|
||||
|
19. МИСТИКА СВЕТА В феноменологическом исследовании мистического света следовало бы отметить и тот свет, что ослепил святого Павла по дороге в Дамаск, и различные опыты свечения, пережитые Иоанном Крестителем; и знаменитый загадочный лист в бумагах Паскаля, на котором было написано прописными буквами слово «Огонь»; и экстаз, охвативший Якоба Бёме, когда солнце отразилось в тарелке, за которым последовало столь мощное интеллектуальное озарение, что казалось, философ постиг все тайны; и многие другие, менее известные опыты, как, например, случай с преподобной Серафиной ди Дио, монахиней кармелитского ордена на Капри (ум. 1699), чье лицо после причастия и молитвы испускало свет, как пламя, а глаза метали искры, подобно огню;[143] или даже того незадачливого отца Сурина, который, много лет настрадавшись от лаудонских чертей, испытал под конец жизни несколько блаженных часов: однажды, когда он прогуливался в саду, свет солнца стал столь ярким, сверкающим и вместе с тем нежным, что ему почудилось, словно он гуляет по раю.[144] Не менее выразительны у мусульманских мистиков светоносные видения, которыми сопровождаются разные стадии зикра:[145] то семь "цветных огней",которые последовательно видит внутреннее око аскета на стадии сердечного зикра,[146] то изливающийся свет, которого добиваются во время интимного зикра, — свет этот воистину божествен и негасим.[147] И тот и другой зикр могут сопровождаться объективным свечением. Примечания:1 Этот небольшой автобиографический текст был опубликован в кн.: R.M. Bucke, The Cosmic Consciousness (Philadelphia, 1901), p. 261–262. См. некоторые другие опыты света во сне и их психологические интерпретации в кн.: C.G. Jung, Psychology and Alchemy (New York — London, 1953), p. 86, 89,165,177. 14 Атман (санскр., букв. возвратное местоимение "я, сам") — в брахманистской философии означает личное «Я», индивидуальную душу, и вместе с тем разрабатывается концепция тождества индивидуальной души и Абсолюта-Брахмана (Прим. научн. ред.) 143 См.: Montague Sumners, The physical phenomena of Mysticism (2 ed., London, 1950), p. 71. 144 Ср. Aldous Huxley, The Devils of Loudun (1952), p. 305. 145 Букв. «упоминание»; по сути — поминание как прославление имени Бога, призыв молящегося вслух к собственной памяти во время непрерывной молитвы (Прим. научн. ред.) 146 Louis Gardet, La mention du nom divin (dhikr) dans la mystique musulmane. — Revue Thomiste, 1952, p. 641–679; 1953, p. 197–213. spec. 1952, p. 669 sq. О "семи светозарных оболочках" ср.: L. Massignon, Recuell de textes inedits concernant la mystique en pays d'lslam (Paris, 1929), p. 143, и примечание 1 (по поводу Ала ал Давла Симнани, род. 1336, который был "первым мистическим писателем, в котором намечается тип современного вождя конгрегации: он тщательно классифицировал "цветные огни, видимые во время экстаза", и испытывал разные формулы зикр"). 147 "Огни зикра не угасают и его свет не исчезает <…> Ты всегда видишь восходящие и нисходящие огни; огни вокруг тебя светлы, очень горячи и пылают" (Ibn 'Ata Allah, цит. в кн.: Gardet, op. cit., p. 677). "Проявления зикра на этой стадии можно сопоставить с великими озарениями в византийских традициях. Сразу же следует отметить и глубокие отличия в осмыслении" (Gardet, op. cit.). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|