|
||||
|
У греков в VIII вВ 723 г. император Лев III Исавр издал указ о насильственном крещении всех евреев, находящихся в пределах Византийской империи[прим.16]. Этот указ был издан после победы над арабами и за год до начала борьбы против почитания икон. Зачем ему это понадобилось? Ответа на этот вопрос в источниках нет, значит, следует искать смысл указа исходя из общей ситуации. Малоазийские христиане, а также монофизиты и несториане были противниками иконопочитания и врагами арабов. Не хотел ли Лев Исавр увеличить число своих сторонников, зачислив иудеев в число христиан, дабы дать им право участвовать в будущей реформе? Это, пожалуй, наиболее вероятное толкование, так как последующие гонения обрушились не на иудеев, оставшихся в своей вере, а на православных. И наоборот, один из чиновников халифа, Иоанн Дамаскин-Мансур, писал обличение иконоборцев под покровительством Омейяда Хишама. Считается, что этот указ вызвал эмиграцию евреев из Византии в Хазарию, но неизвестно, был ли он приведен в исполнение. Даже если так, то эмиграция шла в Хазарию, в то время союзницу Византии. И поскольку инициативу войны с арабами перехватил Булан, не исключено, что Лев Исавр создал условия для переброски боеспособного этноса на тот участок фронта, где он был необходим. Примерно так поступило византийское правительство с горцами Ливана — мардаитами: их вывели из Сирии и поместили в гарнизонах Малой Азии, чтобы использовать их опыт борьбы с мусульманами. Реформа Булана имела еще то значение, что она порвала связи с маздакитскими традициями. Идейные связи вольнодумных членов иудейской общины с группой вольнодумных персов оказались призрачными Как только жизнь поставила иные проблемы, химера распалась. То, что для персов-маздакитов было органической частью сложившегося мироощущения, евреи сбросили как отсохшую шелуху. Впоследствии маздакиты, точнее, хуррамиты пытались блокироваться с христианами-иконоборцами[прим. 17], ибо в смертельной борьбе (815–837 гг.) с арабами и персами-мусульманами хазарские евреи не помогли своим бывшим соратникам и единомышленникам. Зато внутриэтнические связи от идейных разногласий не пострадали. Наоборот, эмиграция византийских евреев в Хазарию была облегчена тем, что беглецов встречали единоверцы и помогали им устроиться. А так как евреи-раввинисты VII–VIII вв. были горожане, то они и селились в городах: Итиле, Семендере, Самкерце, Беленджере — и занимались в них торговлей, к чему сами хазары способностей не проявляли. Разные межэтнические коллизии дают в этнической истории разные результаты. Тюркюты, объединившись с хазарами, повели их к победам и подарили им гегемонию над соседними этносами. Булан, около 718 г. принявший имя «Сабриэль», в 737 г. был наголову разбит последним великим Омейядом — Мерваном, который взял с хазар обещание принять веру ислама. Хазары, конечно, обещания не сдержали, тем более что уже в 750 г. Мерван был разбит Аббасидами и погиб. В Хазарии все осталось по-прежнему, за исключением того, что столицу перенесли с Терека, из Семендера, подальше от арабов, на Волгу, в Итиль Издавна хазары жили в низовьях Волги, в дельте и пойме ее. Они занимались не столько скотоводством, сколько виноградарством и рыбной ловлей. Прекрасные голубые протоки среди зеленых лугов и густых зарослей кормили многочисленное население и столицу Итиль, расположенную на острове, образуемом Волгой и ее восточным протоком Ахтубой. Имея роскошную экономическую базу, хазары господствовали над редким населением сухих степей, окружавших их оазис, простиравшийся в то время почти до полуострова Бузачи. Это были «прикаспийские Нидерланды», причем сходство дополнялось тем, что Итиль стал перевалочным пунктом на двух караванных путях: из Ирана в Биармию, или Великую Пермь, и из Китая в Прованс. В IX-Х вв. в Итиле жили и играли главную роль евреи, но когда они туда попали? Очевидно, надо проследить историю Византии дальше. Следующее свидетельство о разрыве между Византией и еврейской диаспорой недвусмысленно, а дата его примечательна, так как на фоне мировой истории оно наиболее весомо: «Владетель Константинополя во время Харуна ар-Рашида (786–809) изгнал из своих владений всех живущих там евреев, которые вследствие сего отправились в страну хазар, где они нашли людей разумных, но погруженных в заблуждение (язычников. — Л. Г.); посему евреи предложили им свою религию, которую хазары нашли лучшей, чем их прежняя, и приняли ее». Этот текст, во-первых, подтверждает нашу догадку, что императоры-иконоборцы гонений на евреев не осуществляли, иначе было бы некого изгонять, а во-вторых, что эти гонения совпали с Седьмым Вселенским собором (787) и последующим преобладанием греков над малоазиатами и примыкавшими к последним евреями. Согласно логике событий, именно в последние годы VIII в. у греков появился смысл в том, чтобы стремиться избавиться от евреев, так как антипатия последних к арабам сменилась симпатией после того, как престол халифа перешел от Омейядов к Аббасидам, окруженным персидскими советниками и возобновившим традиции политики Сасанидского Ирана. В истории повторение политической ситуации чаще всего влечет за собой восстановление расстановки сил, хотя буквальных совпадений не бывает никогда. За 250 лет самостоятельного существования Хазария выросла настолько, что из крошечного удела западнотюркютских царевичей превратилась в сильную державу, выигравшую войну у Арабского халифата. И тут-то сплелись судьбы еврейского и хазарского этносов. Примечания:16 Об этом указе упоминают хронографы Феофан (ed. Bonnae, I, 617) и Кедрен (ed. Bonnae, I, 793); (см.: Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919, с. 76). 17 Бабек, вождь хуррамитов, завязал союз с императором Феофилом около 830 г. (см.: Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, с 199) Но попытка объединить маздакизм с иконоборческим православием, предпринятая тогда же, успеха не имела. Литература id="n_1">1 Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. id="n_2">2 Арсеньев И. От Карла Великого до Реформации. М., 1909. 3. Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_3">3 Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. id="n_4">4 Беляев Е. А. Мусульманское сектанство. М., 1957. id="n_5">5 Берлин Н. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пр., 1919. id="n_6">6 БертельсА Е. Насир-аль-Хосров и исмаилизм. М., 1959. id="n_7">7 Биджиев X. X., Гадло А. В. Раскопки Хумаринского городища. — В кн.: Археология Северного Кавказа. VI Круп-новские чтения в Краснодаре: Тезисы докладов. М., 1976. id="n_8">8 Брайчевский М. Ю. Похождения Pyci. Киiв, 1968. id="n_9">9 Вебер Г. Всеобщая история. 2-е изд., в 15 т. М., 1893–1896. id="n_10">10 Вернадский Г. В. Начертание русской истории. Прага, 1927. id="n_11">11 Гаркави А.Я. Сказания еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. СПб., 1874. id="n_12">12 Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1949. id="n_13">13 Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров. — В кн.: Россия и Азия, СПб., 1876. id="n_14">14 Гумилев Л. Н. Некоторые вопросы истории хуннов. — «Вестник древней истории», 1960, N 3. id="n_15">15 Гумилев Л. Н. Хазария и Каспий (Ландшафт и этнос. I). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 6, вып. 1, с. 83–95. id="n_16">16 Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. II). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 24, вып. 4, с. 78–88. id="n_17">17 Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV. id="n_18">18 Гумилев Л. Н. Хазарские погребения в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_19">19 Гумилев Л. Н. Памятники хазарской культуры в дельте Волги. — «Сообщения Гос. Эрмитажа», 1965, вып. XXVI. id="n_20">20 Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Средней Азии. — «Народы Азии и Африки», 1966, N 4, с. 85–94. id="n_21">21 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности. (Ландшафт и этнос: IV). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 1, с. 62–71. id="n_22">22 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. (Ландшафт и этнос: V). — «Вестник ЛГУ», 1966, N 6, вып. 3, с. 81–90. id="n_23">23 Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., «Наука», 1967. id="n_24">24 Гумилев Л. Н. Кочевнические погребения в дельте Волги. — «Доклады ВГО. Отделение этнографии», 1968, вып. 6. id="n_25">25 Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. id="n_26">26 Гумилев Л. Н. Об антропологии для неантропологов. — «Природа», 1973, N 1. id="n_27">27 Гумилев Л. Н. Сказание о хазарской дани. — «Русская литература», 1974, N 3. id="n_28">28 Гумилев Л. Н. Дакоты и хунны. — В кн.: Вопросы географии США. Л, 1976, с. 123–125. id="n_29">29 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990. id="n_30">30 Древнетюркский словарь. Л., 1969. id="n_31">31 Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. id="n_32">32 Зайцев А. К. Черниговское княжество. — В кн.: Древнерусские княжества X–XI вв. М., 1975. id="n_33">33 Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Пер. с лат. и коммент. Е. Ч. Скржинской. М., 1960. id="n_34">34 История Византии. В 3-х тт. М., 1967. id="n_35">35 История Дагестана. Т. I M., 1967. id="n_36">36 Каримуллин А Г. К вопросу о генетическом родстве отдельных языков индейцев Америки с тюркскими. — В кн.: Вопросы географии США Л., 1976. id="n_37">37 Ковалевский А П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. id="n_38">38 Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в X в. Л., 1932. id="n_39">39 Конрад Н. И. Старое востоковедение и его новые задачи. — В кн.: Запад и Восток. М., 1966. id="n_40">40 Куликовский Ю. К критике известий Феофана о последнем годе правления Фоки. — В кн.: Византийский временник. Т. 21 (1–2). СПб., 1914, с. 1–14. id="n_41">41 Куник А, Розен В. Известия Ал-Берки и других авторов о Руси и славянах. СПб., 1878, т. I. id="n_41a">41а) Лев Диакон. История в 10 книгах. Кн. IV, гл. 10. СПб., 1820. id="n_42">42 Лихачев Д. С. Повесть временных лет. М.-Л., 1950, т. I и II. id="n_43">43 Лъоренсте Х.А Критическая история испанской инквизиции. Т. II, М., 1936. id="n_44">44 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. id="n_45">45 Мюллер А. История Ислама. СПб., 1895, т. I и II. id="n_46">46 Низам ал-Мульк. Сиасет-намэ. М.-Л., 1949. id="n_47">47 Осокин П. Первая инквизиция и завоевание Лангедока франками. Казань, 1872. id="n_48">48 Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966. id="n_49">49 Пигулевская Н. В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946. id="n_50">50 Плетнева С.А. Хазары. М., 1976. id="n_51">51 Редер Д.Г. История древнего мира. М., 1970. id="n_52">52 Руденко С. Н. Культура хунну и Ноиннулинские курганы. М.-Л, 1962. id="n_53">53 Соловьев В. С. Три разговора. СПб., 1901. id="n_54">54 Салодухо Ю.А Движение Моздака и восстание еврейского населения Ирака в первой половине VI в. н. э. — «Вестник древней истории», 1940, N 3–4, с. 131–145. id="n_55">55 Толстов С. П. По следам древнехорезмийской цивилизации. Л, 1943. id="n_56">56 Тьерри О. Избранные сочинения. М, 1937. id="n_57">57 Тюменев А И. Евреи в древности и средние века. Пр., 1922. id="n_58">58 Усама-ибн-Мункыз. Книга назиданий. М, 1958. id="n_59">59 Хволъсон Д.А Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста (Ибн-Руста). СПб., 1869. id="n_60">60 Хенниг Р. Неведомые земли. М, 1961. id="n_61">61 Чебоксаров Н. Я, Чебоксарова И. А Народы, расы, культуры. М, 1971. id="n_62">62 Шахматов А А Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. id="n_63">63 Шахматов А А «Повесть временных лет» и ее источники. — Труды отдела древнерусской литературы. Т. IV. Л, 1940. id="n_64">64 Ширинский С. С. Объективные закономерности и субъективный фактор становления Древнерусского государства. — В кн.: Ленинские идеи в изучении первобытного общества, рабовладения и феодализма. М., 1970. id="n_65">65 Dollinger. Geschichte der gnostischen-manicha # ischen Lechten im fruher Mittelalter. Leipzig, 1980. id="n_66">66 GroussetR. L'Empire des Steppes. Paris, 1960. id="n_67">67 Jeschurun. Vol. XI, N 9110. Berlin, 1924. id="n_68">68 Koestler Arthur. The Thirteenth Tribe — The Khazar Empire and its Heritage. London, 1976. id="n_69">69 Szyszman S. Le roi Bulan et la probleme de la conversion des Khazars. — «Ephemerides Teological Loganienses», T. 33, Bruges, 1957. id="n_70">70 Szyszman S. Ou la conversion du Roi Khazar Bulan a-t-elle eu Lieu? Hommage a Andre Dupon — Sommer. Paris, 1971. Литература id="n_1">1 Алексеев В. П. В поисках предков. М., 1972. 16 Гумилев Л. Н. Хазария и Терек (Ландшафт и этнос. II). — «Вестник ЛГУ», 1964, N 24, вып. 4, с. 78–88. 17 Гумилев Л. Н. Соседи хазар. — «Страны и народы Востока», 1965, вып. IV. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|