|
||||
|
СЛОВО НА ГЛИНЯНЫХ ТАБЛИЧКАХ
Н. Гумилев На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством. А может быть, это сцена охоты, как считает первооткрыватель этих табличек археолог Н. Власса? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это? Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре (Двуречье), снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, вторая изображает скорпиона, третья, по-видимому, - голова человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, было высказано предположение, что на табличке изображены тотемы: «козленок», «скорпион», «демон», «рыба», «глубина-смерть», «птица». Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, еще одна поразительная случайность? Скорее всего, нет. Это совпадение наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из одного общего корня. Это и многие другие обстоятельства привели в свое время к суждениям о существовании обратной связи Шумер - Тэртерия. В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштейн высказал предположение, что письменность в Тэртерии возникла под влиянием Шумера. Ему возразил М.С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, настаивал М. С. Худ, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало их использовать в религиозных обрядах. Конечно, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, но им можно возразить. Разве можно скопировать то, чего еще не существует? Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие в V тысячелетии до нашей эры знаками, похожими на шумерские, когда еще и не существовал Шумер? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|