|
||||
|
Приложения 1. Тексты стихов и детских песенок В Приложении представлен примерный материал. каждом конкретном случае подбирайте материал индивидуально в соответствии с принципами обучения и воспитания ребенка и учетом его интересов и предпочтений. Потешки – Ладушки, ладушки, где были? Произносите нараспев и одновременно хлопаете в ладоши (если ребенок пассивен, можно действовать его руками). Кашку поели, бражку попили, Имитируем движения – «едим», «пьем». змахи ладонями, затем опускаем их на голову. Большие ноги Задавая ритм, ходите и бегаете: шагая широко, говорите низким голосом. Маленькие ножки Бег мелким шагом с произнесением текста тонким голосом. Баба сеяла горох Прыжки. Обвалился потолок Прыжки. Баба шла, шла, шла, Ходьба. Пирожок нашла, Имитация движений: наклоняемся, «подбираем пирожок», «едим». Опять пошла. Ходьба. Идет коза рогатая, Пальцами рук изображаем рога. Постепенно приближаемся к ребенку. Ножками: топ! топ! Топаем. Глазками: хлоп! хлоп! Подносим руки к глазам и «хлопаем» пальцами-ресницами. Кто кашки не ест, Грозим, помахивая указательным пальцем. Того забодает, Имитируем движения «рогами». Агния Барто «Игрушки» МишкаУронили мишку на пол, Роняем мишку. Оторвали мишку лапу. Дергаем мишку за лапку. Все равно его не брошу, Жалеем мишку: прижимаем к себе, гладим. БычокИдет бычок, качается, Идем, покачиваясь. Вздыхает на ходу: Вздыхаем. – Ох, доска кончается, С испуганным видом останавливаемся, например у края ковра. ЛошадкаЯ люблю свою лошадку, Имитируем движения: «причесываем» лошадку, Гребешком приглажу хвостик «едем верхом». СамолетСамолет построим сами, Широко расставив руки-«крылья», «летаем» по комнате. МячикНаша Таня громко плачет: Кукла роняет мячик в «реку» – закрыв лицо руками, изображаем плач. Затем жалеем куклу, подаем ей мяч. СлонСпать пора! Уснул бычок, Изображаем «сон», подложив ладошки под щеку. Сонный мишка лег в кровать, Укладываем спать мишку. Только слон не хочет спать. Киваем головой. Он слонихе шлет поклон. Детские песенки Антошка(из мультфильма «Веселая карусель» № 1) Слова Ю.Энтина– Антошка, Антошка, Имитируем движения – «копаем». – Дили-дили! Задорно покачиваем головой. – Антошка, Антошка, Имитируем игру на гармошке. – Дили-дили! Задорно покачиваем головой. – Антошка, Антошка, Берем в руки ложку. – Дили-дили! Задорно покачиваем головой. Веселые гусиУкраинская народная песняЖили у бабуси Складывая пальцы рук щепотью, изображаем головы гусей. Один серый, Наклоняем вперед одну руку, Другой белый — другую руку, Два веселых гуся. обе руки. Вытянули шеи — Вытягиваем обе руки вперед, У кого длиннее? затем поочередно. Другой белый — Мыли гуси лапки Потираем ладошки друг об друга. В луже у канавки. Наклоняем вперед одну руку, Другой белый — другую руку, Спрятались в канавке. прячем за спину обе руки. Вот кричит бабуся: Эмоционально, обхватив лицо руками и огорченно покачивая головой. «Ой, пропали гуси! Выходили гуси, Руки медленно появляются из-за спины, наклоняются вперед. Песенка крокодила Гены(из мультфильма «Чебурашка») Слова А.ТимофеевскогоОдин серый, Пусть бегут неуклюже Используйте сюжетную картинку. Пешеходы по лужам, Припев: Я играю на гармошке Имитация игры на гармошке. У прохожих на виду... Прилетит вдруг волшебник Припев. Имитация игры на гармошке. Песенка львенка и черепахи(Из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню») Слова С. КозловаВ ходе пропевания этой песенки лучше использовать соответствующую сюжетную картинку. Взрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены жирным). В последующем побуждайте пропевать целую строку. По ходу песенки можно использовать различные повторяющиеся действия, жесты, которые подкрепляют смысл текста, помогают его запомнить. Чунга-Чанга(из мультфильма «Катерок») Слова Ю.ЭнтинаЯ на солнышке лежу, Чтобы ребенку стал более понятен смысл песни, используйте сюжетную картинку, и во время пения показывайте ребенку соответствующие ее фрагменты. Взрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены жирным). В последующем побуждайте пропевать целую строку. Чунга-Чанга!.. Синий небосвод! Припев: Чудо-остров! Чудо-остров! Чунга-Чанга! Места лучше нет! Припев. Спят усталые игрушкиСлова З. ПетровойВзрослый начинает петь строку, затем приостанавливается, давая ребенку возможность допеть последнее слово в строке (выделены жирным). последующем побуждайте пропевать целую строку. Спят усталые игрушки, книжки спят, По малину в сад пойдемСлова Т. ВолгинойБаю-бай, должны все люди ночью спать, В этой песенке ребенок повторяет слова и фразы (выделены жирным). По ходу песенки можно использовать различные повторяющиеся действия, жесты, которые подкрепляют смысл текста, помогают его запомнить, дают возможность подвигаться. По малину в сад пойдем, Припев: Солнышко на дворе, Ты, малинка, не в роток, Припев. Как малины наберем, Припев. Пирогов мы напечем, Припев. 2. Московские организации, оказывающие помощь аутичным детям 3. Ресурсы интернет (русскоязычные) 4. Словарь специальных терминов[5] Аффект – Врожденная элементарная, докультурная форма переживаний. Всякое психическое явление имеет два аспекта: интеллектуальный и аффективный. Ближайшее социальное окружение – Территория за пределами квартиры, которая рассматривается с позиции развития коммуникации ребенка, а также усвоения им представлений об окружающем мире. Бытовые ритуалы – Организация обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им всего распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. Вербальный – Словесный; имеющий словесную форму. Вокализация – Внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов. Игровая терапия – Проведение психотерапевтической работы в ходе игры. Информационные фильтры – Ограничения поступающей извне информации в соответствии с определенными критериями. Коммуникация – Общение в любой форме. Негативизм – Сопротивление, лишенное разумных оснований. Полевое поведение – Безотчетное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия. Предметная игра – Игра, основное содержание которой – манипуляции с предметами. Произвольный (по отношению к вниманию, поведению) – Сознательно регулируемый, направленный на достижение определенной цели. Психодрама – Воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце. Самоагрессия – Агрессивные действия, направленные на самого себя. Самостимуляция – Стимуляция собственных психических процессов, повышение эмоционального фона путем физических действий (крики, прыжки, нанесение себе ударов и др.). Сензитивность – Повышенная чувствительность. Сенсорный – Относящийся к органам чувств. Сенсорная игра – Игра, в ходе которой ребенок получает новые чувственные ощущения. Совместное рисование – Особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. Стереотипии – Устойчивые формы однообразных действий. Стереотипная игра – Игра, основное содержание которой – многократное повторение неизменной цепочки определенных действий в течение длительного времени. Подразумевает единственного участника – самого ребенка. Не содержит оформленного сюжета; цель и логика игры, смысл производимых действий непонятны для окружающих. Сюжетно-ролевая игра – Игра, основным содержанием которой является принятие на себя определенных ролей и проживание разнообразных ситуаций из социальной жизни. Считается высшей формой игры ребенка-дошкольника. Тактильный – Относящийся к ощущениям прикосновения и давления. Терапевтическая игра – Игра, в ходе которой с ребенком проводится психотерапевтическая работа, целью которой является достижение состояния психического равновесия. Литература Список рекомендуемой литературы на русском языке по проблеме раннего детского аутизма: 1. Аутизм: методологические аспекты коррекции / Под ред. Морозова С.А. – М.: Сигналъ, 2002. 2. Аутизм: методологические рекомендации по коррекционной работе / под ред. Морозова С.А. (материалы к спецкурсу). – М.: Сигналъ, 2002. 3. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. Морозова С.А. – М.г 1998. 4. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М.г 2000. 5. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. – М.: Полиграф сервис, 2001. 6. Башина. М. Аутизм в детском возрасте. – М., 1999. 7. Башина. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – М., 1993. 8. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение I // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 31–40. 9. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение II // Дефектология. – 1997. – № 3. – С. 15–20. 10. Гилберг К., Питере Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. – СПб., 1998. 11. Грэндин Т., Скариано М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Пер. с англ. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 12. Де Клерк X. «Мама, это человек или животное?» Об аутизме. Пер. с франц. – СПб., 2001. 13. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. – М.: Просвещение, 1989. 14. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное // Сост. Шипицына Л.М. – СПб.: Дидактика плюс, 2001. 15. Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. – М: Центр лечебной педагогики, 2000. 16. Каган. Е. Аутизм у детей. – Л.: Медицина, 1981. 17. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с аутизмом / Материалы к семинару «Детский аутизм и основы его коррекции». – М.: Сигналъ, 2002. 18. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Ульянова Р.К., Морозова Т.И. Дети с нарушениями общения. – М.: Просвещение, 1989. 19. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I // Дефектология. – 1987. – № 6. – С. 10–16. 20. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение II // Дефектология. – 1988. – № 2. – С. 10–15. 21. Лебединская К.С. Медикаментозная терапия раннего детского аутизма // Дефектология. – 1994. – № 2. – С. 3–8. 22. Лебединский В.В. Аутизм как модель эмоционального дизонтогенеза // естник Моск. Университета, Серия 14, психология, 1996, № 2. – С. 18–24. 23. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. – 1996. – № 3. – С. 55–56. 24. Морозов С.А. Актуальные проблемы детей с аутизмом в России // Гражданское общество – детям России. – М., 2001. С. 69. 25. Морозова Т.Н., Морозов С.А. Мир за стеклянной стеной. Книга для родителей аутичных детей. – М.: Сигналъ, 2002. 26. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции (материалы к спецкурсу). – М.: Сигналъ, 2002. 27. Морозов С.А. Основы социальной и правовой помощи лицам с аутизмом (материалы к семинару). – М.: Сигналъ, 2002. 28. Морозов С.А. Система помощи страдающим аутизмом в России: современное состояние и возможные пути развития // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. – М., 1999. – С. 105–108. 29. Морозов С.А. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000. – С. 300–316. 30. Морозова Т.И. Характеристика и основные принципы коррекции речевых нарушений при раннем детском аутизме // Дефектология, 1990, № 5. – С. 59–66. 31. Морозова Т.И. Формирование коммуникативной функции речи у детей, страдающих ранним детским аутизмом, как профилактика вторичной школьной дезадаптации // Социальная и клиническая психиатрия, 1992, т. 2, вып. 2. – С. 93–96. 32. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Теревинф, 2000. 33. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8 – 17. 34. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: Методические разработки. – М.: Теревинф, 2003. 35. Питере Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Пер. с англ. – М.: ЛАДОС, 2003. 36. Юханссон И. Особое детство. – М.: Центр лечебной педагогики, 2001. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|