|
||||
|
Рекомендации для учителя Учебный предмет «Изобразительное искусство» имеет свою специфику и требует во многом нетрадиционного подхода к созданию учебника по этой дисциплине. Он должен быть не только источником знаний, аккумулирующим содержание художественного образования, но и средством развития восприятия и художественного творчества. Учебная книга по изобразительному искусству должна способствовать формированию творческих способностей, духовной культуры и эмоционально- ценностного отношения к действительности. Авторская концепция структуры учебника строится на основе многоуровнего подхода к обучению и гармоничного сочетания текста с иллюстрациями различного рода (цветных и тоновых репродукций, фотографий, схем, таблиц, детских рисунков и др.), которые помогают учащимся извлекать информацию не только из текста, но и визуально. Ознакомление с выдающимися произведениями русского и зарубежного изобразительного искусства, помещенными в учебнике, поможет воспитанию интереса и любви к искусству, формированию эстетических потребностей. Данный учебник состоит из отдельных книг по рисунку, живописи, композиции и «Краткого словаря художественных терминов». В течение четырех лет с 5 по 8 классы можно использовать его в работе. Он рассчитан на долгое и разнообразное общение с ним. Читать и перечитывать этот учебник надо много-много раз. Это не простая книга. Она вводит в увлекательный мир искусства, знакомит с разнообразными стилями и направлениями в нем, обучает основам реалистического изображения, развивает собственное творчество ребенка. Именно триединство этих задач: развитие восприятия, обучение изобразительной грамоте и развитие детского творчества – в основе авторской концепции учебника. Основы рисунка, живописи и композиции изложены системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Данный учебник знакомит с разнообразными художественными материалами и техниками, рассказывает о правилах изобразительной грамоты, формирует практические навыки рисования с натуры, по памяти и представлению, декоративной работы как специфических средств постижения прекрасного. Обратите внимание, что формулировки правил могут содержать некоторые упрощения в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе. Учебник предоставляет возможность разноуровнего обучения. Конечно, какие-то вопросы даются на повторение материала начальной школы, например элементы формообразования, элементарные способы передачи пространства, особенности теплых и холодных цветов, понятие о жанрах искусства и др. В основном теоретический материал учебника излагается на высоком уровне сложности- с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Теоретический материал изучается не ради зазубривания правил, сосредоточения на формальных моментах, а для того чтобы суметь перенести теоретические знания в практику и создать выразительный рисунок. Вполне очевидно, что такой подход при изображении предметов не есть так называемое самовыражение, которое рекомендует пассивное «выливание» наружу субъективных чувств. Обсуждаемый здесь метод, как раз наоборот, требует активной деятельности, концентрации всех сил в момент творчества. Для достижения технически четких штрихов и линий не следует требовать от обучающегося бездумного изображения геометрических схем. Лучше попытаться направить ученика к стремлению ощутить радость, которая возникает в результате точно выполненного движения, достижения желаемого результата в рисунке. Учебник предоставляет возможность для развития у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии, творческой индивидуальности. Вопросам искусствоведения не посвящается отдельная часть учебника. Эти материалы излагаются в связи с теоретическими проблемами рисунка, живописи и композиции, а также в «Кратком словаре художественных терминов». Делается попытка кратко рассмотреть историю развития передачи пропорций, светотени, перспективы, колорита, композиции в изобразительном искусстве. Так, на примере истории развития живописи раскрываются особенности жанров искусства. Более подробно узнать о каждом из них, об основных стилях и направлениях изобразительного искусства можно в соответствующих статьях словаря и в специальной литературе, указанной в конце каждой части учебника. Этот же список включает и использованную автором литературу. Конечно, даже в четырех частях учебника невозможно охватить все многообразие проблем обучения изобразительному искусству. Рассмотрим основные из них. Желательно, чтобы дети полюбили эту книгу, чтобы она стала им добрым другом и советчиком и в школе и дома. 141. Работа учащегося. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» В условиях вариативного обучения трудно дать конкретные методические рекомендации по использованию этого учебника в учебном процессе, потому что один учитель работает по программе «Изобразительное искусство. 1-9 кл.» (руководитель В. С. Кузин), другой по программе «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.» (руководитель Б. М. Йеменский), а третий использует программу «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1-9 кл.» (руководитель Т. Я. Шпикалова). Кроме этого, очень многие создают свои авторские программы с учетом регионального и школьного компонентов. Именно поэтому учебник имеет не поурочную структуру, а написан в соответствии с базовыми компонентами содержания государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству. Он обеспечивает обязательные минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам, но, кроме этого, содержит более сложный материал по перспективе, цветоведению и композиции, что позволяет использовать его даже в классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Объем знаний и умений, предлагаемый в учебнике, соответствует конечному этапу обучения изобразительному искусству в 8 классе. Это значит, что в учебнике нет четкого разделения содержания по классам. Учитель сам определяет, в какой последовательности и в какой пропорции будет изучаться материал. Здесь скрыты возможности реализации индивидуального подхода в обучении, когда каждому ученику будет предложен свой темп прохождения материала. Бывает, одному ученику достаточно прочитать один раз какое-то определение, и он его уже запомнил. Другому же для этого потребуются большие усилия. Учащийся обращается к изучению теоретического материала на протяжении четырех лет, постепенно его усваивая. А если ученик пропустил занятия, то учебник становится просто незаменим и позволяет самостоятельно изучить теоретический материал и закрепить его в практической работе. Учебник должен помочь прежде всего прохождению программного материала. Предлагаемые упражнения и творческие задания показывают основные типы заданий, рассчитаны на проведение экспериментов, отработку навыков и умений, развитие художественного творчества. В каждой программе есть распределение заданий по классам, показан их полный объем. В учебнике этого нет потому, что он рассчитан на работу по разным программам. Вопросы, упражнения и творческие задания подобраны разного уровня сложности, часть из них дается на повторение предметного содержания начальной школы, поэтому они достаточно простые, а другая часть соответствует теоретическим положениям, изложенным в учебнике, то есть новому материалу. При этом существует еще дифференциация уровней сложности с помощью специальных значков. Таким образом, задания расположены не по мере нарастания сложности, а по разнообразным видам деятельности. 142. Работа учащегося. Золотая рыбка. Эскиз витража Последовательность выполнения упражнений и заданий предлагает учитель или выбирает ребенок в зависимости от своих возможностей. Учащийся любого класса может выбрать для себя задание повышенной сложности, если чувствует, что может с ним справиться. Задания рассчитаны как на классную, так и во многом на домашнюю работу. Как правило, для выполнения заданий по рисованию натюрмортов, пейзажей, тематических композиций, иллюстраций отводится один-два урока, но в условиях углубленного изучения изобразительного искусства для этого может быть выделено большее количество часов. Оптимальное время для выполнения упражнений 10-15 мин, однако возможно увеличение времени и проведение серии упражнений. Важно, чтобы еще до начала работы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для этого можно задать им ряд проблемных вопросов, использовать метод словесного рисования, отвести несколько минут на обдумывание композиции, познакомить с необходимым иллюстративным материалом в учебнике и другими наглядными материалами. Все это осуществляется еще до выполнения эскизов. Как правило, следующий этап – выполнение рисунка композиции карандашом или кистью одним цветом. Но если рисунок надо выполнить быстро, можно начинать сразу работать цветом. В этом случае лучше использовать тонированный фон, гуашевые краски, мелки. В народном и декоративно-прикладном искусстве кистевая роспись выполняется без предварительного рисунка карандашом. Не беда, если какое-нибудь задание не удается сделать сразу. Отработка навыков требует упорного труда. Одно и то же задание можно выполнять по нескольку раз, внося необходимые коррективы. Если условия позволяют, то следует попробовать применить разнообразные формы, мотивы, цветовые сочетания, контрасты и нюансы, различные композиционные решения и способы передачи пространства. 143. Работа учащегося. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане» Желательно, однако, чтобы в конце четырех лет обучения не осталось невыполненных заданий. Раздел «Практические задания», включенный в каждую часть учебника, показывает образцы рисунков с натуры, по памяти и представлению и, что особенно важно, последовательность работы. Здесь материал расположен по мере нарастания сложности. Желательно, чтобы ни одно задание не было пропущено. Образцы, выполненные художником, даны не для копирования, а для наглядного представления процесса работы. Однако не исключается возможность копирования этих рисунков из книг, если за этим будет стоять не бездумное срисовывание, а серьезная аналитическая работа. Необходимо помнить, что полностью заменить работу с натуры копировальный метод не может. Обучение должно строиться на основе рисования с натуры, только оно поможет ребенку познать красоту мира и освоить секреты мастерства. 144. Работа учащегося. Иллюстрация к сказке «Снежная королева» В целом можно отметить, что структура учебно-творческих заданий содержит возможности как для разноуровневого, так и для дифференцированного обучения. Очень важно так организовать работу с учебником, чтобы у учащихся за четыре года обучения не пропал к нему интерес. А это значит необходимо сохранить свежесть и новизну впечатлений. Не следует думать, что надо изучать в 5 классе «Основы рисунка», в следующем классе «Основы живописи», а затем «Основы композиции» и в 8 классе «Краткий словарь художественных терминов». Этот комплект не обязательно начинать читать с начала, можно с конца и с середины, в общем, с любого места, потому что в реальном процессе художественного творчества все изложенные вопросы взаимосвязаны и все их нужно иметь в виду одновременно, что крайне сложно. Вначале полезно просто полистать книгу, внимательно рассмотреть рисунки, репродукции картин, схемы, фотографии, детские работы и другие иллюстрации. Даже только такой просмотр, еще до чтения текста, о многом расскажет учащемуся, сориентирует его в круге поставленных проблем. Начиная изучать новую тему, можно порекомендовать учащимся прочитать дома необходимый параграф или часть из него для первого ознакомления. Затем в классе коллективно, вслух, по очереди они опять могут прочитать необходимый текст. Не требуйте, чтобы дети все запомнили сразу. Например, в 5 классе можно не изучать вопросы оптических иллюзий, аксонометрического построения пространства и другие трудные темы, их можно оставить для учащихся более старших классов, когда они познакомятся с этими разделами в курсах физики и черчения. 145. Работа учащегося. В спортивном зале 146. Работа учащегося. Иллюстрация к сказке «Аленький цветочек» 147. Работа учащегося. Иллюстрация к позме А. Блока «Двенадцать» 148. Работа учащегося. Натюрморт. Тушь, тампон 149. Работа учащегося. Битва Вероятно не следует приносить весь учебный комплект на каждый урок изобразительного искусства, хотя это тоже не исключается. Возможно носить в портфеле отдельные части учебника и по-разному использовать их в учебном процессе. Например, какое-то задание будет посвящено изображению пейзажа, и понадобятся знания по перспективе, значит, потребуется только книга «Основы рисунка». На следующий урок, когда пойдет работа цветом, следует порекомендовать учащимся захватить книгу «Основы живописи». Чтобы мы ни рисовали, всегда в первую очередь встают вопросы композиции, поэтому третья часть учебника «Основы композиции» легко может сочетаться как с первой, так и со второй частью. На каком-то уроке можно организовать работу со словарем в связи с новой темой или с закреплением пройденного, можно попросить прочитать учащихся необходимые словарные статьи дома. Все это поможет более эффективному освоению учебного материала. Урок лучше начинать с беседы, эмоционально настраивающей учащихся на работу. Она помогает восстановить в памяти или сформировать представления, составляющие основу выбранной темы. Особенно необходим учебник при объяснении нового материала. А для закрепления знаний можно предложить выполнить упражнения из него. В процессе самостоятельного рисования на уроке учителю рекомендуется индивидуально работать с детьми. Можно посоветовать им снова заглянуть в учебник, если в нем есть разъяснение допущенной ошибки. При подведении итогов можно похвалить детей, которые наиболее успешно работали с учебником на уроке. Домашнее задание тоже можно связать с материалом учебника. Учебник может быть полезен не только для основной школы, но и для классов с углубленным изучением изобразительного искусства, так как он содержит материал повышенной сложности. В общеобразовательной школе ряд трудных вопросов, например, связанных с оптическим смешением цветов, многомерным пространством, золотым сечением можно подробно не изучать. Данный учебник может быть использован и в детских художественных школах, поскольку не имеет жесткой привязки к какой-нибудь одной программе, а написан в соответствии с основами рисунка, живописи и композиции, которые должен знать каждый, приобщающийся к художественному творчеству, тем более что подобных учебников для подростков по изобразительному искусству нет и в системе обучения учреждений культуры. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|