|
||||
|
Часть VI Приложения Приложение I Иллюстрации к некоторым терминам Рис. П I.1 Сгибание (флексия) бедра Сгибание (флексия) бедра Разгибание (экстензия) бедра Рис. П I.2 Отведение (абдукция) Приведение (аддукция) Внутренняя ротация бедер Рис. П I.3 Наружная ротация бедер – ноги выпрямлены и отведены Внутренняя ротация бедер ноги согнуты и приведены Наружная ротация бедер ноги согнуты и отведены Рис. П I.4 Плоская спина – поясничный отдел позвоночника прижат к поверхности – бедра и колени согнуты Сгибание таза (кзади) – ноги согнуты и приведены Сгибание таза (кпереди) ноги разогнуты Сгибание таза (кпереди) бедра и ноги слегка разведены в стороны и согнуты Рис. П I.5 Сгибание туловища Разгибание туловища со сгибанием таза кпереди (увеличен лордоз поясничного отдела позвоночника) Разгибание туловища – плоская спина (поясничный лордоз сглажен) Рис. П I.6 Поза сидя со сгибанием таза кзади – ребенок сидит «на крестце» Кифоз (сгибание кпереди) грудного отдела позвоночника С-образное искривление позвоночника Рис. П I.7 Таз приподнят справа Таз ротирован (повернут вокруг вертикальной оси) вправо, голова и стопы смещены вперед Рис. П I.8 Таз приподнят и ротирован вправо, голова и стопы смещены вперед Положение «бедро снесено ветром в сторону». Таз приподнят справа, ротирован кзади (находится в положении ретракции). Бедро приведено и ротировано внутрь Рис. П I.9 Поза «бедра снесены ветром в сторону» в положении сидя – одна нога выглядит короче другой Рис. П I.10 Ротация туловища влево Туловище согнуто вправо Рис. П I.11 Голова повернута (ротирована) вправо Голова наклонена вправо Рис. П I.12 Голова наклонена (вперед) – флексия шейного отдела позвоночника Шея разогнута – экстензия шейного отдела позвоночника «Длинная шея», подбородок опущен. (В этом положении шея удлиняется из-за того, что естественный изгиб шейного отдела позвоночника (шейный лордоз) выпрямляется. – Прим. науч. ред.) «Длинная шея» в положении лежа на спине Рис. П I.13 Подбородок «выдвинут» вперед, шейный отдел позвоночника чрезмерно разогнут (в положении сидя) Подбородок «выдвинут» вперед, шейный отдел позвоночника чрезмерно разогнут (в положении лежа на спине) Разгибание шеи как компонент позы переразгибания Рис. П I.14 Уровень плеч (надплечий) Левое плечо (надплечье) приподнято. Правое плечо (надплечье) опущено Смещение плеч (надплечий) вперед – протракция Смещение плеч (надплечий) назад – ретракция Рис. П I.15 Руки (плечи) ротированы наружу, большой палец «смотрит» вверх Руки (плечи) ротированы вовнутрь, большой палец «смотрит» вниз Пронация предплечья, ладонь «смотрит» вниз Супинация предплечья, ладонь «смотрит» вверх Рис. П I.16 Примитивный захват предмета Ладонный захват предмета Верхний пинцетный захват Зрелый захват предмета. Пинцетный захват – большой палец противопоставлен остальным пальцам Захват с разогнутым запястьем Рис. П I.17 Стопы в вальгусном положении (пронация). Вес приходится на внутреннюю сторону стоп. Вид сзади Стопы в вальгусном положении (пронация). Вид спереди Рис. П I.18 Левая нога в варусном положении (супинация). Вес приходится на внешнюю сторону стоп. Вид сзади Левая нога в варусном положении (супинация). Вид спереди Приложение II Ранние стадии сенсомоторного развития: краткий обзор Цель этого обзора – показать, насколько важно, обучая ребенка с церебральным параличом, самостоятельно использовать различные функциональные навыки, понимать закономерности сенсомоторного развития, которые лежат в основе всех этих навыков. Зная, как происходит развитие обычного младенца, будет проще понять нарушения развития, которые возникают у детей с церебральным параличом, и как неправильные образцы движения могут помешать в приобретении тех или иных навыков. Хотя эта книга посвящена младенцам и детям раннего возраста, я не стану рассказывать о том, как ребенок учится сидеть, стоять и ходить, а остановлюсь только на самых ранних и самых важных стадиях сенсомоторного развития и покажу на примерах, как навыки крупной моторики ребенка, который лежит на спине, на животе или сидит, связаны с тонкими движениями рук и с развитием зрения, слуха и речи. Младенец в первые месяцы жизни преимущественно находится в согнутом положении. На этой стадии голова малыша редко находится на средней линии, он не может активно контролировать положение головы, но, лежа на животе, он сам поворачивает голову в бок, чтобы не задохнуться. Руки малыша согнуты, ладони слегка сжаты, ноги согнуты и разведены. Его движения резкие и неорганизованные. Яркий свет и громкий звук заставляют его моргать или вызывают рефлекс Моро, но смысл этих раздражителей он еще не понимает. Первая стадия Первая важная стадия двигательного развития – выравнивание тела по средней линии и контроль за положением головы. И то, и другое становится возможным только после того, как ребенок начнет вступать в контакт с окружающим миром. Сначала для этого младенец использует зрение, а потом, значительно позже, исследует мир на ощупь. ПереворотыПервый опыт изменения положения тела – перевороты со спины на бок. Переворачиваясь, ребенок обычно держит руки вместе. Сначала туловище лишь автоматически поворачивается вслед за головой (под действием шейного выпрямительного рефлекса); позже ребенок переворачивается на бок произвольно по собственному желанию. Зрение и координация движений глаз—рукаПостепенно ребенок начинает различать предметы, которые он видит. Он следит взглядом за мамой, когда она ходит вокруг его кроватки, или за игрушкой, которая висит у него над головой на высоте 15–30 см. Рис. П II.1 а – положение лежа на спине. На этой стадии развития ребенок предпочитает лежать на спине. Голова обычно расположена по средней линии. Руки малыш поднимает перед собой на уровень груди, складывает их вместе и смотрит на них. Это сочетание тактильных и зрительных ощущений – первый важный шаг в познании своего тела. Сначала руки малыша попадают к нему в рот случайно, потом он тянет их туда специально и сосет их. Позже он ощупывает свои губы, щеки и язык. Появляются координированные движения глаз, и ребенок с удовольствием рассматривает мамино лицо. Поначалу расстояние до него должно быть около 15 см; б – положение лежа на животе. Ребенок начинает учиться контролировать положение головы в положении лежа на животе. Чтобы вывести вперед плечи и руки, он должен достаточно сильно разогнуть грудной отдел позвоночника. Он опирается на предплечья и приподнимает верхнюю часть туловища. Малыш пока еще сжимает пальцы в кулаки, но часто перебирает ими по поверхности. Если раньше таз в положении лежа на животе был приподнят, то теперь он плотно прижат к поверхности. Ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах и разведены, стопы – в положении тыльного сгибания; в – положение сидя. На этой стадии ребенок сидит только с поддержкой. Он держит голову прямо лишь несколько секунд. Когда ребенок научится удерживать голову в положении сидя, он, хотя и выпрямит спину (но не поясницу), но все еще будет нуждаться в поддержке. Его руки и ноги согнуты, стопы – в положении тыльного сгибания. Малыш начинает поворачивать голову, услышав голос, и улыбается, когда мама разговаривает с ним. Он уже учится улыбкой призывать взрослого взять его на руки и начинает понимать, что его плач привлекает внимание. Вторая стадия Вторая важная стадия двигательного развития – это появление движений разгибания. Младенец начинает отводить конечности от туловища и разгибать их (эти движения перемежаются со сгибанием и приведением), и одновременно с этим ребенок разгибает все тело. Малыш начинает тренировать разгибание в любом положении, но при этом он уже может активно сгибаться. Зрение и начало формирования координации глаз—рукаНа этой стадии ребенок может «схватить» предмет взглядом, но пока не способен дотянуться и взять его рукой. Он показывает свое желание заполучить тот или иной предмет – оживляется и сучит ногами, размахивает руками, раскрывает и закрывает ладошки. При этом поначалу его руки согнуты и прижаты к телу, но постепенно он начинает тянуться к предмету, открывает и закрывает ладошку навстречу предмету, однако взять его и манипулировать им малыш пока не может. Внимание. Это – первая попытка целенаправленного действия, ребенок, стремясь заполучить предмет, намеренно протягивает к нему руки. Рис. П II.2. а – положение лежа на спине. На рисунке показан один из многочисленных способов разгибаться в положении лежа на спине. Плечи отведены назад, руки согнуты, пальцы несильно сжаты в кулаки. Ребенок опирается о поверхность стопами и приподнимает таз. Он моментально научится передвигаться на спине головой вперед, отталкиваясь ногами. Несмотря на отведенные плечи, ребенок способен приподнять и наклонить вперед голову; б – здесь демонстрируется способность ребенка, который на этой стадии развития постоянно тренируется разгибать тело, в то же время выводить руки вперед и удерживать бутылочку. Играя руками, перебирая пальчиками и постоянно засовывая их в рот, малыш все время наблюдает за ними – это важнейший этап обучения; в – положение лежа на животе. Как высоко малыш может приподнять голову! Он полностью разгибает туловище и (впервые!) поясничный отдел позвоночника. На рисунке он оторвался от опоры с согнутыми руками, но с тем же успехом он разгибает руки и разводит их в стороны. Часто это движения называют «плавательные движения на животе». Заметьте, что ноги подняты и разогнуты, разведены, а стопы остаются в положении тыльного сгибания; г – на этой стадии ребенок способен также опираться на предплечья и тянуться вперед и ощупывать игрушку. Стопы находятся в положении тыльного сгибания, а пальцы ног согнуты и упираются в поверхность, это же положение стоп ребенок будет использовать, когда научится ползать; д – положение сидя. Ребенок держит голову уверенно, спину, включая поясницу, разгибает. Плечи отведены в стороны и назад, руки согнуты или выведены вперед. Ноги согнуты и разведены, стопы – в положении тыльного сгибания. Именно на этой стадии заставить ребенка согнуть ноги в тазобедренных суставах, чтобы посадить его, бывает трудно. В таком положении ребенок любит ездить «на попе» задом наперед, отталкиваясь ногами. Он все еще нуждается в поддержке. Малыш следит взглядом за предметом, которым медленно водят из стороны в сторону перед его лицом. Если в его руку вложить погремушку, он крепко сожмет ее в ладони. Лишь на секунду он задерживает на ней взгляд, но затем начинает беспорядочно размахивать руками и часто бьет сам себя погремушкой и тут же начинает громко жаловаться на это – на данной стадии ребенок не способен произвольно трясти погремушку. Современные погремушки весьма разнообразны по форме, они издают множество разных звуков и служат прекрасным способом стимулировать зрение и слух ребенка на этой стадии развития. Слух и речьМалыш живо реагирует на громкие звуки, сам издает звуки и пытается имитировать звуки, которые произносят взрослые. Осваивая звуки разной высоты, он расширяет свой репертуар, например голосом может выражать недовольство. В говорении он начинает задействовать губы, у него появляются звуки «м», «ммм» и «ддд». Третья стадия Из согнутого существа малыш превратился в прямого человечка, который теперь прекрасно контролирует положение головы. Теперь он достиг следующей важной стадии развития – на смену генерализованным движениям всего тела приходят разнообразные изолированные движения. На этой стадии он действует разогнутыми и отведенными руками и ногами. Если раньше активно двигались в основном плечевые и тазобедренные суставы, то теперь движение охватывает и коленные, и локтевые суставы. Отметим, что руки развиты лучше ног. ПереворотыТеперь младенец уже может переворачиваться с живота на спину. Во время этого движения происходит поворот плечевого пояса относительно тазового (то есть ротация туловища), а все тело разгибается. Это очень важный навык, нужный для того, чтобы потом встать и самому пойти. Зрение и тонкая моторикаКонтроль за положением головы позволяет теперь следить взглядом за предметом, движущимся в любом направлении. Кроме того, он уже может рассматривать мелкие предметы. Если раньше собственное отражение в зеркале приводило малыша в недоумение, то теперь он тянется к зеркалу и похлопывает по нему, поскольку уже узнает себя. Малышу осталось только познакомиться со своими ногами – и тогда он получит полное представление о себе. На этой стадии ребенок способен увидеть, достать, потрогать и захватить предмет всей ладонью – начинается исследование предметов. Движения рук пока еще несовершенны, и все, что попадает в руки к младенцу, немедленно отправляется в рот. Засовывая предметы в рот, малыш изучает их вкус, форму и консистенцию. Тонкие движения пальцев еще не развиты. Ребенок пока только хлопает ладошкой по предмету, загребает его и растопыривает пальцы, чтобы взять. Ему удается взять предмет, например кубик с гранями размером 2,5 см, но при этом он использует так называемый «ладонный» захват, то есть не пальцы, а всю кисть. Движения кисти становятся заметно четче. Малыш держит и перекладывает из руки в руку два маленьких кубика с гранями по 2,5 см, но если один из них упадет, он не заметит. Большой предмет он берет двумя руками, смотрит на него и сразу тянет в рот. Для игр на этой стадии лучше всего подходят деревянные ложки, кубики и чашки, но не мягкие игрушки. Рис. П II.3. а – положение лежа на спине. На этой стадии ребенок начинает совершать целенаправленные движения, то есть преследовать какую-то определенную цель. Например, когда к нему подходит мама, он протягивает к ней руки, чтобы она взяла его. Вытягивая руки, он часто сгибает ноги в тазобедренных суставах и разгибает в коленных – этот же двигательный образец он будет использовать, когда сядет с вытянутыми ногами и начнет вставать из положения сидя. Умение протягивать руки тоже очень важное, оно сопровождает освоение хватательных движений. Ребенок обнаруживает свои стопы и, используя одновременно зрение, осязание и хватательные движения, держится за них. При этом он узнает, как они выглядят в покое или когда двигаются. Затем он засовывает ноги в рот – изучение себя самого продолжается; б – положение лежа на животе. Лежа на животе, ребенок теперь не только полностью разгибает туловище, но и опирается на ладони, а не на кулаки, как несколькими неделями раньше. Движения рук свободны. Сначала малыш только опирается на руки, но очень быстро учится опираться на одну руку, протягивая другую за игрушкой, сначала вперед, потом – вверх и немного назад; в – положение сидя. Теперь в положении сидя ноги малыша разведены и выпрямлены, стопы – в положении тыльного сгибания. Он пока не может сидя сохранять равновесие и тенденция «заваливаться» назад в положении сидя еще остается. Не имея возможности сохранять равновесие и опираться по бокам, малыш часто «заваливается» на бок. Он уже опирается на руки, но только перед собой. Слух и речьРебенок сразу поворачивается на любой звук, кроме тех, что раздаются прямо у него над головой, – эти звуки приводят его в замешательство. Когда с ним говорят, он смеется, фыркает и вскрикивает, издает разнообразные мелодичные звуки. Именно эти протяжные звуки – предвестники речи. Лепет изобилует повторениями, в нем встречаются «п-п-п» и «с-с-с». Четвертая стадия Эту стадию символизирует способность координированно поворачивать туловище. Ребенок и раньше поворачивал плечевой пояс относительно тазового, когда переворачивался или лежа на спине, тянулся рукой за предметом в противоположную сторону, или, лежа на животе и опираясь на одну руку, тянулся другой по направлению вверх и немного назад. Теперь же он легко поворачивает туловище, управляет его положением и следит за равновесием, когда сидит, опираясь на руки по боками от туловища или перед собой. ПереворотыПо сравнению с более ранними стадиями, когда ребенок переворачивался со спины на живот несколько неорганизованно, теперь он это делает координированно, легко и уверенно. Зрение и тонкая моторикаМы уже отмечали, что способность младенца дотягиваться до предметов и захватывать их зависит от его способности сохранять равновесие и контролировать с помощью зрения свои действия. Очень часто на этой стадии развития все движения ребенка, который тянется за игрушкой, слишком размашистые, и он часто теряет равновесие. Постепенно, за несколько месяцев, движения станут более экономными и размеренными. На этой стадии тонкие движения совершенствуются быстро. Хватательное движение становится изящнее. Малыш держит в каждой руке по игрушке, перекладывает их из руки в руку, стучит одной о другую. Он достает предметы из какой-то емкости и пытается взять маленькие предметы, но пока безуспешно. Большие предметы он «припечатывает» рукой к полу – это фундамент для будущего навыка класть вещи. Правда, как только предмет оказывается на полу, малыш теряет к нему интерес. РечьЗвуками ребенок выражает гнев и чувство голода; выказывая недовольство и отказ, говорит «н-н-н». Он подражает диалогу – произносит цепочки звуков с разной интонацией. Рис. П II.4. а – переход из положения сидя в положение лежа на животе. На этой стадии ребенок использует свою способность опираться только на одну руку – приподнимаясь из положения лежа на животе и поворачивая туловище, он опирается на одну руку и садится или сидя опирается на руку, поворачивает туловище и ложится на живот. Пока, лежа на животе, он поднимается на руках и поворачивается, его ноги, в общем, бездействуют – еще один пример того, что развитие движений в руках «обгоняет» ноги. Когда же ребенок начнет ползать, его ноги, особенно стопы, будут участвовать в движении весьма активно; б – положение сидя. Сначала сидеть без опоры ребенок будет недолго – пожалуй, не более минуты – он наклонится вперед и будет опираться на руки. Постепенно, учась контролировать положение туловища и все лучше сохраняя равновесие, ребенок научится опираться на руки по сторонам. При этом сначала его пальцы будут слегка сжаты в кулаки и лишь потом ладони полностью раскроются для опоры. Пятая стадия Последняя стадия, которую мы рассмотрим, – развитие способности уверенно сохранять равновесие и переходить из одного положения в другое. В это время большинство действий младенец начинает из положения сидя. Самой важной становится способность ребенка передвигаться – это возможность познакомиться с миром и со своим телом, понять, в каком отношении оно находится к объектам, которые его окружают. Положение лежа на спинеВ тех редких случаях, когда ребенок лежит на спине, его ноги выпрямлены и слегка разведены. Мелкая моторика и координация глаз—рукаНа этой стадии ребенок осваивает изолированные движения пальцев рук, они позволяют ему исследовать предметы кончиками пальцев, тыкать в них указательным пальцем. Важнейшую роль в тонких движениях приобретают большой и указательной пальцы: ими малыш берет маленькие предметы и изучает их. Однако при том, что тонкие движения стали более совершенными, правильно класть предметы ребенок еще не способен: прежде чем разжать руку, он прижимает предмет к твердой поверхности. Игры становятся более осмысленными, и ребенок занимается ими дольше. Теперь малыш знает, что предметы существуют и вне поля зрения – бросив игрушку на пол, он выглядывает из кроватки, чтобы проверить, куда она упала. РечьТеперь ребенок произносит звуки намеренно, чтобы общаться с другими людьми, он понимает слова «нет», «до свидания» и с удовольствием имитирует звуки, которые издают взрослые, например изображает кашель. Рис. П II.5. а – положение на четвереньках. Как было сказано в начале нашего обзора, ребенку крайне важно передвигаться. На этой стадии развития ребенок совсем немного играет лежа на животе, ему больше нравится вставать на четвереньки и раскачиваться вперед-назад – он готовится ползти. Чтобы ползать, надо сохранять равновесие и уметь попеременно переставлять ноги; б – положение сидя. Ребенок начинает осваивать защитное движение – отводит назад прямые руки. Сидя, он прекрасно сохраняет равновесие и в опоре больше не нуждается. Как показано на рисунке, малыш сидя может легко повернуть туловище и обернуться, чтобы взять игрушку. Кроме того, в положении сидя он поворачивается «на попе» вокруг своей оси. Приложение III Словарь терминов АБДУКЦИЯ – движение отведения конечности от средней линии тела. АБНОРМАЛЬНЫЙ – неправильный (о положении тела, движениях и т. д.). АВТОМАТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ см. Равновесие, Защитные реакции, Выпрямительные реакции. АГНОЗИЯ – дефицит восприятия, при котором человек не способен узнавать соотношение различных сенсорных стимулов. Например, не может узнать какой-то объект как соотношение его конкретного зрительного образа, звуков, фактуры. АДДУКЦИЯ – движение приведения конечности к средней линии тела. АКТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – целенаправленные произвольные движения, которые выполняются для достижения какой-то цели и выполнения какой-то определенной задачи. АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС – рефлекторное выпрямление руки и ноги на той стороне тела, к которой повернута голова человека, и сгибание конечностей на противоположной стороне. АСИММЕТРИЯ – состояние, при котором одна половина тела отличается от другой по каким-то признакам. АССОЦИАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ (ДВИЖЕНИЯ) – патологические двигательные реакции в виде чрезмерного повышения мышечного тонуса или неконтролируемых движений в других частях тела, которые возникают при попытке выполнить какое-то движение. В русской научной литературе часто используется термин «синкинезии». АСТЕРЕОГНОЗ – нарушение восприятия размера, формы, вида или структуры объекта. АТАКСИЯ – состояние, которое характеризуется неустойчивостью тела в вертикальном положении, нарушением размеренности, направленности и качества движений. Движения некоординированные, походка пошатывающаяся («пьяная»). АТЕТОЗ (АТЕТОИДНЫЙ ГИПЕРКИНЕЗ) – один из видов гиперкинеза. Характеризуется медленными непроизвольными червеобразными движениями, часто более выраженными в дистальных отделах конечностей. АТРОФИЯ – потеря, гибель клеток (мышечных или нервных). АУДИОМЕТРИЯ – оценка слуха. АФАЗИЯ – отсутствие способности говорить, или полная потеря речи, или выраженное нарушение речи, связанное с поражением «центров речи» в головном мозге. БАЛАНС см. Равновесие. БИЛАТЕРАЛЬНЫЙ – относящийся к обеим сторонам тела, к способности пересекать конечностями при движении среднюю линию тела и вовлекать обе стороны тела в выполнение какого-то действия. Например, способность удерживать предмет по средней линии тела двумя руками, дотягиваться правой рукой до предмета, который лежит на полу у левой ноги, или просто ходить – это билатеральные навыки. ВАЛЬГУС (ВАЛЬГУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТОПЫ) – отклонение стопы наружу с опорой преимущественно на внутренний край стопы. ВАРУС (ВАРУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТОПЫ) – отклонение стопы внутрь с опорой преимущественно на наружный край стопы. ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ – работа вестибулярного аппарата влияет на способность сохранять стабильное положение тела в пространстве и на постуральный мышечный тонус. Воспринимающие рецепторы вестибулярного аппарата находятся во внутреннем ухе. ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ – способность воспринять целое и части, из которых состоит целое. ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА – различение и распознавание оттенков и насыщенности цвета. ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ– автоматические реакции, которые влияют на поддержание головы в нормальном (по отношению к телу) положении таким образом, что, когда мы двигаемся, голова сохраняет вертикальную ориентацию, а рот расположен горизонтально. Выпрямительные реакции лежат в основе любой двигательной активности человека. ГЕМИПЛЕГИЯ (ГЕМИПЛЕГИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения выражены только на одной стороне тела, например спастичность проявляется в правой руке и правой ноге. ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА – одна из форм церебрального паралича, которая характеризуется непредсказуемыми изменениями мышечного тонуса, нарушением постурального контроля, что вызывает непроизвольные и неконтролируемые движения (гиперкинезы). Непроизвольные движения становятся более выраженными при попытке выполнить какое-то движение или при эмоциональном напряжении, в состоянии покоя они выражены минимально. ГИПЕРТОНУС – повышение мышечного тонуса (спастичность). ГИПОТОНУС – понижение мышечного тонуса (низкий тонус). ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ (КООРДИНАЦИЯ ГЛАЗ—РУКА) – способность координировать зрение и движение. ДЕЙСТВИЕ СИЛЫ ТЯЖЕСТИ (ЗЕМНОГО ПРИТЯЖЕНИЯ) – в обычной жизни мы не замечаем действие силы тяжести, но оно влияет на все движения человека с самого его рождения. ДЕФОРМАЦИИ – состояние, при котором все тело или какая-то его часть фиксированы в абнормальном (неправильном) положении. ДИЗАРТРИЯ – нарушение речи, связанное с нарушением артикуляции. Речь медленная по темпу, прерывистая и монотонная, звуки произносятся неправильно. ДИЗЛЕКСИЯ – нарушение понимания или воспроизведения написанных символов; проявляется при чтении. ДИПЛЕГИЯ (ДИПЛЕГИЧЕСКАЯ ФОРМА ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА; СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения сильнее выражены в нижних конечностях, чем в верхних. ДИСПРАКСИЯ – нарушение, которое характеризуется трудностями в планировании целенаправленных действий, в том числе движений, и в использовании конкретных действий в конкретной ситуации. ДИСТАЛЬНЫЙ – наиболее удаленный от тела (об отделах конечностей). ЗАЩИТНЫЕ РЕАКЦИИ – автоматические реакции, которые обеспечивают защиту тела и головы при внезапной потере равновесия. Например, неожиданно падая, мы выставляем вперед руки и опираемся на них – это передняя защитная реакция. ЗРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – способность осмотреть объект целиком и проследить за его перемещением в пространстве. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – способность сохранять и воспроизводить информацию об объекте (о его форме, цвете, размере и положении в пространстве) уже после того, как он осмотрен. ЖЕСТЫ – движения, которые используются для коммуникации (общения) между людьми. ИНТЕЛЛЕКТ – способность понимать мир, воспринимать и анализировать информацию об окружающей среде. КИНЕСТЕЗИЯ (КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ) – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела. КЛОНУС – ритмичные подергивания, которые возникают в спастичных мышцах после их быстрого внезапного растяжения. Например, клонус стопы можно вызвать, если быстрым движением разогнуть стопу в голеностопном суставе выпрямленной ноги. КЛЮЧЕВЫЕ ТОЧКИ – определенные точки на теле человека, воздействуя на которые, можно влиять на постуральный мышечный тонус и движения. Воздействие на ключевые точки, которые расположены более проксимально (ближе к средней линии тела), позволяет ребенку сохранять более правильное положение дистально расположенных частей тела, в этом случае более дистально расположенные части тела остаются свободными для движений. Кроме этого, воздействие на ключевые точки позволяет не допустить проявление неправильных (патологических) образцов движения. КОГНИТИВНЫЙ – относящийся к познавательным процессам и обучению. КОНДУКТИВНАЯ ТУГОУХОСТЬ – потеря слуха, которая связана с блокированием слухового прохода (например, серной пробкой) или воспалениями в среднем ухе (средними отитами). КОНТРАКТУРА – стойкое ограничение подвижности в суставе. КОНТРЛАТЕРАЛЬНЫЙ – относящийся к противоположной стороне тела (обычно о конечностях). КОНТРОЛЬ ЗА ПОЛОЖЕНИЕМ ГОЛОВЫ – способность анализировать и произвольно изменять положение головы в пространстве. КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ – способность удерживать внимание на каком-то задании, его понимании и выполнении. КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ – способность выполнять движения согласованно, с правильным чередованием стереотипных образцов движения в различных частях тела. Например, координация движений при ходьбе характеризуется попеременными стереотипными, повторяющимися движениями ног и рук. КРУПНАЯ МОТОРИКА – спонтанная двигательная активность, в которой участвует все тело человека. ЛАДОННЫЙ ЗАХВАТ – захват предмета, при котором предмет прижат к ладонной поверхности кисти двумя, тремя или четырьмя пальцами. МЕЛКАЯ (ТОНКАЯ) МОТОРИКА– движения в основном рук и пальцев. Сюда входят: движения, выполняемые, когда предмет захватывают рукой и выпускают; движения пальцами; координация «глаз—рука»; «пинцетный захват» предмета; рисование и письмо. МЕНЯЮЩИЙСЯ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС – сочетание высокого и низкого мышечного тонуса. Мышечный тонус постоянно изменяется от более высокого к более низкому. МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС – определенное напряжение в мышцах в состоянии покоя и во время движения; в обычных условиях регулируется без участия сознания. Это напряжение достаточное, чтобы противодействовать действию силы тяжести (например, сохранять вертикальное положение тела), но оно не настолько сильное, чтобы сковывать движения. НАКЛОН ТАЗА – положение таза относительно поясничного отдела позвоночника. Когда туловище, наклоняясь вперед, сгибается в поясничном отделе – таз наклоняется вперед. Когда оно выгибается в поясничном отделе позвоночника – таз наклоняется назад. Если позвоночник полностью выпрямлен в поясничном отделе (нет сгибания ни вперед, ни назад) – таз находится в нейтральном положении. НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ – термин, которым обозначают нетипичное развитие ребенка, обусловленное теми или иными нарушениями. Например, развитие ребенка с тяжелым церебральным параличом будет отличаться от развития других детей его возраста из-за двигательных и, возможно, каких-то других нарушений. НЕПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ– движения, которые не контролируются человеком. НИСТАГМ – колебательные или скачущие движения глазных яблок. ОБРАЗ ТЕЛА – восприятие частей своего тела. Играет значительную роль в развитии движения и восприятия (перцепции). ОБРАЗЕЦ (ПАТТЕРН) ДВИЖЕНИЯ– любое движение, вне зависимости от того, нормальное оно или абнормальное (патологическое), имеет собственный «рисунок» – мышцы сокращаются и расслабляются, те или иные части тела двигаются определенным образом. Большинство людей используют сходные образцы движений, например мы садимся из положения лежа, опираясь на руку сбоку. ОСОЗНАНИЕ ТЕЛА – знание «схемы» собственного тела, того, из каких частей оно состоит и как эти части соотносятся друг с другом. ПАЛЬЦЕВОЙ ЗАХВАТ – захват предмета, при котором предмет удерживается между большим пальцем и одним или несколькими другими пальцами. Например, между большим, указательным и средним пальцами. ПАССИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – такие движения, когда взрослый «действует» какой-либо частью тела ребенка (например, сгибает ему руку), при этом сам ребенок никакого участия в движении своего тела не принимает. ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ – «ненормальный» (абнормальный). ПАТТЕРН ДВИЖЕНИЯ см. Образец движения. ПЕРСЕВЕРАЦИИ – повторения движений, слов или фраз, когда в этом нет необходимости. ПИНЦЕТНЫЙ ЗАХВАТ – захват маленького предмета между большим и указательным пальцами. ПОБУЖДЕНИЕ К ДЕЙСТВИЮ – обеспечение мотивации, желания выполнить какое-то действие. Например, для того чтобы ребенок потянулся за игрушкой, она должна быть достаточно привлекательной для него, чтобы он захотел выполнить это движение. ПОДВЫВИХ БЕДРА – частичное смещение (дислокация) головки бедренной кости из вертлужной впадины тазовой кости. ПОДОШВЕННОЕ СГИБАНИЕ – движение стопы в голеностопном суставе от туловища («от себя»), при котором носок оттягивается книзу. ПОЗА – положение тела в пространстве, взаимное расположение частей тела. Любое движение начинается из какой-то позы и заканчивается в какой-то позе. ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА – восприятие собственного тела как точки отсчета в пространстве для анализа взаиморасположения предметов: вверху—внизу, над—под, перед—сзади. ПОСТУРАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ (СТАБИЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА) – антигравитационный механизм, который необходим для контролируемого, скоординированного и плавного изменения положения тела в пространстве. ПОСТУРАЛЬНЫЙ ТОНУС – мышечный тонус, который необходим для сохранения положения тела в пространстве и который не препятствует движению; некоторое напряжение мышц в определенный момент времени, которое постоянно изменяется в ответ на движения или изменение позы. ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – движения, которые обусловлены определенными намерениями и связаны с концентрацией внимания. ПРОКСИМАЛЬНЫЙ – наиболее близкий к средней линии тела (об отделах конечностей). ПРОНАЦИЯ – поворот руки в локтевом суставе внутрь, ладонью вниз. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ (ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ) – способность воспринимать и анализировать информацию о положении тела в пространстве и движениях, которая поступает от мышц, суставов и вестибулярного аппарата. ПРОЦЕССЫ РАСПОЗНАВАНИЯ – процесс организации и интерпретации сенсорных стимулов (звуков, тактильных и вестибулярных раздражителей, кинестетических сигналов и т. п.) – как поступающих извне, так и «внутренних», которые поступают от частей тела, мышц, внутренних органов. РАВНОВЕСИЕ (БАЛАНС) – состояние устойчивости. РЕТРАКЦИЯ – смещение какой-то части тела по направлению назад. РЕФЛЕКС-ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ОБРАЗЦЫ (ПАТТЕРНЫ) – такие положения тела, при которых не действуют патологические рефлексы. Например, если поддерживать голову ребенка с помощью специальной подушки по средней линии и не допускать поворота головы в сторону, то не будет возникать асимметричный шейный тонический рефлекс, и ребенок сможет сохранять симметричное положение тела. См. также Ключевые точки. РЕФЛЕКСЫ – двигательные реакции и положения тела, которые являются ответом на какой-то определенный раздражитель и не контролируются ребенком. РЕЦИПРОКНЫЕ ДВИЖЕНИЯ см. Содружественные движения. РИГИДНОСТЬ – жестко фиксированное положение тела (тело сковано), при котором существует значительное сопротивление пассивным движениям. РОТАЦИЯ – движение поворота одной части тела относительно другой. Например, ротация туловища – поворот плечевого пояса относительно тазового или внутренняя ротация в тазобедренном суставе – поворот бедра внутрь. СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ– при любом движении в мозг поступают различные сенсорные сигналы, которые возникают во время этого движения. Например, во время движения изменяется «картинка» перед глазами, возникают определенные тактильные и вестибулярные ощущения. Все эти стимулы обрабатываются мозгом, и информация используется для того, чтобы при необходимости изменить силу, скорость или частоту движений – «подстроить» движение под конкретные обстоятельства. СКОЛИОЗ – искривление позвоночника. СОДРУЖЕСТВЕННЫЕ (РЕЦИПРОКНЫЕ) ДВИЖЕНИЯ – попеременные чередующиеся движения в разных группах мышц и разных частях тела. Например, при сгибании руки в локтевом суставе напряжение мышц-сгибателей происходит при содружественном расслаблении мышц-разгибателей, а при ходьбе движения ног сочетаются с движениями рук. СПАСТИЧНОСТЬ (ГИПЕРТОНУС) – повышенный мышечный тонус, напряженное состояние мышц. При этом в верхних конечностях наблюдается тенденция к сгибанию, а в нижних – к напряженному разгибанию. СРЕДНИЙ ОТИТ – воспалительный процесс в среднем ухе (воспаление среднего уха). СТЕРЕОГНОЗИС – способность воспринимать и распознавать форму, размер и/или вес объектов. СТИМУЛЯЦИЯ – специальные приемы, при которых автоматическое движение вызывается некоторой манипуляцией (например, определенным прикосновением или удержанием ребенка в определенной позе), в отличие от движения, которое выполняется ребенком самостоятельно или в ответ на просьбу. СУПИНАЦИЯ – поворот руки в локтевом суставе кнаружи – ладонью вверх. ТЕТРАПАРЕЗ (СПАСТИЧЕСКИЙ ТЕТРАПАРЕЗ) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения выражены во всех четырех конечностях. В отечественной научной литературе также используются термины «двойная гемиплегия» и, значительно реже, «спастическая тетраплегия». ТОНКАЯ МОТОРИКА см. Мелкая моторика. ТЫЛЬНОЕ СГИБАНИЕ – движение стопы в голеностопном суставе по направлению к туловищу («на себя»). УНИЛАТЕРАЛЬНЫЙ – относящийся к одной половине тела. ФИЗИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ – вид медицинского лечения, когда двигательные нарушения лечат с помощью физических упражнений, мануальной терапии, массажа, а также используя воздействие различных природных факторов (тепла, света, ультразвука, воды и т. д.). ФЛЕКСИЯ – движение сгибания. ФОНАЦИЯ – способность произносить звуки при участии голосовых связок. ХОРЕЯ (ХОРЕОФОРМНЫЙ ГИПЕРКИНЕЗ) – один из видов гиперкинеза, который характеризуется беспорядочными быстрыми непроизвольными порывистыми движениями, часто выражены в проксимальных (наиболее близких к средней линии тела) отделах конечностей. Ребенок разбрасывает руки, роняет предметы, которые держит в руках. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ АКТИВНОСТЬ – программа определенных действий, которая направлена на достижение конкретной цели. ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ – нарушение движений и способности сохранять положение тела в пространстве, которое возникает в результате непрогрессирующего поражения мозга. ЦИАНОЗ – голубоватая окраска кожи из-за недостаточного содержания кислорода в крови. ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ – инструмент для определения уровня развития ребенка, при этом развитие ребенка сравнивают с развитием большого числа детей его возраста. В результате указывается возраст развития ребенка по различным областям – крупная и мелкая моторика, когнитивная область, развитие коммуникации и т. д. ЭКВИНУС – опора и ходьба на кончиках пальцев ног из-за напряжения или укорочения икроножной мышцы. ЭКСТЕНЗИЯ – движение разгибания. ЯЗЫК – внутренняя речь (язык) используется для внутреннего проговаривания и программирования высказываний; импрессивная речь (язык) – для понимания того, что сказано другими; экспрессивная речь (язык) – для выражения наших мыслей, с использованием слов, жестов или написанных символов. Приложение IV Фирмы—производители оборудования Active Design Ltd, (Chailey standing support; Ramp cushion) Unit 68D, Wyrley Road, Witton, Birmingham B6 7BN (Tel. 0121 326 7506) Anything Left Handed, 57 Brewer Street, London W1R 3FB (Tel. 0171 4373910) AWP Woodworks, (Simple side-lyer) Unit G16, Belgravia Workshops, 157–161 Marlborough Road, London N19 4NA (Tel. 0171 281 7170) Booster Electric Vehicles Ltd, Holly Bank Mills (Jan Pushchairs in UK), Lidget Street, Lindley, Huddersfield, West Yorkshire HD3 3JB (Tel. 01484 643444) Britax-Excelsior Ltd, (car seats) 1 Churchill Way West, Andover, Hampshire SP10 3UW (Tel. 01264 333343) Camp Ltd, (Jettmobile; Flexistand; Tumble Forms in UK), Northgate House, Staple Gardens, Winchester, Hampshire S023 8ST (Tel. 01942 855248) Cannon Babysafe Ltd, (Cannon Babysafe Trainer Cup), Lower Road, Glemsford, Suffolk СО10 7QS (Tel. 01787 280191) Cris Lamb, (Truckle Truck) 18 Spoondell, Dunstable, Bedfordshire W6 3JE (Tel. 01582 601159) Days Medical Aids Ltd, (DMA children's folding adjustable walker 246) Litchard Industrial Estate, Bridgend, Mid Glamorgan CF31 2AL (Tel. 01656 657495) Everest & Jennings, (Munster Horse) Princewood Road, Corby, Northampton NN17 2DX (Tel. 01336 67667) Glennoit UK Ltd, (spoons for bite reflex) Aberford Road, Woodlesford, Leeds LS26 8PX (Tel. 01532 826111) Hamberman Feeders Ltd, 44 Watford Road, Radletts, Hertfordshire WD7 8LR (Tel. 01923 853544) Hampshire Medical Developments Ltd, (snug seat) Appollo House, Lulworth Business Centre, Nutwood Way, Totton, Hampshire SO4 3WW (Tel. 01703 667700) James Leckey Design, (Bambi standing frame, corner chairs/seats; Prone stander; side-lying boards) Design House, Kilwee Industrial Estate, Dunmurry, Northern Ireland ВТ17 OHD (Tel. 01232 602277) Jenx Ltd, (Roller seat; Side-lying Board; Wedge) Nutwood, 28 Limestone Cottage Lane, Sheffield S6 1NJ (Tel. 01742 853376) Maclaren Ltd, (Buggy Major) Station Works, Long Buckby, Northampton NN6 7PF (Tel. 01327 842662) Mary Marlborough Disability Centre, (positioning roll) Nuffield Orthopaedic Hospital, Headington, Oxford OX7 3LD (Tel. 01865 227600) Mobility Aids Centre, 88D South Street, Stanground, Peterborough PE2 8EZ Mothercare UK Ltd, (Booster seat; Sit-at-Table seat) Cherrytree Road, Watford, Hertfordshire WD2 5SH (Tel. 01923 233577) Newton Products, (Peto two-handled mug; Safa Bath seat), Meadway Works, Garretts Green, Birmingham B33 0SQ (Tel. 01602 452345) Nottingham Rehab, (Canvas corner seat; Columbia Bathing Aid with Hi-back; Columbia toilet support; Columbia Wrap Around bath support; Sunflower shallow bath; Thalia prone board Z1708/2; Tripp Trapp chair) Ludlow Hill Road, West Bridgford, Nottingham NG2 6HD (Tel. 0115 9452345) Possum Controls – Joncare Division Ltd, (Adaptor toilet seat, Munster horse; Tripp Trapp chair) Unit 8, Farnborough Close, Aylesbury Vale Industrial Park, Stockdale, Aylesbury, Buckinghamshire HP20 1DO (Munster Horse) (Tel. 01296 81591) Quest 88 Ltd, (Kaye Products in UK, including posture control walker) Unit 1, Old Smithfield Industrial Estate, Aston St. Shifhal, Shropshire TF11 8DT (Tel. 01952 463050) Rainbow Rehab., (Alvema 110) Unit 15, 7 Airfield Road, Christchurch, Bournemouth, Dorset BH23 3TG (Tel. 01202 481818) Rehabilitation Engineering Unit, Chailey Heritage, North Chailey, Near Lewis, East Sussex BN8 42F (Tel. 01825 722112 ext 210) Rifton, Robertsbridge, East Sussex TN32 5DR (Tel. 01580 880626) S. K. Engineering, (Cheyne spoons and cup) Blaem Plwyf, Llanfair Road, Lampeter, Dyfed SA48 8JY (Tel. 0570 422183) G. & S. Smirthwaite, (corner chairs/seats; Ladder back chair; Roller seat) 16 Daneheath Business Park, Heathfield, Newton Abbot, South Devon TQ12 6TL (Tel. 01626 835552) Spencer (Banbury) Ltd, (Folding rotator) Spencer Division, Spencer House, Britannia Road, Banbury, Oxfordshire OX16 8DP (Tel. 01295 257301) Swedish Rolo Plastics, Mig Grios Jo-plast, AB, Sweden (also available from Ikea Ltd, 2 Dury Way, London NW10 4QH (Tel. 0181 208 5600)) Taylor Therapy, (Pommel seat; head support) Woodlands Road, Pleck, Walsall WS2 9RN (Tel. 01922 27601) Wilkinet Baby Carrier, P.O. Box 20, Cardigan, Dyfed SA43 1JB (Tel. 01239 831246) Приложение V Адреса ОСНОВНЫЕACE Advisory Centre for Education, Aberdeen Studio, 22 Highbury Grane M5 2EA (Tel. 0171 3548318) Advice on Government Benefits (Tel. Freephone 0800 666555) Association for All Speech Impaired Children (AFASIC), 347 Central Markets, London EC1A 9NH (Tel. 0171 2363632 /6487) Association of Professional Music Therapists, Diana Ashbridge, APMT Administrator, 38 Pierce Lane, Fulbourn, Cambridge CB1 5DL Association of Swimming Therapy, 4 Oak Street, Shrewsbury SY3 7RH (Tel. 01748 344393) Cerebral Palsy Helpline (SCOPE): 01800 626216 (call free – on all aspects of rights and benefits) College of Speech and Language Therapists, 7 Bath Place, Rivington Street, London EC2A 3DR (Tel. 0171 6133855) Crechendo, Freepost SW5373, London SW10 9YZ (Tel. 0171 2592727) (activity classes for children aged 4 months to 5 years) Disabled Living Foundation 308–384 Harrow Road, London W9 2HY (Tel. 0171 2896111) Handicapped Adventure Playground Association, Fulham Palace Road, Bishops Avenue, London SW6 6EA (Tel. 0171 7311435) HEMI Help, 166 Boundaries Road, London SW12 8HG (excellent publications for parents) (Tel. 0181 6723179, or 0171 3833555, contact line for advice, support and access to their information database) Mobility Aids Centre, 88D South Street, Stanground, Peterborough PE2 8EZ (Tel. 01733 344930) National Association of Toy and Leisure Libraries (Play Matters), 68 Churchway, London NW1 1LT (Tel. 0171 3879592) National Deaf/Blind and Rubella Association (Sense), 311 Gray's Inn Road, London WC1X 8PT (Tel. 0171 2781005) National Deaf Children's Society, 45 Hereford Road, London W2 5AH (Tel. 0171 2299272) National Library for the Handicapped Child, Ash Court, Rose Street, Wokingham, Berkshire RG11 1XS (Tel. 01723 891101) Pre-school Playgroups Association (PPA), 61 King's Cross Road, London WC1X 9LL (Tel. 0171 8330991) Riding for the Disabled Association, Avenue 'R', National Agricultural Centre, Kenilworth, Warwicks CV8 2LY (Tel. 0123 696510) Royal National Institute for the Blind (RNIB) Education Information Service, 224 Great Portland Street, London W1N 6AA (including catalogue of toys for the blind and partially sighted child) (Tel. 0171 3881266 ext. 2296) Royal Society for Mentally Handicapped Children and Adults (MENCAP), 123 Golden Lane, London EC1Y 0RT (Tel. 0171 4540454) Scope (formerly the Spastic Society), 12 Park Crescent, London W1K 4DA (Tel. 0171 6365020) ЦЕНТРЫ ПОМОЩИ КОММУНИКАЦИИThe ACE Centre, Ormerod School, Waynflete Road, Headington, Oxford OX3 8DD (Tel. 01865 63508) Centre for Micro-Assisted Communications (CENMAC), Charlton Park School, Charlton Park Road, London SE7 8HY (Tel. 0181 3167589) ПОСТАВЩИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯLiberator, Whitegates, Swinstead, Lincolnshire NG33 4PA (Tel. 01476 550391) (supply switches and communication aids) Q.E.D. (Quest Enabling Designs), Ability House, 242 Gosport Road, Fareham, Hants PO16 0SS (Tel. 01329 828555) (supply switches, toy adapters and communication aids) Toys for the Handicapped, 76 Barracks Road, Sandy Lane Industrial Estate, Stourport-on-Sevem, Worcestershire DY13 0QB (Tel. 01299 827820) (supply switches, toy adapters and switch-controlled toys) ИГРУШКИCommunity Playthings, Darvell, Robertsbridge, East Sussex TN32 5DR (Tel. 01580 880626) Early Learning Centre, South Marston, Swindon SN3 4TJ (Tel. 01793 831300) Escort Toys Ltd, Grovenley Road, Christchurch, Dorset BH23 3RQ (Tel. 01202 485834) James Gait & Co. Ltd, Brookfield Road, Cheadie, Cheshire SK8 2PN (Tel. 0161 4288511) Mike Ayres & Co., Unit 14, Vanguard Trading Estate, Britannia Road, Chesterfield, Derbyshire S40 2TZ (Tel. 01246 551546) Nes-Arnold Ltd, Ludlow Hill Road, West Bridgeford, Nottingham NG2 6HD (Tel. 01602 452020) Rompa, Goytside Road, Chesterfield, Derbyshire S40 2BR (Tel. 01246 211777) (therapy, leisure, play and sport customer service) Toys for the Handicapped (TFH), 76 Barracks Road, Sandy Lane Industrial Estate, Stourport-on-Severn, Worcestershire DY13 9QB (Tel. 01299 827820) СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ!Наряду с различными медицинскими службами в Великобритании и других странах существуют множество организаций как местного, так и правительственного подчинения, которые были созданы с целью помочь детям-инвалидам и их родителям – это касается специальной литературы, практической и финансовой помощи. Очевидно, что объем доступной помощи зависит от ситуации в той или иной стране, и даже внутри Великобритании он варьируется в зависимости от административного района. Ясно, что не имело смысла более подробно освещать данный вопрос в этой книге, переведенной на многие иностранные языки. Но хочется напомнить, что если вы нуждаетесь в помощи – вы можете ее получить и имеете на это право. По вопросам прав и помощи обращайтесь по адресам, указанным выше (Advice on Government Benefits и Cerebral Palsy Helpline). Книги для родителей Carr, J. (1995) Helping Your Handicapped Child. Penguin: London. Clarke, P. (1989) To a Different Drum Beat. Hawthorne Press: Stroud. A special guide to parenting children with special needs. Douglas, J. and Richman, N. (1991) My Child Won't Sleep. Penguin: London. Featherstone, H. (1981) A Difference in the Family: Life with a Disabled Child. Penguin: London. Green, E. M., Mulcahy, С. М., Pountney, Т. Е., Ablett, R. E. (1993) The Chailey Standing Support for Children and Young Adults with Motor Impairment: Developmental Approach. British Journal of Occupational Therapy, 56 (1). Griffiths, M. and Clegg, M. (1996) Cerebral Palsy Problems and Practice. Souvenir Press: London. Haskell, S. (1993) Education of Children with Motor and Neurological Disabilities. Chapman and Hall: London. Lear, R. (1993) Play Helps. Toys and Activities for Children with Special Needs. Butterworth Heinemann: Oxford. Mare, G. (1985) Working Together with Handicapped Children. Souvenir Press: London. Newson, E. J. (1979) Toys and Playthings in Development and Remediation. Penguin: London. SCOPE (1991) Your Child has Cerebral Palsy. SCOPE: London. A guide for parents living and learning with young children. Scrutton, D. (1984) Management of Motor Disorder. Cambridge University Press: Cambridge. ISBN 0521412102. Sinason, V. (1993) Understanding your Handicapped Child. Rosendale Press: London. Stanton, M. (1992) Cerebral Palsy. Optima Little and Co: London. Winstock, A. (1994) The Practical Management of Eating and Drinking Difficulties. Winslow Press Ltd: Oxford. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|