|
||||
|
Маркетинговая стратегия и определение ресурсов В конечном итоге, на основе собранной информации предприниматель выходит на рынок: – с определённой продукцией, – предлагая её по определённой цене, – в определённом месте – используя определённые методы продвижения. Развернутый ответ за вопрос, вынесенный в заголовок, называют маркетинговой стратегией. Маркетинговая стратегия должна затрагивать как минимум эти четыре пункта. Практика показывает, что при разработке маркетинговой стратегии всего лишь 1 процент составляет вдохновение и 99 процентов – работа. На рис. 3.1 показаны основные компоненты маркетинговой стратегии, по которым составляются прогнозы объёма продаж. Сочетание этих компонентов (Глос. Маркет: Маркетинговая смесь) принято называть маркетинговой смесью (Анализ показанных компонентов позволяет сделать ряд предположений о том, какие перспективы имеет бизнес). Конкретное сочетание таких составляющих, как продукт, его продвижение, место (каналы доставки потребителю) и цена, варьируется в зависимости от типа бизнеса. Так, розничная торговля целиком и полностью зависит от места и цены плюс, что весьма немаловажно, от продвижения товара на рынке. Сфера обслуживания в некоторых случаях находится в большой зависимости от своего местоположения, а в других нет. Отрасли производства могут быть менее зависимы от своего местоположения, но они всецело зависят от типа выпускаемого продукта. ПродуктКакой бы продукт или услугу Вы не предлагали, как правило, на рынке всегда найдется альтернатива Вашему предложению. Как мы уже упоминали, Вы должны четко представлять себе конкуренцию, которая Вас ожидает. Поэтому очень важно смотреть на продукт не глазами человека, его продающего, а глазами человека, который может его купить, или не купить. Иначе говоря, необходимо оценить выгоды, которые получит покупатель. Рекомендуется также включить в состав продукта так называемый дополнительный продукт, т. е. то, что потребитель получает, ничего не доплачивая, в дополнение к собственно продукту – например, предлагается бесплатная доставка громоздких изделий, сборка, установка, гарантия, консультации по «горячей линии» и т. п. Контрольный список 1.1 Сейчас самое время немножко отойти от предлагаемого Вами продукта, независимо от того, является ли он товаром или услугой, и посмотреть, насколько он привлекателен для покупателя. Заготовьте лист бумаги и ответьте на следующие вопросы: 1. Каково положение Вашего продукта по отношению к конкурирующим продуктам? 2. Продается ли он при более выгодных условиях, нежели чем конкурирующие продукты? 3. Как покупатель оценивает его качество? 4. Получает ли покупатель четкую реальную выгоду от покупки и использования товара? 5. Насколько товар доступен? Требуется ли его постоянная допоставка, или же он залеживается? 6. Как он выглядит? 7. Красиво и удобно ли он упакован? 8. Может ли продукт быть легко перепродан? 9. Надежен ли он? 10. Доступен ли он только в местных масштабах или же он широко распространен? После того как Вы положительно ответили на перечисленные выше вопросы, Вы можете решать проблемы продвижения товара и его цены. Как правило, молодым предприятиям следует чаще занижать цену товара или услуг, нежели ее завышать. К сожалению, многие компании разоряются, так и не успев осознать эту необходимость. Безусловно, как мы увидим ниже, цена очень важна, но порой она не так уж и важна для покупателя, как Вы об этом думаете. Помните, что Вы будете поставлять товар или услугу на узкий сегмент рынка, для которого наиболее приемлемы характеристики Вашего товара. Вы не конкурируете с «монстрами» – массовыми производителями, способными удерживать цену на сравнительно невысоком уровне. Тем мелким предприятиям, которые ранее попытались сделать это, приходилось очень трудно. Многим это не удалось, и их число резко сократилось. К примеру, это небольшие бакалейные лавочки, которые продают свои товары в той зоне, которая легко обслуживается большим супермаркетом. Тем не менее, некоторым удалось выстоять за счет того, что они предлагали услуги, которые не могли предложить многие конкуренты. Например, торговля поздней ночью или доставка товара на дом. С помощью следующего задания опишите, что Вы предлагаете рынку.
Продолжайте задавать себе вопрос: «Что это дает покупателю?» Всегда очень соблазнительно писать о том, что Вы делаете, а не о том, почему люди должны покупать Ваш товар или услугу. Постоянный учет потребностей покупателей вот тот путь, который помогает привлекать покупателей и общаться с ними. ПродвижениеОдна из самых распространенных ошибок – это то, что продвижение товара на рынке и рекламу многие считают одной и той же вещью, тогда как это вещи разные. Более правильно будет сказать, что продвижение эквивалентно связи с вашими покупателями. Простой пример: у вас магазин канцелярских принадлежностей. Приглядимся повнимательнее к Вашей вывеске. Так ли она привлекает внимание, как она может привлекать? Все ли у вас эстетично, живо и аккуратно или же безвкусно и непривлекательно? Правильно ли сделаны надписи? Не в смысле написания или красоты, а в смысле того послания, которые они в себе несут. Ключ в постоянном самотестировании «Действительно ли я делаю все таким образом, что это позитивно воспринимается покупателями, что это в будущем увеличит объем продаж?» Все, начиная с упаковки до ответа на телефонный звонок (или телефонный звонок покупателю с просьбой об оплате!), попадает под термин «продвижение». С другой стороны, Все эти действия подпадают также под термин «создание имиджа» как для мелкого бизнеса, так и для крупного. Создать хороший имидж компании очень сложно, но часто это не так уж и дорого, как кому-то это может показаться. Один из наиболее верных путей – регулярное предоставление сообщений о Вашем бизнесе в местной печати или по местному радио. Пресс-релиз на одну страничку (о новом продукте, начале Вашего дела или о других конкретных событиях), написанный доступным языком, улучшенный, к примеру, фотографией, может сделать Ваше имя известным общественности или покупателям. Но Вам нужно еще этот пресс-релиз сделать. Журналисты сами не придут к вам. Безусловно, созданию хорошего имиджа компании будет способствовать предложение услуг, хорошая продукция, желание в полной мере услужить Вашим покупателям. Мы сейчас взглянем на некоторые ключевые области, в которых Ваш выбор оказывает очень важное влияние на объем продаж. Каналы распределенияЕсть несколько различных путей того, как сделать так, чтобы товары и услуги попали в руки к покупателю: это так называемые «каналы распределения». Как правило, под ними понимаются следующие варианты: 1. Непосредственно к потребителю: Вашими собственными силами или через почту. 2. Непосредственно к покупателям, которые используют Ваши продукты/услуги в продаже их собственных продуктов своим потребителям и покупателям. 3. Через продавца в розницу. 4. Через оптового продавца, который затем распределяет Ваши товары между продавцами в розницу (или промышленными покупателями). 5. Через агента, который распределит Ваш товар между оптовыми продавцами и промышленными покупателями, которые, в свою очередь, распределят его между розничными продавцами. Какой канал Вы выберите, во многом зависит от набора факторов, в числе которых природа Вашего продукта, объем продаж, географическая область, в которой распространяются товары, Ваши связи в предпринимательской среде. Здесь необходимо помнить о том, что содержание канала распределения также будет стоить денег. Хороший оптовый продавец поможет Вам избежать массы хлопот и затрат, упростить бумажную работу (к примеру, одна накладная вместо десятков), но их затраты на эту работу должны быть включены в Ваши затраты. Если Вам не нравится торговать, то это прекрасный способ уйти от этого – а очень многие предприниматели не любят торговать. Однако не всегда разумно избегать торговли. Самостоятельное управление продажей дает Вам непосредственную информацию от покупателей и информацию о том, продвигаются ли Ваши товары на рынке так же хорошо, как и другие. Здесь нет простых ответов. Достаточно сказать, что затраты на распределение порой могут быть гораздо выше, чем допустимые, но их придется принять. РекламаЕсли Вы создаете предприятия, которые напрямую контактируют с покупателями или потребителями, еще один тип затрат, с которым Вам придется столкнуться, это непосредственное общение с покупателями через рекламу. Для малых организаций это включает четыре набора решений – всегда помните, что ваша цель получить максимум как минимум! 1. Цели 2. Используемая среда 3. Расписание 4. Стоимость Несмотря на то, что Ваша основная цель – увеличить число покупателей Вашей продукции или услуг, конкретно то, как Вы будете их рекламировать, будет зависеть от гораздо более сложного набора целей. К примеру, хотите ли Вы увеличить объем продаж немедленно, на следующей неделе или в течение шести месяцев? Хотите ли Вы улучшить имидж Вашей компании не только для потенциальных покупателей, но и у других, которые могут на них повлиять? Представляете ли Вы новый продукт или открываете новую область своих продаж? Перед тем как решить, какие использовать средства, когда разместить Вашу рекламу и сколько заплатить, важно точно знать, какова цель Вашей рекламной кампании. Также очень важно быть способным адекватно отреагировать на результаты рекламы. Недостаточное количество товаров и услуг для удовлетворения спроса не такой уж редкий случай, даже в крупном бизнесе где, как считается, лучше умеют организовывать такие вещи. Для бизнеса, который работает в основном на местном рынке, объявления в местном рекламном вестнике или даже простой таблички в витринах некоторых магазинов может быть достаточно. Лишние затраты ни к чему. Другой местный бизнес будет использовать местные газеты, регулярно или от случая к случаю (при прочих равных условиях регулярная реклама дает больший эффект, нежели случайная). Газеты публикуют просто объявления и тематически систематизированные рекламные объявления. Как уже было сказано выше, они также публикуют заметки, что является бесплатным и эффективным способом известить Ваших покупателей о Вашем продукте. Некоторые средства дают мгновенную реакцию и потому являются особенно подходящими для определенных типов бизнеса. К примеру, 70–80 процентов покупателей реагируют на рекламу по радио, телевидению и в прессе в течение одной недели со дня помещения объявления. Это, безусловно, очень эффективно для розничных торговцев, у которых есть «специальное предложение» в течение ограниченного срока. Объявления, помещаемые в почтовые ящики и раздаваемые на улице, также приемлемы для бизнеса, ориентированного на местных покупателей, и имеют преимущество в своей дешевизне. Для бизнеса, ориентированного на более обширное географическое положение покупателей, могут использоваться региональные или национальные публикации. Какой бы метод ни казался Вам наиболее приемлемым, очень важно разместить Вашу рекламу вовремя. Здесь следует учесть несколько существенных моментов. Во-первых, если Вы поместите рекламу слишком рано (до того, как Вы будете способны удовлетворить спрос), Вы потеряете и прибыль и расположение к Вам покупателей. Во-вторых, расписание очень важно, так как реклама существенно влияет на Ваши расходы, прежде чем она повлияет на Вашу прибыль. Следовательно, Вам следует планировать затраты на рекламу в прогнозах потока наличности (это мы будем обсуждать далее и в заключительной фазе планирования). Очень важно рассмотреть сейчас один пункт. Реклама – всегда значительные и обязательные затраты (даже если они полностью обеспечивают необходимый объем продаж). Но не следует целиком полагаться на рекламу. Даже обширные рекламные усилия, проводимые большими компаниями при помощи профессиональных рекламных агентств, не всегда себя оправдывают. Вам следует быть осторожным. Если цены в рекламном агентстве выше, чем Вы ожидали, или Ваш зарождающийся бизнес не может выдержать таких расходов, то лучше обратиться в местную газету или на местное радио, особенно если Ваш продукт ориентирован на местных покупателей. Еще один способ – узнайте, как рекламируют свои товары люди, также занятые в Вашем бизнесе, в какие средства массовой информации они обращаются и сколько это им стоит, а затем уже решайте, следовать Вам за ними или нет. Безусловно, Вы должны предусмотреть затраты на рекламу. Теперь пришла пора написать свой план продвижения. Тактика продаж Мы рассмотрели выбор каналов распределения и соответствующих методов рекламы вашей продукции. Все остальное можно сгруппировать как часть Вашей торговой политики: 1. продажи за наличные и/или в кредит; 2. скидки и специальные предложения; 3. гарантии. Наличные или кредитБезусловно, если Вы будете продавать в кредит, Вы тем самым значительно увеличите объем продаж. Вопрос состоит в том, покроет ли такое увеличение объема продаж затраты? Если Вы предлагаете Вашим покупателям в течение 30 дней оплатить 90 процентов стоимости товара, то Вы встретитесь с проблемой непоступления денег в течение этих 30 дней. Кроме того, следует иметь ввиду, что не все Ваши покупатели будут платить вовремя. Таких покупателей по объему продаж может оказаться около 10 %, иногда даже более. Необходимо предусмотреть дополнительные затраты на получение этих 10 %. Если Вы не желаете или не имеете возможности взыскать Ваши долги, то эти потери увеличат ваши затраты. Безусловно, во многих случаях у Вас не будет особого выбора: покупатели, к примеру, просто не будут иметь с Вами дело, если Вы не предлагаете им кредит. К сожалению, некоторые крупные компании, используя свое положение, задерживают Ваши деньги на более долгий срок, чем предполагалось. Это может вызвать серьезные проблемы с потоком наличности. В таких случаях Вы в своем бизнес-плане должны четко определить, кого бы Вы хотели видеть своими покупателями, какую долю потока наличности каждый из них будет определять и по возможности выясните, вовремя ли они производят оплату. Скидки и специальные предложенияСегодня скидки и специальные предложения появляются довольно часто во всех видах торговли; скоро можно будет задавать себе вопрос «можно ли хоть что-то продавать только по одной цене?» Многое зависит от того, в каком бизнесе Вы заняты, а также от сложившейся ситуации. К примеру, если Ваш бизнес сильно зависит от сезона, то не очень разумно держать большой запас товара после окончания пикового периода, поскольку начинается период скидок, специальных предложений, различного рода распродаж. Конечно, Вы можете определить свою собственную политику в этой области. Но необходимо учитывать, что в той области бизнеса, где Вы работаете, уже сложились определенные традиции, которые, безусловно, окажут на Вас сильное влияние. При планировании прибыли Вы также должны учитывать эти обстоятельства. ГарантииМежду полным возвратом денег в случае неудовлетворенности товаром и аккуратно сформулированной гарантией лежит сфера послепродажного обслуживания товара. Безусловно, чем больше Вы сможете предложить в этой области, тем успешней будет продвижение Вашего товара на рынке. Ваши решения в этой области будут зависеть от типа Вашего бизнеса и Вашего умения определить, покроются ли затраты возросшим объемом продаж. Эта область также оказывает сильное влияние на Вашу структуру цен, а следовательно, и ее нужно учитывать при определении общей картины распределения дохода. Часто гарантии стоят не так много, как кажется на первый взгляд. Многие малые предприятия начинаются с домашней базы – комнаты в доме, сарая в саду. Для хобби это вполне подходяще по причине небольших затрат и удобства. Но то, что Вы делаете, не должно быть противозаконно. Очень многое зависит от местных представителей власти, и следовательно, не всегда можно предсказать их реакцию. Если Вы торгуете, то это вызовет недовольство Ваших соседей, и независимо от того, насколько предприятие мало, Вы вскоре окажетесь в беде. Некоторые предприятия, возникшие в доме или поблизости от него, успешно существуют там на протяжении всего времени своего существования. Это, как правило, относится к сфере обслуживания. Другие же должны понимать, что когда-нибудь им придется переехать, и затраты на этот переезд должны учитываться так, как будто этот переезд может произойти уже сейчас. Другими словами, Вам надо выяснить, каковы будут затраты, и подсчитать, какое «увеличение» бизнеса Вам потребуется для того, чтобы их покрыть. Не покупайте недвижимость – как делают многие – просто потому, что Вы можете себе это позволить. Постарайтесь оценить, как Вы можете более эффективно вложить деньги в развитие бизнеса. Вы также можете поначалу обратиться к другим видам бизнеса, где можно получить некоторую площадь или офис по довольно скромной цене. В заключение небольшой совет: считается, что психологически очень важно начинать свой бизнес вне дома, что влечет за собой наличие обязательств. Это означает, что вы занимаетесь бизнесом как бизнесмен и это придает дополнительную мотивацию Здесь во многом задействованы индивидуальные обстоятельства, поэтому, если данный раздел сильно противоречит Вашим намерениям, то Вам не мешает обсудить свои планы с кем-либо, кто хорошо знает эту сферу бизнеса, или хорошо еще раз подумать. МестоположениеГде разместить Ваш бизнес? Здесь возможны два набора решений. Первое – это общее местоположение и второе – конкретное место. Многие люди создают бизнес в местах, руководствуясь эмоциональными, интуитивными причинами, которые абсолютно не связаны с интересами самого бизнеса. Не нужно говорить, что такие решения влекут за собой большую опасность. Это вовсе не означает, что желание выбирать район определенного социального положения неверно. Это лишь означает, что Вам следует выделить более или менее одинаковые районы. Осознать, что в одном районе Ваш бизнес не найдет спроса (в данный конкретный момент, а может быть и вообще никогда), тогда как в другом районе для его развития есть все предпосылки. Поэтому необходимо определить критерии, которые будут определять общее местоположение Вашего бизнеса, а затем рассмотреть полученные альтернативы. Таблица 3.1 демонстрирует один из методов проведения такого анализа. В этой сетке Вы должны оценить каждый район по каждому критерию в масштабе от одного до пяти. Пусть 1=плохо, 2=удовлетворительно, 3=хорошо, 4=очень хорошо и 5=превосходно. Сумма полученных баллов и определит район, наиболее подходящий для Вашего бизнеса. Теперь пора принять обоснованное решение относительно места.
Важность факторов, влияющих на выбор места, будет зависеть как от общего направления бизнеса (розничная торговля, обслуживание, производство), так и от предполагаемого масштаба деятельности и типа потребителей внутри каждого из этих направлений. Это обстоятельство следует учитывать, оценивая результаты, полученные из сеток. Вам следует осуществлять выбор по следующим критериям: Стоимость места (покупка или аренда – первостепенный вопрос); Количество потребителей продукции, сходной с Вашей; Основные характеристики конкурентов (например, качество и объем предлагаемой ими продукции); Площадки для парковки; Общественный транспорт; Интенсивность дорожного движения; Размер и качество магазина, включая прилегающий земельный участок, и стоимость; Наличие рабочей силы; Стоимость рабочей силы; Наличие транспорта; Близость к рынкам; Местные услуги; Налоги; Льготы местных/региональных органов власти; Возможность расширения; Другие. Ваши материалы и оборудованиеСначала надо определиться с материалами и оборудованием, которые Вам потребуются для производства того количества продукции, которое Вы наметили. Затем необходимо просчитать затраты на это оборудование и материалы. Вам также, возможно, придется предусмотреть определенные процедуры контроля за качеством, если они нужны для Вашего оборудования или материалов. После этого необходимо оценить потребности в рабочей силе. Следующие три параграфа помогут Вам оценить эти ресурсы. МатериалыКакие материалы Вы используете и какую часть затрат они составляют? Это будет варьироваться в зависимости от вида бизнеса. В производстве Вы будете иметь дело с сырьем, полуфабрикатами и готовой продукцией. В розничной торговле материалы – это продаваемые Вами товары.
Если Вы занимаетесь производством, то дополнительно следует ввести сырье под одним заголовком, затем полуфабрикаты под другим и Вашу готовую продукцию под третьим. Если же Ваш вид деятельности – розничная торговля, то, возможно, придется проводить более развернутую группировку. Теперь необходимо сделать следующий шаг и задать вопрос: Сколько это будет стоить?В зависимости от вида бизнеса возможны различные вариации. Тем не менее, было бы не совсем благоразумно предполагать, что успешная розничная торговля возможна при 50–60 процентах складских запасов, а производство при 30 процентах. Цифры такого порядка показывают, что как в розничной торговле, так и в производстве необходим контроль за запасами. К тому же неизбежны Ваши затраты на хранение товара. Эти затраты, включающие в себя страховку, хранение, повреждение, устаревание и затраты на учет, могут составить от 10 до 25 процентов стоимости годового запаса. Вот почему очень важна как можно более быстрая оборачиваемость товара. Простой пример. Предположим, что Вы начинаете год с хранящимися товарами на сумму 100 тысяч рублей и в течение года оборачиваете их только один раз. А затраты, к примеру, на хранение составят 20 процентов, то на содержание Вы потратите 20 тысяч руб. Если же начальный запас составлял 20 тыс. руб. и в течение года Вы его обернули 5 раз, то Ваши затраты на хранение (20 процентов) составят 4 тысячи руб. Возникает потребность в хороших поставщиках. Если они могут быстро доставлять товары, и если они дают Вам кредит, то Вы резко можете снизить Ваши текущие расходы. Конечно, не все так просто. Ваши поставщики могут быть очень далеко, поэтому независимо от того, насколько эффективно и быстро они работают, Вам все равно придется иметь запас больший, чем Вам хотелось бы. К тому же поставщики могут брать дополнительную плату за частое требование мелких партий. К тому же Вы теряете на скидках, предоставляемых на крупные закупки. Также частые заказы несут увеличение Ваших расходов. К примеру, использование телефона для немедленных заказов вместо почты. К тому же пострадает Ваша торговля, ибо Ваши запасы рано или поздно станут очень маленькими, так что некоторые покупатели будут уходить удовлетворенными лишь наполовину. Поэтому, как и везде в бизнесе, Вам нужно искать золотую середину, балансируя между двумя крайностями. Опыт плюс пристальное наблюдение за запасами рано или поздно приведут Вас к оптимальному решению. На начальном периоде Вам следует обращаться за советом к людям, занимающимся Вашим бизнесом, в разные агентства и торговые ассоциации.
Вам придется поискать пути снижения потерь, сохранения ценности Вашего запаса. Следует отметить, что очень важно хранение. Неподходящие условия хранения способны испортить большое количество товара. Вам также придется страховать свои товары. Причем не только те, которые хранятся у Вас, но и транзитные товары. Также Вам следует учитывать старение товара: то, что хорошо продавалось в этом году, через год уже может не пользоваться спросом. И Вам постоянно следует быть чувствительным к рынку, к тому, какие тенденции на нем происходят и куда они его ведут. ОборудованиеПри оценке Вашей потребности в ресурсах Вам следует для начала ответить на несколько вопросов. 1. Не слишком ли я много сил уделяю вопросу оборудования? Независимо от того, каким бизнесом Вы хотите заняться, Вам следует задать себе этот вопрос, касающийся самых важных характеристик любого инструмента, машины или другого оборудования. Что делает это оборудование для Вас в каждый определенный момент времени? Гораздо менее важно то, что оно «хорошо выглядит», «является ведущим в своем роде», «самое совершенное». Если оно слишком велико для Ваших потребностей, то Вы потеряете также много денег, как если бы оно было слишком мало. Поэтому для каждого предмета, чем бы он ни был, столом ли, принадлежностью кабинета, компьютером, сейфом или чем-то еще, задавайте себе вопрос «Делает ли эта вещь то, что я хочу, чтобы она делала?» Конечно, Вы должны помнить о том, что оборудование помимо своих сиюминутных функций, имеет и ценность. Также существует проблема внешнего вида: Вы не будете продавать дорогой продукт, предназначенный для покупател 2. Капитал, имеющийся в моем распоряжении. Не слишком ли много средств я вкладываю в основные средства, и не слишком ли мало в оборотные? Как правило, гораздо легче приобретать основные средства (такие, как машины, мебель и т. д.), нежели оценить потребность в оборотных средствах (таких, как зарплата, запасы или обеспечение фондами на случай непредвиденных обстоятельств). Это может привести к ситуации, когда Вам придется закрыть свой бизнес по причине того, что у Вас больше не будет денег на каждодневные расходы, и у Вас будет оборудование, которое стоило огромных денег, но при перепродаже не стоит почти ничего. Если затем Вам удастся снизить стоимость основных средств, то Ваш финансовый директор или менеджер будет очень рад этому, ибо он приветствует вложение денег в оборот. 3. Могу ли я изменить (усовершенствовать) данное оборудование? Было сказано, что в малом бизнесе человек должен заменять деньги воображением и инновациями. Если Вы способны (без неприемлемой потери эффективности) адаптировать оборудование, использовать доски вместо полок, производить прочие операции такого рода, то стоит над этим серьезно задуматься.
Безусловно, набор оборудования будет зависеть от того, чем Вы занимаетесь. Но для того, что бы Вы не забыли про довольно-таки общие для всех вещи, пожалуйста, сверьтесь с следующим списком: электроприборы, газовое оборудование, сантехника, центральное отопление, машинное оборудование, мебель, ковры, декоративные украшения, надписи, калькулятор, компьютер, касса, полки, кабинет, системы безопасности, витрины, принтер, телефон, машина, фургон, ксерокс, канцелярские принадлежности. Мы уже отметили необходимость поддержания расходов на оборудование на низком уровне и уже привели один-два способа того, как это сделать. Вам следует продолжать поиск устройств, которые смогут сократить Ваши расходы. Наши предложения таковы: 1. Делайте все сами, насколько это возможно. Всегда помните о том, что возможна ложная экономия. Но если перед тем как заниматься чем-либо самому, Вы можете утвердительно ответить на вопрос «Могу ли я использовать свое время более эффективно?», то Вам следует заняться тем, что Вы считаете более эффективным. Областями, в которых возможна значительная экономия, являются – декоративное оформление Вашего офиса или демонстрационной комнаты, деревянные изделия и большая техническая адаптация предмета или машинного оборудования. 2. Используйте оборудование, имеющееся у других людей, в то время, когда оно у них простаивает, если покупка Вашего собственного оборудования не оправдана временем его использования. 3. Покупайте подержанное оборудование или распродаваемое банкротами, так как это позволит Вам сэкономить до 90 процентов цены нового товара с такими же характеристиками. 4. Используйте аренду оборудования. Пусть это увеличит Вашу потребность в оборотных средствах (потому что возрастут Ваши проценты по займам), но при этом снизится стоимость основных средств. Выберете ли Вы лизинг (с правом собственности, принадлежащем лизинговой компании) или аренду (с возможностью выкупа оборудования по остаточной стоимости), во многом зависит от ситуации с налогами. Вам могут помочь разобраться с этим вопросом местные структуры поддержки предпринимательства или знакомые бизнесмены, которые сталкивались с подобными вопросами. 5. Используйте подрядчиков. Преимущество здесь состоит в том, что снижается Ваша потребность в основных средствах. К тому же это может заметно помочь как при расширении, так и при сворачивании бизнеса. Естественно, за это Вам придется кое-чем расплатиться. Вам нужно поискать удовлетворительных подрядчиков, Вы теряете непосредственный контроль над производством. При этом за каждую единицу продукции Вам придется заплатить больше, чем если бы она была произведена непосредственно Вами.
Позже Вам следует быть более внимательным, особенно если вовлечены большие суммы денежных средств. На первых шагах учтите годовые проценты за лизинг или взносы по аренде – вряд ли они будут ниже стоимости кредитов в банке. Обычный уровень годовой стоимости этих взносов составляет от 15 до 30 %. Добавьте эти значения к Вашему первоначальному взносу и заполните правую колонку таблицы 3.3 (столбец D). Если Вы полностью оплачиваете оборудование, то это значение вносится в столбец D. Поддержание качества Вашего оборудованияВы постоянно должны заботиться о хорошем состоянии Вашего оборудования, поскольку его качество постоянно снижается. Вы будете время от времени делать покупки, стараться получить необходимые сведения, будете использовать Вашу инициативу и воображение, изменяя различные единицы оборудования. Таким образом, Вы будете стараться убедиться в том, что качество продукции поддерживается на наивысшем уровне. Все это, естественно стоит денег. Порой Вы покупаете оборудование, слишком много внимания уделяя его внешнему виду, порой Вы просто его не совсем правильно используете. Все это Вы должны анализировать и учитывать. На этом этапе Вас подстерегают постоянные ошибки. Ваша рабочая сила Будете ли Вы кого-нибудь нанимать для Вашего бизнеса или нет, во многом зависит от природы Вашего бизнеса. Здесь мы примем, что для работы вам необходимо нанять людей. Безусловно, можно нанять на работу и свою жену (мужа), самого себя, сына или дочь или другого члена семьи. Процесс найма работников проводится на тех же принципах, что и процесс выбора оборудования или материалов. Цель – минимальные затраты на нужную работу. Как и все работодатели, Вы захотите (и Вам это действительно потребуется), чтобы Ваши работники были трудолюбивыми, честными, выдержанными и пунктуальными людьми, с которыми Вы сумеете поладить, которых Вы уважаете и которые уважают Вас. В свою очередь, Ваши работники захотят иметь справедливую оплату, быть уверенными в том, что не потеряют работу, иметь перспективы, иметь чувство значимости и необходимости их работы. Не следует нанимать людей по причине того, что Вы испытываете к ним жалость, из-за того, что они принадлежат к Вашей семье. Большие компании могут позволить себе иметь неэффективных работников, и многие из них имеют таких работников. Но Вы-то себе этого позволить не можете. Решение о том, сколько и каких работников Вы хотите нанять, должна быть основана на советах, почерпнутых из всевозможных источников. В основном это, конечно, будет зависеть от того, на какой объем реализации Вы рассчитываете.
Никто из нас ничего достоверно не знает о расходах, прежде чем мы не начнем в действительности нанимать людей. Основную часть расходов составляет оплата труда рабочего, отрабатывающего определенное количество часов в неделю. Предприятия, имеющие наемных работников, также выплачивают единый социальный налог. Следовательно, не удивительно, что стоимость рабочей силы – самая большая сумма в производственной сфере и сфере обслуживания. В розничной и оптовой торговле она стоит на втором месте после стоимости проданных товаров. Наем новых рабочих – очень серьезное мероприятие. Прежде чем действовать, Вам следует обдумать альтернативные варианты осуществления этой работы. Можно нанять агентов по найму, можно принимать работников по срочному контракту или вместо собственных продавцов нанимать людей, которые работают за комиссионные. Как мы уже отмечали выше, все это будет стоить денег и повлияет на эффективность Ваших операций независимо от вложенных денег. Поэтому Вам необходимо постоянно балансировать между получаемыми доходами и затратами на получение этих доходов. Как найти и сохранить хороших рабочих? Поиск, мотивирование, обучение и сохранение хороших работников – очень трудоемкое и длительное мероприятие. Оно настолько важно, что потребует от Вас четкого планирования своего времени, дабы уделить должное внимание этому аспекту Вашей деятельности. Поскольку эти действия уже более относятся к работе, а не к решению об открытии бизнеса, мы не будем рассматривать их детально. В сущности, Вам следует обратить внимание на следующее. 1. Подготовка описания работы. Необходимо четко изложить, что Вы хотите от нанимаемого работника. После написания этого пункта Вы вдруг сможете осознать, что кто-то Вам не понадобится, кого-то Вы сможете задействовать частично, кому-то дать полную загрузку. Очень важно иметь четкое представление по этому вопросу. Ибо если этот вопрос неясен Вам, то он неясен никому. Здесь также должно быть сказано, что ожидается от работника, а также за что, перед кем и каким образом этот работник несет ответственность. 2. Подготовка спецификации работы. Данный пункт должен содержать детальное описание требующихся знаний и навыков. Это составляет основу любого рекламного объявления. 3. Объявление о вакансии. Здесь необходимо быть осторожным при выборе стиля объявления. Чем больше Вы уделите этому внимания, тем меньше сил Вам придется потратить на собеседование. Поэтому необходимо четко определиться с качествами, опытом, возрастными характеристиками, зарплатой и т. д. 4. Собеседование. Здесь также необходимо соблюдать осторожность, выделять достаточное количество времени, обеспечить непринужденную обстановку. Хотя собеседования используются повсеместно, они имеют ряд ограничений. Совершенно верно то, что они помогают определить степень энтузиазма и мотивации, но они не способны охарактеризовать честность, физические данные, пунктуальность, надежность и т. д. Если нужно, Вы можете провести тест на способности. Также порой полезно бывает мнение третьего лица. Особенно после общения по телефону. 5. Трудовой договор (контракт). Трудовой договор (контракт), заключаемый с каждым работником, должен содержать следующие позиции: – оплата и способ ее начисления; – производится ли оплата каждую неделю или ежемесячно; – время работы и условия работы (как правило, сколько времени отводится на обед); – информация о праздничных днях и оплате в праздничные дни; – пенсия и пенсионные схемы, если они есть; – сроки уведомления о разрыве договора; – название работы; – дисциплинарные правила; – порядок предъявления претензий. 6. Введение в должность и обучение. Какова бы ни была работа, насколько бы ясно Вы себе ни представляли механизм ее реализации, Вам необходимо выделить Время на введение работника в курс дела. Как правило, введение в должность представляет собой знакомство с сотрудниками, приветствия, небольшой обзор, рассказ о принципах работы. То же самое верно и для обучения. Примерно то же самое происходило и во время собеседования. Повторение всего этого на рабочем месте, Ваша доступность для ответов на вопросы в первые дни принесет значительные результаты в будущем. Как уже было отмечено ранее, рабочая сила – самый дорогой Ваш ресурс. Очень важно хорошо его использовать. Так как Вы заняты в малом бизнесе, то на Вас лежит задача принимать быстрые решения. Вы также можете установить еще более авторитарный режим, чем это делают начальники в крупных компаниях. Но все же вам стоит привлечь ваших сотрудников к принятию решений в Вашем бизнесе. Вам следует рассматривать их как партнеров по предприятию. Это очень важно при наборе сотрудников. Выбираете ли Вы людей, способных расти и развиваться, и на которых со временем можно будет возложить решение ряда проблем? Целью этого раздела не являлось стремление дать Вам мини-курс по управлению персоналом. Все-таки Вы еще пока только готовитесь к открытию бизнеса. Целью было только приоткрыть занавес, дабы Вы смогли более детально представить себе процесс найма на работу. Очень важно осознать все это до того момента, как Вы откроете свой бизнес, ибо это даст Вам возможность уточнить все это в Ваши планы. Быть может, Вы решите, что сможете возложить часть проблем маркетинга или финансового анализа на кого-нибудь другого, с тем, чтобы Вы могли больше времени уделять контролю за производством.
До сих пор мы рассматривали стратегии относительно продукта, продвижения и места. Мы рассматривали вопросы тактики продаж. Но сам процесс ценообразования не рассматривался. Пора задуматься о стратегии в области назначения цен на продукцию. Определение цены товара, с одной стороны, может и не зависеть от Вас, так как она может определяться законодательными актами или фиксироваться производителем товара. В то же время она может полностью определяться Вами (к примеру, если Вы предлагаете новый продукт). Правда, и во втором случае она будет также определяться конкуренцией и рынком. Для большей части малого бизнеса установление цены является промежуточным вариантом между двумя описанными выше ситуациями. Методы установления цены носят прагматический характер и основываются на опыте и определенных стандартных процедурах. К примеру, одной из таких стандартных процедур установления цены является сумма всех затрат плюс набавление стандартного процента. Очевидно, что не имеет смысла продавать товар по цене ниже себестоимости, по крайней мере это невозможно делать очень долго! Но на самом деле в малом бизнесе нередки случаи занижения цены товара. Это особенно верно для начинающего бизнеса, как результат абсолютной уверенности в том, что единственный способ победить конкурентов – продавать по цене меньшей, чем у них. Это ведет к большим неприятностям по двум причинам. Во-первых, потому что при таком подходе покупатель не является главным. Цена для покупателя – это стоимость, но не только. Это еще и отражение ценности товара. Если она слишком мала, то покупатель может подумать, что Вы продаете некачественный товар. Всегда помните: все, что Вы продаете, может быть для покупателя более ценно, чем то, что продают конкуренты. Во-вторых, низкая цена возможна только в самом начале развертывания бизнеса. Это возможно еще и потому, что в начале могут не учитываться отдельные издержки. Например, Вы можете начать бизнес у себя дома, но пройдет время, и Вам надо будет расширяться, т. е. покупать или арендовать собственность где-нибудь еще. Или Вы можете в начале своего бизнеса получать безвозмездную помощь от членов своей семьи, за которую впоследствии Вам придется платить. При установлении цены также необходимо учитывать ситуацию на рынке, которая может позволить назначать максимально возможную цену. В конце концов, всегда легче снизить цену, нежели ее повысить.
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|