• Теория
  • Что такое когнитивные навыки?
  • Хронологическое развитие
  • Развитие параллельных навыков
  • Игры и занятия
  • Общие рекомендации
  • Хронологическое развитие
  • Параллельное развитие
  • 3. Когнитивные навыки

    Теория

    Что такое когнитивные навыки?

    Изучая окружающую обстановку и экспериментируя с вещами, дети познают окружающий мир: они узнают свойства и возможности различных предметов и материалов и понимают, каким образом могут сами влиять на окружающее. Когнитивные (познавательные) навыки, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте, в дальнейшем определяют его способность к чтению, письму, счету, а также к абстрактному и логическому мышлению.

    Хронологическое развитие

    Новорожденный

    Ребенок с рождения испытывает интерес к людям и их лицам. Из нескольких предметов, на которые можно смотреть, новорожденный всегда выбирает лицо. Наиболее интересны реальные лица, но дети с удовольствием рассматривают и лица на картинках, даже грубо нарисованные, фантастические или карикатурные.

    Подражание

    С раннего возраста ребенок начинает копировать выражение лица взрослых: улыбается, корчит гримасы, высовывает язык. Способность к подражанию чрезвычайно важна, поскольку именно благодаря ей ребенок обучается новым действиям и новым словам. Таким образом, умение подражать другим лежит в основе всех когнитивных навыков и, в сущности, всего развития ребенка.

    Исследование предметов

    После длительного периода пассивного рассматривания людей и лиц ребенок переходит к активному исследованию предметов. Поначалу он «все тащит в рот»: это связано с тем, что рот у ребенка – наиболее чувствительная часть тела, и, следовательно, он дает больше всего информации о предмете. Затем ребенок начинает трясти предметы, ударять их об окружающие поверхности, рассматривать, ощупывать, ронять и бросать. Так он получает сведения о свойствах каждого предмета – его текстуре, твердости или мягкости, тяжести или легкости, его вкусе, производимых им звуках, способности изменять форму, внешнем виде со всех сторон.

    Постоянство объектов

    Поначалу детям кажется, что объект существует, лишь пока они его видят, и исчезает, когда уходит из поля зрения. Поэтому маленький ребенок начинает плакать, когда мать выходит из комнаты, он думает, что она исчезла навсегда. Если игрушка выкатилась из поля зрения младенца, он не поворачивает голову, ему кажется, что этой игрушки больше нет[5] .

    Понимание того, что предметы продолжают существовать, даже когда ты их не видишь, является важнейшей вехой в когнитивном развитии ребенка: оно означает зарождение абстрактного мышления. В результате этого понимания ребенок начинает поворачивать голову, чтобы взглянуть на предмет, учится примиряться с отсутствием людей и предметов, узнает их (прежде он считал, что вещи всякий раз появляются заново). Когда ребенок бросает или роняет игрушки и с удовольствием смотрит, как мама снова и снова их поднимает, это значит, что он начал понимать идею постоянного существования предметов. Ребенок начинает поворачивать голову вслед за предметами, а затем учится находить частично (а потом – и полностью) спрятанные предметы. Он получает удовольствие от игры в прятки, потому что она подтверждает: то, что спрятано, все равно существует.

    Изучение окружающего мира

    Как только ребенок получает возможность передвигаться, он начинает исследовать окружающую обстановку, стремясь узнать как можно больше о мире вокруг себя. На определенной фазе развития даже целой коробки игрушек, поставленной посреди пола, ребенку недостаточно. Он непременно стремится открыть и закрыть все двери, опустошить все ящики гардероба и дотянуться до хрустальной вазы на верхней полке. Это утомительно для родителей, но необходимо – таким путем ребенок расширяет свои познания об окружающем: узнает, как открывается и закрывается дверь, как выглядят одни и те же предметы с разных точек зрения, познает такие природные явления, как свет, тень и эхо.

    Причина и следствие

    Начав играть с предметами, ребенок скоро узнает: если потрясти погремушку, она загремит, а если сжать в руке резиновую игрушку-«пищалку», она запищит. Так возникает понятие о причинно-следственных связях. Самый простой пример: ребенок нажимает на кнопку механической игрушки, и из открывшейся дверцы выскакивает собачка. Вскоре ребенок осознает, что появление собачки – прямое следствие того, что он нажал на кнопку. Дети изучают различные виды причинности, вот почему они так любят включать и выключать свет, телевизор, а также играть с клавиатурой компьютера.

    Понятие о причине и следствии чрезвычайно важно: оно дает ребенку представление о том, что он способен влиять на окружающее и что, следовательно, мир, в котором он живет, до известной степени поддается управлению и контролю.

    Соотношение предметов

    Дети начинают с того, что берут отдельные предметы в рот, трясут их и бросают, но затем переходят к изучению соотношения одних предметов с другими. Например, ребенок опускает ложку в чашку, кубик в коробку, загоняет мяч под табуретку или наполняет пустую коробку игрушками. Он учится соотносить размеры, форму и вес предметов, понимать, например, что «этот кубик слишком большой и в маленькую коробочку не влезет», или что «этот кубик надо положить посередине, иначе башня упадет». Сравнение размера, формы и веса предметов закладывает основы абстрактного и математического мышления.

    Строительство

    Играя с несколькими предметами одновременно и изучая их взаимные соотношения, дети начинают строить. Сначала они строят невысокие башни из крупных кубиков и с удовольствием их разрушают. Постепенно, с развитием тонкой моторики, ребенок переходит к более мелким кубикам и другим строительным материалам, возводит высокие башни, мосты и другие конструкции. При этом он получает новые сведения о весе, форме и размере объемных предметов.

    Подбор по сходству, выбор по определенным признакам, называние признаков и предметов

    Изучение нового понятия всегда происходит в описанном порядке: сначала ребенок замечает, что два объекта похожи (подбор по сходству), затем начинает понимать, чем именно они похожи (выбор по определенным признакам) и, наконец, учится называть соответствующий признак или предмет.

    Подбор по сходству

    Сначала дети подбирают по сходству только абсолютно идентичные предметы (например, два одинаковых мяча). Обучение начинается с реальных предметов, таких, как кубики или игрушечные мишки; постепенно дети учатся соотносить реальный предмет с его изображением, а затем картинку с другой картинкой. Позднее ребенок может подбирать предметы одного цвета, затем осваивает отвлеченные понятия большого и маленького, длинного и короткого.

    Способность подбирать предметы по сходству, иными словами, видеть сходство и различие предметов, необходима для того, чтобы впоследствии овладеть искусством чтения и счета.

    Выбор по определенным признакам

    Научившись подбирать схожие предметы, ребенок переходит к выбору предмета по определенному признаку. Например, отец просит ребенка выбрать из нескольких картинок изображение поезда или из нескольких разноцветных кубиков – синий. При этом ребенок узнает название признака и реагирует на него, но еще не произносит его сам.

    Называние

    На последней стадии овладения навыком ребенок самостоятельно произносит название предмета, цвета и т.д. Например, когда ему показывают изображение машины – он говорит: «Машина». При этом от ребенка требуются определенные навыки речи.

    Сортировка и группировка предметов

    Ребенок учится анализировать набор предметов и разделять его на группы, состоящие из одинаковых или схожих предметов. Например, убирая свои игрушки, ребенок кладет кукол в одну коробку, а кубики в другую. Постепенно классификация предметов становится все более обобщенной. Например, ребенок может собрать вместе всю посуду или все, что нужно для купания.

    Это умение мы используем на протяжении всей жизни, когда наводим порядок в своих вещах и в окружающей обстановке; кроме того, этот навык способствует организации мышления и памяти.

    Первоначальные математические навыки

    Слова, обозначающие числа, ребенок узнает и начинает использовать довольно рано, однако долгое время не воспринимает абстрактного понятия числа. Ему требуется время, чтобы понять, что «один» – это один предмет, «два» – два предмета и т.д. Сначала у ребенка формируются понятия «один», «два» и «много» (больше двух), и лишь затем он начинает понимать другие числа.

    Кроме того, ребенок познает понятия, лежащие в основе математики: большой–маленький, длинный–короткий, тяжелый– легкий, и учится оперировать с понятиями вместимости, веса, размера (большой, больше, самый большой).

    Первоначальные навыки чтения

    Постепенно ребенок понимает, что письменный текст имеет значение, которое можно «расшифровать», и что это значение всегда остается одним и тем же. Об этом он узнает, разглядывая книги. Поначалу ребенка интересуют книги с картинками; он начинает указывать на определенные иллюстрации и слушать чтение коротких текстов, которые их сопровождают. Узнав значение картинок, он понимает, что и текст имеет значение, его можно прочесть и понять. Ребенок видит, что каждый раз читается одно и то же. Слушая чтение знакомой книги, он начинает предсказывать, что произойдет дальше, и вставлять по памяти пропущенные слова. Иногда дети сердятся, когда родители что-то пропускают или добавляют при чтении.

    Другой важный навык, необходимый для того, чтобы научиться читать, – способность различать и запоминать вид букв. Сперва ребенок учится различать и сопоставлять картинки, затем символы, а от символов переходит к буквам. Первыми узнаются наиболее знакомые слова: собственное имя и имена членов семьи, которые ребенок часто видит на карточках, подписях под фотографиями, именных чашках и т.п.

    Первоначальные навыки письма

    Рисование и письмо – сложные навыки, в которых сочетаются физическая способность и понимание. Для рисования ребенку необходима не только физическая возможность держать в руке карандаш и проводить линии, но и способность осознать отношение карандаша к бумаге и понять, что рисунок может что-то обозначать.

    Поначалу дети беспорядочно черкают карандашом по бумаге, не обращая внимания на то, что у них получается. Затем начинают проводить вертикальные и горизонтальные линии, точки, а несколько позже – круги. Они учатся контролировать свои движения и сознательно стараются воспроизвести все более сложные геометрические формы. Ниже показана обычная последовательность, в которой ребенок овладевает навыками рисования.

    Ребенок понимает, что рисование может служить двум целям: из геометрических фигур (квадрата, треугольника и т.п.) можно сделать и рисунки, и буквы, служащие для передачи сообщения. На этом этапе дети начинают копировать символы, в том числе буквы, и рисовать схематические изображения людей и домов.

    Первые знаки, которые рисует ребенок

    Развитие параллельных навыков

    Память

    Возможно, младенцы способны к запоминанию с рождения. По крайней мере, они очень рано начинают узнавать лицо, голос и запах матери. Дети запоминают «подсказки», позволяющие им ориентироваться в окружающем и понимать, что сейчас произойдет: например, звук журчащей воды подсказывает им, что сейчас они будут купаться.

    Со временем память ребенка развивается: он запоминает предметы (и понимает, что это все те же предметы, а не новые), их свойства и собственные действия.

    Укреплению памяти способствует развитие понятия о постоянном существовании предметов. Сначала дети запоминают людей и предметы в знакомом контексте: встреча с тем же самым человеком или предметом в другой обстановке может вызвать у них сложности. Так, ребенок, который до сих пор видел бабушку только дома, может не сразу ее узнать, если она придет за ним в ясли. Позднее дети запоминают повседневный уклад жизни, а также события, которые произвели на них особое впечатление.

    Развитие памяти чрезвычайно важно не только для овладения такими когнитивными навыками, как чтение и письмо, но и для развития речи.

    Концентрация внимания

    Маленький ребенок чрезвычайно легко отвлекается: его способность к концентрации внимания очень низка. Любой посторонний звук, интересная игрушка, появление нового человека и т.п. может заставить его забыть об игре. Постепенно ребенок учится сосредотачиваться на том, что делает, и не обращать внимания на посторонние раздражители.

    [6] .

    Представление о времени

    Поначалу для ребенка существует только «здесь и сейчас», поэтому он хочет, чтобы все его нужды и желания удовлетворялись немедленно. Постепенно у него развивается представление о последовательности событий («сначала пойдем в магазин, а потом на детскую площадку») и понятия «до» и «после». Сперва ребенок вырабатывает представление о настоящем, затем о будущем и, наконец, о прошлом, осваивая понятия «сегодня», «завтра», а потом «вчера».

    Сюжетная игра

    Понятие «сюжетной игры» означает, что ребенок вводит в игру идеи, рожденные его воображением, и использует игрушки и другие предметы не в тех целях, для которых они изначально предназначены. О задачах и целях сюжетной игры существуют различные мнения, однако все ученые сходятся на том, что в развитии ребенка она занимает чрезвычайно важное место. В сюжетной игре ребенок тренируется в использовании навыков, не опасаясь неудачи. Благодаря игре развивается его понимание мира, социальных ситуаций и человеческих отношений (ср. психотерапевтические игры, которые проводятся с детьми, подвергшимися насилию). Сюжетная игра развивает абстрактное мышление ребенка (спичечная коробка – лодка, а спичка – весло), что очень важно для развития речи и вторичных когнитивных навыков. Различные сюжетные игры способствуют развитию речи. Как часто родители слышат из уст ребенка, играющего в «дочки-матери», свои собственные слова!

    Сюжетная игра


    Вначале дети не столько играют с игрушками, сколько их исследуют: например, если дать ребенку, находящемуся на ранней стадии развития, игрушечную машинку, он будет трясти ее, бросать, брать в рот и т.п. Затем ребенок осознает назначение игрушки и начинает использовать ее функционально, например катает машинку по полу. О сюжетной игре можно говорить, когда ребенок, к примеру, сталкивает две машинки и говорит: «Бум! Авария!»

    Истинную сюжетную игру, задуманную самим ребенком и начатую по его инициативе, не следует путать с сюжетными играми, которые предлагают ребенку родители. Например, взрослый катает машинку по дороге, а ребенок подражает ему. Затем взрослый предлагает заправить машинку воображаемым бензином, и ребенок соглашается. Это говорит о том, что он понимает указания и умеет подражать взрослому, но не о способности к сюжетной игре.

    Возможны самые разнообразные формы сюжетной игры, от самых простых игр, в которых роль воображения незначительна (например, игра в «питье» из пустой чашки), до целых представлений, в которых ребенок разыгрывает сложные роли (например, игра в магазин или в почтальона). Отличительной чертой сюжетной игры является то, что в ней один предмет (или человек) «играет роль» другого: например, спичечный коробок превращается в лодку, цепочка – в змею, сам играющий ребенок – в почтальона или продавца в магазине.

    Игры и занятия

    Общие рекомендации

    На любой стадии развития необходимо давать ребенку как можно больше возможностей для исследования и эксперимента. Для наилучшего понимания окружающего мира и собственных действий ребенку нужно испробовать свои навыки на возможно большем количестве различных предметов и в возможно более разнообразной обстановке. Например, если ребенок научился строить башни, пусть строит их из кубиков, деревянных чурок, спичечных коробков, консервных банок и т. д. Пусть строит башни у себя в детской – из кубиков, в ванной – из губок, а в саду – из цветочных горшков.

    Не мешайте ребенку играть, даже если вам кажется, что он играет «неправильно», – так ребенок познает мир. Если, например, он пытается копать землю черенком лопатки, не останавливайте его и не указывайте, как «правильно», пусть попробует перевернуть лопатку и сам поймет, каким концом копать удобнее. Дайте ребенку возможность проявить сообразительность и инициативу.

    Хронологическое развитие

    Подражание

    Невозможно заставить ребенка подражать взрослому, если он не хочет этого делать или не понимает, что это значит. Начните подражать действиям ребенка, он воспримет это как игру и в ответ начнет копировать ваши действия. Подражайте звукам, которые издает ребенок, копируйте его жесты и мимику (улыбки, гримасы). Если он трясет погремушкой, складывает кубики в коробку или бросает игрушку, делайте то же самое. Снова и снова подражайте действиям ребенка, и в один прекрасный день он начнет подражать вам.

    Подражайте жестам ребенка


    Однажды на Рождество, когда вся семья собралась вместе, все мы начали подражать излюбленному жесту Шарлотты: во время еды она поднимала руки вверх. Вид целой толпы взрослых, которые повторяют ее движения, так развеселил Шарлотту, что она снова и снова поднимала руки, чтобы мы делали то же самое. Это был большой успех.

    [7] , развивающих умение копировать жесты. Вот некоторые из них:

    Ладушки-ладушки,
    Где были? – У бабушки!
    Что ели? – Кашку.
    А что пили? – Бражку.
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Шу-у! Полетели,
    На головку сели!
    Ай, туки-туки-туки, Кулачки стучат по полу.
    Застучали молотки,
    Застучали молотки,
    Заиграли локотки. Локти стучат по коленкам.
    Тук-ток, тук-ток, Ручки над головой
    Скоро выстроим домок! изображают домик.
    Я пеку, пеку, пеку
    Деткам всем по пирожку,
    А для милой мамочки
    Испеку два пряничка.
    Кушай, кушай, мамочка,
    Сладкие два пряничка!
    Есть у нас капуста,
    Вот она, капуста! Изобразить руками
    Мы капусту режем, режем, размер «капусты».
    Мы капусту солим, солим,
    Мы капусту трем, трем,
    Мы капусту мнем, мнем.
    Хлоп! Раз! Еще раз! Хлопать в ладоши.
    Мы похлопаем сейчас.
    А потом скорей-скорей
    Хлопай-хлопай веселей!
    Ручки-ручки тук да тук, Стучать ладошками по полу.
    Хлопай, хлопай, хлопай!
    Ножки-ножки топ да топ,
    Топай, топай, топай! Топать по полу.
    Тики-так, тики-так, Хлопать руками то по одному,
    Так часики стучат. то по другому боку.
    Туки-так, туки-так, Крутить перед собой
    Так колеса стучат. сжатыми кулачками.
    Токи-ток, токи-ток, Кулачки стучат по полу.
    Так стучит молоток.
    Туки-ток, туки-ток, Ножки топают по полу.
    Так стучит каблучок.
    Ну-ка, споем-ка живей,
    Работа пойдет веселей.
    Молоть, рубить, вязать и шить —
    Всё можем мы смастерить!
    Ниток сперва намотаем,
    Как это сделать, мы знаем:
    Мотаем клубки, мотаем клубки,
    А после мы свяжем чулки.
    Мы печку топить тоже любим,
    И дров мы с тобою нарубим,
    Рубить дрова, рубить дрова
    Вот так вот, раз-два да раз-два!
    Две сестрицы – две рyки
    Рyбят, строят, роют,
    Рвyт на грядке сорняки
    И дрyг дрyжкy моют.
    Месят тесто две рyки —
    Левая и правая,
    Водy моря и реки
    Загребают, плавая.
    Три веселых братца гуляли по двору,
    Три веселых братца затеяли игру,
    Делали головками ник-ник-ник,
    Пальчиками ловкими чик-чик-чик.
    Хлопали ладошками хлоп-хлоп-хлоп,
    Топотали ножками топ-топ-топ.

    Другие идеи вы найдете в гл. 4, на с. 103–106.

    Метод «рука в руке»


    Исследование предметов

    Ребенку необходимо предоставлять как можно больше возможностей для изучения и исследования окружающего мира. Чем больше предметов вы предоставите ребенку, тем больше вероятность, что он найдет среди них нечто интересное и стимулирующее. Кроме того, разнообразные игрушки дают ребенку возможность обобщать свои навыки, делать сравнения и углублять свое понимание окружающего.

    – Не ограничивайте ребенка стандартными игрушками: позволяйте ему играть с разнообразными предметами различной текстуры, размера, формы, веса, цвета и иных качеств.

    – Повседневные бытовые вещи – кухонная посуда, бумажные пакеты, различные ткани и другие материалы – могут сослужить вам хорошую службу.

    – Создавайте самодельные погремушки, наполняя пластиковые бутылки или банки из-под муки, риса и т. п. разноцветными шариками, щепками, монетами или водой.

    – Используйте в качестве игрушек мягкие бархатные «резинки» для волос.

    – Позволяйте ребенку играть с различными материалами: пусть узнает, каковы по весу, на вид и на ощупь бумага, различные ткани (бархат, кожа, шелк, мех и т.п.), полиэтилен, металл, воск, дерево, камень.

    – Используйте светящиеся и звучащие игрушки, они очень привлекательны для большинства детей.

    – Начинайте с крупных игрушек, с которыми ребенок управляется без труда, затем переходите к более мелким.

    – Поощряйте ребенка играть с предметами, перечисленными ниже, в гл. 6 (с. 165–168).

    Понимание «подсказок»

    – Всеми возможными способами давайте ребенку понять, что будет происходить в ближайшее время. Это поможет ему быстрее выучить режим дня и лучше понимать мир вокруг себя.

    – Предупреждайте ребенка о том, что собираетесь делать, простым языком. Рекомендуется использовать в аналогичных ситуациях одни и те же слова.

    – Используйте невербальные подсказки: например перед купанием возьмите ребенка с собой в ванную и покажите ему, как в ванну наливается вода. Всякий раз, собираясь идти в магазин, берите с собой одну и ту же сумку. Используйте громкую погремушку или иной звуковой сигнал, чтобы позвать ребенка к столу.

    – В конце каждой игры или занятия вы можете включать музыку как сигнал, что пора заканчивать игру и убирать игрушки.

    Постоянное существование предметов

    – Играйте в прятки с любимой куклой или игрушечным мишкой ребенка. Для начала вы частично прикрываете мишку одеялом и спрашиваете: «А где мишка?», а затем откидываете одеяло и показываете игрушку. Затем посмотрите, сможет ли ребенок найти мишку сам. Постепенно прикрывайте одеялом все бо?льшую часть игрушки, и, наконец, начните закрывать ее целиком.

    – Прячьте игрушки под перевернутыми горшками, банками и т. п., а затем поднимайте их и показывайте игрушки ребенку. Сперва используйте прозрачные банки, затем переходите к непрозрачным.

    – Когда ребенок сидит за столом, спрячьте игрушку, производящую шум (т.е. погремушку, колокольчик или «пищалку»), под столешницей и с шумом двигайте из стороны в сторону.

    Время от времени поднимайте игрушку, показывайте ребенку и снова прячьте. В конце концов он потянется за ней.

    – Если ребенок выбрасывает игрушки из кроватки или манежа, возвращайте их; таким образом, ребенок понимает, что игрушки продолжают существовать, даже когда он их не видит.

    – Катайте машинки, шарики, мячики и т.д. по трубам, чтобы ребенок видел, как игрушка исчезает в трубе и появляется с другого конца.

    – Играйте в «проползание через туннель» и другие игры, в которых нужно исчезнуть из виду и опять появиться.

    – Играйте с ребенком в прятки, закрывая лицо руками или одеждой. О различных вариантах игры в прятки см. также гл. 4,с. 100.

    – Если у ребенка нарушено зрение, понемногу отодвигайте игрушки подальше и поощряйте тянуться за ними. Постепенно ребенок поймет, что игрушки существуют, даже когда он не может их потрогать.

    Исследование окружающего мира

    Предоставьте ребенку возможность исследовать различные, в том числе необычные виды окружающей обстановки. Обычно, научившись передвигаться самостоятельно, ребенок с энтузиазмом исследует мир: вертится в кроватке, изучает, как гулко отражается звук его голоса под столом или за диваном, исследует разные виды покрытия пола, запахи в разных комнатах, смотрит на узор из темных и светлых пятен под деревом или следит за тенью от движущегося предмета. Если ваш ребенок не может передвигаться самостоятельно, ему может понадобиться ваша помощь в исследовании мира.

    Носите ребенка по комнате, подносите к окну, усаживайте в угол, под стол и т.п. Разнообразьте позы ребенка во время сна и положение детского стульчика во время еды. Носите ребенка по дому и показывайте ему разные комнаты.

    Причина и следствие

    Если непонимание причинно-следственных отношений сочетается у вашего ребенка с плохо развитыми физическими навыками, используйте только игрушки, для воздействия на которые достаточно легкого прикосновения. Многие фабричные игрушки достаточно «туги» и неудобны в использовании. Принцип причины и следствия можно показать ребенку на следующих примерах:

    – Игрушки с выскакивающей фигуркой, в которых нужно нажать, сдвинуть или повернуть ручку.

    – Игрушки, которые при нажатии на кнопку начинают светиться или петь песенку.

    – Игрушки типа «чертик в коробочке».

    – Голографические изображения.

    – «Говорящие книги», которые начинают светиться или издавать разные звуки при нажатии на кнопку.

    – Книжки со «встающими» картинками.

    – Детские клавишные инструменты, детский магнитофон.

    – Детские компьютерные игры.

    – Если у ребенка нарушения зрения, попробуйте использовать ярко светящиеся игрушки.

    Мы нашли несколько необычный способ объяснить Наташе связь между ее действием и результатом: покрыли красным лаком для ногтей одну из кнопок «памяти» на телефоне. Теперь Наташа нажимает кнопку и звонит бабушке.


    Соотношение предметов

    Понятие о соотношении предметов дети получают через игру. В ходе разнообразных игр они учатся сопоставлять предметы по размеру и весу.

    Помещение одного предмета на другой


    Помещение одного предмета на другой

    Покажите ребенку, как можно поставить меньший предмет на больший и как весело потом обрушить эту башню. Потренируйтесь с разными предметами, чтобы ребенок понял, что верхний предмет следует ставить не на край, а на середину нижнего, и что нижние предметы должны быть больше, а верхние – меньше.

    Помещение одного предмета в другой

    – Возьмите широкую и мелкую коробку (например, упаковку из-под торта) и несколько небольших, удобных в обращении предметов. Опуская предметы один за другим в коробку, трясите ею, как погремушкой, чтобы привлечь внимание ребенка. Затем переходите к коробкам и ящикам с небольшими отверстиями и более мелким предметам. Поощряйте ребенка класть предметы в коробки и перекладывать из одной коробки в другую.

    – Используйте игрушки с отверстиями разных форм, в которые опускаются соответствующие фигурки: кубик, шарик и др. – так называемый «почтовый ящик». Если это слишком трудно, возьмите банки с мягкими пластмассовыми крышками, например из-под кофе, мармелада, сгущенного молока. Прорежьте в крышке дыру, достаточную для мячика от пинг-понга или другого предмета таких же размеров.

    Катание и скольжение

    Учите ребенка скатывать машинки, шарики, мячики и т.п. вниз по спускам, склонам и трубам. Поставьте любой плоский предмет (книгу, поднос, деревянную доску) под углом и скатывайте по нему вниз любые предметы, способные катиться.

    «Туннель» для машинок и шариков вы можете сделать из картонного цилиндра от оберточной бумаги или бумажных полотенец. Увеличивайте и уменьшайте угол наклона, ускоряйте и замедляйте скорость спуска.

    Передвижение объектов

    – Поставьте кубики в ряд на полу и передвигайте их все вместе, толкая крайний кубик. Для той же цели можно использовать две машинки.

    – Привяжите к любимой машинке или другой игрушке ребенка нитку или шнурок и научите двигать игрушку, не прикасаясь к ней.

    – Поставьте стакан с питьем вне досягаемости ребенка на лист бумаги и придвигайте его к ребенку, взявшись за край листа.


    Строительство


    – Возводите башни из предметов более сложной формы: цилиндров, прямоугольных кубиков, деталей конструктора.

    – Помимо башен создавайте и другие конструкции: стены, дома, мосты.

    – По-разному соединяйте рельсы игрушечной железной дороги, прокладывая для поезда разные «маршруты».


    Подбор по сходству, выбор по определенным признакам, называние

    Сначала дети учатся осознавать сходство и различие реальных предметов, затем распространяют свой навык на изображения и лишь после этого овладевают абстрактными понятиями цвета, размера и т.п. Умение подмечать достаточно тонкое сходство и различие очень важно для развития более поздних навыков чтения и счета. Достаточно заметить, как похожи буквы «е» и «с»!

    Подбор по сходству реальных предметов


    Подбор по сходству реальных предметов

    Начните с двух одинаковых наборов из трех предметов, простых и хорошо знакомых ребенку в повседневной жизни. Вы кладете перед ребенком один набор предметов. Затем даете ему поочередно предметы из второго набора и просите отыскать «пару». Например, положите перед ребенком яблоко, ложку и кубик. Чтобы показать ему пример, положите вторую ложку рядом с первой. Затем дайте ему яблоко и посмотрите, сделает ли он то же самое, потом дайте кубик. По мере успехов ребенка меняйте предметы.

    Подбор по сходству картинок

    По тому же принципу сделайте два идентичных набора из трех картинок. Начните с понятных цветных картинок, изображающих простые, хорошо знакомые ребенку предметы из повседневной жизни. Ребенок должен найти парную к своей картинке и положить ее сверху. Затем переходите к более сложным картинкам и увеличивайте их количество. Постепенно перейдите от цветных картинок к простым контурным рисункам. Вы можете использовать карточки детского лото, вырезать картинки из детских книжек, а на более поздней стадии рисовать сами.

    Подбор по сходству очертаний

    Научите ребенка опускать мячик в круглое отверстие, а кубик – в квадратное. Возьмите несложную игрушку с отверстиями разных форм и соответствующими им фигурами (так называемый «почтовый ящик») или простую доску с вкладышами в форме круга, квадрата, треугольника и овала. Пусть ребенок методом проб и ошибок, перебирая все варианты, поймет, какое отверстие какой фигуре соответствует. Поначалу ему потребуется ваша помощь, но постепенно он научится распознавать геометрические фигуры: сперва круги, затем квадраты, треугольники и звезды.

    Подбор по сходству символов

    Вместо картинок рисуйте простые символы – например круг, крест и звезду – и просите ребенка найти им пару.

    Подбор по сходству цветов

    Начните с самых ярких и легко различимых цветов – красного и желтого. От них перейдите к синему и зеленому, затем постепенно вводите другие цвета.

    Подберите две сумки, коробки или корзины – красную и желтую. Вместе с ребенком ходите по дому и складывайте в нее все предметы того же цвета. Для этой цели хорошо подходят ярко-желтые и ярко-красные упаковки от лимонов и апельсинов.

    Играйте в игры, помогающие ребенку научиться различать цвета: стройте красную и желтую башни из кубиков, раскладывайте красные и желтые кубики по коробкам того же цвета, нанизывайте на нитку бусины одного цвета и т.п. Чайная чашка и блюдце ребенка пусть тоже будут одного и, желательно, яркого цвета.

    Подбор по сходству размеров

    Начните с понятия «большого» и «маленького». Поначалу разница между ними должна быть очевидна. Можно использовать кастрюли, ложки и пластиковые контейнеры разного размера.

    Выбор по признакам и называние признаков

    Когда ваш ребенок овладел различными видами подбора предметов, переходите к выбору предмета из группы. Попросите ребенка выбрать из группы предметов определенный объект. Например, поставьте перед ним машинку, книгу и чашку и попросите дать вам чашку. Тренируйтесь сначала с реальными предметами, затем с картинками. Затем делайте то же самое, но вместо названия предмета указывайте его цвет, форму или размер. Играйте с ребенком в «магазин», используя различные предметы.

    Когда ребенок освоит выбор предмета, попросите его назвать предмет, картинку, форму и т.д.

    Сортировка и группировка

    Научите ребенка:

    – Сортировать игрушки во время уборки: например, складывать книжки в одну коробку, а кубики в другую.

    Сортировка игрушек


    – Сортировать вилки, ножи и ложки после мытья посуды, одежду членов семьи после стирки, пуговицы или бусины.

    – Сортировать внешне схожие предметы, например ракушки различных очертаний, листья от разных пород деревьев или детали разных пазлов.

    – Создавать пары из реальных предметов или изображений, функционально соответствующих друг другу (класть, например, вместе чашку и ложку, нож и вилку, носки и ботинки, шапку и шарф).

    – Группировать предметы или изображения предметов, служащих одной цели (например, кухонную посуду, умывальные принадлежности, игрушки, одежду).

    Начальные математические навыки

    Последовательность

    Играйте с ребенком в игры, поощряющие развитие понятия последовательности, чрезвычайно важного при дальнейшем обучении математике.

    Нанизывайте разноцветные бусины или кладите разноцветные кубики в определенной последовательности. Начинайте с простого чередования двух цветов, затем постепенно усложняйте последовательность. Показывайте ребенку последовательность цветов и просите ее повторить, а затем продолжить.

    Принцип соответствия: один к одному

    Накрывайте на стол вместе с ребенком, чтобы он клал по одной вилке рядом с каждым ножом или по одной ложке в каждую тарелку. Пусть ребенок тренируется на игрушках – «гостях» своей куклы.

    Принцип соответствия: один к одному


    – Просите ребенка соединить линиями соответствующие друг другу рисунки, например нож и вилку, собаку и кость, кошку и котенка.

    – Во время еды раздавайте нарезанный хлеб, фрукты и т. п., приговаривая: «Один для Питера, один для Роберта...»

    – Предложите ребенку разложить четыре предмета по четырем емкостям, например ложку в чашку, мячик в коробку и т.п.

    Значение понятий «один» и «два»

    При подсчете предметов старайтесь сделать числа понятными и осязаемыми. Считайте вслух и откладывайте сосчитанные предметы в сторону: «Один кубик, два кубика». Начните с чисел «один» и «два». Используйте предметы, которые можно брать в руки: кубики, мячи, цветные шарики, носки, ботинки, печенья.

    Во время игры или занятий просите ребенка дать вам один или два предмета. Например, когда строите что-нибудь из кубиков, попросите ребенка дать вам два кубика, потом один, потом снова два и т.д.

    Форма и размер

    Играйте в игры, помогающие ребенку осознать значение понятий «большой–маленький», «длинный–короткий», «легкий–тяжелый», «много–мало», «полный–пустой». Вода и песок (мокрый и сухой) хороши для демонстрации таких качеств. Есть также много книг, иллюстрирующих эти понятия.

    Считалки

    Повторяйте ребенку и вместе с ребенком считалки, в которых используется последовательность чисел, например:

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Выхожу тебя искать!
    Вышли мыши как-то раз
    Посмотреть, который час.
    Раз, два, три, четыре —
    Мыши дернули за гири.
    Вдруг раздался страшный звон,
    Убежали мышки вон!
    Раз картошка, два картошка,
    Три, четыре, пять,
    Шесть картошек, семь картошек —
    Посчитай опять.
    Раз, два,
    За борта!
    Три, четыре,
    Подхватили
    Да поплыли!
    Раз-два, на чулке дыра!
    Три-четыре, что же делать Ире?
    Пять-шесть – иголка есть,
    Семь-восемь – бабушку попросим,
    Девять-десять – это не игра,
    Делать все самой пора!
    Раз – цыпленок у корытца,
    Хочет он воды напиться!
    Два! – на камушке стоит
    И на курицу глядит!
    Три, четыре, пять – цыплята
    Мчатся по двору куда-то!
    Шесть и семь – нашли травинку,
    Оторвали половинку!
    Восемь! – прыгнул за порог,
    Виден желтый хохолок!
    Девять! – отыскал зерно.
    Очень вкусное оно!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем в прятки мы играть.
    Небо, звезды, луг, цветы —
    Ты пойди-ка, поводи!
    Подогрела чайка чайник,
    Пригласила восемь чаек:
    – Приходите все на чай!
    – Сколько чаек? Отвечай!
    На дороге, у развилки,
    Повстречались две дразнилки.
    Повстречались, подразнились,
    Не сдержались – и сцепились!
    Прибежали разнималки —
    Помешали перепалке.
    И к развилке на кобылке
    Прискакали две мирилки.
    Прекратилась перепалка,
    И тогда пришла считалка:
    Раз-два-три-четыре-пять —
    Хорошо друзей считать!
    Жили-были у жилета
    Три петли и два манжета.
    Если вместе их считать,
    Три да два – конечно, пять!
    Только знаешь, в чём секрет?
    У жилета нет манжет!
    Шли котята по дороге,
    Промочили в луже ноги.
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Стали ноги вытирать
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей.
    Чищу овощи для щей.
    Сколько нужно овощей?
    Три картошки, две морковки,
    Луку полторы головки,
    Да петрушки корешок,
    Да капустный кочешок.
    Потеснись-ка ты, капуста,
    От тебя в кастрюле густо!
    Раз-два-три, огонь зажжен —
    Кочерыжка, выйди вон!
    Раз, два, три, четыре, пять.
    Кошка учится считать.
    Потихоньку, понемножку
    Прибавляет к мышке кошку.
    Получается ответ:
    «Кошка есть, а мышки нет!»
    Два цыплёнка,
    Три гусёнка
    Вышли на реку гулять.
    Сосчитала их девчонка:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    И поплыли три гусёнка —
    Их гусыне не догнать!
    Лишь остались два цыплёнка,
    На песочке загорать.
    Возвратились три гусёнка,
    Стала девочка считать:
    Три гусёнка,
    Два цыплёнка —
    Вот теперь их снова пять!

    Первоначальные навыки чтения

    Прежде всего необходимо развить у ребенка интерес к книге. Читайте книги вместе. Начните с очень простых, богато и ярко иллюстрированных книг, посвященных простым и знакомым ребенку предметам, людям и животным. Научите ребенка правильно держать книгу и «читать» ее слева направо.

    Развитие интереса к чтению


    Затем переходите к простым сюжетным историям, в которых люди совершают какие-либо действия, например описывается распорядок дня ребенка или поход с мамой в магазин. Таким образом у ребенка формируется представление о последовательности событий.

    – Научите ребенка находить определенную книгу или определенную картинку в книге.

    – Поощряйте ребенка «взаимодействовать» с книгой. Не останавливайте его, если он пытается погладить нарисованную собаку или попробовать нарисованный пирог.

    – Ребенок должен понять, что письменный текст имеет значение, которое можно «расшифровать». Покажите ему, как вы читаете слова в книгах, на карточках, на объявлениях, на упаковках товаров и т.п.

    – Читайте ребенку детские стихи и пойте песенки – ритм и рифмы способствуют развитию как языковых навыков, так и навыков чтения. Поощряйте ребенка подсказывать вам «забытые» слова и строчки.

    – Играйте с ребенком в картинки типа «Найди 10 отличий». Навыки сопоставления и подбора по сходству, описанные выше нас. 68–70, также чрезвычайно важны для обучения чтению. Чтобы различать буквы, ребенку необходимо развитое умение подмечать сходства и различия символов. От простых символов постепенно переходите с ребенком к буквам, цифрам и словам.

    – Напишите на карточках два сильно различающихся слова, например «дом» и «телевизор», и попросите ребенка подобрать вторую карточку со словом «телевизор». Заведите чашки и полотенца с именами членов вашей семьи. Напишите на дверях комнат имена тех, кто в них живет. Возможно, имя ребенка и имена членов его семьи станут первыми словами, которые он научится узнавать.

    – Создайте фотоальбом членов вашей семьи и подпишите каждую фотографию. Выпишите имена на карточки. С помощью этих карточек и фотоальбома играйте с ребенком в «Найди пару»: сначала пусть он сопоставляет карточку с фотографией и подписью, затем только с подписью (вы прикрываете фотографию) и, наконец, только с фотографией.

    – Прикрепите к предметам обстановки карточки с их названиями: «дверь», «телевизор», «стол» и поиграйте с ребенком в «Найди пару». Вы можете дать ребенку второй набор таких же карточек и попросить прикрепить каждую на свое место или же принести вам какую-то определенную карточку. Для этой игры хорошо подходят стикеры (листочки для записей с клейкой обратной стороной).

    Поскольку для развития навыков чтения также очень важна память, играйте с ребенком в игры, описанные ниже, в разделе «Память».

    Первоначальные навыки письма

    Если ваш ребенок уже умеет ставить знаки на бумаге, играйте с ним в игры, которые требуют умения изображать различные фигуры, точности и аккуратности.

    – Расстелив на полу коврик, на котором нарисованы дороги, поиграйте с ребенком в «путешествие»: пусть он проведет машинку по дороге от одного города до другого. Можно устроить аналогичную игру с игрушечной железной дорогой: сумеет ли ребенок провести поезд по рельсам, не устроив крушения?

    – Научите ребенка нанизывать бусины на нитку и тянуть их по нитке до конца.

    – Рисуйте узоры на песке и побуждайте ребенка их копировать.

    – Нарисуйте два парных предмета, например пару ботинок, собаку и кость, два символа, буквы или цифры, и попросите ребенка соединить их линией.

    – Поощряйте ребенка чертить на бумаге горизонтальные, вертикальные и диагональные линии.

    – Проведите на листе бумаги две линии на расстоянии 3–6 см друг от друга и посмотрите, сможет ли ребенок провести линию между ними.

    – Нарисуйте ярким маркером широкую линию и попросите ребенка провести по ней карандаш. Постепенно сужайте линии и усложняйте их контур. Поначалу пусть линии будут прямыми, затем добавляйте изгибы и зигзаги.

    Нарисуй путешествие!


    – Нарисуйте две машины и широкую дорогу между ними. Попросите ребенка нарисовать путешествие. Сначала делайте дорогу прямой, затем добавляйте прямые повороты, затем изгибы.

    – Побуждайте ребенка срисовывать или обводить карандашом простые фигуры на бумаге: круги, кресты или букву Т.

    Раскрашивание

    Вначале дети закрашивают весь лист бумаги, но постепенно осваивают умение раскрашивать лишь определенные части рисунка.

    Постепенно уменьшайте размер бумаги для рисования. Если ребенок постоянно выходит за край листа, попробуйте прикрепить небольшой лист бумаги к большому листу черного картона. Потом предложите ребенку для раскрашивания простые картинки, например, круг, машину, поезд или человека, нарисованные крупно, жирными линиями. Однако не делайте задачу слишком легкой, чтобы ребенок не заскучал. Постепенно уменьшайте размер картинок и усложняйте их форму.

    Чтобы ребенок при раскрашивании не выходил за край картинки, вы можете создать физическую «границу» (это особенно полезно, если у ребенка проблемы со зрением). Для этого приклейте по контуру рисунка шнурок или просто обведите рисунок клеем, который, засыхая, образует объемную «границу» картинки.

    Другие идеи вы найдете ниже, в гл. 5 (с. 156).

    Параллельное развитие

    Память

    – Несколько раз прочтите ребенку простую историю. Во время очередного чтения остановитесь на середине и попросите его рассказать, что было дальше.

    – Пойте ребенку детские песенки и поощряйте его «подсказывать» вам слова. Для развития памяти полезно также играть в музыкальные игры, где словам песенки соответствуют определенные действия. Если ребенок не говорит, он может выполнять соответствующие действия или знаками показывать, что помнит свою «роль».

    – Каждый вечер вспоминайте вместе с ребенком, что случилось за день. Просите, чтобы ребенок рассказал вам о своем дне.

    – Просите ребенка доставать и убирать на место вещи.

    – Играйте с ребенком в парные карточки. Разложите карточки «рубашкой» вверх. Каждый игрок может за один ход перевернуть две карточки. Если они оказались парными, игрок забирает их, если нет – возвращает на место.

    – Играйте в лото таким образом: разложите карточки на столе «рубашкой» вверх, поочередно поднимайте их и забирайте себе те, что соответствуют картинкам на вашей доске. Выигрывает тот, кто первым заполнил свою доску.

    – Положите на стол два или три предмета, назовите их, затем прикройте платком и попросите ребенка назвать их. Другой вариант этой игры – незаметно убрать один предмет и спросить ребенка, чего не хватает.

    Развитие концентрации внимания

    Будьте реалистами в своих ожиданиях. Способность к концентрации внимания у всех маленьких детей очень ограниченна. Умение сосредотачиваться приходит с возрастом.

    Никогда не оставляйте игру или занятие неоконченным. Ребенок должен усвоить, что любое дело следует доводить до конца.

    Сократите до минимума все отвлекающие факторы (об этом см. выше, гл. 2,с. 34–35).

    Не давайте ребенку слишком трудных заданий. Следите за тем, чтобы он не скучал, не испытывал досады и неуверенности в себе.

    Приучите ребенка, что для всякого дела есть свое место: здесь мы кушаем, здесь читаем, здесь рисуем и т.п.

    – Играйте с ребенком в игры, в которых требуется немножко подождать, чтобы получить результат. Например, катите мяч или машинку по команде: «Раз, два, три!» или «На старт, внимание, марш!»

    – Пускайте с ребенком мыльные пузыри. Приучайте его терпеливо ждать появления нового пузыря.

    – Определите, какое занятие больше всего нравится ребенку, и постепенно увеличивайте его продолжительность. Вводите в игру новые элементы, заканчивая ее чуть раньше, чем ребенку надоест. Например, если ребенок любит играть в железную дорогу, начните с катания паровозика по рельсам, потом посадите машиниста, постепенно добавляйте вагоны, мосты, усложняйте маршрут поезда, вводите остановки на станциях и т.п.

    – Противоположный метод – быстрое чередование нескольких игр – также способствует развитию внимания.

    – Играйте с ребенком в «каверзные вопросы», правильный ответ на которые требует концентрации внимания. Приведем пример «каверзных вопросов» из книжки Ника Шаррата [Nick Sharratt] «Кетчуп с кукурузой?», опубликованной в издательстве «Picture Hyppos»: «Любишь кетчуп на ботинках? – Нет. – Любишь кетчуп на зубной щетке? – Нет. – Любишь кетчуп на носу? – Нет. – Любишь кетчуп с картошкой? –...»

    Понятие о времени

    Представление о ходе времени у детей вырабатывается не сразу. Однако первоначальное понятие о прошлом и будущем полезно привить ребенку как можно раньше, чтобы избежать раздражения и досады, неизбежных, когда ребенок не может получить желаемое «здесь и сейчас».

    – Прежде всего дайте ребенку понятие о временно?й последовательности событий. Объясняйте ему последовательность событий в повседневной жизни: сначала ты уберешь игрушки, а потом будешь полдничать. Повторяйте это несколько раз, желательно одними и теми же словами. Используйте короткие и простые конструкции.

    – Во время сюжетной игры или чтения обращайте внимание ребенка на последовательность событий.

    – Каждое утро рассказывайте ребенку о ваших планах на сегодняшний день (или на половину дня): «Сначала мы позавтракаем, потом пойдем в гости к Джорджу и Марте».

    – Показывайте ребенку часы в доме и на картинках в книгах. Соотносите часы со временем, например говорите, глядя на часы: «Пора обедать» или «Время идти в школу».

    Расписание в картинках

    Для ребенка, который плохо воспринимает неопределенность и многовариантность повседневной жизни, полезно завести иллюстрированное расписание, показывающее, как организован его день, чем он должен заниматься сейчас и в ближайшем будущем.

    Идея визуального расписания разработана программой TEACCH. Эта программа используется при обучении детей с аутизмом и коммуникативными нарушениями. Она довольно сложна, но упрощенный ее вариант пригоден и для домашнего использования.

    Расписание может покрывать весь день или только несколько часов. Организуйте его в соответствии с потребностями ребенка.

    Возьмите доску или лист картона и закрепляйте на нем с помощью липкой ленты предметы или рисунки. Расписание должно «читаться» слева направо или сверху вниз.

    Обозначьте каждый пункт расписания с помощью предметов, рисунков, фотографий, символов или надписей.

    Ниже мы предлагаем несколько вариантов визуального расписания – от самых простых до более усложненных.

    Выберите вариант, наиболее соответствующий уровню понимания вашего ребенка.

    Расписание в картинках: обед, катание на качелях, прогулка и поход в магазин


    – Используйте для обозначения пунктов расписания реальные предметы. Например, пусть завтрак обозначается ложкой, плавание в бассейне – надувной игрушкой, обед – бананом, а поход в магазин – сумкой.

    – Используйте фотографии предметов или вашего ребенка за соответствующими занятиями. Например, вы можете обозначить детский сад фотографией ребенка в детском саду, поход в магазин – фотографией продуктовой тележки, приезд бабушки – фотографией бабушки в вашем доме.

    – Используйте в качестве обозначений рисунки.

    – Используйте в качестве обозначений символы «Макатона». (О языке «Макатон» см. ниже, с. 113).

    – Наконец, переходите к обычному письменному расписанию.

    Переходите последовательно от более легких уровней к более сложным. При переходе некоторое время используйте оба способа обозначения одновременно.

    Вначале этот метод может показаться вам сложным, но жизнь маленького ребенка не слишком разнообразна, и вам понадобится не больше дюжины предметов или картинок, которые вы сможете чередовать по мере надобности. Если происходит что-то неожиданное, используйте восклицательный знак как символ изменения первоначальных планов.

    В течение дня обращайтесь к расписанию вместе с ребенком. Когда ребенок заканчивает какое-либо занятие, снимайте с доски соответствующий предмет или рисунок.

    Сюжетная игра

    Когда ребенок научился подражать вашим действиям, постарайтесь расширить возможности его игры, вводя туда воображаемые действия. Пусть, например, ребенок «пьет» из пустой чашки или причесывается кукольным гребешком. Дети переходят к сюжетным играм двумя путями: либо в игре куклы совершают знакомые ребенку действия с реальными предметами (например, сажают куклу на свой горшок), либо изображают эти действия сами (например, понарошку «пьют чай» из игрушечной чашки).

    Начните с самых простых сюжетных игр и постепенно усложняйте их, добавляя новые элементы. Стремитесь к созданию сложной последовательности разнообразных действий.

    Предварительно подберите предметы для игры, чтобы выполнять понарошку привычные ребенку действия: например куклу или мишку, и к ним настоящую тарелку, чашку, ложку, расческу, погремушку, одеяло. Начинайте игру и старайтесь вовлечь в нее ребенка. Постепенно, по мере понимания ребенком сути игры, заменяйте реальные предметы игрушечными.

    Позже переходите к другим играм, отражающим интересы ребенка. Примеры:

    – Готовка – с настоящей или игрушечной кухонной посудой.

    – Еда, кормление – игрушек или самого себя.

    – Игра с машинками – поездка в магазин, на прогулку, на заправочную станцию.

    – Свой дом – «дом» можно устроить в большой коробке.

    – Поход в магазин – с сумкой, продуктами в консервных банках и упаковках, а также нарезанной бумагой вместо денег.

    – Маскарад – для этой игры прекрасно подходит старая одежда и украшения.

    – «Дочки-матери» – кукла-голыш, детская кроватка, подгузники и т.п.

    – Почтальон – разносит почту пешком или развозит на игрушечной машинке.

    Во время игры старайтесь развивать воображение ребенка. Говорите: «Давай представим, что эта палочка – собака, а эта коробка – машина» и т.п.

    Подход Уолдона

    Теория

    Техника, разработанная Джеффри Уолдоном, предлагает особый способ выработки у ребенка навыков, необходимых для позднейшего когнитивного развития – обучения чтению, письму, счету, а также развития абстрактного и логического мышления. Методика Уолдона особенно подходит для аутичных детей, которые не любят давления и зрительная память которых превосходит слуховую[8] .

    В основе подхода лежит представление о том, что фундаментом когнитивного развития являются представления о размещении предметов в пространстве, последовательности действий, использовании орудий, подбору, сортировке и объединении предметов в пары. Дети начинают пользоваться этими навыками с самого раннего возраста: часто можно увидеть, например, как малыш, увлеченный и довольный собой, раскладывает игрушки в коробки по цветам.

    Однако дети с особыми нуждами зачастую не испытывают интереса к исследованию окружающего мира и экспериментам с предметами. Подход Уолдона предлагает дать таким детям время и место для самостоятельного экспериментирования и возможность практиковать приобретенные навыки.

    Важно запомнить

    Вы стараетесь создать ситуацию, в которой ребенок будет играть, исследовать окружающий мир и экспериментировать с предметами самостоятельно. Вы не стремитесь к взаимодействию и, следовательно:

    – Садитесь не напротив ребенка, а рядом с ним или у него за спиной.

    – Не заговариваете с ребенком. По мере развития навыков ребенок может начать во время игры разговаривать сам с собой. Впрочем, в конце игры вы можете сказать несколько слов о вещах, с которыми играл ребенок.

    – Не хвалите ребенка всякий раз, когда он что-то делает правильно. Достаточно одного: «Молодец!» в конце игры. Сам процесс игры должен доставлять ребенку удовольствие и служить достаточной наградой.

    Помните, что техника Уолдона не является универсальной. Вы можете каждый день заниматься с ребенком по методу Уолдона, но обязательно чередуйте эти занятия с другими, включающими в себя диалог и взаимодействие с ребенком.

    Подход Уолдона на практике

    Каждое занятие по Уолдону должно продолжаться около 20 минут. Начинайте и заканчивайте развитием представлений о размещении предметов в пространстве – это одно из самых простых действий; однако на каждом занятии ребенок должен практиковаться и в трех-четырех других навыках. Пройдя последовательность из нескольких навыков, затем повторяйте ее в обратном порядке и возвращайтесь к тому, с чего начали.

    «Парная доска» для подбора предметов по сходству


    – Усадите ребенка за стол. Сами сядьте рядом или за его спиной.

    – Предложите ему выполнять задания сначала одной, затем другой рукой. Разложите подсобные материалы по всему столу, чтобы ему приходилось тянуться за ними. Постарайтесь внести в его движения ритмичность.

    – Сначала продемонстрируйте ребенку, что он должен сделать, используя метод «рука в руке» или простое указание. Когда он понимает, что должен сделать, прекратите помощь и позвольте ему действовать самостоятельно.

    – Постепенно усложняйте задания: они должны требовать от ребенка все больших физических усилий и большей точности.

    В методике Уолдона используются простые и хорошо знакомые ребенку предметы: игрушки, баночки из-под йогурта, крышки от бутылок, пробки и т.п. Не выбрасывайте такие вещи.

    Чтобы ребенку было удобнее, вы можете сделать «парную доску», показанную на рисунке. Не обязательно выстругивать доску из дерева, можно расчертить ячейки на листе бумаги или картона.

    Обучение когнитивным навыкам по Уолдону

    РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

    Попросите ребенка сложить предметы в коробку. Он должен тянуться к предметам и использовать попеременно то одну, то другую руку, соблюдая при этом определенный ритм. Используйте много удобных в обращении предметов примерно одинакового размера и веса. Вы можете разместить предметы как на столе перед ребенком, так и в разных концах комнаты, чтобы ему приходилось вставать, ходить за ними и возвращаться на свое место. Используйте емкости с узкими отверстиями, чтобы ребенку приходилось применять некоторую физическую силу, проталкивая предмет в отверстие.

    РАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

    Положите перед ребенком несколько предметов, принадлежащих к двум различным категориям (например, кубики разных цветов, крышки от бутылок разной формы, столовые и чайные ложки). Смешайте их в кучу, затем предложите ребенку разложить их по разным емкостям. Постепенно усложняйте задачу, делая различия между предметами все менее очевидными. Например, начните с группы пуговиц и группы крышек от бутылок. Затем поощряйте ребенка различать схожие предметы по абстрактным признакам, например раковины разного размера или различной формы.

    ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПАРЫ

    Попросите ребенка объединить в пары предметы, лежащие перед ним. Пусть он берет по одному парному предмету в каждую руку, ударяет ими друг о друга, а затем бросает в емкость. Выбирайте пары по типу, цвету, размеру и т.д.

    ПОДБОР ПО СХОДСТВУ

    Разложите на столе различные предметы и попросите ребенка подобрать схожие по цвету, размеру, текстуре и т. д. Пусть ребенок разложит их на группки.

    ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

    Эта методика предназначена для развития способности выполнять последовательность из нескольких различных действий. Начните с двух элементов: например попросите ребенка класть в емкость по очереди кубики и баночки из-под йогурта. Последовательность из трех действий: предложите ребенку отрывать от баночек из-под йогурта крышки и складывать баночки в одну емкость, а крышечки в другую. Последовательность из четырех действий: положите перед ребенком карточки с изображениями четырех разных животных и карточки, раскрашенные в четыре разных цвета. Дайте ребенку конверт, окрашенный в один из этих цветов, с изображением одного из этих животных. Ребенок должен открыть конверт (1), выбрать карточку с животным (2), выбрать цветную карточку (3) и положить все в емкость (4). Затем можно перейти к последовательностям из пяти и более действий.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУДИЙ

    Для начала научите ребенка пользоваться простыми инструментами, например играть на ксилофоне, насыпать горстями в емкость рис или крупу, наливать воду, с помощью щетки и совка сметать с пола пуговицы, камешки или раковины. Затем переходите к более сложным орудиям: ножницам, кисточке и авторучке. Например, научите ребенка вырезать из бумаги простые фигуры, раскрашивать простые рисунки, копировать их или соединять точки линиями.

    СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ КУБИКОВ

    Начните с башен, затем переходите к более сложным формам-мостам, пирамидам и т.д. Постепенно переходите к воспроизведению еще более сложных конструкций. Используйте кубики различных размеров и форм, детские конструкторы и т.п.

    УЗНАВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

    Начните с простой последовательности цветов: например красный, желтый, красный, желтый. Попросите ребенка скопировать и продолжить эту последовательность. Постепенно усложняйте задачу: вводите другие цвета, затем другие понятия (форма, размер). Например: маленький, большой, маленький, большой, или: средний, маленький, большой, средний, маленький, большой и т.п. Выстраивайте последовательности в разных направлениях. Можете использовать бусины, пуговицы, кубики и т. п.

    Использование орудий


    Методика «Хайскоуп» («Мягкий старт»)

    «Хайскоуп» – это методика работы с детьми, основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно. Это поощряет детей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Программа «Хайскоуп» разработана в США около 30 лет назад и к настоящему времени уже не менее 10 лет используется в детских садах и школах Великобритании.

    Цель методики «Хайскоуп» – с раннего возраста развивать в детях такие необходимые для полноценной жизни навыки, как независимость, способность делать выбор, интерес к обучению и чувство ответственности. Положительное отношение к обучению, выработанное благодаря «Хайскоуп», сохраняется у ребенка в течение всей жизни[9] .

    Адаптация «Хайскоуп» для занятий в домашних условиях называется «Мягкий старт». Эта программа не предназначена специально для детей с особыми нуждами, однако общий подход и многие идеи могут оказаться полезными в вашем случае. Существуют курсы и руководства по программе «Мягкий старт»: ниже я привожу лишь общие сведения.

    Активное обучение

    Дети познают мир и совершенствуют свои навыки не только благодаря наблюдению и выполнению инструкций, но и прежде всего через активные игры. «Хайскоуп» предлагает поощрять детей к исследованию, экспериментированию и игре следующими способами:

    – Предлагать детям множество разнообразных материалов для игры и экспериментирования.

    – Позволять им играть с самыми различными предметами и изучать их свойства.

    – Предоставлять им свободный выбор занятий.

    – Разговаривать с ними и позволять им разговаривать во время игры.

    – Предлагать помощь и поддержку в решении проблем, но не давать указаний и не решать проблемы за детей.

    «Хайскоуп» предлагает поощрять в детях стремление к независимости, предоставляя им возможность самостоятельного выбора и организуя мир вокруг них таким образом, чтобы они не были абсолютно зависимы от родителей и учителей.

    Если вы хотите практиковать программу «Мягкий старт», обеспечьте ребенка разнообразными материалами для игры и исследования. Храните их так, чтобы они были легко доступны для ребенка. Снабдите каждую емкость соответствующей картинкой, чтобы ребенок мог легко найти нужную вещь, и приучите его после игры убирать вещи на свои места. Объясните также, что вещи делятся на свои и чужие, и чужие вещи трогать нельзя.

    Например, поставьте на кухне маленький, в рост ребенка, шкафчик, где будет храниться «его» посуда – набор разнообразных ложек, кружек, тарелок и т.п. Когда вы готовите, пусть ребенок играет рядом с вами и подражает вашим действиям. При необходимости вы можете в мягкой, недирективной форме предлагать ребенку новые идеи и решения проблем («Может быть, стоит попробовать вот так?»); но не указывайте ему, что делать, дайте свободу для познания и эксперимента.

    Планирование, проведение и оценка

    Вторая основная идея «Хайскоуп» – ребенок должен сам решать, чем и как ему заниматься. Он должен уметь разрабатывать план игры, находить нужные игрушки, по окончании игры убирать их на место и оценивать, как прошла игра. Таким образом ребенок приучается как обдумывать свои действия перед тем, как что-либо предпринять, так и оценивать результат по его достижении.

    Вы можете предложить ребенку выбрать занятие с помощью набора картинок и рисунков, изображающих, например, кукольный домик, кубики, краски, железную дорогу или пазл. Пусть ребенок сам выберет, чем ему сейчас хочется заняться, и распланирует свое занятие.

    Понятно, что ребенок дошкольного возраста способен планировать лишь на весьма ограниченном уровне, например достать игрушки с полки, выбрать комнату для игры и т.д. Затем ребенок занимается выбранным делом, при необходимости с вашей помощью. Если он бросает свое дело и начинает заниматься чем-то другим, не следует его останавливать, но вы должны заметить вслух, что он изменил свои планы.

    Закончив, ребенок убирает игрушки и другие подсобные материалы на свои места и рассказывает или показывает вам то, что он сделал. Обсуждение успехов ребенка повышает самооценку.

    Безусловно, программа «Мягкий старт» достаточно сложна для выполнения: нелегко поставить в каждую комнату «детский» шкафчик и разрешить ребенку постоянное экспериментирование. Однако в любом случае следует подумать о том, соответствует ли обстановка в вашем доме потребностям ребенка: например, может ли он самостоятельно достать с полки любимую книгу или вынужден каждый раз просить об этом вас. Программа «Мягкий старт» во многом полезна для ребенка: он учится делать выбор и принимать решение, становится более ответственным и самостоятельным. Однако «Мягкий старт» не должен превращаться в равнодушие к ребенку. Предоставляя ребенку самостоятельность, одновременно проявляйте внимание к нему и его деятельности, например, если он хочет рисовать, обсудите вместе, где он хочет расположиться, что собирается нарисовать, на какой бумаге и какими красками. А после рисования обязательно попросите показать вам рисунок и спросите ребенка, как он сам считает, хорошо ли у него получилось.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх