• Глава 1 Добродетельное управление
  • Глава 2 Противодействие олигархии трех семей
  • Глава 3 Посещение Ци и формирование вокруг Конфуция группы ученых
  • Глава 4 Конфуций – вероятный революционер
  • Глава 5 Неудача революции
  • Глава 6 Годы странствий
  • Часть пятая

    Конфуций – государственный деятель

    Глава 1

    Добродетельное управление

    Политические взгляды Конфуция основывались на теории так называемого «добродетельного управления», которое было прямой противоположностью легизму. Он говорил: «Если для управления использовать законы, а для наведения порядка – наказания, народ станет уклоняться от этого без всякого стыда; если для управления использовать добродетель, а для наведения порядка – ритуал, у народа появится чувство стыда и чувство долга». Таким образом, идее правления при помощи закона (то есть управления народом и его принуждения к каким-то действиям посредством кодифицированного закона) противопоставлялась идея добродетельного правления (то есть нравственного воспитания народа и создания системы естественного контроля над ним на ритуальной основе). Если ограничить народ законом, люди постоянно, не испытывая ни малейших угрызений совести, будут искать лазейки, чтобы его обойти. Здесь никакие запреты и ограничения не помогут. Но добродетельное управление взывает к нравственному чутью и оставляет простор для свободного действия; поэтому при его введении преступления должны исчезнуть сами. Именно поэтому Конфуций считал, что требования добродетельного правления более обоснованны.

    Изначально во времена Весен и Осеней управление городом-государством находилось в руках представителей конкретных кланов, сформировавших государство, – другими словами, политика правительства определялась на собраниях знати. Обычно любой спор между кланами решался в ходе переговоров глав кланов, каждый из которых пил кровь и клялся выполнить условия соглашения, взывая к божеству. Правонарушения, затрагивавшие членов одного клана, находились полностью в ведении самого клана, и, таким образом, не разбирались на этом совете – государство не было властно вмешиваться в такие дела. Выдвинутая Конфуцием концепция добродетельного правления была основана на этом принципе кланового самоуправления, наследии аристократического управления городом-государством.

    Именно чжэнский Цзы Чань впервые выдвинул легистские требования. В 536 году до н. э. он велел выгравировать на бронзовых сосудах законы, введенные им в княжестве Чжэн. Благодаря этому он считался первым государственным деятелем Китая, создавшим свод писаных законов. Принятие зафиксированного в письменной форме кодекса, меры по повышению урожайности и преобразования в области налогов – три великих нововведения Цзы Чаня, предпринятых им после получения поста первого министра. Княжество Чжэн было втиснуто между соперничающими коалициями государств – северной и южной, и ему приходилось выплачивать определенную дань каждой из враждующих группировок, чтобы оставаться в мире с ними. Старые главные кланы не обладали ресурсами, достаточными для выплаты этой дани. Поэтому Цзы Чань ослабил имущественные ограничения в отношении сельскохозяйственных наделов простого народа и ввел план увеличения урожайности земель. В рамках старого клана не существовало механизмов для взимания налогов с народа, поскольку народ находился вне сферы самоуправления основных кланов. Возникла серьезная потребность во введении нового закона, применимого к людям, не входившим в основные кланы: только так можно было гарантировать выплату ими налогов в государственную казну, а при необходимости и принудить к ней. Итак, обнародование Цзы Чанем писаного кодекса законов было, во-первых, результатом особого международного положения, в котором оказалось Чжэн, и, во-вторых, следствием введенных им экономических мер.

    Как бы то ни было, через двадцать три года после того, как в Чжэн появился писаный кодекс законов, его примеру последовало княжество Цзинь – лидер северной коалиции, где в 513 году до н. э. законы также были выгравированы на бронзовых сосудах. В Цзинь необходимость в новом писаном кодексе законов была обусловлена введением новых правил налогообложения для поддержки развития военного бюджета государства. Здесь, как и в случае с Чжэн, кодификация закона сопутствовала внедрению новых правил налогообложения. В то время Конфуцию было сорок лет, и его политическая философия только начинала складываться.

    В «Комментарии Цзо» есть рассказ о реакции Конфуция на весть о предпринятой в Цзинь кодификации законов: он подверг Цзинь жестокой критике за отказ от юридической системы Вэнь-гуна, который был знаменит как один из первых лидеров объединенных государств центральной равнины, и за принятие нового кодифицированного закона. Теперь трудно установить, действительно ли эти слова принадлежат Конфуцию, несмотря на то что, поскольку в «Изречениях» Конфуций осуждает легизм и принимает теорию добродетельного правления, его должно было сильно обеспокоить любое подобное известие о важнейшем для управления государством деле.

    Когда глава северной коалиции, княжество Цзинь, последовало за Чжэн, выпустив свод писаных законов, принятие таких кодексов стало новым поветрием в большинстве равнинных государств конца периода Чуньцю. Конфуций твердо стоял против этого внезапного подъема легизма и против четко выраженного духа того времени. Пожалуй, хотя бы в политическом отношении его действительно можно назвать консерватором и реакционером. Как было отмечено выше, основой его идеала добродетельного правления были автономия и независимость основных кланов, образовывавших город-государство. В последние годы влияние старой аристократии постепенно ослабло. Стали постепенно распадаться и основные кланы как группировки власти, так что старая система независимости кланов пала, и возникла потребность в новом зафиксированном письменно законе для усиления политической организации государства. Но следует задаться вопросом о том, правда ли Конфуций действительно полностью отвергал общий дух того времени.

    И в силе и во влиятельности государство Лу, где родился Конфуций, далеко уступало государствам – главам обеих коалиций, Цзинь и Чу, а также своему соседу, княжеству Ци, которое ранее было лидером северного альянса. Лу располагалось на территории современной провинции Шаньдун, далеко к востоку от центральной равнины. Неразвитое в культурном отношении, оно не в состоянии было сравниться с такими княжествами, как Чжэн и Вэй, культурными очагами центральной равнины. Возникновение претензии Лу на продолжение подлинных традиций Чжоу-гуна, вероятно, относится к более поздним временам, чем жизнь Конфуция, к тому периоду, когда там стало процветать конфуцианство. Нельзя сомневаться в том, что в культурном отношении, как и в отношении международного авторитета, княжество Лу было отсталым, и эта отсталость могла стать скрытой причиной консерватизма или реакционного характера политической теории Конфуция.

    Однако в этом отношении следует заметить, что между старым «добродетельным правлением», построенным на базе концепции независимости клана внутри государства, и его новой версией, которую отстаивал Конфуций, существуют важнейшие различия. Одним из самых сильных факторов в независимости клана была сила единства и солидарности внутри него, когда член клана не мог считать себя самостоятельным существом, независимым от клана, или претендовать на индивидуальность в каком-либо отношении. Члены клана постоянно сдерживались этой клановой солидарностью и вели реальную активную жизнь лишь постольку, поскольку рассматривались в качестве членов клановой группировки: свобода индивида в этом отношении была заметно ограничена, бытовало непроизвольное подчинение правилам внутри группы.

    В противоположность этой картине, «добродетельное правление», о котором говорил Конфуций, строилось на сознании отдельного человека, поскольку он считал фундаментом такого управления нравственное пробуждение индивида. О правителе Конфуций сходным образом говорил: «Когда он прям, дела идут и без приказаний; когда же не прям, его не слушают, даже если он приказывает». Если государственный деятель, отдающий приказы, не отличается высокой нравственностью, нельзя ожидать, что его приказам будет повиноваться народ. Правление страной будет наиболее совершенным в ситуации, когда и правитель, и подданные честны и обладают нравственным сознанием. Кроме того, Конфуций описывал свой идеал и так: «Правящий при помощи добродетели подобен Полярной звезде, которая пребывает на одном месте, а все звезды обращаются вокруг нее».

    Итак, при взаимопонимании государя и его подданных правление может осуществляться в полной гармонии, которой ничто не мешает. Когда циский Цзин-гун спросил Конфуция, в чем состоит хорошее управление государством, тот отвечал: «Государь должен быть государем, подданный – подданным, отец – отцом, а сын – сыном». Если государь исполняет свои обязанности должным образом, и подданный будет выполнять свои функции. Самым важным элементом хорошего управления, по Конфуцию, было выполнение своих обязанностей обеими сторонами, диктуемое индивидуальным нравственным сознанием. В том же ключе Конфуций отвечал на вопрос луского Дин-гуна о принципах обращения правителя с подданными и служения подданных государю: «Государь должен обращаться с подданными, следуя ритуалу; подданные должны служить государю, основываясь на верности». Это значит, что выполнение своих функций приводит к действиям, соответствующим канонам ритуала, и в этом отношении норма – ритуал, вырастающий из традиций общности и приспосабливающийся к ним. Однако обычай, даже если он не зафиксирован письменно и не стал кодифицированным законом, – это все же нечто вроде закона.

    Итак, Конфуций, нападая только на недавнее введение писаного закона, по-видимому, не осознавал, что обычаи государства, клана, семьи и так далее фактически представляют собой форму закона. Конфуций полагал, что действие, осуществляющееся в согласии с законом, не должно быть бессознательным, его причиной должно быть постижение индивидом принадлежащих ему места и функций внутри общности; это действие должно быть независимым подчинением закону, подобным подчинению нравственному императиву. В этом и состоит базовое отличие от представления о природе закона, свойственного старой концепции добродетельного правления. Конфуций не выступал против закона как такового. Правильнее было бы сказать: он считал, что те же результаты, к которым приводит функционирование закона, могут быть достигнуты посредством нравственного пробуждения индивида. Конфуциева политическая теория «добродетельного правления» противостояла широко распространенным в его время легистским теориям. Тем не менее, было бы неправильно считать данную теорию в ее целостности противостоящей веку или противоположной духу того времени и критиковать ее на таком основании. Конфуций, родившийся во время ослабевания и распада изначальной клановой автономии, осмелился отстаивать теорию добродетельного правления, центральная идея которой основывалась на этой самой клановой автономии прежних лет. Но устройство такого добродетельного правления базировалось не на групповом сознании клана, а на нравственном сознании индивида. Вряд ли можно сказать, что Конфуций, выступая за избавление политики от кланового группового сознания и считая управление государством предметом нравственного сознания индивида, освобожденного от контроля клана и обретшего независимость, был более прогрессивным, чем его современники – легисты, придававшие большое значение идее национального сознания. Но его, по крайней мере, следует поставить рядом с ними как одного из влиятельных политических мыслителей того времени.

    Глава 2

    Противодействие олигархии трех семей

    Формируя и укрепляя свою политическую позицию, Конфуций доказал, что у него был талант выгодно использовать существующее положение дел. В качестве активного государственного деятеля он не был оппортунистом, склонявшимся перед слишком могущественными для него силами и подчинявшимся им; он не плыл по течению. Напротив, он был идеалистом, не способным отклониться от пути, который указывали принятые им незыблемые убеждения.

    Конфуций считал, что управление страной должно корениться в нравственном сознании человека. Итак, по его мнению, ключ к управлению лежал в назначении на государственные должности высоконравственных людей. Когда луский князь Ай-гун спросил Конфуция, как добиться повиновения народа, он получил ответ: «Если возвысить прямых и подчинить им кривых, народ будет покорным; если возвысить кривых и подчинить им прямых, народ не будет покорным». Эти слова трактуют как плохо завуалированную критику управления Ай-гуна, который не назначал на высокие посты честных и справедливых людей, а отдал контроль над страной в руки порочных и бесчестных министров. По крайней мере, с точки зрения Конфуция управление княжеством Лу принадлежало кривым (то есть бесчестным и несправедливым) слугам вассалов. Однако чтобы прояснить это утверждение, следует подробнее взглянуть на управление Лу в то время.

    Как я говорил в первой части, в конце периода Весен и Осеней, примерно тогда, когда родился Конфуций, влияние происходивших от прежнего правителя Лу князя Хуань-гуна Трех семей – Мэнсунь, Шусунь и Цзисунь – чрезвычайно усилилось. Они захватили всю политическую власть, и в княжестве фактически воцарилась олигархия Трех семей, «трех кланов из дома Хуань-гуна». Самой влиятельной из трех была семья Цзисунь. Три семьи получили наследственные привилегии занятия важнейших должностей в правительстве Лу. Вместе с тем существовала договоренность, согласно которой пост первого министра пожизненно занимал старший из глав Трех семей. Когда Конфуций стал взрослым, на этой должности находился, по праву старшинства, Чжаоцзы из семьи Шусунь. С другой стороны, реальная власть, которой располагал клан Цзи, была такова, что одна эта семья была в состоянии противостоять семьям Шусунь и Мэнсунь и ее глава, Цзи Пинцзы, фактически контролировал управление в Лу.

    Когда Конфуцию было тридцать шесть лет (в 517 году до н. э.), Чжао-гун, луский князь, устроил торжество в честь своего предшественника Сян-гуна. В храме Сян-гуна должны были исполнить танцы и музыку, однако двор впал в такую бедность и так ослаб, что не в состоянии был содержать необходимый для этого ансамбль музыкантов и танцоров. Хотя это было официальное торжество в честь предков правителя княжества, смогли явиться лишь два танцора, да и те сумели показать лишь небрежный и неслаженный танец. В противоположность этому на празднестве в семейном храме семьи Цзи состоялось представление с танцами и музыкой, причем танцующие образовали восемь рядов, в каждом по восемь человек; таким образом, танцоров было шестьдесят четыре. Увидев это, Конфуций в негодовании воскликнул: «Восемью рядами танцуют в храме! Если это можно снести, то чего же нельзя?!»

    Танец, при котором шестьдесят четыре танцора выстраивались в восемь рядов, был частью серьезной официальной церемонии, дозволенной лишь царскому дому Чжоу. Члены семьи Цзи – с точки зрения императора Чжоу, лишь подчиненные вассалов – устроили такой танец во время своего домашнего торжества в честь собственных предков. И такое бесцеремонное поведение со стороны не имевшей на это никакого права семьи Цзи при дворе ослабевшего князя Лу должно было вызвать гнев и досаду у молодого Конфуция. Но не все в Лу безучастно наблюдали за затмившимся счастьем княжеского дома и за тиранией Трех семей. Не только Конфуция привело в негодование это невыносимое зрелище – сам луский князь в конце концов тоже был вынужден действовать.

    Правление этого князя, Чжао-гуна, во второй половине середины периода Чуньцю пришлось на время, когда в государствах центральной равнины были часты убийства правителей и отправка их в изгнание. Хотя споры о престолонаследии были нередки и в начале эпохи Весен и Осеней, более ранние и последующие беспорядки четко отличаются друг от друга по своему характеру. В начале Чуньцю усобицы возникали из-за споров аристократических группировок, стремящихся вырвать власть у могущественного и деспотичного князя. В середине же этого периода усобицы были последним противоборством князей, лишившихся влияния в политике, и знати, к тому времени завладевшей привилегией наследственного назначения на все высшие должности в государстве и постепенно узурпировавшей всю княжескую власть.

    Правители государств не могли примириться с таким обращением со стороны знати, и их решимость разрушить созданный аристократами олигархический режим крепла. Политические и социальные условия той поры допускали такие надежды, поскольку примерно к тому же времени относится заметная перемена в распределении компетенций социальных слоев в городах-государствах – с началом этой перемены стал слабеть авторитет самой знати в обществе. Дело постепенно шло к передаче власти недавно возникшему классу служилых, представители которого постепенно набирались знаний и военного мастерства. Из-за своих талантов они и попадали на службу к аристократическим родам. Князья рассчитывали, назначая на должности таких недавно выдвинувшихся служилых – военных или чиновников, одним ударом вырвать из рук старых аристократических группировок монополию на управление.

    Дело было в 530 году до н. э., за тринадцать лет до того, как танец восьми рядов танцоров, устроенный семьей Цзи, вызвал гнев Конфуция. Пинцзы, ставший очередным старейшим представителем семьи Цзи, пренебрег посылкой поздравлений по случаю своего вступления в права главы семейства Нань Куаю, мэру города Би (главной укрепленной резиденции семьи Цзи). Обидевшись на такое невнимание, Нань Куай составил заговор с целью сместить Пинцзы и вернуть владения и богатства семьи Цзи государству Лу. Однако, к несчастью, этот план потерпел неудачу, и, сделав безуспешную попытку сдать крепость Би соседнему княжеству Ци, он в конце концов бежал в Ци. Итак, знать, ранее отобравшая у князей контроль над страной, теперь сама теряла власть, которая переходила к представителям нового класса служилых, подчиненным аристократов. К концу середины эпохи Весен и Осеней, когда Конфуций становился взрослым, в княжестве Лу повторилась старая история о подчиненном, оборачивающемся против своего хозяина и побеждающем его.

    Пока Пинцзы устраивал танец восьми рядов танцоров (он был посягательством на ритуал, являвшийся прерогативой чжоуского императора) во время празднества в семейном святилище и предавался грандиозным мечтаниям, в строгой конспирации составлялся заговор, целью которого было свержение автократии дома Цзи одним ударом. Источником конфликта была ссора между Пинцзы и его ближайшими соседями – семьей Хоу. Кроме того, тот факт, что Цзи приютили некого Цзан Цзэна после его побега в результате внутрисемейного конфликта в роде Цзан, положил начало враждебности между семьями Цзи и Цзан. Семья Цзан была самым известным луским кланом, из нее вышли многие мудрые и славные государственные деятели, и до сих пор она на протяжении многих поколений поддерживала самые тесные отношения с семьей Цзи.

    Дед и прадед Пинцзы были талантливыми первыми министрами в Лу и составили себе хорошую репутацию на этом посту. И сам Пинцзы поддерживал близкие отношения с некоторыми высокопоставленными чиновниками государства Цзинь, лидера северной коалиции. Таким образом, он располагал серьезной поддержкой и во внешних, и во внутренних делах государства и, полагаясь на могущество своего дома, бесстыдно устроил упомянутый танец. Эта беззастенчивая узурпация вызвала неодобрение всех людей доброй воли. Хотя семья Цзан и была по статусу ниже Трех семей, она все же пользовалась в Лу некоторым признанием. В глазах остальной недовольной аристократической молодежи ссора с этим известным кланом создала пропасть, навести мост над которой было уже нельзя.

    В один из дней девятого месяца 517 года до н. э. Шусуня Чжаоцзы, добившегося доверия народа Лу своей умелой политикой на посту первого министра, не было в стране. Воспользовавшись этим удобным случаем, недовольные молодые аристократы объединились с кланом Хоу и подняли отряд, который взял приступом принадлежавшее клану Цзи поместье. Застигнутый врасплох Пинцзы укрылся в угловой башне. Там он начал переговоры с молодым аристократом, осадившим его в укрытии. Глава клана Цзи просил позволения уехать из города, но ему отказали. Тогда он изъявил желание отказаться от должности министра и удалиться в свою крепость Би, однако и этого ему не разрешили. Немедленно вслед за тем он предложил погрузить семейное имущество на пять колесниц и оставить государство. Эту просьбу также отклонили. Казалось, что Цзи Пинцзы не уйти живым.

    На самом деле, если бы в тот момент достигли какого-нибудь компромисса и главу клана Цзи мирно выслали бы или в деревню, или куда-нибудь за границу, план князя мог осуществиться. Прозорливый верный приближенный князя по имени Цзы Цзяцзы непрерывно предлагал решения спорного вопроса, но Чжао-гун упорно отказывался согласиться на любые условия. Тем временем старый слуга семьи Шусунь, оставленный за главного в отсутствие хозяина, собрал своих домочадцев и обратился к ним с такими словами: «Мы – подчиненные. Мы не смеем претендовать на знание интересов всего государства. Что для нас лучше – чтобы глава семьи Цзи остался жив или чтобы он умер?» Таким образом он напоминал своим слушателям, что они служат не лускому князю, а семье Шусунь. Сами по себе дела дома Шусунь для них намного важнее, чем государственные дела. И поэтому следует подумать о том, что будет с семьей Шусунь и, конечно, с жалованьем ее слуг, если дому Цзи придется пасть и князь снова захватит бразды правления. «Если глава дома Цзи погибнет, это будет означать и конец главы рода Шусунь», – немедленно отозвались все.

    Интересы кланов Цзи и Шусунь были в основном идентичны. Это значило, что клану Цзи будет выслана помощь. Решение было единогласным, и немедленно были подняты войска, которые должны были идти на выручку Пинцзы. Клан Мэнсунь также, не теряя времени, присоединил свой отряд к спасательной экспедиции. Атакованная объединенными силами испытанных в боях войск этих двух семейств, разношерстная армия луского князя почти не оказала сопротивления и была полностью разгромлена.

    Итак, государственный переворот Чжао-гуна потерпел неудачу в течение одного дня, хотя мгновение казалось, что он успешно осуществится. Чжао-гун был вынужден спасаться из столицы бегством и уехать в Ци, где он провел семь лет в изгнании до самой своей смерти. Следует сказать, что Три семьи тиранически властвовали в Лу. Однако во внутриполитической ситуации был по крайней мере один плюс: вконец ослабевший княжеский дом, полностью лишенный влияния в сфере управления, довольствовался ролью лакея Трех семей, и поэтому хотя бы из других государств казалось, что в Лу не было волнений, связанных с престолонаследием. Еще важнее то, что знатные семейства, находившиеся у власти в Лу, не практиковали жестоких убийств князей. В этот раз впервые в истории Лу князь столкнулся с противодействием народа и был выдворен из страны.

    В том же самом году молодой Конфуций вскипел в праведном негодовании при виде танца в восемь рядов, устроенного на переднем дворе дома Цзи. Вряд ли нужно тратить слова на описание чувств, испытанных Конфуцием, когда он смотрел на такую узурпацию царских прерогатив. Но исторические документы Лу молчат об этом, и до нас не дошло свидетельств о каких-либо действиях, предпринятых по этому поводу пока еще безвестным Конфуцием.

    Однажды Конфуций сказал: «Пусть даже варвары на востоке и на севере от нас обладают государями, они все же уступают ся [населению Китая], лишенным государей». (Издавна существует некоторое противоречие между точным переводом этого высказывания и его интерпретациями: Чжу Си (1130–1200), великий конфуцианский ортодоксальный интерпретатор канонов, живший во время правления династии Сун, принял несколько натянутую с грамматической точки зрения трактовку: «Если бы даже у восточных и северных варваров были правители, они все же не были бы подобны ся, лишенным государей».) Как бы то ни было, здесь речь идет о последней фразе, в трактовке которой все сходятся: слова «лишенные государей», видимо, должны были недвусмысленно и очевидно указывать на государство Лу, где жил Конфуций: оно переживало долгий семилетний период междуцарствия после бегства Чжао-гуна в Ци.

    После побега Чжао-гуна Цзи Пинцзы остался регентом. Поскольку он носил как украшение яшму, принадлежавшую по праву князю, когда Пинцзы умер, возник даже вопрос, не похоронить ли его вместе с этой драгоценностью. Как должен был отреагировать Конфуций, увидев такое положение дел? Как он мог примириться с этой самодовольной узурпацией Пинцзы пустующего луского трона? И что он думал о самом пустующем троне?

    Видимо, у него возникли сомнения: ведь говорят, что и у варваров есть правители, так, может быть, у них управление лучше, чем в Лу? Эти опасения подавить было нельзя, и, вероятно, так у него возникла мысль о том, что следует уехать из Лу, отрезать себе путь к центральным княжествам и отправиться в земли варваров. Но с другой стороны, центральные княжества все же были отечеством культуры. Да, лускому князю пришлось уехать из своего государства, но Лу, в конце концов, было родиной Конфуция. В конечном счете он решил, что, возможно, ему следует остаться в Лу и в границах собственно Китая; но ему следует приложить все усилия к преобразованию Лу и улучшению условий в Китае.

    Но суровая тирания Пинцзы из рода Цзи была невыносимой: он не мог заставить себя прожить и один день в таком Лу. И наступил момент, когда он испытал сильнейшее желание сесть на корабль и уплыть в края варваров. В «Изречениях» нет точного указания на то, когда в нем возник этот импульс, хотя там и упоминается о посещении Конфуцием княжества Ци, о его беседе с правителем этого государства Цзин-гуном и о том, как он слушал знаменитую музыку Ци. Сыма Цянь, автор «Исторических записок», правильно объяснил отъезд Конфуция в Ци как результат внутренних волнений после побега Чжао-гуна из страны. Получается, что Конфуций последовал за своим государем, Чжао-гуном, к месту его изгнания в Ци.

    Глава 3

    Посещение Ци и формирование вокруг Конфуция группы ученых

    Хотя мы более или менее можем быть уверены в том, что Конфуций последовал за Чжао-гуном при бегстве последнего в Ци в 517 году до н. э., нет данных, по которым можно было бы определить продолжительность его пребывания в Ци. Это было первое путешествие Конфуция за пределы родного княжества, и этот опыт, без сомнения, оставил в его сознании (восприимчивом и впечатлительном, каким оно должно было быть в возрасте тридцати шести лет) множество ярких впечатлений. Как говорилось выше, Лу было маленьким государством, приткнувшимся на восточном краю центральной равнины. Некогда Ци дало северному союзу государств одного из самых выдающихся лидеров – князя Хуань-гуна, а теперь столица Ци, добившаяся замечательных успехов в торговом и промышленном развитии, боролась за звание самой крупной метрополии в Китае. Когда Конфуций, неотесанный провинциал, впервые оказался в этой столице, Линьцзы, он наверняка увидел и услышал много нового, изумительного и интересного для него.

    Будучи в Ци, Конфуций услышал мелодию Шао, которую считали созданной древним императором Шунем. Тотчас он был очарован ею и немедля отправился в школу музыкантов, где, забыв о сне и пище, три месяца провел погруженным в занятия. Этот эпизод зафиксирован в «Изречениях» такими словами: «Учитель услышал в Ци мелодию Шао и три месяца не чувствовал вкуса мяса». В другом месте Конфуций говорит: «Я и не думал, что красота музыки может быть так совершенна». Судя по всему, не только мотивы, которым учился Конфуций у наставника музыки в Лу, были старомодными; исполнение жалким оркестром тоже, видимо, было крайне убогим и посредственным. И в полную противоположность этому музыка, исполненная оркестром лучших мастеров в полном составе при дворе большого, влиятельного государства, полностью захватила впечатлительного слушателя.

    Вряд ли можно сомневаться и в том, что Конфуций многое услышал о достижениях известного первого министра Гуань Чжуна, достославного героя Ци. Вся внешняя сторона городской культуры столицы Ци должна была глубоко тронуть душу молодого Конфуция. Однако у него была сильная воля, он никогда не забывал о самоанализе и вскоре должен был пробудиться от обаяния вычурной циской цивилизации. Кое-что свидетельствует о том, что он изменил свое мнение о власти над чувствами той музыки, которой он целых три месяца был захвачен телом и душой.

    Оборона Гуань Чжуна от нашествий восточных и южных варварских племен и его борьба за цивилизацию центральных государств действительно были славными деяниями. Тем не менее, чувствуя, что поведение Гуань Чжуна (по крайней мере, если цисцы рассказывали о нем правду) не свидетельствовало о безупречности, Конфуций сказал даже: «Незначительны были таланты Гуань Чжуна!» В конце концов он откровенно высказался: «Одно изменение в Ци – и оно достигнет уровня Лу; одно изменение в Лу – и оно достигнет Дао». Различие между характером вычурной цивилизации Ци и непритязательной культуры Лу не бросалось в глаза, обе они были связаны с Дао – Путем, образом жизни, основанным Чжоу-Гуном. Цивилизация Ци, пожалуй, подверглась слишком большим изменениям и модернизации, но после незначительного исправления могла стать такой же, как в Лу. И в Лу после некоторых улучшений мог быть восстановлен первоначальный образец, созданный Чжоу-гу-ном. Конфуций, сначала отвергший лускую культуру и принявший цискую, постепенно возвращался к высокой оценке достоинств культуры своего родного государства и к новому почтению к ней.

    У решения Конфуция отказаться от циского образа жизни и вернуться в Лу была глубинная причина. Он приехал в Ци вслед за Чжао-гуном и, возможно, в значительной степени из уважения к своему князю, отторгнутому от родины и не желающему иметь больше никаких дел с олигархией трех кланов потомков Хуань-гуна. Следует предположить, что, получше приглядевшись, Конфуций заметил: внутренняя ситуация в Ци, сколько она ни отличалась от луской, на самом деле была куда хуже. Влиятельными семьями княжества Ци в середине периода Чуньцю были Цуй, Цин и Тянь. Сначала самой сильной была семья Цуй, но ее глава, разгневанный тайной связью своей жены с циским Чжуан-гуном, в 548 году до н. э. в конце концов убил князя. Это случилось за тридцать лет до прибытия Конфуция в Ци в 517 году до н. э. Тем не менее, он, будучи осведомлен о подробностях этого события, хотя оно и касалось прежнего правителя чужого царства, должен был оплакивать случай, который, по сравнению с изгнанием государя с его собственной родины, казался куда более постыдным.

    Однако семье Цуй вскоре пришлось поплатиться за свою жестокость. Цуй вместе с семьей Цин поддержали Цзин-гуна при вступлении на пустующий трон и, представив своих кандидатов на должности правого и левого министров, стали по своему произволу распоряжаться управлением в Ци. Но они немедленно поссорились; и в конце концов семья Цин добилась полного истребления семьи Цуй. Тогда Пины смогли монополизировать должность первого министра и совершенно развратились, постоянно пьянствуя и охотясь. Вскоре сигналом для других знатных семей, во главе которых стоял род Тянь, послужили нелады внутри рода Цин; они объединили свои силы, напали на Цинов, и те были вынуждены бежать далеко на юг, в княжество У.

    Когда влияние семей Цуй и Цин было полностью элиминировано, путь оказался свободен для быстрого возвышения семьи Тянь, которая выдвинулась совсем недавно. Умный глава дома Тянь не пожелал хвастаться весомым положением, доставшимся его семье: он рассчитывал действовать в согласии со старыми знатными семействами в Ци и обеспечил продвижение по службе популярного и талантливого администратора Янь-цзы, который получил должность премьера. На самом деле он был подставным лицом. Реальная власть и влияние в княжестве понемногу накапливались у главы дома Тянь, и скоро он получил такую негласную власть, что мог действовать, не обращая никакого внимания на правителя; мог он и убить или прогнать правителя. Конфуций, который был не в состоянии видеть тираническое управление Трех семей и последовал за своим государем, Чжао-гуном, в изгнание в Ци, теперь был вынужден беспомощно наблюдать за жестоким деспотизмом в Ци семьи Тянь. Кризис, который предвещало княжескому дому засилье семьи Тянь, в действительности был намного опасней, чем все, что могло грозить лускому князю со стороны Трех семей.

    Опечаленный и разочарованный ситуацией в Ци, Конфуций вскоре уехал оттуда. Дату его возвращения, как я говорил раньше, невозможно установить точно, но следует предположить, что это произошло около 509 года до н. э., когда после смерти Чжао-гуна в городке неподалеку от границы Ци конец долгому междуцарствию положило восшествие на престол Дин-гуна – его младшего брата. Конфуцию тогда должно было быть около сорока лет. Позже, вспоминая прошлое, он говорил: «В сорок у меня не осталось сомнений». Опыт, полученный в путешествии за пределы Лу, расширил его кругозор, и теперь он был в состоянии выработать собственную независимую позицию, будучи твердо уверен в своих способностях и зная о своих слабостях.

    Согласно традиции, примерно за десять лет до этого Мэн Сицзы, один из представителей Трех семей, находясь при смерти, велел старшему в роде отправить его сыновей Мэн Ицзы и Наньгун Цзиншу учиться ритуалу у Конфуция. Возможно, примерно в это время у Конфуция оказалось какое-то количество учеников, привлеченных его познаниями и нравственностью. С учетом возраста главных учеников, приведенного в «Исторических записках», если считать годом возвращения Конфуция в Лу 509-й, то старшему ученику, Цзы Лу, тогда было тридцать пять лет, Минь-цзы – двадцать девять, Жань Боню – двадцать семь, а Ю Жо – двадцать один. Итак, поскольку все эти ученики были в то время взрослыми людьми, кажется разумным предположить, что они присоединились к школе вскоре после возвращения Конфуция из Ци, и его академическая группа стала формироваться, самое позднее, сразу после его возвращения в Лу.

    «Я никогда не отказывал в обучении никому – даже если мне приносили лишь связку сушеного мяса». Связка сушеного мяса была ритуальным символом поступления в школу, и здесь Конфуций заявляет о своем правиле обучать всякого, кто приходит к нему таким образом. О своих методах обучения он говорит: «Того, у кого нет тяги к знанию, я не начинаю обучать. Тому, кто не стремится высказаться, я не открываюсь. Тому, кто по одному углу не способен узнать остальные три, я не повторяю». Конфуций никогда не навязывал своих наставлений ученику – сначала ученик должен был самостоятельно приступить к поискам Пути и, не будучи в состоянии найти его, прийти в раздражение и стать нетерпеливым, стремясь к объяснению.

    Итак, целью его было так обращаться с учеником, чтобы тот спонтанно формулировал вопрос. Отвечая же, Конфуций лишь намекал на принцип решения проблемы: от ученика ожидалась самостоятельная разработка недостающих деталей ответа. Поставленную проблему не обсуждали во всех подробностях, как не приветствовалось и возвращение для дальнейшего обучения людей, которые оказывались не в состоянии самостоятельно найти решение проблемы после указаний и намеков Учителя. Это действительно было в полном смысле слова развивающее образование.

    Методика в образовании, которая во всем отличалась от педагогической практики его предшественников – они лишь пытались научить кое-чему из «Стихов» и «Писаний» и велели твердить наизусть относящиеся к древней традиции тексты, – неизбежно должна была привлечь к Конфуцию внимание современников. Следствием было постепенное увеличение числа его учеников. Известны даже имена семидесяти семи из них (так называемых «Семидесяти»). Больше половины «Семидесяти» были гражданами Лу, выходцев из соседних княжеств было довольно мало. Ученики, пришедшие в школу с самого начала или на раннем этапе ее развития, например Цзы Лу, Минь-цзы, Жань Боню, были родом из Лу, так как во время основания школы репутация Конфуция как ученого была ограничена пределами его собственного государства. Кроме того, только два ученика принадлежали к аристократии – Наньгун Цзиншу, о котором упоминалось выше, и некий Сыма Ню из княжества Сун, пришедший в школу позже. Что касается остальных, большинство происходило, как и Учитель, из набиравшего силу класса служилых. Целью многих из этих учеников было применение знаний, полученных в ходе образования, на государственной службе или же на службе какому-либо могущественному аристократическому роду. Тем, кто стремился к подобной карьере, Конфуций давал не просто профессиональную подготовку и не просто обучал умению использовать свои знания на практике. Первым принципом и основной целью его наставлений было воспитание характера и внедрение элементарных знаний, что, по его мнению, могло подготовить ученика к действиям, достойным идеального человека.

    Глава 4

    Конфуций – вероятный революционер

    Семь лет, прошедшие после бегства Чжао-гуна в Ци, на протяжении которых княжество Лу полностью контролировал Пинцзы – глава семьи Цзи, стали вершиной могущества Трех семей. Но, по иронии, в этот самый период возник заговор, целью которого был подрыв авторитета семьи Цзи со товарищи. Власть перешла к подчиненным семьи Цзи, которые происходили из нового класса служилых, и они подняли восстание.

    Когда в 505 году до н. э. Пинцзы умер, Ян Ху, управляющий владениями семьи Цзи, предложил положить в его гроб принадлежащую государству Лу драгоценную яшму, которую тот носил на посту регента, и захоронить ее вместе с ним. Другой слуга семьи Цзи, Чжунлян Хуай, на чьем попечении была эта яшма, решительно отказался поддержать такое самоуправство. Так из-за расхождения по вопросам погребальной обрядности возникла вражда, расколовшая семью Цзи на две партии – группировку Ян Ху и оппозицию. Произошли серьезные беспорядки, и негодяй Ян Ху арестовал всех представителей клана, включая Хуаньцзы, который стал главой клана после Пинцзы и никогда бы не согласился на его предложение. Всех их притащили на открытую площадь перед южными воротами столицы Лу и там заставили поклясться в том, что они согласны на изгнание лидера оппозиции, Гунфу Вэньбо, самого популярного представителя клана, и ряда других известных членов клана. Успешно подчинив своей воле весь клан Цзи, Ян Ху начал сосредоточивать в своих руках бразды правления в Лу вместо Цзи Хуаньцзы. Три семьи, которые вплоть до этого момента диктовали князю свою волю и обладали монополией на управление страной, теперь, в свою очередь, были вынуждены преклонить колени перед Ян Ху и сделались его послушным орудием. Олигархия «Трех Хуань» сменилась деспотизмом выскочки Ян Ху, который совсем недавно был подчиненным клана Цзи, и три года он удерживал полный контроль над Лу. Но, как часто бывает с людьми, не привыкшими к власти, он стал ею злоупотреблять и исполнился чрезмерной самонадеянности. Он склонил на свою сторону группу недовольных представителей клана Цзи и клана Шусунь, а также подчиненных и слуг обоих этих кланов, казнив тех влиятельных представителей Трех семей, которые не нравились ему лично; кроме того, он замышлял присоединить всех в этих кланах к своей партии.

    В один из дней десятого месяца Ян Ху призвал Цзи Хуаньцзы, якобы желая, чтобы тот принял участие в жертвоприношении основателю Лу. На самом деле он намеревался убить Хуаньцзы во внутреннем дворе, где должно было состояться жертвоприношение. С этой целью Ян Ху велел привезти накануне все боевые колесницы в столицу Лу – Цюйфу. Заподозрив неладное, глава семьи Мэнсунь посоветовал своим товарищам быть настороже. Но в назначенный день Ян Юэ, двоюродный брат Ян Ху, лично явился к Хуаньцзы и, посадив его в повозку, направился к месту, где должна была проходить церемония. Во время поездки Хуаньцзы склонил на свою сторону возницу семьи Ян, Линь Чу, и убедил его немедленно свернуть с дороги и ехать к дому семьи Мэн. Ян Юэ тотчас убили, отыгравшись на нем за весь произвол Ян Ху. Затем на улице завязалась жестокая схватка между верными семье Мэн воинами и отрядами Ян Ху. Исход битвы решило прибытие в столицу большого подкрепления из главного форта клана Мэн. Тогда Ян Ху направился во дворец луского князя, снял с себя доспехи и облачился в гражданскую одежду. Он похитил яшму и большой церемониальный лук, переходящие по наследству государственные драгоценности, хранившиеся во дворце, и, спокойно переночевав в пригороде столицы, на следующий день бежал через границу и направился в Ци.

    По всей вероятности, Конфуций тогда жил в столице Лу и мог лично убедиться в жестокости диктатуры Ян Ху. Какую позицию он мог занять по отношению к этой диктатуре, находясь уже в зрелом возрасте? (Согласно предложенной нами хронологии, тогда ему было пятьдесят лет.) Фактически мы располагаем лишь одним фрагментом «Изречений», где упоминается об отношениях Конфуция и Ян Ху; и он стал камнем преткновения для комментаторов «Изречений» и биографов Конфуция. Эпизод, о котором идет речь, содержится в первом высказывании главы семнадцатой, которая носит название «Ян Хо» по этому первому фрагменту и открывающим его словам. Он гласит: «Ян Хо пожелал увидеть Конфуция, но Конфуций не пришел, и тогда он послал Конфуцию поросенка. Конфуций дождался, пока его не будет дома, и отправился к нему с благодарностью. Неожиданно они встретились на дороге». Итак, Ян Хо позвал Конфуция к себе, желая предложить ему чиновничью должность. Конфуций, тем не менее, не пришел. Тогда Ян Хо отправил к нему домой посланца с поросенком в надежде перехватить Конфуция, когда он явится с благодарностью, и убедить занять должность. Но Конфуций разгадал его побуждения и, чтобы избежать встречи с Ян Хо, выбрал для ответного визита время, когда последнего не было дома. Когда они все же случайно встретились на улице, Ян Хо обратился к Конфуцию: «Подойди, я хочу поговорить с тобой. Можно ли назвать человечным того, кто обладает драгоценностью, но утаивает ее от своего государства?»

    Ян Хо имел в виду, что человека со способностями Конфуция нельзя назвать верным сообществу, если он отказался служить ему: его отказ должен был вызвать опасения у населения, и человечным назвать его нельзя. На этот вопрос Конфуций отвечал: «Нельзя». Ян Хо задал следующий вопрос: «Того, кто желает служить, но постоянно упускает возможности для этого, можно ли назвать знающим?» В этих словах содержался намек на поездку Конфуция в Ци и на то, что в своем стремлении повлиять на политику государства он не раз упускал удобный случай. Конфуций согласился, что такое поведение нельзя назвать мудрым, после чего Ян Хо продолжал: «Время уходит. Годы не ждут нас». Он хотел, чтобы Конфуций согласился принять должность, пока сам Ян Хо жив и правит Лу на посту первого министра. На это Конфуций отвечал: «Хорошо, я приму должность». В конце концов, хоть и против воли, он не смог противостоять настойчивости Ян Хо и согласился служить ему.

    Ранние комментаторы текста «Изречений» были уверены, что Ян Хо – это другое имя Ян Ху. Если их интерпретация верна, то Конфуций подчинился выскочке – слуге семьи Цзи – и согласился поступить на чиновничью службу во время его жестокой диктатуры. Однако ортодоксальные ученые не могли примириться с тем фактом, что такой человек, как Конфуций, с возмущением нападавший на самоуправство Трех семей, и особенно – клана Цзи, мог так постыдно согласиться служить негодяю Ян Ху. И ученые подобного склада пытались доказать, что Ян Хо и Ян Ху не идентичны.

    Несмотря на их попытки выручить Конфуция, раннее произношение иероглифов «хо» и «ху» фонетически действительно очень близко, и, по-видимому, в диалектном произношении имя Ян Ху звучало как Хо. Кроме того, присущая этому Ян Хо манера говорить во всех отношениях соответствует облику человека, захватившего политическую власть в Лу. Ян Хо – явно правитель de facto. Нельзя представить себе, чтобы среди луских государственных деятелей во время Конфуция мог быть некий другой представитель семьи Ян, не Ян Ху, который был бы вправе произнести подобные слова. Вряд ли остается возможным сомневаться в том, что сам составитель семнадцатой главы «Изречений» включил в нее эту историю, зная об идентичности Ян Хо и Ян Ху, о котором в «Цзо чжуани» и в других исторических источниках рассказывается как о луском деспоте.

    С другой стороны, глава «Изречений» под названием «Ян Хо» относится к части текста, составленной очень поздно. Поэтому мы вправе предположить, что историю о Конфуции, беспечно соглашающемся пойти служить к выскочке Ян Ху, выдумали позднейшие конфуцианцы.

    Помня о сомнениях, возникающих в связи с главой семнадцатой, рассмотрим другой ее фрагмент, где говорится о призвании Конфуция неким Гуншань Фужао, который, как местный чиновник, управлял твердыней Би, принадлежавшей клану Цзи, и в то время планировал поднять знамя восстания против своих господ. Конфуций немедленно собрался откликнуться на зов, и, когда его задержал Цзы Лу, которому показалось, что в поведении наставника проявилось некоторое пренебрежение к истинным отношениям между правителем и подданным, ответил: «Неужели это приглашение было впустую? Если б он воспользовался моими услугами, я мог бы возродить там Восточное Чжоу». Этот пассаж также можно истолковать удовлетворительно лишь в том смысле, что Конфуций был вполне готов отправиться на службу к подчиненному клана Цзи. При падении Западного Чжоу царство было восстановлено на востоке, в Лояне; и помнившему об этом Конфуцию явилось видение воссозданного в Лу, на востоке, нового «Восточного Чжоу»; он подумал о том, что можно было бы возродить ныне находящийся в упадке Путь Чжоу, – и о том, что этого идеала можно достичь при помощи Гуншань Фужао.

    Эта же семнадцатая глава содержит и упоминание о подчиненном семьи Чжао (самой влиятельной из семей, обладавших монополией на высокие посты в государстве Цзинь) по имени Би Си, смотрителе крепости Чжунмоу. Восстав против своих хозяев – семьи Чжао – и замыслив передать находившийся под его управлением форт княжеству Вэй, он захотел взять Конфуция к себе на службу советником по делам управления. Конфуций был готов немедленно отправиться в Чжунмоу, но тот же Цзы Лу, негодуя, снова стал увещевать его, и в этом пассаже содержится обмен мнениями относительно правильности такого поступка.

    Итак, у нас есть три схожие ситуации. В первом случае, пусть даже неохотно и вопреки своей первичной реакции, Конфуций был склонен пойти на службу к Ян Ху, подчиненному семьи Цзи, восставшему против нее. Во втором случае он намеревался согласиться на приглашение от Гуншань Фужао, слуги той же семьи Цзи, восставшего в форте Би и сражавшегося против своих хозяев. И в третий раз Конфуций собирался принять приглашение Фу Си, чиновника на службе у известной цзиньской семьи Чжао, восставшего против своего господина. Во всех трех случаях к Конфуцию обращались представители мятежных сил, и каждый раз мятеж был поднят подчиненным влиятельного клана, возглавляющего замкнутую олигархию своего княжества. Значит, именно таким движениям был готов оказать поддержку Конфуций.

    Поскольку подчиненный был слугой семьи, присягнувшим на верность главе этой семьи, он был связан с правителем государства лишь опосредованно. Он оставался до конца слугой семьи, а не слугой правителя или слугой государства. При этом важнейшей его обязанностью была непоколебимая верность господину; отказ от этого долга по отношению к семье и признание вместо него любой формы преданности государству считались, согласно морали того времени, равносильными открытому восстанию. Выше я указал, что во время упадка системы городов-государств к концу периода Чуньцю узы, связывавшие влиятельные семьи с их собственными подчиненными, постепенно стали намного сильней, уподобившись свойственным феодализму отношениям вассальной верности.

    И все же поведение Конфуция в трех эпизодах, обстоятельно изложенных в семнадцатой главе «Изречений», и его готовность в каждом случае поддержать подчиненного, восставшего против главы дома, которому он служил, оказывается в полном противоречии с общественной нравственностью той эпохи. Конфуций мог бы оправдать такое поведение, сказав, что, если кто-нибудь поможет осуществить явившееся ему как в откровении возрождение «Восточного Чжоу», не важно будет, что это за человек. Конфуций, не спрашивая о его статусе, стал бы просто использовать его как средство для достижения цели – осуществления видения. В каждой из этих ситуаций Конфуций мог бы признать, что он нарушает правила общественной нравственности своего времени, связывая свою судьбу со слугами, восставшими против господ, однако он оправдывал свое поведение, ссылаясь на то, что это был единственный доступный и поэтому неизбежный способ претворения мечты в жизнь.

    В любом случае, если бы действительно было возможно вновь утвердить Путь Чжоу на востоке – по сути, возродить царский двор Чжоу, – было бы сущностно важным выйти за пределы отношений правителей с подданными в разных городах-государствах. Отношения верности, связывавшие подчиненного и главу семьи, были еще менее значительны, и ими можно было пренебречь. Возможно, позиция Конфуция была примерно такой – подчиненный семьи должен быть более слугой государства, чем личным наемником, а слуга государства в большей степени должен быть слугой Чжоу. Для него должно было быть крайне неприятным вынужденное противоречие с существовавшей в то время моральной нормой преданности слуги семье хозяев. Поэтому его действия будут непонятны, если не предположить, что им действительно двигали мотивы, только что описанные нами. Феодальная мораль, регулирующая отношения господина со слугой, сохранялась с конца эпохи Весен и Осеней на протяжении всего периода Борющихся царств, и, возможно, от нее не были свободны составители семнадцатой главы или же ученики, ответственные за передачу этих эпизодов, что ввело их в заблуждение относительно истинной цели радикальной критики Конфуцием феодальной нравственности.

    В Лу негодование Конфуция вызвали самоуправства Трех семей и семьи Цзи. Но в Ци он увидел своими глазами тиранию семей Цуй и Цин, и это зрелище подвигло его на возвращение в Лу. Тем не менее, такие жестокие правительства были недолговечны; в Ци семьи Цуй и Цин друг за другом погибли, а в Лу Три семьи не однажды оказывались на грани катастрофы. Кроме того, Конфуций был свидетелем внезапного конца разнузданного правления Ян Ху и понял, как скоротечны успехи приближенных знатных семей. Именно по этому поводу он сказал: «Когда в Поднебесной есть Путь, ритуал, музыка и приказания выступить в карательные походы исходят от Сына Неба; когда в Поднебесной нет Пути, ритуал, музыка и приказания выступить в карательные походы исходят от удельных князей. Когда они исходят от удельных князей, мало кто из них не лишается власти в течение десяти поколений. Когда они исходят от сановников, мало кто из них не лишается власти в течение пяти поколений. Когда же управление страной в руках слуг вассалов, мало кто из них не лишается власти в течение трех поколений. Когда в Поднебесной есть Путь, правление не находится у сановников. Когда в Поднебесной есть Путь, простолюдинам нечего обсуждать».

    В этом фрагменте мы видим, как Конфуций привлекает внимание к тому, что во время правления династии Чжоу, и особенно при Чуньцю, одновременно с упадком Пути царей Чжоу шел постепенный процесс перехода власти к людям более низкого статуса – от императора к князю, от князя к сановнику, от сановника – к слуге вассала. В соответствии с таким изменением центра власти длительность нахождения у власти становилась пропорционально меньше. Данное высказывание, также содержащееся в «Поздних изречениях», видимо, возникло в период Чжаньго (Борющихся царств), когда в одной из циских конфуцианских школ высокочтимым каноном стала книга под названием «Чуньцю» (считалось, что ее составил Конфуций на основе государственной летописи Лу, добавив ряд заметок, содержащих критику эпохи).

    Лишь в поздние годы Конфуций мог обрести такой холодный объективный взгляд на историю и мировоззрение, позволявшее ему связать судьбу с выскочками, втайне радоваться их смерти и рассказывать истории о возмездии и каре в предостережение своим ученикам. Когда он был моложе, он все еще надеялся, что крепко держащиеся за власть влиятельные семьи, такие, как семья Цзи в княжестве Лу и семья Тянь в Ци, можно ниспровергнуть, а административный контроль над государством, монополизированный ими, – вернуть в руки законного правителя. Это он считал самой насущной необходимостью эпохи, этому отдавал все свои силы.

    Общим принципом Конфуциевой стратегии политических реформ было свержение таких влиятельных кланов, как семья Цзи в Лу: он всемерно стремился лишить их власти. Постепенно он приобрел в Лу сочувствующих и стал более известным, собрав вокруг себя способных учеников и устроив школу. Об увеличении его известности свидетельствует интерес, проявленный к нему Ян Ху. Ян Ху, использовав внутренние разногласия в семье Цзи для нарушения порядка преемства старшинства в «Трех Хуань», сосредоточил в своих руках управление всем государством и в конце концов замыслил убить всех старейшин этих родов. Неудивительно, что он внимательно присматривался к Конфуцию, чьи политические взгляды вряд ли были близки ему, и пытался склонить на свою сторону, чтобы воспользоваться его помощью для усиления своей власти. В этом нет ничего невероятного. Но проблему историчности эпизодов, касающихся приглашения Конфуция на службу Гуншань Фужао, подчиненным дома Цзи, и Би Си, чиновником из семьи Чжао, решить намного труднее. Как бы то ни было, очевидно, что убеждения Конфуция подразумевали неприятие верности подчиненных хозяевам и всемерную поддержку княжеского дома.

    Эта позиция, базирующаяся на принципах политической философии Конфуция, представляет собой ядро «Чуньцю» – дидактической истории, по всей вероятности, составленной учениками. Возможно, наиболее четко этот подход проявился в жестокой критике практики наследования высших должностей, представленной в «Комментарии Гунъяна» – одном из трех толкований текста «Чуньцю» разными школами.

    Глава 5

    Неудача революции

    Ян Ху, подчиненный дома Цзи, три года удерживал абсолютный контроль над управлением в Лу, и его последний ход – попытка свержения Трех семей – для народа Лу, которым до того долгое время безраздельно правила семья Цзи, был просто сильным потрясением. Для княжеского дома теперь стала очевидна уязвимость власти «Трех Хуань», до сих пор казавшейся поистине непоколебимой; забрезжила какая-то надежда на возвращение власти в руки законного князя. Сами же Три семьи понимали, что необходимо всесторонне изучить причины, по которым их власть оказалось так легко разрушить.

    Тем не менее, пока самой важной и неотложной задачей было воссоздание порядка и в правительстве и в обществе, серьезно подорванного узурпаторским правлением Ян Ху: было необходимо ликвидировать ошибки проводившейся ранее Тремя семьями политики и разработать новый генеральный план для улучшения положения в государстве. В Трех семьях, к сожалению, не было ни одного человека, наделенного талантами, необходимыми для введения такой новой программы. В подобных обстоятельствах, видимо, многие вспомнили о Конфуции – Конфуции, политические познания и советы которого так стремился купить Ян Ху, всячески пытавшийся привлечь его на службу своей семье и в конце концов получивший от него по меньшей мере устное согласие на это.

    Мы можем предположить, что первую свою должность – должность мэра городка Чжунду – Конфуций получил в 501 году до н. э., как раз в то время, когда грандиозные планы Ян Ху потерпели крушение после его единственного поражения, а сам он бежал из страны в Ци. В то время Конфуцию как раз исполнилось пятьдесят.

    В Древнем Китае существовало строгое деление на возрастные группы. Достигнув сорока лет, человек становился членом группы, известной как «Цян», сильные и верные мужи, и только тогда его считали годным занимать должность и принимать участие в управлении своим государством. В пятьдесят лет, вступив в возрастную группу «Ай», ветеранов, он считался старшим и получал ранг «сановника» (дафу), что подразумевало право руководить несколькими чиновниками более низкого ранга. В то время Конфуций только что перешел необходимую возрастную границу, и такая датировка его вступления в должность мэра Чжунду (она подразумевала руководство несколькими мелкими чиновниками и могла считаться вполне подходящей для сановника) соответствует упомянутой выше традиции. Следовательно, следует считать эту гипотезу достаточно надежной.

    На следующий год Конфуций занял еще более видное положение: он принимал участие в качестве члена свиты луского Дин-гуна в мирных переговорах с Ци. На этих переговорах советником циского Цзин-гуна был знаменитый министр Янь-цзы, который включил в свиту группу восточных варваров, рассчитывая припугнуть представителей княжества Лу в ходе переговоров и навязать им неблагоприятные условия. Конфуций разгадал этот замысел и выбранил варваров, которые должны были ворваться на место проведения переговоров с оружием. История о том, как он предотвратил несчастье и смог добиться успешного завершения переговоров, рассказывается в каждом из трех комментариев к «Чуньцю».

    После успешного заключения мирных переговоров с Ци популярность Конфуция в народе Лу внезапно выросла. На следующий год, в 499 году до н. э., он был назначен на должность министра юстиции, высший судебный пост в государстве, и одновременно занимал какой-то дипломатический пост. Долгое время княжество Лу состояло в северной коалиции, возглавляемой Цзинь, но в этом году Конфуций полностью порвал с ней. На самом деле одним из важнейших факторов, позволявшим Трем семьям сохранять автократический контроль над управлением в Лу, была практика взяток шести влиятельным кланам в Цзинь, благодаря которой они получали возможность в тесном союзе с цзиньцами принуждать к повиновению луского князя, пользуясь поддержкой лидера коалиции. Выход из северной коалиции не был продиктован внешней политикой, которую проводил Конфуций: скорее, это было частью плана по пресечению изменнических действий Трех семей, которые надеялись усилить собственные позиции, объединившись с Цзинь и позволяя этому княжеству вмешиваться во внутренние дела Лу и контролировать их.

    Итак, программа Конфуция, целью которой было свержение Трех семей, начала осуществляться с переориентации международных отношений. Конфуций не останавливался на упорядочении внутренней ситуации и стремился главным образом к улучшению международного положения страны. Он не был обычным провинциальным политиком с горизонтом, ограниченным рамками собственного государства. Он намного превосходил своих современников и обладал дальновидностью настоящего государственного мужа.

    Осуществив это внешнеполитическое изменение, отнявшее у влиятельных семей, таких, как три клана из рода Хуань-гуна, возможность вмешательства во внутренние дела государства при поддержке Цзинь, и освободив Лу от внешнего давления, Конфуций начал осуществлять курс, целью которого было ограничение власти Трех семей и во внутренней политике. Влияние Трех семей зависело, прежде всего, от их собственной военной мощи. Вероятно, численность их войск, постоянно находившихся внутри стен столицы, была не очень велика. Однако опорные твердыни каждой семьи, расположенные в уязвимых местах их владений – принадлежащая семье Цзи крепость Би, принадлежащая семье Шусунь крепость Хоу и принадлежащая семье Мэнсунь крепость Чэнь, – были хорошо укреплены и содержали большие гарнизоны и полные арсеналы. Если бы случилось неожиданное нападение на городскую резиденцию, с этих баз по первому требованию могли выслать свежие подкрепления. В конечном счете источником силы Трех семей оказывались три опорных пункта – Би, Хоу и Чэнь. Конфуций отлично понимал, что ни луский князь, ни высшие чиновники не смогут добиться выполнения приказа о разрушении крепостей, на которые опиралась сила Трех семей. Нужно было сделать так, чтобы Три семьи сами демонтировали свои крепости. Семья Цзи только что была свидетелем горького зрелища страшной угрозы существованию всего своего дома при восстании Ян Ху, коменданта их твердыни Би, использовавшего ее военную мощь. Умело воспользовавшись этим недавним случаем, Конфуций убедил Три семьи, что для предотвращения восстания любого из их мятежных слуг лучше всего будет разобрать укрепления Би, Хоу и Чэнь, которые могли бы стать базами восставших, и тем самым децентрализовать их силы. Так он обеспечил согласие Трех семей на осуществление своего плана.

    В 498 году до н. э. Конфуций рекомендовал своего наиболее способного к военному делу ученика Цзы Лу на службу семье Цзи, надеясь, что его сделают управляющим и прикажут разобрать оборонительные сооружения крепости Би. Эта программа действий успешно осуществлялась на первых этапах, поскольку после того, как семья Цзи разрушила крепостные стены Би, дом Шусунь добровольно начал работы по демонтажу укреплений своей твердыни Хоу. Тем не менее, оставался еще форт семьи Мэн-сунь в Чэнь; Мэнсуни доказывали, что это была жизненно важная стратегическая база рядом с границей между княжествами Лу и Ци, фактически нечто вроде северных ворот Лу. Разрушь эту крепость – и вторгшиеся в Лу циские войска смогут грабить территорию княжества, не встречая сопротивления, не говоря уж, конечно, о ее роли в качестве важнейшего штаба дома Мэнсунь; разрушать ее своими руками было бы абсолютно безрассудно. Они оставались глухи ко всем попыткам переубедить их и настаивали на том, что лучше всего за такую работу и не браться.

    Поскольку клан Мэнсунь не желал разрушать укрепления по доброй воле, Конфуций убедил Дин-гуна отправиться к Чэнь во главе армии и осадить крепость, чтобы вынудить уничтожить ее при помощи демонстрации военной мощи. Но оборонительные сооружения Чэнь были очень крепкими, и в конце концов окружившим форт войскам пришлось возвратиться восвояси, не добившись успеха. Итак, после того как Конфуций со всей осторожностью успешно добился разрушения двух крепостей, принадлежавших Трем семьям, ему попался твердый орешек – последний оставшийся форт семьи Мэнсунь. Но когда это произошло, Три семьи, до сих пор полностью полагавшиеся на свое доверенное лицо, вероятно, догадались, что его настоящей задачей было истребление их домов. У нас нет точной информации о том, какие последствия имела для Конфуция эта догадка, но, лишившись их поддержки, он, вероятно, потерял и власть, которой располагал до этого.

    Замышленное им свержение власти Трех семей шло по плану лишь до последнего шага. Вероятно, потерпев неудачу, Конфуций испытал поистине горькое разочарование. Однако он не отчаялся, когда его надежды потерпели крушение, и на следующий год оставил свою родину, отправившись странствовать по другим княжествам. Поскольку нет свидетельств о том, что Конфуция изгнали из Лу, вероятно, он уехал из страны самостоятельно, по собственной инициативе.

    Конфуций хорошо разбирался в международной обстановке и поэтому был осведомлен о внутренней и внешней политике различных княжеств той эпохи. Почти в каждом государстве законный правитель был лишен реальной власти, и вместо него правила олигархия знатных семей. Правда, Конфуций потерпел неудачу, пытаясь свергнуть влиятельные семьи Лу, но, приезжая в другие государства, он точно так же стремился повести наступление на власть знатных семей, восстановить положение и престиж князя и основать царство своей мечты. Видимо, в надежде на это он и отправился в странствия.

    Глава 6

    Годы странствий

    В 497 году до н. э. Конфуций оставил Лу, где на самом последнем этапе его план потерпел крах, и отправился странствовать по разным государствам Китая. Прежде всего он посетил княжество Вэй, граничившее с Лу на северо-западе и относившееся к культурной группе государств центральной равнины. Пробыв там недолго, он повернул на юг в Сун, Чжэн, Чэнь и Цай и затем, вновь проехав через Вэй, в конце концов вернулся в Лу в 484 году до н. э. Долгие тринадцать лет странствий по чужим землям были суровым испытанием для Конфуция; в то время ему грозили самые серьезные испытания в жизни.

    В данном в «Исторических записках» жизнеописании Конфуция Сыма Цянь живо изобразил Конфуция, подвергавшегося невзгодам во время своих странствий, и с тех пор все биографы следовали созданному им образцу и были склонны слишком акцентировать плачевное состояние, в котором находился тогда Конфуций. По преданию, люди княжества Чжэн, видя, как у городских ворот блуждает Конфуций, потерявший своих учеников, сравнили его внешность с видом «собаки из дома, где траур»; то есть он бродил везде в поисках пропитания, как собака, хозяин которой, занятый погребальными ритуалами, не заботится о ней и не кормит ее.

    Перед тем как оставить Вэй и направиться на юг, Конфуций одно время собирался пожить в Цзинь, главном государстве северной коалиции, однако на пути на запад в местечке под названием Куан неподалеку от переправы через Хуанхэ на него набросились горожане, принявшие его за кого-то другого, и едва не убили. В результате он отказался от своего намерения идти в Цзинь и повернул на юг, рассчитывая теперь направиться в Чу, возглавлявшее южный союза государств. Но снова, до того, как он смог достичь места своего назначения, на него напал полководец Хуань Туй, и его жизнь опять подверглась серьезной опасности. А на пути в Чу, неподалеку от границы между государствами-сателлитами Чэнь и Цай, когда у него кончилась провизия, ему пришлось идти не евши целую неделю.

    О пришедшихся на тринадцать лет скитаний трех случаях, когда жизни и здоровью Конфуция угрожала серьезная опасность, упоминается в «Изречениях». Если даже допустить, что в чем-то здесь сгущены краски, по-видимому, ему действительно пришлось пережить подобные лишения. Однако было бы заблуждением считать, что Конфуций, путешествуя по разным государствам, нищенствовал и вел жизнь «собаки из дома, где траур».

    О дипломатическом успехе, которого добился Конфуций во время сложных мирных переговоров с Ци, несомненно, говорили в других государствах. Кроме того, несмотря на то что он потерпел неудачу, его имя было известно всем образованным людям в связи с предпринятыми им ограничительными мерами, направленными против Трех семей, и его революционной политикой, целью которой было возрождение власти князя. Когда он приезжал в другие государства с группой своих учеников, куда входили Хуэй, Цзы Лу, Цзы Гун и другие, в сопровождении повозок, его учтиво приветствовали князья этих стран, приглашали ко двору и внимательно выслушивали его рассуждения об управлении. Вэйский Лин-гун особенно уважал Конфуция и часто встречался с ним. Правитель маленького княжества Шэ также использовал возможность задать ему вопросы.

    Кто-то спросил ученика Конфуция Цзы Гуна: «Когда ваш наставник приезжает в государство, он неизменно узнает о тамошнем управлении. Он осведомляется об этом или ему рассказывают сами?» На это Цзы Гун отвечал: «Учитель сердечен, добр, почтителен, скромен и уступчив. Он осведомляется не так, как другие». Это значит, что из-за своей скромности Конфуций легко получал информацию, не обращаясь за ней специально. Но его современникам казалось удивительным, что в каждом государстве его расспрашивали о стратегиях управления князья и аристократы, которых он посещал, а он действительно высказывался на эту тему и даже участвовал в серьезных государственных делах.

    На протяжении тринадцати лет странствий и жизни за пределами своего родного княжества Конфуций не был безымянным и безвестным ученым, преследуемым на каждом шагу бедностью и несчастьями. На самом деле не будет преувеличением сказать, что большую часть этого времени Конфуций жил яркой жизнью – с ним учтиво обращались князья, министры и аристократы. Но он не довольствовался разговорами с важными персонами и принятием их гостеприимства. Мотивом его переездов от одного двора к другому не было обычное желание пользоваться гостеприимством таких людей. Нет, он отправился в политический крестовый поход, стремясь найти в правителях и вельможах разных княжеств посредников для претворения в жизнь своих революционных политических идеалов.

    А князьями, наперебой приглашавшими к себе Конфуция и желавшими услышать его советы в области политики, несомненно, двигало любопытство, вызванное его недавней попыткой устроить в Лу революцию. Сутью рекомендаций, которые он давал им, как и в случае с политикой реформ в Лу, вероятно, прежде всего было разрушение олигархии знатных кланов, а затем – восстановление власти законного правителя, какой она была в древности и какой она должна быть по праву. Многим князьям, вне сомнений, такая платформа должна была прийтись очень по нраву, однако аристократы, по-видимому, упорно и безусловно противились таким пагубным для них предложениям. Для знати образ мыслей Конфуция был чреват серьезнейшей опасностью и представлял собой страшную угрозу самому существованию этого класса.

    Прием Конфуция при дворах различных княжеств внешне казался сердечным и радушным: однако его политический идеал, разрушение власти влиятельных семей, никто не собирался осуществлять всерьез. В «Изречениях» и во всех жизнеописаниях нет четкого объяснения причин, по которым он сталкивался с опасностью, когда ему угрожали в Вэй, Сун и Чэнь. Вполне возможно, что, так как Конфуций со своим революционным политическим идеалом, и особенно со стратегией уничтожения аристократической олигархии, непосредственно посягал на положение влиятельных семей в каждом государстве, они подряжали убийц и наемников, чтобы те помогли им стереть с лица земли этого опасного идеалиста.

    Объезжая дворы меньших княжеств, таких, как Сун, Вэй и Чжэн, Конфуций разъяснял там свой политический идеал, но не смог получить никакого конкретного или практического отклика. Тогда он решился не связываться более с правителями маленьких княжеств, где жизнь двора была строго ограничена условностями, и задумал отправиться в Цзинь, которое, как лидер северного союза, фактически контролировало центральные государства, или в Чу, противнику Цзинь и лидеру южной коалиции. Он решил изложить там подробности своего идеала и заручиться поддержкой влиятельных государств, чтобы распространить предложенные им реформы на весь Китай. Однако его планы столкнулись с противодействием в малых государствах, и в результате он так и не добрался куда хотел.

    Оказавшись в опасности в Куане по пути из Вэй в Цзинь, Конфуций воскликнул: «Вэнь-вана нет, но разве культура не здесь? Если бы Небо хотело уничтожить эту культуру, то я не смог бы приобщиться к ней. А раз Небо не пожелало ее уничтожить, что могут сделать со мной куанцы?» Этими словами Конфуций хотел сказать, что Путь, воплощенный в «Стихах», «Писаниях», ритуале и музыке, творениях Вэнь-вана, передавался и теперь перешел к самому Конфуцию; и, поскольку Небо избрало его в качестве средства передачи Пути, он был уверен в том, что ему не суждено погибнуть от рук людей, подобных куанцам. Здесь Конфуций предстает не как одиночка, стремящийся к реализации своего идеала, но как человек, твердо убежденный в том, что он пытается воплотить в жизнь идеал в согласии с волей Неба.

    Кроме того, застигнутый врасплох неожиданной атакой Хуань Туя, сунского аристократа, Конфуций лишь хладнокровно заметил: «Если Небо породило во мне добродетель, что может сделать со мной Хуань Туй?» Он принял волю Неба, и поэтому ему не мог повредить обычный человек. Так обычно думали о Конфуции ученики, которые, сплотившись вокруг него и любя как отца, постоянно сопровождали его на протяжении долгих тринадцатилетних странствий.

    Несмотря на убеждение в том, что он получил небесное повеление и родился для преобразования мира, Конфуций отлично понимал, что в конечном счете не сможет выполнить свою миссию в современном ему мире. Будучи разумным человеком, он прекрасно разбирался в объективной ситуации. Если он не мог воплотить в жизнь данное ему Небом повеление при жизни, он должен был добиться того, чтобы его исполнили в будущем, обучив учеников и через них сообщив о своем идеале следующим поколениям.

    Младшим из учеников, последовавших за Конфуцием в его путешествие, был Хуэй, страстно любивший учиться, самая большая надежда Конфуция, – но и ему было за тридцать. Старшему, Цзы Лу, сравнялось шестьдесят! Можно сказать, все члены этой группы были уже немолоды. Было бы неправильно способствовать их преждевременной старости, требуя все время сопровождать его в странствиях, конца которым не предвиделось. Именно такие соображения побудили Конфуция счесть, что лучше будет вернуться в Лу.

    Конфуцию нелегко было отказаться от попыток осуществить свой идеал в обществе, но в конце концов он заставил себя решиться. К тому времени, как он в 484 году до н. э. вернулся в Лу после тринадцати лет странствий на чужбине, Дин-гун давно умер, и уже одиннадцатый год правил его преемник, Ай-гун. Конфуцию в то время было шестьдесят девять лет. Следующие пять лет, вплоть до своей смерти в 479 году до н. э. в возрасте семидесяти четырех лет, Конфуций всю свою энергию направлял на воспитание учеников, упорядочение и компиляцию старых классических текстов, таких, как «Стихи» и «Писания», которые он сам читал и изучал. Конфуций – государственный деятель умер, но на последнем отрезке жизненного пути продолжал свою деятельность Конфуций – педагог и ученый.







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх