|
||||
|
Этнос «отраженного света»Может показаться, что, утверждая невозможность существования активного этноса без пассионарного толчка, мы погрешили против собственного тезиса. Например, хазары стали известны византийским и персидским авторам в IV в., а армянским — в III в.[прим. 1], но ни меридиональный толчок II в. (от Скандзы до Палестины), ни широтный толчок IV в. (от Аравии до Северного Китая) не должны были их задеть. Каким же образом объяснить особенности их этногенеза в течение тысячи лет и образование многочисленных реликтов: гребенских и нижнедонских казаков, астраханских татар и караимов Крыма? Короче говоря, хазары вели себя как «полноценный» этнос, прошедший все фазы развития, но за счет чего? Русский летописец правильно сопоставляет хазар со скифами, [42, ч.1, с.14] под которыми его источник, Георгий Амартол, подразумевал древнее, досарматское население южной части Восточной Европы. [42, ч. II, с. 223] В то время, когда степные водораздельные пространства захватывались последовательно сарматами (III в. до н. э.), гуннами (IV в. н. э.), болгарами (V в.), аварами (VI в.), мадьярами и печенегами, хазары спокойно жили в густых прибрежных зарослях, недоступных для кочевников, с коими они всегда были врагами. Благодаря столь благоприятным природным условиям хазары — потомки древнего европеоидного населения Западной Евразии — жили как этнос-персистент до конца VI в., когда ситуация изменилась крайне резко и неожиданно. Самая важная роль в хазарском этногенезе выпала на долю новорожденного этноса древних тюрок — тюркютов, как принято их называть, чтобы избежать терминологической путаницы — смешения этого этноса с прочими тюркоязычными племенами[прим. 2]. Возникли тюркюты так, в 439 г. небольшой отряд князя Ашина бежал из Северо-Западного Китая от победоносных и безжалостных табгачей. Состав этого отряда был пестрым, но преобладавшим этносом были сяньбийцы, т. е. древние монголы. Поселившись на склонах Алтая и Хангая и смешавшись с аборигенами, тюркюты сделали своей узкой специальностью плавку железа и выделывание оружия. В 552 г. их первый хан — Тумын — одержал победу над жужанями, господствовавшими в Степи в IV–V вв. Так был создан Великий тюркютский каганат. Младший брат Тумына, хан Истеми, был поставлен во главе войска, имевшего задачей подчинение западных степей. Истеми дошел до Дона и берегов Черного моря. Некоторые племена бежали от него, другие подчинились силе оружия, а третьи сочли за благо помочь завоевателю, дабы разделить с ним плоды победы. В числе последних оказались хазары и болгарское племя утургуров, жившее между Кубанью и Доном. Когда же в начале VII в. Великий каганат распался, то хазары и утургуры оказались в составе Западного каганата. Те и другие искренне помогали своим новым правителям в войнах против Византии и Ирана. Однако в Западно-Тюркютском каганате два племенных союза образовали две партии, боровшиеся за власть над бессильным ханом. Утургуры примкнули к одной, а хазары, естественно, к другой партии, а после ее поражения приняли убежавшего царевича себе в ханы (650 г.).; [Подробно см.: 3, с.171] [23, с. 238.] Через 8 лет Западно-Тюркютский каганат был захвачен войсками империи Тан, что пошло на пользу хазарам, принявшим сторону ранее побежденного царевича, и во вред болгарам-утургурам, лишившимся поддержки верховного хана (658 г.). Вследствие этого хазары около 670 г. разгромили болгар, и те разбежались — кто на Каму, кто на Дунай, кто в Венгрию, а кто даже в Италию. Одновременно хазарам пришлось отражать вторжение арабов, победоносных от Индии до Аквитании. Но на Кавказе, неожиданно для завоевателей Ирана и Испании, война шла с переменным успехом, причем хазарские вторжения в Закавказье чередовались с арабскими походами до Дербента (662–744 гг.), севернее которого арабам так и не удалось закрепиться. Откуда взялась у маленького реликтового этноса такая грандиозная пассионарность, позволившая хазарам при неравенстве сил свести вничью войну с самым сильным и агрессивным государством VIII в.? Численный перевес был на стороне арабов, потому что хазарских ханов тюркской династии не поддерживали ни аланы, ни мадьяры, ни буртасы, ни мордва, ни славяне, а уж меньше всего болгары. Особую позицию занимали горцы Дагестана — царства Серир, Туман, Зирих-Геран, Кайтаг, Табасаран, Лакз и Филан, уже в 739 г., подчинившиеся наместнику Азербайджана и Армении Мервану, [35, т. I, с. 153] опиравшемуся на неприступный Дербент[прим. 3]. Но маленькая Хазария героически отстояла свою независимость. Почему? Вспомним, что целых 100 лет (558–650) тюркютские ханы использовали территорию Хазарии как базу для своих военных операций. В Хазарии тюркютские богатыри отдыхали после перехода через сухие степи, а по возвращении из Крыма или Закавказья прогуливали награбленную добычу. И тут наверняка не обходилось без женщин, которые, как известно, не бывают равнодушны к победителям. Дети, появившиеся после военных походов, искренне считали себя хазарами. Отцов своих они не знали, воспитаны были в среде хазар и в ландшафте Волжской дельты. В наследство от тюркютов они получили только некоторые антропологические и физиологические черты, в том числе пассионарность. А поскольку такой симбиоз длился более ста лет, то естественно, что привнесенной чужаками пассионарности стало достаточно, чтобы превратить реликт в активно действующий этнос. Но еще существеннее для хазарского этногенеза был следующий период, когда Хазарией управляли тюркские ханы династии Ашина (650–810), наследники правителей Великого тюркского каганата (552–745). Царевич-беглец и его соратники, принятые хазарами гостеприимно, не слились с массой народа и не противопоставили себя ей. Они продолжали жить кочевым бытом, только зиму проводя в домах в Итиле; они возглавили борьбу с арабами и, будучи мастерами степной маневренной войны, научили хазар отбивать натиск регулярных войск; оставаясь язычниками, почитавшими Синее Небо и Черную Землю, они были веротерпимы до полной неразборчивости. Это-то их и погубило. Но из-за чего и каким образом? Примечания:Примечания id="n_1p">1 Моисей Хорейский в «Истории Армении» упоминает, что между 193 и 213 гг. «толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли через ворота Джора (Дербентский проход)… перешли Куру и рассыпались на сю сторону ее» (цит. по: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с.115). М. И. Артамонов полагает, что упоминание хазар в столь раннее время — анахронизм (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 131), однако оснований для сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в. хазары обитали в низовьях Терека и Сулака На Волгу они распространились позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. (см.: Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий. — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95, N 24, вып. 4, с. 78–88). 2 Термин «тюрк» имеет три значения. Для VI–VIII вв. это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX–XII вв. тюрк — общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» — группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения. 3 Дербент был окончательно оккупирован арабами в 685–686 ГС и отделился от халифата в X в вместе с Ширваном/ Литература id="n_1">1 Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. id="n_2">2 Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_3">3 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_4">4 Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957. id="n_5">5 Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919. id="n_6">6 БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959. id="n_7">7 Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976. id="n_8">8 Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968. id="n_9">9 Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896. id="n_10">10 Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927. id="n_11">11 Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. id="n_12">12 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. id="n_13">13 Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876. id="n_14">14 Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3. id="n_15">15 Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95. id="n_16">16 Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. II). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 24, вып. 4, с. 78–88. id="n_17">17 Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV. id="n_18">18 Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_19">19 Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_20">20 Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94. id="n_21">21 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 1, с. 62–71. id="n_22">22 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 3, с. 81–90. id="n_23">23 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967. id="n_24">24 Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. — «Доклады ВГО. Отделение этнографии», 1968, вып. 6. id="n_25">25 Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. id="n_26">26 Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов. — «Природа», 1973, N 1. id="n_27">27 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3. id="n_28">28 Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны. — В кн.: Вопросы географии США. Л, 1976, с. 123–125. id="n_29">29 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990. id="n_30">30 Древнетюркский словарь. Л., 1969. id="n_31">31 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. id="n_32">32 Зайцев А. К. Черниговское княжество. — В кн.: Древнерусские княжества X–XI вв. М., 1975. id="n_33">33 Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960. id="n_34">34 История Византии. В 3-х тт. М., 1967. id="n_35">35 История Дагестана. Т. I M., 1967. id="n_36">36 Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими. — В кн.: Вопросы географии США Л., 1976. id="n_37">37 Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. id="n_38">38 Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. id="n_39">39 Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. — В кн.: Запад и Восток. М., 1966. id="n_40">40 Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. — В кн.: Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914, с. 1–14. id="n_41">41 Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I. id="n_41a">41а) Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820. id="n_42">42 Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II. id="n_43">43 Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936. id="n_44">44 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. id="n_45">45 Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II. id="n_46">46 Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949. id="n_47">47 Осокин П. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872. id="n_48">48 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966. id="n_49">49 Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946. id="n_50">50 Плетнева С.А. Хазары. М., 1976. id="n_51">51 Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970. id="n_52">52 Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы. М.-Л, 1962. id="n_53">53 Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901. id="n_54">54 Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. — «Вестник древней истории», 1940, N 3–4, с. 131–145. id="n_55">55 Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943. id="n_56">56 Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937. id="n_57">57 Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922. id="n_58">58 Усама-ибн-Мункыз. Книга назиданий. М, 1958. id="n_59">59 Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869. id="n_60">60 Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961. id="n_61">61 Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971. id="n_62">62 Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. id="n_63">63 Шахматов А А «Повесть временных лет» и ее источники. — Труды отдела древнерусской литературы. Т. IV. Л, 1940. id="n_64">64 Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. — В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. id="n_65">65 Dollinger. Geschichte der gnostischen-manicha # ischen Lechten im fruher Mittelalter. Leipzig, 1980. id="n_66">66 GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960. id="n_67">67 Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924. id="n_68">68 Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976. id="n_69">69 Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957. id="n_70">70 Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971. Литература id="n_1">1 Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. 2 Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. 3 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. 4 Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957. 23 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967. 35 История Дагестана. Т. I M., 1967. 42 Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II. Примечания id="n_1p">1 Моисей Хорейский в «Истории Армении» упоминает, что между 193 и 213 гг. «толпы хазар и баслов (барсилов), соединившись, прошли через ворота Джора (Дербентский проход)… перешли Куру и рассыпались на сю сторону ее» (цит. по: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с.115). М. И. Артамонов полагает, что упоминание хазар в столь раннее время — анахронизм (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 131), однако оснований для сомнений не приводит. Принимая сведения источника, констатируем, что во II в. хазары обитали в низовьях Терека и Сулака На Волгу они распространились позднее не через сухие степи, а по берегу Каспийского моря, стоявшего тогда на отметке минус 36 м, т. е. на 8 м ниже, нежели в XX в. (см.: Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий. — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95, N 24, вып. 4, с. 78–88). id="n_2p">2 Термин «тюрк» имеет три значения. Для VI–VIII вв. это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в. Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX–XII вв. тюрк — общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению. Для современных востоковедов «тюрк» — группа языков, на которых говорят этносы разного происхождения. id="n_3p">3 Дербент был окончательно оккупирован арабами в 685–686 ГС и отделился от халифата в X в вместе с Ширваном/ id="n_4p">4 У Захария названы «красные» (см. Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962, т I, с 138). id="n_5p">5 Когда в 627 г. тюркюты и хазары совместно с византийцами осаждали Тбилиси, грузины вынесли на стену города тыкву и нарисовали на ней лицо джабгу-кагана: вместо бровей — тонкие черточки, подбородок голый, редкие волосы на усах, ноздри — шириной в локоть, и кричали: «Вот царь ваш!». id="n_6p">6 Хуннами принято называть тюркоязычный этнос Центральной Азии, а гуннами — смесь группы хуннов, пришедших во II в на берег Волги и Урала, и местных угров (Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3) (как название «хазары» унаследовали потомки хазар и тюркютов). id="n_7p">7 Библия как исторический источник подвергалась критике, установившей, что даже Пятикнижие обращено к двум разным божествам Элоим — «Единственные» (мн. ч. от «Элои») — и Яхве — проявлявшемуся в огненных смерчах (Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970, с. 172). Значит, и этнос был вначале сложносоставным. Евреи, став монолитным этносом, представляли собой антропологическое разнообразие. Выходцы из Ура халдейского — шумерийский тип: низкорослые, коренастые, с рыжеватыми волосами и тонкими губами. Негроидную примесь дало пребывание в Египте. Семиты — высокие, стройные, с прямым носом и узким лицом — это результат смешения с древними арабами халдеями. Большинство же евреев — арменоидный тип, преобладавший в Ханаане, Сирии и Малой Азии, именно тот, который ныне считают еврейским Это расовое разнообразие указывает лишь на сложность процесса еврейского этногенеза, но не имеет отношения к этнической диагностике, ибо этнос и раса — понятия разных систем отсчета. id="n_8p">8 Македония входила в Персидскую державу в 490–465 гг. до н. э., и в этот краткий период ее уроженцы служили царю Артаксерксу. id="n_9p">9 На этом фоне было создано обновленное иудейское вероучение. В I в были составлены два варианта Талмуда: иерусалимский и вавилонский, а во II–III вв возникла Каббала, т с «полученное по преданию учение» Согласно Каббале, Бог, «наскучив одиночеством», решил создать себе равных Мир и люди — его эманация; назначение их — совершенствование до уровня Божества, причем идет перевоплощение душ Бог им не помогает, ибо «помощь» — это позорный хлеб, подачка Они сами должны достичь совершенства (см.: Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936, примеч. 3, с. 535–536). id="n_10p">10 «Их внутреннее — да проклянет их Господь — противоположно внешнему, слова противоположны делам» (Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949, с.188. Примеч. 339). id="n_11p">11 Описание быта этой ветви евреев см. 11, с 17 Кембриджский аноним считает их евреями колена Симонова, позабывшими веру предков, (см:. Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932, с. 25). id="n_12p">12 Ши'ат Алий — партия Алия, или «пристрастные». id="n_13p">13 Авторство текста приписано известному хронисту и врачу Иосифу б Иегошуа Га-Когену, жившему в XVI в, но имевшему в своем распоряжении более ранние рукописи. id="n_14p">14 И. Берлин полагает, что именно это событие заставило евреев покинуть Хазарию и перебраться на Запад (см.: Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919, с. 79). id="n_15p">15 Основания для датировки, которые привел М. И. Артамонов, противоречивы. В описании набега хазар на Закавказье под предводительством Булана упомянуты путь в Д-р алам, «под которым видят Дарьял», и город Ардвил, т. е. Ардебиль (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 269). М. И. Артамонов сопоставил этот набег с вторжением хазар в Азербайджан в 731 г, когда хазары, после некоторых успехов, были разбиты арабами. Это не соответствует рассказу об удаче Булана. Затем арабы захватили у хазар «знамя в виде медного изображения» (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 215), чего не могло быть у иудеев. Наконец, предводителем хазар был сын кагана — Барджиль, а отнюдь не иудей, как и мать его — ханша Парсбит («тигриная морда» — (см.: Древнетюркский словарь. Л., 1969). Видимо, следует предпочесть более раннюю дату — 718 г., что не противоречит известным и установленным фактам. Равно и путь Булана истолкован неточно Дар алам — буквально «врата мира» (перс-араб.) — это не Дарьял, а Дербент — буквально «запертая дверь» (перс.). В 718 г. эта крепость была освобождена хазарами от арабов. id="n_16p">16 Об этом указе упоминают хронографы Феофан (ed. Bonnae, I, 617) и Кедрен (ed. Bonnae, I, 793); (см.: Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919, с. 76). id="n_17p">17 Бабек, вождь хуррамитов, завязал союз с императором Феофилом около 830 г. (см.: Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, с 199) Но попытка объединить маздакизм с иконоборческим православием, предпринятая тогда же, успеха не имела. id="n_18p">18 Предположение М И Артамонова о принадлежности Обадии к хазарской знати иудейского исповедания находится в противоречии со всеми фактами, приведенными самим же М. И. Артамоновым (см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 280 и след). id="n_19p">19 Критический разбор версий «обращения» хазар см:. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 268–273. id="n_20p">20 Философская интерпретация термина восходит к Филону Александрийскому В Талмуде Шехина отождествляется с божеством Одетая в темные одежды, она бродит по земле, оплакивая Иерусалимский храм и горе своих детей, рассеянных среди народов Иосиф имел в виду, скорее, мифологическое, нежели философское значение слова «Шехина». id="n_21p">21 Цит. по: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 324, так как здесь приведен сравнительный анализ смысловых оттенков трех параллельных переводов. id="n_22p">22 Харадж — государственный налог. id="n_23p">23 Место этого города не установлено (см.: Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962, с. 161). id="n_24p">24 Ваза из Сентмиклошского клада Музей истории искусств. Вена/ id="n_25p">25 «Верховный глава их исповедует веру еврейскую, той же веры равным образом как Иша (царь), так и военачальники и вельможи, которые состоят при нем, прочие же хазары исповедуют религию, сходную с религиею турок (мадьяр. — Л.Г.)» (Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869, с 17). id="n_26p">26 Якут свидетельствует, что хазары были христианами и мусульманами, а частично язычниками, только немногие исповедовали иудаизм (см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 280) Димашки указывает, что хазарские воины были мусульманами, а горожане — иудеями (см.: Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 280), но, по-видимому, он имеет в виду только население столицы. id="n_27p">27 Если говорить о религиозной доктрине павликиан, то бросается в глаза их различие с манихеями, сходство с древними гностиками и крайне отрицательное отношение к маздакизму и иудаизму. Но теологические тонкости, которые волновали умы богословов, были чужды и непонятны массам, задачей которых была война против Византии. Для противопоставления себя православию было достаточно общепонятного признания материи не творением божьим, а извечным злым началом. Этот тезис роднит павликиан с манихеями и катарами, однако происхождение доктрины от утраченного трактата Маркиона наложило на их идеологию неизгладимый отпечаток. Павликиан, как и манихеев, нельзя считать христианами, несмотря на то что они не отвергали Евангелия. Павликиане называли крест символом проклятия, ибо на нем распят Христос, не принимали икон и обрядов, не признавали таинства крещения и причащения и все материальное почитали злом. Будучи последовательными, павликиане активно боролись против церкви и власти, прихожан и подданных, сделав промыслом продажу плененных юношей и девушек арабам. Вместе с тем в числе павликиан встречалось множество попов и монахов-расстриг, а также профессиональных военных, руководивших их сплоченными, дисциплинированными отрядами. Удержать этих сектантов от зверств не могли даже духовные руководители. Жизнь брала свое в том случае, если лозунгом борьбы было отрицание жизни. И не стоит в этих убийствах винить Маркиона, который в богословии был филологом, показавшим принципиальное различие между Ветхим и Новым Заветами. В идеологическую основу антисистем могла быть положена и другая концепция. id="n_28p">28 Каган (тюрк) — суверенный государь. Буквально: «великий» на сиу-дакотском языке (wakan) (см.: Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими, 1976, с 16, 28, с 123–125). id="n_29p">29 Людовик имел в виду остатки этноса подлинных аваров (обров), уцелевшие после поражения, нанесенного им франками в 795 г. Эти авары продолжали жить в Паннонии под властью собственного кагана еще в середине IX в. (Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896, т. V, с. 432). id="n_30p">30 «…поляне, яже ныне зовомоя Русь» (Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I, с. 21). Автор поясняет, что Русь — новое историческое явление, сменившее распавшийся племенной союз полян (Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968, с. 163–64). id="n_31p">31 Сын болгарского эльтебера был заложником у хазар, а «дочерей хазарский царь требовал себе в гарем» (Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг., с. 141). id="n_32p">32 Гурган — от персидского слова «гург» — волк; это древняя Гиркания, по-арабски — Джурджан. id="n_33p">33 Они названы «аджам», т. е. «не-мусульмане» (Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963, с. 199). id="n_34p">34 Соловьев СМ. История России с древнейших времен. id="n_35p">35 Василий Македонянин был армянин, переселившийся в Македонию. Эпоха Македонской династии была временем преобладания армян при дворе и в управлении/ id="n_36p">36 Русь в узком смысле включала три города Киев, Чернигов и Переяславль. id="n_37p">37 Об этой войне подробно рассказывает Кембриджский аноним, еврейский автор XII в Несмотря на аморфность повествования, достоверность событий подтверждается историческим анализом (см… Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3, с. 168). id="n_38p">38 Лихачев Д. С. оспаривает это мнение, опираясь на заключение в 945 г. договора, выгодного для Руси. Однако, по его же уточнению, Игорь был убит осенью 944 г. (Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. II. с. 288, 295), следовательно, договор был заключен уже с правительством Ольги, после крутого поворота в политической ориентации. id="n_39p">39 Разбор гипотез о походах русов на Каспий см.: Артамонов М. И. История хазар, с. 374–380. Критику предложенных гипотез см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. id="n_40p">40 В поздних летописях это слово персонифицируется в имя собственное — «старейшина Гостомысл» (см… Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. II, с. 214), значение термина — симпатизирующий иноземцам. id="n_41p">41 Оскорбишася новогородци, глаголюще, яко быти нам рабом и многа зла всячсска пострадати от Рюрика и ради его Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго и иных многих изби новогородцев съвстников его». Однако оно заслуживает доверия. «Западнику» Нестору было бы незачем сочинять «норманнскую теорию» происхождения Руси и замалчивать древний, свободный, славный период истории Русского каганата, если бы не необходимость переубедить тех, кто скептически относился к рассказам о подвигах варяжских конунгов А таких людей в Древней Руси было, видимо, немало. id="n_42p">42 По сухому сообщению Нестора, «древляне убита Игоря и дружину его» Лев Диакон сообщает, что Игорь, захваченный в плен, «был привязан к двум деревам и разорван на две части» (Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820, с. 66) Год гибели Игоря спутан летописцем вместо 945 г., надо 944 г. (см Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. II, с 295). id="n_43p">43 Нестор погрешил против истины. В 946 г князь Мал сватается к Ольге, которой 54 года. Нелепость, но это не описание династического брака, а вставная дидактическая новелла В 955 г. на приеме у Константина Багрянородного она была, согласно Нестору, столь «красива лицом», что базилевс влюбился… в старуху 62 лет? Одно из двух, неверен или возраст Ольги, или все остальное. (см.: Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3). id="n_44p">44 См тексты Киевского свода 1039 г и Новгородского свода 1050 г, восстановленные А А. Шахматовым (Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, с 543, 613). id="n_45p">45 Вымышленные генеалогии — слишком частое явление, чтобы придавать им большое значение Например, подлинная фамилия русского царя Павла I — Готорп. id="n_46p">46 Это видно из того, что радимичей заново покорил воевода Владимира Волчий Хвост в 984 г. id="n_47p">47 Хорасмии — близкие родственники парфян, следовательно, начальная дата их этногенеза — IV–III вв до н э, но ему еще предшествовал инкубационный период, длительность коего определить пока трудно Значит, к Х в н э хорасмии прошли все фазы этногенеза и находились в гомеостазе, что позволило им без сопротивления принять в свою среду пассионарных тюрок, стремившихся с ними ужиться А это сделало возможной полную ассимиляцию на мирной основе id="n_48p">48 Н. И. Вавилов доказал, что рецессивные мутации постепенно оттесняются на окраины видовых и расовых ареалов (письмо к академику Вернадскому В И, цит. по Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971, с 47-148). id="n_49p">49 С. П. Толстов вопреки Макдиси полагает, что завоевание Хазарии русами предшествовало вступлению в Хазарию хорезмийцев; он пытается сопоставить вторжение русов с походом Владимира на Булгар в 985 г. (Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943, с. 255). Для такого мнения оснований нет. id="n_50p">50 Это ответ на сомнения А. А. Шахматова (Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908, с. 118–119). id="n_51p">51 С. П. Толстов (Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943, с. 256) полагает, что русы встретились с гузами около Верхнедонского волока (т. е. выше Итиля) и двинулись вверх по Волге. Однако течение на Волге настолько сильное, что подняться против течения можно было только при помощи бурлаков. В военных условиях это слишком опасно. Поэтому надо считать, что русы спускались по Оке и Волге самосплавом, при котором воины не устают и могут быть готовы к бою с противником. id="n_52p">52 Там сказано: «И градъ их и Бълу Вежю взя». Значит, «градъ» — не Белая Вежа (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 427. Примеч. 9). id="n_53p">53 Западное манихейство соперничало с христианством с конца III в и подвергалось аналогичным гонениям при Диоклетиане. Христианские императоры продолжали эти преследования Феодосии определил за принадлежность к манихейству смертную казнь. Гонорий квалифицировал исповедание манихейства как государственное преступление. Вандальский король Гуннерих истребил манихеев в Северной Африке, спаслись лишь те, кто успел убежать в Италию. В VI в центром манихейства стала Равенна, ибо жители Ломбардии, ариане, вынужденные бороться против Рима, дали им приют. В X в манихейство распространилось в Лангедоке и сомкнулось с аналогичными учениями Болгарии. В 1022 г в Орлеане были сожжены десять катаров, среди которых были духовник короля Роберта I Этьен, схоластик Лизой и капеллан Гериберт. В отличие от многих патриархальных и плебейских антицерковных движений, катары были социально разнообразны, что способствовало успехам их учения. id="n_54p">54 Взгляд Маркиона на Космос разъяснил его ученик Апеллес (ум. ок 180 г) Единое начало — нерожденный Бог — сотворило двух главных ангелов. Один, «знаменитый и славный», сотворил мир, другой, «огненный», враждебен Богу и миру Следовательно, мир, как творение доброго ангела, благостен, но подвержен ударам злого «огненного», отождествленного с Яхве Ветхого Завета (Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с 117) Различие древнего маркионизма с учениями, от него отпочковавшимися, очевидно. id="n_55p">55 Зиндик от персидского слова «зенд» — смысл, что было эквивалентом греческого «гнозис» — знание Следовательно, зиндики — это гностики, но в арабскую эпоху это название приобрело новый оттенок — «колдуны» (Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, с 136) id="n_56p">56 «Основа их веры внешне состоит в исповеди шиитской догмы и любви к повелителю правоверных Али, внутренне же они — неверные» (Китаб ал-байан Цит по Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949. Примеч. 339, с 336) К аналогичному заключению пришел И П Петрушевский, рассматривающий учения «галийя» и «исмаилиа» как самостоятельные религии, лишь внешне прикрытые шиитскими формами (Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966, с. 242). id="n_57p">57 Цвет Фатимидов. id="n_58p">58 Цвет Аббасидов. id="n_59p">59 Мустансир, халиф Египта, Фатим (1036–1094). id="n_60p">60 Плащи бедуинов — белые с красными полосами. id="n_61p">61 Подразумевается происхождение Мустансира от Али и Фатьмы, дочери Мухаммеда На самом деле родоначальником Фатимидов был Убей-дулла — пасынок Абдуллы ибн Маймуна, еврей, обращенный в исмаилизм. id="n_62p">62 Имеются в виду успехи войск Мустансира. См. БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959, с. 263. id="n_63p">63 Стихотворный перевод Л. Н Гумилева. id="n_64p">64 Термин «тюрк» имеет три значения Для VI–VIII вв — это маленький этнос (тюркют), возглавивший огромное объединение в Великой степи (эль) и погибший в середине VIII в Эти тюрки были монголоиды. От них произошла хазарская ханская династия, но сами хазары были европеоиды дагестанского типа. Для IX–XII вв. тюрк — общее название воинственных северных народов, в том числе мадьяров, русов и славян. Это культурно-историческое значение термина не имеет касательства к происхождению Для современных востоковедов «тюрк» — лингвистическая группа На тюркских языках говорят этносы разного происхождения. Следовательно, дефиниция автора может относиться только к древним тюркам, что, как мы показали, неверно. id="n_65p">65 Хазария с VII в. граничила на Кавказе с Арабским халифатом, а не с Византией. id="n_66p">66 Авары, болгары и мадьяры воевали с Византией на Дунае, куда хазары никогда не достигали. id="n_67p">67 Викинги двигались на Русь по Днепру, который был вне контроля Хазарии. id="n_68p">68 Дата взята из апокрифа и ошибочна. Компетентный автор X в. — Масуди указывает, что это произошло в царствование Гаруна ар-Рашида, а точнее, в IX в. (Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962, с. 262–282). id="n_69p">69 Иудаизм не прозелитическая религия. Если бы действительно военный класс Хазарии просто сменил религию, не понадобилось бы заменять своих воинов наемными мусульманами, дорогостоящими и не очень надежными. id="n_70p">70 А. Кёстлер в числе использованной литературы помечает книгу М. И. Артамонова, но из текста видно, что он ее не читал. Однако он сам приводит свидетельство караимского автора XI в. Яфета ибн-Али, который называет хазар иудейской веры бастардами (мамцер), показывая тем самым, каким путем эта вера распространялась в Хазарии (Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976, с. 80). При наличии естественного хода метисации нет нужды искать мотивы политического характера. Бастарды возникают не по инструкциям правительства. id="n_71p">71 Какие преимущества может дать исповедание религии одиозной для обоих соперников? И странно, что автор традицию и природное мировоззрение ставит в связь с требованиями политической конъюнктуры. Почему надо предполагать в хазарах такую беспринципность? id="n_72p">72 Норманнская теория происхождения Руси устарела полвека тому назад. id="n_73p">73 Центральная, а точнее — Волжская Хазария была оккупирована сначала Хорезмом, а потом — гузами. id="n_74p">74 Да, если бы оно продолжало существовать, то сохранились бы договоры и сведения о его политике. А ведь ничего нет! >Литература id="n_1">1 Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. id="n_2">2 Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_3">3 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_4">4 Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957. id="n_5">5 Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919. id="n_6">6 БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959. id="n_7">7 Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976. id="n_8">8 Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968. id="n_9">9 Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896. id="n_10">10 Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927. id="n_11">11 Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. id="n_12">12 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. id="n_13">13 Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876. id="n_14">14 Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3. id="n_15">15 Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95. id="n_16">16 Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. II). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 24, вып. 4, с. 78–88. id="n_17">17 Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV. id="n_18">18 Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_19">19 Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_20">20 Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94. id="n_21">21 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 1, с. 62–71. id="n_22">22 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 3, с. 81–90. id="n_23">23 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967. id="n_24">24 Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. — «Доклады ВГО. Отделение этнографии», 1968, вып. 6. id="n_25">25 Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. id="n_26">26 Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов. — «Природа», 1973, N 1. id="n_27">27 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3. id="n_28">28 Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны. — В кн.: Вопросы географии США. Л, 1976, с. 123–125. id="n_29">29 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990. id="n_30">30 Древнетюркский словарь. Л., 1969. id="n_31">31 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. id="n_32">32 Зайцев А. К. Черниговское княжество. — В кн.: Древнерусские княжества X–XI вв. М., 1975. id="n_33">33 Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960. id="n_34">34 История Византии. В 3-х тт. М., 1967. id="n_35">35 История Дагестана. Т. I M., 1967. id="n_36">36 Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими. — В кн.: Вопросы географии США Л., 1976. id="n_37">37 Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. id="n_38">38 Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. id="n_39">39 Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. — В кн.: Запад и Восток. М., 1966. id="n_40">40 Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. — В кн.: Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914, с. 1–14. id="n_41">41 Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I. id="n_41a">41а) Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820. id="n_42">42 Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II. id="n_43">43 Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936. id="n_44">44 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. id="n_45">45 Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II. id="n_46">46 Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949. id="n_47">47 Осокин П. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872. id="n_48">48 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966. id="n_49">49 Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946. id="n_50">50 Плетнева С.А. Хазары. М., 1976. id="n_51">51 Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970. id="n_52">52 Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы. М.-Л, 1962. id="n_53">53 Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901. id="n_54">54 Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. — «Вестник древней истории», 1940, N 3–4, с. 131–145. id="n_55">55 Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943. id="n_56">56 Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937. id="n_57">57 Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922. id="n_58">58 Усама-ибн-Мункыз. Книга назиданий. М, 1958. id="n_59">59 Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869. id="n_60">60 Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961. id="n_61">61 Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971. id="n_62">62 Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. id="n_63">63 Шахматов А А «Повесть временных лет» и ее источники. — Труды отдела древнерусской литературы. Т. IV. Л, 1940. id="n_64">64 Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. — В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. id="n_65">65 Dollinger. Geschichte der gnostischen-manicha # ischen Lechten im fruher Mittelalter. Leipzig, 1980. id="n_66">66 GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960. id="n_67">67 Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924. id="n_68">68 Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976. id="n_69">69 Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957. id="n_70">70 Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|