Создание предприятия

Бизнес – это расчетливый риск. Прежде чем начать свою рискованную деятельность, Вы должны составить представление об окружающей среде, общем климате предпринимательства. Вам нужно будет выяснить возможности получения некоторых льгот и привилегий, например, применения низких ставок налогов, получения займов на льготных условиях (под низкий процент и на длительный срок), снижения платы за аренду помещений, землю или электроэнергию. Но Вы не можете и не обращать внимания на поджидающие Вас угрозы, такие, как нехватка или отсутствие сырья, ненадежный сбыт, социальная или экономическая нестабильность региона. Иными словами, Вы должны представлять общие условия инвестирования денег, т. е. вложения денежных средств в предпринимательскую деятельность в данное время и в данном месте.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Форма объединения капитала, сочетающаяся с возможностью личного участия в деятельности организации. Именно поэтому ООО является самой распространенной формой.

Эта организационная форма требует уже создания органов управления, а значит и разработки устава, регламентирующего вопросы внутренней и внешней деятельности общества.

Система управления не менее чем двухуровневая: общее собрание участников и исполнительный орган. Возможен коллективный исполнительный орган (правление, дирекция), но обязательно должно быть должностное лицо, выступающее от имени организации без доверенности.

Согласно ст. 56 ГК, «если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам». Субсидиарной является ответственность, при которой при отсутствии достаточного имущества юридического лица требования должников выставляются к участникам, и они расплачиваются своим имуществом.

Итак, у Вас созрел план, как заработать деньги или большие деньги, и Вы готовы создать фирму.

С каких шагов Вам начать? Что является наиболее важным и первоочередным?

Начнем с того, что наиболее распространенной формой компании в настоящее время является Общество с ограниченной ответственностью (ООО), менее распространенной – Закрытое акционерное общество (ЗАО) и Открытое акционерное общество (ОАО).

Популярность регистрации компании в форме ООО объясняется прежде всего тем, что в Обществе с ограниченной ответственностью учредители несут ответственность в пределах своей доли в уставном капитале, минимальный размер которого составляет 10000 рублей. Создание ООО также является наиболее простым способом получить свою фирму.

Создать фирму в форме ЗАО стараются те, кто желает иметь фиксированную часть прибыли в результате деятельности фирмы, которая по данной форме организации выражается в акциях.

Фирму в форме ОАО регистрируют деятели, захватывающие огромные масштабы производства, живущие за счет вложений открытого круга лиц, часто не имеющих никакого отношений к деятельности данного предприятия.

Итак, в зависимости от целей Вашей деятельности (извлечение прибыли для достижения целей предприятия либо извлечения прибыли для последующего её раздела между участниками предприятия) Вы выбрали организационно-правовую форму предприятия и решили открыть фирму. Что дальше?

Определим четкий перечень вопросов, необходимых для регистрации компании.

НАИМЕНОВАНИЕ ФИРМЫ

1) Перед тем как открыть фирму, Вам необходимо определиться с названием предприятия, поскольку оно будет фигурировать во всех документах компании. Вместе с тем без звучного красивого названия фирма становится безликой, одной из многих.

В настоящее время государственные органы не требуют индивидуальности названия и больше не проводят проверку на неповторимость наименования. Хотя использовать в названии зарегистрированные логотипывсе же не стоит, это будет грозить Вам штрафом и судебным разбирательством.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание при выборе названия своей фирмы. Это то, что существует процедура согласования на использование в наименовании фирмы слов Россия, Москва и однокоренные слова. Помимо того, что до регистрации фирмы необходимо получить соответствующее разрешение на использование слов «Россия» и «Москва» в наименовании фирмы, в дальнейшем Вам придется уплачивать еще один налог.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС

2) Следующим шагом перед составлением учредительных документов становится выбор юридического адреса фирмы. Открыть фирму разрешается по месту нахождения исполнительного органа. Если у Вас уже есть на примете конкретный адрес, по которому Вы будете непосредственно находится, то Вам необходимо предоставить его нам для работы с документами. Если же у Вас нет для регистрации компании юридического адреса, мы сможем Вам предложить адреса по всем налоговым г. Москвы и Московской области. Все, что от Вас требуется, это определить в какой налоговой инспекции Вы хотите стоять на учете.

УЧРЕДИТЕЛИ

3) Теперь что касается учредителей фирмы. Открыть фирму могут быть физические лица (граждане РФ и иностранные граждане) и юридические лица (как российские, так и иностранные). Законом предусмотрено ограничение количественного числа учредителей для ООО и ЗАО – не более 50. Учредителем может быть и одно лицо.

Данные на учредителей физических лиц предоставляются в виде ксерокопии паспорта, если учредитель-иностранец, то необходим перевод паспорта (что может сделать и наша фирма, т. к. у нас есть бюро переводчиков).

От учредителей – юридических лиц нужны копии следующих документов:

– Свидетельство о государственной регистрации.

– Свидетельство о внесении сведений в ЕГРЮЛ (присвоение ОГРН).

– Свидетельства о постановке на налоговый учет (присвоение ИНН).

– Протокол (решение) о назначении руководителя.

– Паспортные данные руководителя.

– Устав.

От учредителя – иностранной компании требуется:

– Выписка из торгового реестра или свидетельство о регистрации компании в стране происхождения (либо иной документ, подтверждающий регистрацию иностранной компании).

– Доверенность на конкретное физическое лицо, которому предоставлено право подписи документов от имени иностранной компании, в том числе открытие счетов и выполнения всех действий, связанных с регистрацией компаний.

ВНИМАНИЕ: Перечисленные выше документы должны быть апостилированы, переведены на русский язык, а их русский перевод должен быть заверен нотариально. Данные документы буду сдаваться в регистрирующий орган.

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4) Одним из обязательных положений, которое необходимо указать в учредительных документах Вашей фирмы – «Виды экономической деятельности».

Основным документом, который поможет Вам выбрать те или иные виды деятельности является Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Данный классификатор Вы можете посмотреть на нашем сайте.

По классификатору Вы должны выбрать те виды деятельности, которыми Вы намерены заниматься, но не более 20.

На первое место нужно ставить основной вид деятельности. Основным видом экономической деятельности является тот вид экономической деятельности, который создает наибольшую часть выручки.

Определение основного вида деятельности необходимо Вам также для присвоения определенного страхового тарифа в органах Фонда социального страхования (ФСС). Размер страхового тарифа зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности Вашей фирмы.

ВЫБОР СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

5) На сегодняшний день существуют следующие системы налогообложения:

– традиционная

– упрощенная

– единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

При традиционной системе налогообложения, фирма должна исчислять и уплачивать все предусмотренные законодательством налоги и сборы (федеральные, региональные и местные).

Применение упрощенной системы налогообложения фирмы предусматривает замену уплаты

– налога на прибыль организаций,

– налога на добавленную стоимость (НДС),

– налога на имущество организация

– и единого социального налога

уплатой единого налога.

Существуют две формы упрощенной системы:

– 6 % от доходов;

– 15 % от доходов, уменьшенных на величину расходов.

Вновь создаваемые фирмы, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему одновременно с подачей заявления о государственной регистрации компании.

Поэтому перед регистрацией компании, предварительно необходимо определиться в выборе системы налогообложения.

Вот, пожалуй, и все основные вопросы, которые Вам необходимо для себя решить перед тем, как обратиться к юристам по регистрации компании. Остальное могут сделать юристы-регистраторы или вы сами.

1) Разработать учредительные документы, а также документы необходимые для регистрации компании.

2) Зарегистрировать Вашу фирму в качестве юридического лица с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН).

3) Получить свидетельство о постановке на налоговый учет (присвоение ИНН).

4) Поставить Вашу фирму на учет в Госкомстате (получение кодов статистики).

5) Изготовить печать Вашей фирмы.

6) Получить извещения страхователя из внебюджетных фондов о постановке на учет фирмы в пенсионном, медицинском и социальном фондах.

7) Открыть расчетный и иные счета в банке.

8) Известить налоговый орган об открытии счетов по Вашей фирме.

Факторы внешней среды удобнее изучать, распределив их по следующим четырем группам: социальные (С), технологические (Т), экономические (Э) и политические (П). Начальные буквы названий этих групп факторов составляют аббревиатуру – название метода анализа внешнего окружения – СТЭП-анализ.

В качестве примеров социальных факторов, характерных для России в целом, можно отнести следующие:

• негативное отношение к предпринимателям как к людям, связанным с криминальными элементами;

• пренебрежительное отношение к юридическим и патентным нормам как со стороны предпринимателей, так и со стороны властей;

• высокий уровень образования населения;

• наличие безработицы.

Примеры технологических факторов:

• устаревшие технологии;

• изношенность оборудования;

• компьютеризация и развитие средств связи.

Экономические факторы:

• недоступность кредитов;

• высокие темпы инфляции, сдерживающие деловую активность и инициативу предпринимателей;

• рост потребностей и платежеспособного спроса населения.

Политические факторы:

• практическое отсутствие налоговых льгот для малого предпринимательства;

• крайне слабая государственная поддержка малого предпринимательства;

• экономические расчеты и прогнозы воздействия местных налогов и сборов на предпринимательский климат и состояние рынка не проводятся, единственным мотивом их установления являются сиюминутные фискальные интересы местных властей;

• разработана концепция государственной поддержки малого предпринимательства;

• предполагается разработка специальной системы налогообложения малого предпринимательства.

Сказанное выше относится к стране в целом, однако в каждом регионе, городе имеются свои местные особенности, которые следует учесть при проведении СТЭП-анализа. Сбор информации о местных условиях предпринимательства обычно не представляет особого труда. Ее можно найти в официальной статистике, в законодательных актах, в специальной экономической литературе и средствах массовой информации. Самую же ценную информацию Вы получите от людей – специалистов, экспертов, предпринимателей, а также от друзей и знакомых. Умейте извлекать полезную информацию из прочитанного и услышанного! Именно из тех факторов, которые были включены с СТЭП-анализ выбираются те, которые имеют отношение к Вашей предпринимательской деятельности, а затем выбранные факторы подразделяются на возможности и угрозы.

По мнению специалистов, направления предпринимательской деятельности в России по степени риска и неопределенности можно распределить (по возрастанию) следующим образом:

а) начать делать самостоятельно то, что делает Ваша фирма или та фирма, в деятельности которой Вы хорошо разбираетесь – самый безопасный путь;

б) попытаться самостоятельно выявить новые потребности людей и начать там действовать – здесь степень риска и неопределенности выше, чем в первом случае;

в) попытаться определить тенденции в обществе и в числе первых получить сверхприбыль – это еще сложнее;

г) заняться продажей идей, изобретений, превратить свое хобби в бизнес – в условии России это самое сложное.

Чаще всего наиболее успешные идеи в бизнесе основываются на приобретенном ранее деловом опыте. Например, руководитель крупной корпорации в электронной, пищевой или текстильной промышленности открывает аналогичное или вспомогательное предприятие в знакомой для него области. Или, скажем, специалист, работающий в электрической, водопроводной компании (или директор универмага), предлагает специализированные услуги, ориентированные на новых клиентов. Иногда новые коммерческие возможности открываются в связи с тем, что у людей могут возникать различного рода хобби или желание развлечься.

Вот несколько реальных историй, которые послужат иллюстрацией к вышесказанному и, может быть, вдохновят Вас.

«Угрозы превращаются в возможности»

1. Известными решениями повышены таможенные пошлины. «Челночный» бизнес – под угрозой. В результате повышения таможенных пошлин пострадали не только челноки, под угрозой оказалась рентабельность рынка небольшого городка. Директор рынка принял удачное решение: снизил арендную плату за торговое место тем челнокам, которые будут брать у него товар на реализацию. Многие челноки предложение с благодарностью приняли. Далее директор рынка заключил договора с предприятиями местной легкой промышленности на реализацию их товаров через самые популярные торговые точки города. Для местных предприятий возможность воспользоваться «прикормленным» местом была как глоток свежей воды. В результате выиграли все.

2. С развалом СССР газеты России заполнились сообщениями о непростой ситуации русскоязычного населения в бывших союзных республиках, о потоке мигрантов, о том, что никто их не ждет в России и, приезжая сюда, они усугубляют и без того тяжелое положение коренного населения центральной России.

Все эти политические и социальные факторы, усугублявшие уже достаточно сложную ситуацию в среднероссийском городке, в сознании начинающего бизнесмена Николаева соединились с фактором экономическим, тоже безрадостным – в районе процветал долгострой, особенно жилья.

Предприниматель построил свое дело на покупке недостроенного жилья в центре России и его продаже мигрантам из бывших республик СССР.

Чтобы сделать свой бизнес успешным, ему пришлось принять во внимание самые разнообразные факторы:

– Социальные: негативное отношение коренного населения республик СНГ к русскоязычному, обусловливающие сам процесс миграции.

– Технологические: легкость доведения нужной информации до потенциальных покупателей с помощью новых информационных технологий.

– Экономические: жилье в России покупалось на взятые в кредит деньги, оплата покупателями – по курсу немецкой марки, т. е. учитывались процентные ставки и динамика изменения курса валюты.

– Политические: Миграционная служба РФ помогала только наиболее обездоленным. Группа обеспеченных мигрантов выпала из поля ее внимания.

Николаев также предложил новый вид услуг – трудоустройство мигрантов, имея в виду, что его сектор – это в основном образованные люди, чего-то добившиеся в жизни.

Для успешного старта перспективного предприятия необходимо, чтобы оно соответствовало реальным возможностям рыночного окружения, даже если Вы очень четко представляете себе нововведение, которое Вы хотели бы реализовать. Достаточно часто (хотя и далеко не всегда) хозяева новых перспективных предприятий должны принимать специальные меры для того, чтобы обезопасить свои индивидуальные слабости от угроз, исходящих из внешнего окружения. Вы уже познакомились (в задании 1.7 раздела 1) с ожидающими Вас угрозами и предпринимали (в задании 2.7 раздела 2) попытки как-то согласовать с ними свои сильные и слабые стороны. Вы, конечно, понимаете, что это только начало. Если Вы собираетесь освоить новый вид деятельности, Вы должны проявлять в своем анализе предельную тщательность, не полагаясь на первые впечатления.

Во-первых, Вам нужно добиться появления внутренней уверенности в том, правильно ли Вы поступаете, начиная в одиночку, – не исключено, что разумнее объединить свои ресурсы с партнерами. Во-вторых, Вам следует решить, достаточно ли у Вас (с партнерами, если Вы решили объединить с ними свои усилия) сил и возможностей для отражения внешних угроз. Не исключено, что лучшая стратегия действий может состоять в том, чтобы помочь более крупным организациям в использовании их более мощных потенциалов.

Вы должны также знать и уметь оценивать свои собственные основные нужды. Точнее говоря, Вы должны четко представлять себе свои (и своей семьи) жизненные затраты – тогда Вы будете знать тот минимум, который должен обеспечиваться новым предприятием.

Для того чтобы оценить затраты на собственные нужды, включая нужды материально зависимых от Вас членов семьи, т. е. оценить тот минимум средств, который должен обеспечиваться Вашей предпринимательской деятельностью, выполните следующее задание.

Задание 2.1

1. Проведите расчет затрат на жизнь за прошедший год.

2. Подумайте о своих затратах в будущем году, учтите инфляцию и сделайте оценку затрат.

Выполнив это задание, Вы примерно определили минимальный уровень дохода, который Вы должны получить за счет предпринимательской деятельности, если она станет для Вас основным источником жизненных средств.

Теперь следует более критически обсудить возможности, которые рассматривались Вами в разделе 1, и цели, которые Вы ставили перед собой в конце раздела 2.

Даже с учетом того, что Вы уже выявили одну (по крайней мере) настоящую возможность для создания успешного предприятия (или уже осознали необходимость заняться тем или иным конкретным видом бизнеса), Вам нужно иметь уверенность в том, что товары или услуги, которые Вы предлагаете продавать, обеспечат Вам хотя бы минимальный доход.

Теперь следует более внимательно и критически рассмотреть возможности и угрозы для реализации Вашей деловой идеи

Задание 2.2

1. Рассмотрите еще раз благоприятные возможности и угрозы относительно реализации Вашей деловой идеи.

2. Составьте список условий, которые Вы считаете наиболее существенными для успешного использования возможностей.

3. Достаточно ли у Вас (лично или с партнерами) способностей и ресурсов для реализации деловой идеи?

4. Рассмотрите также основные угрозы и перечислите, что, по Вашему мнению, может сделать организация для их нейтрализации.

5. Примите решение, будет ли Ваша предпринимательская деятельность осуществляться индивидуально или совместно с партнерами.

Все вышесказанное поможет Вам получить более четкое представление о том, что и как Вы собираетесь делать. Далее необходимо выяснить, насколько продукция (товар или услуга) будет востребована потребителями и будет ли она конкурентоспособной. Вы должны также определить, обеспечит ли реализация Вашей идеи получение необходимого дохода.

Теперь мы рекомендуем обратить внимание на рыночный аспект предлагаемого Вами бизнеса. Это поможет выявить ключевые элементы Вашего предложения, а в дальнейшем, когда Вы приступите к изучению своей отрасли производства или сферы обслуживания, Вы будете знать, на чем необходимо сконцентрировать свое внимание.

Чтобы помочь Вам в решении этой задачи, мы составили список контрольных вопросов, на которые Вы должны постараться ответить. На некоторые из них ответить будет нетрудно, над другими Вам придется немного подумать, а отдельные вопросы потребуют от Вас проведения определенных исследований. Часть вопросов, возможно, не имеет отношения к Вашей ситуации, и Вы можете просто игнорировать их.

Контрольный список вопросов

Рынок для Вашего бизнеса

Часть I: Масштабы

Часть II: Конкуренты

Часть III: Потребители

Изучив вышеприведенный перечень, Вы будете лучше представлять себе вопросы, на которые необходимо дать ответ, чтобы убедить себя и других в перспективности предлагаемого Вами бизнеса. Однако возникает вопрос, как найти нужные ответы.

Данные, необходимые для ответов на вопросы, относящиеся к рыночной среде, принято подразделять в зависимости от способа их получения на два вида – первичные данные и вторичные данные. Первичные данные – это те данные, которые имеют самое непосредственное отношение к Вашему бизнесу и которые Вы получаете лично. Вторичными называют данные, которые уже существуют и были собраны другими для целей, не связанных непосредственно с Вашим бизнесом. Именно получению вторичных данных нужно уделить внимание в первую очередь, поскольку это более просто и не требует больших затрат времени.

Вторичные данные можно найти в правительственных документах, документах региональных и муниципальных органов власти, торгово-промышленных палат, в газетах, журналах, статистических отчетах. В администрациях многих городов имеются специальные подразделения, занимающиеся содействием предпринимательству, которые также могут оказать помощь в получении нужных Вам данных.

