ЧАСТОТА ЗНАКА В ОБСЛЕДОВАННЫХ ТЕКСТАХ


КОЛИЧЕСТВО ЗНАКОВ С ДАННОЙ ЧАСТОТОЙ


800 И ВЫШЕ


1


200 И ВЫШЕ


6


100 И ВЫШЕ


24


50 И ВЫШЕ


46


20 И ВЫШЕ


86


10 И ВЫШЕ


103


Большая часть остальных знаков, по их мнению, - это лигатуры и варианты основных знаков.

«Индское письмо» исследователи группы А. Парпола предположительно относят к «логографической или логосиллабической системе письма». В работе «Дешифровка протодравидских надписей цивилизации долины Инда» они дают «расшифровку» своих представлений о системе протоиндийского письма: «В настоящее время ясно, что это чисто логографическое письмо, основанное на так называемом принципе ребуса. Это означает, что

1. Каждый знак символизирует некую вещь или понятие и (вторичным образом) обозначает звучание слова (из одного или более слогов) , соответствующего этому понятию;

2. Отдельное слово может читаться фонетически, то есть как последовательность звучаний, не зависящих от смысла данного графического смысла.

Как и в других синхронных письменностях, здесь также есть лигатуры или комбинации двух или более основных знаков и графические варианты основных знаков, полученные из них добавлением диакритик в виде черточек или линий. Кроме того, в письменности долины Инда существуют детерминативы, как во всех других письменностях того же периода. Детерминативы не имеют фонетического чтения, они определяют область применения знака, с которым употребляются или, другими словами, отграничивают значение».

В последующих своих статьях исследователи группы А. Парпола склонны считать, что письменность долины Инда - логосиллабическая (словесно-слоговая).

«Поскольку существуют альтернативные гипотезы, согласно которым протоиндийское письмо является либо иероглифическим, либо слоговым, типа индийского письма брахми» , советские ученые группы Ю.В. Кногюзова произвели подсчет «частоты появления знаков в египетской иероглифике, индийском письме брахми и протоиндийских текстах» и пришли к выводу, что «протоиндийское письмо имеет иероглифический характер» [71].

«В пользу этого, - считают советские исследователи, - говорит и общее число дошедших до нас протоиндийских знаков, превышающее 300, и «рисуночный» характер большого количества знаков».

В свете новейших данных представления Б. Грозного по вопросам, которые освещаются в данном параграфе, звучат как некий анахронизм. Б. Грозный считал, что «протоиндийское письмо - фигурное, но уже фонетизированное, слоговое… В нем… есть несколько идеограмм… и довольно большое количество фонетических слогов»; «число главных фонетических знаков», по Б. Грозному, 50. По Б. Грозному, протоиндийское письмо «монофонное, каждый знак включает согласную с гласной и лишь немногие знаки соответствуют отдельной гласной. Сочетание более двух звуков является исключением».

Мои представления о системе и строе протоиндийского письма практически полностью повторяют представления Б. Грозного: протоиндийское письмо слоговое, слоги только открытые - типа СГ (согласный + гласный) и Г (гласный).

Среди 135 наиболее часто встречающихся знаков протоиндийского письма (по П. Меридже, Б. Грозному, Ю. В. Кнорозову) я различаю:

I. Основные (первичные) знаки, обозначающие слоги типа СГ и Г, - всего 96 знаков и в их числе:

а) линейные знаки - 86-91 знак;

б) рисуночные знаки - 5-10 знаков [72].

II. Лигатуры - совместное написание двух и иногда трех основных (первичных) знаков. Количество лигатур достаточно велико. Среди 135 наиболее часто встречающихся знаков они составляют около 25% - 33 знака. Среди остальных, редко встречающихся знаков, их процент, по всей видимости, также велик.

Особую разновидность лигатур составляют «знаки-оборотни», которые «строятся» из асимметричных линейных знаков и их «зеркальных» двойников. Необходимость появления «знаков-оборотней» объясняется своеобразием чтения надписей на печатях-амулетах (начало текста на печати, а продолжение текста на ее оттиске) и тем условием, что какой-либо знак, вначале на печати, а затем на оттиске, по замыслу исполнителя надписи, должен иметь одно и то же фонетическое значение. Например: знак

. На печати читается его левая половина

, а на оттиске - правая, которая после отпечатывания дает нам тот же знак . И все это при том, что почти каждый, асимметрично построенный знак протоиндийского письма имеет своего зеркального двойника с иным фонетическим значением. Например: - вe,

- ви;

- ти,

- те;

- о,

- вь и т. д.


III. Идеограммы - словесные знаки, обозначающие слово в целом. Обычно это фонетический знак, часто рисуночный, заключенный в «рамку». «В протоиндийском письме существует 8 разновидностей «рамок», но только в отношении 3 из них | |, ||, ||, | | я могу определенно сказать, что они использовались для выделения идеограмм, роль которых, кстати, была очень невелика: в количественном отношении они составляют не более 3-4% от общего числа знаков. В таблице знаков протоиндийского письма мною показано лишь 6 идеограмм.

В. Язык надписей. Относительно языка жителей Мохенджо-Даро и Хараппы строились самые различные гипотезы. «Испанец Херас виделв них прадравидское племя; П. Мериджи отождествлял их с нынешними брахуями, обитающими вблизи развалин Мохснджо-Даро». Л.А. Уодделом пытался читать протоиндийские тексты по-шумерски, Пран Натх - на санскрите, рассматривая протоиндийский язык как древнюю форму санскрита. Б. Грозный считал язык индоевропейским и читал тексты по-хеттски. Группа А. Парполла, опираясь на «выдающиеся авторитеты, полагала, что язык индских надписей, вероятнее всего, является одним из дравидских». Широкомасштабные работы по определению группы языка провели советские исследователи (группа Ю. В. Кнорозова). Разбив тексты «на блоки с помощью вычислительной техники (машинная обработка проводилась в ВИНИТИ под общим руководством Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика»), исследователи перешли к выделению основного набора переменных и полупеременных знаков («грамматических» знаков протоиндийского письма). Анализ сочетаний переменных и полупеременных знаков друг с другом («вплотную и через интервал) показал, что языку протоиндийских текстов свойственны постфиксы». Дальнейшие исследования показали, что для протоиндийского языка характерен устойчивый порядок слов, определение стоит перед определяемым, отсутствуют префиксы.

Поиски языка, близкого по грамматическому строю к протоиндийскому языку, производились путем последовательного перебора возможных родственных языков, например мунда, дравидский, шумерский, хурритский, эламский. «Перебор показал, что имеются достаточные основания считать протоиндийский язык близким языкам дравидской группы».

Но обратившись к весьма скромным результатам дешифровки протоиндийской письменности и не удовлетворенный ими, я продолжил перебор возможных родственных языков и остановился на праславянском. Не последнюю роль при этом сыграло высказывание Ю. В. Кнорозова, что «многие протоиндийские слова и сочетания, несомненно, были калькированы, на санскрит (а частично заимствованы) , а ведь известно, что «аналогии с санскритом в славянских языках разительны (в лексике, роли формантов и т.д.)».

Следующим этапом в дешифровке протоиндийского письма было:

Г. Установление чтения протоиндийских знаков. Основным методом, который был использован при идентификации (озвучивании) знаков протоиндийского письма, явился «этимологический» (или иконографический) метод. Протоиндийские знаки сравнивались со знаками письменности типа «черт и резов», которой исполнены дешифрованные ранее надписи восточных и западных славян, а также со знаками этрусских и критских надписей, дешифровка которых шла параллельно и знаки которых, в свою очередь, сравнивались со знаками письменности типа «черт и резов» и между собой. Главным инструментом для такого сравнения являлась «Сводная таблица слоговых знаков праславянской письменности». Помимо «этимологического» метода, для идентификации знаков применялся и метод акрофонии, который, как известно, очень эффективен, когда известен язык письма. Установление чтения протоиндийских знаков приведено в Лингвистическом комментарии.








 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх