|
||||
|
Бог НебесныйКто же он, Великий Тенгри, сердце тюркской культуры? Тенгри — невидимый дух, обитающий на Небе. Огромный. Величиной с небо, весь мир. Поэтому древние тюрки Его почтительно называли «Вечное Синее Небо» или «Тенгри-хан». Титул «хан» указывал на Его главенство во Вселенной. Он — Единый Бог, Создатель мира и всего сущего на Земле. Владыка. Об этом сохранились древние предания, их не забыли. Чтобы понять мудрость и глубину веры в Тенгри, людям надо было уяснить себе одну прописную истину: «Бог един, Он видит все». От Него ничего нельзя скрыть. Он хозяин и судья. С правилом бояться Суда Божьего и жил тогда тюркский народ. Но не со страхом!.. Люди были уверены: в мире есть высшая справедливость. Это — Божий Суд. И никто не избежит его — ни царь, ни раб. Бог — и защита, и кара в одном лице! На этом строилась у тюрков вера в Бога Единого. Религия — вот высшее достижение духовной культуры тюркского народа, люди отошли от язычества. Обращались они к Тенгри всегда по-разному: Бог (Богдо или Боже), Ходай (или Кодай), Алла (или Олло), Господи (или Гозбоди). Эти слова горы Алтая слышали уже две с половиной тысячи лет назад! Были, конечно, и иные обращения к Тенгри. Но слово «Бог» произносили чаще всех остальных, оно означало «обрести мир, покой, совершенство». С Богом теперь тюрки шли в бой. С Богом они начинали любое трудное дело. Обращение «Ходай» (буквально «стань счастливым») было иным, оно подчеркивало, что Тенгри — Всесильный в этом мире. Творец, Создатель мира сего. Отсюда — Всесильный, Одаривающий счастьем. «Алла» (Ала) древние тюрки произносили реже, лишь когда просили о чем-то Великого Тенгри-хана… О самом сокровенном… Это слово сложилось из тюркского «ал» (рука). Иначе говоря, «дающий и забирающий», вот что когда-то означало «Алла». Произнося его, полагалось читать молитву и подставлять ладони Вечному Синему Небу. А слово «Господи» было совсем редким, его имели право произносить лишь священнослужители. Дословно оно означает «прозрение глаз» или «дающий прозрение». Это — высшие обращение к Тенгри, самое сокровенное. Очень глубокий философский смысл имело оно. Духовно чистый праведник просил наставления на путь истинный, чтобы понять то, что стоит за видимой стороной явления… С годами уточнялись правила, по которым люди молились, справляли праздники, назначали посты. Эти правила назвали обрядом. Вели обряд священнослужители. Тюркские священнослужители отличались от остальных людей одеждой и светлыми помыслами. Они ходили в длинных халатах (кафтанах, епанче) и остроконечных капюшонах (башлыках)… Высшие чины — в белых, остальное духовенство — в черных одеждах. Естественно, и священнослужителей «рисовали» древние художники на скалах Алтая. Мы теперь знаем, какими были они, эти таинственные «белые странники», как их называли в народе. Проповедники веры. Знаком Тенгри-хана тюрки выбрали прямой равносторонний крест, его назвали «аджи». Крест, надо заметить, и прежде был знаком тюркской культуры, но то был «косой» крест, символ преисподней и старых, подземных богов. Поначалу аджи были просты в исполнении, потом стали настоящими произведениями искусства. Их делали ювелиры: поверхность креста золотили, украшали драгоценными камнями, чтобы он сиял и радовал душу. На Алтае кресты появились примерно три-четыре тысячи лет назад. Однако если говорить строго, то были всё-таки не кресты. Крестами их назвали европейцы, когда узнали о вере в Тенгри. Крест — это пересечение двух линий. А на знаке Тенгри никаких пересечений нет, смысл здесь в ином. Там изображен круг-солнце, от которого расходятся четыре луча. Вот что такое знак Тенгри. Лучи солнца!.. Вернее, лучи божественной благодати, исходящей из единого центра. Они и есть знак Небесной природы, который навсегда отметил тюркскую духовную культуру. По-другому и быть не могло у народа, который верил в силу Вечного Синего Неба. Иногда к знаку Тенгри (к кресту) прибавляли полумесяц. А это обретало уже совсем иной смысл: служило напоминанием о времени и вечном. Ведь древние тюрки время понимали как единство луны и солнца. (Отсюда их двенадцатилетний календарь.) Знак Тенгри вышивали на боевых знаменах. Его носили на груди, подвесив на цепочку. Его рисовали татуировкой на лбу. Художники вплетали его в узоры и орнаменты… А как же иначе? Отсюда национальные традиции. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|