|
||||
|
У арабов VII вС мусульманами иудеи не ладили куда категоричнее, чем с христианами. Первые конфликты произошли еще в Медине, с самим пророком. Побежденные в уличных схватках иудеи покинули Аравию и поселились в Палестине, у Генисаретского озера, поскольку эта страна находилась тогда под властью персов. Потом некоторые из них ушли в Иран вместе с отступавшими персами, страшась возмездия сирийских христиан. Однако к 650 г. те и другие попали под арабское иго. Персы перенесли это довольно легко, так как приняли ислам, но евреям вероотступничество было противно. Они нашли другой выход — шиизм как способ раздробления мусульманской общины[прим. 12]. Некий Абдулла ибн-Сабах — иудей, перешедший в ислам, выдвинул в 653 г. учение, на первый взгляд правомерное, что перед концом света пророк Мухаммед вернется в мир, а пока его должен замещать тот, кто при жизни был его помощником, т. е. Али и его потомки. Здесь таилось зерно не только тогдашнего раздора — претензии Али на престол, но и позднейшего шиизма, [45, т. I, с.332] прививавшегося у персов лучше, чем у арабов. Так была создана идеологическая основа гражданских войн, вызвавших относительно быстрое распадение халифата. Нет, мы не будем здесь излагать историю многих восстаний и подавлений, убийств и предательств, игры ума и безумия страстей человеческих; жертвами этой войны стали Али (зарезан в 661 г.) и его сын Хуссейн (пал в бою в 680 г.), покинутые друзьями и сподвижниками. Однако те, «раскаявшись», снова восстали и снова были разбиты в 690 г., вслед за чем последовали очередные экзекуции. Вот тогда и покинули злосчастную Персию евреи. Они прожили в этой стране 1200 лет, пользуясь покровительством законов и сочувственной поддержкой венценосцев. Но когда законы Ирана заменил шариат, а шахов — назначенные эмиры (уполномоченные), евреи вновь обратились к поискам «земли обетованной». Сами они представляли себе эту миграцию так: «И было в лето 4450 (т. е. в 690 г.), и усилилась борьба между исмаильтянами и персами в ту пору, и были поражены персы ими (арабами), и пали они под их ноги, и спаслись бегством многочисленные евреи из страны Парас, как от меча, и двигались они от племени к племени, от государства к другому народу и прибыли в страну Русию и землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много евреев…» [5, с. 78–79][прим. 13]. Этот текст показывает многое. Страна Русия уже была в VII в.; в Германии (Ашкеназ) и Швеции, еще языческой, есть еврейские колонии, а вот Хазарии в списке нет, хотя в 737 г. арабский завоеватель будто бы принудил «персов-огнепоклонников, хазар, поклонявшихся тельцу, и некоторых исполнявших закон Мусы» принять ислам[прим. 14]. На самом деле это было только пожелание Мервана II, оставшееся без последствий. А в 690 г. хазары под предводительством тюркютов по происхождению, принцев царственного рода Ашина, ставших ханами Хазарии, громили Закавказье и удерживали до 693 г. Дербент. Как же евреи могли не заметить такую сильную державу? — Только не видя ее! Значит, путь еврейских эмигрантов из Ирана пролегал не через северокавказские степи, в те годы обагренные болгарской и аланской кровью, а только через Малую Азию и Черное море к устью Днепра и в Русию, а оттуда — в земли, где уже были колонии западной ветви евреев, оставшихся в Европе после распада Римской империи. Но если так, то кто в Хазарии «исполнял закон Мусы»? Очевидно, те евреи, которые бежали на Кавказ вместе с маздакитами. Они в 690 г. очень хорошо помнили кровавые столкновения внутри еврейской общины Ирана, с полным на то основанием опасались своих соплеменников и отказали им в убежище. Зато их потомки в VIII в. поступили по-иному, так как маздакитская трагедия была забыта потомками ее участников. Примечания:12 Ши'ат Алий — партия Алия, или «пристрастные». 13 Авторство текста приписано известному хронисту и врачу Иосифу б Иегошуа Га-Когену, жившему в XVI в, но имевшему в своем распоряжении более ранние рукописи. 14 И. Берлин полагает, что именно это событие заставило евреев покинуть Хазарию и перебраться на Запад (см.: Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919, с. 79). Литература id="n_1">1 Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. id="n_2">2 Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_3">3 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_4">4 Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957. id="n_5">5 Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919. id="n_6">6 БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959. id="n_7">7 Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976. id="n_8">8 Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968. id="n_9">9 Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896. id="n_10">10 Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927. id="n_11">11 Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. id="n_12">12 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. id="n_13">13 Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876. id="n_14">14 Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3. id="n_15">15 Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95. id="n_16">16 Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. II). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 24, вып. 4, с. 78–88. id="n_17">17 Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV. id="n_18">18 Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_19">19 Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_20">20 Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94. id="n_21">21 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 1, с. 62–71. id="n_22">22 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 3, с. 81–90. id="n_23">23 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967. id="n_24">24 Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. — «Доклады ВГО. Отделение этнографии», 1968, вып. 6. id="n_25">25 Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. id="n_26">26 Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов. — «Природа», 1973, N 1. id="n_27">27 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3. id="n_28">28 Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны. — В кн.: Вопросы географии США. Л, 1976, с. 123–125. id="n_29">29 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990. id="n_30">30 Древнетюркский словарь. Л., 1969. id="n_31">31 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. id="n_32">32 Зайцев А. К. Черниговское княжество. — В кн.: Древнерусские княжества X–XI вв. М., 1975. id="n_33">33 Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960. id="n_34">34 История Византии. В 3-х тт. М., 1967. id="n_35">35 История Дагестана. Т. I M., 1967. id="n_36">36 Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими. — В кн.: Вопросы географии США Л., 1976. id="n_37">37 Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. id="n_38">38 Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. id="n_39">39 Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. — В кн.: Запад и Восток. М., 1966. id="n_40">40 Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. — В кн.: Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914, с. 1–14. id="n_41">41 Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I. id="n_41a">41а) Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820. id="n_42">42 Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II. id="n_43">43 Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936. id="n_44">44 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. id="n_45">45 Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II. id="n_46">46 Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949. id="n_47">47 Осокин П. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872. id="n_48">48 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966. id="n_49">49 Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946. id="n_50">50 Плетнева С.А. Хазары. М., 1976. id="n_51">51 Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970. id="n_52">52 Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы. М.-Л, 1962. id="n_53">53 Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901. id="n_54">54 Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. — «Вестник древней истории», 1940, N 3–4, с. 131–145. id="n_55">55 Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943. id="n_56">56 Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937. id="n_57">57 Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922. id="n_58">58 Усама-ибн-Мункыз. Книга назиданий. М, 1958. id="n_59">59 Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869. id="n_60">60 Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961. id="n_61">61 Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971. id="n_62">62 Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. id="n_63">63 Шахматов А А «Повесть временных лет» и ее источники. — Труды отдела древнерусской литературы. Т. IV. Л, 1940. id="n_64">64 Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. — В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. id="n_65">65 Dollinger. Geschichte der gnostischen-manicha # ischen Lechten im fruher Mittelalter. Leipzig, 1980. id="n_66">66 GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960. id="n_67">67 Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924. id="n_68">68 Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976. id="n_69">69 Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957. id="n_70">70 Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971. Литература id="n_1">1 Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. 4 Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957. 5 Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919. 12 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. 13 Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876. 14 Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3. 45 Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|