|
||||
|
ТЕХНОЛОГИИ: МГТС без АТСАвтор: Александр Бумагин МГТС уже давно занята тем, что пытается избавиться от наследия прошлых лет в виде парка аналоговых АТС. Устаревшее оборудование постепенно заменялось цифровым. И вот недавно выяснилось, что компания не будет доводить начатое до конца. В тех местах, где абонентов обслуживает аналоговая техника, МГТС обойдется без АТС вовсе. С помощью дружественного "Комстара" [Дочерняя компания МГТС.] было найдено более прогрессивное решение в виде технологии IMS. Технология IMS (IP Multimedia Subsystem) изначально разрабатывалась как система для предоставления мультимедийных услуг абонентам мобильных сетей. Однако со временем IMS превратилась в базовую платформу, контролирующую соединение абонентов любых сетей, включая абонентов фиксированной телефонной связи. Для операторов фиксированной связи, которые задумываются над заменой аналоговых АТС и (или) стремятся к увеличению числа дополнительных услуг, IMS привлекательна тем, что берет на себя проблему соединения, подменяя коммутацию каналов на пакетную коммутацию. То, что в традиционной телефонии осуществляется за счет недешевого оборудования, IMS решает программно. - Сегодня перспективнее внедрять IMS вместо более привычной и простой замены аналоговых АТС на цифровые, - говорит Александр Кириллов, вицепрезидент "КОМСТАР-ОТС". - По данным Dittberner Consulting, телефонные сети общего пользования изживут себя к 2014 году. Нам же хочется сделать задел на более длительный срок. Те технологии, к которым стремимся мы, останутся актуальными, по крайней мере, до 2020 года, если опять же опираться на мнение аналитиков Dittberner Consulting. Лет через пять-шесть или даже раньше цифровые АТС уже не будут интересны операторам. Перевод всего телефонного хозяйства Москвы на цифру, то есть замена аналоговых АТС цифровыми, и внедрение десятизначной нумерации на территории всей страны осуществляется в соответствии с решением регулирующих органов. "Нам хочется не просто сменить аналог на цифру, а получить новое качество, - говорит Кириллов. - Конечно, цифровая АТС сама по себе несет какие-то усовершенствования, но много новых услуг она не обеспечит". Отметим, что IMS пока находится в стадии тестирования, на поток ее пустят, если испытания в опытной зоне пройдут успешно, а результаты тестового запуска одобрят акционеры "Комстара". С точки зрения абонента IMS-подключение выглядит следующим образом. В квартире монтируется устройство, обеспечивающее возможность обмена информацией по стандарту SIP - IMS-шлюз. Происходит своего рода подмена "последней мили", хотя для многих приложений требуется широкая полоса пропускания, а IMS сама по себе ее не обеспечивает. Поэтому "Комстар" сейчас работает над еще одним высокотехнологичным проектом - модернизацией "последней мили" по технологии FTTC (Fiber to the Curb, оптоволокно в распределительный шкаф, находящийся в доме абонента). На FTTC планируется потратить около 100 млн. долларов в течение двух лет. Восемь из десяти абонентов "Комстар-ОТС" к концу 2009 года смогут работать на скорости до 24 Мбит/с. - Проблему соединения распределительного шкафа и АТС мы решаем с помощью оптоволокна, - говорит Кириллов, - а дальше используется существующая в каждой квартире медная пара. Структура IMS Структура IMS такова, что набор услуг, предоставляемых оператором, никак не зависит от способа соединения, имеющегося на стороне абонента, будь то WiMAX, ADSL, LAN, мобильные сети 2G или 3G. Эта так называемая горизонтальная архитектура выгодно отличается от привычной вертикальной схемы, в которой для каждого типа услуги нужно было выстраивать свою цепочку от терминала клиента до приложения. Одним из главных средств такой универсальности IMS служит протокол SIP, по которому сообщаются между собой транспортная среда, управление сетью и управление приложениями. После получения IP-адреса от этой подсистемы все абоненты вне зависимости от того, к сети какого типа они подключены, приобретают равные возможности, и дальнейшее управление запросами происходит практически по единой схеме. Конечно, каждый абонент может воспользоваться только теми услугами, которые он готов оплачивать. Для того чтобы система могла решать кому, как и какой сервис предоставлять, в IMS предусмотрен элемент под названием HSS (Home Subscriber Server), аналог структурного элемента сотовой сети - HLR (Home Location Register) К вашим услугам Преобразование обычного телефонного сигнала в VoIP - это лишь малая и далеко не самая сложная часть технологии IMS, и не ради этого все задумывалось. "Комстар" рассчитывает на то, что потребителю приглянутся дополнительные услуги. Комментируя их востребованность, Кирилов сказал: "Я не верю, что люди не будут использовать другие услуги. Проникновение широкополосного доступа в Москве уже около пятидесяти процентов, и наверняка не за горами - восемьдесят. С нашей технологией будет все 100. А ведь еще два года назад, по данным аналитиков, прогноз на ближайшие годы был только 24%[Эта цифра прозвучала на конференции Broadband в 2005 году.]. То есть людям нужна широкая полоса, полагаю, нужны будут и услуги, которые обеспечивает высокая скорость соединения". Впрочем, наш собеседник добавил, что введение услуг будет идти в ногу с потребностями клиентов: "Осторожности ради хочу сказать, что конкретные заявления по доступности той или иной услуги, сроках и других деталях можно будет делать только после испытаний в опытной зоне". Техническое оснащение для таких испытаний еще не выбрано. Всем заинтересованным производителям отправлены RFP (Request for Proposal). По словам Кириллова, сегодня производители еще не успели накопить опыт работы в подобных проектах, но компания уже получила несколько конкретных предложений, определиться же с выбором собирается к концу апреля. "Развернуть саму сеть не так долго, так как МГТС сейчас имеет доступ в каждую квартиру, - уверяет Кириллов. - Это будет быстрее, чем вводить цифровые АТС, а заодно и дешевле, за счет меньших площадей, занимаемых оборудованием, и за счет более низкого энергопотребления". В итоге, по имеющимся расчетам[Редакции удалось получить от "Комстара" только их оценку затрат на обслуживание одной телефонной линии в среднем в России.Они составляют от 200], операционные издержки на обслуживание сети сократятся значительно, даже если отойти в сторону от дополнительных услуг. Мнение Любая новая технология призвана экономить на ОРЕХ[Операционные затраты.]. У МГТС сейчас примерно 3,5 млн. телефонных номеров в Москве. "Комстар" обслуживает примерно 650 тысяч из них. Получат ли "Комстар" ощутимо больше клиентов, использующих их широкополосный доступ? Не уверен. Думаю, до миллиона абонентов они дойдут. Но еще два миллиона квартир с IMS не обернутся для компании таким же числом новых клиентов. Я думаю, что и руководство "Комстара" отдает себе в том же отчет. Абонент готов будет пользоваться собственно телефоном. Всякие прочие сервисы, которые хотел бы предоставлять "Комстар", и сейчас вполне доступны стараниями других компаний, и те, кто хотят что-то иметь из этих услуг, наверняка уже об этом побеспокоились. В ближайшее время в Москве около 70% квартир будут подключены к широкополосному доступу. IMS же будет упираться в предсказуемые проблемы: большие расходы на внедрение при экономии на OPEX в будущем, за счет экономии на средствах, требующихся на обслуживание. Это палка о двух концах. Конкуренты ведь тоже на месте не стоят, их услуги тоже будут развиваться. Прорыва у Комстара не будет, разве что будет постепенное эволюционное развитие, вызванное всеобщим постепенно увеличивающимся интересом к новым услугам, но то же касается и конкурентов компании. То обстоятельство, что "Комстар" может предложить различные услуги, оплачиваемые с одного счета, я также большим козырем не считаю. Основная выгода может быть только в разности затрат на два разных варианта развития МГТС: замена аналоговых АТС на цифровые или отказ от этого в пользу IMS. Целесообразно ли сейчас увеличить CAPEX[Капитальные затраты.] ради снижения OPEX в дальнейшем, сказать трудно. АФК "Система" в силу своей масштабности способна делать большие инвестиции на будущее, спору нет. Принесет ли это прибыль и как скоро это случится, предвидеть практически невозможно. Хочу подчеркнуть, что я вовсе не считаю притяное решение ошибочным:об этом нельзя судить, не зная деталей бизнес-плана. Обычно, переход на такие решения не означает резкого увеличения потребления услуг оператора. Поэтому доходная часть для оператора, выбирающего такой путь, в краткосрочной перспективе меняться будет мало. Константин Анкилов, аналитик iKS-Consulting На зыбкой почве В связи с выбором в пользу IMS есть много нерешенных пока вопросов. В частности, нужно стандартизировать оборудование. Кроме того, такое использование IMS - дело совсем новое, что задачу заметно усложняет. "IMS - технология, которая изначально разрабатывалась в мобильной связи, - поясняет Кириллов. - "Фиксированные" операторы только-только начинают подтягиваться. Примеров масштабного внедрения IMS в фиксированных сетях в мире практически нет. Те примеры, которые существуют, мы обязательно будем изучать". В России, отметил Кириллов, даже у мобильных операторов IMS не особо в чести. То, что МГТС и "Комстар" могут сделать выбор в пользу IMS - это один из путей развития. За рубежом многие операторы фиксированной связи выбрали вариант постепенного усовершенствования аналогового оборудования: сначала вводятся цифровые АТС, а затем над ними возводятся мультимедийные надстройки. Обычная голосовая связь, по мнению Кириллова, должна стать частью пакетного предложения. "Когда мы ставим конечное устройство, базовая услуга голосовой связи как таковая остается, - говорит он. - Если человек захочет, он может получить дополнительные услуги. Ни о каком навязывании речи не идет. Наличие пакетного предложения не означает, что не будет альтернативы". Кириллов видит главное преимущество IMS в будущей унификации сети, в том, что везде будет протокол SIP, и услуги будут сопрягаемы с мобильными приложениями. Остается добавить, что коль скоро техническая часть проекта будет решена, остается ждать реакции москвичей на открывающиеся возможности. Именно от этого будет зависеть, выйдет ли IMS за пределы МКАД. Мнение IMS фактически позволит "Комстару" "перескочить" промежуточный технологический этап в развитии инфраструктуры абонентского доступа, что уже само по себе означает финансовую экономию. Однако важнее другое: "Комстар" затеял комплексную модернизацию сети, включая транспортный уровень. Технология IMS позволяет провязать "ядро" сети и уровень доступа, обеспечить сквозным образом пропускную способность сети, качество обслуживания и другие параметры. Это как в компьютере - процессор может быть на 2000 ГГц, а шина на 500 ГГц, тогда для приложений, требующих постоянного обмена данными, вы никакого эффекта не достигнете. Данный проект надо рассматривать в контексте другого проекта - FTTC, при реализации которого "Комстар" фактически повторяет уже показавшую свою эффективность бизнес-модель Deutsche Telecom. IMS концептуально ориентирована на возможность быстрой разработки, внедрения и настройки новых услуг. Поэтому даже если часть из них не будет востребована рынком сразу, то это не снизит финансовой эффективности проекта. В настоящее время "Комстар" - безусловный лидер по доле рынка широкополосного доступа в Москве. Учитывая, что уровень проникновения уже превысил 50%, амбиции "Комстар" по дальнейшему развитию (проект FTTC) и уровень инвестиций, то остальным игрокам вряд ли удастся потеснить его с первого места, хотя уменьшить разрыв они немного смогут. Евгений Соломатин, директор по развитию ЗАО "Коминфо Консалтин |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|