• Приложение №1 СОСТАВ ГРУППИРОВКИ И ЧИСЛЕННОСТЬ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1–22 ИЮНЯ 1941 г
  • Приложение №2 КОЛИЧЕСТВО ЭКИПАЖЕЙ В СОСТАВЕ ВВС ЗАПАДНЫХ ОКРУГОВ И ДБА
  • Приложение 3 СОСТАВ ГРУППИРОВКИ И ЧИСЛЕННОСТЬ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ 22 ИЮНЯ 1941 г.
  • Приложение 4 КОЛИЧЕСТВО БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ В СОСТАВЕ ВВС ПЯТИ ЗАПАДНЫХ ОКРУГОВ (ФРОНТОВ), ИЮНЬ-ИЮЛЬ 1941 Г
  • Приложение 5
  • Приложение 6 БЕЗВОЗВРАТНЫЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ В ИЮНЕ–ИЮЛЕ 1941 г
  • Приложение 7 ЗАЯВЛЕННОЕ КОМАНДОВАНИЕМ ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ СОВЕТСКИХ ВВС ЧИСЛО СБИТЫХ САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА И РЕАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ ЛЮФТВАФФЕ
  • Приложение 8 КОЛИЧЕСТВО САМОЛЕТОВ-БОМБАРДИРОВЩИКОВ И ЭКИПАЖЕЙ В СОСТАВЕ ВВС ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА, ИЮНЬ — ИЮЛЬ 1941 Г
  • Приложение 9 БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ ПО ГОДАМ ВОЙНЫ
  • Приложение 10 БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ ПО ГОДАМ ВОЙНЫ
  • Приложения

    Приложение №1

    СОСТАВ ГРУППИРОВКИ И ЧИСЛЕННОСТЬ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ СОВЕТСКОЙ АВИАЦИИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1–22 ИЮНЯ 1941 г

    ВВС ЛЕНИНГРАДСКОГО ВО (СЕВЕРНЫЙ ФРОНТ) И ВВС СЕВЕРНОГО ФЛОТА
    ВВС КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА
    СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ
    ВВС ЗАПАДНОГО ОВО (ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ)
    ВВС КИЕВСКОГО ОВО (ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ)
    ВВС ОДЕССКОГО ВО (ЮЖНЫЙ ФРОНТ)
    ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
    СОЕДИНЕНИЯ ДАЛЬНЕБОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ НА ЗАПАДНОМ ТВД

    Итого:

    — 4795 истребителей, в т. ч. 1082 «МиГ-3» и «Як-1»;

    — 3454 бомбардировщика (не считая «ТБ-3»), в т. ч. 205 «Пе-2»,

    — всего 8249 боевых самолетов

    Примечание:

    — указано общее количество самолетов, включая временно неисправные;

    — боеготовые самолеты составляли в среднем 84–87% от общего числа;

    — через дробь указано входящее в общую численность количество самолетов «новых типов» (истребители «МиГ-3» и «Як-1», бомбардировщики «Пе-2»);

    — в таблицы не включены семь «штурмовых» авиаполков, на вооружении которых находилось порядка 320 устаревших истребителей-бипланов «И-15бис»;

    — не учтены порядка двадцати формирующихся авиаполков и самолеты, находившиеся на их вооружении;

    — в составе авиации ВМФ не учтены разведывательные подразделения и находившиеся на их вооружении гидросамолеты;

    — состав ВВС Юго-Западного фронта указан по докладу командующего ВВС фронта, в других источниках приводится большее число самолетов;

    — в составе 18-й ДБАД (ВВС Юго-Западного фронта) не учтен 14-й ТБАП, на вооружении которого находилось 38 «ТБ-3» и 9 «ТБ-7»;

    — в общее число истребителей не включены устаревшие бипланы «И-15бис»;

    — после начала боевых действий некоторые полки были переданы в состав других авиадивизий.

    Приложение №2

    КОЛИЧЕСТВО ЭКИПАЖЕЙ В СОСТАВЕ ВВС ЗАПАДНЫХ ОКРУГОВ И ДБА

    Примечание:

    — данные, отраженные в настоящей таблице, взяты из сборника «ВВС ВОВ в цифрах»;

    — первое число получено суммированием числа экипажей по авиаполкам по состоянию на 1 июня 1941 года, при этом не учтены экипажи штурмовых и разведывательных авиаполков, а также экипажи ТБАПов, вооруженных устаревшими «ТБ-3»;

    — количество боеготовых экипажей в ВВС Киевского ОВО указано по отчету командующего ВВС Юго-Западного фронта, при этом экипажи 18-й ДБАД из общей суммы исключены;

    — через дробь указана численность «боеготовых экипажей», указанная в сводной таблице «Боевой и численный состав ВВС западных приграничных военных округов к началу Великой Отечественной войны на 22 июня 1941 года»;

    — в столбце «Всего» приведено количество боеготовых экипажей, указанное в сводной таблице «Характеристика ВВС западных приграничных военных округов (по состоянию на 1 июня 1941 года)», не считая экипажи, которые «переучивались или вводились в строй по прибытии из училищ».

    Приложение 3

    СОСТАВ ГРУППИРОВКИ И ЧИСЛЕННОСТЬ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ НА ВОСТОЧНОМ ФРОНТЕ 22 ИЮНЯ 1941 г.

    ЧАСТЬ СИЛ 5-ГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА, ЗАПОЛЯРЬЕ
    1-Й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ (1-Й АВИАКОРПУС), ВОСТОЧНАЯ ПРУССИЯ
    2-Й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ (8-Й И 2-Й АВИАКОРПУС), ПОЛЬША

    4-Й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ: 5-Й АВИАКОРПУС, ЮЖНАЯ ПОЛЬША
    4-Й АВИАКОРПУС, РУМЫНИЯ

    Итого: 2253/1761

    Истребителей — 848 / 683 (633 «Bf-109 F» + 215 «Bf-109 E»).

    Бомбардировщиков — 911 / 714 (526 «Ju-88» + 281 «He-11»+ 104 «Do-17»).

    Пикировщиков («Ju-87») — 309 / 220.

    Многоцелевых («Ме-110») — 185 / 144.

    Примечания:

    1. Первая цифра — всего самолетов, вторая — в том числе боеготовых; все самолеты 5-го Воздушного флота учтены как боеготовые.

    2. Самолеты штабного звена учтены в общей численности соответствующих эскадр.

    3. В тех случаях, когда истребительная группа была оснащена самолетами «Bf-109» двух модификаций (E и F), все истребители учтены как «Bf-109 F»; это привело к некоторому завышению общей численности «Bf-109 F» по сравнению с данными других источников.

    4. В составе штабных звеньев бомбардировочных эскадр было также несколько «Ме-110» (в данной таблице они не учтены).

    Приложение 4

    КОЛИЧЕСТВО БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ В СОСТАВЕ ВВС ПЯТИ ЗАПАДНЫХ ОКРУГОВ (ФРОНТОВ), ИЮНЬ-ИЮЛЬ 1941 Г

    Примечание:

    1. В таблицу не включены самолеты ДБА, ВВС флотов, разведчики и корректировщики фронтовой авиации.

    2. Первая цифра — всего самолетов, через дробь — в том числе боеготовых.

    3. В строке «24 июня» численность самолетов ВВС Южного фронта (не указанная составителями сборника «Советская авиация в ВОВ в цифрах») принята равной численности на 30 июня, что привело к некоторому занижению суммарных цифр.

    4. Численность самолетов люфтваффе указана как арифметическая разность между исходной численностью (включая неисправные самолеты) на 22 июня и безвозвратными потерями «от воздействия противника и по неизвестным причинам» в периоде 22 по 30 июня; полученный результат завышен, так как не учтены небоевые потери (аварии и катастрофы)

    Приложение 5


    КОЛИЧЕСТВО САМОЛЕТОВ-ИСТРЕБИТЕЛЕЙ В СОСТАВЕ ВВС ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА, ИЮНЬ–ИЮЛЬ 1941 Г.

    Примечание:

    1. Составлена по «ВВС ВОВ в цифрах» [см. п. 23] и Докладу командующего ВВС фронта от 21 августа 1941 г. [см. п. 148]. некоторые цифры уточнены по другим источникам, в ряде случаев итоговые цифры арифметически усреднены.

    2. Первая цифра — общее количество самолетов (включая временно неисправные), через дробь — в том числе «новых типов» («МиГ-3», «Як-1»).

    3. Самолеты «И-15» / «И-15бис» не учтены.


    ЗАЯВЛЕННОЕ ЧИСЛО САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА, СБИТЫХ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ ВВС ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА

    Примечание:

    1. Таблица составлена по «Сводке уничтоженных самолетов противника», подписанной командующим ВВС Ю-3 ф. генерал-лейтенантом Ф.А. Астаховым [см.п.161].

    2. Методом исключения можно установить, что к «ВВС 12-й армии» составители Сводки отнесли 12, 149, 166, 247-й ИАПы из состава 64-й ИАД (штаб в г. Станислав, ныне Ивано-Франковск) и 88, 248, 249-й ИАПы из состава формирующейся 44-й ИАД (штаб в г. Умань).

    3. Судя по документам июля 1941 г., 20-й и 91-й ИАП были в ходе боевых действий переданы из состава 63-й САД в 17-й САД фронтового подчинения (штаб в г. Проскуров).

    4. Бомбардировочные полки ВВС Ю-З.ф. заявили о 113 сбитых самолетах противника (в данной таблице это не отражено).

    5. Число самолетов, сбитых зенитной артиллерией, в данной таблице не отражено.

    Приложение 6

    БЕЗВОЗВРАТНЫЕ БОЕВЫЕ ПОТЕРИ САМОЛЕТОВ ЛЮФТВАФФЕ В ИЮНЕ–ИЮЛЕ 1941 г

    ЧАСТЬ СИЛ 5-ГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА В ЗАПОЛЯРЬЕ

    Примечание: потери истребителей «Bf-109» и «Me-110» показаны единой суммой.


    1-Й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ
    2-Й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ
    4-Й ВОЗДУШНЫЙ ФЛОТ

    Примечание: в строке «Потери с 22 по 30 июня» через дробь показаны безвозвратные потери самолетов 5-го авиакорпуса.


    СОВОКУПНЫЕ ПОТЕРИ ПО ВСЕМ ВОЗДУШНЫМ ФЛОТАМ

    Примечание:

    — в таблицах учтены безвозвратные (повреждение 60%) потери боевых самолетов «от воздействия противника и по неизвестным причинам»;

    — по другим источникам, в июне 1941 г. безвозвратно потеряно на аэродромах 13 немецких самолетов.


    Принятая в люфтваффе классификация потерь:

    до 24% — небольшие и средние повреждения, которые могут быть устранены наземными службами;

    25—39% — требуются большие ремонтные работы в частях;

    40—44% — требуется замена отдельных агрегатов или систем;

    45—59% — многочисленные повреждения, требующие замены многих агрегатов самолета;

    60—80% — восстановлению не подлежит, некоторые агрегаты могут быть использованы как запасные части;

    81—99% — полностью уничтожен, обломки упали на контролируемую немцами территорию;

    100% — пропал без вести, упал на территории противника или в море.

    Приложение 7

    ЗАЯВЛЕННОЕ КОМАНДОВАНИЕМ ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ СОВЕТСКИХ ВВС ЧИСЛО СБИТЫХ САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА И РЕАЛЬНЫЕ ПОТЕРИ ЛЮФТВАФФЕ

    Примечание:

    — как «реальные потери люфтваффе» в данной таблице учтены безвозвратные (повреждение 60%) потери боевых самолетов от «воздействия противника и по неизвестным причинам»; поврежденные самолеты никак не учтены;

    — потери самолетов союзников Германии (ВВС Финляндии и Румынии), а также потери самолетов тактической авиации (санитарные, связные, ближние разведчики и корректировщики) не учтены;

    — в тех случаях (стр. 12 и 13), когда в источниках указано лишь общее число безвозвратных потерь, потери «от воздействия противника» получены расчетным путем, как 65% от общего числа безвозвратных потерь;

    — в стр. 5 не учтены заявленные штабом ВВС Ю-3 ф. самолеты противника, уничтоженные на земле; в качестве фактического числа потерь приняты потери 4-го Воздушного флота люфтваффе за июль, таким образом, число фактических потерь завышено за счет учета самолетов 4-го авиакорпуса, сбитых в полосе Южного фронта;

    — в стр. 8 число фактически сбитых самолетов люфтваффе рассчитано как сумма потерь июня и одной трети потерь июля;

    — в стр. 10 указаны фактические потери люфтваффе за весь октябрь;

    — в стр. 11, 12, 13 число заявленных побед взято из статистического сборника «Советская авиация в ВОВ в цифрах»; во множестве открытых печатныхизданий советской эпохи назывались значительно большие цифры;

    — в стр. 13 указано максимальное из известных автору число фактических безвозвратных боевых потерь люфтваффе; другие источники дают цифры порядка 2600 самолетов (истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков и разведчиков).

    Не менее тяжелы немецкие потери и в вооружении: за 3 с лишним месяца войны немцы потеряли более 21000 танков, 13000 орудий, 9000 самолётов, сбитых нашей авиацией в воздушных боях и уничтоженных на аэродромах, не считая потерянных самолётов при взлёте и посадке. Таковы факты.

    (А.С. ЩЕРБАКОВ ) (Начальник Советского Информбюро ) (4 октября)

    В связи с этим не лишне будет напомнить, что гитлеровская армия только за пять месяцев военных действий на Восточном фронте потеряла до 19000 орудий, более 15000 танков и около 13000 самолётов. Сюда не входят огромные потери в технике и вооружении гитлеровской армии, которые она понесла с 16 ноября по 10 декабря на подступах к Москве.

    (16 декабря)

    Приложение 8

    КОЛИЧЕСТВО САМОЛЕТОВ-БОМБАРДИРОВЩИКОВ И ЭКИПАЖЕЙ В СОСТАВЕ ВВС ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА, ИЮНЬ — ИЮЛЬ 1941 Г

    Примечание:

    1. Кол-во самолетов / в том числе исправных / кол-во экипажей.

    2. Сведения о 86-й БАП и 14-й ТБАП в докладе штаба ВВС Юго-Западного фронта от 17.07.41 г. отсутствуют, соответственно, эти полки в таблице не учтены.

    3. Не учтены формирующиеся 224, 225, 242, 243, 244, 245-й бомбардировочные полки.

    Приложение 9

    БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ ПО ГОДАМ ВОЙНЫ


    Примечание:

    1. Таблицы составлены по данным сборника «ВВС ВОВ в цифрах» (23).

    2. Не учтены потери ВВС флотов и истребительной авиации ПВО.

    3. В потери бомбардировщиков составители сборника включили больше половины потерь ДБА; об этом можно судить по тому, что суммарные потери бомбардировщиков фронтовой авиации составители определили как 6086 самолетов, бомбардировщиков ДБА — 2776 самолетов.

    Приложение 10

    БОЕВЫЕ ПОТЕРИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ ПО ГОДАМ ВОЙНЫ

    Примечание:

    1. Таблицы составлены по данным сборника «ВВС ВОВ в цифрах» (23).

    2. Не учтены потери истребительной авиации ПВО и ВВС флотов.

    3. Совокупные потери больше суммы потерь по строкам за счет самолетов прочих типов.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх