11. ПОСЛЕСЛОВИЕ

И. М. Дьяконов, рассуждая о прародине индоевропейцев, задал замечательный вопрос: «Что же двигало эти волны миграций? Если древнеямная культура Приволжья и Причерноморья была родиной италиков, кельтов, германцев, балтов, славян, да еще и сако-скифских племен, да еще и какой-то части ариев, то каковы были специфические черты именно этой культуры, которые позволили ей стать центром столь обширного расселения?» [77, с. 24]. Вообще-то этот вопрос следовало бы задать относительно фантастического успеха индоевропейцев вообще. Почему потомки хотя и значительного народа (даже первоначальный ареал среднестоговской культуры не так уж мал), но одного из многих сумели развить экспансию буквально во все стороны?

Случайно ли, что именно индоевропейские народы затем на протяжении всей истории оказывались самыми эффективными и удачливыми завоевателями? Что им удалось вытеснить или ассимилировать такое количество иных племен и народов и в итоге удалось открыть и освоить почти всю Америку и Австралию? Что так часто во главе иных народов становились индоевропейские властители, от Шумера через эллинизм и индийские царства Индонезии и Индокитая вплоть до колониальных империй начала XX века?

Сейчас в мире имеют высокоразвитую литературную традицию примерно сто языков, из них свыше половины — индоевропейские [рис. 83]. Среди десяти самых распространенных языков мира семь — индоевропейские (английский, французский, испанский, португальский, русский, хинди/урду, бенгальский; остальные три — китайский, арабский, индонезийский). Китайцев больше всех, но главным международным языком является, конечно, английский.

Сейчас в мире существуют четыре основные мировые религии: христианство, ислам, индуизм и буддизм. В трех из этих религий — в христианстве, индуизме и буддизме — все основные священные тексты были созданы на индоевропейских языках. Это касается и христианства, причем христиане не только написали по-гречески Новый Завет, но и еврейский Ветхий Завет уже апостолы использовали в основном в греческом переводе (Септуагинту).

Многие древние и современные народы могут похвастаться великими культурными достижениями. Это и Китай, и Древний Египет, и семиты (Вавилония, арамеи, финикийцы, евреи, арабы), и Япония, и Корея, и тюрки, и майя, и финно-угры, и грузины, и тамилы, в общем, можно перечислить большинство древних и современных народов. Однако бесспорен тот факт, что большинство философских идей, научных открытий и технических изобретений было создано индоевропейцами: в древности греками, римлянами, индийцами, иранцами, армянами; в Новое Время — европейцами (включая русских) и американцами.

По нашему мнению, фундамент всех этих успехов был заложен еще в эпоху индоевропейской общности — т. е. среднестоговской культуры на территории Древней Украины.

Остановимся еще раз на основных составляющих этого фундамента. Во-первых, это ориентация на технологию, на технологическое превосходство, в особенности в вооружении. С этим связана терпимость к техническим инновациям, в среднем большая, чем в других традиционных обществах. Другой предпосылкой такой терпимости служил высокий социальный статус поэтов и ремеслеников, вера в магическую силу слова. Обо всем этом уже шла речь.

Однако не менее важна и другая сторона социального наследия индоевропейкой эпохи: идея аристократической свободы. Выше уже шла речь о социальном членении индоевропейского общества на социальные группы жрецов-правителей, воинов и рядовых свободных («третье сословие»). Данное расслоение затем сохранялось на протяжении нескольких тысяч лет, и по сути сбереглось даже в феодальную эпоху, т. е. до XIX века. Причем для индоевропейцев была характерна конкуренция между разными элитами. Выше уже шла речь о том, что именно конные воины-аристократы были основными завоевателями новых земель. При этом они действовали по собственному произволу. Именно в этом коренится их аристократическая гордость, их гонор. Власть правителя у индоевропейцев (кроме исламских правителей Ирана и Индии) всегда была ограниченной этим гонором аристократов.

Суть этого ограничения произвола власти можно проиллюстрировать «от противного». Так, у мусульман социальная мобильность часто была очень высокой: там легко можно было подняться «из грязи в князи», но и так же легко опуститься. Например, султан мог прислать вызвавшему его недовольство вельможе шелковый шнурок, на котором тот был обязан повеситься. Но подобное право непредставимо ни для французских королей, ни для русских царей, ни даже для римских и византийских императоров. Отдельные случаи подобных тиранических выходок, конечно, известны. Но они воспринимались обществом именно как злодеяния. А для турецкого вельможи присланный шелковый шнурок был по большому счету делом житейским, такая возможность изначально входила в «правила игры». Там дети не наследовали социальный статус родителей.

Индоевропейских аристократов (в том числе в Иране и Индии в доисламскую эпоху) отличала от восточных вельмож именно фамильная гордость. Они гордились славными предками и считали свои личные права полученными по праву рождения, т. е. неотчуждаемыми. Такие врожденные права и делали аристократов благородными. Характерно украинское название аристократов «дщичи», т. е. внуки своих дедов. Но, с другой стороны, они должны были вести себя так, чтобы быть достойными славы предков. И во имя чести они должны были быть готовыми отдать жизнь. Такому аристократу (или даже римскому сенатору) не пришлешь шелковый шнурок. Отсюда же идея чести и у женщин-аристократок. Воистину свободными могут быть только люди, для которых честь дороже жизни. Именно в этом — суть традиционной цивилизации Запада.

Наследование фамильной чести означало также и наследование фамильного имущества. Ф. Бродель специально подчеркивает, что современное капиталистическое общество смогло самостоятельно сложиться лишь в Европе (и совершенно независимо в Японии) — там, где накопление собственности не встречало затруднений [317, с. 506]. Во всяком случае западный путь развития традиционных обществ, когда богатство служит предпосылкой для власти, а не наоборот, был намечен уже в индоевропейскую эпоху.

Вообще в индоевропейскую эпоху сложились такие основные черты социального строя и культуры индоевропейских народов, которые затем сохранялись в течение тысячелетий. Если, скажем, цивилизация Египта сохраняла свои основные черты в течение более чем трех тысяч лет, то подобный консерватизм был тем более присущ индоевропейским племенам. Скорее всего, уровень культуры и общественного строя славян, балтов, сарматов, германцев, кельтов и в первые века нашей эры не слишком отличался от того, что был у их предков в среднестоговскую эпоху.

В нацистской Германии была популярна теория о расовом превосходстве «арийцев», т. е. индоевропейцев, перед другими народами. Но ведь далеко не все индоевропейские народы могут похвастаться великими культурными достижениями: яркий пример представляют собой уже упоминавшиеся нуристанцы (кафиры), которые до конца XIX столетия пребывали в состоянии варварства. И это при том, что они часто отличались от окружающих народов именно «нордической» внешностью [рис. 84], которую они сохранили в своей горной изоляции: «Именно предельной степенью изоляции от окружающего мира, видимо, и объясняются антропологические черты кафиров, такие, как белизна кожи, светлые волосы, голубые глаза…По наблюдениям профессора Г. Ф. Дебеца, примерно около половины кафиров — это голубоглазые блондины, встречаются даже огненно-рыжие… Считается, что кафиры составляют восточную ветвь древнего индоевропейского населения, которое еще в III–II тысячелетиях до н. э. могло проникнуть сюда через

Среднюю Азию» [173, с. 44]. Да и вообще такие индоевропейские страны, как Албания, Афганистан, Таджикистан, Бангладеш, не впечатляют мир своими богатством и культурой. А вовсе не индоевропейские финны, венгры, баски, японцы, китайцы Тайваня и Сингапура находятся в авангарде культурного развития. Так что дело тут все-таки не в расе — хотя нам на свою расу и грех жаловаться.

Думается, главное в индоевропейском наследии — это определенный тип культуры, тот культурный код, который сделал индоевропейцев авангардом мировой истории. Разные ветви индоевропейской семьи сохранили этот код в разной степени; развитие цивилизации в Индии, Иране и Европе в итоге пошло очень разными путями. В частности, на Европу оказали влияние древнеевропейские (доиндоевропейские) цивилизации (включая Трипольскую), в особенности Минойская культура Крита и цивилизация этрусков, а также Древний Египет, финикийцы (а через них — и Вавилон) и евреи. В Индии огромную роль сыграли (и играют) традиции доарийского населения, в особенности дравидов — потомков создателей Хараппской цивилизации.

На иранцев же глубоко повлияли древние цивилизации Вавилонии и Элама. Но в целом Иран создал свою самобытную цивилизацию, которая часто служила связующим звеном между Востоком и Западом. Именно иранцам принадлежит идея мировой империи, которая объединила бы все народы Земли. Причем реальная практика Персидского царства Ахеменидов во многом воплотила этот идеал — недаром еврейские пророки восторженно называли персидского царя Кира II Мессией (Ис. 45, 1). Через собственно Иран эта идея была воспринята евреями, греками (а через них — римлянами) и арабами. На востоке эта идея проникла в Индию, особенно в эпоху Кушанского царства. Здесь следует еще подчеркнуть многообразные связи собственно Ирана с североиранскими скифо-сакскими племенами, жившими от Дуная до Алтая. Думается, идея мировой империи через скифов проникла и далеко на восток и была, возможно, очень рано воспринята китайцами, а затем намного позднее тюрками и монголами. Именно с этой идеей тесно связана идея Мессии: Спаситель (Саошьянт, Машиах, Майтрейя, Махди) в нужный час придет объединить все народы и установит справедливый мир на всей Земле.

Однако подчеркнем, что для зарождения идеи священной мировой империи во главе с «помазанником Божьим» необходимо было осознание первоначального единства народов. Такое осознание было особенно сильно у индоевропейских народов, которые должны были долго сохранять память о своем первоначальном единстве (в том числе и некоем религиозном и сакрально-политическом единстве). А это значит, что идея политического единства народов Земли также восходит к первоначальному индоевропейскому единству. Т. е. прародина этой идеи — Украина.

По своему месту и уникальной роли в истории Украину превосходит лишь древний Ханаан — Палестина, Сирия и Ливан. Лишь эти освященные Библией места можно сравнить с Украиной по их значению в истории — как прародины современной культуры.

Ни одна другая страна мира, наверное, не имела настолько остро противоречивого положения «мирового перекрестка». Украина расположена на рубеже Европы и Великой Степи, к северу от нас простираются бесконечные леса Евразии, а к югу лежат Черное и Азовское моря, соединяющие нас со Средиземноморьем. Индоевропейский народ сложился в районе порогов Днепра — именно там, где через тысячи лет возникла Запорожская Сечь. Однако мировой перекресток открыт не только для новых идей. Он открыт и для завоевателей. Иван Мазепа прекрасно выразил суть геополитического положения Украины в строках своего стиха, ставшего народной песней: «О горе, горе той чайке-небоге, что вывела деток при битой дороге». И в этом Украина также сходна с Ближним Востоком.

Безусловно, история Украины заслуживает не только уважения, она в первую очередь заслуживает изучения во всем мире. И особенно это касается истории Древней Украины. Принятая по сей день школьная программа изучения истории нуждается в серьезной переработке. Отдельной темой должна стать «неолитическая революция» и ее отдельные очаги (пшеница, рис, кукуруза, картофель, бананы). Затем должна идти тема древнейших цивилизаций «расписной керамики» в Европе, включая Чатал-Хююк и Триполье. А после этого должен идти целый раздел «Древние индоевропейцы» (аналогичный разделу «Древний Египет»): о природной среде Древней Украины, первоначальных занятиях населения, приручении коня и изобретении колеса, далеких походах и расселении индоевропейцев, их языках. И лишь после этого следует переходить к изучению истории Древнего Востока, причем начинать лучше с Месопотамии.

Предвижу также недовольное хмыканье насчет использования термина «Древняя Украина». Вообще-то этот термин ничуть не хуже, чем, «Древний Египет», «Древняя Греция» или «Древний Китай», тем более что речь идет о наших (и не только наших) прямых предках.

И, кстати, дихотомия значений слова "(родной) край, страна"/ "окраина, граница" присутствовала в индоевропейском языке изначально: «Естественно ожидать, что подобно оппозиции "в доме" — "вне дома", выражаемой соответственно лексемами *t'om- ~ *d[h]ur- ("дом" — "двор". — И.Р.) должна была существовать оппозиция "в поселении" *ŭoĭk[h]- ~ "вне поселения" (но "в стране". — И.Р.). Такая "граница" поселения предположительно выражалась лексемой *e/orH-: хеттское erha — "граница", "край", arha — "граница", "область", "вовне", "прочь", arahza — "вокруг", "вне", "за пределами", arahzena — "живущий вокруг, по соседству, за пределами", латышское ära — "граница", "край", "предел", "область", литовское oras "воздух", "погода", iš óro — "снаружи"» [1, с. 743]. Так что страна первых индоевропейцев была с самого начала как раз Украиной.

От своих скептически настроенных ко всему украинскому земляков я обязательно услышу: «Ну, и что это нам дает?» — Немного, примерно столько же, сколько дала бы победа «Шахтера» в Еврокубке по футболу. Дает самоуважение. Дает понимание того, что живешь на земле с богатейшей и древнейшей историей. Заставляет отказаться от того, чтобы провинциально заискивать перед Москвой и униженно проситься на Запад. Дает осознание того, что именно от нас, украинцев, зависит весь ход мировой истории. Дает осознание того простого факта, что Украина — сама по себе великая страна, древнее территориальное и историческое единство, где возникали великие державы Скифия, Готия и Русь.

«Запад Юга Восточной Европы — территория современной Украины и Молдовы. Основу района составляет значительная по размерам равнина с хорошо выраженными естественными границами: с юга это — Черное и Азовское моря, с юго-запада и запада — Балканы и Карпатские горы с рядом крупных рек, впадающих в Черное море (крупнейшими среди которых являются Днестр, Дунай, Прут), с севера — глухие Полесские леса с труднопроходимыми болотами и текущими с запада на восток и с востока на запад реками, с востока — крупные реки, несущие свои воды в Азовское море (прежде всего Северский Донец и Дон)» [176, с. 32–33]. «Восточная граница Скифии проходила по самой отдаленной излучине Северского Донца близ его впадения в Дон» [58, с. 43].

Некогда скифы, придя с Украины, сокрушили мощь Ассирии. «Вечный город» Рим был захвачен готами, которые также пришли отсюда. Киев принял на себя всю мощь удара Монгольской империи и спас тем самым Европу. Запорожцы сыграли решающую роль в противостоянии Османской империи. На территории Украины происходили решающие битвы Первой мировой войны (за Львов) и Второй мировой войны (за Харьков). Независимость Украины привела к распаду Советского Союза. Империям не стоит ссориться с населением Украины.

Но здесь следует подчеркнуть и другое. Став родиной самого великого изобретения в истории — колеса — Украина и потом вносила важный вклад в технические достижения человечества, была родиной и других важнейших изобретений. «Несомненный интерес представляет известие Геродота об изобретении эллинизированным скифом Анахарсисом двурогого железного якоря и о его плавании по Черному и Средиземному морям» [174, с. 151]. Речь идет об изобретении якоря современной формы (а не просто камня на веревке). А в XX веке в Украине Игорь Сикорский создаст первый в мире тяжелый многомоторный самолет, и позднее, уже в эмиграции в США, первый вертолет. Да и создатель первых космических кораблей С. П. Королев тоже родом с Украины.

Самое же главное — древнейшая индоевропейская гидронимия нашего края неопровержимо свидетельствует, что территория Украины никогда не была «Диким полем». Здесь с эпохи индоевропейского единства, т. е. свыше шести тысяч лет, сохранялась непрерывная культурная преемственность. И в этом смысле первооткрыватель среднестоговской археологической культуры Д. Я. Телегин был прав, атрибутируя ее как древнеиранскую; он прав в том смысле, что с эпохи индоевропейского единства в лесостепной зоне Левобережной Украины не было смены этнического состава населения, вплоть до эпохи Киевской Руси (и даже Золотой Орды), когда остатки ясов-иранцев здесь мирно смешались со славянами-северянами и украинскими козаками.

При предварительном обсуждении данной книги обнаружилось, что мне упорно приписывают утверждение о том, что шесть тысяч лет исполнилось городу Харькову. Разумеется, на сегодня нет никаких оснований утверждать подобное, крупные городища среднестоговской культуры вообще еще не обнаружены. Другое дело, что подобные городища теоретически могли существовать, в том числе и на территории современного города Харькова. Существовали же в это время огромные протогорода у западных соседей индоевропейцев — племен трипольской культуры.

Выше было показано, что у древних индоевропейцев была уже весьма сложная иерархическая социальная структура, т. е. элементы государства. У них была уже и некая сакральная письменность. А значит, могли быть и особые привилегированные поселения с определенными признаками городов. Напомним, что в ирландской саге «Битва при Маг Туиред» сохранилась память о неких очевидно индоевропейских древнейших жреческих центрах Племен Богини Дану: «В четырех городах постигали они премудрость, тайное знание и дьявольское ремесло — Фалиасе и Гориасе, Муриасе и Финдиасе» [91, с. 33]. Напомним также, что в индоевропейском языке было специальное слово *p[h]el-, обозначающее укрепленное поселение городского типа [106, с. 89, 93; 1, с. 716]. «За данными В. Я. Кияшко, Константиновское [среднестоговское] поселение, расположенное на высоком коренном берегу Дона, было обнесено рвом» [2, с. 11]. Кроме того, в древнеямной культуре известно укрепленное поселение в селе Михайловка (Херсонская обл.) с целой системой стен и рвов, причем высота остатков каменных стен местами превышает 2 м. «Здесь кроме жилищ размещались сооружения общественного и культового назначения» [72, с. 103].

В любом случае можно уверенно утверждать следующее. Если название реки "Ха́рьков"/"Ха́ркiв" (как и реки Уды) восходит к эпохе индоевропейского единства, то это значит, что на берегах этой реки в ту эпоху жили именно индоевропейцы. Иначе река не получила бы индоевропейское название. А если бы индоевропейцы поселились здесь позднее, то и это название звучало бы по-другому. Таким образом, древние индоевропейцы именно шесть тысяч лет назад жили в бассейне рек Харьков и Уды. Т. е. мы имеем все основания утверждать, что территория современного города Харькова шесть тысяч лет назад была населена древними индоевропейцами.

Раньше Харьков жил, не зная, что он — Серебряный Город. Изменится ли что-нибудь в душах харьковчан, когда они осознают величие своей древней истории?

В предыдущей главе уже шла речь о загадочных подземельях Харькова [рис. 88]. Для сравнения: в Ирландии «огамические надписи обнаруживаются при раскопках, обычно в так называемых подземельях (souterrains), где камни с надписями использовались для укрепления стен и потолков. Функции и происхождение этих подземелий остаются неясными; в тех случаях, когда там обнаруживаются различные предметы, они датируются раннехристианским периодом (V–VII вв.)» [161, с. 22].

Известен рассказ, что «во время пожара на Мордвиновском переулке (сейчас пер. Кравцова) был обнаружен подземный ход. События относятся к 1852–1857 гг. Городские власти предложили двум преступникам, приговоренным к смерти, произвести обследование этих ходов и найти, где они заканчиваются. Те согласились и, взяв продукты, отправились в подземное путешествие. Через три дня они вышли к церкви Святого Николая, которая находилась на Николаевской площади (пл. Конституции, на углу улиц Пушкинская и Короленко). Вновь спустившись в лабиринт, они на этот раз выбрались на поверхность на Екатеринославской улице во дворе губернатора (вблизи Екатеринославского сквера) [т. е. прошли под дном реки Лопань. — И.Р.]. Третий и последний выход на поверхность состоялся на Холодной горе возле острога [на окраине Харькова. — И.Р.]. Преступники заявили, что ходов больше нет, и в награду получили помилование. В подземелье якобы находили большой каменный стол, возле него 12 стульев, а на столе раскрытая книга с предсказаниями» [293, с. 21–22].

Даже если двое безымянных преступников вообще выдумали эту историю, ход их мыслей после трех дней блужданий по подземельям впечатляет. Они там явно что-то почувствовали.

Кстати, среди предсказаний Нострадамуса в его Послании королю Генриху II было и такое (не поручусь за точность перевода): «Затем выйдет из той ветви, которая считалась такое долгое время бесплодной, явится на 50-й параллели обновитель всей Христианской церкви. Будет установлен прочный мир. Союз и согласие будут царить среди детей противоположных идей, разделенных границами разных царств. И мир будет настолько прочен, что подстрекатель и организатор военных клик, порожденных различиями религий, останется прикованным в глубочайшем подземелье».

50-я параллель проходит через центр Харькова.

Некогда в Украине началось то, что затем стало историей Евразии и всего мира. Не Украине ли суждено завершить дело создания общечеловеческого единства, мира без войн и пограничников? В одной книге, помнится, сказано: «Я есмь Альфа и Омега»…







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх