Рефлексия педагогического труда,если сказать правду,всегда для меня была затруднительна в силу существенной доминанты в круге моих интересов чисто научных проблем. Но все имеет свое время.Наступило и время обобщений в области лекционных курсов педагогики.И здесь моим постоянным спутником и со-ратником был член-корр.МАН ЦНЗ Г.М.Писиченко,сам облада-ющий незаурядным талантом педагога.
Когда на протяжении 25-и лет педагогического труда прихо-диться читать лекции,хотя и по разным,но все же ограниченному кругу предметов,где всегда каждый год следует говорить казалось бы одно и тоже прочувствованное:”Кушать подано!” ,то форми-рование в себе самом когнитивной психологии есть условие, которое испепеляет уныние,порождает глубину созерцания сущ-ности предмета в целом, черпает физиологические силы в пос-тоянном труде излагаемого материала и заражает особой формой наслаждения: азартной игрой мыследеятельности-рефлексией. Ко-нечно,интеллект как триединство психологии,гносеологии логики имеет свои ступени и градации, но, как оказалось для меня, форма качеств психологии, гносеологии и логики в своей пос-ледовательности осознания форм огранизации изложения педа-гогического материала есть: когнитивное, парадоксальное и кау-зальное видение Мира. При этом конспекты лекций сами по себе лишь отражают канву стандарта излагаемого материала,но лишь комментарии живым словом вводят слушающего в суть проблемы творчества,а не знания,которое всегда только и требуется от уча-щегося и обеспечивается самим установочным конспектом лек-ций. Меня всегда удивляло совершенное изложение “Курса органической химии ”,изданное акад.Чичибабиным в 1932г.,т.е. до окончательного его отъезда за границу. Ведь последующее, уже, скажем 14-е издание курса,представляло собой материал совер-шенно непригодный для понимания студента и не только своей безграничной толщиной курса, но и скучным содержанием. Во всяком случае,чтение курсов с указанными мной установ-ками позволили не глухо и тупо преодолевать суетность жизни Высшей школы, реализуя мелкие интересы личного благополучия сначала за счет профсоюзной и партийной организации, а затем в последующие времена послушанием и исполнительностью перед ректоратом ждать получения очередных наград, но возбуждать понятные и осязательные образы химии как истории естествоз-нания в головах отдельных студентов,хотя бы остальные лишь кое-что поняли наполовину,как случайные слушатели. Вот почему лекционные курсы,на мой взгляд при условии их комментирования эмоционально-начиточным методом, должны соотвествовать стандарту и при том должны быть компактными по содержанию, редко и в исключительных случаях зашкаливая за 350 полноценных страниц в том случае, если этот курс реко-мендуется студентам для заочного отделения. 25-лет преподавания уложились в следующие лекционные кур-сы: 1.Кутолин С.А., Писиченко Г.М. Химия (Установочный конс-пект лекций для студентов технических ВУЗов нехимических специальностей ).Новосибирск:МАН ЦНЗ,1999.-4-исправл.изд. 2.Кутолин С.А.,Писиченко Г.М. Общая и неорганическая хи-мия.(Для студентов заочного отделения ).Новосибирск: МАН ЦНЗ, 1998.-2-е стереотипн.издание.-323С. 3.Кутолин С.А.,Писиченко Г.М. Химия и микробиология воды . Новосибирск:МАН ЦНЗ,1997-1999.-64С. 4.Кутолин С.А.Курс лекций:”Концепции современного естест-вознания”(Введение в философию реального идеализма ). Новоси-бирск: МАН ЦНЗ,1998.-3-стереотипн.изд.-116С.
Последний курс оказался на столько плодотворным для самого лектора,что чтение этих лекций породило у меня потенцию к усиленному ментальному труду,труду,который до сих пор для меня всегда был “землей необетованной” ,скрытой в конструкти-визме точных наук. И вот лицезрение человеческих стремлений, высокихз талантов всех времен и народов побудило меня при чтении курса введения в философию реального идеализма как историю естествознания приблизиться к рефексивным установкам настолько близко в оценке их интуитивной значимости,что, нап-ример,переводы поэзии стали для меня инструментом семиотики, в которых реализуется рефлекися на примере модели творчества. Именно такое восприятие Мира как целого в проявлении труда и рефлексии заставило обратиться меня к чисто литера-турным эссеистическим построениям на примере:поэзии,сказок, драматургии,повестей и романа к анализу Действительности как Мира в себе,где труд и рефлексия отливаются в самосознание и самопознание. Столь необычный разворот событий моей жизни,если сказать откровенно, удивил меня самого несказанно.Но такой оборот дела просто свидетельствует о плодотворности восприятия Мира через призму труда и рефлексии.И здесь ситуация не отличается от той формы наслаждения, когда осуществлено впервые корректное ре-шение задачи то ли в математике,то ли в физике, то ли в химии. Вот перечень этих произведений, которые рассматриваются мной только как опыт рефлексии в творческом труде( и не ина-че!,и которые можно найти по шифрам в библиотеке, например войдя в Интернет:info.spsl.nsc.ru): 1.”Парадигмы. Белая лошадь.Дождь сонетов .”-1996. 2.”Длинные ночи Колчака”,”Дом,который сработали мы”, ”Тропой желудка”,”Элегии”- ,1997. 3.”Вирши ”-,1998. 4. “Сказки. Сколки.Осколки ”-,1998. 5.Драматические произведения:“Плутофилы”;“Гигея”; “Смерть Цезаря Боржия”; “Страсти по Алисе”. –1998. 6.”Хроника частной жизни ”-опыт романа в рефлексии.-1998. 7.”Мальчик по имени Коба ”-метод рефлексии в повести.-1999. В какой-то мере этот затянувшийся опыт в области художест-венного творчества объясняет и мое появление в анталогии Си-бирских поэтов:”В себя сквозь небо. Стихи ученых Сибири . Ново-сибирск,1992г.” И поэтому я льщу себя надеждой,что слова Вольтера,которого я,если правду сказать,считаю для современников более чем напы-щенным и искусственным,так вот слова Вольтера в данном слу-чае близки и мне:”il n’est de vrais plaisirs qu’avec de vrais besoins” –” истинные удовольствия не возможны без истинных потребностей.”