• Кому предназначены лавры
  • Глава IV

    ДЕНЬ ХИРУРГИЧЕСКОЙ КЛИНИКИ

    Сегодня школьники приглашены посетить хирургическую клинику.

    Сегодня день открытых дверей. Тебе покажут палаты, перевязочные, операционные, врачи расскажут, как лечат больных, какие им делают операции. На сердце и легких, пищеводе и печени, на костях и многих, многих органах и тканях.

    * * *

    Книга Гиппократа «О враче» (2500 лет до н. э.), этого величайшего врача древности, была написана для тех, кто посвящал себя медицине, чтобы будущий врач знал, как он должен вести себя: «…Врачу сообщает авторитет, если он хорошего цвета лица и хорошо упитан, соответственно своей природе, ибо те, кто сами не имеют хорошего вида в своем теле, у толпы считаются не могущими иметь правильную заботу о других. Затем, ему прилично держать себя чисто, иметь хорошую одежду… Пусть он также будет по своему нраву человеком прекрасным и добрым… Он должен быть справедливым при всех обстоятельствах, ибо во многих делах нужна бывает помощь справедливости, а у врача с больным — немало отношений: ведь они поручают себя в распоряжение врачам…»

    Задумался ли ты над смыслом и происхождением слова «врач»? Такого обычного, знакомого слова.

    Оказывается, слово «врач» появилось в XI веке. Происходит оно от славянского глагола «врать» — «заговаривать, говорить, уговаривать».

    Действительно, самое могучее лекарство врача — сила убеждения, сила воздействия на психику больного человека. Если врач нашел контакт с больным, если больной человек поверил врачу — значит, успех лечения наполовину обеспечен.

    Вот почему врач, и хирург в частности, помимо специальных знаний должен быть широкообразованным человеком. Кроме того, он должен очень любить людей, уметь понять горе больного, внушить ему надежду на излечение, уметь утешить родственников и близких. Ведь их правильное поведение, отношение к больному имеет огромное значение.

    Вот как выразил идеи величайшего врача древности Гиппократа один из его современных последователей — Яспер: «Наибольшее, что врачу иногда удается, — это сделаться спутником больного во всей его жизни, как человек рядом с человеком, в неисчислимых проявлениях дружбы, возникающей между врачом и больным».

    Сложными взаимоотношениями врача и больного занимается специальная наука — деонтология, медицинская этика — наука о правах и обязанностях врачей по отношению к коллегам и больным («деон» — по-гречески «должное»).

    Кому предназначены лавры

    Представь себе, что в день открытых дверей ты рано пришел в хирургическую клинику и незримо присутствуешь во всех палатах, столовых, кабинетах, перевязочных лабораториях и операционных, наблюдая за работой.

    Засуетились санитарки, или, как их ласково зовут, нянечки. Да, да, самые настоящие няни. Ласковые и внимательные, ловкие и чуткие. Умеющие и какую-нибудь новость рассказать, и вовремя подушку поправить.

    Вот, подхватив таз и кувшин, пошли умывать лежачих больных, помочь чистить зубы, кого-то повернуть на другой бок, кому-то сменить белье. Все будет сделано, да так ловко, что и боли не почувствуешь. Кому-нибудь дадут попить, а с кем-нибудь и побалагурят.

    Дело-то несложное, да от него зависит многое. Если больной чист и опрятен, значит, на коже у него минимальное количество гноеродных микробов. Если же кожа загрязнена, то после операции может возникнуть осложнение и свести на нет все усилия даже виртуозного хирурга.

    Велика ли работа — слабому зубы почистить, объяснить, что это необходимо?

    Известно, например, что у ослабленного больного во рту скапливаются кусочки пищи, налеты, отложения на зубах, слюна становится вязкой и тягучей, начинаются процессы гниения. Слюнные протоки перестают нормально проводить слюну, а слюнные железы ее вырабатывать, в результате возникает гнойное заболевание слюнных желез. Почти как «свинка», о которой ты, наверное, знаешь. Только причина воспаления другая. Вот тебе и работа нянечки. Значит, и она участвует в лечении, помогает в операции.

    Следом вступили в рабочий хор медицинские сестры. У них дела другие. Трудно ли измерить температуру, да показатели термометра на специальный лист занести, график вычертить. Утром и вечером. Всегда в один и тот же час. Оказывается, температурный график о многом говорит хирургу. Кривая температуры тела имеет характерные черты для различных заболеваний, и по ней врач ориентируется в состоянии больного, определяет и предугадывает возможные осложнения.

    Или, например, вовремя вложить результаты лабораторных анализов в историю болезней. А ведь они могут многое подсказать: определить правильное лечение, установить сроки операции, и нужнее они как раз в тот момент, когда врач решает загадку болезни, намечает путь лечения. Процесс этот сложный, требующий глубокого раздумья.

    Назначили больного на операцию, а он ночь не спал, волновался, температура повысилась. Первый, кто сообщит хирургу об этом, — сестра. Возможно, операцию придется отложить, а иногда и оперировать раньше срока. Мы уже объясняли, что такое вода и соль. А кто вовремя и в нужном количестве все это больному в вену введет? Опять сестра. Да так, чтобы укол не почувствовался и плохо от переливания не стало.

    Вот, например, назначили больному операцию в точно запланированный час, назначили укол специального лекарства, чтобы снять волнения и уменьшить боль. Сделать все надо в строго определенный срок. Опытная сестра знает, что если лекарство ввести под кожу, то действовать оно будет только через сорок минут. Позже введешь, и лекарство начнет свое обезболивающее действие уже после операции. Какой же в этом смысл?

    Хорошая сестра — первый помощник хирурга. В ее обязанности входит не только выполнение распоряжений врача, но и оценка хода лечения. Наблюдение за больным. Ведь сестра с ним проводит больше времени, чем врач. От ее опытного глаза, доброй души и ласковых рук ничто не утаится. Значит, и она участник лечения. Думают, что быть медицинской сестрой просто. Нет. Быть хорошей сестрой сложно. Это прекрасная профессия. Нужная и гуманная, требующая больших знаний и умелых рук.

    Пришел в палату врач, с ним сестра, чтобы рассказать о больных — как провели ночь, кто как спал, кто как ел. Все должен знать врач. Настроение больного — это очень важный лечебный фактор. Первым делом врач смотрит оперированных, потом новеньких. Ведь надо разобраться, какая у них болезнь. А для того, чтобы выяснить характер болезни, нужно многое узнать и многое обдумать.

    Распознавание болезни — процесс творческий. Врач у постели больного, желая определить болезнь и избавить от нее человека, автоматически, подсознательно делит свои действия на четыре акта: первый — расспрос больного о его привычках, условиях жизни и работы, начальных проявлениях болезни и страданиях, которые она ему причиняет; второй — исследование, сюда входит осмотр внешнего вида, ощупывание, так как с помощью специальных приемов можно прощупать тот или иной орган; выстукивания, потому что при этом разные по плотности ткани дают разный звук; выслушивания; иногда просвечивании рентгеновскими лучами.

    Полученные сведения откладываются у врача в голове, и тогда он может приступить к третьему акту — распознаванию болезни, постановке диагноза. Это уже мыслительный процесс.

    Одни врачи прямо подходят к распознаванию болезни, говоря, что по таким-то, таким-то признакам может быть только такая болезнь Им помогает интуиция.

    Другие действуют систематически; они знают, что такая звуковая картина при выстукивании живота характерна для определенной группы болезней, и представляют себе их перечень; потом они мысленно рассматривают признаки каждой из этих болезней, сопоставляют с другими проявлениями и путем исключения приходят к правильному решению. Иногда оно бывает предварительным, меняясь в ходе дальнейшего наблюдения над больными.

    Кажется, все просто. Но за этим стоит колоссальный труд. Опыт. Знания.

    Последний, четвертый акт — это назначение лечения. Не так просто решиться на операцию. Хирургу трудно и всегда будет трудно принять решение, взвесив все «за» и «против», учтя возможные обстоятельства.

    Вот что писал один из крупнейших хирургов Европы, профессор Ниссен: «Сила принимать решения и уверенность в них, неразрывно связанные с сущностью хирургии, не позволяют нам быть пассивными Мы должны действовать, и вполне понятно, что когда в душе хирурга происходит борьба из-за того, какое решение ему принять, он иногда делает неверный выбор».

    Это последнее стоит мучительных переживаний, сомнений в правильности выбора специальности и, к сожалению, жизни и здоровья хирурга. Он должен быть готов к большим физическим и моральным нагрузкам.

    Если измерить пульс и артериальное давление у врача-анестезиолога в момент введения специальной трубки для наркоза в дыхательное горло больного и у летчика, ведущего многотонный лайнер с пассажирами на посадку, то они окажутся равными. Вот сколь велико напряжение!

    Тяжелый, но нужный, благородный, интересный труд. Люди ценят его.

    Золотыми Звездами Героев украсила Родина грудь выдающихся советских хирургов за их труд в ратное и мирное время.

    …Тем временем в операционной идет своя работа. Прежде всего здесь особые правила, предназначенные для борьбы с загрязнением всего, что соприкасается с больным во время хирургического вмешательства.

    Сестра рассмотрит и обувь, и одежду входящих. Перед операцией все должны переодеться в специальную одежду и халаты. Белый цвет уступил зеленому. Он меньше утомляет глаза. Затем сестра проверяет наличие нужного инструментария. Она четко представляет себе ход и последовательность операции, подавая хирургу инструменты. А почему он не может брать их сам? Потому, что его руки считаются условно более загрязненными, чем руки сестры: ведь хирург соприкасается с больными органами и тканями. Кроме того, нельзя отвлекаться на поиск нужного инструмента или приготовление нити необходимой толщины и длины для швов или перевязки кровоточащих сосудов.

    Все внимание оперирующего должно быть сосредоточено на операционном поле, и ничто не должно отвлекать. Поэтому опытная операционная сестра сама вкладывает в протянутую руку хирурга нужный инструмент без напоминания и объяснения. Для этого до операции хирург и сестра обговаривают ее особенности, потребность в тех или иных инструментах. А они бывают сложные. Например, автоматически сшивающие аппараты.

    Значит, сестра должна быть знакома с техникой. Понимать, что и как работает.

    Чтобы стать первоклассной операционной сестрой, нужно не только кончить училище, но иметь ловкие, быстрые руки, большую выдержку и хорошее здоровье. Потом практику, постоянную тренировку. Лет через пять, при упорстве и труде, вырастет незаменимая операционная сестра. Она — первый помощник, подчас она решает успех операции.

    Анестезиологи проверяют и готовят свою аппаратуру. Операция полна неожиданностей. Всякое бывает, врач-анестезиолог должен быть начеку. Малейшая неисправность аппаратуры может оказаться роковой. Ему, анестезиологу, доверено важнейшее дело — управлять деятельностью организма больного во время операции.

    Вот почему вместе с анестезиологической сестрой еще и еще раз проверяется аппаратура, наличие лекарств, запасов крови и растворов для переливания.

    Больной на операционном столе, он усыплен. Вот-вот начнется операция. На операционном столе лежит человек, доверивший свою жизнь и здоровье. Вне стен больницы его ждут родные и близкие.

    Велика ответственность, которую ощущают все участники операции.

    Она началась. Сосредоточен хирург, внимательны помощники. Тишина, лишь изредка нарушаемая командой хирурга. Быстро и точно двигаются руки, как у хорошего пианиста. Они должны быть чуткими, хорошо тренированными, их нужно повседневно упражнять.

    Операция идет к концу. Шов, еще один. Все! Поднял усталые глаза хирург, распрямили плечи помощники, облегченно вздохнула операционная сестра. Только анестезиолог напряженно работает. Он пробуждает больного, проверяет эффективность деятельности сердца и легких, определяет насыщение крови кислородом и концентрацию углекислоты.

    Больной вздохнул. Раз, другой. Открыл глаза. Теперь скорее в специальную палату, где анестезиолог продолжит наблюдение. Там уже ждут внимательная сестра и заботливая нянечка.

    Хирург с помощниками обсуждает ход операции. Они, будто летчики, разбирают полет, больше показывают руками. Вверх, вниз, слева, справа. Разбор окончен. Скорее в послеоперационную палату, посмотреть, как чувствует себя оперированный.

    Рабочий день идет к концу. Не раз зайдет хирург в палату проведать оперированного. Вроде все хорошо. Внимательны сестры, настороже нянечка. Не дремлет дежурный врач. Пора домой.

    А дома хирург еще раз мысленно проделывает операцию. Ищет новые, более отточенные приемы. Надо еще раз посмотреть, что пишут по этому поводу другие хирурги. Отечественные и зарубежные. Значит, врачу надо знать иностранный язык.

    Вдруг тишину разорвал телефонный звонок. Не из больницы ли? Может быть, что-то с больным? Оказалось, звонят не ему. Но беспокойство не проходит. И опять в больницу…

    Дежурная сестра успокоила. Все идет нормально. Вроде и волнения напрасны, ночь за окном. А все-таки хорошо, что приехал. Сам посмотрел. И так всегда. У начинающего и опытного. И в первый год и до конца жизни. Каждый день, без выходных. Днем, а если нужно, и ночью.

    Вот как напутствовал молодых врачей, собирающихся посвятить себя хирургии, один из наших учителей, академик Александр Николаевич Бакулев: «Посмотри во взволнованные, испуганные глаза матери, в суровое лицо отца, когда перед тобой лежит их едва дышащий ребенок, и покажи, на что ты способен… Поволнуйся на каждой операции и после нее, пока не убедишься, что ты спас больного. Погорюй, а может быть, и поплачь, когда тебе не удалось вырвать человека из лап смерти. Почувствуй радость и торжество за свою науку, когда бывший больной пожмет тебе руку и от всей души скажет скромное „Спасибо, доктор“».

    В тот момент, когда хирург ощутил, что победил болезнь, что опасности, нависшие над больным, миновали, следует всегда помнить о верных помощниках, помогавших в этом трудном деле. Только тогда хирург может добиться успеха, когда рядом с ним работает большой, слаженный коллектив. Даже больничный повар играет свою роль. Он готовит вкусные и питательные блюда. Ведь питание больных — это специальная наука.

    И врачи лабораторий, где делают анализы, и врачи в рентгеновских кабинетах, и многие другие вносят свой вклад в успешный исход операции.

    Есть у нас в больнице пожилой человек, продает газеты, журналы и открытки. Казалось, какое он имеет отношение к операциям? Много лет он у нас работает. Тихо и незаметно делает свое дело. Подойдет к больному, заранее узнает, что его интересует, предложит журнал, посоветует, что почитать. Одному — рассказ смешной, другому скажет: «Прочтите о таком-то, мужественный человек, сколько невзгод перенес, а выдюжил, себя нашел и в строй встал». И вот улыбнулся тяжелобольной, поверил в свои силы, и пошло дело на по правку.

    Известный терапевт прошлого Гуфеланд писал: «Из всех телесных движений человеческого организма, потрясающих тело и душу вместе, смех есть самое здоровое». Значит, и газетчик лечит.

    Собрался больной домой, за ним пришли родственники. Благодарят хирурга за мастерство, за спасение жизни. Вроде бы все лавры победителю. Только невдомек им, что хирург — полководец в своем отделении, организатор и мозговой центр победы, но он твердо помнит, что один в поле не воин.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх