• 3.1. ВНУТРЕННИЕ БАРЬЕРЫ, МЕШАЮЩИЕ ПОЛНОМУ РАСКРЕПОЩЕНИЮ
  • 3.2. УСТРАНЕНИЕ ВНУТРЕННИХ БАРЬЕРОВ МУЗЫКА И ЧЕЛОВЕК
  • 3.3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
  • Релаксационные упражнения
  • Глава 3

    ПРЕПЯТСТВИЕ В ПОНИМАНИИ ИНТУИЦИИ

    3.1. ВНУТРЕННИЕ БАРЬЕРЫ, МЕШАЮЩИЕ ПОЛНОМУ РАСКРЕПОЩЕНИЮ

    Самой таинственной составляющей человеческого рассудка ученые-психологи считают подсознание. Как раз подсознанию обязаны своим появлением разнообразные творческие и интуитивные выводы и заключения. Процессы, происходящие на подсознательном уровне, человеку вовсе неподвластны, он не может ими руководить. С помощью подсознания человек ощущает присутствие окружающего мира, жизненного пространства. Когда между нами и окружающим миром нет абсолютно никаких препятствий, своеобразных барьеров, то этот мир идет на сближение с человеком. Он подает ему определенные знаки, и человек должен рассмотреть их, подвергнуть расшифровке, осмыслить применительно к собственному жизненному пути.

    Чтобы эти знамения не просмотреть и не пропустить, нужно научиться слушать себя, уделить себе любимому чуточку внимания.

    Подсознание человека поглощает в себя все сведения, все то, что человеку довелось пережить в жизни. Если человек научится прислушиваться к своему подсознанию, ему не составит труда выбрать оптимальное на данный момент решение и на рабочем месте, и в быту.

    Подсознание не сможет помогать человеку, если он:

    1) ощущает себя нездоровым;

    2) чувствует себя очень неуверенно;

    3) закомплексован сверх всякой меры;

    4) ощущает себя неполноценным;

    5) предпочитает розовые очки черным.

    Если у человека плохое самочувствие, то он ощущает беспокойство, недоволен своим окружением, материальным достатком, потому что полностью зависит от него. Другими словами, ему недоступно полное ощущение внутренней свободы.

    Кроме того, человеку не хватает внутреннего покоя. Он не может испытать удовольствие потому, что полностью зависит от своих потребностей. Таких людей можно встретить повсюду. Они сразу выделяются напряженным поведением: ничто им не приносит радости. Как правило, они очень болезненно реагируют на критику.

    Многие люди частенько отмечают тот факт, что отнюдь не уверены в своих силах, испытывают недовольство собой. Отчего так получилось? Очевидно, здесь сказалось влияние собственного житейского опыта. Просто когда-то родители вселили в сознание ребенка мысль о том, что он недостаточно умен, а его способности оставляют желать лучшего. С течением времени и сам человек привыкает к мысли о том, что ему не хватает определенных знаний, умений и навыков. Отсюда и появляются боязнь и неуверенность в себе. Другими словами, все то, что вы думаете о себе, оказывает существенное влияние на ваше поведение. На то, как человек относится к себе любимому, воздействует и на отношение к нему окружающих.

    Жесты человека и его мимика в полной мере отображают то, как человек относится к самому себе.

    Поэтому окружающие относятся к вам согласно степени вашей собственной самооценки.

    Закомплексованный человек не может расслабиться и прислушаться к сигналам, которые посылает его подсознание: ему мешают сторонние люди. Поэтому необходимо научиться находить компромисс с самим собой, относиться к себе с уважением.

    Живя в окружении других членов общества, человек не всегда ведет себя так, как ему бы этого хотелось. Не всегда получается и претворить в жизнь свои личные потребности путем общения с окружающими.

    61 В течение всей жизни человеку постоянно приходится идти на компромиссы, уважать мнение других людей, в чем-то себя ограничивать. Но все время притворяться невозможно: это может повредить здоровью человека. Если долгое время не давать выхода ярости, различным чувствам, то человеку грозит появление разнообразных нарушений психики и здоровья в целом. Например, если постоянно сдерживать в себе гнев, то можно заработать артрит.

    Многие люди, создавая представление о собственном «я», опираются на взгляды окружающих. И если они попадают в экстремальные обстоятельства, то следуют тому, что считают приемлемым остальные, т. е. просто подстраиваются под мнение других. Если человека мало поощряли и хвалили в детстве, то, став взрослым, он становится неуверенным в себе и теряет способность распоряжаться личной жизнью.

    Многим людям в настоящее время просто не хватает одобрения: именно оно порождает ощущение успеха. В этом случае можно говорить не только о профессиональных успехах и приличной зарплате. Сюда же можно отнести и похвалу всех домочадцев или гостей в адрес хозяйки за прекрасно приготовленный обед. Чем чаще человек испытывал чувство удовлетворения в тот момент, когда достигал успеха, тем лучше он будет к себе относиться. Этот же факт содействует утверждению личного «я», помогает не оказаться под давлением окружающих.

    Начните уважать свое «я», т. е. не поддавайтесь самообману, займитесь самооценкой, дайте в конце концов свободу своим лучшим «задушенным» качествам. Вовсе не обязательно акцентировать внимание исключительно на хорошем или, напротив, плохом. Главное, чтобы человек смог сам себя разглядеть таким, какой он есть: без прикрас, но и без самоуничижения.

    Есть ли возможность у взрослого закомплексованного человека возвратить потерянное когда-то чувство уверенности в себе? Почти все родители, педагоги и руководители (где-то около 90%) взяли в своей работе за основу авторитарный стиль и в воспитании, и в процессе руководства. Многих наказание прельщает в большей степени, чем разного рода поощрения. Естественно, это все определенным образом сказывается на подчиненных. Отсюда и основная проблема огромного количества людей – неуверенность в себе и застенчивость. Этот факт подтверждается проведенными исследованиями. Психологи опросили жителей России, ФРГ и Израиля 18 – 21-летнего возраста. Выяснилось, что 60% россиян рассматривают застенчивость как свою проблему. С ними солидарен 91% немецкой молодежи, а среди израильтян эта цифра равна 42%.

    Многие, наверное, попадали в такие обстоятельства, когда возникало желание поступить по-другому, например быть настойчивее и тверже, когда кто-то норовит пройти вне очереди или когда вам не хотят правильно дать сдачу.

    Людям их стеснительность и неуверенность мешают встать на защиту личных интересов.

    Человек не только боится чего-то потребовать, но даже просто произнести слово «нет». Это проявляется по-разному: боязнь неудачи и следующей за этим критики, неспособность отстоять свои права и т. д. Больше всего заметно, что человек не слишком уверен в себе, при общении с другими людьми. Иногда по поведению людей можно сказать и обратное – то, что они чересчур самоуверенны. На самом деле они тоже находятся под воздействием неуверенности и страха.

    Люди не рождаются сразу уверенными в себе. Тем не менее именно уверенность является составляющей интуиции. На развитие комплексов человека влияет и тот стиль воспитания, где преобладают методы, которые угнетают склонность к развитию, учат приспособленчеству, честолюбию, отрицая при этом поощрения в любом виде. На закомплексованность также оказывают влияние сексуальные проблемы детского возраста, проживание в стесненных жилищных условиях и, что самое главное, отсутствие благодарности за выполненные задания.

    Телевидение и печать загрязняют и отравляют психику человека, способствуя тем самым развитию ощущения неполноценности.

    Существует еще одна немаловажная причина, из-за которой развивается чувство неполноценности, неуверенности в себе, – отрицательный опыт, полученный при общении. Если у человека есть уверенность в себе самом, он с легкостью будет контактировать с окружающими, сможет самоутвердиться. Если же у человека этой уверенности нет, окружающие просто не замечают его, а это способствует целенаправленному развитию комплекса неполноценности.

    Уверенного в себе человека не покидает ощущение того, что он способен переделать мир! Вместе с тем человек вполне осмысленно планирует свое существование, принимая во внимание наличие разнообразных жизненных ситуаций. Уверенный в себе человек всегда дает правильную оценку действительности, не поддается влиянию взглядов и точек зрения, которые присущи окружающим.

    Итак, под воздействием различных внешних факторов у человека складывается мнение о самом себе, в основном с учетом мнения окружающих. Из-за этого нелегко выяснить, какой же человек на самом деле. У многих есть идеал, особенности которого хотелось бы перенять. И это желание вполне естественно, потому что помогает людям правильно относиться к себе, учитывать свои потребности.

    В период раннего детства то, каким представляет себя человек, и то, каким бы он хотел быть, не слишком отличаются одно от другого. Это объясняется тем, что ребенок с легкостью вживается в разнообразные роли и ему доподлинно известно, каким должно быть его будущее. Взрослому человеку мешает полученное в детстве воспитание: он не может стать таким же, как его идеал.

    Психологи выяснили, что вышеописанные случаи чаще всего наблюдаются у россиян. Они считают, что далеки от идеала. Из-за этого человек становится напряженным, неуравновешенным, недовольным собой. Чем больше пропасть между желаемым и действительным, тем меньше человек нравится сам себе. Причем сам по себе он не такой уж и плохой, каким представляют его окружающие.

    В зависимости от того, какая оценка дана событиям, они будут восприниматься или позитивно, или негативно.

    Если в результате саморассуждения определенное событие стало восприниматься как негативное, оно будет являться источником отрицательных эмоций.

    Задолго до появления определенных эмоций человек начинает вести с самим собой диалоги и рассуждения. Чаще всего встречаются следующие фразы: «Окружающие с трудом терпят мое присутствие», «Я не заслуживаю любви окружающих», «Все мои поступки бессмысленны», «Все, в том числе и я сам, считают меня неудачником».

    А можно поступить и наоборот: подбодрите и поддержите себя! Этому помогут следующие фразы: «Выполнить это не представляет сложности», «У меня прекрасное самочувствие», «Я превосходно справился с заданием». На внутренние рассуждения оказывает влияние и то, что испытывал человек, когда попадал в аналогичные ситуации, какой опыт он приобрел.

    Поведение людей находится в прямой зависимости от того, что они испытывают к самим себе.

    Внутренние диалоги, осознает это человек или нет, опережают многие его шаги. Люди так часто обращаются к себе, что порой не замечают этого. А зря, на это стоит обратить внимание, потому что такое внутреннее общение приносит человеку много позитива.

    К формированию личностных качеств причастно не только мнение человека о себе. Большая роль отводится и определенным житейским установкам. Если человек представляет себе свой жизненный путь как постоянную битву за выживание, он ко всему относится с долей опасения. Если же человек рассматривает жизнь как способ удовлетворения своих потребностей, то ему свойственно во всех ситуациях видеть только хорошее, причем сам он старается сделать свое поведение таким, чтобы оно приносило только радость как ему, так и окружающим его людям.

    Характер жизненных установок зависит от того, что человек считает важным лично для себя.

    Приходилось ли вам задавать себе вопрос, чего именно вам хотелось бы добиться и что для вас важнее: материальный достаток или признание общества?

    Ценности, которых вам хотелось бы достичь, должны совпасть с жизненными установками. От них же зависит и то, как поведет себя человек в различных ситуациях. Если возникло желание стать материально независимым человеком, пути его удовлетворения не пересекутся с теми путями, по которым проходит человек, желающий заниматься самосовершенствованием. По мнению американских психологов, каждому человеку присущи два способа поведения. Кто-то старается удовлетворить свои материальные потребности, а кто-то стремится к самообразованию, так как это для него является самой важной потребностью.

    Вероятно, вы не раз уже замечали, что себя и собственную жизнь вы постоянно рассматриваете с разных позиций. Иногда пользуетесь темными очками, а бывает время, когда надеваете розовые. В первом случае мир приобретает негативную окраску, а вы становитесь пессимистом. Во втором случае мир прекрасен, а вы полны оптимизма. Таким образом, жизненный опыт оказывает влияние на то, каким цветом будет окрашена ваша житейская установка: темным или светлым.


    Большая часть населения планеты испытала на себе последствия, возникшие в результате воздействия негатива при чтении прессы или после просмотра телепрограмм.

    В результате «загрязнения внутреннего мира» большинство людей становятся пессимистами. В результате этого противостояния появились так называемые победители и побежденные с разным стереотипом мышления и разной тактикой поведения. Это состояние мешает человеку прислушаться к своему подсознанию, а в результате все подсказки интуиции проходят мимо его внимания.

    Человека, попавшего в категорию проигравших, все время преследует чувство неудовлетворенности собой: все-то он выполняет не так, как хотелось бы, и достичь-то он должен был бы больших высот.

    Болезненная реакция на критику и острая душевная боль от поражений – это результат неуверенности в себе.

    Тот, кто может считать себя победителем, всегда уверен в себе и в своих силах. Он сам хозяин своей жизни, вся ответственность лежит на нем самом. Тогда как проигравшим всегда кто-либо руководит, а сам он старается снять с себя всю ответственность. Он готов подобно роботу выполнять команды другого. Победитель, успешно переборов свое прошлое, живет только настоящим и строит планы на будущее, причем ни будущее, ни прошлое полностью не занимают его сознания. А проигравшего не оставляют призраки прошлого, его мысли постоянно заняты будущим, в итоге он совершенно забывает о настоящем. Победителю присущи такие качества, как самовосприятие, самоутверждение, чего нельзя сказать о проигравшем.

    emm2

    Что необходимо сделать, чтобы забыть о черных очках?

    Призовите на помощь свое позитивное мышление. Когда позитивная мыслительная энергия высвобождается, человек начинает чувствовать себя жизнерадостным, сильным и энергичным. Он постепенно привыкает смотреть на мир по-новому.

    3.2. УСТРАНЕНИЕ ВНУТРЕННИХ БАРЬЕРОВ МУЗЫКА И ЧЕЛОВЕК

    Под влиянием музыки человек может стать как ангелом, так и зверем. Под действием некоторых музыкальных произведений у людей появляется желание все вокруг разрушать, а может быть и наоборот: они становятся спокойными вплоть до состояния зомби. Музыка держит под контролем процессы головного мозга, оказывает определенное влияние на обмен веществ. Так, например, определенные частоты тяжелого рока способствуют появлению агрессии, что можно заметить, глядя на преданных этому жанру слушателей. Низкие частоты можно назвать виновниками возникновения страха. Если инструмент плохо настроен, он тоже является источником негатива.

    Многие врачи-психотерапевты полагают, что сначала на человека оказывает влияние музыка и только потом слова.

    Но и их (слова) нельзя сбрасывать со счетов: они поглощаются сознанием человека и становятся своеобразным руководством к действиям. Музыку можно рассматривать как средство, которым можно «промывать мозги». Тоталитарный строй призывал своими песнями идти на смерть с радостью («С улыбкой юный барабанщик на землю сырую упал»). В народных же песнях часто звучат грустные напевы, но, говоря словами известного поэта, эта печаль светла. Народные песни заставляют человека сопереживать, не забывать о горе других, помнить о том, что в то время, когда ты ощущаешь себя счастливым, многие, возможно, страдают. В этом заключается мудрость русского народа.

    Характеристику любому обществу можно дать, опираясь на то, какие жанры и музыкальные произведения популярны у членов данного общества. Молодежь в основном предпочитает «попсу», люди более старшего возраста питают уважение к бардовским произведениям, таким, где есть смысл. А вот блатные песни, которые звучат повсеместно, вызывают у человека только недомогание. Конечно, слушая эти песни, люди способны понять трагедию человека, который оказался за решеткой. Но такие музыкальные произведения не в состоянии дать душевного равновесия, а наполняют душу человека мрачными размышлениями, смятением и опасениями. Константин Сергеевич Станиславский полагал, что человеку необходимо научиться использовать свои голосовые данные для убеждения собеседника. Каждому голосу присущи модуляции, с помощью которых можно воздействовать на процессы, происходящие в различных отделах головного мозга. Именно поэтому человек, когда не может аргументировать свои выводы, произносит слова отрывисто и путано, поэтому положительный эффект просто невозможен. Чтобы достичь желаемого, произношение должно напоминать пение. А монотонный и спокойный голос, подкрепляемый жестами и движениями руки, приведет к тому, что человек может просто отключиться. Этот прием провоцирует предгипнотическое состояние.

    Эти выводы подкрепляются следующим примером: во время беременности мать и плод – единое целое, поэтому эмоциональный настрой у них одинаковый. Когда будущая мама напевает колыбельную, которая ей нравится, и она, и ее будущий малыш становятся спокойнее. Когда ребенок появляется на свет, то он узнает те мелодии, которые слышал еще до рождения. Именно они становятся для него любимыми.

    Нравится маме слушать тяжелый рок – ее будущему малышу не избежать нарушений в процессе обмена веществ. Наоборот, произведения классики гарантируют ребенку душевное равновесие.

    Когда певец исполняет музыкальное произведение, а оратор произносит речь, они вкладывают в это что-то свое: боязнь чего-то, ненависть или душевный подъем. Результат зависит от того, какие чувства испытывает исполнитель: толпа или бросится разрушать все вокруг, или блаженно будет взирать на мир. Вашему душевному и духовному развитию посодействует то, что вы хотя бы раз в сутки будете слушать качественную музыку. Чтобы обучение дало желаемый результат, ученик должен быть эмоционально уравновешенным. Педагоги одной из школ провели следующий эксперимент: во время перерывов между занятиями они включали детям для прослушивания произведения классической музыки. В результате дети обрели спокойствие и душевное равновесие, а вследствие этого повысился процент успеваемости. Все лекарства-транквилизаторы вполне можно заменить звуками матушки-природы.

    Шелест листьев и щебет птиц обладают целебными свойствами: они просто нейтрализуют тревожно-угнетенное состояние человеческой души.

    Своеобразным психотерапевтом можно считать каждого, кто руководит народным хором. Приходят сюда люди угрюмыми, обремененными разнообразными проблемами, а покидают репетиции успокоенными, с улыбкой на лице. Все это итог совместного пения.

    Именно его считают оптимальным методом для воссоздания природного эмоционального настроя. Таблетки и визиты к докторам отходят при этом на второй план.

    Люди – создания, которым нужен коллектив, им просто необходимы такие случаи совместного творчества.

    Взаимному пониманию способствуют гармония и звуковая полифония.

    Если после нелегкого трудового дня члены семейства найдут-таки немного времени для совместного пения под гитару или просто, без музыкального сопровождения, то большинство проблем исчезнет сами собой. В некоторых семьях заведено исполнять молитвы, а это делает людей ближе. Песня помогает человеку выразить переполняющие его эмоции. Если песня исполняется сердечно, она воздействует на больную душу лучше всяких лекарств.

    Если врачу-психотерапевту трудно установить контакт с пациентом, ему на помощь приходит музыка. Если у больного депрессивное состояние, то музыка должна быть тихой и спокойной. Если же пациент чересчур возбужден, то музыка непременно должна быть громкой, а частота ритма – высокой. Поэтому из огромного перечня музыкальных произведений необходимо выбрать то, которое больше всего подходит больному. В этом произведении должно отражаться психическое и душевное состояние человека.

    Этой проблемой занимается врач-терапевт Рушель Блаво. Его музыка представляет собой гармоничную комбинацию мотивов верхнего и нижнего регистров, а ее звуки переливаются как колокольчики. Своим высоким эффектом влияния на людей музыка Рушеля Блаво обязана присущим ей многозвучию, разнообразию тональностей, своеобразной гармонии.

    Музыкальные технологии Рушеля Блаво прошли апробирование в разнообразных организациях Новосибирска и области. Исследования были призваны изучить влияние новых методик в тот момент, когда человек попадает в экстремальные ситуации, когда его преследуют стрессы и психоэмоциональные перегрузки.

    Р. Блаво проводил свои сеансы в женской колонии общего режима. На занятиях присутствовали пациентки в возрасте от 18 до 50 лет. В результате заметно ускорился адаптивный процесс осужденных к тем условиям, в которые они попали после судебных тяжб. Музыкотерапия корректирует поведение и позволяет снять приступы агрессии и ярости. Она же снимает приступы раздражения, убирает ощущение беспокойства и взволнованности. Эта методика позволяет изменить работоспособность человека в лучшую сторону.

    Санкт-Петербургский медицинский центр, который принадлежит Академии олимпийского резерва, в течение долгого времени с успехом проводит сеансы музыкотерапии. В результате заметно выросли физиологические, энергетические и психоэмоциональные возможности спортсменов. Выполнение специально разработанных тестовых заданий показало, что все основные показатели выросли почти у 90% испытуемых.

    Сотрудники Московского научно-исследовательского института психиатрии использовали музыку Рушеля Блаво как дополнительное средство при необходимости ввести сознание в трансовое состояние при проведении сеансов эмоционально-стрессовой психотерапии. При этом в начале занятий использовали произведения, имеющие «стрессовую тональность», а заканчивали их произведениями, для которых характерна «оптимистическая тональность».

    Каждый человек обладает большими резервами воображения, в каждом заключены изобретательские возможности.

    Именно творчество может помочь решить каждодневные проблемы. Но чаще бывает так, что человек настолько измучится в попытках найти решение этих вопросов, что даже не заметит, как начнет применять свой творческий потенциал.

    Разговор о творческом потенциале можно начать с выполнения тестовых заданий, которые дадут оценку развитию ваших творческих способностей. Напротив описаний, которые вам подходят, поставьте 1 балл (автор Джейн Стайн).

    emm

    Тест


    Шкала результатов

    1 – 4 – работу вашего творческого мышления нельзя признать удовлетворительной.

    5 – 8 – вас можно назвать любителем хороших кинофильмов и зрелищных шоу. Вы получаете наслаждение от приложений творческих способностей, но, к сожалению, не ваших, а посторонних людей. Вы никогда и не относили себя к творческим личностям, вдобавок ко всему ваш творческий потенциал часто бездействует.

    9 – 12 – ваши творческие способности довольно неплохо развиты. Сдается, что вами прочитан не один десяток книг в течение года, а когда приходит конец недели, акварельные кисти сами просятся к вам в руки. Скажите, когда будут опубликованы ваши труды?

    13 – 15 – похоже на то, что мы вам не советники по поводу того, в чем и каким образом найти область применения своего творческого потенциала.

    Результат тестирования, каким бы он ни был, не говорит о том, что вы не имеете возможности превратиться в творческую, лишенную всяких комплексов личность.

    Обратите внимание на то, что термин «творчество» включает в себя склонность к разработке новейших идей, поиску неординарных решений возникающих проблем. Творчество! Именно благодаря ему человек, минуя различные барьеры, выйдет победителем в сражениях с самым разнообразным набором проблем. Даже если вас не устраивает результат, полученный в результате ответов на вопросы теста, не стоит отчаиваться. В любом случае не упускайте возможностей превращения в творческую личность. Если провести опрос, у людей каких профессий творческие способности должны быть на высоте, многие назовут актеров и писателей. Но не нужно забывать и о других профессиях, где тоже трудно обойтись без способности к творчеству. Если человек стоит перед выбором профессии, ему необходимо помнить о том, что высокого уровня развития творческих способностей требуют профессии (должности):

    1) предпринимателя, владельца небольшой фирмы;

    2) иллюстратора, фотографа, дизайнера;

    3) изобретателя, новатора, творца;

    4) хозяина картинной галереи либо художественного салона;

    5) работников радио, телевидения, кабельного ТВ;

    6) артистов драматических и эстрадных театров;

    7) певцов, инструменталистов, композиторов;

    8) архитекторов, промышленных дизайнеров;

    9) модельеров, визажистов, парикмахеров;

    10) дизайнеров игр и игрушек, иллюстраторов детских книг.

    Творческое мышление (оригинальность, изобретательность) берется за основу любой новой мысли и веяния, которые нежданно-негаданно посещают вашу голову.

    Творчество стало незаменимой, неотъемлемой частью человеческой жизни.

    Иногда получается и так, что люди незаметно для себя пользуются своими творческими способностями. Мы способны в считанные секунды отремонтировать протекающую раковину чтобы гости, приход которых ожидается, ничего не заметили. Любой, призвав на помощь такт, укажет коллеге или знакомому на какой-то его недостаток. Множество ухищрений поможет нам без опозданий явиться на важную встречу, несмотря на повсеместные пробки. Прародители наши поражали потомков своей изобретательностью. Они недолго сидели на одном месте, ибо пища сама не шла им в руки. Приходилось кочевать. Кроме того, жизнь постоянно преподносила сюрпризы, и хорошие, и плохие. Спасением являлись творческие способности.

    Если человек может похвастаться высоким уровнем развития творческих способностей, его можно назвать генератором самостоятельных в своем развитии идей и мыслей. Обычно такие люди преуспевают в театральной, телевизионной или дизайнерской сфере деятельности. Интересно, что высоким уровнем развития творческих способностей мог похвалиться Томас Эдисон. С помощью высокого уровня развития творческого мышления обрели популярность Барбара Стрейзанд и Опра Уинфри.

    emm2

    Вам необходимо найти решение неординарной проблемы?

    На помощь придут творческие способности, причем ваши собственные, а не чужие. Именно совершенно неординарные точки зрения или подходы помогли человечеству успешно преодолеть нелегкий путь от каменного века до настоящего времени.

    В детстве мы теряли молочные зубы, ключи от квартиры, ручки и карандаши. Оказывается, не только это. Как говорят специалисты, можно лишиться и творческих способностей. Если со всей тщательностью подойти к изучению рисунков детей, сочиненных ими историй, детских развлечений, то заметен рост творческих способностей. Но вот прошел день, когда задуты семь свечей на праздничном торте, и вместе с этим начинают угасать творческие способности. Само собой на ум приходит следующее: по всей вероятности, существующие образовательные учреждения всеми возможными и невозможными способами стремятся довести до детей и их родителей мысль о том, что без творчества прожить можно. Для этого созданы все условия: классная система, индивидуальное рабочее место – парта, поднятая рука – сигнал того, что готов ответ. Все эти правила преподносятся ребенку в готовом виде.

    emm2

    Зачем тут творчество?

    Быть может, на сегодняшний день у вас сложилось мнение о том, что вы – обладатель кучи комплексов, а ваша профессия никоим образом не связана с творчеством. И вообще, зачем нам творческие способности? А творчество, да будет вам известно, является основой большинства достижений – от приземленных до самых высоких. Именно поэтому ваши личные творческие возможности – явное спасение, которое поможет в тот момент, когда настанут тяжелые времена, когда все средства уже будут использованы, но ни одно из них не принесет желаемых результатов. Каждый человек щедро награжден природой такими качествами, как самобытность, изобретательность, подсознание, наитие, воображение.

    Если хотите похоронить свои творческие способности, то начинайте жизнь, полную однообразия.

    Творческим способностям человечество обязано появлению человека разумного.

    Если вы все же обратили внимание на свое творческое мышление и приняли решение заняться его развитием, то в недалеком будущем для вас будет вполне реальным:

    1) создать необходимые условия для появления моментов озарения;

    2) найти для каждой мысли свое место в тот период, когда все происходит не так, как бы этого хотелось;

    3) идти на один шаг впереди конкурентов, не упуская из виду конструкции новых технологий;

    4) возможность использовать свои творческие способности тогда, когда вам это необходимо;

    5) работать только с прогрессивными идеями и отсеивать идеи фикс;

    6) с помощью обновленного творческого потенциала выходить из тупиковых ситуаций.

    Многие факты свидетельствуют о том, что большинство научных открытий или замыслов прозаических и поэтических произведений рождалось в головах их авторов в период сна. Томасу Эдисону привиделось во сне, какой должна быть электрическая лампочка, причем спал он не ночью, а днем. Роберт Льюис Стивенсон фабулу своего романа «Доктор Джекил и мистер Хайд» также узнал из сновидений.

    Открытие научного метода Р. Декартом, который полностью отвергал идеи, основанные на сновидениях, произошло не путем раздумий, а в результате анализа сна. Этот факт явился толчком для начала усиленных исследований, которые были устремлены на выявление связей между творческими способностями и сновидениями.

    Зато тот факт, что творческое вдохновение может посетить человека в то время, когда он бодр и полон энергии, но его разум отключается на некоторое время, мало кому известен, а потому мало заметен и плохо изучен. К слову сказать, известно признание В. А Моцарта, что ноты его музыкальных шедевров, которые на протяжении нескольких столетий услаждают слух ценителей музыки, родились в его голове, когда он «разъезжал в коляске, после хорошей трапезы или ночью, когда не мог уснуть».


    Известны некоторые записи, которые А. Эйнштейн сделал в своем дневнике. Он писал, что исходные положения теории относительности появились в его голове в тот момент, когда он мирно дремал в автомашине, совершая длительный переезд. Между прочим, многие гениальные открытия пришли к ученым тем же путем. По словам Редьярда Киплинга, сюжеты знаменитых произведений рождались в его голове именно в тот момент, когда он разрешал своему мыслительному органу «бездействовать, дожидаться и покоряться», но ни в коем случае не заставлял работать намеренно.


    Когда Микеланджело разочаровали первые попытки расписать Сикстинскую капеллу, он просто-напросто замазал мелом результаты работы и решил прогуляться по близлежащим окрестностям. Там-то его и посетило видение, которое в результате стало источником для наития.

    Не так давно ученые обнаружили существование ультрадианных ритмов. Эти ритмы дали ученым возможность выяснить, что посещения так называемых озарений можно ожидать приблизительно 12 раз в то время, когда человек бодрствует днем, а затем постепенно переключается на фазу, когда сон становится глубоким. Ученые, которые заинтересовались ультрадианными ритмами, работают над новыми методиками. Они призваны помочь найти такой момент в течение суток, когда для вашего умственного потенциала будут созданы такие условия, при которых возможно рождение революционных в своем роде мыслей.

    Сравнительно недавно ученые мужи приступили к изучению феномена озарения наяву. Опыты, проведенные психобиологами в лабораторных условиях, вызвали необходимость переоценить эти факты, а также уточнить их взаимоотношение с ультрадианными ритмами организма человека. Само слово «ультрадианный» означает цикловой период тела, который длится меньше суток. Вероятно, кому-то знакомо понятие «циркадианные ритмы тела». Это 24-часовой цикл, который контролирует последовательность периодов сна и бодрствования. Но лишь с недавнего времени человечество осознало значимость личных ультрадианных ритмов.

    Исследования, которыми руководил психолог Эрнест Росси, показали, что на фазу «активность – восстановление» процессы головного мозга отводят от 90 до 120 минут. «В течение первого часа этого ритма мы находимся на пике физической и ментальной активности и энергии, а наши навыки, память и способность к обучению – в оптимальном состоянии, чтобы иметь дело с окружающим миром. Потом наступает восстановительная часть цикла, когда многие из наших систем мозга и тела пытаются переключиться внутрь для лечения и перезарядки», – отмечал в своих рукописях Э. Росси.

    После этого, по мнению Э. Росси, у человека происходят изменения сознания, т. е. он начинает чувствовать, как тело охватывает приятная нега, а подсознание подступает к поверхности (аналогично фазе сна). Эти 15-20 мин, которые являются восстановительным этапом цикла, ученые считают жизненно важными. Ведь именно на этом этапе приходят гениальные идеи и мысли, а мозг готов принять программу, обеспечивающую наплывы гениальных открытий.

    Вы не можете закрыть рот – зевота не дает, ловите себя на мысли, что не прочь вытянуть напряженные конечности, начинает сосать под ложечкой, вас тянет к бумаге и карандашу – налицо начало периода восстановления.

    Итак, период восстановления начал действовать, и структуры организма человека, обновленные и передохнувшие, начинают работу в режиме активного периода ультрадианного ритма, который длится 90-120 мин. Напомним, что на этом этапе происходит восстановление активности.

    Психологи современности в течение некоторого времени работали над системой упражнений. Выполняя их, вы сможете использовать то время, когда погружены в сон, с пользой для себя. Привлеките к работе творческое мышление: пусть оно ищет выход из затруднительного положения:

    1) приготовьтесь ко сну;

    2) не думайте ни о чем, кроме той проблемы, которая требует решения;

    3) попытайтесь погрузиться в сон;

    4) нужно постараться найти ответ на интересующую вас проблему через сновидения. Причем не стоит ждать этого в первую же ночь. Выход из затруднительного положения вы можете увидеть и позже;

    5) далее вашей задачей будет не забыть то, чтобы увидели во сне. Вы вправе поинтересоваться, что же объединяет эту методику и ультрадианные ритмы. А вот что: вам больше нет необходимости ожидать того момента, когда подойдет время ложиться в кровать, чтобы спокойно заснуть и использовать фазу сна для появления на свет очередного гениального открытия. Это объясняется тем, что ответственность за фазу глубокого сна и за фазу ультрадианного восстановления несет одно и то же устройство, причем в ваших силах настроить «интуитивный процессор мыслей» таким образом, чтобы он обеспечивал приливы озарения в любой момент.


    НАПЛЫВЫ ВДОХНОВЕНИЯ

    Приведенное ниже упражнение не станет трудновыполнимым даже для ленивого человека. От вас требуется только одно – точно определить задачу, которую необходимо решить. Кроме того, еще несколько минут будет израсходовано на раздумья. После этих манипуляций вам останется только вытянуться и расслабиться, а вся остальная работа будет материализована вашим подсознанием.

    В одно прекрасное время, когда вам будет необходим творческий настрой, дождитесь начала восстановительного этапа ультрадианного цикла. Не упускайте из вида следующие знаки: зевоту, отсутствующий взгляд и другие вышеуказанные приметы. Длительное ожидание вам не грозит.

    После этого:

    1) прямо перед тем, как начнется восстановительный этап очередного ультрадианного цикла, на несколько секунд сконцентрируйте свой интерес на анализе ключевых мыслей и аспектов, т. е. на всем том, чего вы задались целью добиться, а также не забывайте свое твердое решение найти ответ на поставленный вопрос;

    2) умышленно перестаньте думать о тревожащей вас проблеме, позвольте своему вниманию перейти на что-либо другое, и проблемный вопрос тут же завладеет вашим подсознанием. После этого расслабьтесь в любимом кресле или на диванных подушках и займитесь своим подсознанием;

    3) пусть ваша фантазия предложит вам ответ на не дающий покоя вопрос. В результате в вашем подсознании в тот момент, когда вы и не ждете, появится гениальная идея. Если этого не произойдет на этапе одного из ультрадианных циклов, повторно выполните задания пунктов 1-3 во время следующих циклов. Чаще всего можно надеяться, что наитие все же порадует вас своим появлением еще до окончания суток;

    4) необходимо апробировать возникшие идеи и мысли практически. Только после этого вы поймете, как они функционируют. Ведь случается и так, что не каждой идее суждено стать явью (она просто не выдерживает жизненной апробации).

    Необходимо заметить, что только при выполнении первого задания требуются определенные умственные операции со стороны человека. Второе и третье задания автоматически продолжают первое. Забота обо всем остальном «ляжет на плечи» ультрадианного цикла и подсознания, и гениальная идея не заставит себя ждать. А уж как с ней поступить, решайте сами.

    Психологам известен еще один довольно простой прием, который имеет отношение к творческому озарению. Знаменитые люди нашей планеты совершили гениальные открытия в тот момент, когда они находились в расслабленном состоянии, уютно устроившись в любимом кресле или на диванных подушках, т. е. в момент отдыха. Следовательно, чтобы преодолеть психологические барьеры, которые не позволяют решить серьезные проблемы, необходимо просто расслабиться: прикрыть глаза, глубоко вздохнуть, при этом ни о чем не думая. Затем просто сделайте вдох и выдох, не напрягаясь.

    Пройдет время, и идеи и образы, сконцентрированные на том объекте, который вас интересует, станут появляться в вашей голове. Совсем не нужно их обдумывать и записывать. Разрешите пришедшим идеям просто вольно кружиться вокруг объекта раздумий. Потом вы обнаружите, что мысли и идеи начали развиваться в определенном направлении. Снова нет необходимости их фиксировать, ведь торопиться вам некуда. Исследования говорят о том, что мысли и идеи сами мало-помалу сплетаются в то решение, которое было нужно.

    emm2

    РЕВЕРСИРОВАНИЕ

    Не нужно рассчитывать на то, что ультрадианный ритм поможет активизировать ваше творческое вдохновение. Иногда у человека просто нет возможности ждать 20-30 мин до того момента, когда начнется новый цикл восстановления, ибо дело не терпит отлагательств.

    Если вы с легкостью сможете подобрать антонимы к словам «сладкий», «белый», «маленький» («горький», черный», «большой»), то вы без труда воспользуетесь данными ниже советами. Эти упражнения будут способствовать мгновенному появлению в вашей голове оригинальных идей.

    Нижеизложенная методика поможет призвать на подмогу ваше творческое вдохновение, как только появится необходимость в новой идее, а может, и тогда, когда возникнет тупиковая ситуация при размышлении над какой-либо проблемой. Это можно считать идеальной технологией, которая образует добавочные импульсы для творческих идей в том случае, когда они не спешат возникать или не возникают вовсе.

    Нет необходимости волноваться из-за того, что постоянно не хватает новых идей. Это случается с каждым человеком. Психологи говорят о том, что данное состояние – возмездие за стремление к обучению.

    Давайте рассмотрим механизм возникновения мысленных блоков в то время, когда человек пытается по-иному посмотреть на окружающий мир.

    В детском возрасте наш орган мышления только приступает к обучению. Ребенок открывает для себя Вселенную, попадая в новые и незнакомые ситуации. Тем не менее, когда человек преодолевает 20-летний рубеж, многие жизненные ситуации теряют новизну: это и грозный начальник, и вечная проблема с деньгами, и любовные страдания. Люди, сами того не замечая, накапливают готовые ответные реакции на раздражитель. Как только человек попадает в знакомую ситуацию, на помощь приходят заготовки, и он с честью выходит из затруднительного положения, не затратив ценного времени на раздумья.

    Однако, кроме плюсов, есть еще и минусы. Просто у человека может войти в привычку рассчитывать на то, что готовые ответы помогут справиться с любым положением, но в жизни все бывает иначе. Хуже то, что человек на многое начинает не обращать внимания, хотя мог бы сделать соответствующие выводы. Стереотипное мышление подводит.

    На этом погорели ацтеки. Они никогда не встречали таких животных, как лошадь, и тем более не передвигались на них. Поэтому когда перед ними появились испанцы верхом на конях, то из-за принятых ранее допущений ацтеки не поняли, что это обычные люди, которые передвигаются с помощью животного. В трудах историки описали весь ужас, который испытали индейцы: перед их глазами предстало «необычное животное с двумя головами, двумя руками и четырьмя ногами». Несомненно, ацтеки могли предполагать, что на какой-либо территории обитают необычные животные: ведь, попадая на новые территории, они наверняка встречали новые виды. Но стереотип не позволял и представить, что люди могут передвигаться на животных.

    Аборигенов нельзя привести в пример как единственных людей, которые пользовались стереотипами и заготовками. Достоверен и следующий факт. В течение 50 лет человечество применяло подфарники, и только в 1940-е гг. кому-то наконец пришло в голову прикрепить их на заднюю часть автомобиля. А до этого, чтобы показать направление поворота, все пользовались придуманным ранее и привычным жестом рукой. Он достался в наследство со времен конок и экипажей.

    Современный человек, доверив управление производством компьютерам, тоже не застрахован от стереотипного мышления. 50-е гг. XX в. знамениты появлением первых компьютеров. Ими управляли при помощи последовательно расположенных символов на строке команд. К этому выработалась привычка.

    Когда же возникла необходимость в создании персонального компьютера для домашнего пользования, никто не сомневался, что управлять им необходимо так же, вручную набирая длиннющую команду из различных символов. В итоге мы могли бы остаться без домашнего компьютера. Человечеству нужно сказать спасибо Стиву Джобсу, который пришел к выводу, что компьютер вполне способен самостоятельно давать команды своим составляющим. Пользователям достаточно только поставить курсор на небольшой умной иконке.

    Легко заметить, что своеобразные мысли помогают добиться успеха. Если человек собирается достичь вершин, то ему просто непозволительно ощущать недостаток оригинальных предложений.

    Однако не стоит отчаиваться. Психологи нашли очень простой выход из создавшегося положения. Технология реверсирования поможет возникновению новых и самобытных идей.

    Реверсирование преподаватели-филологи советуют применять студентам, которые пробуют работать в стиле фэнтези. Допустим, их сочинение пестрит разнообразными клише. Чтобы от них избавиться, достаточно направить ход событий в другую сторону. Этот прием добавит событиям остроту и свежесть.

    Примером тому может служить роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Все знают: чтобы у длинного исторического романа появилось множество поклонников, он должен быть со счастливым концом. Писательница поступила с точностью до наоборот, и роману был присвоен статус бестселлера.

    В XIX в. читателю было известно, что вампиры – это существа, у которых бледно-зеленые лица, а изо рта торчат клыки. А Брем Стокер создал кардинально противоположный образ графа Дракулы (респектабельного вампира) и не прогадал.

    В представлении многих частный детектив – это достаточно крепкий и мускулистый мужчина высокого роста. Но этот устоявшийся образ разрушила Агата Кристи, представив на суд читателя Эркюля Пуаро. Не отстал от нее и Рекс Стаут, который создал Ниро Вульфа. Примеры можно приводить до бесконечности.

    Прием реверсирования призван избавить человека от доминирующих в его подсознании стереотипов. Когда вы чувствуете, что новых идей стало маловато, воспользуйтесь вышеуказанным приемом. Просто возьмите первоначальные тезисы и переверните их. Кто-то скажет, что это довольно просто и малодейственно. Не нужно спешить с выводами: при минимуме потраченных сил вы получите ошеломляющие результаты.

    Научиться использовать реверсирование довольно просто. Достаточно нескольких минут, и творческие способности включаются в работу. Они берут во внимание ключевые положения беспокоящего вас вопроса, анализируют их и переворачивают таким же образом, как борец использует приемы джиу-джитсу. В результате вы становитесь хозяином множества оригинальных идей:

    1) зафиксируйте все главные тезисы, которые имеют отношение к анализируемому вопросу. Сюда же можно отнести все то, чему просто необходим творческий толчок, причем определения должны быть четкими. При помощи подобных формулировок вы должны ясно и четко изложить свои позиции. Допустим, человек задумал открыть сеть ресторанов. Чтобы выделиться среди остальных, преодолеть стереотипы, тривиальное мышление, он должен сформулировать приблизительно следующие тезисы:

    а) ресторан – это место, где люди могут отдохнуть, поужинать и т. д.;

    б) рестораном называют заведение, где за пищу необходимо заплатить;

    в) рестораном называют заведение, где присутствует многообразие блюд – на все вкусы;

    2) начните с того тезиса, который на данный момент можно считать главным. Вместо него сформулируйте предложение, которое будет содержать совершенно обратный смысл по отношению к первоисточнику. Именно для этого тезисы должны быть краткими: смысл небольших по размеру тезисов проще изменить. Например, если перевернуть первый тезис о ресторане, то получим: «Ресторанное заведение вполне способно посылать пищу на дом». Что напоминает? Правильно, пиццерию. Обратимся ко второму тезису. В 30-е гг. XX в. Эрл Клифтон уже перевернул его, и получилось следующее: «В ресторане еду можно получить даром». Следуя этому принципу, он бесплатно раздал миллионы чашек с мясным бульоном, а приобрел большое количество клиентов. Не оставим без внимания и третий тезис. Отставной военный Халан Сандерс сделал это так: «Заведение все равно останется рестораном, даже если там предлагают только одно блюдо». И в его заведении подавали только жареных кур;

    3) изучите еще раз все перевернутые тезисы. Возможно, вы вспомните какие-либо факты, которые могут подтвердить или опровергнуть этот тезис;

    4) апробируйте полученные тезисы, найдите такие, которые способны выдержать жизненные препоны.

    emm2

    Ментальная гимнастика поможет довести умственную гибкость до идеального состояния.

    1. Ежедневно необходимо совершать что-нибудь новое. В этом вам помогут упражнения курса нейробики.

    Рискните внести перемены в размеренный утренний церемониал, через который вы проходите на «автопилоте», при помощи методов, данных в курсе нейробики.

    Попробуйте управиться с одеждой, закрыв при этом глаза. Просто накануне нового рабочего дня выберите то, чем хотели бы поразить своих коллег по работе. Создайте себе новые трудности искусственным путем: найдите нужный наряд на ощупь.


    Рискнем предположить: чтобы вовремя быть на рабочем месте, вы используете (иногда удачно, а иногда и не очень) общественный транспорт, личный автомобиль или предпочитаете ходить пешком, а в вашем разуме крепко сидит годами отшлифованный маршрут, каковому вы полностью доверяете. А может, стоит все изменить?


    Со временем на вашем рабочем столе вами же каждой вещи отведено свое место. И рука машинально тянется, чтобы взять то, что в данный момент необходимо. Но никто не запрещал положить каждую вещь на новое место: папке с файлами выделить место, где находился телефонный аппарат, его, в свою очередь, поставить на место органайзера и т. д. С разрешения руководства вы можете пообедать на полчаса раньше или позже указанного времени.

    Грандиозный или косметический ремонт в квартире или просто смена мебели в квартире тоже принесут немало пользы.

    Устройте для себя перерыв в работе. Но не традиционно, а займитесь тем, что раньше считали неприемлемым для себя. Любите принимать солнечные ванны, тогда рискните сесть за руль велосипеда и вперед, к открытиям. Если вы полны кипучей энергии, на время остановитесь. Может, стоит посетить курсы фитодизайнеров, изобразительного искусства для начинающих, вышивки крестом, фотодела (список можно продолжать до бесконечности)? Если вы с трудом покидаете свое кресло или диван, то пересильте себя и подышите свежим воздухом. Вас нелегко «загнать домой» – займите место у камина с каким-либо романом в руках.


    А за покупками ходите в разные супермаркеты, ибо их сейчас огромное множество.


    2. Полюбите то, что когда-то вызывало у вас ненависть. Если вы на жизненном пути встретились с тем, что всегда было вам ненавистно, попытайтесь разглядеть в этом что-либо привлекательное, оценить его положительно. Допустим, что вы встретили человека, поведение которого вам не особенно приятно. Постарайтесь разобраться, по какой причине он ведет себя таким образом, что его толкает на это. Существует вероятность возникновения неприятностей и на работе. Попробуйте посмотреть на это с другой стороны. Просто произнесите четко для себя: «Могло быть еще хуже». Случившееся послужит для вас уроком и поможет больше не совершать подобных ошибок.

    3. Почаще представляйте себя на месте окружающих. С помощью этого приема вы обретете способность анализировать проблемные ситуации с разных позиций. Этому будет достаточно уделить несколько минут (например, после ужина). Необходимо просто представить себя в роли другого человека, но его вы должны хорошо знать. Посмотрите на окружающий мир с позиций его принципов, после этого переключите внимание на свои заботы и посмотрите на них глазами другого человека. Предположите, как поступил бы он?

    emm2

    ПРАВИЛА РАСКРЕПОЩЕНИЯ

    1. Тревожьтесь до того, как сделали ставку, а не когда колесо уже вращается. Многие люди испытывают страх, когда возникает необходимость посетить стоматолога. Для того чтобы решиться на такой шаг, скажите себе: «Мне хорошо известны все неприятные ощущения, вызывающие тревогу в кабинете стоматолога. Но, несмотря на это, визит к врачу необходим». Нужно взвесить шансы и оценить риск до того, как «колесо начнет вращаться».

    2. Здесь и сейчас. Не пытайтесь сражаться с призраками прошлого. Нет необходимости тревожиться о завтрашнем дне, лучше сконцентрируйте свое внимание на сегодняшнем. Составляйте сколько угодно планов на завтрашний день, но не пытайтесь жить в том измерении или, еще чего доброго, в дне прошедшем. Жить творчески – это значит спонтанно отзываться и реагировать на мир, который вас окружает. Планируйте будущее, готовьтесь к нему, но не тревожьтесь по поводу того, что случится завтра или даже через 5 мин. Ваш творческий механизм будет действовать без сбоев, если вы все внимание сконцентрируете на том, что происходит именно сейчас. Остановитесь, посмотрите, прислушайтесь: сколько в настоящий момент в вашем окружении присутствует образов, видов, звуков, запахов, которые вы не воспринимаете?

    3. Одновременно делайте только одно дело. Еще одной причиной, омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревоги, является нелепая привычка делать в одно и то же время несколько дел. Истина в том, что мы в состоянии одновременно делать только одно дело.

    4. Утро вечера мудренее. Всем известна сказка про старого башмачника и гнома. Башмачник обнаружил, что если перед сном вырежет из кожи и разложит заготовки, то маленькие гномы, пока он спит, сошьют за него сапоги. Многие из нас используют весьма схожий с этим прием. Рассказывают, что Вальтер Скотт, когда у него что-то не клеилось, имел обыкновение говорить: «Не беда, завтра в семь утра все будет в порядке».

    emm2

    КАК ВООБРАЖЕНИЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РАССЛАБЛЕНИЮ

    Данные варианты упражнений предназначены для каждодневного использования. На их выполнение отводится всего полчаса.

    Устройтесь поудобнее, сидя в кресле или лежа на спине. Последовательно, но без особых усилий сконцентрируйте внимание на различных частях тела и понемногу «отпускайте». Вы убедитесь, что в состоянии сознательного расслабления (до известной степени) вы можете, например, перестать хмуриться и расправить кожу лба, уменьшить напряжение в челюстях, расслабить кисти рук, плечи, ноги. Уделите этому приблизительно 5 мин и потом не обращайте на ваши мускулы внимания. Здесь должны окончиться ваши сознательные действия. С этого момента вы будете расслабляться все больше и больше при помощи вашего творческого механизма.

    emm2

    Упражнение 1

    Вообразите себя свободно лежащим на постели...

    Представьте, что ваши ноги сделаны из монолитного бетона...

    Мысленно вы видите себя лежащим с двумя тяжелыми ногами из бетона...

    Вообразите, как эти две тяжелые бетонные ноги вдавились в матрас...

    Теперь представьте себе ваши руки сделанными из бетона. Они очень тяжелые, глубоко погрузились в постель и с огромной силой давят на кровать...

    Представьте, что в комнату входит друг и пытается приподнять ваши тяжелые бетонные ноги. Но они слишком тяжелы для него, он не в состоянии оторвать их от матраса.

    Проделайте те же манипуляции с вашими руками, шеей.

    emm2

    Упражнение 2

    Представьте себе, что вы большая кукла-марионетка...

    Ваши кисти, руки, предплечья и плечи соединили между собой веревочками...

    Все отдельные части ног тоже прикрепляются друг к другу веревочками, а шеи нет, вместо нее одна веревочка...

    Шнурки, с помощью которых имитируются движения рта, совсем ослабли, и нижняя челюсть отвисла и лежит на груди...

    Все веревочки, которыми связаны различные части тела, настолько ослабли, что вы лежите, широко раскинувшись на кровати, разболтанный и вялый.

    emm2

    Упражнение 3

    Представьте, что ваше тело состоит из целого ряда надувных резиновых баллонов...

    И вот на ступнях открываются два вентиля, а из ваших ног начинает уходить воздух...

    Они постепенно сжимаются, и вскоре от них остаются лишь одни резиновые формы, плоско лежащие на кровати...

    Затем открывается вентиль на груди, и воздух постепенно покидает туловище, которое также превращается в плоский резиновый силуэт...

    После этого представьте себе такую же картину с руками, головой и шеей...

    emm2

    Упражнение 4

    В жизни каждого человека обязательно были моменты или периоды, когда он чувствовал себя особенно легко, спокойно и в согласии со всем миром.

    Покопайтесь в своем прошлом, найдите в нем наиболее подходящие для вас сцены и попробуйте воспроизвести их мысленно во всех деталях. Это может быть вид моря, озера или любого другого любимого места вашего отдыха. Попытайтесь вспомнить некоторые мелкие подробности окружающей местности, окружающие вас звуки.

    А может, в вашей памяти всплывет, как некогда, очень давно, вы, совершенно расслабившись, сидели у костра. Помните, как потрескивали и постреливали угольками поленья? Не исключено, что вам припомнится день, проведенный на пляже, прикосновение песка к вашему телу, запах воды, ласкающие лучи летнего солнца.

    emm2

    КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ?

    1. Не нужно пытаться заблаговременно сообразить, какими словами выразить то, что думаете.

    2. Не нужно планировать заранее и размышлять очень долго до того, как начнете совершать какие-то действия. Психологи советуют просто выполнять задуманное и корректировать свои действия по ходу дела.

    3. Нет необходимости подвергать себя критике на каждом шагу. Самоистязание здесь отнюдь не уместно. Никто не отрицает необходимости сознательной критики и самоанализа (они нужны, но 1 раза в год вполне достаточно). Если же это делать постоянно, каждый день, то пользы не будет. Необходимо вовремя «притормозить».

    4. Приучите себя вести разговор громче, чем это было всегда.

    5. Если человек приятен вам в общении, не таите этого. Рассыпайте комплименты всем вокруг себя: будь то сослуживцы или сокурсники.

    emm2

    СПОСОБЫ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ПОСТОЯННО ПРИСУТСТВУЮЩЕГО ОЩУЩЕНИЯ ТРЕВОГИ

    Как правило, к признакам тревожности относятся неспособность сосредоточить внимание, влажные ладони, ощущение того, что в желудке «поселились бабочки».

    1. Тревожьтесь по расписанию, в строго определенное для этого время, в течение получаса.

    2. Зафиксируйте на бумаге все проблемы, которые вас беспокоят.

    3. За данные полчаса постарайтесь проанализировать указанные проблемы. Возможно, среди них попадется такая, решить которую вам не под силу. Значит, нечего попусту тратить силы. Направьте усилия на решение остальных проблем, взвесьте все свои действия на будущее. Это поможет вам избежать новых проблем.

    4. Если вы замечаете, что думы о беспокоящих вас вещах тревожат во внеурочное время, упорно отгоняйте их или осознанно переключайтесь на размышления о чем-то более приятном.

    3.3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ И УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

    СВЕДЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК И НОГ

    1. Сядьте на высокий стул или стол, спину держите прямо, ноги должны качаться свободно.

    2. Растопырьте пальцы рук и приложите кончики пальцев друг к другу, держа руки перед собой.

    3. Затем выполните руками быстрые маховые движения в стороны – назад и вперед. Помните, что кончики пальцев должны снова встретиться друг с другом.

    4. Чтобы усложнить себе задание, соедините пальцы ног. Совершая мах руками вперед и сведя ладони, широко разведите ноги. А когда расходятся руки, сводите ноги вместе.

    emm2

    СКРЕЩИВАНИЕ РУК И НОГ

    1. Выполняйте перекрестные маховые движения руками перед туловищем на высоте плеч в горизонтальной плоскости. При этом сначала правая рука проходит над левой, потом наоборот. Ладони обращены к полу. После того как вы некоторое время помашете руками перед корпусом, начните перекрещивать руки позади корпуса примерно на уровне ягодиц. Продолжите выполнение упражнения, присоединив к движению рук перекрещивание ног. Ведите левую ногу перед правой при движении вправо и соответственно правую ногу перед левой при движении влево.

    2. Теперь двигайтесь вправо и выполняйте перекрестные движения ногами. Сделайте шаг в сторону, заведите левую ногу за правую, сделайте еще один шаг правой и приставьте левую ногу. Затем повторите движения в обратную сторону. Чем больше будет тренировок, тем увереннее будете себя чувствовать.

    emm2

    МАРИОНЕТКА НАОБОРОТ

    1. Встаньте прямо, ноги поставьте вместе, руки сложите над головой. В прыжке сделайте мах руками в стороны и назад, одновременно расставляя ноги. Так же прыжком вернитесь в исходное положение.

    2. Ногами выполняйте те же движения, что и раньше, а руки вытяните перед туловищем и по очереди двигайте вверх и вниз.

    3. Теперь выполняйте руками уже привычное движение в стороны, а ногами – прыжки вперед и назад, переступая с ноги на ногу, как при ходьбе.

    emm2

    ВЕЛИКИЙ ДИРИЖЕР

    Представьте себе, что вы дирижируете оркестром. Включите свою любимую музыку, подайте знак оркестрантам и не выпускайте из рук дирижерскую палочку.

    1. Поднимите обе руки приблизительно на высоту плеч. При этом одну руку расположите несколько выше другой.

    2. Рисуйте обеими руками в воздухе лежащие восьмерки. От середины восьмерок левая рука должна выписывать круги влево и вверх, правая – вправо и вверх. После того как руки описали внешнюю дугу восьмерок и снова встретились, рисуйте теперь перекрещенными руками внутреннюю дугу. Повторите движения в противоположном направлении.

    emm2

    ПУТАНИЦА

    1. Возможно, эта детская забава еще осталась в вашей памяти. Положите правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем слегка похлопывайте по голове, а живот поглаживайте круговыми движениями.

    2. Поглаживайте левой рукой область вокруг пупка движениями по часовой стрелке, а правой рукой – область под левой ключицей против часовой стрелки.

    emm2

    РИСОВАНИЕ НОСОМ

    1. Представьте себе, что на кончике вашего носа прикреплен карандаш или шариковая ручка. Нарисуйте этим воображаемым инструментом несколько восьмерок в воздухе.

    2. Когда эта техника будет освоена, попробуйте «написать» в воздухе несложные слова или имена.

    emm2

    ПЕРЕКАТ С ЛИМОНОМ

    (Для выполнения этого упражнения необходимы лимон и стул.)

    1. Лягте на спину на пол, а стул поставьте за головой. Теперь зажмите лимон ступнями. Затем медленно поднимите ноги и отведите их за голову так, чтобы положить лимон на стул. Затем снова возьмите ногами лимон и вернитесь в исходное положение. Дыхание должно быть равномерным.

    2. Если вы находитесь в хорошей физической форме, положите лимон не на стул, а на пол за головой. Нужно заметить, что такие позы, как «березка» и стойка на голове, стимулируют мозговое кровообращение.

    emm2

    ДЫХАНИЕ ЙОГОВ

    1. Сядьте, расслабьтесь и выпрямите спину. Потом положите указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.

    2. Безымянным пальцем слегка закройте левый носовой ход и медленно вдохните на 8 счетов через правую ноздрю. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю. Напомним, что дыхательные упражнения стимулируют мозг.

    emm2

    РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ

    1. Сядьте по-турецки и закройте глаза.

    2. Сделайте несколько вдохов, тщательно контролируя дыхание и направляя воздух глубоко в низ живота. Нужно заставить работать диафрагму.

    3. Сконцентрируйте внимание на дыхании. При вдохе мысленно произносите «Ом», при выдохе – «Ах».

    4. Можно произносить эти звуки вслух, не сбиваясь с ритма дыхания.

    emm2

    ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ

    (Проводится в группе ведущим.)

    Сядьте парами. Возьмите каждый лист бумаги, сложите его вдвое и внутри напишите страницу любого текста. После внимательного изучения материала поставьте в нижней части листа личную подпись.

    Листок сложите и никому не показывайте. Закройте глаза. Расслабьтесь на несколько секунд. Ощутите тепло, которое разливается по всему телу. Сконцентрируйте свою внутреннюю энергию и направьте ее на собеседника. Дотроньтесь своей рукой до руки своего напарника. Поднесите руку вторично и ощутите упругую волну. Поднесите руку ко лбу напарника, при этом каждый почувствует ощущение руки напарника возле своего лба, излучение этой руки, упругую волну, может, легкий ветерок. Теперь способности вашей памяти оказываются невероятными. Обменяйтесь листочками, не разворачивая их. Сейчас, сидя рядом с напарником и ощущая излучение, настройтесь на свои неограниченные возможности и проверьте их. Вы открываете лист своего напарника, при первом же прочтении запоминаете все слова, которые там написаны, эти слова вытесняют в памяти всю предыдущую информацию, с которой вы работали в течение этого занятия. Закрыв лист, вы обнаруживаете, что без труда можете вспомнить все увиденные слова, и в то же время удивляетесь, куда же исчезли из вашей памяти те понятия, которые вы только что написали сами. Проделайте вместе со своим напарником этот эксперимент. Сообщите ведущему результат. Взглянули на лист! Спасибо. Закрыли лист. Взяли карандаш, написали эти слова на сложенном листе. Теперь попытайтесь вспомнить слова, написанные вами на своем листе, там, где вы поставили свою подпись. Обсудите со своим партнером результаты упражнения. Игра закончена.

    Релаксационные упражнения

    УПРАЖНЕНИЕ «ПАЛЬЦЫ»

    Нужно соединить кисти рук так, чтобы большие пальцы были свободными. Необходимо сесть поудобней, расслабиться, закрыть глаза и совершать медленное вращение большими пальцами относительно друг друга. Попытайтесь ни о чем не размышлять. В первое время сосредоточиться вам поможет движение. Оно же отвлечет вас от второстепенных мыслей и житейских хлопот. Внимание напоминает часы, у которых только одна стрелка. Это и другие упражнения помогут научиться сознательно сохранять необходимое вам положение стрелки, что очень непросто, потому что внимание не отличается послушанием. Оно постоянно прыгает с одного на другое. Но вы должны беззлобно, но настойчиво показать своему вниманию, что теперь не оно управляет вами, а вы – им.

    emm2

    УПРАЖНЕНИЕ «ДЫХАНИЕ»

    Присядьте удобнее, расслабьтесь и закройте глаза, сосредоточив свое внимание на дыхании. Дышите в обычном режиме. Попробуйте наблюдать за данным процессом как будто бы со стороны. Нарушение ритма дыхания недопустимо. Стремитесь ни о чем не раздумывать. Ваша задача в данный момент – просто вести наблюдение за своим дыханием.

    emm2

    УПРАЖНЕНИЕ «ТЕПЛО»

    Сдвиньте ладони рук так, чтобы расстояние между ними было около 1 см. Вы должны ощутить тепло. Сконцентрируйте внимание на ощущении тепла. При этом как бы замрите, затаитесь. Постарайтесь оставить в памяти это расслабление. Именно расслабленное состояние помогает добиться максимальной сосредоточенности.

    emm2

    УПРАЖНЕНИЕ «ФОКУСИРОВКА»

    Необходима концентрация внимания на всем теле сразу. Мысленно пробегите по телу внутренним взглядом. Попытайтесь ощутить приятную волну, которая проходит по телу с головы до кончиков пальцев ног. Сконцентрируйте внимание:

    1) на правой руке;

    2) на предплечье правой руки;

    3) на кисти правой руки;

    4) на указательном пальце;

    5) на кончике указательного пальца;

    6) на всем теле.

    Повторите упражнение для другой руки.

    Вслед за выполнением серии релаксационных задач переходите к упражнениям, направленным на тренировку внимания и визуального мышления.

    emm2

    УПРАЖНЕНИЕ «БУКВЫ»

    В любой газете или журнале найдите для тренировки несколько абзацев (три или четыре). Прочитывая статью, сосчитайте в ней число букв «а». Снова прочтите и посчитайте количество букв «в». Прочтите статью еще раз и отметьте количество слов в отрывке, который вы выбрали. Результат зафиксируйте. Продолжайте заниматься с одним текстом до тех пор, пока численность сосчитанных букв не прекратит меняться. Это упражнение может быть выполнено произвольно: просто считайте любые буквы в любом тексте. Желательно дополнительно определять время, затраченное на выполнение упражнения, с помощью секундомера. Это поможет сравнить полученные результаты.

    emm2

    УПРАЖНЕНИЕ «АКТИВИЗАЦИЯ ПАМЯТИ»

    Вспомните свой вчерашний день, время отдыха, недавно увиденный кинофильм во всех подробностях. Ваша главная задача – удержать внимание на процессе вспоминания, не позволяя мыслям переключаться на иные темы. Постарайтесь вспомнить все мелочи до единой. Двигайтесь по воспоминаниям не торопясь, мелкими шагами. Если это удалось сделать довольно легко, рискните вспомнить все наоборот, разверните время обратно. Это усложнит задачу.

    emm2

    УПРАЖНЕНИЕ «МЫСЛЕННАЯ ПРОРИСОВКА»

    Мысленно рисуйте себе буквы и числа, разнообразные геометрические фигуры. Не нужно путать мысленную прорисовку с обыкновенным изображением в уме определенного образа. При выполнении этого упражнения нужно именно рисовать. Рисовать так же, как будто рисуете в альбоме карандашом, пальцем по запотевшему стеклу. Рисунки должны быть крупными. Постарайтесь почувствовать движение своей руки, хотя она должна оставаться неподвижной.

    Следующие упражнения позволят достигнуть мышечного расслабления.

    emm2

    Упражнение 1

    1. Опираясь пятками об пол, отогните пальцы ног кверху. Затем напрягите мышцы ступней и голеней. Продолжайте в течение 10 с, после этого необходимо на 10 с расслабиться. В ходе выполнения данного упражнения вы должны ощутить, как ваши мышцы прежде напрягутся, а потом согреются. Приятно чувствовать расслабление вслед за тем, как уйдет напряжение.

    2. Нужно поднять ноги параллельно полу и отогнуть пальцы ног на себя. Теперь в работу включается другая группа мышц – мышцы бедер. Необходимо остаться в этом положении около 10 с, а потом расслабиться, позволив ногам неожиданно упасть. Вы испытаете приятные ощущения, потому что ваши ступни, голени и бедра согреются.

    3. Поднимите ноги параллельно полу и отогните пальцы ног к себе. Нужно в течение 10 с держать ноги в напряжении, а потом расслабить. Эта стадия упражнений вынуждает трудиться мышцы, которые находятся в нижней части тела. Далее наступает черед верхней части корпуса.

    4. Поднимите руки горизонтально параллельно полу. Сжимая пальцы в кулак, приложите усилия, чтобы напрячь всю руку. Продолжайте действия в течение 10 с, после этого руки можно расслабить. Это упражнение следует повторить с раскрытыми ладонями, причем пальцы должны быть растопырены. По истечении 10 с руки можно расслабить.

    5. Нужно вытянуть губы вперед, как будто вы хотите произнести звук «О». Распахните глаза шире, как бы выражая удивление. А вот брови хмурить не нужно. Вытерпите 10 с, а потом можно расслабиться. Мышцам шеи и лицевым мышцам это пойдет только на пользу. Это несложное упражнение можно выполнять и за рулем автомобиля, но только в том случае, если вы ждете зеленый свет светофора.

    6. Попробуйте улыбнуться как можно шире и остаться в таком положении в течение 10 с. После этого можно расслабиться. Таким образом, к концу этого комплекса упражнений вы подошли улыбаясь.

    Следующий комплекс упражнений заимствован из системы упражнений для йогов. Расслабив мускулатуру, они использовали его, чтобы получить одновременно абсолютно полное расслабление души и тела.

    emm2

    Упражнение 2

    1. Нужно лечь на спину (на ковер или кровать) так, чтобы было удобно. А можно просто сесть в кресло или на диван.

    2. Прикройте глаза и представьте себе картину природы, которая принесет вам спокойствие и умиротворенность: морское побережье или речной берег, неторопливые волны накатываются одна на другую. Вы даже слышите их мирный плеск. Возможен и следующий вариант: вообразите себе, что вы плывете на надувном матрасе в безветренном бассейне, а может, просто-напросто задремали в лодке, которая неслышно покачивается на волнах безмятежного озера, или нежитесь на теплом песочке. Остановите свой выбор на одной из этих картинок и отчетливо нарисуйте ее в своем воображении.

    3. А теперь немедленно прикажите мышцам своего организма расслабиться – от кончиков пальцев ног идо головы. Настоящее упражнение поможет вам убрать остаточное напряжение в мышцах. Расслабление всех частей тела должно проходить в указанном порядке. Ваша задача – однообразно и размеренно произносить в уме следующие слова.

    Расслабляю ступни...

    Расслабляю пальцы ног...

    Расслабляю голени...

    Расслабляю колени...

    Расслабляю бедра...

    Расслабляю живот...

    Расслабляю грудь...

    Расслабляю руки...

    Расслабляю кисти рук...

    Расслабляю пальцы...

    Расслабляю шею...

    Расслабляю лицо...

    Расслабляю челюсти...

    Расслабляю рот...

    Расслабляю язык...

    Расслабляю глаза...

    Расслабляю веки...

    Расслабляю брови...

    Расслабляю щеки...

    Расслабляюсь полностью...

    Позвольте напряжению исчезнуть. Вслушайтесь в свое дыхание: ему следует быть неглубоким и регулярным. В настоящее время вы находитесь в полной гармонии с самим собой.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх