|
||||
|
5Воины кода Я сижу в захламленном конференц-зале головного офиса DivX-Networks в Сан-Диего. Два топ-менеджера компании и я смотрим на двадцатисемидюймовом экране телевизора фрагменты зажигательного фильма «XXX» с Вином Дизелем. Пока Вин фантастически маневрирует между сполохами пламени, стереосистема выдает грохот и треск спецэффектов на сногсшибательной громкости. Но мы смотрим не DVD – мы смотрим видео по Сети, прямо из Интернета. Считается, что это невозможно. Видеоконтент известен своей прожорливостью с точки зрения пропускной способности Сети. Телешоу или фильм может передаваться по высокоскоростной DSL-линии несколько часов. Если вы заказываете фильм по Интернету в голливудском магазине Movielink, вам обычно приходится долго ждать, прежде чем вы увидите хотя бы один кадр. Разработчики занимаются интернет-каналами следующего поколения, которые должны быть в сто раз шустрее нынешних, однако результаты этих трудов не увидят свет в ближайшие несколько лет. Существует другой способ передавать видео по Сети без задержки: не нужно расширять канал – нужно сжимать контент. Эта формула уже произвела революцию в музыке: файлообменные сети и портативные музыкальные плейеры были бы сегодня скорее редкой забавой, чем повсеместно используемыми технологиями, если бы не формат MP3. На обычный семидесятичетырехминутный музыкальный компакт-диск помещается 650 мегабайт – такой объем контента можно передать по высокоскоростному каналу лишь за несколько часов. Но MP3 умеет сжимать музыку в одиннадцать раз. Сжатая таким образом композиция передается всего за несколько минут, при этом большинство людей не замечают потери качества звучания. iPod позволяет мне носить в своем кармане тысячи песен. Люди, работающие в индустрии развлечений, с пеной у рта доказывают, что Интернет стал причиной нарушения законов, однако мало кто из них полностью осознает, что настоящим источником изменений в области домашних развлечений стал кодек. Невидимый пользователям, никем не замеченный кодек – это небольшая программа, которую медиа-плейеры используют для того, чтобы сжимать и распаковывать аудио и видео. Хотя вы редко слышите о них, кодеки – это живая вода цифровых медиа. MP3, MPEG-2 и AAC (Advanced Audio Codec, созданный Dolby Labs, который Apple использует для композиций, распространяемых через магазин iTunes) – это лишь несколько примеров кодеков. MPEG-2, созданный в 1994 году, сжимает видеофайлы до трех процентов от исходного размера. В результате мы можем смотреть голливудские фильмы на DVD, провайдеры цифрового кабельного телевидения и спутникового телевидения могут объединять сотни каналов в один сигнал. Кроме того, появились цифровые гаджеты нового поколения: цифровые камеры и TiVo. Когда вы смотрите по телевизору «Закон и порядок» или какой-нибудь голливудский фильм, скорее всего, вы должны поблагодарить за это кодек. Уже подняв на уши музыкальный бизнес, кодеки собираются потрясти мир Голливуда. Джордан Гринхолл заметил это всего через два года после окончания Гарвардской школы права. Вице-президент музыкального стартапа MP3.com начал готовиться к следующей волне разрушительных домашних медиа. «Каким будет аналог MP3-революции для видео? – спрашивает он. – Каким будет подъем цифрового видео или интернет-видео, когда люди станут управлять собственным медиа-контентом?»[5-1] Однажды в конце 1999 года, бродя по IRC-каналу даркнета, Гринхолл скачал фильм и начал смотреть его на своем компьютере. Он был поражен тем, что увидел. Он едва мог поверить в то, что за двадцать минут загрузил из Интернета полноценный фильм в DVD-качестве. Так он понял, что его предположения были не только реалистичными, но и очень близкими к исполнению. До того момента видео в Сети состояло из уродливых, прерывистых изображений размером с почтовую марку, которые практически никто не хотел смотреть. Теперь же появилась технология, позволяющая зрителям быстро найти и посмотреть высококачественный полноэкранный фильм по широкополосной сети. Это был святой Грааль Интернета. Уйдя из MP3.com, Гринхолл начал охоту за кодером или кодерами, которые это провернули. Он провел недели, используя подпольные контакты и убеждая людей в том, что он бизнесмен, а не цифровой охотник за головами. Он выяснил, что нужный ему кодер – загадочная личность или команда из нескольких программистов, работающих под псевдонимом Gej. Ему удалось пообщаться с Gej в IRC-чате и обсудить технические, экономические и политические достоинства сотрудничества и создание компании – разработчика кодеков для сжатия видео. Через несколько недель он узнал подлинную личность Gej: им оказался Джером Рота, двадцатисемилетний любитель видео и графики. К тому моменту Гринхолл уже начал встречаться с техническими экспертами и финансистами. Журналист из Wall Street Journal Ли Гомес услышал об этом начинании и занялся подготовкой истории, которая принесла бы техническому стартапу национальную известность и мгновенную славу. Гринхолл купил Роте билет на самолет. Французский программист покинул свой дом на Ривьере, прилетел в Лос-Анджелес, встретился с журналистом и согласился принять участие в новом предприятии. Оригинальная программа Роты, кодек, который привлек внимание Гринхолла, появилась на свет из-за недовольства продуктами Microsoft. Рота создал художественное портфолио и резюме, используя средства Windows Media, но, когда Microsoft выпустила обновление, старые файлы перестали открываться. Рота был вне себя. Он взял дело в свои руки и переписал код таким образом, чтобы он смог работать с любым форматом, который может быть выложен в даркнет. «Для того чтобы освободить информацию, понадобилась неделя», – рассказывает он. Пиратский код завоевал ошеломляющую популярность на IRC-каналах, так как впервые людям попала в руки простая в использовании технология, которая позволяла им передавать высококачественное видео по Интернету. Рота назвал этот пиратский код DivX;-) – в насмешку над DivX, Digital Video Express, тупой технологией, которую большинство голливудских киностудий считало альтернативой формату DVD. Сегодня мало кто помнит, что в середине 1990-х годов голливудские киностудии боролись с DVD, пытаясь предотвратить его распространение. Поддерживали DVD только Warner и Sony: они предлагали коробочный продукт, похожий одновременно на книгу и CD, который любители фильмов могли добавить в свою коллекцию или перепродать. Disney, Fox, Universal Pictures и DreamWorks, напротив, поддержали схему «плата-за-просмотр» с использованием Digital Video Express. Для использования Digital Video Express были необходимы особые, оснащенные модемом машины, которые обращались к центральному компьютеру за авторизацией каждый раз, когда кто-то хотел посмотреть фильм, и требовали платы за просмотр каждого DivX-диска, который нельзя было проиграть в стандартном DVD-проигрывателе. В Интернете технологии Digital Video Express был объявлен бойкот, и даже кинокритик Роджер Эберт выразил свое недовольство: «Фанатов путают с пиратами». Несмотря на то что Circus City вложила в проект примерно 350 миллионов долларов, в том числе по 20 миллионов долларов было перечислено всем крупным киностудиям, в июне 1999 года, всего через девять месяцев после того, как было продано 200 проигрывателей, оригинальный DivX умер, не вызвав ни слез, ни сожалений. По иронии новый DivX имел гораздо больший успех, чем его предшественник. Вложив 5,6 миллиона долларов в основание предприятия, партнеры DivXNetworks наняли небольшую компанию первоклассных специалистов по видеокодекам со всего света, пригласили людей из Италии, России, Англии и Китая в Сан-Диего, чтобы создать универсальный стандарт цифрового видео, убедив другие компании включить код на основе MPEG-4 в телевизионные приставки, медиа-плейеры и видеокамеры. Таким образом, Гринхолл и Рота решили превратить растущее подпольное движение в совершенно законное, играющее по правилам предприятие. Это означало, что код Роты должен был быть полностью переписан. Основатели предприятия взяли на себя новые роли: Гринхолл, стройный смуглый тридцатидвухлетний мужчина с холеной внешностью и самоуверенными манерами, занял кресло генерального директора. Рота, оставшись верным образу сумасшедшего ученого (огромные круглые очки, волосы до плеч и робкое, неловкое поведение), прилип к своему компьютеру, чтобы писать код даже по ночам. Они не стали отгораживаться от остальных в собственных кабинетах, предпочитая работать бок о бок с рядовыми программистами. С момента основания DivXNetworks численность ее сотрудников увеличилась с пяти до восьмидесяти человек – компания стала своего рода тайным советом любителей фильмов со всего мира. Головной офис, устроенный в необитаемом кирпичном доме с коваными металлическими охраняемыми воротами, просторен и удобен: мягкий флуоресцентный свет падает на кластеры рабочих станций, а в коридорах стоят ряды досок для серфинга. Частота процессоров растет, и кодеки становятся все лучше. Сейчас кодек DivX может уменьшить размер уже сжатого файла в формате MPEG-2 еще на 4/5, тем самым делая его размер равным одному проценту исходного файла. В момент образования в DivXNetworks приняли решение бесплатно выкладывать в Интернет свои программы. В результате этого более 150 миллионов людей во всем мире постоянно используют DivX. Компания зарабатывает на том, что получает деньги за продажи своего программного плейера, который позволяет пользователям проигрывать фильмы в формате DivX на своем компьютере. Но Гринхолл и Рота всегда знали, что большинство людей смотрят фильмы в своей гостиной, а не в домашнем кабинете. Поэтому в 2003 году DivX превратился из выпускающего программное обеспечение стартапа в компанию по изготовлению потребительской электроники. Гринхоллу явилось несколько откровений, после чего он начал понимать, насколько важна во всех отношениях потребительская электроника для видео. Занявшись разработкой потребительских продуктов, команда DivX вскоре обнаружила, что это было совершенно другое дело, нежели написание программ. «Разница такова, – говорит Гринхолл в своем живом стиле. – Потребительская электроника должна замкнуть технологии друг на друга, а это значит, что вам нужно разрабатывать такую технологию, которую можно легко поместить на чип, которая работает бесперебойно и которую не понадобится часто обновлять. Это совершенно не то же самое, что писать компьютерные программы, которые вы просто выкладываете, и предполагается, что они должны заработать, а если и не заработают, вам не составит труда позже их обновить. Чтобы вы могли выйти на рынок потребительской электроники, в вашей компании фактически должна быть другая культура. Когда вы создаете чип, он должен быть идеальным». Директора разбили компанию на три группы: программную группу, занимающуюся разработкой средств создания контента для Интернета, группу потребительской электроники, занимающуюся «железом», и группу по работе с видео, общающуюся с операторами кабельного и спутникового телевидения и голливудскими студиями. Компании удалось быстро перейти в категорию создателей новых устройств и выставить счета компаниям, встраивающим DivX в видеокамеры и другие устройства. К примеру, авиакомпания Alaska Airlines раздает пассажирам на время полета небольшие видеоплейеры, позволяющие смотреть десятки фильмов в формате DivX. Еще важнее то, что Samsung и Philips используют DivX в новых линейках DVD-плейеров. (До недавнего времени ни один DVD-плейер не позволял смотреть фильмы в формате DivX.) DivX получает два доллара за каждый проданный DVD-плейер. Гринхолл ожидает, что DivX будет в большинстве DVD-плейеров, которые будут проданы в следующие несколько лет, – очень впечатляет, учитывая, что ежегодно только на территории США продается около 20 миллионов плейеров. Прежде чем компания двинулась в направлении потребительской электроники, ее основатели считали, что их оплотом будет видео по запросу, такое же, как трейлер фильма «XXX», который я смотрел. Пока все складывается иначе. На хромающем английском Рота пророчит, что придет день, когда DivX позволит по-новому оценить экспериментальные фильмы и киноклассику, предоставив пользователям свободу от двух сотен каналов, ни на одном из которых нет ничего интересного. Он утверждает, что сжатие видео открывает новые рынки сбыта для независимых продюсеров, которые не могут полагаться на розничные магазины в распространении своих работ. Владельцы контента могут требовать плату и устанавливать правила, позволяющие зрителям смотреть фильм в течение дня, недели или даже вечно, а также обмениваться фильмами между собой. Гринхолл намекает, что ему бы хотелось, чтобы DivX стал частью большого видеопроигрывателя, предлагающего широкий ассортимент наименований фильмов, доступных миллионам подписчиков NetFlix, но использующий Интернет, а не традиционную почту. Таким образом, клиенты смогут мгновенно получить по запросу любой фильм, например романтическую комедию с Кэтрин Хепберн или ранний фильм Чарли Чаплина. «Это будет нирвана», – говорит он. Но пока нирвана откладывается. DivX удалось ярко войти в мир потребительской электроники, однако у них с трудом выходит уговорить студии открыть свои закрома, в которых хранятся сокровища. Компания демонстрирует свою технологию всем крупным студиям, но Голливуд не позволяет DivX нести свои фильмы в дома клиентов. Второе большое откровение Гринхолла: цифровую революцию возглавят вовсе не традиционные медиа-компании. «Крупным продавцам контента нет дела до инноваций. Им нужна власть на рынке, – говорит Гринхолл. – Они хотят, чтобы этим занимался кто-нибудь другой, чтобы кто-то разработал новые технологии и новые рынки, исследовал бы их, убедился в их жизнеспособности, а после этого они воспользуются своей экономией масштаба, чтобы подчинить все себе и получить контроль над игрой в самом финале. С другой стороны, крупные медиа-компании могут создавать крупные препятствия. Они хотят быть уверенными, что смогут выйти на любой новый рынок. Поэтому, когда вы готовите медиа-революцию, вам приходится балансировать между двумя полюсами. С одной стороны, вы не можете надеяться на поддержку крупных производителей контента или развитие ими сферы рынка, которую вы разрабатываете. В то же время вы не можете игнорировать их или объявить им войну, так как в последний момент они могут поставить на вашем пути самый высокий барьер». Кроме похвалы бывшего главы MPM Джека Валенти, который был впечатлен защитой от копирования, встроенной в продукты DivX, компании до сих пор не удалось добиться одобрения студий, и по сей день ни одна студия не выпускает DVD, сжатые DivX. Гринхолл вспоминает одну из первых встреч: «Технический директор одной крупной студии сказал нам: „Вы заинтересовали некоторых наших ребят, выглядите довольно убедительно. Но я хочу Вас предупредить, что еще по меньшей мере несколько лет мы не будем вести с Вами никаких дел. Возможно, что-нибудь получится в будущем“, – и это было честное и окончательное решение. Не все студии были так честны, но все вели себя одинаково. Суть в том, что, какие бы замечательные вещи вы ни делали, организации размером со студию нужно время только на то, чтобы это переварить. К тому же чем замечательней технология, тем она опасней и тем больше людей хотят ее контролировать». Видеокодеки в домашних развлекательных продуктах стали предметом конфликта между DivX в роли Давида и Microsoft, RealNetworks и Sony в роли Голиафа. Сиэтлская компания RealNetworks, которая доминирует на рынке медиа-проигрывателей для ПК, создала первый музыкальный плейер для Интернета. Ее продукты были включены в некоторые мобильные устройства, но ей до сих пор не удалось шагнуть в гостиные. Sony мечтает о дне, когда ее консоль станет центром цифрового дома. До сегодняшнего дня голливудские студии полагались на технологии Microsoft, позволяющие скачивать фильмы из Интернета на ПК, установленный в домашнем офисе или в медиа-центре в гостиной. Однако они не слишком упорствовали, в том числе потому, что этот рынок до сих пор невелик и студии не спешат разрушать свой прибыльный бизнес домашнего видео. Гринхолл говорит, что во время переговоров еще с одной крупной студией заместитель президента по стратегическому планированию посоветовал делегации от DivX не утруждать себя сравнением собственной технологии с технологией Microsoft. «Это не имеет значения, – сказал директор студии. – Голливуд ненавидит Microsoft. Мы не собираемся использовать их продукты. Мы будем заигрывать с Microsoft и позволим им делать то же самое с нами, но – „нет“. Единственная вещь, которую Голливуд ненавидит, это монополия, более крупная, чем он сам». Возможно, это и так, но Редмондский Голиаф имеет слишком большое влияние на Голливуд, чтобы тот стал игнорировать его предложения. Может ли DivX обставить больших ребят? В DivX любят называть себя «MP3 от видео», и, если Гринхоллу удастся реализовать свой амбициозный проект, результаты будут потрясающими: гонорары от создателей устройств и доля прибыли компаний – создателей контента за доставку в дома электронных развлечений. Хотя самые первые сторонники DivX были пиратами, которые использовали кодек, чтобы продавать фильмы в даркнете, а первыми продавцами контента, которые заключили договор с DivXNetworks, были сайты для взрослых, доставляющие порнофильмы по запросу, Гринхолл считает, что рынок развивается, а незаконная, неподобающая помощь на старте дала толчок более традиционному и законному бизнесу. Компания подписала договоры более чем с тридцатью небольшими компаниями, включая распространителей независимых фильмов и Jim Henson Co. Однако Гринхолл предполагает, что роль кодеков в медиа-революции будет гораздо большей. «Существуют технологии, способные изменить культурный баланс сил», – говорит он. Давайте на минуту забудем о том, что DivX позволяет передавать телевизионные программы по Интернету, что очень удобно как для кабельного, так и для цифрового телевидения. Загляните чуть дальше этих замечательных областей применения, и вы увидите другие вещи, которые позволяет сжатие видео: видеоэлектронная почта, видеозвонки по телефону, фильмы по запросу. Настоящая сила кодека заключается не в том, чтобы улучшить качество видео, которое смотришь дома, а в том, чтобы предоставить людям массу новых способов работы с видео. Когда исчезнут операторы кабельного и цифрового телевидения, которые управляют контентом, текущим в вашу гостиную, все изменится. Телевидение может передавать небольшое число сигналов большому числу людей, но только Интернет может передавать большое число сигналов большому числу людей. Гринхолл предрекает, что вскоре разношерстное видеодвижение обретет форму: «Вопрос в том, как и когда это произойдет, кто будет этим управлять и какие это будет иметь экономические последствия». Он считает, что первым шагом является построение частных сетей, позволяющих людям «арендовать» фильм или записать телешоу и смотреть его где угодно: в гостиной, в спальне по домашней сети, на мобильном устройстве и даже в доме соседей. Когда люди понимают, что видеоконтент можно передавать, меняются их ожидания. Одно дело смотреть телевизор дома, подчиняясь программе передач, говорит Гринхолл, «а теперь сравните это с ситуацией, когда вы можете выбирать, что, когда и где смотреть, не важно, идет ли речь о пятнадцатиминутном клипе, который вы смотрите утром в поезде по дороге на работу, или о трехчасовом фильме, в который вы погружаетесь с головой». Это открывает потенциально крупный рынок подбора материала по особым запросам. Изменение времени просмотра, к которому нас приучили TiVo и PVR, изменило наши привычки, так что теперь мы смотрим только те программы, которые нам нравятся, «не засоряя свою голову ерундой, которую показывают между ними», – говорит Гринхолл. В то же время телесети и кабельные сети выпускают не так много телепередач, которые интересно смотреть всем без исключения. «Однако с Интернетом можно установить индивидуальную связь. Для выживания не нужна миллионная аудитория: вас могут смотреть всего шесть человек, и вы будете оставаться на плаву – все зависит от того, к чему вы стремитесь. Это означает, что вы можете доставлять каждому человеку индивидуально подобранный контент. Люди смогут выбирать и дозировать то, что им нравится, и все больше людей понимает, что может управлять тем, что смотрит». И тут вы спросите: кто станет смотреть любительский фильм, когда можно посмотреть «Полицию Майами» или последний фильм с Томом Хэнксом? В целом вы правы. Однако это справедливо лишь в самом общем случае: каждый год появляются новые удивительные авторы, и мы открываем новых талантливых людей с видеокамерами (особенно с цифровыми камерами высокого разрешения, которые практически всегда позволяют получать хорошую картинку). Если у вас есть камера с высоким разрешением, у вас в руках материал прекрасного качества, подходящий для телетрансляции и сравнимый с кинофильмом. Множество людей будет пробовать себя в создании цифрового медиа-контента. Многие новые документальные фильмы будут плохи. Но часть можно будет смотреть, возможно, даже с удовольствием. В то время как крупные медиа будут поставлять прилизанные шоу массового потребления с линейным повествованием, большими затратами на съемки и отточенным сюжетом, видео, созданное внутри культуры взаимодействия, будет выделяться своей необычностью, индивидуальностью, остротой, сыростью, неотшлифованностью, отсутствием сценария, небанальностью, гиперреализмом и непредсказуемостью. «Никто больше не удивляется тому, что частные лица могут создавать интересные материалы, которые можно распространять по Интернету», – говорит Гринхолл, имея в виду любительские короткометражки, музыку и блоги. Семь лет назад никто не предполагал, что два миллиона любителей возьмут в руки инструменты публикации блогов и станут веб-издателями. Сегодня мы живем в новом мире, который предполагает, что в цифровой культуре вырастет видеодвижение. Чтобы это произошло, говорит Гринхолл, нужно, чтобы пользователям частных медиа было где развернуться, чтобы у них были инструменты, позволяющие совершенствоваться. Когда эти инструменты станет до смешного просто использовать, так что вы сможете снять на видео первые шаги своей дочери и отправить дедушке с бабушкой или посмотреть на семейном телевизоре, просто нажав на кнопку, это видеодвижение выйдет на массовый рынок. Но частная медиа-революция не только откроет миру новый пласт доморощенных программ. «Произойдет видоизменение всего медиа-ландшафта, порожденное широкими массами и затрагивающее все виды медиа, – говорит Гринхолл. Он вскакивает на ноги и начинает рисовать на белой доске графики. – Все начинается у основания, но не важно, идет ли речь о домашнем видео, просмотре телепередач или походе в кино, – все это изменится, так как изменятся представления людей о медиа-контенте, о том, что можно делать с медиа-контентом. Это будет такой коренной переворот, изменяющий основы телевидения, кино и домашних развлечений». Гринхолл на коне, его слова льются, как горный ручей. Вспомним последние конструктивные изменения в киноиндустрии, говорит он. В середине 1970-х годов «Челюсти» и «Звездные воины» стали блокбастерами для массового потребления, изменив динамику голливудского рынка. Студиям стало труднее снимать небольшие фильмы, которые могли рассчитывать лишь на скромный успех. Рост стоимости производства и бюджетов фильмов привел к консолидации студий, что, в свою очередь, вызвало выпуск меньшего количества фильмов, требующих больших сборов. С развитием мультиплексов вымерли независимые кинотеатры. Главной целью стали продажи, а небольшие независимые студии были отброшены на периферию. «Это новое медиа-окружение породит куда большие изменения, чем те, что имели место в семидесятых, – предсказывает Гринхолл. – Это эффект бабочки. Сначала перемены будут небольшими. Но эти небольшие изменения довольно быстро распространятся по всему ландшафту и превратятся в огромные изменения. Просто представьте себе, что каждый год будет выходить три фильма наподобие „Ведьмы из Блэр“, три фильма с маленьким бюджетом, которые будут иметь большой успех, подпитываемый рекламой и распространением в Интернете. В то же время количество тех, кто ходит в кинотеатры смотреть блокбастеры, уменьшится на 5 %. Такая экономика в конкурентной нише рынка изменит весь рынок. У студий будет меньше возможностей создавать крупные блокбастеры, так как доход от них в сравнении с вложенными деньгами будет не так велик. У них появится стимул создавать фильмы с более низким бюджетом. Структура, вкладывающая 400 миллионов долларов во „Властелина колец“, не так эффективна, как структура, создающая тридцать „Ведьм из Блэр“. Когда начнет меняться структура, изменится все. Все виды персональных медиа смогут отщипнуть кусочек от существующих систем телевидения, кино и домашнего видео, вследствие чего произойдут глобальные перемены, которые породят структуру, приспособленную к новой экономической реальности». Чем больше людей приобщится к использованию инструментов цифрового творчества, тем ближе будет момент, когда они скрестят шпаги с компаниями индустрии развлечений в битве за доступ к произведениям культуры. Будет решаться вопрос о том, сможем ли мы использовать небольшие фрагменты голливудских фильмов в домашнем видео. Другая битва пойдет за право частного медиа-контента соперничать с продуктами Больших Компаний индустрии развлечений в гостиных. Третий поединок будет касаться массового кинопиратства, за которым внимательно следит Брюс Форест. Сегодня обмен видеофайлами происходит преимущественно в кампусах, где живут бедные студенты, у которых есть достаточно времени, доступ к высокоскоростным сетям и давняя традиция презирать авторитеты. В прежние времена молодые люди обменивались кассетами с пиратскими записями живых концертов, иногда с одобрения своих кумиров, например группы Grateful Dead и Джона Мейера. Позже файлообменная культура породила сникернет[5-2] – информационную сеть, в которой люди использовали гибкие диски для обмена файлами. Сегодня сникернет эволюционировал: для распространения музыки, а иногда и фильмов выбирают компакт-диски. В 2003 году количество проданных чистых CD впервые превзошло количество проданных CD с записанным на них контентом. Сможет ли даркнет в стиле сникернета проникнуть в вашу гостиную? Скоро мы это выясним. И вот почему: DVD с голливудскими фильмами содержат от 4 до 10 гигабайт информации – слишком много для быстрой передачи по Сети. DivX может сжать видеофайл до малой доли этого размера: файл такого размера помещается на одном компакт-диске. Даркнет изобилует подобными копиями DVD «на одном CD», и многие из этих копий выглядят потрясающе. До сих пор это было уделом любителей, так как файлы, сжатые DivX, не проигрывались на DVD-плейерах, а кому захочется смотреть фильм на компьютере? Но рынок меняется. Миллионы устройств, способных проигрывать фильмы в формате DivX, хлынули в дома людей наряду с 60 миллионами консолей Playstation-2, которые могут проигрывать DivX, если на них установлено нужное программное обеспечение. (И так же, как MP3-плейеры не способны определить, имеют ли они дело с пиратским файлом или с копией законно приобретенного CD, DVD-плейеры не могут определить, что фильм был скачан из даркнета.) Поэтому искушение тысяч технически подкованных ребят сломать защиту фильма, сжать его с помощью DivX, записать множество его копий на CD, стоящие меньше двадцати пяти центов, и раздать диски друзьям, которые смогут посмотреть фильмы на экране телевизора в гостиной, как они обычно поступали с блокбастерами, будет только расти. «Супер-DVD-плейеры, снабженные технологией сжатия видео, станут билетом в мир бесконечных ресурсов бесплатного или дешевого пиратского контента, – говорит мой знакомый технофил, который „нарезает“ фильмы для друзей. – Каждую неделю в офисах, школьных дворах и на вечеринках миллионы терабайт информации будут переходить из рук в руки». Согласно этому сценарию, когда мобильный даркнет оторвется от Интернета, обмен видеофайлами станет таким же социальным ритуалом, как пропустить с другом по коктейлю. Однако мне кажется маловероятным, что это занятие когда-нибудь станет всеобщим. Подозреваю, что подобные предсказания из уст горячих любителей фильмов частично объясняются их чувством вины и надеждой, что более широкое общественное признание снимет запрет на действия, которые сейчас с этической точки зрения, по меньшей мере, нечестны. Исследователи из Microsoft, написавшие доклад «Даркнет», не делали никаких прогнозов насчет того, насколько распространены будут подобные действия, однако упомянули, что файловый обмен можно удерживать на приемлемом уровне, если компании индустрии развлечений будут способны предложить конкурентоспособное решение. Многие аналитики предсказывают, что кинопиратство никогда не достигнет такого размаха, как файловый обмен, терзающий звукозаписывающую индустрию. «Мне кажется, существует фундаментальная разница между способами потребления музыки и фильмов, поэтому обмен фильмами не станет таким распространенным явлением, как музыкальное пиратство, – говорит Томас Адамс, известный аналитик индустрии развлечений, чья фирма Adams Media Research отслеживает тенденции продаж DVD. – Меня смущает сама идея того, что широкие каналы или DivX-плейеры в гостиных превратят людей в воров». С одной стороны, у нас давно была возможность копировать для друзей фильмы при помощи двухкассетных VHS-магнитофонов, но мало кто этим занимался. (Все видеомагнитофоны, проданные в марте 2000 года, содержали средства Macrovision, усложняющие копирование видеокассеты или телешоу.) Но главная причина, по его словам, такова: «DVD – это идеальный носитель для блокбастера стоимостью в 100 миллионов долларов. Он удобен, продается по разумной цене, на нем помещается множество дополнительного материала, он удовлетворяет человеческую склонность к собирательству и коллекционированию». Кроме того, люди годами смотрели на вездесущее предупреждение ФБР, демонстрируемое перед всеми фильмами, поэтому считают обмен фильмами более опасным делом, чем обмен музыкой. Важно еще и то, что вы можете посмотреть фильм во множестве удобных и недорогих форматов: на киноэкране, на DVD или VHS, по телевизору, через «оплату-за-просмотр», по кабельному или спутниковому телевидению и на компьютере. (Сравните это с положением в музыкальной индустрии, где до недавних пор у вас был только один способ легально приобрести музыку: пойти в магазин и купить CD или кассету.) Люди знают, что создание крупного фильма стоит больших денег. Как любит подчеркивать Джек Валенти, только два из десяти фильмов окупаются с продаж билетов в кинотеатры, поэтому рынок домашних развлечений чрезвычайно важен для индустрии, тратящей 90 миллионов долларов на создание и распространение обычного продукта. Кинопиратство в Интернете не сможет укрепить свои позиции, говорит Адамс, и только кинофанатики, составляющие меньше 1 % населения, будут активно записывать, продавать и раздавать голливудские фильмы на дешевых «болванках». Все говорит о том, что он прав. Несмотря на существование файлообменных сетей, все больше зрителей посещают кинотеатры. Так много билетов, как в последний год, не продавалось с 1950 года. Голливуд смог получить прибыль даже с тех фильмов, пиратские копии которых распространяются особенно активно. Несмотря на наличие огромного количества бутлегов, «Звездные воины. Эпизод II: атака клонов» и все части «Матрицы» были самыми продаваемыми дисками. «В поисках Немо» стал самым продаваемым DVD всех времен, несмотря на то, что Брюс Форест, торговцы файлами и студенты колледжей скачали его из даркнета бесплатно. И все же по Голливуду бродит призрак кинопиратства. Валенти говорит мне: «Если вы можете сделать идеальную копию серебряной тарелки ваших соседей, зачем вам идти за ней в ювелирный магазин Tiffany's? Если вы делаете идеальную копию, остается у вас необходимость идти в магазин Blockbuster и брать в прокат или покупать DVD? Поэтому если у вас есть 50 миллионов копий, то вы срываете 50 миллионов продаж в магазинах типа Blockbuster, а это серьезный ущерб». Какие же меры принимает Голливуд, чтобы помешать пиратству следовать своей цифровой судьбе? Практически никаких. Несмотря на браваду голливудских директоров, студии разработали серию неудобных для пользователей интернет-сервисов по продаже фильмов, которые встретили довольно холодный прием. Причина отсутствия серьезной интернет-стратегии проста: у Голливуда пока нет проблем с финансами. За время своего существования видеокассеты принесли Голливуду более 100 миллиардов долларов. DVD-диски стали самым быстропродаваемым продуктом потребительской электроники за всю историю ее существования, в 2003 году заправившим голливудскую машину 17,5 миллиардами долларов, в то время как кинотеатры принесли только 9,2 миллиарда долларов. В пятидесяти трех миллионах домов сейчас есть по крайней мере один DVD-плейер – американцы расхватывают новые модели быстрее, чем мобильные телефоны или персональные компьютеры. Удовлетворяют ли Голливуд огромные прибыли, которые ему приносит DVD, несмотря на то что существует другой формат, дающий людям больший доступ к фильмам, чем этого хотелось бы Голливуду? Это еще предстоит выяснить. Студии стремятся ввести новый формат DVD с высоким разрешением и лучшей защитой от копирования, позволяющий «устроить закат» сегодняшнему DVD, говорит Фейнголд. Но это только начало. Американцам придется дорого заплатить, чтобы успокоить расшатанные нервы директоров студий. Группы общественного интереса начали обращать внимание публики на этот вопрос. Сотрудники Public Knowledge считают, что людей нельзя лишать их прав только потому, что они используют материалы в цифровом формате. Крис Мюррей из Союза потребителей говорит, что новое поколение цифровых ограничений будет мешать зрителям смотреть медиа в том виде, в котором они привыкли. Традиция открытости медиа, способности купить книгу, видео или музыкальную композицию и смотреть ее когда и где угодно, давать посмотреть другим и распоряжаться ею по собственному усмотрению уступает место режиму цифрового контроля. «До сих пор у инноваций не было единого направления, – говорит Мюррей. – Вы просто включали свой телевизор, и он работал без разрешения энергетиков. Индустрия производства контента хочет пойти дальше: они хотят жить в мире, где любое устройство – телевизор, компьютер, музыкальный плейер и цифровой видеомагнитофон – проверяет законность каждого кусочка контента, который вы смотрите. Они де-факто получают право запрета на любую новую технологию. Меня беспокоит то, что политики, похоже, их поддерживают. Если потребители лишатся возможности делать то, что они привыкли делать, думаю, на рынке появится бунтарь». Примечания:5-1 Я побывал в главном офисе DivX 23 августа 2002 года, а 28 января 2004 года пообщался с Джорданом Гринхоллом по телефону. 5-2 Пол Боутин написал, возможно, лучшую обзорную статью о феномене сникернета «Burn, Baby, Burn», которая была опубликована в журнале Wired в декабре 2002 года. См.: www.wired.com/wired/archive/10.12/view.html?pg=2. 5 Фан-арт (англ. fan-art) – работа, созданная поклонниками артиста или художественного произведения, в которой используется образ этого артиста или элементы художественного произведения. К примеру, фан-артом может считаться рисунок, на котором изображен Кинг-Конг удерживающий в своей ладони Наоми Уоттс, или написанный поклонником рассказ о Гарри Поттере. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|