|
||||
|
Глава 6 СпорыньяЧто такое спорынья по идее должны знать даже школьники. Во всяком случае их этому в некоторых школах учат: «Учитель дополняет текст учебника рассказом о спорынье, иллюстрируя картиной: — Если увидите в ржаном колосе черные «рожки», знайте — это и есть спорынья. В старину при виде этих рожек крестьяне в страхе крестились. Им казалось, что из колосьев лезут рогатые черти. А черт, как известно, не к добру. «Бесовские проделки» могли кончиться плохо: стоило рожкам даже в ничтожном количестве попасть в муку, как хлеб становился ядовитым». Но восприятие спорыньи как яда сформировалось не так давно по историческим меркам. До того спорынья обычно считалась признаком хорошего урожая, символом изобилия и «матерью ржи». Во многих языках мы видим эту старую семантику — немецкое «mutterkorn», «roggenmutter», голландское «moederkoren», датское «moderkorn» и т. д. В России рожь также не мыслилась без спорыньи, спорынья обозначала «счастье» и считалась «матерью ржи», «житной маткой», что было отражением традиционного образа спорыньи, олицетворявшего собой удачу в работе. У карелов, например, ведуны рассматривались, как средоточие «спорины», «спорыньи», «обилия», то есть магической силы, обеспечивающей прирост, увеличение урожая. У древних славян существовал культ животворящей силы плодородия и даже было божество Спорыш. Позже понятия смешались. В языках Урало-Поволжья спорынья также именовалась буквально «мать ржи». Зачастую «мать ржи» представлялась непосредственно богом, как в марийской мифологии. Спорынья и рожь стали практически неразделимы. Поэтому профессор Эрнст Фаррингтон, описывая в конце XIX века отравление спорыньей, Claviceps purpurea или Secale cornurum (рожь рогатая) по латыни, иногда называет ее просто Secale (рожь):
Сейчас химики уже выделили из спорыньи целую серию алкалоидов (эрготамин, эргометрин, эргобазингистамин, ацетилхолин и пр). Медики выяснили, что некоторые из них действительно обладают кровоостанавливающим действием и незаменимы при тяжелых внутренних кровотечениях. Алкалоиды спорыньи устойчивы к нагреванию и сохраняют свою токсичность при выпечке хлеба. Можно выделить три действия спорыньи на человека и других животных: 1. Еще в Древнем Риме препараты, содержащие алкалоиды спорыньи и вызывающие длительное и сильное сокращение мускулатуры матки, применялись для производства абортов. Широко применяются препараты спорыньи в акушерско-гинекологической практике и сегодня как кровоостанавливающие и родовспомогательные средства (например, эрготамин — при маточных кровотечениях, атонии матки, неполном аборте, мигрени). С расширением Римской империи из-за появления необходимости в солдатах и рабах для завоевания новых земель женщины и врачи, производившие аборт стали строго наказываться. Позже в христианской Европе аборты были строго запрещены. Считалось, что убийство плода лишает его «благодати будущего крещения», и, следовательно, является тяжелым грехом. Основываясь на мнении одного из христианских богословов, Василия Великого (известного любителя младенцев), писавшего: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство», аборты стали приравнивать к убийству родственника, что предполагало смертную казнь, замененную в последующем на каторжные работы и тюремное заключение. Наказывались не только врачи, но и женщины, сделавшие аборт. Немногие помнят, что смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России. Отменена она была только столетие спустя. До революции за произведение аборта врачу грозило тюремное заключение, а женщину отправляли в так называемый «исправительный дом». Это, конечно, не останавливало рост числа производимых абортов и приводило только к возрастанию материнской смертности. Для абортов по прежнему использовались препараты спорыньи, а хирургическая техника искусственного аборта (путем введения в полость матки инструментов) появилась только примерно с 1750 г. Аборт, кстати, в переводе с латыни — выкидыш (которому спорынья и способствует). Поскольку в Европе и без всяких врачей и искусственных абортов народ постоянно поглощал с ржаным хлебом спорынью в количествах много больших безопасных норм, то выносить в тех условиях ребенка представляется большой удачей. Вероятно, этот фактор также способствовал отмеченному Ле Гоффом отсутствию роста населения Европы за тысячу лет. Вот описание доктора Шаретта начала XX века:
Цитаты врача может, кстати, объяснить почему женщин во время месячных никогда не пускали в церковь. Да и сейчас не пускают дальше входа — христиане очень любят Традиции. На такой вопрос отвечает священник на официальном сайте православие. ру:
Только теперь священники уже не помнят причин запрета и обычно объясняют традицию законами Ветхого Завета, который ими же объявлен отмененным*. Вот пояснения протоиерея из воскресной проповеди:
Раньше по Библии женщина, страдающая кровотечением, могла подойти сзади к Христу и прикоснуться «к краю одежды Его», и «с того часа стала здорова» (Мат. 9:20–22). Христос не брезговал, а теперь в храм нельзя? Что же случилось? Некоторые отдельные христианские патриархи все-таки о причинах запрета входа женщинам в храм смутно догадываются:
Во времена Христа эпидемий эрготизма еще не было. Спорыньи было мало, так как не было ржи. Спорынья, даже если она действительно использовалась в «элевсинских мистериях», была, видимо, ячменной (или, скорее, пшеничной), да и никаких данных о ее присутствии в Иудее нет. И месячные были не такие, как во время массового эрготизма. И не только месячных это касается, как пишет проф. Фаррингтон:
Но если доза принятой спорыньи большая, то дело выкидышем не ограничивается. Известные нам народные названия болезней «Антонов огонь», «злая корча» — это все явления передозировки спорыньи. 2. Хотя в народной медицине она использовалась при родах (для ускорения родовых схваток) и абортах (по той же причине), спорынья больше известна как возбудитель болезни, возникшей вместе с развитием сельского хозяйства и получившей название «огонь святого Антония». Это был страшный бич рода человеческого.
Спорынья чрезвычайно ядовита. Споры этого грибка, попадая на злаковые растения, развиваются в склероций, который и носит название спорыньи, или маточных рожков. У человека, съевшего пораженную спорыньей рожь, в случае «сухой гангрены» начинали чернеть и отпадать пальцы ног и рук, конечности пораженных людей, казалось, превращались в уголь, как если бы они были сожжены огнем, а затем наступала ужасная смерть. Либо же содержащиеся в спорынье вещества вызывали судороги, конвульсии и прочие «пляски Святого Витта».
Последнее замечание доктора Шаретта: «ненасытный голод в этих случаях почти постоянный симптом» тоже характерно, ибо может дать ключ к пониманию дополнительного фактора, способствующему описанному выше людоедству в средневековой Европе. Учитывая антагонизм алкалоидов спорыньи к серотонину, можно рассматривать этот момент в совокупности с теорией Эрнандеса, Гедрини, Гиманко и Ла Гуардия, докторов института физиологии в Палермо, о связи каннибализма с пониженным уровнем серотонина. Но об этом позже. 3. Но если спорынья в хлебе есть, а «смертельно критическое количество» алкалоида не набрано, то в этой нише в силу вступает третье действие спорыньи — галлюциногенное. В этом аспекте лизергиновая кислота, присутствующая в спорынье, обладает тем же действием, подобным синтезированному из нее диэтиламиду, только эффект слабее в десять (Капорэл, 1976) или в 10–20 раз (Хофманн, 1980). Это действие уже описано здесь, а также подробно изложено в сотнях книг об ЛСД. Поэтому приведу лишь одну цитату «отца ЛСД» Хофманна:
Характерно, что видения явно спровоцированы влиянием воспитания в христианском социуме: вместо доброй соседки — ведьма, вселение демона… Вот именно такие образы аналогичных «bad trips» и всплывали в одурманенных мозгах средневековых крестьян. Неудивительно также, что некоторые «ведьмы», приняв соответствующую дозу галлюциногена, искренне верили, что общались с дьяволом. В средневековой Европе о связи заболевания «огнем святого Антония» и спорыньи не догадывались очень долго. Все списывалось на действия дьявола или бесов. Лекарство Церковью прописывалось только одно — мощи святого Антония. Как легко догадаться, они не помогали. Точнее помогали только одноименному ордену — богатеть за счет умирающих.
Надо отметить, что в результаты упомянутого исследования Тесье (или Тессье, Alexandre Henri Tessier) поначалу никто не поверил и окончательное признание связи спорыньи с эрготизмом придет позднее. А смертельные эпидемии эрготизма, сопровождавшиеся галлюцинациями, прошли через всю историю Европы. Их фактически можно рассматривать, как одну большую пандемию, то затихающую, то разгорающуюся с новой силой.
Вообще-то массовые психические эпидемии в Европе никогда и не прекращались. Хофманн относит «огонь святого Антония» только к гангренозной форме эрготизма, что, собственно, совершенно верно, но судорожную форму он не идентифицирует, хотя она также осталась в анналах истории как «пляски святого Витта» и психозы «конвульсионерок». И именно при этой форме максимально проявляются галлюцинации.
О более поздних эпидемиях эрготизма «отец ЛСД» Хофманн не упоминает, оберегая своего давно запрещенного к моменту издания книги «трудного ребенка», но они тем не менее были, есть они и сейчас, хотя в последние десятилетия затрагивают только животных.
Академик В. Тутельян, говоря о случае во Франции, имеет в виду последний в Европе нашумевший случай массового эрготизма, произошедший в августе 1951 года в деревне Понт-Сен-Эспри на юге Франции. В этом небольшом провинциальном городке был испечен хлеб из муки, зараженной спорыньей. Хлеб из булочной, где производилась выпечка из этой муки купили более трехсот человек. Животные, которым скормили остатки хлеба, умерли первыми — из-за большей чувствительности. Люди же, кроме физического недомогания, испытывали галлюцинации. У них упали давление и температура, пульс замедлился, зрачки расширились, цвета стали кислотными. Им казалось, что на них набрасываются жуткие чудища, а с неба сыпятся огненные шары. Жители срывали с себя одежду и носились по улицам нагишом. Один бывший летчик, вскочив на подоконник раскрытого окна пятого этажа, громко закричал: «Я самолет!», спрыгнул вниз на траву и сломал ноги. После чего бросился бежать, не чувствуя боли. Другой три недели подряд пересчитывал крышки кастрюль у себя на кухне. Третий считал окна в доме. В конце концов, деревню окружили жандармы, на бесноватых надели смирительные рубашки и запихнули в дурдом. Более чем странное поведение больных сразу привлекло внимание врачей. Спустя две недели в результате лабораторных исследований в хлебе были обнаружены алкалоиды спорыньи. Власти, пытающиеся защитить монопольную частно-государственную корпорацию, поставляющую зерно, пытались признать анализы недействительными и год спустя выдвинули версию отравления ртутью, с которой практически никто из медиков не согласился. Сейчас о ртутной версии никто уже не вспоминает. Джон Фуллер описал случившееся в Понт-Сен-Эспри в книге «День Огня Святого Антония» («the day of st. anthony's fire»). Здесь надо заметить, что галлюциногенное действие спорыньи долго не осознавалось. Это не странно, ибо даже ее физическое воздействие окончательно перестало вызывать сомнения лишь к началу XIX века. И только на рубеже XX века, когда выходит множество работ, статей и диссертаций о спорынье — преимущественно в России (поскольку к тому моменту проблема для России гораздо актуальней, эпидемий в ней происходит еще много, а в Европе их уже практически нет — там давно перешли на пшеничный хлеб) — тогда в этих работах и появляются первые наблюдения не только о физических последствиях действия спорыньи, но и о расстройстве психики. Первым в России на этот аспект отравления обратил внимание, очевидно, ученик В.М. Бехтерева и будущий главврач больницы св. Николая Чудотворца для душевнобольных в Санкт-Петербурге H. H. Реформатский, написавший диссертацию «Душевное расстройство при отравлении спорыньей», представляющую собой «подробное и весьма тщательное исследование эпидемии „злой корчи“, появившейся в 1889 году в Вятской губернии и обнявшей восемь уездов». Реформатский обнаружил, что более трети пациентов страдают нервным расстройствам и видениями дьявола, грабителей, огня и неопознанных чудовищ. Другой ученик Бехтерева, С.Д. Колотницкий обращает внимание на поведение отравленных спорыньей животных и пишет диссертацию «Хроническое отравленіе спорыньей и наблюдаемыя при немъ изменевія въ центральной нервной системе у животныхъ» (Колотинскiй, Спб, 1902). Несколько десятилетий спустя никаких сомнений в галлюциногенном действии спорыньи уже не будет. Вот что писал об отравлении спорыньей В. А. Гиляровский — основатель и первый научный руководитель Института психиатрии Академии Медицинских Наук в 1935 году:
Отметьте — все это написано до открытия Хофманном ЛСД. Единственное, что психиатры не знали на тот момент — это концепцию «установки» и «обстановки», которая будет разработана во время широкого использования ЛСД и подтверждена комиссией, возглавляемой психиатром и экспертом по реабилитации наркоманов Питером А. Х. Бааном в 1972 году. Комиссия подтвердит, что «эффекты психоактивных наркотиков являются результатом трех факторов — наркотика, установки и обстановки». А именно эта концепция наиболее существенна для понимания процессов, происходивших на протяжении всей европейской истории, и влияния на эти процессы источника «установок» — христианства и католической (в основном) демонологии.
Еще недавно подобные вспышки эрготизма (в гангренозной форме) наблюдались в слаборазвитых странах:
В статье академика Тутельяна есть фотографии безногих африканских детишек — те самые «случаи спонтанной ампутации конечностей». Слабонервным перед сном не рекомендуется. * Отмена Христом Закона Ветхого Завета — отдельная тема, но с тем, что он отменен, согласен почти любой христианин. Православные священники рекомендуют пастве Ветхий Завет вовсе не читать. Попробуйте, например, спросить христианина почему он не обрезается или «произносит имя Господа в суе», не приносит ветхозаветные жертвы животных и уж тем более не исполняет заповедь «Помни день субботний» — услышите в ответ: «Закон отменен! Мы больше не живем под Законом, мы живем в Новом Завете, под Благодатью!» и подтвердит свою правоту десятком цитат из Библии вроде: «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас» (Кол. 2:14) или «Говоря 'новый', показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евр. 8:13). И формально будет прав. Для него Ветхий Завет — «Это лишь воспоминания о реально бывшем, и урок нам, живущим в Новом Завете. Живущим не под Законом, а под Благодатью» (отец Максим (Петренко). Но только не спрашивайте его, почему это он якобы живет по Десяти Заповедям, если они по его же словам отменены — вы можете вызвать у него коллапс мозга. Теологи же утверждают необходимость исполнения Закона Моисеева очередными невразумительными софизмами вроде: «Попытка спастись соблюдением закона (а это не то же, что просто соблюдение закона) попросту ставит человека ВНЕ завета, но отменить сам завет это не способно». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|