|
||||
|
Приложение 2. Список игр‚ используемых на занятии КРУГ Волшебный мешочек Сенсорная игра, которая кроме развития тактильной сферы и развития интермодальных связей позволяет работать над обогащением словаря и умением ждать своей очереди. Из мешочка дети по очереди достают на ощупь предметы по просьбе педагога. Эти предметы могут соответствовать изучаемой в этот день на уроке теме (например, виды транспорта). Вышли мыши как-то раз Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость). Вышли мыши как-то раз Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе. Вариант: участники могут раскачиваться из стороны в сторону (см. игру «Шалтай-Болтай»), в конце имитируют убегающих мышей. К пятой строчке можно постепенно увеличивать громкость, а последнюю строку проговорить очень тихо. Гули-гули-гули-гоп Ритмическая игра, в которой тренируется переключаемость с одного действия на другое и внимание. Гули-гули-гули-гоп Участники рассказывают стихотворение и показывают, где лоб и как машут крыльями, под соответствующие слова. Первая и последняя строка – хлопаем поочередно в ладоши и по коленкам. Гуси вы, гуси, красные лапки Ритмическая игра, которая обогащает сенсорный опыт детей. Может использоваться при работе над интонационной стороной речи. – Гуси вы, гуси, красные лапки! В середину круга ставят стульчик. На него садится ребенок – он будет «волком». Все рассказывают стихотворение, при этом хлопая ладонями по своим коленкам. При словах «Щипайте волка! Спасайте гусенка!» все начинают щипать водящего, пока он не убежит на свой стульчик. Вариант: стихотворение можно рассказывать по очереди, как диалог. Например, между ведущим и другими участникам или между взрослыми и детьми в кругу. Дедушка Егор Ритмическая игра, в которой можно работать над темповыми характеристиками деятельности и переключаемостью с одного действия на другое. Из-за леса, из-за гор Участники рассказывают стихотворение, постепенно увеличивая темп. При этом хлопают в ладоши, топают ногами или стучат руками по коленкам, ускоряя движения в ритме стихотворения. Вариант: рассказывают и хлопают в постоянном темпе, а перед словами «Внуки на козлятках» делают паузу в стихотворении и остановку в движениях. Последнюю строчку произносят очень быстро. Дождь идет Ритмическая игра на подражание. Дождь идет, Участники рассказывают стихотворение и выполняют соответствующие движения: хлопают руками, топают ногами, делают «крышу», соединяя руки над головой, стучат указательным пальцем по коленке, мотают головой. Дует ветер Ритмическая сенсорная игра. Позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие. Помогает в развитии эмоционального контакта. Ветер по морю гуляет, Участники берутся за края платка. Поднимают и опускают его в ритме стихотворения. Платок накидывают по очереди на каждого из детей со словами «Раз, два, три – лети!» Дети «ищут» спрятанного, снимая с него платок. Вариант: иногда читают другое стихотворение: Ветер, ветер, ты могуч, Обычно его используют в группе, где детям нравятся стихи, или когда играют с большим парашютом. Еду, еду к бабе, к деду Ритмическая игра с ярким изменением темпа. Еду, еду к бабе, к деду, Педагоги читают стихотворение, постепенно увеличивая темп. Все топают в ритме стихотворения, также ускоряясь, в конце игры наклоняются вниз. Как на горке... Ритмическая игра на подражание. Помогает в освоении пространства. Как на горке – снег, снег. Педагоги и дети рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями рук вверх и вниз. На слова «снег, снег» хлопают руками по коленкам. Последние две строки: участники изображают, как спит медведь и прикладывают палец к губам. Лови мячик Игра по правилам. Учит ждать своей очереди, тренирует внимание. Дети кидают друг другу мягкий (тряпичный) мячик со словами: «Саша, лови!» Каждый раз называют имя того ребенка, которому кидают мяч. Вариант: ребенок держит мяч, а взрослый командует: «Раз-два-три!» На счет «три» надо бросить или толкнуть мяч. К кому он прикатился, тот и кидает следующим. Лунь плывет Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать переключаемость и изменение темпа. Лунь плывет, Участники рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. «Лунь плывет» – показывают медленными движениями, а «галки летят» – быстрыми. Мама, папа, жаба, цап. Игра по правилам. Способствует развитию слухового внимания, двигательной координации, планирования деятельности и скорости реакции. Мама, Ведущий протягивает руку с открытой ладонью, и все участники кладут свои руки на эту ладонь «башенкой» одна на другую. Когда все руки собраны, ведущий изображает жабу – медленно опускает на «башенку» свою свободную руку и поднимает ее, при этом «страшным» голосом говорит стишок. Со словом «Цап» он опускает руку последний раз, зажимая руки участников между своими. Задача играющих – в последний момент успеть убрать свои руки. Тех, кто не успел, «жаба съела». Вариант: на открытую ладонь ведущего каждый участник ставит палец. Мы охотимся на льва Ритмическая игра на подражание. Мы охотимся на льва. Все рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Под слова пятой строки («А что там впереди?») ставят руку козырьком ко лбу. Затем показывают, где нельзя пролететь и проползти, показывают вперед и изображают, как ползут по горе. После этого стихотворение повторяется, но впереди оказывается «топкое болото», «широкая река» и т. п. Препятствия может предлагать ведущий или сами дети, уже освоившие правила этой игры. Вариант: когда все изобразили, со словами «Батюшки, лев!» можно «увидеть» льва и «убегать» от него через те же препятствия, но в обратном порядке. На Алтайских горах Ритмическая игра, способствует развитию координации. На Алтайских горах. Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают себя по коленям. На слова «Ох-ах» сначала хлопают по плечам (левая рука по правому плечу, а правая – по левому), а потом вновь по коленям. На болоте старый пень Ритмическая игра с сильным сенсорным (тактильным) компонентом. На болоте старый пень. Один ребенок садится в центр круга на табуретку. Все остальные участники игры раскачивают его вправо-влево под слова стихотворения. В конце ребенок, который сидел в кругу, выбирает следующего. Вариант: вместо стула можно использовать большой мяч, тогда ребенка раскачивают в разные стороны. Но это более сильное вестибулярное воздействие, кроме того, такая игра требует от водящего хорошей координации движений и функции равновесия. Надувала кошка шар Ритмическая игра-потешка, позволяет тренировать внимание и координацию движений. Надувала кошка шар, Участники берутся за руки и, поднимая их вверх, показывают, какой шар надувала кошка. Под слова второй и третьей строчки топают ногами, на слове «хлоп» – хлопают в ладоши. Найди игрушку Игра на взаимодействие и обогащение сенсорного опыта. Стимулирует собственную активность ребенка, способствует развитию эмоционального контакта. Детям показывают привлекательную игрушку, потом один из них закрывает глаза, а ведущий в это время прячет игрушку у кого-нибудь из детей под одеждой. Водящий ребенок по сигналу открывает глаза и ищет игрушку, ощупывая детей. Следующим водящим становится тот, у кого нашлась игрушка. Вариант: игрушка, которую прячут, может быть звучащей (бубенчик или звучащий шарик). Тогда участник, который ищет ее, предлагает всем по очереди попрыгать и слушает, у кого зазвенит игрушка. Одеваем куклу Игра по правилам. Расширяет представления об окружающем мире, позволяет тренировать мелкую моторику (застегивание пуговиц, молний, шнуровка). Ведущий достает куклу и одежду для нее (по сезону). Каждому из играющих дается предмет одежды, дальше все по очереди одевают куклу. Вариант: если игра проводится в группе, в которой дети не могут сами одевать куклу, то их задачей становится выбрать и подать ведущему нужный предмет одежды. Померяй шляпу! Игра по правилам. Ведущий достает какой-нибудь интересный головной убор (шляпу, колпак и т. п.) и зеркало. Детям по очереди предлагается померить шляпу и полюбоваться на себя в зеркало. Ведущий ориентируется на желание детей – «Кто хочет?» Вариант: можно принести много разных шляп и пред ложить каждому, кто надел, ответить на вопрос: «Для человека какой профессии эта шляпа подходит?» Правая и левая Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела. Правая и левая водят поезда. Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руки и подражают тем действиям, о которых говорится. Правая рука Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявления предпочтений в группе. Развивает внимание и пространственные представления, учит ждать своей очереди. Тук, тук, правая рука. В круг ставят лишний стул. Тот участник, справа от которого оказывается пустой стул, стучит по нему правой рукой и произносит стихотворение, вставляя в него имя ребенка или взрослого, которого хочет позвать. Участник, чье имя назвали, пересаживается. Теперь роль водящего выполняет сидящий слева от пустого стула. Раз-два-три, посмотри Раз-два-три, посмотри, Участники рассказывают стихотворение, хлопая в ладоши и показывая на себя и других. Рыбка плавала в пруду Ритмическая игра. Рыбка плавала в пруду. Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова соответствующими жестами. Свинка Ненила Ритмическая игра, в которой можно решать задачи расширения словаря и развития подражания. Свинка Ненила Каждый из участников сначала гладит соседа, потом ставит руки в боки, показывает, какие у свинки ушки (руки на голове), хвостик (выставить согнутый указательный пальчик) и нос (кулачок возле носа). Сижу, сижу на камушке Игра на взаимодействие с сенсорным и ритмическим компонентами. Позволяет развивать эмоциональный контакт и способы выражения эмоций. Выявляет предпочтения среди детей в группе. Сижу, сижу на камушке, Ребенок-водящий садится в центр круга на стульчик, ему на плечи или на голову надевают платочек. Все поют грустную народную песню. Тот, кто в конце песни погладил водящего, садится на его место. Вариант: все участники жалеют и гладят того, кто сидит в середине. После этого он выбирает следующего водящего. Собираем пирамиду (Строим дом) Игра по правилам, которая учит ждать своей очереди. Способствует развитию зрительно-моторной координации и слухового внимания. Детям раздают большие кольца от пирамиды. Педагог называет имя ребенка, после чего он встает и надевает свое кольцо на стержень. Вариант: педагог называет цвет следующего кольца. Можно строить не пирамиду, а дом (башню) из больших кубиков. Солнышко Ритмическая игра на подражание, позволяет тренировать координацию движений. Солнышко, солнышко, Участники берутся за руки, рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями. Первая строка – тянутся вверх, вторая – опускают руки вниз. Третья и четвертая – поднимают руки вверх и раскачиваются. Далее изображают руками волны в ручье и крылья грачей. В конце каждый сначала медленно тянется до пола, а потом медленно поднимает руки вверх. Так мы топаем ногами... Ритмическая игра. Облегчает формирование образа себя, способствует развитию речи. Так мы топаем ногами, Участники рассказывают стихотворение и выполняют те действия, о которых говорят. Можно имитировать действия, которые ребенок делает по утрам («Так лицо мы умываем», «Так мы волосы причешем» и т. д.). Если возможно, то предлагаем детям самим придумать, что еще они хотят показать. В другое время года и в другую погоду меняют последнюю строчку (например, «пасмурным осенним днем» и т. д.). Та-та – два кота Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела. Та-та – два кота. Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела. Ты, веревочка, крутись... Ритмическая игра с правилами. Позволяет решать следующие задачи: развитие координации и взаимодействия рук, умение ждать своей очереди, тренировка слухового внимания. Ты, веревочка, крутись. Для игры нужна длинная веревка, концы которой связаны между собой – получается кольцо, за которое могут взяться все участники КРУГа. К веревке привязана игрушка. Обычно используют игрушку, у которой с помощью простого действия можно получить интересный результат (например, мышонок, который пищит, если нажать ему на живот; лягушка, которая дрожит, если ее потянуть за «хвост», и др.). Все перебирают руками веревочку, передвигая игрушку по кругу, читая стихотворение. Тот, у кого оказалась игрушка, когда стихотворение закончилось, играет с ней. Вариант: на веревочке может быть привязан предмет из темы, которая сейчас изучается на других занятиях. Например, это могут быть две шишки – еловая и сосновая. Когда стихотворение закончилось и веревочка остановилась, ведущий спрашивает, у кого какая шишка. У Авдотьи, у старушки Игра по правилам. Помогает развитию зрительного и слухового внимания, формированию схемы тела, развитию пространственных представлений. У Авдотьи, у старушки Участники рассказывают стихотворение, сопровождая стихи движениями. При словах «вот так» ведущий показывает какую-то позу или движение, участники игры ее повторяют. Следующим ведущим становится тот, у кого лучше всех получилось. (Важно, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего.) Вариант: слова последней строки можно заменить на следующие: «Разом сделали как... (назвать имя ребенка)». Это позволит детям быстрее выучить имена друг друга, а ребенку, имя которого назвали, требуется быстро придумать и показать движение. У Маруси две ноги Ритмическая игра, направленная на развитие координации, внимания и формирования интонационной стороны речи, чувства ритма. У Маруси две ноги: Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают себя по коленкам. На «Раз, два» выставляют вперед ноги по одной и затем прячут. Если участникам это трудно, можно добавлять слово: «Спрятали». Пятую и шестую строчки говорят, постепенно увеличивая темп. Последняя строка проговаривается медленно. У оленя дом большой Ритмическая игра на подражание. Позволяет работать над темпом. У оленя дом большой, Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями. Вариант: можно рассказывать и показывать стихотворение несколько раз подряд, постепенно, от раза к разу увеличивая темп. Угадай, чей голосок Игра на взаимодействие и развитие эмоционального контакта. Может использоваться для выявления предпочтений в группе. Развивает слуховое внимание, восприятие. Водящий садится в центр круга и закрывает глаза. Кто-нибудь из детей зовет его по имени. Водящий отгадывает, кто его позвал. Федя-Бредя Ритмическая игра, направленная на эмоциональное заражение, включение в деятельность и стимуляцию речи. Федя-Бредя съел медведя, Участники берутся за руки, размахивают ими вверх-вниз, увеличивая темп. В конце хором кричат: «Мама!» Цирк Игра по правилам, которая учит детей ждать своей очереди, развивает внимание. Может использоваться для закрепления нового лексического материала. Детям раздают игрушечных зверей, в центре круга ставят тазик – «бассейн». По команде «Слон, прыгай!» тот ребенок, у кого в руках слон, кидает его в тазик. Вариант: вместо зверей могут быть птицы или насекомые, в том числе сделанные своими руками. Чей ботинок? Игра по правилам, позволяет развивать внимание, речевую активность. Ведущий (им может быть как педагог, так и ребенок) просит детей снять по одному ботинку и собирает всю обувь в мешок. Потом достает по одному и спрашивает: «Чей ботинок?» Хозяин ботинка говорит: «Мой!», «Дай!» или просит жестом. Если ребенок не может сам сориентироваться, педагог помогает ему. Если хозяин ботинка не нашелся сразу, ботинок кладут обратно. Вариант: можно предлагать всем снять именно левый / правый ботинок. Черепаха Ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела. Шла большая черепаха Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда ведущий называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), все прячут свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» ведущий и другие взрослые щипают за ножки тех детей, которые их не спрятали, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции. Игра повторяется, а водящий называет другие части тела. Шагает слоненок Ритмическая игра на подражание. Помогает освоению пространства. Шагает слоненок, скорей погляди. Участники рассказывают стихотворение и сопровождают его движениями: изображают хвост, хобот, «топают» руками, топают ногами, показывают на себя и на любого из играющих. Шалтай-Болтай Ритмическая игра с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Способствует стимуляции речи, развитию двигательной координации. Шалтай-Болтай сидел на стене, Все участники КРУГа садятся поплотнее (обычно для этого делают круг поменьше), берутся за руки и рассказывают стихотворение «Шалтай-Болтай», раскачиваясь из стороны в сторону и подталкивая при этом соседей плечами или локтями. Со словами «свалился во сне» наклоняются вперед, а со словом «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются. Вариант: если участники сидят на полу на подушках, то в конце стихотворения можно «падать» назад. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|