Если собирая вторичные данные Вы имеете дело в основном с «печатными» источниками, то сбор первичных данных предполагает непосредственное обращение к «человеческим» источникам. На начальной стадии создания своего дела наиболее доступным и полезным методом получения первичных данных будет наблюдение. Наблюдая за потенциальными потребителями Вашей продукции в местах, где эта продукция реализуется Вашими конкурентами, можно оценить предпочтения потребителей (посетителей магазина, кафе, ресторана и т. п.) их половозрастной состав, отметить их положительные и отрицательные отзывы о продукции и качестве обслуживания. Результаты наблюдений фиксируются и обобщаются. Универсальным (и достаточно трудоемким) методом проведения исследований рынка является опрос. Путем опроса выявляются предпочтения достаточно большой группы потенциальных потребителей (респондентов), а также их мнение относительно свойств, качества и ассортимента продукции. Традиционно используются несколько методов проведения опросов, связанных с исследованием рынка.

1. Анкета, рассылаемая выбранной группе респондентов. Это самая дешевая методика, однако число получаемых ответов, как правило, невелико (уровень 5 % считается неплохим). К тому же этот метод не всегда оказывается информативным, поскольку непросто учесть неопределенность ответов опрашиваемых.

2. Интервью по телефону. Здесь процент отвечающих, вероятно, будет более высок, скажем 50 %. Вместе с тем этот метод связан с большими затратами времени и весьма утомителен.

3. Личное интервью в ситуации «один на один» может дать ценную информацию, однако затраты времени при этом становятся еще больше, особенно, если учесть, что статистически представительная выборка предполагает наличие достаточно большого числа опрошенных.

Задание 2.3

1. Составьте список источников информации, которые представляются Вам доступными.

2. Отметьте источники информации, которые наилучшим образом удовлетворят Ваши нужды.

Теперь, когда Вы выбрали источники необходимой информации, необходимо их использовать, чтобы как можно больше узнать о той среде, в которой Вы будете действовать как предприниматель. Общее представление о факторах «дальнего» окружения Вы уже получили с помощью СТЭП-анализа, теперь же необходимо оценить емкость рынка, конкретизировать тип потребителей Вашей продукции. Исследование рынка, так же, как и любая целенаправленная деятельность должно планироваться. Поэтому составьте себе план действий. Если реализация плана будет сопряжена с заметными денежными затратами (на телефонные переговоры, канцелярские товары, транспорт и т. п.), проведите оценку затрат. Составление такого плана позволит Вам приобрести опыт планирования, которым Вам предстоит заниматься в процессе всей Вашей предпринимательской деятельности. План, о котором сейчас идет речь, станет составной частью Плана действий, который Вы составите на заключительном этапе изучения данного модуля.

Задание 2.4

1. Составьте план действий по оценке емкости рынка и конкурентов, конкретизации типа потребителей Вашей продукции.

2. Отметьте те действия, которые требуют значительных затрат времени и средства.

Для определения емкости рынка для Вашей продукции, т. е. потенциально возможного годового объема сбыта в натуральных единицах (штуках, килограммах, количестве клиентов, воспользовавшихся услугой и т. п.) можно воспользоваться обоими названными выше методами исследования. Приведем несколько примеров, которые в очень упрощенной форме иллюстрируют возможные подходы к исследованию емкости рынка.

Малый бизнес обычно ориентирован на удовлетворение потребностей людей, проживающих или работающих поблизости от точки, где производится реализация продукции, – магазина, прачечной, кафе, парикмахерской и пр. В этих случаях задача сводится к 1) выяснению численности населения в выбранной Вами части города или численности работников расположенных рядом предприятий (М), 2) определение той доли общего числа населения или работников, которую могут составить Ваши потенциальные потребители (k), 3) определение объема потребления на душу населения (n). Тогда емкость рынка N = M x k x n.

Еще одна ситуация. В городе НН с населением 40 тыс. человек имеется один производитель мороженого, который производит и реализует 84 тонны мороженого в год, т. е. 2,1 кг в год на человека. Еще в 1965 г. Институтом питания Академии медицинских наук СССР была установлена оптимальная годовая норма потребления мороженого на душу населения – 5 кг (кстати, душевое потребление мороженого в США составляет 15 кг в год, в Финляндии – 10,1 кг). Следуя рекомендациям медиков, население города НН должно было бы потреблять 5 x 40000 = 200 000 кг или 200 тонн мороженого в год. Таким образом, емкость рынка для торговли мороженым в городе составляет N = 200 – 84 = 116 тонн в год.

Задание 2.5

1. Опишите, каким образом Вы могли бы провести исследование емкости рынка Вашей продукции. Какие факторы и в каком направлении могут повлиять на изменения емкости рынка.

Выявление своих потребителей

Одной из задач исследования рынка является его сегментирование, т. е. разделение всех потребителей на группы, которые примерно одинаково реагируют на предложение приобрести ту или иную продукцию. Из всех сегментов рынка необходимо выбрать один или несколько сегментов, которые в наибольшей степени могут быть заинтересованы именно в Вашей продукции. Такие сегменты принято называть целевыми. Выделение таких сегментов позволяет точнее определить емкость рынка, более целенаправленно и конкретно выявлять предпочтения Ваших потребителей, именно под них «подстраивать» свою продукцию и методы ее продвижения.

Сегментирование рынка проводится по определенным критериям. Чаще всего используются следующие критерии:

Демографические – возраст, пол, размер и жизненный цикл семьи, количество детей;

Социально-экономические – социальная и профессиональная принадлежность, уровень образования, уровень доходов;

Географические – место жительства, место работы.

Психографические (характеристики поведения) – стиль жизни, личностные качества, мотивы потребительского поведения.

Со временем, когда Вы проведете более детальные исследования рынка (в чем Вам поможет модуль «Маркетинг в малом и среднем бизнесе»), Вы сможете с большей определенностью сказать, кто входит или, вероятно, войдет в число Ваших потребителей. Сейчас же стоит заняться вопросами более общего характера: какая категория потребителей приобретает товар или услуги, предлагаемые бизнесом «Вашего» типа, и какова примерная численность этой категории.

Задание 2.6

1. Кратко опишите, используя приведенные выше критерии, Ваш основной целевой сегмент.

2. Почему именно Ваша продукция будет наиболее привлекательна для выбранного сегмента?

Если у Вас нет конкурентов, задумайтесь, почему. Но скорее всего конкуренты у Вас есть и начать нужно с того, чтобы выявить. Затем конкурентов нужно объективно оценить, т. е. провести анализ их сильных и слабых сторон. При проведении анализа обращайте внимание на расположение конкурентов, цену и качество предлагаемой продукции, ее упаковку. Ответь и на такие вопросы:

Как они рекламируют свою продукцию?

Каковы их официальные данные о прибыли?

Сколько у них работающих?

Как отзываются о них потребители?

Гораздо сложнее, но крайне важно узнать структуру затрат (себестоимость продукции, оплата труда персонала, взаимоотношения с поставщиками).

Всю полученную информацию необходимо представить в виде перечня сильных и слабых сторон конкурентов (если их несколько, то по каждому конкуренту в отдельности). Очевидно, что слабости конкурента – это Ваши возможности; подумайте, как их использовать; сильные стороны конкурента – это угрозы для вас; подумайте, чему стоит поучиться у конкурента, чтобы нейтрализовать эти угрозы.

Задание 2.7

Опишите сильные и слабые стороны своего главного конкурента. Подумайте, как Вы могли использовать последние для достижения своего преимущества.

Теперь Вы должны лучше представлять себе свои вероятные позиции на выбранном Вами рынке – по крайней мере, с точки зрения потенциальных клиентов и конкурентов. Этот процесс исследования и уточнения целей никогда не остановится (точнее, не должен остановиться, если Вы хотите сохранить конкурентоспособность). Поэтому прежде чем фактически открывать свое дело, целесообразно просмотреть, много ли нового Вы узнали к настоящему времени.

Задание 2.8

На основании проведенного Вами исследования своих потребителей и конкурентов выполните SWOT-анализ Вашего делового предложения.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх