• Глава 22 Лечение контрактур и деформаций
  • Основа контрактур и деформаций
  • Ортопедические приспособления (ортопедические аппараты и корсеты)
  • Хирургическое лечение деформаций
  • Другие методы лечения
  • Заключение
  • Глава 23 Ребенок в больнице
  • Глава 24 Досуг
  • Часть V

    Дополнительная информация

    Глава 22

    Лечение контрактур и деформаций

    – Предрасполагающие факторы

    – Часто встречающиеся деформации

    – Принципы профилактики и лечения

    – Ортопедические приспособления

    – Хирургическое лечение

    – Другие методы лечения

    Основная идея этой книги – показать вам, родителям, как помочь ребенку максимально проявить свои возможности, то есть научить его целенаправленно действовать, познавать окружающий мир, расти и взрослеть, расширяя свой опыт. Мы особо подчеркнули, что ребенку прямо с рождения важно сохранять симметричное положение тела и равномерно распределять вес, что это необходимо как в неподвижных позах, так и в процессе выполнения любых движений. И конечно, главное ударение мы поставили на том, что поза служит лишь прелюдией к движениям.

    Предлагая родителям практические советы, рассказывая о том, что и как делать, мы постарались показать трудности, с которыми сталкиваются дети с церебральным параличом, и причины их возникновения. Поняв их, родители смогут выполнять рекомендации, касающиеся помощи ребенку, смогут задавать правильные вопросы, будут готовы воспринимать информацию, то есть наиболее полноценно использовать визиты к специалистам.

    Далее мы предлагаем основные сведения о профилактике и лечении контрактур и деформаций, то есть самых частых вторичных осложнений церебрального паралича.

    Основа контрактур и деформаций

    В предыдущих главах мы рассказывали, что развитие ребенка представляет собой последовательную цепь событий и изменений в центральной нервной системе, которые не имеют определенного начала и конца, а происходят плавно и содружественно, и каждый этап развития подготавливает почву для следующего. Рост мышц и костей тоже является частью общего процесса развития и в норме происходит гармонично. На самом деле, кости растут под действием прикрепленных к ним мышц, которые тянут их и заставляют расти.

    Мы двигаемся или стоим неподвижно, выполняем сложные и последовательные движения, благодаря тому, что центральная нервная система точно и чутко регулирует деятельность мышц туловища и конечностей. Однако и сами мышцы должны обязательно работать. Например, чтобы нога согнулась в колене, мышцы передней поверхности бедра, которые окружают коленную чашечку (надколенник) и прикрепляются к больше-берцовой кости (одна из костей голени), должны растянуться, а мышцы задней поверхности бедра – сократиться. Это возможно только благодаря эластичности и гибкости самих мышц и их сухожилий (участков мышц, которые прикрепляются к костям), связок и капсул суставов. В норме сокращение и растяжение мышц уравновешены. Механика движений четко организована – мышечное усилие прикладывается через целую систему передач, где рычагами являются кости, суставы – точки опоры для перемещений, и мышцы развивают усилие для выполнения перемещения.

    При церебральном параличе из-за спастичности или меняющегося мышечного тонуса нагрузка на некоторые суставы изменяется, а в некоторых группах мышц возрастает мышечный тонус. Это приводит к тому, что эти мышцы никогда не сокращаются и не расслабляются под действием мышц-антагонистов, то есть мышечное равновесие нарушается.

    Со временем мышцы, тонус в которых повышен, и их сухожилия утрачивают эластичность, то же происходит и с тканями суставов, через которые действуют эти мышцы. Раньше именно этот механизм считали главным в развитии контрактур. Однако последние экспериментальные исследования на животных показали, что главная причина развития контрактур – неспособность мышц, а следовательно, и костей, нормально расти.

    Деформации тазобедренного сустава

    Деформации тазобедренного сустава имеют несколько иной механизм возникновения, чем мы только что описали. Тазобедренный сустав представляет собой шаровое соединение. Суставная поверхность (вертлужная впадина) образована костями таза, и у младенца она уплощена, и только тогда, когда ребенок начинает нагружать сустав, суставная поверхность принимает форму чаши. Шар – это головка бедренной кости; по мере того как ребенок растет и нагрузка на тазобедренный сустав увеличивается, ее положение в суставе меняется в зависимости от изменения положения таза. Возможно, вы замечали, что дети, делая первые шаги, широко расставляют ноги и косолапят (поворачивают стопы внутрь). Со временем походка становится более совершенной – ноги сближаются, а стопы направлены прямо. Частично эти изменения обусловлены смещением головки бедренной кости несколько назад.

    При спастических формах церебрального паралича вследствие высокого мышечного тонуса и отсутствия нагрузки на тазобедренный сустав (либо более позднего появления такой нагрузки) формирование тазобедренного сустава нарушено. При спастичности на бедренную кость действует чрезмерная тяга мышц, тонус которых повышен, и эта тяга не уравновешена действием мышц-антагонистов, к тому же созревание костных структур замедлено. В результате всех указанных причин возрастает риск подвывиха (частичного смещения) или вывиха (полного смещения) бедренной кости из вертлужной впадины.

    Где возникают контрактуры?

    При церебральном параличе деформации и контрактуры чаще всего возникают в нижних конечностях и в позвоночнике. В то же время при тяжелых формах церебрального паралича и при спастической гемиплегии они наблюдаются и в кистях рук, локтевом и лучезапястном суставах. Рассказывая о столь сложной проблеме, легко пуститься в обобщения. Помните, что в каждом случае – и у вашего ребенка тоже – и локализация, и вероятность контрактур зависят от множества индивидуальных особенностей.

    Насколько контрактуры влияют на деятельность ребенка?

    Для того чтобы стоять, а значит, и двигаться, нам необходима прочная опора – наши стопы. У детей со спастической формой церебрального паралича из-за высокого тонуса мышц голени ноги разогнуты в голеностопном суставе так, что на землю опираются только пальцы ног. Для того чтобы сохранить равновесие и устойчивость при столь малой площади опоры, они вынуждены согнуть ноги в тазобедренных и коленных суставах. При малейшей попытке встать на полную стопу ноги чрезмерно выгибаются в коленных суставах или все тело откидывается назад. Само собой, ребенок не сможет уверенно стоять и ходить, ему трудно сохранять равновесие, а значит, и целенаправленно действовать руками. Кроме того, ему очень сложно правильно подобрать обувь.

    Устойчиво сидеть контрактуры и/или деформации бедра тоже мешают, поскольку, если бедро согнуто, приведено, либо смещено назад, это не позволяет правильно и ровно расположить таз, и центр тяжести тела будет смещен в сторону. Такое нарушение, в свою очередь, отражается и на способности действовать руками.

    Что можно сделать?

    Существуют два принципиально разных метода лечения контрактур и деформаций – консервативный и хирургический. Консервативное лечение включает физическую терапию и использование ортопедических приспособлений. Хирургическое лечение заключается в проведении одной или целого ряда операций, которые направлены на расслабление напряженных сухожилий мышц, изменение угла их прикрепления и направления усилия тяги или на стабилизацию суставов. Эти методы лечения не являются взаимоисключающими, а хирургическое лечение не следует рассматривать в качестве последнего средства на случай, когда другие методы окажутся безрезультатными. Понять это очень важно.

    За всю историю развития хирургических методов лечения осложнений церебрального паралича их популярность знала взлеты и падения, они далеко не всегда были успешными и не всегда вызывали восторженные отклики родителей. Однако в последние годы эти методы показали поразительные результаты, которые связаны не только с совершенствованием техники операций, но и с прогрессом в понимании основ возникновения и последствий деформаций и контрактур.

    Достижения в хирургическом лечении связаны с техническим прогрессом: современная аппаратура позволяет с большой точностью установить причину биомеханических нарушений в тазобедренном, коленном или голеностопном суставе. Например, современные методы исследования походки позволяют записать и проанализировать все ее компоненты, а электромиографическое исследование стало более точным. Электромиография дает нам сведения о нормальной работе мышц в каждый момент движения при ходьбе и сравнивает с ними данные, которые получены при изучении походки. Это помогает специалистам определить, какая именно мышца и как нарушает походку ребенка.

    Гемиплегия

    При гемиплегии самый частый метод хирургического вмешательства – удлинение ахиллова сухожилия. Цель операции – обеспечить стабильность голеностопного сустава и дать ребенку возможность опираться на полную стопу. Самая большая сложность при проведении операции – не удлинить сухожилие чрезмерно.

    Спастическая диплегия

    Практически все дети со спастической диплегией к четырем годам ходят самостоятельно и в зависимости от выраженности нарушений используют вспомогательные средства для ходьбы.

    Обычно ребенок со спастической диплегией, в зависимости от степени повышения мышечного тонуса и его распределения, может ходить, используя один из трех наиболее частых вариантов походки:

    – ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, бедра повернуты внутрь;

    – в тазобедренных суставах ноги согнуты и повернуты внутрь, а в коленных – чрезмерно разогнуты;

    – в тазобедренных суставах ноги согнуты и повернуты внутрь, а в коленных – находятся в более нейтральном положении.

    Каждому из трех вариантов походки свойственны особые изменения положения позвоночника, которые вызваны необходимостью поддерживать вертикальное положение тела и компенсировать нарушения, которые вызваны высоким мышечным тонусом в ногах.

    Очень часто в результате хирургического лечения контрактуры одного какого-то сустава нарушается биомеханика других суставов. По этой причине хирургическое лечение осложнений спастической диплегии надо проводить по точному плану и последовательно, иначе устранение одной контрактуры пагубно отразится на биомеханике других суставов и позвоночника, и ребенок будет двигаться еще хуже.

    Обсуждать всевозможные операции в этой книге было бы неуместно, поскольку характер нарушений у каждого ребенка индивидуален. Достаточно сказать, что некоторым детям хирургическое лечение, особенно предпринятое после полного изучения всех нарушений и их причин, приносит заметную пользу.

    Крайне важно, чтобы хирургическое лечение было тщательно спланировано и согласовано, а его цель и направленность были четко выверены и осознаны.

    Ортопедические приспособления (ортопедические аппараты и корсеты)

    Ортезы для нижней конечности

    Ортез, фиксирующий стопу, голеностопный и коленный суставы, – это ортопедическое приспособление, которое охватывает тыльную поверхность стопы, лодыжки и голени. Ортезы используют для фиксации голеностопного и коленного сустава в правильном положении и для контроля за движениями этих суставов.

    Такие приспособления изготавливают из легкого материала, например полипропилена, его можно вставлять в обычную обувь, поэтому он незаметен и не портит внешний вид.

    Ортез, фиксирующий стопу, голеностопный и коленный суставы, поддерживает лодыжки и стопы в правильном положении и препятствует чрезмерному разгибанию колена, когда ребенок стоит или ходит.

    Цель использования ортеза должна быть четко определена. В этом случае после его изготовления будет легко понять, выполняет ли он свое предназначение, а затем оценить, улучшил ли он движения ребенка.

    Кому может помочь ортез, фиксирующий стопу, голеностопный и коленный суставы?Ребенок с низким мышечным тонусом

    У маленьких детей с низким мышечным тонусом нередко отмечается чрезмерная подвижность в суставах, и в положении стоя под тяжестью тела стопа принимает вальгусное положение, то есть вес тела приходится на ее внутренний край. У таких детей слабость мышц, которые разгибают коленный сустав (они расположены на передней поверхности бедра и отвечают за выпрямление ноги в коленном суставе), приводит к нестабильности коленного сустава. Ортез, фиксирующий стопу, голеностопный и коленный суставы, будет конторолировать положение стопы и лодыжки, препятствовать прогрессированию деформации стопы и обеспечит некоторую стабильность коленному суставу.

    Ребенок с повышенным мышечным тонусом

    При высоком мышечном тонусе стопа при опоре находится в положении тыльного сгибания – эквинусное положение, то есть ребенок опирается на тыльную поверхность пальцев ног. Ортез, фиксирующий стопу, голеностопный и коленный суставы, будет помогать ребенку уверенно стоять. Если стопа, когда ребенок стоит, находится в эквинусном положении, это вызовет полное разгибание в коленном суставе, и если такое положение не исправить, то со временем коленный сустав станет слабым. Ортез, фиксирующий стопу, голеностопный и коленный суставы, заставит колено слегка согнуться.

    Предостережения при использовании ортеза, фиксирующего стопу, голеностопный и коленный суставы

    Детям, которые носят ортез, трудно ползать, потому что он препятствует подошвенному сгибанию стопы (эквинусное положение стопы). Чтобы ползти, ребенок вынужден сильнее согнуть колени или сильнее отвести бедра и повернуть их наружу. Если малыш находится на той стадии развития, когда он передвигается в основном или только ползком, то на время игр ортез лучше снять.

    Кроме того, ортез, фиксирующий стопу, голеностопный и коленный суставы, мешает ребенку сидеть на полу, и ему приходится принимать W-образную позу, а положение, когда он сидит с вытянутыми ногами, неустойчиво, он «заваливается» назад. Поэтому таким детям лучше сидеть на стуле или снимать ортез, когда они садятся на пол.

    Хирургическое лечение деформаций

    Контрактуры и деформации тазобедренного сустава

    Для устранения деформаций тазобедренного сустава существует множество операций, и выбор их зависит от основной причины возникновения деформации. Подобные операции весьма разнообразны – от простого удлинения сухожилия напряженной мышцы, тяга которой вызывает смещение головки бедренной кости в тазобедренном суставе, до операций на костях, например когда необходимо фиксировать головку бедра, если она находится вне вертлужной впадины. Надо решить следующие вопросы:

    – Какова цель операции – улучшить способность стоять, откорректировать позу при положении сидя или предотвратить сколиоз (искривление позвоночника)?

    – Как операция отразится на других суставах ног и на движении?

    Контрактуры и деформации суставов рук

    Причины контрактур и деформаций в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах те же, что и для суставов нижних конечностей, но, поскольку опорная функция для рук не является основной, а их суставы про структуре отличаются от суставов ног, изменения в структуре костной ткани здесь не настолько выражены. Мы захватываем предметы, выпускаем их из рук или манипулируем ими, и в норме мы способны прилагать при этом значительные усилия – наши руки достаточно сильные. Кроме того, мы можем использовать руки, чтобы защитить себя при падении.

    У детей с церебральным параличом запястье и кисти рук принимают неправильное положение под действием мышц, тонус в которых повышен, это препятствует произвольным движениям. Однако важно понять, что положение и направление движений руки в основном определяют плечевой и локтевой суставы. Поэтому при рассмотрении вопроса об операции на суставах кисти и пальцев рук первое, что надо выяснить, – насколько хорошо действуют плечевой и локтевой суставы.

    Другие методы лечения

    Гипсовые повязки, подавляющие мышечный тонус

    Некоторые физические терапевты рекомендуют использовать гипсовые повязки, которые подавляют мышечный тонус, для того чтобы снизить тонус мышц голени и стопы – то есть именно тех мышц, которые вызывают подошвенное сгибание стопы и поворот стопы внутрь (вальгусное положение стопы).

    По мнению сторонников использования таких гипсовых повязок, они позволяют снизить тонус мышц, которые сокращаются содружественно, и, следовательно, улучшают устойчивость и обеспечивают более правильную опору на стопы при ходьбе.

    Повязку накладывают на голень и стопу, придавая им нужное положение, иными словами, голеностопный сустав разгибают, устанавливают между стопой и голенью правильный для опоры угол и поворачивают стопу в нейтральное положение. Гипс накладывают на срок до трех недель, в течение которого проводят усиленную программу реабилитации.

    Данные о результатах этого метода достаточно противоречивы. Одни исследователи сообщают о его высокой эффективности и низкой вероятности рецидивов повышения тонуса и контрактур, по данным других исследований, метод не столь эффективен, а частота рецидивов в течение шести месяцев, напротив, высока.

    Мнения специалистов сходятся в одном – гипсовые повязки способствуют ослаблению (атрофии) мышц, но на самом деле, некоторые врачи считают, что снижение мышечного тонуса как раз связано с атрофией мышц.

    Селективная задняя ризотомия

    Людям с церебральным параличом эта нейрохирургическая операция иногда помогает. Ее эффективность наиболее высока у тех, кто хорошо контролирует изолированные движения, но из-за высокого мышечного тонуса с трудом себя обслуживает. Селективная задняя ризотомия наиболее часто используется при спастических диплегии и тетраплегии, а при низком или меняющемся мышечном тонусе или при выраженной слабости мышц ее, как правило, не проводят. Безусловно, для определения вероятной эффективности такой операции необходимо тщательное, всеобъемлющее и точное обследование ребенка.

    Цель операции – снизить тонус отдельных мышц и увеличить объем движений в суставах, на которые эти мышцы действуют, и в результате улучшить функциональные возможности ребенка.

    Что такое селективная задняя ризотомия и в чем ее смы/сл?

    Чтобы ответить на эти вопросы, поясню, каким образом в норме контролируется работа мышц. Скелетная мышца содержит множество мышечных веретен – чувствительных рецепторов, которые передают в спинной мозг информацию о растяжении мышцы. Эта информация поступает в спинной мозг по нерву и вызывает раздражение другого нерва, двигательного. Этот нерв начинается от клетки (мотонейрона), которая расположена в переднем роге спинного мозга. Двигательный нерв посылает команду мышце и заставляет ее сокращаться – итак, круг замкнулся.

    Для того чтобы избежать чрезмерного возбуждения и сокращения мышц, головной мозг посылает по нисходящим нервам, или путям, сигналы, которые тормозят деятельность мотонейронов передних рогов спинного мозга, не позволяя им переходить определенный порог возбуждения, то есть посылать слишком много импульсов, возбуждающих мышцу.

    Это очень похоже на работу диспетчера железной дороги. При церебральном параличе страдает именно тормозная функция нисходящих путей из головного мозга и центров, координирующих движения, поэтому контроль за деятельностью мотонейронов спинного мозга нарушен, и к ним практически беспрепятственно поступают все возбуждающие сигналы от мышц. В результате повышается мышечный тонус, то есть возникает спастичность мышц.

    При селективной задней ризотомии с помощью электростимуляции находят нервные корешки, которые отходят от передних рогов спинного мозга, отвечающих за высокий тонус той или иной мышцы, и перерезают их. В результате спастичность мышцы уменьшается. Чтобы получить доступ к спинному мозгу, хирург удаляет небольшие кусочки позвонков.

    Селективную заднюю ризотомию используют давно, поначалу данные о ее эффективности расходились. В последние годы во многих клиниках мира интерес к ней возрос, и результаты ее применения у детей, подобранных в результате тщательного обследования, оказались хорошими.

    Подчеркну, что эта операция показана далеко не всем детям с церебральным параличом, и чтобы определить ее потенциальную эффективность для каждого ребенка, необходимо крайне тщательное обследование.

    Заключение

    В данной главе я попыталась ознакомить вас с современным взглядом на ортопедические приспособления и некоторые методы лечения вторичных осложнений церебрального паралича. Я умышленно не рассказывала о многих других методах лечения, поскольку это – задача других специалистов. Включить эту главу в книгу меня заставили отзывы родителей, которые я получала после выхода предыдущего издания, и ее главное предназначение – подготовить родителей к беседам со специалистами, занимающимися различными методами лечения. Я намеренно не затронула лечение искривления позвоночника (сколиоза), а также причины его возникновения, которые связаны с неправильным положением и движениями в тазобедренном суставе. Дело в том, что деформация позвоночника, как правило, не встречается у детей до пяти лет, которым, в основном, и посвящена книга.

    Мы рассказали вам, как помочь ребенку с церебральным параличом научиться двигаться и действовать и при этом уменьшить спастичность его мышц и улучшить его способность сохранять равновесие. Хотя наша книга и подсказывает вам, как помочь малышу полностью использовать все свои возможности, в то же время крайне важно понять, что ответственность за достижение указанной цели с вами разделяют многие специалисты. А контрактуры и деформации нельзя рассматривать как результат неудачного лечения, они – следствие церебрального паралича, его вторичные осложнения.

    Глава 23

    Ребенок в больнице

    – Как успокоить ребенка

    – Беседы с персоналом

    – Роль воспитателя (педагога) в отделении

    По данным исследований, дети 3–4 лет, попадая в больницу, больше всего боятся расставания с мамой. Детей постарше сильнее всего пугает сам процесс лечения в больнице.

    Как только вам сообщат дату госпитализации, наиболее правильно будет договориться о встрече со старшей сестрой отделения и отправиться на нее вместе с ребенком.[32] Старшая сестра покажет вам отделение, игровую комнату, познакомит вас с сестрами, нянями и воспитателем. Если вы получили разрешение ночевать в больнице, попросите показать вашу комнату, и малыш поймет – и днем, и ночью вы будете рядом. Встреча с няней даст вам возможность рассказать ей о том, какие специальные приспособления нужны малышу, например какой моделью стула он пользуется. Если в отделении нет таких приспособлений, спросите, можно ли принести их из дома.

    Для того чтобы рассказать ребенку о тех людях, которых он встретит, я рекомендую купить детскую книжку с хорошими картинками о больнице. Рассматривая ее вместе, вы покажете малышу, кто работает в больнице и что в ней происходит.

    Если ваш ребенок уже достаточно подрос, вы можете ослабить его страх и тревогу, если перед операцией простыми словами объясните, в чем она заключается и как она ему поможет. Малышу очень важно знать, что, если после операции ему будет больно или плохо, ему обязательно дадут лекарство, и он почувствует себя лучше.

    Как правило, после операции накладывают гипс или предписывают носить корсет, и очень важно предупредить малыша об этом заранее и рассказать, зачем это делают. Иначе, проснувшись после операции, ребенок внезапно обнаружит, что его нога или ноги в гипсе и опираться на них он дня два-три не сможет, а ведь он ждал, что операция поможет ему научиться ходить. И он будет иметь полное право расстроиться и почувствовать себя обманутым.

    Персонал отделения будет вам признателен, если вы расскажете об особых потребностях вашего ребенка и предложите свою помощь, ведь так вы облегчите уход за малышом. Это особенно важно, если его трудно кормить, купать или одевать. Если, например, малыш общается только с помощью жестов, покажите сестрам и няням, как он сообщает, что ему плохо, что он хочет есть, пить, в туалет, говорит: «Да» и «Нет».

    Конечно, в отделении будет много игрушек, но лучше дать малышу с собой одну-две любимые игрушки, они утешат и поддержат его. Если движения рук малыша ограниченны или ему легче играть в определенном положении, расскажите об этом няням и воспитателю – им будет легче подобрать игры, которые подойдут малышу и принесут ему радость.

    Воспитатель или педагог в отделении больницы не только помогает ребенку приспособиться к новой для него обстановке, но и через игру готовит его к предстоящему лечению и различным процедурам. Естественно, воспитатель будет действовать в соответствии с интеллектуальным развитием малыша. Например, в результате общения воспитателя с маленьким ребенком, плюшевый мишка вдруг окажется в корсете, ему прослушают сердце, а может быть, даже отправят в рентгенологическое отделение делать снимок! Все эти простые игры помогут малышу успокоиться. Одевать его «доктором» или «медсестрой» и играть «в больницу» не следует, поскольку это только запутает его, – надо обыгрывать события, которые ребенок испытает на себе.

    К счастью, сегодня участие родителей в уходе за ребенком приветствуют в большинстве больниц, и обстановка в них для малышей стала более дружелюбной.

    Глава 24

    Досуг

    – Польза занятий в группе

    – Плавание

    – Верховая езда

    – Другие виды спорта

    Плавание и верховая езда

    Родители часто спрашивают меня, можно ли взять с собой ребенка поплавать или покататься на лошадях. Я всегда с большим энтузиазмом отвечаю: «Да», но обязательно оговариваю два условия. Во-первых, прежде всего надо получить согласие педиатра или семейного врача. Во-вторых, с ребенком должен заниматься опытный инструктор. И конечно же, нужно учитывать, любит ли малыш купаться и, если вы собрались заниматься верховой ездой, не боится ли он лошадей.

    Занятия этими видами спорта – прекрасный активный отдых для всей семьи. Когда малыш подрастет, он при желании сможет вступить в спортивный клуб, участвовать в соревнованиях и спортивных праздниках.

    Занимаясь спортом в группе, ребенок учится делиться с товарищами, сопереживать и соблюдать очередь, понимает важность обучения и работы в команде – он становится значительно лучше приспособленным к жизни в обществе. Вероятно, до этих пор он общался с окружающими в основном один на один, например с терапевтом, который с ним занимался, или привык постоянно находиться в центре внимания.

    Польза активного отдыха

    – И плавание, и верховая езда расширяют опыт ребенка, доставляют ему радость и служат замечательным развлечением.

    – Многие дети впервые получают возможность двигаться самостоятельно и более уверенно.

    – Активный отдых создает благоприятные условия для проявления инициативы и самостоятельности. Эти занятия позволяют ребенку разными путями добиваться успеха в выполнении новых задач, обретать уверенность в своих силах. Иногда другой возможности для этого у него нет.

    – Как любую реабилитационную программу, освоение того или иного вида спорта можно разбить на этапы и постепенно, по мере того как ребенок приобретает новые и новые навыки и становится более уверенным в себе, усложнять его задачи. Добиваясь успехов наравне с товарищами, а может быть, даже опережая их, малыш почувствует себя победителем и будет радоваться собственным достижениям. Все это весьма благоприятно отразится на его представлении о самом себе и на самооценке.

    – Освоив тот или иной вид спорта, ребенок получает свободу передвижения, которая сводит на нет различия между ним и его более ловкими товарищами, братьями и сестрами – он соревнуется с ними на равных.

    Я считаю, что самая большая польза, которую дети получают от занятий спортом, – это возможность почувствовать власть над своим телом и пространством вокруг себя, осознать движения собственного тела, обрести уверенность в себе и независимость.

    И плавание, и верховая езда прекрасно дополняют программу помощи ребенку с церебральным параличом, они делают позу более симметричной, улучшают способность контролировать положение туловища, двигаться и сохранять равновесие. В обстановке, далекой от атмосферы специального центра, школы и детского сада, эти занятия развивают способность чувствовать движение, знакомят с пространственными ориентирами («верх», «низ», «право», «лево»), развивают зрение и слух, мелкую моторику и координацию движений глаз и рук.

    Плавание

    Если у ребенка нет каких-нибудь противопоказаний, то лучший возраст для того, чтобы начать плавать с младенцем, – 9—12 месяцев, потому что в этом возрасте дети еще не боятся воды. Для начала советую вам заниматься в небольшой группе для мам и малышей, которая обычно есть при специальных лечебных бассейнах с температурой воды не ниже 30 °C. Знакомить малыша с водой лучше всего маме. Однако по разным причинам находиться в бассейне мамам часто не нравится или им это неудобно, в таком случае заниматься с ребенком в бассейне может папа или другой взрослый член семьи. В любом случае рядом всегда будет опытный инструктор, который будет руководить занятиями и помогать вам.

    Когда я работала в Центре развития ребенка (Child Development Centre) больницы Charing Cross (Charing Cross Hospital), мы с коллегой организовали группу для мам и детей, которую назвали «Акванавтики» («Aquatots»). По сути наши занятия были неформальными, но мы все же использовали методику Клер Тиммерманс «Учите своего ребенка плавать» (Claire Timmermans «Teach your Baby to Swim»), а также специальную учебную программу по плаванию для людей с нарушениями – «Халливик» (Halliwick method), усовершенствованную Джеймсом Макмилланом.

    Цели занятий в воде были таковы:

    – способствовать взаимодействию мамы и ребенка;

    – обучить родителей специальным приемам поддержки ребенка;

    – помогать сохранять симметричную позу, контролировать положение тела и равновесие;

    – улучшить физическое состояние ребенка;

    – помочь ребенку обрести уверенность в себе;

    – способствовать сенсомоторному развитию;

    – тренировать умение управлять дыханием для подготовки речевого аппарата к воспроизведению звуков и общению.

    В начале каждого занятия мы работали индивидуально с каждым ребенком и его мамой или, часто, с папой. В заключение мы проводили групповые занятия, выбирая детскую песенку или потешку, которая соответствовала бы теме занятия. Должна признаться, что со многими известными детскими песенками и потешками мы обращались достаточно вольно, поскольку оказалось, что в большинстве своем они заканчиваются тем, что все падают!

    Наша группа принесла не только ощутимую пользу малышам, но и огромную радость всем нам. Рис. 24.1, на котором малыш наслаждается новым для него ощущением независимости, сделан по фотографии одного из наших акванавтиков в знаменательный для него, его родителей и всех нас день!

    На рис. 24.2 изображен плавательный пояс «Симдина» (Simdyna) компании «Свидиш Роло Пластикс» (Swedish Rolo Plastics). Я советую пользоваться им, поскольку такая конструкция позволяет ребенку плавать лежа на спине или на животе (если его перевернуть) с вытянутыми ногами.[33]

    Рис. 24.1. Я независим!

    Рис. 24.2. Плавательный пояс «Симдина».

    Верховая езда

    Многие мои маленькие пациенты получили большую пользу от занятий верховой ездой, и я сама нередко присутствовала на подобных занятиях, однако ни в одной программе обучения верховой езде я лично не участвовала. Поэтому рассказать о значении верховой езды для детей с церебральным параличом я попросила свою коллегу Пиппу Ходж – владелицу центра верховой езды в Британской Колумбии (Канада), который я посещала. Полученные сведения я и предлагаю вашему вниманию.

    Иппотерапия

    Цель иппотерапии заключается вовсе не в обучении верховой езде, а в использовании лошади и ее движений с лечебной целью. Ребенку на лошади, благодаря ее движениям, легче научиться сохранять симметричную позу, контролировать положение головы и туловища, сохранять равновесие в положении сидя. Иппотерапия способствует развитию подвижности и координированной работе мышц, в том числе координации глаз—рука, улучшает мышечный тонус, увеличивает объем движений в суставах и корректирует походку.

    Лошадь и все снаряжение выбирают в соответствии с потребностями конкретного ребенка. Очень важно знать, что неправильный выбор лошади и седла приводит к осложнениям, например к чрезмерному растяжению мышц или повышению мышечного тонуса. Каждый ребенок занимается индивидуально, занятия должен проводить дипломированный инструктор верховой езды, кроме того, малышу помогает физический терапевт или специалист по трудотерапии (эрготерапевт). Положение ребенка на лошади может быть разным, например:

    – лежа на спине лошади—ребенок расслабляет руки и ноги и тренирует контроль за положением головы и туловища;

    – сидя на лошади задом наперед – ребенок опирается ладонями на круп лошади и тренируется переносить вес тела;

    – лежа на спине на крупе лошади – ребенок развивает движения в позвоночнике и в плечевом поясе.

    Лечебная верховая езда

    Для лечебной верховой езды детей включают в маленькую группу, как правило, не более четырех человек.

    В такой группе дети старшего возраста, которые не хотят больше общаться со взрослым один на один, да и не нуждаются в этом, чувствуют себя более свободно и ответственно. Программа занятий включает развитие достаточно сложных сенсомоторных навыков и обучение. Например, во время занятия ребенок:

    – определяет предметы, животных, цветы и т. д., которые встречаются во время прогулки верхом;

    – стремится голосом давать команды лошади, общается с помощниками, инструктором и другими наездниками;

    – следует указаниям, выполняет поставленные задачи;

    – узнаёт части своего тела и части тела лошади;

    – получает всевозможные ощущения – тактильные от прикосновений к лошади, седлу и к разным поверхностям;

    – учится различать право и лево.

    Занятия лечебной верховой ездой проводит дипломированный инструктор, прошедший специальное обучение. В них может принимать участие и физический терапевт, который рекомендует упражнения для разминки, для завершения занятий или какие-то специальные упражнения и игры с участием всех членов группы.

    Прогулки верхом (для самостоятельных наездников)

    Прогулки верхом должны быть безопасны для ребенка и приносить ему радость. Лошадь надо выбирать спокойную, но не дрессированную специально, экипировка тоже может быть разной. Самостоятельные прогулки верхом не преследуют никаких лечебных целей, это просто один из видов досуга.

    Со временем малыш подружится с лошадью. Этому способствуют не только прогулки. Ребенок будет ухаживать за лошадью, он научится ее чистить, кормить, поить и седлать. Все эти навыки еще более повысят его уверенность в себе и самооценку.

    Как и в случае с плаванием, когда ребенок достигнет определенного мастерства в верховой езде, он сможет вступить в конный клуб и участвовать в соревнованиях, а может быть, даже выезжать на прогулки верхом с семьей и друзьями.

    Другие виды активного отдыха

    В этой книге не идет речь о детях старшего возраста, но я все же немного расскажу об активном отдыхе, который подходит именно для них. Очень благотворны лыжные прогулки и походы – с семьей или с туристическим клубом.

    Возможно, вам повезло, и вы живете рядом с рекой или озером. Заниматься рыбалкой и парусным спортом ребенок старшего возраста, как правило, вполне способен. Это особенно полезно, когда кто-то из родных увлечен этими видами спорта. Но есть два условия: ребенок должен уметь плавать и ему обязательно нужно одеть спасательный жилет. Естественно, надо уделить особое внимание безопасности и принять все необходимые меры предосторожности.

    Большинство из нас увлекаются каким-либо видом спорта или активного отдыха. Если ваш ребенок проявляет к ним интерес, обязательно дайте ему возможность и помогите принять в них участие.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх