Каяла и Калка.

Итак, наши изыскания привели к тому, что вероятнее датировать «Слово» XIII в.; но приоритет в этой области принадлежит Д. Н. Альшицу, который привел доказательства того, что «Слово» написано позже 1202 г. [14, с. 37-41]. Кроме того, можно думать, что автор «Слова» был знаком с Ипатьевской летописью, составленной в 1200 г. [15, с. 52]. При этом Д. Н. Альшиц высказал предположение, что «Слово о полку Игореве» было написано после первого поражения русских князей от монголов на р. Калке, т.е. после 1223 г., исходя из того, что битвы на Каяле и Калке по ходу событий весьма похожи. С этим следует согласиться, но верхняя дата Д. Н. Альшица – 1237 г., – «после которого этот страстный призыв к единению был бы уже бессмысленным», – не может быть принята, так как она мешает ответить на справедливый вопрос, сформулированный М. Д. Приселковым: «Историку нельзя не остановиться на том факте, что только один из эпизодов полуторавековой борьбы Руси с Половецкой степью, неудачный поход Игоря в 1185 г., почему-то привлек к себе такое напряженное внимание современников... Почему раздался этот призыв? Очевидно, рассказ о военном эпизоде 1185 г. ... в свое время затронул какие-то значительные и волнующие темы тогдашней жизни. Вскрыть эти темы – главная задача историка» [16, с. 112].

Начнем спорить: «бессмысленным» призыв к борьбе со степняками был не после, а до 1237 г. Половцы находились в союзе с русскими, а монголы были связаны войной на Дальнем Востоке, которая закончилась в мае 1234 г. [17, с. 230]; [18, с. 453], и войной на Ближнем Востоке, затянувшейся до 1261 г. До тех пор пока дальневосточная война связывала монгольские войска, для Руси никакой опасности не было, а предвидеть победу монголов никто не мог.

Кроме того, русские не имели представления о дальневосточных делах до того, как стали ездить в Карокорум. У автора начала XIII в. было еще меньше поводов опасаться степняков, чем у автора XII в., потому что вопрос о походе на запад был решен на специальном курултае летом 1233 г.

Зато в сороковых годах призыв к единению князей против восточных соседей был вполне актуален. Две кампании, выигранные монголами в 1237 и 1240 гг., не намного уменьшили русский военный потенциал [19, гл. I]. Например, в Великой Руси пострадали города Рязань, Владимир и маленькие Суздаль, Торжок и Козельск. Прочие города сдались на капитуляцию и были пощажены. Деревенское население разбежалось по лесам и пережидало, пока пройдут враги.

Число монголов 300 тысяч – обычное для восточных авторов десятикратное преувеличение. Такого количества войск во всей Монголии не было, а Русь для монголов была третьестепенным (после Китая и Ирана) фронтом. Сама переброска столь большого числа людей из Монголии на Волгу за один только год технически неосуществима. Для 300 тысяч всадников требовалось не меньше 1 миллиона коней, которые не могли идти одной линией. Если же предположить, что они двигались эшелонами, то для второго эшелона не нашлось бы подножного корма. Пополняться же в приаральских степях монголы не могли, так как население там, во-первых, было редким, во-вторых, было враждебно монголам и, в-третьих, еще в 1229 г. под давлением монголов бежало с Яика на Волгу [20, с. 207]. Половцы и аланы оттянули на себя около четверти монгольской армии – отряд Мункэ, присоединившийся к Батыю лишь в 1240 г. под стенами Киева.

Кроме того, не все русские княжества подвергались разгрому. Смоленск, Полоцк, Луцк и вся Черная Русь не были затронуты монголами, Новгородская республика – тоже. Короче говоря, сил для продолжения войны было сколько угодно, важно было только уговорить князей, которые почему-то на уговоры поддавались плохо.

Хотя ход событий битв на Каяле и Калке действительно совпадает, но есть разница. Игорь не убивал вражеских послов, что сделали князья в 1223 г. [21, т. VII, с. 129; т. X, с. 89]. При этом очень существенно, что были убиты первые послы, христиане-несториане, а присланные позже послы-язычники отпущены без вреда [22, с. 145-148]; [23, pp. 237-238]. Это обстоятельство в XIII в. было, несомненно, известно, во всяком случае читателям «Слова о полку Игореве». Если мы принимаем предлагаемую Д. Н. Альшицем концепцию иносказания, то следует учитывать и умолчание, которое подразумевалось как намек.

Если автор, говоря о 1185 г., подразумевал 1223 г., то он оправдывал первую акцию русских против монголов и призывал к дальнейшей борьбе с ними. Значит, убийство несториан он считал правильным, и здесь таится тот скрытый смысл, который был ясен только политикам и воинам XIII в.

Несторианская проблема в конце XII и в XIII в. была для Центральной Азии основной в религиозно-политическом плане. Несторианство начиная с VIII в. вело войну за право существования со многими противниками: манихеями в Уйгурии, буддистами в оазисах Тарима, конфуцианцами в Китае, мусульманами в Средней Азии и шаманистами в Сибири. К началу XIII в. оно стало господствующей религией у кераитов и онгутов в Восточной Монголии, распространенной у уйгуров Турфана, Кучи и Карашара, кара-китаев Семиречья и найманов Алтая, терпимой в Самарканде, Кашгаре, Яркенте и Тангутском царстве, встречалось у меркитов Прибайкалья и других племен Сибири [24]; [25, pp. 369-374]; [26]. Однако до Руси несториане не доходили, исключая отдельных купцов и караванщиков. Следовательно, хотя русские не могли не знать о существовании на Востоке еретиков, так же как и несториане знали, что на Западе есть ненавистные им халкедониты, до Батыева похода общение между обеими ветвями восточного христианства было случайным.

В империи Чингисхана несториане оказались в подчинении у монголов, но, будучи такими же кочевниками, они быстро использовали свою относительно большую интеллигентность, и их представители заняли ведущее положение в административной системе империи. Тогда они стали силой, отношение к которой каждый из соседей должен был выразить предельно четко. Следовательно, для русского политического мыслителя несторианская проблема стала актуальной лишь после включения Руси в Монгольский улус, и тогда же стало небезопасно поносить религию, пусть не господствующую, но влиятельную. Тогда и возникла необходимость в иносказании, и Калка могла превратиться в Каялу, а татары в половцев[прим. 7] . О послах же лучше было помалкивать, как потому, что монголы считали посла гостем, следовательно, особой неприкосновенной, и никогда не прощали предательского убийства посла, так и потому, что напоминать ханским советникам о религиозной ненависти к ним было рискованно. Об этой вражде мы имеем сведения из зарубежных источников. Венгерские миссионеры указывают со слов беглецов-русских, покинувших Киев после разгрома его Батыем и эмигрировавших в Саксонию, что в татарском войске было много «злочестивейших христиан», т.е. несториан [цит. по: 27, с. 283]. В «Слове» этот вопрос завуалирован, хотя есть намеки на то, что автору его было известно несторианское исповедание (см. ниже). Но ведь «Слово» – литературное произведение, а не история.


Примечания:



7

Смешение битв на Каяле 1185 г. и Калке 1223 г. автором «Задонщины», рассматривающим битву на Куликовом поле как реванш за Калку, отмечено Д. С. Лихачевым (Лихачев Д. С. Национальное самосознание Древней Руси. М.-Л., 1945 ), указавшим, что «Задонщину» следует рассматривать как реплику на «Слово о полку Игореве» (см. также: «Слово о полку Игореве» – памятник XII в. М.-Л., 1962, с. 131-169). Замеченные нами детали позволяют лишь предполагать большую древность «Слова» сравнительно с «Задонщиной», так как после 1262 г. несторианская проблема потеряла актуальность.



Примечания

id="n_1">

1

«Слово о полку Игореве» – памятник XII в. М.-Л., 1962.

id="n_2">

2

Лихачев Д. С. Черты подражательности «Задонщины». – «Русская литература», 1964, № 3.

id="n_3">

3

Слово о полку Игореве./ Под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Коммент. Д. С. Лихачева. М.-Л., 1950.

id="n_4">

4

Плетнева С. А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. – Материалы и исследования по археологии СССР, № 62. М.-Л., 1958.

id="n_5">

5

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Кн. 1, 2. М., 1960.

id="n_6">

6

Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940.

id="n_7">

7

Голубовский П. В. История Северской земли. Киев. 1881.

id="n_8">

8

Козин С. А. »Сокровенное сказание». Монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1940.

id="n_9">

9

Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. T.I–III. М.-Л., 1950.

id="n_10">

10

Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. Ч.Ш, М.-Л., 1955.

id="n_11">

11

Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М. – Л., 1951.

id="n_12">

12

Bacot J. Reconnaissance en Haute Asie Septentrionale par cinq envoy?s ou?gours au VHI-e si?cle. – «Journal Asiatique», vol. 254, 1956, № 2.

id="n_13">

13

Срезневский И. И. »Задонщина» в кн. господина Дмитрия Ивановича и брата его Владимира Ондреевича. – ИОРЯИС. Т.VI, Bbin.V. СПб., 1858.

id="n_14">

14

Ответы советских ученых на вопросы IV Международного съезда славистов. О времени написания «Слова о полку Игореве». М., 1958.

id="n_15">

15

Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940.

id="n_16">

16

Приселков М. Д. »Слово о полку Игореве» как исторический источник. – «Историк-марксист», 1938, № 6.

id="n_17">

17

Бичурин Н. Я. (Иакинф). История первых четырех ханов из дома Чингисова. СПб., 1829.

id="n_18">

18

Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. Н. Л., 1926.

id="n_19">

19

Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.-Л., 1940.

id="n_20">

20

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950.

id="n_21">

21

Полное собрание русских летописей. T.I–X.

id="n_22">

22

Вернадский Г. В. Были ли монгольские послы 1223 г. христианами? – «Seminanum Kondakovianum», т.З. Praha, 1929.

id="n_23">

23

Vernadsky G. Kievan Russia. New Haven, 1951.

id="n_24">

24

Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПб., 1893.

id="n_25">

25

Grousset R. L'Empire des steppes. Paris, 1960.

id="n_26">

26

Saeki P.Y. The Nestorian documents and Relicts in China. Tokyo, 1951.

id="n_27">

27

Мавродин В. В. Очерки истории левобережной Украины. Л., 1940.

id="n_28">

28

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 1-е, т.XXII, М.-Л., 1931.

id="n_29">

29

Толстов СП. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л., 1948.

id="n_30">

30

Веселовский Н. И. О религии татар по русским летописям. – «Журнал Мин-ва народного образования», новая серия, 1916, № 7, отд. 2.

id="n_31">

31

D'Ohsson С Histoire des Mongols. II. Hague et Amsterdam, 1834.

id="n_32">

32

Галстян А. Г. Армянские источники о монголах. М., 1962.

id="n_33">

33

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. М., 1957.



Примечания

id="n_1">

1

«Слово о полку Игореве» – памятник XII в. М.-Л., 1962.



2

Лихачев Д. С. Черты подражательности «Задонщины». – «Русская литература», 1964, № 3.



7

Голубовский П. В. История Северской земли. Киев. 1881.



14

Ответы советских ученых на вопросы IV Международного съезда славистов. О времени написания «Слова о полку Игореве». М., 1958.



15

Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940.



16

Приселков М. Д. »Слово о полку Игореве» как исторический источник. – «Историк-марксист», 1938, № 6.



17

Бичурин Н. Я. (Иакинф). История первых четырех ханов из дома Чингисова. СПб., 1829.



18

Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. Н. Л., 1926.



19

Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.-Л., 1940.



20

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.-Л., 1950.



21

Полное собрание русских летописей. T.I–X.



22

Вернадский Г. В. Были ли монгольские послы 1223 г. христианами? – «Seminanum Kondakovianum», т.З. Praha, 1929.



23

Vernadsky G. Kievan Russia. New Haven, 1951.



24

Бартольд В. В. О христианстве в Туркестане в домонгольский период. СПб., 1893.



25

Grousset R. L'Empire des steppes. Paris, 1960.



26

Saeki P.Y. The Nestorian documents and Relicts in China. Tokyo, 1951.



27

Мавродин В. В. Очерки истории левобережной Украины. Л., 1940.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх