.10 О чем просить? 21 апреля 2003 года Вопрос:Насколько подробно надо отвечать на вопрос, ведь всегда хочется объяснить человеку, чтобы он понял? Отвечать на вопрос полностью не надо. Это относится к той же проблеме свободы воли. Ты не должен заполнять человека собой, ты должен его только направить, а дальше он должен идти сам: поиском, своим трудом, усилием. И поэтому во время обучения какие-то вещи опускаются, не договариваются. Ответ есть, но он может быть неполным, или где-то рядом с вопросом: не точно тот ответ, который надо бы было дать на вопрос, а немножко как бы в стороне, смещен (иногда смещен по точности, иногда смещен по теме или по акценту). Это — игра преподавателя с учеником. Она приобретается постепенно, когда ты видишь, где ученика надо оставить, чтобы он додумался сам. Как с ребенком: готовишь ему какую-то игру, в которой требуются его дальнейшие действия — ты ему вначале помогаешь, а остальное он сам доделывает. Поэтому ответы (и когда вы будете преподавать) не обязаны быть полными, они не должны быть прямо такими, что вы все пережевываете, а вопрошающий только проглатывает, нет. Вопрос:Какие действия в нашем мире ведут к духовному, кроме тех, что мы знаем (кроме группы, распространения)? Каждый раз, когда мы что-то исследуем, надо начинать, чаще всего, не с себя, а с конца (с конца — т.е. с Начала). Если свет исходит из Творца, строит кли, исправляет это кли и наполняет его, значит, все делает свет. Что же тогда зависит от кли? После того, как кли делает Цимцум, оно решает, что от него будет зависеть действие света, т.е. свет будет делать все, но только по просьбе кли, а иначе не будет. Такое условие образовалось после Цимцум Алеф. Кли сказало Творцу: «Ты скрывайся от меня, но когда я тебя позову и попрошу, ты в меру моей просьбы ответишь». И с тех пор это условие сохраняется — Цимцум Алеф не нарушается никогда. Цимцум Бэт — отменяется, Цимцум Алеф — нет. Получается, что со стороны Творца уготовано нам все: Кэтэр, Хохма, верхняя часть Бины наполнены светом Хохма, то есть Аба вэ Има находятся в состоянии паним бэ ахор, — а ЗАТ дэ Бина и все, что ниже, зависит уже от просьбы душ, от просьбы низших: что они захотят, то они и получат. Это может быть свет, порождающий кли, исправляющий кли, наполняющий кли. Значит, вся наша проблема заключается в том, чтобы правильно в нужный момент попросить о том, что надо. Если мы просим в нужной последовательности: рождение, вскармливание, отрочество, взросление, обучение и так далее, т.е. если мы в каждый нужный период правильно просим о помощи, об исправлении, о наполнении, то, естественно, сразу же свыше получаем то, что нам действительно надо. Значит, самое главное — это определить: «А что на самом деле мне сейчас надо?» Откуда я могу знать, что мне сейчас надо, если я не знаю своего следующего состояния? Значит, и об этом мне надо просить: просить о том, чтобы узнать, о чем мне надо просить. Это называется «молитва, предваряющая молитву». В принципе, это и есть та точка, с которой я должен обращаться к высшему парцуфу, к Высшему, к Творцу. То есть Он должен создать у меня правильное желание к Нему, и, исходя уже из этого желания, я Его правильно попрошу, и все будет хорошо. Это похоже на то, как родители хотят, чтобы ребенок попросил у них правильные вещи — они ему готовы это дать, а если он попросит что-то неправильное — не получит. Такая просьба к Творцу называется просьбой об исправлении. Что значит исправление? Исправление желания, коррекция желания, выявление такого моего желания, которое действительно получит ответ, которое именно сейчас должно отработать, реализоваться. Если я об этом буду просить Творца, то Он сразу же откликнется, потому что я не прошу о наполнении, я не прошу о каких-то других вещах, я прошу именно о том, что мне сейчас необходимо на пути к Нему. Значит, вопрос в том, как не забыть, что мне надо об этом просить. Часто ли мы об этом вспоминаем? Редко. Значит, надо придумать всевозможные вспомогательные средства, которые бы мне напоминали об этом. Если я просто напишу объявление, я о нем забуду через пару минут, как будто ничего и не было. То есть механические, неживые, растительные или животные возбудители мне не помогут: будет звенеть будильник, будет лаять собака — я не буду этого ощущать. Даже если механический робот будет подходить и бить меня по голове — я не буду от этого возбуждаться. Я могу возбудиться только от чужого человеческого желания и именно к тому же, именно к тому же. Все остальные методы не помогут. Таким образом, единственное мое правильное движение — к Творцу, с единственной просьбой, чтобы Он мне дал правильное желание. Итак, я могу только от человека, у которого есть такое же желание, и в данный момент оно работает в нем, возбудиться. Если я услышу, увижу, как-то по-человечески уловлю, что в нем это желание есть, тогда это может меня направить, напомнить мне из любого моего свойства. Обычно, это свойства зависти, хорошие такие свойства: кина, таава вэ кавод. Кина — зависть, таава — стремление к наслаждениям, и кавод — стремление к почестям. Это возможно в разных вариациях, не только в земных, как мы это себе представляем. Все эти свойства в нас на самом деле положительные. Они позволяют нам воспринимать возбуждение от других людей. И если бы не эти люди вокруг нас — 0% успеха. Мы бы вспоминали о Творце, только бы когда Он нам напоминал. Но если Он Сам напоминает мне, то я не реализую свободу воли, я к Нему не двигаюсь. Он просто напоминает мне и ждет, чтобы я снова от себя что-то дал. Если я от себя не даю, я не поднимаюсь. То есть Он меня бьет, а я остаюсь на том же месте — это ничего не дает, сближения с Ним нет. Так что, в итоге, мне надо содержать вокруг себя общество, группу, которая бы меня к этому делу постоянно возбуждала, именно к этому. Значит, я должен этих людей сам настраивать, быть относительно них как бы начальником, указывать им и требовать такого же на себя воздействия. А они, в свою очередь, должны требовать от меня того же. И только в такой круговой поруке каждый из нас гарантирован, что вспомнит определенное количество раз, о чем надо правильно просить Творца. И после определенного количества просьб, его просьбы станут более тонкими, остро и правильно направленными, он выявит для себя, что же, на самом деле, значит просьба об исправлении, о сближении, для чего, во имя чего, с чем он обращается и к кому он обращается и т.д., т.е. от кого, к кому, о чем, с какими последствиями, ради чего все-все составляющие этой, так сказать, категории, называемой МАН (мэй нуквин). Это и является всей нашей работой на протяжении нашего пути до махсома. Переход махсома означает, что ты первый раз, на самом деле, попросил Творца и, на самом деле, об исправлении и получил ответ — экран. Вот и все. Поэтому все, что может вызвать в группе общее возбуждение, взаимное напоминание и т.д., все это — единственно необходимое; а остальное — вспомогательное, если оно действительно содействует всем этим делам. Поэтому когда начинают, то совершают, как дети, много бессмысленных действий, а потом потихоньку взрослеют, из опыта начинают видеть, понимать, что надо не так делать, а иначе. Это так же, как обучают ребенка: ничего не сделаешь — надо ждать, пока он вырастет, пока поймет, какие действия более нужные. Новорожденный ребенок не владеет своим телом, но потом движения становятся более осмысленными, более конкретными, целенаправленными. Так и у нас в организованных группах поначалу… Надо ждать. Дал маленькую порцию — жди, пока прорвется, пока это в них внутри абсорбируется, жди, как они с этим будут работать, снова и снова. То есть это обычное воспитание, как на Земле, но Цель, конечно, терять нельзя. В итоге весь устав группы, вся работа между собой, получение информации, распространение, любая посторонняя работа, усилия, где бы и какими бы они ни были, в каких бы они ни были плоскостях, относительно кого бы ни были направлены, и в начале, и в конце — все обязательно должно преследовать цель, что мы все делаем для того, чтобы это принесло нам именно пользу — правильное обращение к Творцу. И тогда эта мысль поможет нам быстрее понять и выбрать именно те действия, которые на самом деле нужны. Мы начнем чувствовать, иначе чувствовать связь, даже через десять действий, с чем-то вроде бы совершенно несвязанным, что оно в итоге тоже помогает. Вот это — в общем, а внутри — надо выбирать самим… Вопрос:Таким образом, настоящий МАН — это обращение не к Творцу, а обращение к своему товарищу в группе? Нет, МАН — это обращение к Творцу, а обращение к товарищу в группе — это не МАН, это средство, которое помогает в итоге возбудиться. Причем, те просьбы, которые твой товарищ предъявляет Творцу, они не обязательно должны быть и у тебя, и ни в коем случае не учись у него. Ты должен просто видеть, как у него возникает обращение, ради чего он делает все, что приводит его сюда и т.д. Его пример должен постоянно настраивать тебя на Цель и не больше. А на самом деле у него могут быть другие, совершенно другие мысли об этом, обстоятельства. На самом деле, он может проходить любые состояния, он ни в коем случае не должен рассказывать тебе об них, о том, как он относится к Творцу, о чем он там просит, ни в коем случае этого нельзя говорить. Есть такое понятие, как «аин ра» (дурной глаз, сглаз). Так вот, по-настоящему, сглаз (люди этого не знают) — это не в нашей жизни. В нашей жизни это — ерунда, хотя тоже есть. Энергия, которую ты соотносишь с другим человеком— это и есть положительное или отрицательное на него воздействие. В духовном оно очень сильное. Поэтому, пока человек не защищен экраном от своего эгоизма, он, глядя на другого, если завидует, завидует тому, что есть в этом другом; он не завидует, что хотел бы также относиться к Творцу, он завидует, что это есть у другого, и этим вредит и себе, и другому. Поэтому ни в коем случае ни один человек не должен рассказывать о том, что в нем, — ни о плохом, ни о хорошем. О плохом ты не можешь рассказывать товарищу, потому что ты этим его ослабишь, он уже не сможет от тебя воспринять, восхититься, возбудиться к Творцу — ты ему покажешь, что в тебе ничего нет. Рассказать о хорошем, что у тебя есть к Творцу, ты тоже не можешь, потому что этим навредишь себе и ему: он не защищен от своего эгоизма, ты возбуждаешь его эгоизм к зависти, и поневоле, не по своей вине, он уже находится в таком состоянии. Состояние каждого определяет его свойства в данный момент. Поэтому, если ты возбуждаешь эгоиста, показываешь ему, что есть в тебе хорошего, то он поневоле желает, чтобы этого хорошего в тебе не было. Ты этим заставляешь его быть таким и себя при этом обкрадываешь. Поэтому нив коем случае нельзя рассказывать другому ничего: ни хорошего, ни плохого. Мы должны просто показывать снаружи, что находимся здесь действительно ради Цели. Как отличник в школе, которого не любят: он такой прилежный, все делает и все…— вот такими мы должны быть. Этим мы внешне показываем товарищам, что у нас действительно есть Цель, и мы ради нее работаем, но что именно внутри— нет, этого уже нельзя делать — только внешними своими проявлениями. И к этому надо членов группы возбуждать, т.е. побуждать, заставлять. На самом деле, на более продвинутых ступенях каббалисты этого не делают, а наоборот, показывают друг другу, насколько они вообще, якобы, всем пренебрегают, рассказывают анекдоты… В Коцке, например, каббалисты настолько всем этим не занимались, настолько пытались как бы сбить друг друга с правильного пути, что, например, специально во время Йом Кипур, когда нельзя кушать, приходили на занятия с крошками хлеба на бороде и т.д. Делали наоборот, как бы путали товарищей, потому что и хорошо себя показывать тоже нельзя: ты этим не даешь товарищам места сомнению, и ты этим не даешь им возможности поработать. То есть здесь со всех сторон существуют всевозможные вариации соотношений, но это пока не для нас. Нам лучше быть приличными первоклашками, а потом придет остальное. Вопрос:Где лучше всего работать, чтобы не мешало учебе, чтобы жить и учить Каббалу? Самая лучшая профессия — это работа с неживым материалом: копать землю, мыть посуду, быть сапожником, портным, — и если при этом не связан с людьми, то это самое лучшее. Я не призываю вас к этому, я просто говорю, что, в принципе, такая работа является самой подходящей, потому что у тебя остается возможность думать. У тебя сам материал не вызывает мысли о нем. Эта работа, как правило, монотонная, автоматическая, механическая, и ты можешь сердцем и душой, разумом, находиться в любых мирах и при этом мыть кастрюли или гладить и пр. Вопрос:Профессия «врач» не годится? Нет. Любая работа с чем-то, что выше неживого материала, уже требует какого-то чувственного отношения, потому что материал уже сам по себе чувственный: допустим, растения, тем более животные, и тем более люди. Из этого надо понимать, насколько и с чем нужно работать. Например, работа бухгалтера и т.п., т.е. головой, поглощает тебя, ты обязан сосредотачиваться, работа с людьми — ты обязан выслушивать, быть внимательным, в это время находиться в человеке. Очень трудно одновременно быть с кем-то и внутри себя с Творцом. Вопрос:Человек не может делать такую работу? Нет. Конечно, в наше время любая работа, в общем-то, связана уже с интеллектом, с каким-то чувственным отношением к работе, требует, кроме рук, еще и голову, и все остальное. Ничего не поделаешь — я тоже два часа в день принимаю людей. Мне этого хватает, чтобы прокормить семью, но эти два часа для меня — очень тяжелые часы. Я бы лучше вместо этого работал на кухне часов пять. Мой Рав всю жизнь был рабочим: чернорабочим на прокладке дороги, работал переписчиком Торы (писал за деньги свитки), работал сапожником долгое время, — надо понимать, когда это было. В последние перед смертью своего отца годы, после образования государства, он работал служащим в бюро подоходных налогов, и говорил позже, что это была самая плохая работа: он должен был, хотя и механически, что-то заполнять, переписывать. Он засыпал за этой работой, пачкал бумагу, и даже иногда ему приходилось принимать людей — это вообще была проблема. Рав всегда вспоминал самую хорошую работу — сапожника: сидишь с подметкой и все. А на строительстве дороги ему было плохо, потому что разговоры с другими рабочими о политике и пр. мешали. Но он всегда работал, вынужден был работать там, где можно было. Вопрос:Как же быть в такой ситуации, если твоя работа очень напряженная, требует огромного сосредоточения и длится не 1-2 часа, а как минимум 8 часов? Намерение в это время практически невозможно. Нет, я не говорю о том, что вы должны работать 2 часа, как я, это у меня постепенно так организовалось: я не могу больше просто по роду своей работы, т.к. много вкладываю в человека, который ко мне приходит. Я когда-то работал по 4 часа, но сегодня я бы не смог, потому что у меня особый вид включения в человека и лечения. Что делать человеку, который занят и 8, и 10 часов на работе, где он должен вкладывать очень много своего интеллекта, душу и сердце? Такова сегодняшняя жизнь, специально таким образом созданная для нас, чтобы мы именно продирались через тернии. Но, если человек у меня спрашивает о том, что лучше выбрать: какую работу, какую специальность, куда идти учиться и т.д., — и если этот человек будущий каббалист, то я ему советую что-то попроще или что-то подальше, отдаленнее от людей. Даже тот же бухгалтер, по крайней мере, работает с бумагами, у него загружена только голова, он не подключает к этому сердце и т.д. Все это — проблема нашего мира, и специально сделано. Не надо смотреть на это, как на помеху вообще, а смотрите на это как на помехи, которые помогают жить: жена, семья, общество, государство — это все помехи, с помощью которых мы должны идти к Творцу. И они нас выравнивают в итоге и помогают найти правильный путь. Вопрос:Получается, что практически невозможно сочетание ответственной работы и серьезного изучения Каббалы? Сочетать серьезную работу и путь к Творцу — это крайне трудно, я даже не представляю как. Ведь у человека, на самом деле, одно желание — это просто желание, а путей наполнения этого желания — множество. Я могу наполнять свое желание пищей, семьей, работой, еще чем-то и духовным (духовное наполнение). Но, если духовное наполнение начинает перевешивать, то, поневоле, остальные пути наполнения «падают»: семья — это уже не так важно, работа — не так важно, товарищи — бывшие, о родственниках — вообще забываешь, остается только одно — связь с Творцом. Человек не может быть одновременно в нескольких желаниях. Мыслить — да. Можно думать одновременно о чем-то еще, есть такие возможности у людей, но это уже относится не к душе, не к желанию, а к обработке информации, как в новых компьютерах: одновременно обрабатываются несколько видов информации. А в сердце у нас такого быть не может, желание — оно в данный момент работает одно, поэтому поневоле все остальное «падает». Мы это видим по каждому из нас, и надо принять это во внимание. Значит, что надо делать? — Надо вовремя подстраховываться. Как? — Надо подобрать себе такую должность, чтобы не быть ответственным за какие-то большие и очень серьезные проекты, надо стремиться больше к механической работе, чем к творческой. Но, конечно, будет проблема с зарплатой, однако тут уж ничего не поделаешь. Вопрос:О семье… Занятие Каббалой нисколько не умаляет твоего отношения к семье. Естественно, что не может человек одновременно… У нас нет двух сердец, сердце — одно. Но это не значит, что ты стал меньше любить семью. Однако большее желание, большее чувство — к Творцу — перевешивает, оно не оставляет тебе много места в сердце для семьи, для детей. И хотя ты их любишь, это выпадает из поля твоего зрения. Поэтому надо делать себе какие-то напоминания о необходимости выполнения своих обязанностей в этом мире: на работе, перед женой, детьми, перед родителями. Никуда не денешься — это надо. Но они должны понимать, что главное для тебя — это духовное развитие, и что ты только можешь, отдаешь им. Вот и все. Конечно, наша жизнь не такая, как была раньше. Я еще застал тех каббалистов, когда 25-30 лет тому назад ездил в Иерусалим заниматься, у которых дом был поделен на две половины: на мужскую и на женскую. Отец жил со старшими сыновьями всю неделю в своей половине, ему и сыновьям приносили туда еду, и они там отдельно кушали. В субботу они совместно с женской половиной справляли трапезы. Так это было принято раньше. Сегодня группа должна заботиться о том, чтобы ее члены поддерживали правильные отношения в семье. Каждый должен об этом заботиться — это часть его обязанностей в этой жизни, он не может от нее отклониться, иначе не найдет правильного пути к Творцу. Например, мой Рав не брал к себе неженатых учеников. Жена настолько мужа исправляет, что без нее он не обратится к Творцу. Мы говорили о том, что надо обратиться к Творцу с правильным МАНом. Так вот, без жены этого не произойдет. Без жены как без головы — она тебя направляет. Настолько это важно. И то же самое касается работы. Если человек не работал, мой Рав не хотел с ним разговаривать. Все. Не говорится о заработке — иди работать, можешь деньги не получать, но работать ты обязан, ты обязан вкладывать свои усилия на животном уровне этого мира, таким образом этот мир устроен. Ты должен спать, ты должен есть, ты должен работать, ты должен жить в семье, кроме того, еще и в группе, и из нее, из всех этих составляющих подниматься к Творцу. Вопрос:Насколько могут муж и жена совместно идти по пути к Творцу? Идеальные отношения между мужем и женой — если они максимально поддерживают друг друга в пути к Творцу. Один раз — «падает» муж, второй раз — «падает» жена, и один другого поддерживает, всегда желание к Творцу кого-то из них определяет отношения между ними, это в идеале. Если женщина против, она может совершенно не принимать в этом участия, но должна спокойно соглашаться с тем, что делает муж — этого достаточно для того, чтобы сохранить семью. Если она не разрешает ему заниматься Каббалой, т.е. против его духовного развития, желает, чтобы еще и его душа принадлежала ей, а она — не Творец, в таком случае надо от нее бежать, в таком случае я за развод. Вмешательство супругов в духовную работу друг друга разрешается и поощряется, если это вмешательство обоюдное и приводит к движению к общей Цели. В таком случае муж и жена — они как один человек, это не пара, это просто одно общее создание. Возможно и такое в идеале. Я не знаю, как это было у Авраама с Сарой, и более поздние примеры об этом не говорят. То есть из истории нам этого практически не видно. Была одна пара — дочь моего Рава со своим мужем. Они действительно, говорят, были едины, действительно оба стремились к духовной цели, и помогали, и были в этом деле откровенны и связаны друг с другом полностью. Оба умерли в раннем возрасте (около 30-ти лет) от рака, внезапно, один за другим, оставили двоих маленьких сыновей. А бывает, что жена является мужу «помощником наоборот, против» (эзэр кэ негдо), когда «против» — это хорошо. Вопрос:С помощью каких действий мы можем скорректироваться, чтобы не сбиваться с правильного пути? Механических действий. Вовремя корректировать себя, чтобы не сбиваться с правильного пути, — это, в принципе, самая главная наша задача. Значит, для того, чтобы вовремя напоминать себе, получать от группы правильное возбуждение, которое в итоге выводит меня на Творца, правильно просить о получении исправления, мне надо вокруг себя установить всевозможные механические знаки, напоминающие об этом, а также иметь товарищей. Механические знаки — это некое расписание занятий, встреч, трапез, совместных работ, то есть механические рамки, которые меня все время обязывают быть, что-то делать, куда-то идти и т.д. Когда я что-то делаю согласно этим земным, неживым рамкам, я начинаю сталкиваться со своими товарищами: в группе, во время занятий, в совместных работах и т.д., — и надо побольше создать себе таких возможностей, «симаним» — знаков, напоминаний: обзванивать друг друга, посылать сообщения, если возможно, читать статью во время обеденного перерыва. Кроме того, самое главное — это занятия утром и обязанности после работы вечером: куда-то ехать, что-то делать. Кроме этого, у нас практикуется обязательное написание статей на определенную тему: одну страничку, например, о величии Творца в течение недели. Человек уже начинает ходить с занятой головой — что писать. Это хорошо, давит. Есть обязанность — каждому перевести статью с иврита на русский и т.д. Такие постоянные обязательства и формируют человека, и их очень много, я даже всего не помню. Каждую пятницу летом мы едем утром на море, все вместе после урока. То есть это организация, это надо просто организовать. Поэтому, когда я говорю о предприятии, я имею в виду все то, что входит в четкий, жесткий режим, для того, чтобы напомнить человеку о его обязанностях и таким образом создать в нем предпосылки еще и еще раз обратить внимание на товарищей, и на себя, и на Творца — для этого нам нужны эти рамки. Эти рамки мы называем предприятием, потому что они неживые, это не товарищеские отношения. Товарищеские отношения для начинающих могут стать такими вольготными и такими ненормальными, из-за чего можно все, что угодно, подумать и как угодно их повернуть. А когда это четко сделано по образу и подобию предприятия: есть задания, есть рамки, есть расписание, и ты не можешь и не имеешь права, как на любом предприятии, это нарушать, — это дает человеку возможность внутри этого очень часто и правильно возвращаться к Творцу, к мысли о Цели и т.д. Это его обязывает, это его организует и, в итоге, приводит к лучшему результату. Сегодня вы можете спросить у наших ребят, как мне было трудно это ввести. Они не понимали, хотя мы прошли до этого всевозможные варианты построения групп, деления групп, связей между нами и все, что угодно, — все равно это понятие «предприятие» очень трудно входило. А сегодня мы понимаем, что не смогли бы ничего организовать, если бы не действовали четко по расписанию: у каждого не было бы своей обязанности, каждый не был бы в графике. Мы бы не подняли даже того, что вообще каждый день делаем, не говоря уже о таком мероприятии, которое сейчас проводим. В каждом отделе есть свое расписание, в каждом отделе есть определенная потребность в бюджете, количестве людей для выполнения задания и т.д. Одним словом, все это, как на предприятии, насколько мы можем это сделать, насколько мы это понимаем, но мы к этому стремимся. Таким образом, организация внешних рамок, а потом организация отношений между товарищами, так, чтобы каждый был примером для других, — это все напоминает об устремлении к Творцу и показывает, как надо это делать, реализует единственную нашу свободу воли — выбор правильного, оптимального, максимально эффективного окружения. Вполне возможно, что завтра, послезавтра мы увидим уже новые формы, о которых сегодня не знаем. И желание максимально использовать то, что мы на сегодня понимаем, быстрее приводит нас к следующим формам. Вопрос:Если в группе есть один или два лидера, и они находятся в падении, не в состоянии показывать группе пример? Я надеюсь, вы скоро выйдете на такой уровень, когда ваши падения будут такими, что группа не будет этого видеть, замечать. Это происходит, когда человек с экраном, владеет собой. А пока нужна просто взаимопомощь. Если, во-первых, два человека одновременно находятся в таком состоянии, и в группе не могут друг друга поддержать и возбудить взаимно, значит, неправильно построена общая работа в группе, группа неправильно организована, неправильно организованы рамки занятий, действий, распространение и пр. Не бывает такого, чтобы все в группе одновременно падали, группа (как мой Рав говорил всегда) — это как танцующие в кругу: взявшись за руки, один подскакивает, второй приседает, один вверх, другой вниз, и все таким образом друг друга держат. Не бывает такого, чтобы все одновременно поднимались или опускались. Свыше, если вы правильно продвигаетесь, вам всегда дают отработать. Как в моторе, поршни ходят туда-сюда, каждый в своем состоянии, и поэтому непрерывно крутится коленчатый вал — вот таким образом работает группа. И чем больше членов группы, чем больше размах, тем больше, конечно, и падения, и подъемы, и тем ось, все-таки, крутится быстрее. Иначе, неправильно создана группа, неправильно работают в ней между собой. И, наоборот, если группа правильно работает, то все будут попеременно в подъемах и падениях, в глубоких, хороших, кратких, эффективных, чаще будут напоминать друг другу о Цели, быстрее будут сменяться состояния, быстрее будет крутиться «ось», быстрее будет движение вперед. Вопрос:Надо ли менять группу, преподавателей? Группу надо менять постоянно, т.е. изменять. Говорится, что каждый день человек — это новый человек, он просыпается с новым сердцем, с новыми мыслями. Он может в течение дня меняться по нескольку раз, каждый раз обновляя решимо, свое отношение к Творцу, и, исходя из этого, у него будут другие отношения к группе и к товарищам. Отношения в нашей плоскости должны изменяться в соответствии с отношением к Творцу, исходя из этого. И поэтому требования к группе у вас должны быть постоянно другие, новые, и группа должна, в соответствии с этим, меняться, а вы должны требовать и получать отнее каждый раз новое. Это и называется «выбор новой группы». Если вы перейдете в другую группу, вы найдете там те же проблемы, ту же работу, совершенно те же обстоятельства и те же отношения между людьми, ничего другого не будет. Немножко будут сдвиги, но очень земные. Отношения между людьми, тем более духовные, не меняются, не зависят от того, где вы находитесь, в какой стране, какой вы национальности, кто у вас в группе, из каких людей она состоит по возрасту, по ментальности — это чисто внешние вещи. Таким образом, отношения между людьми и духовные проблемы взаимного роста, общего роста, будут одинаковыми. Поэтому нечего искать на стороне чего-то другого. Вы можете попробовать, но увидите, обнаружите то же самое, если, конечно, это одна из наших групп, а если нет, то вы увидите совершенно не ту методику, совершенно не то, что у нас. Может быть, вам там будет и лучше — это ваше дело. Я же говорю о наших группах, что менять одну группу на другую смысла вообще нет. Если вы уже оказались в какой-то группе, как правило, вам это с неба подставили, остальное зависит от вас. Бывает, конечно, такое, что человек не понимает ментальности членов группы, не может с ними контактировать, они совершенно непонятные ему люди. Тогда, действительно, надо что-то, может быть, более близкое искать. А вообще, вся работа заключается в том, чтобы изменять окружение под себя, и в этом действительно наша единственная свобода воли. Вопрос:Вы говорили, что есть у нас такие свойства, качества: зависть, стремление к наслаждению, стремление к почету. Если мы ими правильно пользуемся, они нас продвигают. Как правильно использовать эти качества, стремление к почету в группе, так, чтобы они меня продвигали? Стремление к почету очень положительно… Вообще, отрицательного ничего не создано. В нашем мире, до махсома — это все наши природные свойства, они отрицательные — отрицательного приложения, выражения. Выше махсома все они оборачиваются положительным, ни одно из них не пропадает, а только меняет свое применение. Если ты применяешь «ради других» вместо «ради себя», то сразу же меняется все, и все отрицательные свойства, движения, силы обращаются в положительные. Стремление к почету, к славе, к власти — это, практически, стремление стать подобным Творцу. Попробуй это сделать, только не ради эгоизма, а ради альтруизма. Тогда ты сможешь этими своими свойствами, качествами на самом деле насладиться, на самом деле их реализовать, иначе ты ничего не сможешь с ними сделать, иначе они будут только бить тебя в ответ за то, что ты будешь пытаться ими пользоваться. Вопрос:Бывает ли правильная зависть, стремление к почету? Правильное стремление к почету — это вместо того, чтобы почитали меня, почитали то, что почитаю я — Творца. Это то, что мы должны сделать в группе, это то, что мы должны подсознательно, ненавязчиво, скрыто, в общем-то, неявно привносить в группу. То есть, если я пытаюсь завоевать внимание и уважение своих товарищей не прямым, грубым методом, то я это делаю для того, чтобы они обратили на меня внимание, чтобы обратили внимание на мое уважение к Творцу. Правильное воздействие на товарищей, чтобы они в ответ среагировали на меня, — это единственное, что есть у нас в итоге. Все остальное — это только вспомогательные вещи. Я должен прийти к такому действию. Вопрос:А если я считаю, что товарищ сидит и увлекается знаниями, могу ли я повлиять на него, или даже не пытаться? Мы ничего открыто, явно товарищу не говорим, если он увлекается знаниями. Есть такие периоды у каждого человека, когда его больше тянет к знаниям, чем ко внутренней работе. Мы не можем в это дело вмешиваться, это не наше дело совершенно. Мы должны, в общем, в группе поднимать величие Творца — это самое главное, это вообще единственное, на что мы должны смотреть, на что мы должны направить свои глаза, сердце. И этот идеал, эта Цель, все время должен в группе гореть. Все. Если это в общем будет идеей группы, будет воздействовать на всех, то мы не имеем права вмешиваться. У каждого из нас бывают различные периоды, различные внутренние свойства, и в какой-то смеси они там внутри должны пройти исправления. Мы о себе-то ничего незнаем, тем более о других. И единственная забота — это величие Творца, чтобы самым главным это было, определяющим во всех наших мыслях, действиях, поступках, т.е. мотивацией того, что мы думаем, делаем. Если человек пытается так поступать, он, в итоге, приходит к возбуждению, называемому «я болен любовью» (холат ахава ани), и с этим он проходит махсом. Вопрос:Роль преподавателя в группе — она такая же, как остальных членов группы, или он должен делать что-то специфическое? Роль преподавателя в группе — это преподать группе основы Каббалы, т.е. Птиху не в полной, не в тяжелой, не в глубокой форме, прочитать вместе с группой и объяснить ей, как читаются первоначальные, основные статьи, письма, чтобы люди могли сами продолжить чтение. Этому надо обучать. У израильтян, которые приходят к нам заниматься, уходит полтора-два года на то, чтобы начинать правильно читать текст, понимать вообще, что там написано, т.к. они читают на иврите, без комментариев первоисточники — то, что писали Бааль Сулам и Рабаш. Преподаватель должен обучить этому всему, как грамоте обучают человека, после чего он сам уже может читать книги. Надо обучать правильно понимать материал, читать книги, чертежи. Надо направить ученика так, чтобы он правильно трактовал чертежи и термины в книге: верх-низ, сближение-удаление, вправо-влево, меньше-больше, свойство отдачи и свойство получения и т.д. Показать ему, что, в общем-то, все эти параметры с математического языка надо переводить на язык чувств, чувств отношения с Творцом. Есть формулы, но эти формулы как бы нашего психологического внутреннего состояния относительно Творца, по этим формулам мы должны себя настроить, как настраивают музыкальный инструмент, чтобы войти в определенный контакт с Творцом. Таким образом устроены тексты каббалистических книг, чертежи и графики, таблицы — это надо человеку объяснять, и не один раз. До тех пор, пока в нем это не начнет реализовываться, он должен об этом слышать. Самая главная работа преподавателя — это организация группы, потому что это совершенно противоестественное дело, и у людей об этом тысячи всяких представлений, кроме правильных. Вроде бы всем ясно, что такое группа — товарищи, вместе сидим занимаемся, проводим досуг, уважаем друг друга и т.д. На самом деле, формирование группы — это самая большая проблема, которая, в принципе, занимает все время, но это самая главная, единственная работа, от успеха которой все и зависит. Если группа правильно сконцентрирована вокруг каждого из ее членов и дает каждому члену хорошее наполнение, то у него возникает правильное устремление, обращение к Творцу, и все в порядке и приводит к правильному результату. Если этого нет, то 0% успеха. Значит, что должен делать преподаватель? Если, допустим, мы посылаем преподавателя в какую-то страну, он должен организовывать новые группы, он должен им преподавать Птиху, письма и т.д. Это я пытаюсь сейчас сделать на виртуальных уроках, но я не могу заменить преподавателя в организации групп. Все можно преподавать по телефону или каким-то другим образом, но группу так не организуешь. Дать дух группе можно только через человеческие отношения в ней. Если преподаватель может это сделать, значит, он— преподаватель. По этому, именно по этому результату, мы и ценим человека, и ни по какому другому, — создать группу, в которой была бы развита духовная взаимопомощь. Если человек это умеет делать — ему нет цены. В нашем мире это единственная необходимая работа, с моей точки зрения. Вопрос:Вы сказали, что нужно давать пример, воодушевлять группу в отношении к Творцу… Если я 24 часа работаю в Центре и при этом вижу своих товарищей в работе, то у меня возникает вопрос: ради чего они это делают? Я проникаюсь их силой к Цели, их устремлением, мне не надо от них ничего слышать, я вижу, как они самоотверженно работают. С какой стати, например, им нужно обслуживать гостей, приехавших из Америки? Что они от этого имеют? Что в них горит, что в них есть? Когда ты смотришь на них, ты начинаешь проникаться их устремлением к Цели. Вот это и надо. Поэтому намного предпочтительней общение с ними на уровне чистки картошки, чем сидя за столом со всякими умными книгами. Вот и все. Когда ты вместе с книгой — ты один. Ты можешь быть наедине с Творцом, когда ты вместе с книгой. Но есть ли у тебя для этого подготовка? Принял ли ты от товарищей какие-то их желания, возбуждения? Если ты не смог этим проникнуться, тебе нечего садиться за книжку. Ты садишься за книжку с тем желанием, которое тебе изначально дал Творец, оно не достаточно для того, чтобы подняться… Не то что недостаточно, с ним нельзя подняться ни на миллиметр выше, потому что это не твое желание. Творец тебе дает желание не к Себе, в общем-то, а к тому, чтобы ты обратился к группе, получил от них желание, с которым поднимаешься к Творцу, и это желание будет твоим, потому что ты должен для этого заплатить группе своим усилием, ты должен себя понизить, не считать себя выше, ты должен свой эгоизм немножко придавить, войти с товарищами в одну работу, в одну плоскость, и даже ниже их, чтобы оценить их, чтобы уважать их, чтобы увидеть, насколько они большие именно потому, что любую работу готовы сделать ради того, чтобы подняться к Творцу. То есть в итоге получается работа против своего эгоизма; ты готов поступиться своим эгоизмом, чтобы получить от них возбуждение к Творцу. Вот тебе действие уже, в общем-то, альтруистическое, уже духовное, а отрабатывается оно на товарищах. Вопрос:Почему, когда мы сейчас находимся все вместе и вроде бы у нас общее желание, человек вдруг ощущает, что он как бы выпадает из этого, пропадают всякие желания, ему хочется спать, или ходит «запутанный»? Это — быстрая смена состояний. Есть люди, которые здесь переживают целые внутренние революции. Есть люди, которые по нескольку часов, ходят как бы в полусознании, в забытьи — настолько сильные ощущения и быстрые внутренние перемены они сейчас проходят. Мы знаем, что человек, начинающий заниматься Каббалой, проходит в себе определенный этап, когда неявно, неясно представляет себе, где именно он существует, — какая-то такая внутренняя сумятица. У каждого она более или менее проходит. У одних — очень бурно, сильно внутри, и даже снаружи они как полупомешанные, у других — это более спокойно, кто-то это, может быть, больше скрывает, кто-то нет, но это происходит. И это — в начале пути. И когда попадаешь в такое место, и ты не готов, келим еще маленькие. Мы притягиваем здесь сейчас очень сильный свет, желания огромные, вместе сконцентрированные, и в наших общих действиях, замыслах, во всем, что мы сделали, во что вложены огромные материальные, физические усилия, — все это дает результат, ничего не сделаешь. Мы увидим результат этого и после того, как уедем отсюда. Состояния быстро меняются и должны еще быстрее меняться. Практически, на сегодняшний день мы могли бы дойти до такого состояния, что, открыв любую часть «Талмуда Десяти Сфирот», буквально десятки страниц могли бы пройти за день и пережить в себе эти состояния, подняться, допустим, с точки до катнут, до гадлут и пройти все это в себе, увидеть, ощутить. В таких совместных собраниях, как сегодняшнее, этого можно достичь. Этого можно достичь, даже если нам еще не положен постоянный экран. То есть именно общим огромным усилием можно временно выйти в духовное пространство, в духовное ощущение, а потом снова опуститься, но можно. Вопрос:Почему, в процессе изучения Каббалы, вначале схватываешь намного больше информации, но позже уже читаешь не десятки страниц, а буквально 2-3 абзаца вдень, и больше просто не способен? Чем это можно объяснить? Начинающий, конечно, глотает страницы, пытается сначала и с конца книгу прямо в себя вобрать. Когда проходит период информационного насыщения, вместо желания информации включается желание ее каким-то образом понять, но мысленно этого невозможно сделать. Если бы после разума, после мозгов, у нас не начинало работать сердце, мы бы остались на самом низшем уровне. Сказано «лев мэвин», — т.е. «сердце понимает», а не голова. Голова только пропускает и обрабатывает нашу информацию, но картина создается на чувствах, в желании, в сердце. Это мы как-то в нашем мире, в нашем веке привыкли к тому, что информация, запись, память (как в компьютерах) — это да, а сердце (чувства) — это что-то детское, женское, пренебрегаем этим. На самом деле, Малхут, сама по себе, не может ухватить информацию, если у нее нет связи с Биной, потому что сама по себе она — просто память. Запоминать конкретно какие-то соотношения, каким-то образом градуировать их, давать им оценку по шкале ценностей, сопоставлять — этого Малхут не в состоянии делать, это в состоянии делать только свойство Бины в ней. На сопоставлении Малхут и Бины и рождается правильное восприятие, т.е. это все должно одновременно действовать. Поэтому, когда человек приходит в Каббалу, он просто хочет всю информацию проглотить, как компьютер при загрузке данных. Но затем, когда человеку надо всю эту информацию сопоставить, он приходит к необходимости ощутить или подсознательно начинает стремиться к ощущению. А может, и не начинает стремиться, но поневоле происходит в нем такой процесс. И поэтому уже впоследствии он не читает много, он читает уже несколько абзацев, несколько строк. У меня с Равом были такие упражнения: когда где-то в парке мы садились на скамейку, он вытаскивал из кармана маленькую книжечку псалмов (теилим) и вслух читал одну строчку, и после этого мы с ним час молчали. То есть этой информации достаточно, чтобы ею жить практически сколько угодно времени. Все это происходит постепенно в человеке, потому что подготовка в нем есть, достаточное количество информации есть, развиваются чувства, т.е. связь Малхут с Биной, в результате общения в группе, учебы и т.д. В нем эти зачатки уже появляются, и поэтому достаточно небольшого абзаца… Ведь даже в любой науке нашего мира, если ты говоришь со специалистом, тебе с ним достаточно выбрать какой-то небольшой сектор в науке, и вы туда можете углубляться и прямо в этом жить. Этого достаточно, если вы оба специалисты именно в этом. А в духовном это тем более работает. Поэтому не надо оценивать свое состояние по тому количеству материала, которое ты можешь заглотать, это совершенно неправильно, надо оценивать его наоборот — по той глубине мыслеощущения, которое в тебе может вызвать каждое слово, и не забывать, что именно на сопоставлении Бины и Малхут происходит настоящее понимание. Даже в нашем мире любой специалист ощущает то, что он делает. Например, слесарь, рассматривая болванку, чувствует ее внутри: как она сжимается, как она деформируется, как она «реагирует» на то, что он делает с ней. Все построено на чувствах, мы от этого никуда не денемся. Поэтому нам надо беспокоиться о правильном сопоставлении Бины и Малхут. И для этого мы сначала читаем какую-то статью, потом учим «Талмуд Десяти Сфирот», а затем работаем с товарищами в Центре и т.д., т.е. сопоставляем все это. Тех, которые только занимаются и ничего при этом не делают ни в общении, ни в распространении, не обслуживают группу, по мне, пусть их даже не будет — это просто совершенно ненужный балласт. Только с надеждой, что они когда-нибудь это поймут, мы таких людей не выбрасываем, но в принципе, они у нас долго не задерживаются. Вопрос:Ощущения, чувства и восприятие — это одна и та же категория или разные? Я не могу об этом сказать, каббалисты вообще очень скупые на слова и одним словом выражают, может быть, тысячи всяких разных внутренних эмоций, и не пытаются найти этим различным оттенкам особые выражения, особые слова, потому что, если ты находишься на уровне этого текста, то понимаешь, о чем идет речь, если ты не находишься, то не понимаешь. Например, если ты не разбираешься в различных видах рыбы, не понимаешь, какая разница между ними, тогда, что бы тебе ни сказали: форель, карп, окунь и т.д. — это все для тебя просто рыба. То же самое здесь, нам говорится: кли, ор, масах, авиют такой-то, решимот такие-то — для нас это просто слова, а на самом деле там… внутри оттенки, против которых наш мир кажется маленькой черной точкой, если вообще даже таковой, несмотря на то, сколько мы якобы оттенков в нем испытываем. У нас просто нет кли для ощущения духовного мира, лишь по мере продвижения происходит расширение, и ты уже видишь, как становишься богаче, в тебе как бы раздвигаются внутренние стенки. А если ты входишь в духовный мир, там миллиарды оттенков по глубине. И по этой причине каббалисты даже не пытаются найти для них слова, в нашем мире нет слов для выражения духовных ощущений, поэтому принято говорить «свет и его всевозможные категории: 1, 2, 3, 4» и все. Вопрос:В соответствии с духовной работой человека меняется ли его личность, т.е. становится ли он добрее, вообще, как-то меняется? В человеке ничего не меняется. Ничего не меняется — каким ты был, таким и останешься. И ничего в тебе не изменится, кроме связи с Творцом и, в соответствии с этой связью, твоего отношения к миру. Но ты не станешь больше любить мир внешне, в земном проявлении, никто этого не увидит и не узнает. Ты станешь, может быть, жестче к миру и к окружающим. А самый жестокий в этом — Творец, это Он все делает. Человек, который поднимается, выполняет исправления за себя и за мир на духовном уровне, там, где этого не ощущается, он относится к миру в меру своего духовного уровня. Если мы достигаем 20-ой ступени, то видим, что Творец нас немножко любит, 30-ой — еще больше любит, 40-ой — еще больше любит, самой последней — абсолютная любовь. Чем ниже я спускаюсь, вижу — Он меня меньше любит, еще ниже — Он меня ненавидит: какие страдания, какие испытания Он мне посылает, какие-то катастрофы, уничтожения — все, все это делает Творец. Значит, отношение мое к Творцу, раскрытие действия Творца зависит от моего духовного уровня. Как я двигаюсь вот по этой шкале, вверх или вниз, так я это и ощущаю, в соответствии с этим я меняю свое отношение к Творцу, меняю отношение к человечеству. Значит, Творец, если я становлюсь Ему подобным на какой-то ступени, на 20-ой, допустим, проявляется мне, как Любящий меня, и я в этом случае в той же мере проявляю себя любящим относительно Него. Если я уподобился Творцу на какой-то ступени, то я отношусь к человечеству, которое находится на нулевой ступени или на минус 10-ой, так же, как к этому человечеству относится Творец. Только Творец относится с плюс Бесконечности к минус 10-ой ступени человечества, а я с 20-ой — к минус 10-ой, т.е. не настолько вредно, как Творец, я отношусь к человечеству. Я, на своей 20-ой ступени, исправляю себя и помогаю всем остальным душам исправиться, подтягиваю их наверх. Но от этого я не становлюсь добреньким и слезливым, помогающим людям на их земных уровнях, потому что этим я, в принципе, только наоборот, наврежу им, так как буду как бы компенсировать то зло, которое Творец делает им. Исправления и помощь людям могут быть только на духовных уровнях, там, где я нахожусь, когда я поднимаюсь, там я произвожу свои действия. И на уровне нашей Земли никто этого никогда не увидит, никакого внешнего проявления нет. И если Творец будет жесток с людьми, я соглашусь с действиями Творца, буду оправдывать Его действия. Это звучит ужасно, но когда поднимаешься выше махсома, оправдываешь действия Творца. Из доброты это происходит (что вообще непонятно нам), а не из чувства какой-то ненависти, зависти, эгоизма или чего-то еще. Из — доброты, из любви — просто невозможно это высказать. Внешне по каббалисту никогда не видно, что он находится в исправленных, альтруистических, добрых, любящих чувствах ко всем, потому что он таким ощущает себя, и видит, и знает. Он действует относительно наших душ, т.е. исправленных качеств, если они есть, а неисправленные, наоборот, его не касаются. Сказано об этом в Торе очень просто: «Уменьшающий наказание — ненавидит своего сына». Вопрос:А если по мере продвижения, по мере учебы у человека возникает желание к большему исполнению Торы и заповедей, на механическом уровне? Я надеюсь, что мы создадим такую каббалистическую литературу, в которой не будет упомянута ни Тора, ни заповеди, вообще никакие термины, которые относятся к земным и религиозным. Тогда Каббала будет действительно наукой, методикой, и никоим образом ее не будут связывать с какими-то внешними атрибутами, с иудаизмом и т.д. Но в наше время, пока еще этого не произошло, и вся Каббала написана на языке ветвей, человеку, изучающему Каббалу, кажется, что во внешних действиях есть какой-то смысл, и он стремится к их выполнению, иногда такое бывает. Или люди считают, что для того, чтобы быть каббалистом, надо пройти гиюр, делать все, что делают набожные евреи, хотя это не имеет никакого отношения к Каббале. Если бы у меня была такая возможность, я бы вообще переписал все эти книги, так, чтобы там даже не упоминалось о том, что методика называется Каббалой. Человеку нужна методика связи с Творцом и все. Мы через тысячи лет должны были пронести это для человечества, когда оно достигнет своего нормального эгоистического развития, когда ему это станет необходимым, и тогда отдать. Сейчас мы это и отдаем, и происходит пока вот такая передача. Но она потихоньку будет трансформироваться в совершенно другой язык, Каббала выделится (она и так никогда не была связана с народом) как совершенно чистое, не относящееся, в общем-то, к самому народу, послание через 4 тысячи лет от Авраама к нашему времени. Само это знание, по сути дела, возникло вместе с человечеством, и оно должно было пройти, пронестись через все этапы развития эгоизма в человечестве, до такого времени, когда человечество войдет в 4-ую стадию и должно будет уже эту методику осваивать. И пока человечество проходило этапы своего развития, эта методика описывалась в религиозных терминах. Но разве в книге Авраама «Сэфэр Ецира» есть какое-то упоминание о заповедях? Позже все это выразилось в таком языке. И если этот язык путает человека, то он должен потихоньку меняться. В этом и заключается, в принципе, гениальность Ари, который, будучи первым на границе перехода между 3-им и 4-ым уровнями авиюта (начиная с него поэтому и разрешено стало изучать Каббалу всем), уже смог написать Каббалу на совершенно другом языке. Он начал придавать Каббале научный язык: авиют, ступени и т.д. — насколько это мог. Это все делается постепенно, по мере развития эгоизма. Язык становится все более и более точным, научным, оторванным от всяких обычаев в нашем мире. Бааль Сулам сделал это в «Талмуде Десяти Сфирот» — практически полностью перешел на научный язык: все разделено на цифры, на буквы, и почти не употребляется то, что якобы связано с механическим выполнением заповедей, что может запутать человека. Он создал словарь и комментарии на каждое слово, на каждое действие, сделал чертежи. Я думаю, что в наше время, может быть, даже в этом поколении, будет написана такая книга, которая не будет вообще привязана ни к какому языку. Она будет как чистое знание, полученное с неба, как методика связи с Творцом. Она не будет никоим образом обращать человека, по ошибке, ни в одну сторону нашего мира, в нашу плоскость (например, к исполнению заповедей), не будет даже возбуждать связи внутренней работы с телом, при чтении этой книги у человека не будет возникать такой мысли, он будет понимать, что все эти действия он должен производить внутри себя, что свое сердце с Творцом он должен связать. Я надеюсь, что мы сможем это сделать, сможем написать такую книгу (по крайней мере, создать уже какие-то предпосылки к этому). И тогда не будет вдруг возникать в людях, изучающих Каббалу, желания становиться верующими. А кто уже был верующим, пускай остается при своем, это не имеет значения, как пишет Бааль Сулам: если человеку хочется выполнять какие-то обряды (а я не думаю, что такие будут), пусть это делает на уровне нашего мира. Все эти обряды нужны были только для того, чтобы стеречь народ в каких-то границах, рамках, для того, чтобы через тысячелетия через эти рамки передать сообщение, методику, самому последнему поколению, и все. И практически, надобности в этих рамках больше не будет. По мере того, как человек будет находить связь с Творцом, заповеди и потребность в их выполнении отомрут. Те, кто занимается Каббалой, начинают чувствовать, что уже не могут вместе с остальными молиться, уже не хочется. Таким образом, естественным путем, как связь с Творцом, как развитие духовного в человеке, отбрасывается, оставляется весь этот мир: человек как бы поднимается вверх, а все прочее остается на земном уровне. Вопрос:Они должны оставаться в рамках своей религии? Как они должны оставаться, меня не интересует, в каком угодно виде пускай остаются. Я рассказываю о Каббале миру. Тот, кто может воспринять, — может, тот, кто нет, — нет. К нам приходят ортодоксальные верующие, потихонечку, чтобы никто не знал. Человек не может поступать иначе, если в нем заговорила точка в сердце. Он приходит ко мне, как мальчишка, а на самом деле знает всю Тору в тысячи раз лучше меня. Он приходит спросить о духовной работе. У нас есть священник из Болгарии, он перевел на болгарский язык мои 4 книги. Он с трудом выполняет свои обязанности, с трудом: нет сил, невозможно это делать… Но все должно происходить естественным путем, я никому из них не говорю, чтобы отказывались, ни в коем случае. В той мере, в которой человек хочет еще находиться на таком уровне, пусть делает, что хочет. Но в итоге все земное обращается в ноль: жена, дети, работа — все. Что уж говорить о каких-то просто механических процедурах? Поэтому ортодоксальный иудаизм так против Каббалы, и он прав. Поэтому каббалисты всегда должны были быть обособленными, и их специально изолировали, что только с ними не делали, они — просто язва внутри общества, смерть для неживого уровня. Вопрос:Но остальная масса, которая не в Каббале, она же должна жить в каких-то моральных рамках? Моральные рамки для массы, которая вне Каббалы, должны быть, и эти рамки сделаны. Но когда в человеке возникает эгоизм больший, чем на неживом уровне, то никакие моральные рамки уже ограничить тебя не могут. 200 лет назад был период, называемый «Аскала» (просвещение, просветительство). Несмотря на то, что евреи находилась в изгнании, в местечках, среди враждебного окружения, однако третья часть народа, в том числе ортодоксальные евреи, выходила из религии, потому что окружающий народ был более эгоистичным, развивался быстрее, быстрее всех подошел к рубежу этого эгоизма, и эта часть евреев мгновенно отошла от своих предков, пошла во внешний мир, и ничего нельзя было сделать. И сегодня то же самое. Так что нам не надо заботиться о том, в каком виде человечество существует, нам надо заботиться о тех, кто может уже духовно двигаться, а остальные… Сказано очень просто, что Творец не ведет расчета с телами. Расчет идет только относительно увеличения точки в сердце, ее развития. И все. Поэтому наш мир и кажется нам таким непонятным: что же с нами будет? А мы — это душа. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|