4

Что случается, когда масс-медиа сталкиваются с личными медиа

Наша первая встреча с Джо Ламбертом проходит в плохо освещенном обшарпанном офисе Центра цифровых историй [Center for Digital Storytelling] в Беркли, штат Калифорния. Посетители подтягиваются один за другим, хватают рогалики и занимают место за исцарапанным столом из красного дерева. Мы представляемся: сестра скорой помощи, управляющий коммерческого предприятия, студент колледжа, «безработный родитель», журналист и еще семь человек в возрасте от двадцати одного года до шестидесяти двух лет. Никто из нас не претендует на роль режиссера. Но в этой комнате и в бесчисленном множестве других таких же комнат по всему земному шару цифровые технологии ставят крест на идее, будто лишь особая категория профессионалов может играть в песочнице кинорежиссуры.

Живой и энергичный в свои сорок шесть лет, Ламберт – директор и основатель Центра, а также местный гуру. Он встает со стула, где только что сидел рядом со своей женой и коллегой-тренером Ниной Муллен. Нас всех учили, говорит он, что только специалисты могут делать медиа, что это дело не по зубам любителям и непрофессионалам. Несмотря на это, Центр пропагандирует простую идею: любой из нас может рассказать яркую историю. Как говорит Ламберт, «весь XX век с нами говорили на языке кино и телевидения. Циничная, направленная на извлечение прибыли машина решала, что мы должны смотреть. Однажды мы устанем от „реального телевидения“ и начнем смотреть настоящие истории из реальной жизни. В новом столетии у всех нас появится возможность сказать свое слово. Мы сами будем авторами историй». Это очень сильное заявление, и именно оно привлекло людей даже из далекого Торонто. Работающая в Kaiser Permanente[44] медсестра Киок Груттенд рассказывает, что записалась на семинар, чтобы рассказать историю своего детства в Южной Корее, женитьбы на швейцарце и сложностях жизни мульти-культурной семьи в графстве Марин. Руби Уилсон пришел, чтобы снять видеозарисовку, посвященную его девяностошестилетнему другу. Бизнесмена из Торонто Дона Джонса волнуют слова песни «Moon River», он с легкой грустью вспоминает, как пел ее вместо колыбельной своим детям, когда те были совсем маленькими. Он хочет создать цифровое воспоминание, семейный видеоальбом.

Участников семинара заранее попросили принести с собой фотографии, видеофильмы, альбомы с коллекциями рисунков, семейные реликвии, вещи, которые вызывают эмоции, – все, что несет в себе дух истории. Чаще всего люди приносят раскопанные на чердаке или в гараже фотоальбомы. Им не приходится снимать материалы для фильма – они все приносят с собой. «Используйте то, что у вас есть, – говорит нам Ламберт. – История уже здесь – найдите ее».[4-1]

Одна из сложностей, с которыми сталкиваются цифровые рассказчики, – это необходимость забыть об отпугивающих аспектах создания масштабных медиа-проектов. «Мы пытаемся опровергнуть мнение, что создание фильмов – это беспокойное и монументальное предприятие, для которого необходимо установить подходящий свет, записать звук, найти героев и установить декорации, – говорит Ламберт. – Вам не нужна никакая умопомрачительная аппаратура, если у вас есть эффектная история. Я не говорю о записи, которую вы сделали во время летнего отпуска: боюсь, это всего лишь легкомысленная трата пленки. Мы стремимся к чему-то большему. Мы приближаемся к новой искренности».

Некоторые из нас уже набросали на бумаге свои идеи, и мы начинаем обсуждать в группе свои сырые сценарии, что оказывается весьма продуктивным занятием: это помогает нам найти обнаженный эмоциональный центр наших историй. Затем мы изучаем основы работы с программным обеспечением для редактирования мультимедийного контента, узнаем о ключевых элементах цифровой истории и ограничениях, накладываемых копирайтом. Хотя использование фрагментов голливудских фильмов и музыкальных клипов в частном кинопроекте можно назвать добросовестным использованием, Центр проявляет дополнительную осторожность, предупреждая своих посетителей, что они должны получать разрешение киностудий и звукозаписывающих компаний, прежде чем использовать принадлежащие им изображения и музыку в своих работах. Этот процесс, носящий условное название «очистка прав», обычно бывает гораздо более трудоемким, чем создание фильма.

После трехдневного семинара наши фильмы начинают обретать форму. К последнему дню семинара многие участники уже создали личные, сердечные фильмы, составленные из плавно сменяющих друг друга фотографий, видеофрагментов, музыкальной дорожки и… слов. Голос за кадром позволил придать фильму значительность и резонанс. Кое-кто вышел за пределы частной темы, чтобы придать фильму более глубокое социальное значение: были сформулированы точки зрения на институт семьи, расовое неприятие и конфликт поколений.

Мы покидаем Центр с намерением нести цифровое творчество в массы. Стены некоммерческого центра Storycenter, носящего это название все десять лет своего существования, повидали четыре тысячи студентов.[4-2] Сейчас подобные проекты появились более чем в тридцати штатах, а ситуации, подобные описанной, происходят в небольших городах, моллах и классных комнатах во всей Америке, и даже во всем мире.

Сегодня ограничения, накладываемые емкостью запоминающих устройств, ценами и необходимой технической подготовкой, начинают исчезать, вызывая повальное увлечение цифровыми фильмами, которое обещает вырасти до размеров движения фотографов-любителей 1960-х годов или даже обогнать его. Вооруженные доступными ручными камерами, быстрыми компьютерами и простым в использовании программным обеспечением для редактирования фильмов, обычные люди могут не только снять историю или сцену, но и украсить самодельный шедевр спецэффектами, мягкими переходами и другими хитростями, предоставляемыми инструментами постпродакшна. Такие инструменты для создания фильмов сейчас устанавливаются на миллионы компьютеров Apple, и подобные чудеса уже есть на рынке ПК. Всего через несколько лет создание собственных видеофильмов станет практически таким же обычными делом, как видеомагнитофоны. Американцы раскупили более 26 миллионов приводов для записи DVD и 85 миллионов DVD-плейеров, что позволило им легко обмениваться созданными дома фильмами с друзьями и членами семьи.

Создание домашних цифровых фильмов быстро становится повседневным занятием среднего класса. Именно поэтому 150 преданных фанатов Macintosh заплатили свои деньги, чтобы послушать выступление Ламберта и двух других докладчиков, ведущих их по праведному пути к священному дню iDay, однодневному семинару, проходившему в Пало-Альто, штат Калифорния, посвященному работе с пакетом для обработки цифровых фильмов, музыки и фотографий от Apple.[4-3] Apple традиционно на пару лет обгоняет в развитии своего двоюродного брата ПК на ниве мультимедиа, а его влияние в творческом сообществе не соответствует 3 %, занимаемым на рынке: «Маки» обычно стоят в монтажных, звукозаписывающих студиях, рекламных агентствах, микшерных комнатах и кабинетах писателей. За несколько дней до семинара компания Apple выпустила новый пакет, в который был включен «цифровой хаб», позволяющий пользователям добавлять музыку любимых групп в качестве саундтрека к созданным собственными руками фильмам, руководствуясь теорией, что подобные частные, некоммерческие проекты попадают под определение добросовестного использования и нет необходимости отправляться за лицензией на лесопилки цифровых студий. (Вдобавок к этому Apple включила в пакет большой ассортимент музыкальных треков, не охраняемых авторским правом.)

На iDay зашел привычный разговор: пользователи ненавидят даже малейшие ограничения, вводимые хай-тек-индустрией. К примеру, Apple придерживается строгой интерпретации своих обязательств по стандарту лицензирования DVD, разработанному индустрией развлечений и хай-тек-индустрией на заре DVD, цифровых видеодисков, в 1997 году. Apple встроила в программу iDVD средство защиты от копирования с DVD неподвижных или движущихся сцен, причем это распространяется и на фильмы, созданные в самой iDVD. (А ведь Apple считается одной из самых прогрессивных компаний. Например, защита от копирования, внедренная Sony, даже не позволит вам послушать на ПК альбом Селин Дион «A New Day Has Come» 2002 года.) Масса других компаний, опасаясь, что передовые разработки грозят вылиться в судебный иск от Голливуда, ограничивают пользователей еще больше.

Основным направлением является предотвращение любого использования материалов, охраняемых авторским правом, без соответствующего разрешения. Однако отсутствие разрешения еще не означает противозаконность действий, и производители оборудования готовы выслушать критику, в случае если встроенные ими механизмы не позволяют людям смешивать ингредиенты нашей медиа-культуры для частного использования, для некоммерческого обмена друг с другом.

Сосредоточившая в своих руках мощь издателей и распространителей, приближающаяся армия создателей цифровых фильмов из среднего класса скоро перестанет довольствоваться возможностью снять на видеокамеру материал, сделать из него фильм и похоронить его в шкафу прихожей. Компьютеры, телевизоры, подключенные к широкополосной сети, и маленькие серебристые диски позволят нам делиться своими ощущениями. Многие люди будут снимать свои истории, записывать их на диски и показывать другим. Вопрос в том, смогут ли наши творческие работы конкурировать с контрафактными копиями медиа-контента. Однако мы останемся в проигрыше, если закроем глаза на огромные возможности демократичных инструментов творчества.

Уже появляются сообщества людей, обменивающихся своими цифровыми историями. Цифровые клубы уже нашли свое место в Нью-Йорке и Кремниевой долине, где успехом пользуются документальные истории о ветеранах Второй мировой войны, о людях, победивших рак, и других ярких личностях. В учебных аудиториях США, Японии, Бразилии и Англии студенты снимают видео, обмениваются им и рассказывают друг другу о своих впечатлениях. Развитие технологий стимулирует появление неформальных цифровых киноклубов, а также небольших современных книжных клубов. Но самые крупные места обмена цифровым контентом будут появляться в киберпространстве: двунаправленные высокоскоростные соединения проникают в большинство домов и уже появились более чем в половине американских семей, позволяя получать контент по электронной почте и из Интернета или, из-за жестких законов об авторском праве, из даркнета.

«Когда творческий дух масс найдет поддержку в новых технологиях художественного самовыражения, без сомнения, распустятся миллионы цветов, – пишет Мозес Ма в письме журналу Pitch. – Новые цифровые фильмы, сделанные независимыми режиссерами, наверняка будут чутко передавать настроения людей и детали повседневной жизни, тем самым с высочайшей точностью и голографическим изяществом показывая красоту или горечь жизни».[4-4]

Студентам особенно необходимо что-то большее, чем пассивное, навязываемое им потребление. Они выросли на интерактивности Интернета и теперь ждут подобного опыта «отдай-возьми» от любых медиа-устройств, будь то сотовые телефоны с фотокамерами, цифровые видеокамеры или приводы для записи CD и DVD. Сейчас, когда цифровые медиа-приложения, например средства просмотра изображений и редактирования контента, становятся неотъемлемой частью компьютера, студенты хотят в Сети делиться своими произведениями и открытиями с друзьями и одногруппниками. Молодежная культура всегда подталкивала культурные новации, поэтому колледжи с их широкополосными сетями являются естественной средой создания цифровых фильмов и обмена видеофайлами.

Однако будьте готовы к сюрпризам: большинство энтузиастов новых технологий создания фильмов могут оказаться из поколения бэби-бума.[45] К примеру, на iDay можно было найти несколько студентов, однако большинству присутствовавших было от сорока до шестидесяти лет. Ламберт, родившийся в поздний период бэби-бума, объясняет мне во время перерыва: «Большую часть своих жизней мы потратили на самоанализ – эту привычку мы оставили в наследство „поколению Я“. Сейчас мы превратились в серую публику с хорошим доходом и свободным временем, однако у нас есть пришедшая с опытом способность размышлять и критически оценивать. Старшее поколение всегда искало способ передать свою мудрость и рассказать об уроках, которые преподнесла им жизнь».

До сих пор медиа-компании не слишком заботились о растущем движении личных медиа. Некоторые студенты Ламберта, обращавшиеся в бюрократические инстанции за «очисткой прав» для своих домашних фильмов, получили разрешения со сравнительной легкостью. Но большинству повезло меньше. «Иногда вас просят перепрыгнуть через три забора, побывать у четырех адвокатов и заплатить десятки тысяч долларов за использование фрагмента защищенного копирайтом материала в школьном проекте, – говорит Ламберт. – Приходится в лепешку разбиваться, чтобы получить разрешение на использование защищенной копирайтом музыки или программ, позволяющих эмулировать песню, или просто забыть об „очистке прав“ для фильма, который увидят только члены семьи и друзья».

Мой собственный опыт общения с компаниями индустрии развлечений говорит о том же. Мне пришлось общаться с семью звукозаписывающими компаниями и семью киностудиями, чтобы получить разрешения использовать крошечные фрагменты фильмов и песен в домашнем видео. Universal Music, Atlantic Records, Sony Music, EMI и Artemis Records отклонили либо игнорировали мои настойчивые запросы. Warner Music и BMG пошли мне навстречу.[4-5]

Большее упрямство проявили киностудии. MGM и Paramount отказались отвечать на письменные запросы на использование коротких отрывков из их фильмов в домашнем кинопроекте. Twentieth Century Fox Films Corp. на мой запрос на использование сорокапятисекундного фрагмента из мультфильма «Ледниковый период» ответила отказом, сопроводив его следующим объяснением: «Fox рассмотрела ваш запрос. Мы не одобряем любое использование принадлежащих нам материалов». Universal Studios отказала мне в разрешении использовать тридцать секунд из фильма «Мумия» в домашнем фильме о привидениях, который мы делали с сыном. Представитель студии Рони Люблинер дал мне следующий ответ: «Если Вы хотите заключить с нами лицензионное соглашение на использование материалов, Вам необходимо заплатить лицензионный взнос, равный 900 долларам за каждые пятнадцать секунд. Если Вы на это согласитесь, то будете полностью защищены от любого судебного преследования. В противном случае рекомендую Вам удалить эти кадры из своего DVD-фильма».

Я также получил ответ от компании Warner Bros., в которую подавал запрос на использование двух десятисекундных отрывков из фильма 1988 года «Даффи Дак и охотники за кряком» и пятнадцатисекундного отрывка из фильма 1948 года «Сокровища Сьерра Мадре». Директор Clip & Still Licensing Марлен Истман написала мне: «Довожу до Вашего сведения, что Warner Bros. Entertainment Inc. не заинтересована в лицензировании фрагментов кинокартин для Ваших домашних фильмов. Что касается заимствования материалов с DVD или VHS, мы запрещаем подобное заимствование, а также любое изменение или редактирование этих материалов». (Историческая справка: фильм «Сокровища Сьерра Мадре» был снят пятьдесят семь лет назад по повести немецкого анархиста, высмеивающего золотую лихорадку, которой сейчас подвержена Warner.)

Самое длинное объяснение отказа я получил от Walt Disney Co., от которой мне хотелось получить право на использование тридцати секунд известного фильма 1964 года. Стефания Мартинелли из юридического отдела Диснея написала мне: «Очень трудно писать ответ на Ваш запрос, так как мы прекрасно понимаем Ваши благие намерения. Однако к сожалению, боюсь, нам придется отклонить Ваш запрос на использование фрагмента фильма „Мэри Поппинс“ в Вашем домашнем видеопроекте. В связи с ростом количества запросов от частных лиц, школ, церквей, коммерческих и других организаций, заинтересованных в использовании фрагментов наших произведений в своих видеопроектах, нам пришлось выработать политику отклонения подобных запросов. К сожалению, у нас просто не хватает персонала, который мог бы просматривать и изучать детали каждого полученного запроса, чтобы определить, является ли данный запрос приемлемым, или для удовлетворения запроса необходима уплата взноса за использование персонажей, музыки или видеофрагментов из наших произведений». (Ответы других студий и полный отчет об эксперименте можно найти на сайте Darknet.com.)

Когда я попросил у главы Columbia TriStar Home Entertainment Бенджамина С. Фейнгольда разрешения вмонтировать несколько секунд из фильма его компании «Руби» в домашнее видео, он ответил: «Это проблема для нас. Это интеллектуальная собственность. Она создавалась потом, кровью и слезами. Финансовое вознаграждение необходимо, и то, что люди режут и рубят ваш продукт, не является добросовестным использованием». (По иронии Columbia TriStar была единственной киностудией, которая согласилась дать разрешение на использование фрагмента их фильма в домашнем видеопроекте.)

Легендарный голливудский лоббист Джек Валенти объяснил мне, что добросовестное использование не распространяется на частные медиа-проекты. «Когда Вы берете что-то Вам не принадлежащее, это не добросовестное использование. Нет. Допустим, Вы профессор, который показывает своему классу „Поющих под дождем“. Вы можете перемотать фильм вперед, и Вам не придется за это платить. Это называется добросовестным использованием. Люди превращают добросовестное использование в недобросовестное и продолжают называть его добросовестным».

Комментарий Валенти отражает настрой людей, сидящих в офисах компаний индустрии развлечений. Хилари Роузен, бывший председатель торговой группы звукозаписывающих компаний RIAA, заявила перед юридическим комитетом сената США в 2002 году, что создание копии легально приобретенного компакт-диска для прослушивания в своей машине не является добросовестным использованием. Более того, она объявила, что «терпимость» со стороны звукозаписывающей индустрии была единственной вещью, которая удержала студии звукозаписи от того, чтобы тащить людей в суд за «незаконное» использование материалов, охраняемых авторским правом. И все это – несмотря на изданный в 1992 году Конгрессом США закон, дающий потребителям право копировать музыку для личного использования.[4-6]

Если уж Валенти отступил от своей точки зрения, возможно, и MPAA изменила свою позицию? Лишь на миллиметр. В ноябре 2004 года MPAA объявила, что собирается пойти по стопам RIAA и начать полномасштабное судебное преследование людей, в частном порядке обменивающихся файлами. Несколько дней спустя исполнительный вице-президент MPAA по связям с правительством Фриц Эттэвей сказал мне, что на вопрос о том, могут ли любители использовать эпизоды голливудских фильмов, «нет очевидного ответа». Он допустил, что определенные виды использования, такие как пародия, учебные проекты или критика, разрешены законом об авторских правах, однако вы будете использовать их «на свой страх и риск», так как «это может открыть банку с червями».[4-7]

Но у вас не получится скопировать фильм с DVD, чтобы извлечь нужный фрагмент, и вы также не сможете обойти защиту Macrovision на своем видеомагнитофоне, так как эти действия запрещены законом. В таком случае что же вам делать? «Вы можете записать на видеокамеру изображение с экрана телевизора», – предлагает он. И не важно, что почти никто не станет так делать. Ах да, – добавляет он, – не забудьте, что в большинстве штатов, включая Калифорнию, существуют законы о праве на публичное использование, ограничивающие использование изображений актеров без их разрешения. Если кто-то использует изображение актера даже в домашнем проекте, актер получает право подать в суд на этого человека, объясняет он. (Возможно, охота за подобными злоумышленниками не слишком распространена, но закон есть закон.)

Правы юристы Крупных Развлекательных Компаний, использующие такое узкое определение добросовестного использования, или нет (многие судебные эксперты считают, что они заблуждаются), необходимо изменение закона об авторском праве. Миллионы людей не заслуживают того, чтобы быть пойманными пронырливым механизмом лицензирования, созданным медиа-компаниями. Заимствование сцены длиной в несколько секунд из фильма, телешоу или музыкального произведения для частного некоммерческого домашнего проекта должно оцениваться по особым критериям. Авторам закона об авторском праве никогда не приходило в голову, что однажды новое культурное движение, считающее биты и частички параллельной вселенной больших медиа-компаний топливом для собственного творчества, позволит миллионам обычных людей стать издателями, режиссерами и распространителями.[4-8]

Давайте проясним ситуацию: мы говорим не о том, чтобы взять чужой фильм или чужую песню и без разрешения распространять их в файлообменной сети. Ламберт – один из тех, кто выступает с критикой коммерческих образований вроде Kazaa, используя которые кучка людей наживается на чужом труде. «Я считаю это воровством», – говорит он.

Но распространение песен и фильмов без разрешения заметно отличается от распространения собственных произведений. Если бы маленькая Кейтлин решила использовать тиранозавра из «Парка юрского периода», чтобы победить в своем фильме местного задиру, разве не было бы это тем творческим порывом, который необходимо поощрять?

Демонстрируя пакет инструментов для работы с фильмами на Macworld 2003, CEO компании Apple Стив Джобс пылко вещал со сцены: «Вы можете создать их сами. И вы можете сделать это лучше, чем сделал бы Голливуд!»

Именно этого ждет цифровое поколение. Если в ближайшие годы те молодые люди, которые раскупают мобильные телефоны с фотокамерами и портативные видеокамеры, захотят показать друзьям новый клип Алиши Киз или Эминема, они, вероятно, также захотят показать им домашнее видео, которое они сами сняли, смонтировали и выложили в Сеть, и, возможно, в этом видео Алиша и Эминем будут играть роль приглашенных звезд.

Филипп Гейнс, разработчик мультимедиа-приложений из Бельвью, штат Вашингтон, был преданным поклонником научно-фантастического телешоу «Светлячок» («Firefly»), и, когда Fox прекратила его показ через три месяца после начала, он не захотел, чтобы шоу почило в бозе. Он потратил несколько месяцев и 700 долларов на создание DVD-трибьюта сериалу.

Что же подвигло его на это? «Во-первых, это одно из величайших телешоу нашего времени, и я стремился это подчеркнуть, – рассказывает он мне по телефону. – Во-вторых, этот проект вошел в мое цифровое портфолио, демонстрируя мои навыки монтажера и сценариста. И в конце концов, этот шаг подтолкнул поклонников сериала к интеллектуальной дискуссии. Дискуссия не должна ограничиваться преподавателями, рассматривающими шоу с академической точки зрения. Я хотел, чтобы к ней присоединились все остальные».[4-9]

Результатом явился завораживающий, изобретательный документальный фильм продолжительностью три с половиной часа «Светлячок. Специальный выпуск», который может служить прототипом подобных доморощенных мультимедиа-проектов. Проект, в котором аудиокомментарии переплетаются с видеороликами, исследует глубины сериала, доказывая его великолепие. С момента завершения проекта в ноябре 2003 года Гейнс раздал более шести тысяч копий своего проекта на двух DVD, прося за это всего 9 долларов в качестве благотворительного взноса.

Предприимчивый двадцатидевятилетний мужчина начал с того, что написал сценарий в тридцать тысяч слов, представляющий собой сплав необычных наблюдений и размышлений на разнообразные темы, например на темы иронии и насилия. Затем он приобрел у члена сетевого фан-клуба сериала «Светлячок» DVD, на котором был записан материал, скачанный из даркнета, так как Fox еще не выпустила официальную видеоверсию. После этого он потратил восемь часов, за каждый из которых заплатил 45 долларов, записывая сценарий на CD на местной радиостанции. (Покупка цифрового магнитофона обошлась бы ему дешевле.) Финальным этапом стало использование средств шифрования и дешифрования, а также программ для создания DVD, позволивших объединить записанный аудиоматериал со сценами из телесериала в DVD-презентации из сорока частей. Он поощряет людей, приобретших его произведение, на копирование и распространение его трибьюта.

В Университете Вашингтона Гейнс посещал курс, посвященный добросовестному использованию защищенных законом материалов и его нарушению. «То, что я сделал, я считаю добросовестным использованием, однако надо признать, что, использовав 3,5 часа видео, я ступил на неизвестную территорию», – говорит он. Чтобы избежать ответственности, он удалил все торговые знаки медиа-компании, так как «на этом они обычно вас и ловят», верно замечает он. Кроме того, он следил за тем, чтобы не использовать больше трети каждого эпизода. Но более важными, чем проблемы законности, оказались практические соображения. Создатели «Светлячка» благосклонно отнеслись к его самодельному DVD, говорит он: «Fox не заинтересована в преследовании такого горемыки, как я, желающего лишь стимулировать интерес к их шоу».

Гейнс играет на территории, уже освоенной критиком Роджером Эбертом, которого настолько покорил фильм 1998 года «Темный город», что он записал к нему подробный комментарий, вошедший в DVD, выпущенный студией. Однако немногим из нас такое удается. В конце 2002 года Эберт предложил фанатам альтернативный способ участия, основанный на создании «самодельных» комментариев в форме аудиозаписи, которую можно распространять в Сети и синхронизировать с изображением фильма. Несколько месяцев спустя с этой целью открылся сайт DVDTracks.com, позволивший множеству людей стать частью кинокультуры, подкрепив идею, что каждый может быть критиком.

Но Гейнс, очевидно, пошел дальше других. Вместо топорного подхода, позволяющего слушать загруженный аудиофайл и одновременно смотреть фильм по телевизору или на компьютере, он поместил комментарий непосредственно на DVD. «Идея самодельного DVD получила широкое одобрение, – говорит он. – Им нравится идея, что обычные ребята могут создавать медиа-контент с приемлемым качеством. Думаю, вы будете сталкиваться с этим все чаще. Сеть дает возможность быстрого и разностороннего обсуждения и позволяет людям скачать контент, которого они не смогли бы найти в „реальном“ мире».

Гейнс опережает мой вопрос о его мнении по поводу требования голливудских студий запрашивать разрешение на использование любого фрагмента их работ. «Что бы там ни говорил Джек Валенти, пытаясь не позволить людям использовать их продукты, студии ставят себя в безнадежное положение. Когда они выпускают фильм, люди берут этот фильм, изменяют его и выпускают свою версию».

Гейнс предсказывает, что кто-нибудь скоро возьмет трилогию «Властелин колец» и вырежет оттуда все сцены, которые, по его или ее мнению, замедляют повествование. И это сделает не сам Гейнс. «В „Светлячке“ было три эпизода, не включенных в официальную версию, которые мне не удалось использовать в своем проекте. Я думаю использовать эти эпизоды в новом проекте и предлагаю другим зрителям присылать мне эссе, которые я мог бы включить в новый DVD».

Для обсуждения правовых аспектов проекта «Светлячок. Специальный выпуск» можно было бы собрать целую конференцию. Хотя эта книга по преимуществу о цифровой революции, следует сказать несколько слов и о законе, с которым в данном случае, кажется, все в порядке.

Директор департамента исследований коммуникаций Нью-Йоркского университета и автор множества статей, посвященных вопросам авторского права, Сива Вайдхьянатан утверждает, что пользователи вправе использовать и изменять произведения культуры, в том числе фильмы, для частных, некоммерческих целей. «Возможно, Джеку Валенти хочется, чтобы добросовестного использования не было вообще. Однако его желание расходится с прецедентным правом с более чем столетней историей в этом вопросе. Кроме того, оно не учитывает текста закона об авторском праве 1976 года, в котором определяется добросовестное использование. В США существует традиция добросовестного использования, которая указывает на то, что в мелких, частных, некоммерческих проектах разрешается использовать охраняемые авторским правом материалы, не прибегая к необходимости получения разрешения или к выплатам».[4-10]

«Если кто-то процитирует параграф из моей книги в другом контексте, скажем в критической статье или школьном реферате, это будет добросовестным использованием, так что использование отрывка „Звездных войн“ для того, чтобы показать Джа-Джа Бинкса в качестве карикатуры на расиста, также будет добросовестным использованием, – говорит он. – Я не должен запрещать использование небольших фрагментов моей работы, что могло бы принести пользу обществу. Не должен так поступать и Джордж Лукас. Закон не делает различий между видео, текстом, музыкой и программным обеспечением».

Вайдхьянатан говорит, что мы должны оказывать поддержку малобюджетному и, возможно, критическому использованию материалов, охраняемых авторским правом, поскольку образование, обучение, критика и создание новых произведений искусства – это важные, но недостаточно финансируемые стороны нашей культурной жизни. «Комментарии Валенти страшны тем, что сегодня он, можно сказать, пишет закон об авторском праве. Конгресс слушается его и дает ему все, что он хочет, без оглядки на благо Америки. Федеральные суды, в свою очередь, прислушиваются к Конгрессу. Если бы Конгресс прислушивался к американскому народу, он бы укрепил добросовестное использование. Увы, может статься, что мы являемся свидетелями последних дней добросовестного использования, потому что об этом заявил Джек Валенти».

Эксперт по киберправу из Йельской школы права Эрнест Миллер предлагает другой подход, демонстрирующий чудовищную сложность закона и неопределенность прав пользователей в цифровую эпоху. «Проблема в том, что анализ добросовестного использования сильно зависит от фактов. Даже копирование небольшой части одной работы для использования в другой является нарушением авторских прав, – говорит он. – К примеру, несколько секунд видеопленки, где на заднем плане виден плакат, защищенный копирайтом, были сочтены нарушением. Поэтому, хотя я считаю такое использование добросовестным, суд может со мной не согласиться».[4-11]

Пользователи, делающие аудиозаписи своей домашней критики (как, например, пользователи DVDTracks), без сомнения, будут защищены правом добросовестного использования, однако Миллер предупреждает, что закон не позволяет вам записать на DVD голливудский фильм, наложив на него свои комментарии. Он также замечает, что любое использование программ для копирования DVD, снимающих защиту от копирования, считается федеральным преступлением (см. 6-ю главу). Он обращает внимание на то, что кинокомпания Джорджа Лукаса Lucasfilm угрожает судебным иском владельцам любого веб-сайта, на который будет выложена копия «Скрытой редакции» [«The Phantom Edit»], созданной поклонником, вырезавшим из официальной версии фильма 1999 года «Звездные войны. Эпизод I: скрытая угроза» двадцать минут с участием отвратительного Джа-Джа Бинкса. («Скрытая редакция» оказалась очень популярна в Интернете, и ее копии до сих пор путешествуют в даркнете.)

Озвучивая правовое уведомление, Миллер считает, что данный вопрос касается не только законности, но также общественных свобод и культурных ценностей. «Люди поднимаются из потребительской комы», – говорит он, и Голливуд только выиграет, если смирится с использованием цифровых средств и даст пользователям больше свободы, например позволит им включать в DVD оценки и комментарии. «Студии смогут продать больше копий дисков, – утверждает он. – Компании, выпускающие игры, это уже поняли. Создатели игр Quake и Unreal дают пользователям возможность проектировать новые игровые уровни и вводить в игру новых персонажей, стимулируя развитие целых сообществ, занимающихся этим».

Гейнс отмечает, что включение в голливудские DVD дополнительных материалов стало обычным делом: туда попадают интервью с создателями фильмов, от режиссеров до звукорежиссеров. Почему бы не дать поклонникам простую и законную возможность также снабжать фильмы комментариями?


В середине 2003 года журналисты Шейн Бауман и Крис Уиллис написали для научно-исследовательской программы New Directions for News доклад, озаглавленный «Мы – медиа: как аудитории формируют будущее новостных и информационных программ». Меня пригласили быть редактором этого доклада в качестве одного из первых сторонников движения «совместной журналистики», призывающего новостные медиа привлекать читателей к созданию новостей. Исследование «Мы – медиа» рассматривало феномен превращения – под воздействием Интернета и цифровых технологий – читателей и зрителей в активных пользователей, рассчитывающих на двусторонний диалог вместо однонаправленной лекции.

Бизнес-консультант San Jose Mercury News и один из главных поборников совместной журналистики Дэн Гиллмор говорит: «Участие читателей в процессе редактирования должно было появиться уже давно. Передовые пользователи Сети получили шанс принять более активное участие в традиционной журналистике с помощью профессионального оборудования. Взаимодействие профессионалов и талантливых любителей – вот журналистика завтрашнего дня». Гилмор, написавший книгу «Мы, медиа», подкрепил свои слова действиями, опубликовав все главы книги в своем блоге и попросив читателей оставлять комментарии. Он пошел еще дальше, оставив прежнюю работу, для того чтобы основать предприятие на базе совместной журналистики.

Доклад «Мы – медиа» можно было бы легко расширить, рассказав в нем не только о новостях, но и об индустрии развлечений, поскольку в медиа-мире дуют те же ветры совместной культуры и открытых СМИ. Караоке-бары, любительская фотография и «Кумир Америки»[46] – вот лишь несколько примеров общественной тенденции с глубокими корнями. Если люди не замечают этого, то лишь потому, что перемены незаметно проникают в нашу повседневную жизнь, и традиционные силы медленно уступают свои позиции. Крупные медиа-компании и голливудские студии продолжат гнаться за деньгами и грести лопатой миллиарды долларов, однако рядом с ними развивается новый вид восходящих медиа, заслуживших поддержку обычных людей.

Разумеется, нужно помнить, что не каждый рожден писателем, музыкантом или режиссером. Пол Саффо, директор Института будущего [Institute for the Future], жалуется на демократизацию Сети, так как «большинство людей – настоящие зануды».[4-12] Прав Саффо или нет, он не принимает во внимание того, что творческие личности, ставшие частью конвейера масс-медиа, получили возможность внести свой вклад в культуру, и, по крайней, мере некоторые из них довольно интересны.

Многие годы я слышал от скептиков, будто новостями должны заниматься исключительно профессиональные журналисты, а фильмы и телевидение должны оставаться лишь в компетенции специально обученной элиты. Но целью персональной медиа-революции всегда была возможность дать публике выбор, а не заменить профессионалов публикой. В 1980 году настольные издательские системы привели к демократизации издательского дела, дав выход творческому потенциалу миллионов непрофессиональных редакторов и издателей, которые начали создавать документы и публикации профессионального качества, не повредив традиционным журналам. Сегодня цифровые инструменты и Интернет снова уравнивают условия, позволяя рядовым издателям и ремесленникам мультимедиа стать активными участниками творения культуры. Мы больше не отделены от медиа барьером, не позволяющим нам выпустить печатное издание или организовать собственную станцию. Сегодня наши компьютеры – это наша печатная пресса, звукозаписывающая студия, телестудия и киностудия.

Первые семена персональной медиа-революции были посеяны в Лаборатории медиа Массачусетского технологического института. В 1992 году проект персонализированной новостной системы для первокурсников эволюционировал в fishWrap, сетевую систему публикации новостей. Истории, которые там публиковались, были основаны на личном опыте читающих, а главные новости выбирались совместно, в соответствии с предпочтениями читателей. Приверженцам традиций очень не понравилась идея персонализированных новостей, они утверждали, что подобный отбор не позволит нам узнать о важных событиях в мире. Я написал серию статей, в которых попытался доказать, что мы живем в окружении медиа, где полная изоляция от мира невозможна, и что личные СМИ не подразумевают фильтрацию новостей, они подразумевают вливание новостей, которые нас интересуют больше других.

Интерактивное чтение было забавной затеей, но в Лаборатории медиа решили пойти дальше, сделав читателей писателями и редакторами. В рамках их программы «Новости в будущем» были созданы коллективные издательские проекты в США, Финляндии, Бразилии, Индии, Ирландии, Мексике, Таиланде и более чем в четырех с половиной тысячах школ в Италии. Проект SilverStringers начался в 1996 году с того, что МТИ предоставил десяти добровольцам из Мелроуз, штат Массачусетс, три компьютера, ноутбук, цифровую камеру, сканер, цветной принтер и программное обеспечение, и добровольцы создали сетевую газету. Эта газета до сих пор регулярно выходит раз в месяц.

«Потребитель новостей превращается в поставщика новостей, – сказал мне в 1999 году исполняющий обязанности директора Лаборатории медиа Уолтер Бендер. – Вряд ли эти потребители новостей смогут соперничать с New York Times, но они становятся частью процесса распространения историй, и это подготавливает почву для общественного обсуждения».[4-13]

Сегодня созданный пользователями контент, или личные медиа, уже не является такой редкостью, какой был когда-то. В отчете, опубликованном в феврале 2004 года Pew Internet and American Life Project, говорилось, что 44 % пользователей Интернета в США публиковали в Сети файлы и другие материалы или оставляли свои комментарии к чужим материалам, а 21 % публиковал фотографии.[4-14] В другом недавнем отчете, опубликованном Комитетом по экономическому развитию, группой, вырабатывающей политику в Вашингтоне, сообщается: «Имел место взрыв популярности загрузки и передачи ценного цифрового контента, спровоцированный развитием Интернета и эволюцией пиринговых сетей. В то же время отношение общества к авторскому праву и букве закона сильно разнится».[4-15]

Мы повсюду видим примеры медиа-лихорадки. Взгляните на «блогосферу»: более шести миллионов веб-журналистов предлагают новости, комментарии и оценки, обычно пропущенные через призму собственного мнения. Блоги предлагают живой, пропитанный собственным отношением, часто критический взгляд на существующее положение вещей, а именно этого обычно недостает корпоративным СМИ. Блоги привлекают всех: от подростков до пожилых людей, которые высказывают массу различных точек зрения, сообщают об увиденном собственными глазами, делятся знаниями и другой информацией. Если вы освоили wi-fi, умеете сочинять сонеты, являетесь экспертом по черным дырам или проблемам копирайта, вам захочется стать одним из этих фанатиков, блоггеров, специализирующихся на тысячах важных тем. Как писал Джеймс Уолкотт из Vanity Fair, «блоги быстро стали главным прорывом в народной журналистике со времен газет и политических памфлетов, популярных в кафе XVIII века: они вызывают к себе живой интерес и позволяют людям демонстрировать свои таланты».[4-16]

Заинтересовавшись средой, которая дает пространство для собственного творчества и участия в коллективном опыте, я завел свой первый блог весной 2001 года с целью вести хронику развития частных медиа и «самодельной» культуры. Сегодня никого уже не удивишь тем, что частные лица излагают свой взгляд на события в виде текста, фотографий или видео. Одиннадцатого сентября [2001 года] в блогах публиковались рассказы очевидцев, комментарии, фотографии и видеозаписи трагедии. Во время масштабного отключения электричества в северо-восточных штатах в августе 2003 года люди цифровыми камерами мобильных телефонов сняли и опубликовали в реальном времени снимки, на которых изображались сцены того, как жители Нью-Йорка пытаются справиться с отключением электроэнергии. В Южной Калифорнии блоггер опубликовал сообщение о том, что пожилой водитель сбил насмерть десять пешеходов у сельского рынка, через несколько минут после того, как это произошло. В Токио новостное агентство показало прямой репортаж с места смертельного несчастного случая, присланный очевидцем, снявшим его на видеокамеру, встроенную в мобильный телефон. Житель Багдада Салам Пакс стал сетевой знаменитостью благодаря своим рассказам о войне в Ираке. Читатели блогов прислали независимому журналисту Кристоферу Олбриттону 14 334 долларов, чтобы оплатить его поездку в южный Ирак, откуда он, когда началась война, посылал отчеты со своего ноутбука через спутниковый телефон. Читатели также послали Джошуа Маршаллу 4000 долларов, чтобы профинансировать освещение праймериз Демократической партии 2004 года. А авторы таких блогов, как Campaign Desk и FactCheck.org, наблюдали за обоими кандидатами и публиковали доклады о ходе выборов 2004 года.

Блоги широко освещали президентскую кампанию 2004 года: несколько десятков сетевых блоггеров писали о национальных партийных съездах республиканцев и демократов. Апогеем этого политического сезона стал Memogate: блоггеры поставили под сомнение подлинность документов, претендовавших на то, чтобы заполнить пробелы в истории службы Джорджа Буша-младшего в Национальной гвардии, заставив CBS в программе «60 Minutes» признать ложность собственного репортажа.

Несколько дней спустя после цунами, обрушившегося на Южную Азию 26 декабря 2004 года, блоггеры писали об этой трагедии, сыграв роль СМИ и поспособствовав созданию фондов помощи жертвам и помогая семьям найти своих пропавших близких, поделившись горечью и болью увиденного собственными глазами и дав возможность тем, кто попал в зону бедствия, высказаться, опубликовав рассказы, фотографии и видеозаписи. Блоги преодолевают заграждения, выстроенные традиционными СМИ, эмоционально рассказывая о судьбах выживших и делая возможным свободный поток информации.

Новое поколение блоггеров – «видеоблоггеры» – появилось из ниоткуда в начале 2005 года в Нью-Йорке с самой первой конференцией видеоблоггеров. Через несколько лет, когда видео станет главным видом повествования, блоги будут играть роль основных платформ для публикации видео. Когда мы будем искать интересующую тему в визуальной поисковой системе, мы будем находить видео не в форме бестелесного потока битов – оно будет привязано к конкретному человеку, компании или организации с определенной репутацией и историей.

Возможно, блоги – это величайшая история успеха персональных медиа, но не единственная. В сентябре 2004 года велосипедист из Сан-Франциско обнаружил, что сверхпрочный велосипедный замок Kryptonite можно открыть шариковой ручкой. Он опубликовал свое открытие в сетевом форуме для велосипедистов-любителей. Его сообщение прочло более 400 000 человек. Видео, в котором ручка делала свое дело, было загружено более трех миллионов раз за несколько дней. В течение недели тысячи замков были возвращены изготовителю, а ретейлеры начали избавляться от продукта.

Новый вид медиа под названием «подкастинг» начал развиваться в конце 2004 года. Звуковой брат блога позволяет людям распространять в Интернете самодельные радиошоу в виде файлов, которые можно в любое время прослушать в аудиоплейере или на карманном компьютере. Первые передачи содержали в основном комментарии на темы бизнеса и права, комедии, музыку, сплетни и секс. И самое главное – все это без рекламы и доступно через множество RSS-потоков.[47] Подобным образом несколько неутомимых людей, таких как Роб Гринли и Кен Рутковски, стали новостными радиосетями из одного человека. Кристофер Лидон, например, публикует аудиоинтервью с десятками известных публичных фигур.

Десятки тысяч людей стали потребителями-корреспондентами на таких сайтах, как Amazon.com, Epinions и BabyCenter, предлагая обзоры детективных романов, видеокамер, молокоотсосов и других продуктов и сервисов, и эти обзоры часто бывают такой же глубины и изящества, как в крупных журналах и газетах. Сайты, подобные Snopes.com, предлагают проверку и разоблачение бытующих в Интернете слухов.

Чтобы озвучить субъективное мнение, Independent Media Center в обход основного новостного направления предлагает новости, которые предоставляют все, кому хочется в этом участвовать; в данный момент во всем мире работают более ста центров Indymedia. Скотт Адамс, художник, рисующий Дилберта[48], признался в чате Washington Post, что получает большинство своих лучших материалов от читателей по электронной почте, однако пожаловался: «Ленивые%#$* не хотят рисовать комиксы, и мне приходится делать это самому».

Еще одной удивительной историей успеха является Wikipedia. Это бесплатная энциклопедия, в которой любой может написать или редактировать статьи и в которую за четыре года было добавлено более миллиона статей. Со своими 127 миллионами слов (в английской версии) Wikipedia превосходит по размерам любую другую англоязычную энциклопедию, в том числе энциклопедию Britannica, содержащую 55 миллионов слов. Примечательнее всего то, что каждое слово в энциклопедии написано добровольцами, ничего не получающими за написание статей.

MoveOn, интернет-организация, участниками которой стали более двух миллионов людей, сыграла большую роль в президентских выборах 2004 года, организовывая избирателей и публикуя свои отчеты. Группа спонсировала состязание под названием «Буш за 30 секунд», в рамках которого 1500 участников создали тридцатисекундные ролики с критикой политики Буша. Многие ролики по своему творческому потенциалу могли соперничать с работами профессиональных рекламных агентств. Как подчеркивает крупнейший издатель технической литературы Тим О'Рейли, «стоимость телепередач снизилась от миллиона долларов практически до нуля».[4-17] Ролик-победитель, в котором демонстрировалось, как дети делают черную работу, чтобы оплатить растущий национальный долг, был показан более чем в десяти «колеблющихся» штатах, хотя CBS исключила его из трансляции Суперкубка за политическую пропаганду.

Большинство медиа-империй мало заинтересовано в участии пользователей, однако есть и исключения. В 1996 году продюсер-новатор Стивен Розенбаум сказал мне: «Зрители хотят управлять телевидением, вывернуть его наизнанку и превратиться из наблюдателей, которых кормят информацией с ложечки, в активных участников». В его передаче на MTV «Нефильтрованные новости» зрители получили видеокамеры и возможность рассказывать собственные истории. В течение нескольких лет National Public Radio раздавало слушателям диктофоны. BBC News и сетевые газеты начали публиковать фотографии и видеозаписи, присланные пользователями. Многие обычные сайты начали интересоваться историей успеха совместной работы, организованной такими сайтами, как Kuro5hin, Metafilter, Fark и Slashdot.org, процветающих сайтов о технологиях и последних событиях, где пользователи пишут свои статьи и оценивают статьи других людей. Южнокорейский веб-ресурс OhmyNews каждый день привлекает 2 миллиона читателей. Редакторы сайта ежедневно публикуют сотни историй, 4/5 из которых написаны армией из 26 тысяч домохозяек, школьников, профессоров и других гражданских журналистов, а остальные – профессиональными журналистами. В адрес OhmyNews, считающегося самым влиятельным новостным сайтом в стране, было сказано много добрых слов, поскольку он помог корейцам избрать в президенты малоизвестного защитника прав человека.

В музыкальной сфере заметно значительное падение стоимости записи демо-CD. Тысячи непрофессиональных музыкантов сейчас используют в своей работе цифровые инструменты и распространяют свои записи в пиринговых сетях. В начале 2004 года Apple представила недорогое приложение GarageBand, позволяющее вам создавать музыку из скретчей и собственные миксы из более чем тысячи профессионально записанных лупов, даже если вы не знаете нотной грамоты и не умеете играть на музыкальных инструментах. Практически сразу же поклонники новой программы организовали два сообщества, MacBand и MacJams, в которых люди могут совместно работать и играть музыку, не опасаясь нарушить чьи-то авторские права. Еще один сайт, TuneYard, позволяет людям публиковать свои композиции и слушать чужие.

Когда-то киноиндустрия была наглухо закрыта для любителей. Но появилась «Ведьма из Блэр». Независимый фильм, снятый пятью ребятами из Орландо, штат Флорида, в котором играли три неизвестных актера и который стоил 35 тысяч долларов, собрал кассу в 250 миллионов долларов. С тех пор как фильм впервые был показан на фестивале Санденс, стоимость съемок упала еще ниже. На съемки документального фильма «Проклятие», показанного на Санденсе в 2004 году и номинировавшегося на приз «Золотая камера» на Каннском фестивале, было потрачено 218,31 доллара: фильм был смонтирован в iMovie. Суммарные затраты на фильм, правда, выросли до 400 000 долларов после того, как его создателям пришлось заплатить за права на использование музыки и видеоклипов, которые использовались для того, чтобы усилить атмосферу фильма.

Вспомним и Мэтта Макдермитта, который впервые взял в руки камеру, когда ему было 6 лет.[49] К восьмому классу Мэтт получил несколько наград за свои выглядящие вполне профессионально фильмы, сделанные при помощи дешевой камеры Panasonic, компьютера Macintosh и программы Final Cut Pro. «Десять лет назад Роджер Эберт сказал, что какой-нибудь мальчишка с домашней видеокамерой станет следующим Орсоном Уэллсом, и киноиндустрия посмеялась над этим, – пишет Мозес Ма. – В целом он был прав, и, возможно, Мэтт и есть тот самый мальчишка».[4-18]

Сегодня, для того чтобы снять прекрасный фильм, нужны талант и желание, а не деньги и технологии.

В мире литературы расцвел любопытный жанр фан-фикшн. Несколько лет назад он был второразрядным хобби, заключавшимся в том, что друзья обменивались рукописями, что-то заимствующими из поп-культуры. Но в Интернете эта практика ожила, объединив людей, позволяя людям писать совместно и получать мгновенную реакцию на свои произведения. Сайты фан-фикшн позволяют пользователям создавать новые сюжеты с участием знакомых героев телепередач, фильмов и книг. На сайте FanFiction.net, прадедушке других фан-сайтов, посетители расширили мир Гарри Поттера, написав более семидесяти пяти тысяч рассказов. Поклонники пишут продолжения «Scooby Doo» и «The Monkees» и о своих любимых персонажах из «Бухты Доусона», «Полиции Майами» и десятков других телешоу.[4-19] Взрыв популярности этих работ, в которых сочетается оригинальность и заимствование, настроил голливудские студии, телесети и книжных издателей против авторов фан-фикшн в битве, в которой правам пользователей противопоставляются попытки владельцев авторских прав контролировать свою собственность. Число приверженцев фан-фикшн выросло настолько, что у них появился собственный съезд, Fanzillacon.

Личные медиа быстро вырастают из коротких штанишек хобби и становятся массовым движением. Хотя некоторые мои друзья никогда не слышали о нишевых новостных сайтах или блогах, наиболее продвинутые из них в техническом отношении все больше начинают полагаться на низовые медиа в поиске новостей и развлечений. И это не увлечение, а видоизменение нашего взаимодействия с медиа.

Описанные мной случаи – это всего лишь персональная медиа-революция, версия 1.0. «Сложно сказать, к чему это все приведет, – говорит Гиллмор, – единственное, в чем можно быть уверенными, так это в том, что мы никогда не вернемся в то время, когда к людям относились как к пустым сосудам, в которые крупные медиа-компании вливают контент через свои трубы. Не важно, насколько разрушительными будут эти изменения для традиционных медиа-компаний. Мы готовы к захватывающему приключению».

Дешевые интеллектуальные инструменты послужили эквалайзером для личных медиа, позволив нам претворить в реальность свои творческие устремления. Эксперты предсказывают, что через несколько лет более быстрые каналы связи превратят Интернет в визуальную медиа-среду. Однако с создателями личных медиа этот переход может сыграть злую шутку. Практически ни один из двенадцати тысяч частных фильмов, созданных в центре Storycenter Джо Ламберта, не доступен для просмотра, в том числе из соображений «очистки прав». Как же наши истории будут плодиться и размножаться? Как режиссеры из народа и видеолюбители найдут свою аудиторию?

Как частные медиа смогут стать доступными для всех?


Примечания:



4-1

Интервью в Центре цифровых историй 19 сентября 2002 г.



4-2

Основателем движения «цифрового рассказа» является Дана Эчли, эксцентричный человек, носившая второе имя Ace Space. Эчли – автор фильма «Дорожное шоу» («Road Show»), ленты, состоящей из 60–70 фрагменов фильмов из жизни людей. Когда показ «Шоу» был окончен, Эчли и Ламберт основали Центр цифровых историй. Эчли погибла в 2000 году. Об Эчли см. www.storycenter.org/dana.



4-3

Описанный семинар iDay проходил 8 февраля 2003 года.



4-4

Moses Ma, Pitch: Insights and Foresight into the Future of Technology (Spring 2004), p. 4.



4-5

К своей чести, BMG назначает адептам цифровой культуры встречи с любыми директорами, исполнителями или менеджерами, до сих пор с опаской относящимися к Интернету. Evelyn Nussenbaum, «Technology and Show Business Kiss and Make Up», New York Times (April 26, 2004).



4-6

Раздел 1008 Закона об авторском праве. Джессика Литман пишет в своей статье «Военные истории» для журнала Cardozo Arts & Entertainment Law Journal 337 (2002), p. 20:

«В соответствии со старым образом мышления копирование принадлежащего вам диска и проигрывание копии в машине, CD-плейере или магнитофоне является легальным. Если вы возьмете напрокат CD и скопируете его на другой носитель для личного пользования, это будет легально. Запись радиотрансляции, микширование треков для вечеринки и копирование диска для соседа также являются законными действиями. Так гласит закон об авторском праве, раздел 1008: потребители могут беспрепятственно делать копии музыки в некоммерческих целях. Похоже, многие об этом забыли».



4-7

Фритц Аттавей, интервью автору книги (9 ноября 2004 г.).



4-8

Следует заметить, что разрешение на использование материалов, охраняемых авторским правом, проще получить у частного лица, чем у корпорации. Эрик Шульман, доктор наук в области астрономии и автор научных статей, рассказывает мне, что никогда не сталкивался с проблемой получения разрешения на использование фотографий, которые люди публикуют на своих веб-сайтах (сам он тоже всегда удовлетворяет подобные запросы). Однако, когда он пишет корпорациям, он не получает от них ответа. К примеру, он отправил письмо Atari, в котором просил разрешения использовать «скриншот» из игры Civilization, чтобы проиллюстрировать концепцию цивилизации, но так и не получил ответа.



4-9

Филипп Гейнс, интервью автору книги (11 февраля 2004 г.).



4-10

Сива Вайдхьянатан, интервью автору книги (10 февраля 2004 г.).



4-11

Эрнест Миллер, интервью автору книги (23 февраля 2004 г.).



4-12

В интервью Washington Post Саффо заявил:

«Чем больше людей начинают использовать Сеть, тем быстрее Сеть становится огромной безжизненной пустыней, подобной безжизненной пустыне телевидения. Мне все равно, что интересует большинство людей, потому что большинство – это скучно».

Joel Achenbach, «Search for Tomorrow», Washington Post (February 15, 2004). См.: www.washing-tonpost.com/wp-dyn/articles/A42 885-2004Feb14_3.html.



4-13

J. D. Lasica, «Citizens as budding reporters and editors», American Journalism Review (July-August 1999).



4-14

Отчет см. www.pewinternet.org/reports/toc.asp?Report=113.



4-15

Краткая версия отчета см. www.ced.org/docs/summary/ summary_dcc.pdf. Полная версия отчета (101 страница в формате pdf) см. www.ced.org/docs/report/report_dcc.pdf.



4-16

James Wolcott, «The Laptop Brigade», Vanity Fair (April 2004), p. 144.



4-17

О'Рейли опубликовал свои комментарии в блоге eJournal Дэна Гилмора (January 11, 2004).



4-18

Мозес Ма, op. cit.



4-19

Другой сайт, FANlib: People Powered Entertainment, также предлагает систему совместного написания историй, созданную фанами. Адрес сайта – www.fanlib.com/cms.



4

Американский актер, режиссер и сценарист («Лихорадка», 2002; «Хостел», 2005).



44

Американская некоммерческая организация по охране здоровья.



45

Поколение бэби-бума – люди, родившиеся с 1943 по 1960 год.



46

Американское телешоу в духе «Фабрики звезд», в котором молодые исполнители борются за звание «Кумира Америки».



47

RSS (real simple syndication) – специально подготовленный файл, являющийся сжатым описанием структуры веб-страницы, изменяющийся каждый раз, когда на веб-сайте меняется контент (например, появляются новости). Другое название RSS – новостная лента. Специальные программы (или сетевые службы) – rss-агрегаторы – позволяют следить за обновлением веб-сайтов, не посещая их самих.



48

Серия популярных комиксов об офисной жизни инженера по имени Дилберт. См. http://www.dilbert.com.



49

Мэтт Макдермитт – молодой режиссер видео, успевший прославиться как постановщик клипов для Backstreet Boys и Аланис Мориссетт.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх