• Оценка результатов
  • Глава 5

    ИНТУИЦИЯ И ЭМОЦИИ В БИЗНЕСЕ

    Как приятно будет представить себе следующую картину: есть у вас такой компаньон, в силах которого снабдить вас всем необходимым, найти выход из затруднительных ситуаций, открыть перспективные направления работы и подсказать, каким образом их использовать.

    Как хорошо осознавать, что есть такой партнер, на помощь которого можно рассчитывать, находясь в любой ситуации.

    А ведь вы не ошиблись! Существование такого надежного друга давно доказано учеными мужами. Да, да, это уже известная вам интуиция. У всех великих людей (предпринимателей, спортсменов, актеров, государственных деятелей) есть такое правило: не оставлять без внимания подсказки интуиции. Примером тому служит жизненный путь многих знаменитостей. По словам Вольфганга Амадея Моцарта, вдохновение приходило к нему откуда-то изнутри. Сократ всегда выполнял советы своего внутреннего голоса. Своими успехами обязаны «шестому чувству» и Альберт Эйнштейн, и небезызвестный Генри Форд, а также Мария Кюри и многие другие.

    Генри Минцбергом, штатным обозревателем печатного издания «Гарвард Бизнес Ревю», было проведено необычное исследование. Вопросы задавались и высокопоставленным государственным служащим, и предпринимателям. Генри Минцберг сделал следующее заключение: каждый второй из интервьюируемых при возникновении каких-либо проблемных ситуаций, которые не в силах разрешить рациональное мышление, прислушивается к своему внутреннему голосу. Поэтому он считает, что тайна успешной деятельности зависит не от рационального мышления, а от тесного взаимодействия логического мышления и интуитивных способностей. Миллиардеру и родоначальнику CNN, одному из наиболее состоятельных людей планеты Теду Тернеру принадлежит следующее высказывание: «Проницательность и интуиция идут рука об руку». Однажды Конрад Хилтон оценил один из лотов, который выставлялся на публичных торгах, в 165 000 долларов. После пробуждения на следующее утро в его голове появилась новая цифра – 180 000. Все знали, что К. Хилтон постоянно слушает советы своего внутреннего голоса. Из-за этого его ставка выросла до 180 000 долларов. И он не ошибся, так как за этот лот на другой день предложили 179 000 долларов. В дальнейшем удачно приобретенный лот К. Хилтон реализовал за 2 млн долларов.

    Рей Крос стал собственником сети рестораций McDonald’s, следуя рекомендациям юристов и бухгалтеров, которые вели его дела. По его словам, он «спинным мозгом чувствовал, что это надежно». На сегодняшний день это предприятие приносит своему хозяину надежный и стабильный доход. Бизнес Кроса процветает. В свое время он приобрел несколько ларьков, где шла торговля гамбургерами, и до сих пор не жалеет об этом: в результате мир получил еще одного мультимиллионера.

    Индустриальные великаны, наводняющие Америку и Европу, не жалеют средств на развитие интуитивных способностей своих служащих. Примером тому служит руководство компании «Майкрософт».

    Если вы хотите достичь определенных высот в сфере бизнеса и предпринимательства, начинайте работу над своим самосознанием, восприимчивостью. Вам просто необходимо уметь держать свои эмоции под контролем и прикладывать все усилия для создания позитивных отношений. Вышеуказанные навыки «дают людям большую личную и профессиональную гибкость, жизненно важную для преодоления или предотвращения трудностей в период стремительных перемен». Эти слова принадлежат Брюсу Крайеру консультанту по результативности трудовой деятельности, который сотрудничал с группой компаний Fortunt 500.

    Если поразмыслить о том, каким должен быть успешный менеджер, служащий, советник, государственный деятель и любой другой, у кого есть желание быть хозяином жизни, то становится понятным то, почему человек должен обладать нижеперечисленными навыками.

    1. Самосознание. С помощью этого навыка человек устанавливает контакт главным образом с самим собой. Само собой разумеется, немаловажно иметь сведения о том, какие эмоции вы переживаете, в какое время, каким образом их можно расшифровать.

    2. Управление чувствами. Если человек научится контролировать свои эмоции, то это позволит ему заблаговременно быть в курсе того, какова будет его реакция на грядущие события, и предотвратить отрицательные результаты. При содействии этого умения можно достигнуть самого дна эмоционального источника: как раз оттуда приходят к человеку различные мотивации, при поддержке каковых он справляется с «темными полосами» существования.

    3. Впечатлительность. Это умение подразумевает внимательное и предельно чуткое отношение к чувствам, причем как своим, так и окружающих людей.

    4. Положительные отношения между людьми. Если человек имеет в своем распоряжении этот навык, то он вправе питать надежду на то, что его сотрудники или даже знакомые будут испытывать теплые чувства, вспоминая о нем. С помощью позитивных чувств вы легко преодолеете «цунами», которое является следствием межличностных отношений.

    Если человек начинает усиленно работать над тренировкой своих эмоций, он получает возможность работать, учиться и просто существовать в гармонии с окружающими. Его бизнес считается процветающим, а он, в свою очередь, с неизменным вниманием относится к интуитивными знакам. Люди, похожие на вышеописанных, стремятся воспитывать в себе надлежащие положительные эмоции:

    1) миролюбивое настроение;

    2) состояние влюбленности;

    3) готовность к сопереживанию;

    4) чуткость и отзывчивость.

    В то же время они стараются избегать таких негативных проявлений, как:

    1) неприятие самого себя и окружающих;

    2) депрессия и меланхолия;

    3) проявление сострадания к самому себе.

    Там, где есть место межличностному общению (на службе, в кругу домашних, в обыденных ситуациях), человек, который научился контролировать свои эмоции, неизменно отыщет компромисс в той ситуации, когда происходит столкновение выплескиваемых эмоций с предписаниями этикета. Так что не стоит удивляться тому, что именно этим людям в первую очередь достаются признательность и всевозможные блага.

    Неустанные попытки психологов увенчались успехом: к настоящему времени они сформулировали несколько советов, следуя которым, можно прийти к эмоциональному благополучию:

    1) старайтесь, чтобы контакт с вашими личными чувствами не ослабел. Для этого фиксируйте мысли, которые появились в вашем сознании, либо в записной книжке, либо на диктофоне, либо в компьютере. Выполняйте это каждый день;

    2) примените весь свой энтузиазм при выполнении какого-либо дела, тогда беспокойство и утомление вам не грозят;

    3) не позволяйте обманывать себя чувствам, которые можно разглядеть за посулами и действиями окружающих. Для этого проконтролируйте себя, задав себе любимому простой вопрос: «Какая причина стоит за определенным поведением окружающих?»

    Определить, на каком уровне находятся ваши эмоциональные способности, вам помогут задания теста, над разработкой которого трудилась известный психолог из Англии Джейн Стайн. Если, по вашему мнению, в строке написано «точно про вас», то напротив описания нужно поставить 1 балл.


    Оценка результатов

    1 – 5 – по размеру вашу способность контролировать свои эмоции можно сравнить с размерами бусины. Получается, что вы к себе не испытываете абсолютно никаких чувств. Почему-то вы считаете, что ваша жизнь окрашена в темные тона, и уверены, что должно быть именно так, а не иначе. Вы легко поддаетесь влиянию стрессовых ситуаций. Наверняка вы не можете похвалиться большим количеством близких вам людей и наличием единомышленников на служебном месте. Нет ничего удивительного в том, что вы некоммуникабельны и малообщительны. У вас часто появляется чувство дискомфорта, когда вас оставляют один на один с собственными волнениями и беспокойством.

    6 – 12 – можно уверенно утверждать, что вы незнакомы с таким чувством, как ненависть к самому себе. Вы всегда находитесь в окружении большого количества приятелей и сослуживцев, но загвоздка в том, что невезение влечет вас книзу, а потому вы начинаете чувствовать себя бесталанным и горемычным. Ив классе, и среди сослуживцев признанием вы не пользовались, да и в приказах о повышении вас обходили стороной. Иногда у вас возникает чувство, что другим достается то, что предназначено было вам. Вероятно, возникла необходимость восстановления равновесия: нужно выровнять чаши весов, на которых лежат собственные эмоции и чувства окружающих.

    13 – 18 – вам ничего не стоит заговорить с незнакомыми людьми, вы неплохо ладите с самим собой, вполне жизнерадостны, а пессимист из вас вряд ли получится. И все же вы можете время от времени поддаться депрессии. А в общем уровень ваших эмоциональных способностей очень даже высок.

    19 – 22 – вы можете гордиться собой: личность вы вполне уравновешенная, даже харизматичная. По словам окружающих, вы довольно популярный и ярко выраженный лидер. Вы останавливаете свой выбор исключительно на позитивных позициях даже в те моменты, когда расклад происходит вам во вред.

    emm2

    На эмоциях держится вся личная жизнь человека: мы с восторгом взираем на осенний парк или летнюю поляну, купаемся в любви и нежности со стороны близких нам людей, но вместе с тем огорчаемся, если замечаем безразличие со стороны окружающих. Именно мотивации эмоционально заряжают человека. В результате он поднимается с удобного дивана или стула и выполняет то, что в данный момент так необходимо воплотить в жизнь.

    Переживая определенные эмоции, человек вполне может испугаться или даже избежать какой-либо угрозы, если таковая существует. С их же помощью человек сможет почувствовать, когда необходимо дружеское участие или просто сочувствие.

    Хорошо развитое эмоциональное мышление оказывает содействие при решении любых задач, как на профессиональном, так и на житейском поприще.

    Если хотите быстро подниматься по карьерной лестнице, то необходимо наладить добрые отношения с сослуживцами и, само собой разумеется, с руководством. Есть необходимость научиться держать контроль над своими эмоциями тем, кто остановил свой выбор на профессии:

    1) учителя, куратора, консультанта;

    2) политика, юриста, министра какой-либо отрасли;

    3) психолога, социального работника;

    4) маркетолога, торгового работника, специалиста по общественным связям;

    5) посредника;

    6) секретаря и специалиста по работе с клиентами;

    7) административного работника.


    В жизни невозможно жить под колпаком, не испытывая каких-либо чувств и эмоций. По мнению ученых, человека вполне можно назвать самым эмоциональным животным. Эволюция не стояла на месте, так что и животным вполне по силам испытывать определенные эмоции: крысам знакомо предчувствие страха, а собаки, как и человек, испытывают влечение друг к другу, могут влюбиться и, следовательно, ревновать. По мнению многих ученых, чем старше человек, тем он спокойнее. С этим можно поспорить.

    Прежде чем возникнуть романтическим чувствам, должны появиться романтические отношения. На смену хорошему настроению приходят боль и раздражение, если мы конфликтовали или нас преследовали прочие неприятности. Толчком к смене настроения могут послужить и отношения с друзьями и близкими знакомыми. Может дойти и до того, что человеком овладеет депрессивное состояние по той простой причине, что обстоятельства препятствуют выполнению намеченного.

    Традиционно считается, что все эмоции «нужно оставлять дома», а на службу приходить только с мыслями о предстоящих переговорах или еженедельном отчете. Но многие почему-то забывают, что именно здесь начинается, продвигается или заканчивается карьера, а в коллективе нужно заслужить уважение коллег. С их же стороны возможны ненависть и зависть. И не забудьте про эмоциональный стресс, который является следствием переутомления.

    Чтобы окружающие не игнорировали вас, необходимо:

    1) уметь догадываться, какое настроение у людей вокруг;

    2) обязательно учитывать точку зрения компаньонов;

    3) догадываться о причине плохого (хорошего) настроения окружающих.

    Ежедневно, сами того не замечая, мы контактируем с окружающими нас людьми. Они приносят нам большое количество как позитивных, так и негативных эмоций. Если контакт приносит только хорошее настроение, то он:

    1) рождает хорошее расположение духа;

    2) помогает поверить в получение того, что было задумано;

    3) позволяет расслабиться;

    4) ставит окружающих перед необходимостью посодействовать в выполнении того, что запланировано;

    5) считается залогом продолжения знакомства;

    6) позволяет сделать приятельские отношения еще прочнее и крепче;

    7) выступает в качестве страховки в критических условиях.

    Но бывает и так, что контакты не приносят ничего, кроме негатива. Тогда нужно ждать следующего:

    1) человек становится неуправляемым, непредсказуемым и агрессивным;

    2) нет необходимости тешить себя надеждами на то, что обретете желаемое;

    3) окружающим безразлично, что у вас на душе;

    4) нет стабильности во взаимоотношениях с окружающими;

    5) вы и ваши близкие перестаете понимать друг друга;

    6) вам негде искать поддержку в горестные дни.

    emm2

    Казалось бы, какую пользу могут принести эмоции предпринимателям и бизнесменам?

    Но если копнуть глубже, то станет ясно, что тем людям или предприятиям, которые не считают эмоции влиятельной силой, уготована роль наблюдателей – наблюдателей за тем, как удача уходит к соседу, а собственные цели переходят в разряд несбыточных. К примеру, в настоящее время многие компании и фирмы прекратили выпускать упаковки с различными рекламными слоганами. Совет директоров пошел на этот шаг с одной целью: выяснить, как резко упадет спрос на выпускаемый товар.

    Маркетологам, которые отнюдь не понаслышке знают об «эмоциональном радаре», ничего не стоит почувствовать эмоциональные нужды покупателей. Поэтому их шансы на заключение выгодных для предприятия договоров довольно высоки. То же самое относится и к управляющим предприятиями. Если уровень их эмоционального развития достаточно высок, то такие руководители контролируют свои эмоции и тонко чувствуют эмоциональный настрой своих служащих. Благодаря этому в коллективе царит гармония, а вследствие этого растет производительность труда. Одновременно с этим служащих, которые постоянно работают над своими эмоциями, по мнению коллег по работе и менеджеров предприятия, можно считать главными игроками команды. Им никто не откажет в содействии и с удовольствием станет с ними сотрудничать.

    Другими словами, высокий уровень эмоционального мышления обеспечит вам безбедную старость, исполнение ранее задуманного.

    Морис Элиас, который в соавторстве выпустил книгу «Эффективное социальное и эмоциональное обучение», считает, что эмоции нельзя недооценивать. Они оказывают огромное влияние на человека, являются своеобразной сигнализацией и следят за всем, что происходит вокруг. По словам М. Элиаса, чувства человека «являются самыми надежными индикаторами того, как реально обстоят дела в нашей жизни. Они также действуют, как внутренний гороскоп; эмоции помогают нам оставаться на правильном пути и чувствовать уверенность в том, что нас ведет по нему не только познание».

    Что применимо для определенного индивида, подходит и для предприятия. Вероятно, эмоции можно рассматривать как ментальный эквивалент психического наслаждения и болевых ощущений. Это своеобразный психологический механизм, который обеспечивает человека жизненно необходимым двусторонним взаимоотношением: извещает о том, что все идет просто замечательно или что, напротив, заключенная сделка приведет к негативному результату. Если ситуацию можно считать вполне благополучной, все находятся в превосходном расположении духа. Когда происходят изменения в худшую сторону, настроение портится, возникают неприятные чувства. В этой ситуации эмоциональный настрой выполняет роль системы, которая приходит на помощь человеку или целому коллективу втом случае, когда необходимо следовать по продуктивному пути. Если обстоятельства складываются удачно, можно следовать прежним курсом. Если все происходит наоборот, то поступает сигнал о том, что необходимо поменять направление деятельности.

    Между прочим, эмоциональные способности человека могут оказать неоценимую помощь своему хозяину при организации собственного бизнеса, а могут и навредить.

    Автор множества книг Дэниел Големан часто со страниц своих трудов говорит о том, сколько полезного можно получить, если вплотную заняться развитием сферы эмоций. Получено множество доказательств того, что эмоциям отводится важная роль, когда прилагаются все силы для создания своего дела. Вот почему большая часть предприятий и фирм, расположенных в Америке, предоставляет своим работникам возможность тренировать личное эмоциональное мышление. Профессором психологии Кэри Черниссом были проведены исследования. В результате появились следующие сведения: американскими корпорациями затрачено свыше 10 млрд долларов за год на проекты, в результате которых явно прослеживалось развитие эмоционального мышления. Вследствие этого повышались уровень сервиса, производительность труда и эффективность руководства.

    Корпорация American Express Financial Advisors, расположенная в Чикаго, предлагала своим служащим посещать занятия для того, чтобы поднять уровень своего эмоционального мышления. Компанию подтолкнул на этот шаг следующий факт: клиенты данной фирмы не стали приобретать страховые документы, причем даже в том случае, когда их финансовое положение требовало этого. Ученые путем проведения исследований добрались до сути проблемной ситуации. Все дело в том, что служащие по привычке, находясь на работе, не выплескивали своих эмоций, не давали воли своим чувствам. Поэтому им вовсе не просто было представить себе, какие эмоции бушевали в душах у клиентов фирмы. Они были не в состоянии проникнуться их проблемами. Не секрет, что именно это обстоятельство лежит в основе благополучного исхода при подписании договоров. Сначала, по словам руководителя корпорации Кейта Кеннона, когда практические занятия, на которых при помощи специальных упражнений можно было поднять уровень эмоционального мышления, только возникли, «многие сотрудники только вытаращили глаза и имели на своих лицах скептические усмешки». Однако затем усмешку сменила ликующая улыбка. Скоро тренировки принесли свои плоды: во многих филиалах возрос объем продаж.

    В книге психолога и исследователя Роджера Бейли «Лидерство» приводится пример фирмы, которая выпускала и распространяла каталоги, где были представлены ювелирные украшения.

    Руководство этого предприятия стало свидетелем получения достаточно высоких доходов. А все началось вслед за тем, как руководители фирмы стали уделять серьезное внимание эмоциональному настрою как служащих, так и клиентов. Безусловно, продажи каталога являлись источником постоянной прибыли, но появились новые хозяева и решили устроить встряску, в результате которой появился бы стимул для роста объемов продаж. Роджером Бейли был проведен ряд исследований. В результате он выяснил, что многообразие и свободный выбор не давали стимула покупателям совершать приобретения. Напротив, объемы продаж неуклонно снижались. Оказывается, люди начинают довольно сильно нервничать и переживать, если их ставят перед выбором. Чем больше выбор, тем сильнее беспокойство: надо ведь на чем-то остановить свой выбор окончательно. Чем сильнее волнение у человека в момент совершения покупок, тем с меньшим желанием он прощается с деньгами. Учитывая все вышеперечисленное, руководство компании упростило строение последующих каталогов, вследствие этого увеличился объем продаж.

    Есть и предприятия, руководящий состав которых не принимает во внимание эмоциональный настрой. Главное для них – кратковременная выгода. Но, как говорится, скупой платит дважды. Примеров тому великое множество. Одна из компаний, имеющая в собственности небольшие розничные магазины, уволила большое количество служащих. Скоро об этом стало известно жителям всей страны. Те служащие, которые не потеряли место, перестали с доверием относиться к руководителям. Сервис и выручка тут же упали, а постоянные покупатели стали делать покупки в другом месте.

    Однако впадать в отчаяние не стоит. Все может измениться в лучшую сторону, если обратить внимание на эмоциональные составляющие.

    Представленные ниже навыки, основанные на хорошо развитых эмоциональных способностях, поддержат ваше желание достичь вершины карьерного роста или просто быть довольным жизнью:

    1) нужно научить себя учитывать то, какие чувства испытывают присутствующие в то время, когда идут деловые переговоры, когда вы завязываете с кем-либо знакомство, когда семейные неурядицы разгорелись не на шутку;

    2) необходимо развивать в себе умение жить в добром согласии с людьми, которые входят в круг вашего общения (коллегами по команде, сослуживцами, начальством, техническим персоналом, клиентами, поставщиками и др.);

    3) постарайтесь показаться окружающим таким человеком, с которым приятно общаться и хочется поддержать во всех его начинаниях;

    4) нужно развивать в себе способность таким образом контролировать ситуацию, чтобы совершаемые сделки были успешными, работодатели решили, что без вас им не обойтись, а новый знакомый (-ая) понял, что вы его вторая половинка;

    5) нужно научиться чувствовать себя комфортно и раскованно в процессе общения и с незнакомцем, в одиночестве совершающим свой моцион, и на корпоративной вечеринке, и просто на каком-либо празднике, где можно встретить людей, принадлежащих к различным социальным и этническим слоям;

    6) захватите лидерство и упорно продвигайтесь к запланированной цели, ища содействие людей, которые окружают вас;

    7) возьмите на себя роль посредника, чтобы ликвидировать расхождения во взглядах между коллегами по службе, потому что именно эти разногласия не дают выполнить поручение в определенный срок;

    8) формируйте умение доверять своим эмоциям, научитесь полагаться на них, тогда эмоции будут вашими провожатыми по жизни;

    9) избавляйтесь от отрицательных эмоций (не гневайтесь понапрасну и не завидуйте, не ревнуйте и не отчаивайтесь без причины);

    10) старайтесь не поддаваться проискам судьбы. Какие бы удары ни приготовила вам жизнь, неизменно оставайтесь собранными: и в том случае, когда ваша тема исследований не нашла должного отклика, и тогда, когда вас известили о сокращении вашей должности;

    11) помните, что уравновешенность – ваш друг в любой ситуации;

    12) не забывайте о том, что ваши личные организаторские, лидерские и коммуникативные умения нуждаются в усовершенствовании.

    «Познай себя» – как часто мы слышим подобные слова. Однако не спешите причислять их к изречениям какого-нибудь философа или эзотерика. Наоборот, стремление к самопознанию можно считать положительной чертой характера людей, жизнь которых является довольно успешной. По словам Кейта Кеннона, главы компании American Express Financial Advisors, самопознанием называют «использование силы эмоций для обеспечения информацией мыслительного процесса. Я думаю о нем как о работе со всем материалом, который вы получаете».

    emm2

    Какими словами дать характеристику самопознанию?

    Ученые считают это способностью устанавливать контакт со своими эмоциями, взглядами на какие-либо вопросы, поступками и способом реагирования на различные раздражители извне. Вы начинаете осознавать, кто вы есть на самом деле, кем осознавали себя и в каком качестве хотели бы предстать в будущем.

    Каждый человек независимо от своих желаний стремится познать себя, причем происходит это сразу после появления малыша на свет.

    Дети, между прочим, тесно контактируют с личными чувствами. Повзрослев, ребенок чаще слышит из уст взрослых стандартный набор запрещений: «Не хнычь, взрослые не делают этого», «Утихомирься, сдержи свой восторг». В результате такого воздействия человек перестает контактировать со своими эмоциями, а многие из них попросту блокирует.

    Психологом Робертом Дилтцем, опросившим большое количество успешных предпринимателей, выявлено, что любой бизнесмен знает ответ на три данных ниже вопроса.

    1. Кто вы?

    2. Какой вы представляете себе вашу миссию или цель существования? Для чего вы живете?

    3. Каковы ваши ощущения на данный момент?

    Если понятия не имеете, кто вы есть на самом деле, то нет никаких надежд на то, что вы преподнесете себя работодателям в выгодном свете, не пытайтесь с легкостью найти общий язык и с сослуживцами или со своим семейством.

    Если у вас нет четкого представления о том, чего хотите добиться в жизни, то каким же образом вы поймете, что именно этот проект будет интересен для вас. Как вы сможете распознать, что именно этому человеку суждено стать вашим лучшим другом?

    Если вам неподвластны ваши ощущения, то не стоит питать надежды, что ваше мнение будет интересно руководству. Да и вашему романтическому партнеру невдомек ваши чувства. И уж, конечно, вы даже не заметите, что сорвали накопившийся за день негатив на своем ребенке.

    Если сразу ответите на все вопросы, следовательно, вы вполне способны держать свои эмоции под контролем. Но этими способностями может похвалиться не каждый. Предложенная ниже методика условно носит название персонального радара. С ее помощью вы исследуете даже самые отдаленные уголки своей эмоциональной сферы.

    Ваш «персональный радар» позволит вам:

    1) определять, изучать и давать свободу своим эмоциям, что очень важно для здоровья, причем как психического, так и физического;

    2) разбираться, что именно для вас является важным, и постараться этого достичь;

    3) ориентироваться, подходит ли вам именно этот род деятельности, вольетесь ли вы в этот коллектив;

    4) знать о существовании таких критических проблем, о каких и не подозревало ваше сознание;

    5) не выпускать из вида отрицательные эмоции, так как именно они предупреждают об опасности;

    6) обращать свое внимание и на позитивные эмоции, которые пытаются наставить человека на путь истинный.

    Бесспорно утверждение, что постоянный контроль своих эмоций необходим и для личного благополучия, и для удачного карьерного роста.

    Если человек при выборе работы не учитывает эмоционального фактора, то его внимание, конечно же, обращено на уровень зарплаты и надежность предприятия. Обретя долгожданную работу, человек пренебрегает или даже не дает воли своим собственным эмоциям. Отсюда и ощущение дискомфорта на новом рабочем месте. Вместо того чтобы разобраться в себе, человек принуждает себя войти в коллектив предприятия.

    Результаты такого насилия над собой нельзя назвать позитивными. Если не хотите верить в этот факт, обратитесь к архивам больниц и поликлиник, врачей-психотерапевтов. Это могут быть стрессовые и депрессивные состояния и даже зависимость от наркотических веществ. Чтобы избавиться от этого, люди глотают таблетки, записываются на приемы к психоаналитикам. Но есть и те, кто пытается бороться с этим в одиночку. В итоге они теряют с таким трудом полученное рабочее место, супруга или просто спутника жизни, а иные расстаются с жизнью.

    Именно поэтому нанятые работники должны уделять время самопознанию. Ответьте сами себе, почему вы остановили свой выбор на этой работе? Что явилось главным стимулом: ежемесячное денежное вознаграждение или те возможности, которые открывает для вас новая должность на профессиональном поле деятельности? А может, это какая-то собственная выгода, или благоприятная атмосфера самого предприятия, или хорошо составленный социальный пакет и возможности карьерного роста?

    Если ваш ответ соответствует первой группе доводов, то вполне возможно, что настоящее место работы не отвечает требованиям эмоциональных потребностей.

    Отмечено, что если люди трудятся в компаниях, подобных Volvo, то им редко угрожают стрессовые и депрессивные состояния. Они говорят о своем рабочем месте с гордостью и чувством удовлетворения. Почему? Да потому, что руководство предприятия не жалеет средств на улучшение условий труда работников, не оставляет без внимания качество производимого товара. Акционеры предприятия также не остаются без внимания. Таким образом, при помощи самопознания можно достичь больших высот и в личном, и в профессиональном плане, успешно миновав бури и препятствия, которые подстерегают на пути к вершинам. Вы добьетесь осуществления своих желаний в том случае, если располагаете сведениями о том, кто вы есть на самом деле, чего вам хочется и какие ощущения вы испытываете в те минуты, когда идете к намеченной цели.

    Самопознание можно сравнить с одной из мышц нашего организма. Если она ослабла, то вас ждет неудовлетворенность своей жизнью. Вы будете чувствовать себя горемычным и удрученным. Поэтому стоит заняться развитием и тренировкой самопознания.

    Приведем пример того, как «персональный радар» уберег торгового представителя от оплошности.

    Николай занимал должность торгового представителя одной из фирм, которых в провинциальных городках великое множество. Руководство было довольно его работой и неоднократно поощряло молодого человека. В конце концов совет директоров предложил ему занять должность выше, чем прежняя. Условие было одно: работать в новой должности нужно было в другом городе, более крупном, в офисе той же компании. Руководство пригласило Николая в мегаполис, за ужином хвалили его работу, затем представили сослуживцам и показали новое рабочее место.

    На обратном пути под влиянием доводов рассудка Николай принял решение о переселении в крупный город. Но в домашней обстановке у него в голове возникли какие-то неотчетливые сомнения, колебания по поводу грядущих перемен. Тогда он решил проанализировать свое эмоциональное состояние.

    При помощи «персонального радара» он пришел к следующему выводу. Хотя будущие коллеги ему пришлись по душе, но не было у них той искренности и радушия, которыми славились люди из его родного провинциального городка. Кроме того, ни за какие деньги не купить атмосферу уюта провинции, к которому он так привык и который так полюбил. Эмоции одержали победу. Николай остался на старом рабочем месте.

    Кстати сказать, Николай своей успешной деятельностью продолжал поражать руководство предприятия, а все благодаря подходящей атмосфере и своим эмоциям.

    Для того чтобы стать владельцем «персонального радара», достаточно выполнить приведенное ниже упражнение. Его задания выполняются в тихом помещении. Вам нужно приготовить бумагу, карандаш, диктофон или магнитофон. Расположитесь поудобнее в мягком кресле и расслабьтесь. Далее необходимо ответить на несколько вопросов. С их помощью процесс самопознания будет глубже, а ваши контакты со своими эмоциями – еще теснее.

    Итак, вам будет необходимо дать ответы на три вопроса. Время раздумий не ограничивается. Только выполняйте все действия по строго определенной системе. Полученные выводы, чтобы не забыть, можно записать в свой блокнот или наговорить на диктофон.

    Нужно постараться ничего не забыть, особенно расположение духа и чувства. Уделите внимание образам, воспоминаниям, запахам. Не забудьте в ответе описать все, что пережили, припомнили, о чем поразмыслили, даже если вам все это покажется ничтожным. Но это только сначала. Иногда то, что вы считали лишним и банальным, может оказаться важным.

    Допустим, вы не верите в то, что способны испытать сильные чувства и эмоции, не верите, что сможете ощутить нечто необычное. Поработав с заданиями данных ниже упражнений, вы придете к противоположному выводу. С помощью «персонального радара» вы сможете лучше изучить свой эмоциональный мир и вскоре поймете, что вслед за одним чувством или мыслью приходят другие. С течением времени для выполнения упражнения вам не нужно будет искать мягкое кресло и преодолевать строго все этапы, чтобы найти контакт с личными эмоциями.

    1. Ощутите, что, по вашему мнению, плохо в вашем существовании. Для этого закончите фразу: «Согласно моим ощущениям меня в моей жизни не устраивает следующее...» В настоящий момент очень важно не упустить ни одной детали. Это может быть все, что угодно: неуютная обстановка в комнате или на рабочем месте, люди, поведение которых выводит вас из себя, проблемы с автостоянкой, официант, который постоянно что-то путает, принимая заказ. Приведем пример записи молодого человека: «У меня нет такого ощущения, что мое существование что-то чересчур омрачает. Ну, может быть, иногда меня раздражает то, что прачечная не всегда вовремя выполняет заказ. Иногда такое отношение к заказчикам со стороны работников клиринговой компании меня просто выводит из себя. Моему возмущению просто нет предела, и больше этой прачечной я свои рубашки не доверю. Наверное, все. Все остальное не так уж и важно. Хотя, несомненно, мой начальник иногда придирается ко мне. Как хорошо было работать под началом его предшественника! А новый патрон все делает строго по инструкции, атмосфера приятельства и согласованного труда потихоньку исчезает. Новый начальник мне вовсе не по нраву. Из-за него работа кажется мне просто невыносимой. Я начинаю тихо ненавидеть своего руководителя. Кроме настоящего, ничего особенно сильно меня не беспокоит. Думаю, я немного расстроен тем, что моя девушка неожиданно сообщила мне, что предстоящие выходные проведет вместе с родителями. Я-то рассчитывал, что мы весело проведем время на турбазе вместе с друзьями. В действительности же мне давно уже не нравится то, что она все решает сама, не интересуясь моим мнением».

    2. Ощутите, что, по вашему мнению, хорошо в вашем существовании. Для этого необходимо закончить фразу: «Согласно моим ощущениям мне в моей жизни нравится следующее...» Далее возможно перечисление имен и фамилий, обстоятельств, моментов, произошедших как в личном, так и в профессиональном плане. Не забудьте и все то, что является для вас источником приятных эмоций. Опять постарайтесь не упустить ни одной детали. Вот какая запись появилась у уже известного нам молодого человека: «Думаю, что мне нравится то, чем я занимаюсь. Мне всегда хотелось заниматься графическим дизайном. Я с наслаждением рассматриваю результаты своей работы в печатных изданиях – будь то журнал или газета, телепередача. Хорошо, что я не выбрал другую профессию. Я просто в восторге от нашей компании, когда мы все вместе отправляемся заниматься парашютным спортом. Это увеличивает количество адреналина в крови. Многие считают, что порой я испытываю недовольство самим собой. Такое происходит потому, что я не стремлюсь к тому, чтобы о моем душевном состоянии знали все вокруг. На самом деле самочувствие мое отличное, и я искренне люблю свою девушку. Наверное, можно уже подумать о свадьбе».

    3. Принимайте решения, опираясь на свои чувства. Для этого необходимо закончить фразу: «Взяв за основу свои чувства, у меня появляется возможность изведать или усовершенствовать...» Ваш ответ должен быть предельно детальным. Послушаем молодого человека: «В настоящий момент мне стало ясно, что нет близкого контакта между мной и моими чувствами. Почему я так решил? Потому что раньше считал, что вообще ничего не ощущаю. А сейчас внезапно выяснилось, что я способен испытать довольно сильные чувства. Мне было невдомек, что могу так сильно расстроиться из-за отношения своей девушки. Вероятно, наши отношения как-то нужно урегулировать. Несомненно, наличие проблем на моем рабочем месте. Мне кажется, появляются сигналы, что неплохо начать поиски другого места работы, где есть все необходимое для творческой реализации».

    emm2

    Теперь вам предстоит познакомиться с методикой, которая поможет развить в себе так необходимую некоторым эмоциональную твердость. С ее помощью можно успешно вести борьбу со стрессом или эмоциональными спадами. Она поможет избежать различного рода противодействий, успешно преодолеть те времена, когда налицо исчезновение мотиваций.

    Данная методика поможет победить негативные ощущения, потому что даст ощутить уверенность, что успехи и провалы разделяются между собой темной полосой. Если постоянно сомневаться в своих силах, то нет никакого шанса, что финишная ленточка будет вашей. Если бы Ромео не был загодя убежден в том, что сумеет добиться любви Джульетты, то не стал бы тайком, рискуя жизнью, пробираться к ней под балкон. Когда Ли Якокка оставил успешное предприятие «Форд» и взял под свое крыло обанкротившийся «Крайслер», он был убежден, что сможет сделать компанию процветающей.

    «Вы должны верить в то, что можете добиться успеха, или испаритесь в корпоративной атмосфере. Должность руководителя требует от любого человека необычайной самоуверенности. Так что, прежде чем вы решите начать карьеру менеджера, сначала проверьте себя, чтобы выяснить, нет ли в вас признаков недостатка самоуверенности». Эти слова принадлежат Марсии Грей Уильямс. Она стала во главе собственной преуспевающей рекламной фирмы в 23-летнем возрасте.

    По мнению финансового советника Шермейн Уильямс, тесный контакт со своими эмоциями поможет преодолеть стрессовые ситуации, когда обстановка на фондовых биржах становится неблагоприятной. Из-за своего желания не отстать она ощутила, как стрессовая ситуация резко обострилась. В какой-то момент она даже перестала слышать голоса клиентов, такой силы были ее переживания. После выполнения определенных упражнений Шермейн смогла контролировать свои эмоции. Выяснилось, что лучше предотвратить стрессовую ситуацию, чем ликвидировать ее последствия. В результате тренировок Шермейн Уильямс научилась применять силу своего эмоционального мышления таким образом, чтобы сформировать у себя стабильную уверенность. Многие специалисты считают, что в основе уверенности лежит ощущение того, что внутренне вы вполне готовы к неприятностям и, более того, сможете их выдержать. Как раз эта информация помогает человеку успешно существовать в жестоком мире бизнеса.

    Евгений являл собой яркий пример невротика. Он несколько раз зарекался курить, но по прошествии какого-то времени ему снова не хватало в день двух пачек. Лицо его было испещрено морщинами и пятнами, кожа стала дряблой и имела нездоровый цвет.

    А когда-то это был уравновешенный и уверенный в себе молодой бизнесмен. Его бизнес процветал. Закончив учебу в высшем учебном заведении, молодой человек создал фирму, сотрудники которой разрабатывали и реализовывали компьютерные программы, задачей которых являлась криптографическая защита. Финансовый успех не заставил себя долго ждать. В течение 5 лет доходы быстро поднимались. На первых порах компания состояла из нескольких сотрудников и ютилась в маленьком тесном помещении. Вскоре количество сотрудников выросло в несколько раз, а на смену крохотному помещению пришло добротное здание, утопающее в зелени собственного парка. Его сменило здание, возведенное по заказу.

    Евгений погрузился в работу, забыв про личную жизнь и отдых. Но работа была только в радость, поэтому он не обращал внимания на то, что появились первые признаки переутомления, как эмоционального, так и физического.

    Но вот рынок наводнили конкурентоспособной продукцией, вследствие этого объем продаж фирмы Евгения постепенно стал падать, и пошла полоса неудач.

    Сказался труд на износ. Евгений уже не мог обойтись без курения, ходил на прием к психотерапевту. В отдельные моменты ему казалось, что его рассудок помутился. Он колебался, принимая каждое решение, а потом, уже приняв, считал, что поступил неверно. Беспокойство и нерешительность переполняли его. Виной тому личные злоключения и напасти, которые свалились на молодого предпринимателя. Из-за неуверенности в себе Евгений не смог противостоять всем многочисленным неурядицам. Он стремительно поднялся вверх, не успев попасть в такие ситуации, когда неуверенность всплывает на поверхность. Но в кризисной ситуации все оказалось наоборот.

    Когда специалисты предложили Евгению выполнить упражнение на силовую уверенность, то он, находясь в состоянии стресса, поначалу не придал значения советам психологов. Но с течением времени молодой человек все же решил прислушаться к советам и сумел научиться контролировать свои эмоции. В голову пришли новые идеи, и его предприятие снова пошло в гору и вернуло утраченные позиции на рынке сбыта.

    По мнению специалистов, человек неизменно должен быть готов к тому, что неприятности все же существуют. Причем они совсем не похожи одна на другую. Неприятностью, конечно, считается потеря близкого человека. А как же поломка автомобиля, пятно на любимой блузке? Это тоже своего рода неприятности. Нет необходимости не замечать их. В этом заключается сущность процесса формирования у человека незыблемой уверенности в себе.

    Если есть ощущение того, что необходимо поддержать уверенность в себе, то данное ниже упражнение поможет заменить неуверенность безбоязненностью. Если негатив просто выплескивается через край, а позитивных эмоций маловато, то задайте себе несколько вопросов.

    1. Чем конкретно вызван всплеск эмоций? Проанализировав свой всплеск ярости, вы поймете, что все произошло из-за того, что утром вам нагрубил кондуктор в транспорте. А своим стрессовым состоянием вы обязаны своему начальнику: вас обязали проверить отчет Иванова, хотя вы занимаетесь отчетом Петрова. Тщательно проанализировав свое состояние, возможно, вы придете к выводу, что на ваше состояние повлияли россказни, которые распространяет о вас кто-то из вашего окружения.

    2. Какой исход может быть у создавшейся ситуации? Вообразите себе самое худшее, что может произойти. Возьмем случай с кондуктором. Допустим, что вы обратитесь с жалобой в вышестоящую организацию, а там вас просто не станут слушать. Что же, вам теперь всю жизнь придется страдать от оскорбления? Вспомните про ситуацию с отчетами. Самое страшное, что может случиться, – это увольнение и грядущая после этого безработица. Все может закончиться тем, что вы станете человеком без определенного места жительства – бомжем. В случае со сплетником вы просто лишитесь всех приятелей, если они поверят в то, что услышали.

    3. Каким образом преодолеть боль, если настанут черные дни? У кого, по вашему мнению, вы найдете эмоциональную поддержку? Каким образом вы справитесь с утратой контроля? Кто поможет победить депрессивное состояние? Вероятно, вы поведаете друзьям или сослуживцам о грубияне-кондукторе. Узнав, что вы потеряли рабочее место, вас поддержат родители, близкий человек. Если, поверив сплетням, знакомые не захотят общаться с вами, вы пойдете плакаться в жилетку близкого товарища.

    4. Каковы будут мои действия при условии, что плохое все же произойдет? Допустим, что вы обратились с жалобой, но действия кондуктора остались безнаказанными. Вас обрекли всю жизнь прожить с обидой в душе. Вам все же отказали от места. Ивы, лишившись средств к существованию, пополнили ряды бездомных бродяг, которые живут, не зная, что их ждет завтра. Или вы остались без друзей. Короче, хуже уже просто не может быть. И какова будет ваша реакция? Вы решите, что все кончено, и сведете счеты с жизнью? А может, стоит попробовать еще раз, вы ведь наверняка не раз уже таким образом выходили из тяжелого положения.

    5. Что можно предпринять на данный момент, чтобы как-то ослабить результаты наихудшего исхода? Реально ли быстро и полностью сложить мозаику, если все кусочки разбросаны? (Можно даже зафиксировать все возможные версии.) Если это так – за работу! Проверьте, возможное наличие еще каких-либо вариантов. А вдруг их использование вы сочтете целесообразным. Обратитесь к юристам: они проконсультируют вас в том случае, если вы соберетесь предъявить свои претензии кому-либо. Нелишне будет напомнить вашим знакомым о том, что на произошедшее можно смотреть с разных позиций.

    6. Что можно предпринять в настоящее время, чтобы усилить шансы на благополучное завершение неблагоприятного периода? В настоящий момент, когда нет нужды беспокоиться о том, что может случиться самое худшее (вы же уже просчитали все варианты), можно заняться поиском выхода из создавшегося положения с наименьшими потерями. Ведь можно же обратиться к шефу с просьбой об отсрочке выполнения задания, а для своих друзей найти свидетелей, которые способны развенчать сплетни.

    А вы сами не заметили никаких изменений своего эмоционального состояния? Вместо того чтобы находиться во взволнованном и тревожном состоянии, вы, вероятно, хладнокровны и самоуверенны, потому что знаете: если настанут тяжелые времена, вы не пропадете. Спустя какое-то время этот процесс будет проходить автоматически, позволяя вам во всеоружии противостоять сложным ситуациям. Нет необходимости сидеть и жалеть себя, одновременно проклиная всех и вся. Начинайте незамедлительно анализировать ситуацию, не теряйте времени зря.

    Полноценная жизнь невозможна в изоляции от общества. Общения с другими людьми вам не избежать. Пришло время поговорить о восприимчивости. Ученые называют это способностью разбираться в чувствах других людей. По словам консультанта по вопросам бизнеса П. Е. Мерлеведа, «восприимчивость, способность ставить себя на место другого человека, как и способность понимать поведение своего коллеги, является необходимым навыком. Например, торговый представитель, способный проникнуться заботами клиента, имеет больше шансов на заключение сделки. Менеджер, который наладит хороший контакт со своим персоналом, получит лучший результат от этих работников». Обратимся к примерам.

    emm2

    Когда Сергей узнал, что отец его девушки неожиданно оказался на больничной койке, он не стал требовать от подруги, чтобы запланированная поездка в молодежный лагерь не срывалась. Молодой человек просто представил себя на месте своей подруги. Он даже предложил вместе ждать известий у телефона. В результате его отношения с семьей подруги и с самой девушкой стали крепче.

    В какой-то момент Мария отметила, что руководитель предприятия как-то подозрительно посматривает в ее сторону. Оказывается, всему виной был представленный ею авансовый отчет. Мария вовремя устранила все недоразумения, и все встало на свои места.

    Менеджер по продажам Елена при помощи восприимчивости смогла-таки в тяжелой обстановке заключить выгодный договор. Она уяснила для себя, что никак не удавалось заполучить выгодного клиента по той простой причине, что перспективный партнер и представитель фирмы-конкурента оказались приятелями. Пришлось разрабатывать собственную стратегию поведения. Елена объяснила будущему клиенту, что никоим образом не осуждает его: кому хочется обидеть близкого друга? Но есть зона, где ассортиментное предложение обеих фирм не пересекается. У Елены появился шанс заключить договор на поставку таким образом, чтобы товарищ будущего партнера не понес убытков. Большого дохода эта сделка не принесла. Но через некоторое время товарищ партнера вышел на заслуженный отдых – стал пенсионером. Помня отношение к нему Елены, он стал сотрудничать с предприятием, представителем которого являлась эта тактичная женщина.

    emm2

    Когда-то давно один мудрый индеец сказал: «Если ты хочешь кого-то понять, сначала пройдись в его мокасинах». Каким манером можно «пройтись в чьих-то мокасинах»? Любой человек имеет способность контактировать с эмоциональным настроем собеседника, в результате лучше понимая его. Главное – суметь ощутить себя на месте собеседника. Именно на этом держатся неподдельные, продолжительные товарищеские взаимоотношения. Если за основу взяты общие эмоции, то получившиеся дружеские отношения обогатят вашу душу а вы получите личную группу поддержки. А она так необходима в трудную минуту.

    Вы научитесь понимать окружающих людей, выполнив представленные ниже действия:

    1) остановите свой выбор на какой-либо ситуации, которая активизирует чувства;

    2) сконцентрируйте внимание на том, что именно вызывает ваши эмоции;

    3) закройте глаза и вызовите в памяти образ того человека, из-за которого возникла проблемная ситуация. Вспомните, как он смотрелся в ту минуту, а также все, что вам известно о нем;

    4) представьте его себе таким образом, как будто вы смотрите на него и контактируете с ним в данный момент. Ваша задача – разобраться, что движет его поведением;

    5) а теперь попробуйте дать оценку своему поведению с точки зрения вашего собеседника;

    6) оцените реакцию на свои поступки с точки зрения иного человека;

    7) сделайте правильные выводы, которые пригодятся вам в дальнейшем для того, чтобы добиться положительных результатов или лучше узнать и разобраться в окружающих;

    8) проверьте, что движет его поступками: то же, что и раньше, или уже что-то другое?

    Итак, приступим. Прежде всего надо выбрать такое место, где в течение 20 мин вас никто не будет беспокоить.

    Расположитесь в удобном кресле, глубоко вдохните. Не возбраняется даже закрыть глаза. Итак:

    1) остановите свой выбор на возникшей проблеме, которая сможет активизировать ваши эмоции. Не имеет значения, для кого возникшая ситуация является толчком для активизации эмоций: вы это будете или кто-то иной. Эта проблема должна не давать вам жить спокойно в течение некоторого периода. Возможно, вас взволновало то, что произошло в этот день: грубое слово, брошенное вам вслед, отдавленная нога в транспорте и т. д.;

    2) сконцентрируйте свое внимание на том, что конкретно сможет активизировать ваш эмоциональный фон. Может, это будет ваш сослуживец, с которым вы не раз конфликтовали. С его стороны тоже возможны препоны;

    3) закройте глаза и вызовите в памяти образ того человека, из-за которого возникла проблемная ситуация: как он смотрелся в ту минуту. Вспомните все, что вам известно о нем. Если постоянно конфликтуете с одним из сотрудников, то, вероятно, вы его уже неплохо знаете. Значит, не составит труда вспомнить то, какой у него внешний вид, какая походка, отдельные факты из его школьной жизни и его отношения в семье, его добродетели и пороки. В том случае, когда вы с человеком встретились только единожды, то вспомните его образ именно в то время (внешность, мимику и жесты, положение);

    4) представьте его себе таким образом, как будто вы смотрите на него и ведете разговор с ним именно в данный момент. Попытайтесь предположить, в чем причина такого поведения. Вы поймете, почему вашему сослуживцу доставляет удовольствие без конца донимать вас. Он считает, что ваши предложения не до конца обоснованы, а риск вовсе неуместен;

    5) попробуйте дать оценку своему поведению с точки зрения вашего собеседника. Временно поселите себя в его тело, и вы ощутите его чувства в тот момент, когда он разглядывал вас. Посмотрите на себя со стороны, оцените свою жестикуляцию, принятую вами позу;

    6) оцените реакцию на свои поступки с точки зрения иного человека. Заметны ли различия? Может, вы вели себя как сумасбродный упрямец или были суровы без видимой на то причины? А то, что вы считаете победной улыбкой, возможно, на самом деле оказалось надменной ухмылкой;

    7) сделайте правильные выводы, которые пригодятся вам в дальнейшем для того, чтобы добиться положительных результатов или лучше узнать и разобраться в окружающих. Пересмотрите свои жесты и мимические приемы, словесные штампы и манеру поведения. Позаботьтесь о том, чтобы все ваши рациональные предложения имели твердое обоснование и неопровержимые доказательства;

    8) выясните, являются ли его доводы и противодействия такими же, какими вы их представляли до этого, или в данное время вы видите в них другой смысл. Вам стало ясно, что и вы тоже внесли свою лепту в создание конфликтной ситуации. Возможно, вы мешаете сослуживцу продвигаться по карьерной лестнице? И все же не нужно быть мишенью, т. е. тем человеком, на котором хотят сорвать зло. Необходимо адекватно оценивать ситуацию, адекватно видеть себя и вашего «конфликтного» коллегу в этой ситуации и стремиться к тому, чтобы любые возникающие в межличностных отношениях трения, разрешать на основе взаимного сотрудничества и компромисса, т. е. конструктивным способом.

    Окружающим всегда принадлежит немаловажная роль в развитии вашей карьеры. Вы не достигнете успеха, если не сможете держать под контролем взаимоотношения, которые помогают реализовать ваши цели. Ваша задача – предлагать такие идеи, которые никого не оставят внакладе. На основе этого создаются позитивные взаимоотношения. По словам исследователя эмоциональных отношений Брайана ван дер Хорста, «современные предприниматели понимают, какую пользу приносит взаимозависимая работа для достижения истинной эффективности.

    Ускоряющиеся темпы перемен и взрывное распространение информации создают такие условия, когда ни один человек не в состоянии следить за всем, не заручившись поддержкой и помощью других людей. На сегодняшнем рынке вы должны обладать навыком вести переговоры на условиях взаимодействия между вами и клиентами, коллегами или штатом служащих».

    Что бы вы ощутили, если бы знали, что все те, кого вы встречаете, идя по жизни, питают к вашей персоне симпатии и почтение? Вы должны сознательно стремиться к тому, чтобы все ваши контакты заканчивались положительно. «Это невозможно! – скажете вы. – Попробуйте разделить свое состояние между наследниками, при этом никого не обидев». А когда деловые переговоры заходят в тупик, у всех начинает накапливаться раздражение друг против друга.

    Если же во время контакта возникает конфликт, то, само собой разумеется, что один обязан одолеть другого. Тем не менее специалисты по менеджменту считают, что при урегулировании конфликта вовсе не обязательно наличие проигравшего и победителя. Оба собеседника могут прийти к взаимному соглашению. Просто нужно дать противнику почувствовать, что именно он управляет сложившейся ситуацией. Пусть он спокойно объяснит, что ему нужно, предложит компромиссное решение. А вам останется только его подкорректировать, принимая во внимание свои потребности. Так как вы даете собеседнику возможность выбора, он не препятствует вашим желаниям и надобностям.

    Данные ниже несколько шагов помогут создать прочные дружеские отношения. Допустим, возникает проблема, куда выгоднее вложить наличность. Вас прельщают ценные бумаги, а вашего партнера – инвестиции.

    1. Разберитесь в чувствах и желаниях вашего партнера. Они наверняка вам уже известны, потому что именно из-за них разгорелись ваши дебаты. Пусть лучше ваш партнер объяснит свой выбор. В ответ вы можете услышать рассказ о том, что многие из тех, кто покупал ценные бумаги, теряли свои сбережения, поэтому ваш партнер не хочет доживать свой век в ночлежках.

    2. Расскажите партнеру о том, что чувствуете вы. В свою очередь, приведите примеры удачного вложения средств в ценные бумаги, когда в результате различных денежных операций ваши знакомые наслаждались жизненными благами.

    3. Найдите те положения, которые вас сплачивают. Сделав этот шаг, многие с удивлением обнаруживают, что точек, где ваши интересы соприкасаются, намного больше, чем причин для ссор.

    4. Сделайте выводы, опираясь на идеи партнера. Этим вы ликвидируете всякое напряжение в отношениях, потому что ваш партнер решит, что вся ситуация находится именно под его контролем.

    5. Выясните, нет ли такой возможности, взяв за основу идеи партнера, учитывать еще и ваше мнение. Таким образом, у вашего партнера есть возможность проявить благородство по отношению к вам.

    6. Разрешите вашему партнеру сделать следующий шаг.

    7. Убедитесь в том, что вы пришли к единодушному мнению. Дайте партнеру право сделать окончательный вывод. Этим вы усилите у него ощущение контроля над вашим контактом. Если вы в чем-то с ним не согласны, выскажите свое мнение.

    Постарайтесь всегда помнить, что любой контакт может иметь положительный результат. Все в ваших руках. Постарайтесь оставить о себе только положительные воспоминания.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх