|
||||
|
Занятия и упражнения РОБОТ Стоит робот на дороге, Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. УТРО Утром встанет солнышко, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой. ОБЛАКА По небу облака плывут, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. ШОССЕ По шоссе бегут машины, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. ИГРУШКИ Подарили мне игрушки, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки перед собой. ЩЕНОК Папа мне купил щенка, Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. К БАБУШКЕ Стучат колеса – тук-тук-тук Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. НА МОРЕ На море штиль и тишина, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. НОЧЬЮ Как ночь тиха! Кругом – покой, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. АЛЕНКА Завернем Аленку И братишка Игорек. Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. МАРТЫШКИ Две бесстрашные мартышки Имитировать движения рук по веревке вверх, а затем вниз, синхронно произносить текст стихотворения. ЗАЯЦ Сидит заяц под кустом, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. СНЕЖИНКИ Кружатся, кружатся снежинки, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. МОРОЗ На дворе мороз трескучий, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. НА ДАЧУ Мы едем в электричке: Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. ПИНГВИНЫ Идут себе вразвалочку, Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. ЗА ГРИБАМИ Вырос у дорожки Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. ВОРОБЕЙ Поскорей, поскорей Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. НА ПОЛЯНКЕ Растут на полянке грибы, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. ПРЯТКИ В гости к нам пришли ребятки, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. ЖУЧОК Что ты делаешь, жучок? Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. КОТ ВАСИЛИЙ В подполе шуршали мыши, Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА Мы – веселые ребята, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. МИШКА Эй, эй, эй, мохнатый мишка! Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. НА ТРОПИНКЕ Вприпрыжку бегут по тропинке Имитировать бег по дорожке, затем движения рук дирижера. КИСКА То прогнет, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. ВОЛК Серый волк решил друзей Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. ЦЫПЛЯТА Под крылом хохлатки Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. ВОДА Ой, беда, беда, беда! Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. СКРИП СКРИПОВИЧ Скрип Скрипович Скрипунов Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. В ЛЕСУ Тишина в лесу, покой, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. БЕЛОЧКА Хозяйственная белочка Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. Затем имитируют движения рук дирижера. КАТЮША Подарили мы Катюшке Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. В ДЕТСКОМ САДУ Идут дети в детский сад, Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. МИШИНЫ СЕКРЕТИКИ В этом пакетике Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. НА ОПУШКЕ Рано утром на опушке Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. ГОЛУБЬ И ГОЛУБКА Голубь и голубка, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. СЛОН Жил в Африке слон, Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. ЧЕРЕПАШКА Долго в норке спала черепашка, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. МУРАВЕЙ Стоит на горе домишко, Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. ВОЗЛЕ РЕЧКИ Барашки и овечки Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. ВОВОЧКА Лисички на полянке, Дети шагают по кругу. ГРОЗА Встало солнышко с утра, Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. ПТИЧКА Три яйца в гнезде у птицы. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. СНЕГУРОЧКА Снег лежит на улице, Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. БАРБОС Жил на улице Барбос, Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. ИРИНКА У меня сестренка есть, Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. МЫШЬ Завелась на кухне мышь, Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. ВЕСНА Наконец сегодня солнце Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. КОТЕНОК Мой котенок был так мал, Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. СТРЕКОЗА Крылышки прозрачные, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. У БАБУШКИ За столом сижу у бабушки, Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. ОЛЯ Купила Оле мама Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносят скандированно и четко. АРИНА Огорчается Арина, Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. ОХОТНИК Вышел Вася на охоту, Чередование движений рук робота и ходьбы на месте. ЗОЛОТАЯ РЫБКА У меня в аквариуме Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. НА МОРЕ Этим летом мы на море Чередование скандирования в стиле робота и ходьбы на месте. НА РЕЧКЕ Мы живем у самой речки. Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки на уровне плеча. Чередовать с движениями кулачков перед собой. ТАНЯ И ВАНЯ Дверь открыла детям мать. Дети шагают на месте, скандируя текст стихотворения. Приложение Этапы развития двигательных навыков 0—1,5 мес. Лежа на спине, ребенок беспорядочно движет руками, ногами. Эта способность является врожденной 2 мес. На этот возраст приходится начало ориентировочной деятельности ребенка. Ребенок может приподнимать головку, когда лежит на спине, подносить руки ко рту, схватывать предметы, которые прикасаются к рукам, осматривает движения своих рук. 3—4,5 мес. Ребенок, лежа на животе, высоко поднимает головку (почти на 90°), опираясь в это время на предплечья, играет со своими руками, вытянутыми, вперед, осматривает их. Все эти действия свидетельствуют о том, что продолжается развитие ориентировочной деятельности. Сфера охвата окружающего пространства расширяется. 4,5—5 мес. Продолжается совершенствование функционирования всех двигательных систем. Ребенок пытается сесть, когда его тянут за руки. Когда поддерживают поясницу – сидит и держит головку прямо. Это чрезвычайно важные приобретения. Они говорят о том, что появилась тенденция к принятию вертикального положения. В это же время появляется способность извлекать звуки из погремушки, вложенной ему в руку. Данное действие также знаменательно. Оно – начало предметной деятельности и, следовательно, созревания коры мозга. 5—5,5 мес. Появляется способность трогать руками колени, лежа на спине, перекатываться со спины на бок. Так начинается освоение схемы тела, которая впоследствии приведет к появлению своего «Я». Активизируется созревание теменных структур мозга. Это означает, что продолжается развитие предметной деятельности, т.е. предпринимаются попытки взять увиденный предмет обеими руками, одной рукой (лежа на спине), провести пальцем по поверхности игрушки. 5,5—6,5 мес. Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, кисти раскрыты. Грудь при этом поднята, а подбородок слегка опущен. Эта поза удобна для того, чтобы смотреть вперед. Еще удобнее это делать сидя. Поэтому появляется способность сидеть с опорой (когда посадят) и поворачивать в стороны голову. Кисти рук у ребенка часто раскрыты, поза руки бывает предуготована соответственно предмету, который он берет. Это следует рассматривать как подготовку к более сложной, чем схватывание, предметной деятельности. 6,5—7,5 мес. Это период интенсивного освоения схемы тела. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги вверх и трогает ступни руками; сидит некоторое время без поддержки, но легко теряет равновесие. Имеется продвижение и в перекладывании предмета из руки в руку. Появляется способность вращать кистью, в которой находится игрушка. 7,5—8,5 мес. Предмет делается объектом внимания ребенка: он сидит без поддержки и сам занимается игрушкой. Усложняются двигательные координации: ребенок поднимает предмет двумя руками. Укрепляется также «вертикаль»: когда поставят на ножки, ребенок упирается на них и делает попытки пружинить. 8,5—9,5 мес. В действиях ребенка появляется заметная произвольность и владение телом. Он переворачивается со спины на живот, а также с живота на спину, ползает на животе. Появляются первые непредметные действия, а именно – хлопки в ладоши. Это первые ростки жестовой коммуникации, которой позже ребенок будет активно пользоваться. 9,5—11 мес. Ребенок активно осваивает ползание: он встает на четвереньки и раскачивается вперед-назад, сидит, а затем самостоятельно встает на четвереньки. Совершенствуется также пальцевый праксис. Предметная деятельность достигает в этот период достаточно сложных форм. Ребенок берет предмет двумя пальцами («пинцетный захват»). 11—12 мес. Ребенок настойчив в попытках встать и к 11 месяцам встает, если за что-то держится. Правда, оставляет за собой право менять положение и присаживается, держась за опору. В предметной деятельности идет совершенствование кистевого и пальцевого праксиса. Ребенок осваивает бросание. Он бросает предметы в игре и иногда кидает все подряд, радуясь тому, что взрослые обращают на это внимание, иногда грозя пальцем: «Нельзя!» Ребенок воспринимает это как игру и продолжает бросать, хитро посматривая на окружающих. 1—1,5 года. Ребенок стоит без опоры несколько секунд. Может сделать напряженно несколько шагов, вытянув руки вперед. Предметы также занимают его. Он пытается манипулировать ими, внимательно смотря на них (разъединяет кольца, разнимает кольцо и палочку и т.д.). Большие успехи отмечаются в координации движений. Ребенок встает с пола самостоятельно, ходит, причем руки у него свободны и расслабленны. В предметной деятельности намечается тяга к образу: появляются попытки рисовать, водя карандашом «как попало» (каракули). Становится доступной элементарная конструктивная деятельность: ребенок ставит на кубик еще 1-2 кубика. Разворачивает завернутый предмет. 1,5—2 года. Движения корпуса характеризуются освоением рельефа. Ребенок осваивает не только ровный, но и неровный рельеф: приставным шагом ребенок поднимается по ступенькам, держась за перила и за руку взрослого. Появляется мелкая моторика рук: ребенок опускает предмет в маленькое отверстие. 2—3 года. Формируются достаточно сложные двигательные координации. Это возраст первых «трюков». Ребенок встает со стульчика без опоры, ходит задом наперед, перешагивает через препятствия. Сам спускается по лестнице приставным шагом. Пытается поймать мяч, который катится к нему. Такие действия требуют достаточно сложных двигательных координации. Строит башенку из 4 кубиков. Переливает жидкость из одного сосуда в другой. 3 года. Вырабатываются первые двигательные автоматизмы, что свидетельствует о значительной степени зрелости двигательной сферы в целом. Ребенок стоит на одной ноге 2-3 секунды. Встает на цыпочки. Поднимается по лестнице сам приставным шагом. Подталкивает ногой мячик по ходу. Ударяет по мячу ногой с размаху. Пытается подпрыгнуть, но не отрывает ноги от пола. Крутит педали трехколесного велосипеда. Раскатывает пластилин, делая неровную «колбаску». Пытается резать бумагу ножницами. 4—7 лет. Дети подвижны, грациозны, пластичны, им доступны практически любые двигательные импровизации. Двигательное богатство проявляется в выразительной, изобразительной и обиходной моторике. Между 7 и 10 годами, в связи с окончательным анатомическим созреванием двигательных механизмов, у детей совершенствуется координация движений, быстро вырабатываются и закрепляются динамические стереотипы движений. ЛИТЕРАТУРА1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2006. 2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М., 1985. 3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. – М., 2005. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|