Вопрос 3. Государство в Древней Индии

Следует отметить, что кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в Древней Индии оно проявилось с наибольшей силой. По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны):

1) брахманы;

2) кшатрии;

3) вайшьи;

4) шудры.

Представители первых трех сословий считались дваждырожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.

К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов.

Второй варной из дваждырожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий.

Вайшьи – третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана.

К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже.

Со временем внутри шудр и вайшью возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты. На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы, их чаще использовали как слуг. Они стояли вне кастового строя. Характерно, что для освобождения, от рабства в Древней Индии имелось гораздо больше возможностей, чем в Древнем Вавилоне. Рабство в Индии носило домашний, патриархальный характер.

Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно, что завоевание и пребывание среди враждебного народа способствовали ранней специализации двух основных политических «профессий» – жреческой и военной. Военачальники и администраторы осуществляли завоевание и порабощение чужого народа, жрецы наблюдали за чистотой «расы», препятствуя смешениям ариев с коренным населением. Вайшьи вобрали в себя весь основной народ завоевателей, шудры же образовались из каких-то частей местного населения. В первоначальных варнах все было проще, чем впоследствии; браки между брахманом и шудрянкой не воспрещались, хотя и не поощрялись; брахманы могли выполнять работу, которая затем была признана позорящей. В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх