|
||||
|
Глава 4ЛСД. Наркотик-легенда Слово «психоделики», введенное в оборот одним из пионеров исследований ЛСД Хамфри Осмондом, в дословном переводе с греческого означает «расширяющий сознание» или «помогающий психике». Испокон веков человечеству известны некоторые виды грибов, вызывающие определенные галлюцинации. Для получения «божественного экстаза» и изменения восприятия реальности грибы принимались практически всюду, и, видимо, именно этим объясняется маркированное отношение к грибам во многих архаических религиях. Существует даже особая отрасль науки, получившая название этномикологии, изучающая феномен потребления грибов в архаических мифологических культурах.
Что же такое галлюциногены, или психоделики, и чем они отличаются от других наркотиков?
Об ЛСД, как заметил Данилин, написаны тысячи книг, и я остановлюсь только на основных моментах, имеющих отношение к нашей теме. Вспомним кратко общеизвестную историю открытия ЛСД. Будущий наркотик-легенду в 1938 году синтезировал Альберт Хофманн, работающий в фармацевтической компании «Сандоз» (Sandoz Pharmaceutical) в Базеле (Швейцария). Доктора Столл и Хофманн искали лекарство, полезное в акушерстве и гинекологии, а также при лечении мигрени. Вещество было подвергнуто обычным лабораторным испытаниям на животных и найдено неинтересным (тут, вероятно, есть неплохое поле для разминки мозгов конспирологов), после чего его изучение было прекращено. Следующие 5 лет не проводилось никаких исследований ЛСД. Психоактивные эффекты ЛСД-25 были открыты Альбертом Хофманном почти случайно в 1943 году. При проведении одного из опытов ему на руки попал тартрат диэтиламида лизергиновой кислоты, синтезированной из спорыньи. «Я воспринимал непрерывный поток фантастических картин, удивительных образов с интенсивной, калейдоскопической игрой цветов», — пишет Хофманн, удивляясь тому, каким образом он сумел поглотить это вещество — ведь зная о токсичности соединений спорыньи, он всегда поддерживал привычку тщательной аккуратности в работе. Это означало, что вещество обладает необычайной силой действия. Три дня спустя Хофманн решил провести эксперимент над собой. «Тело мое будто раздваивалось, — вспоминал некоторое время спустя ученый, — пространство и время казались чудовищно деформированными, я отправился домой на велосипеде, дорога показалась мне бесконечной, хотя еще никогда я не ездил так быстро». Так в этот день, называемый теперь «днем велосипеда», 19 апреля 1943 года, был открыт «диэтиламид лизергиновой кислоты» — психотропный препарат, стимулятор центральной нервной системы, известный под названием ЛСД — наркотик, запрещенный до самого последнего времени не только к использованию в медицинских целях, но даже к исследованию в лабораторных условиях.
Несмотря на настороженное официальное отношение, фанаты нового вещества считали, что нашли способ расширить сознание. «Многие исследователи подчеркивали важность негаллюциногенных эффектов ЛСД и других психоделиков, — писал Теренс Маккенна, — Эти эффекты включают в себя ощущение раскрытия ума и увеличение скорости мышления, способность понимать и разрешать сложные вопросы поведения и структурирования жизни, а также выявлять скрытые связи между теми или иными звеньями в процессе принятия решений». «Галлюциногены могут привести к более глубокому пониманию в религиозной и мистической сфере, и к новому, свежему восприятию великих творений искусства, — считал сам отец ЛСД Хофманн. — Для Хаксли эти препараты были ключами, способными открывать новые двери восприятия; химическими ключами, в добавление к проверенным, но трудоемким „отмычкам“ от дверей в визионерские миры, такими как медитация, изоляция, пост, или некоторые практики из йоги». Действие на человека одной дозы ЛСД весьма различно, но почти всегда возникают галлюцинации и искажения чувственного восприятия. Например, цвета могут казаться звучащими, а звуки — обладающими запахом, формой или цветом. Кроме того, происходят разнообразные изменения эмоционального состояния — от приятного возбуждения и состояния блаженства до депрессии, сильнейшей тревоги, страха, раздвоенности сознания и умопомешательства. Проблема в том, что невозможно было предсказать, в какое «путешествие» сознания отправится конкретный человек. Будет ли это «состояние космического сознания», описанное Хофманном, которое, по его словам, «сходно с произвольными религиозными озарениями — unio mystica» и дает «мимолетный взгляд на трансцендентную реальность, в которой вселенная и „Я“ едины», или это будет «страшное путешествие» (horror trip), вызывающий к жизни галлюциногенные ужасы Босха. Никакая власть не любит то, что она не может контролировать, и, естественно, газеты запестрели призывами к запрещению ЛСД. К концу 60-х годов ЛСД стал самым дискуссионным наркотиком в мире. По крайней мере, два миллиона людей попробовали наркотик в одних только Соединенных Штатах, и положительные отзывы о ЛСД стали перемежаться все более частыми негативными. Писали, что ЛСД вызывает помешательство, ведет к самоубийству, провоцирует акты насилия. Вряд ли властям могли также понравиться нашумевшие опыты Ротлина с животными, когда выяснилось, что шимпанзе под действием ЛСД больше не подчиняется четкому иерархическому порядку стаи. Для борьбы за запрещение ЛСД использовалась даже дезинформация — так в 1967 году Коэн и другие сообщили о повреждающем действии ЛСД на ДНК. Однако последующие исследования мутагенного и канцерогенного действия ЛСД не выявили. Кроме политического давления, возможно, не меньшее значение имеет то, что люди просто разочаровались в мистике ЛСД, поняв, что ЛСД к духовному просвещению не ведет. В 1967 году ЛСД был официально запрещен на всей территории США. Нелегально ЛСД употреблялся в больших количествах до конца 70-х годов, все более утрачивая свое значение в 80-х. ЛСД ушел, оставив миру движение хиппи и психоделическую музыку. В последние годы он снова появился в еще больших количествах как «кислота» и наряду с MDMA (экстази) играет все большую роль в новых субкультурах. Еще в 70-х, когда по оценкам специалистов около 2-х миллионов американцев употребляли ЛСД, исследователями прослеживалась связь между приемом психоделиков и уровнем серотонина: «Использование ЛСД, мескалина или псилоцибина (взаимодействующих с серотонином) провоцирует галлюцинации, подобные экстазам, описанным мистиками» — писал Уатт (Watts) в 1970 году. Со временем стало ясно, что психоделики понижают уровень серотонина, что в свою очередь чревато повышенной агрессивностью. Приведу здесь медицинское описание:
Антагонистическое действие ЛСД к серотонину, о котором писал Уатт в 1970 г., было отмечено еще в 60-х:
Но человечество начало принимать подобный галлюциноген задолго до открытия ЛСД. «Психоделические растения и психоделический опыт сначала были запрещены европейской цивилизацией, потом отринуты и забыты» — писал Теренс Маккенна в «Пище Богов». Официально это так, но история европейской цивилизация выглядит достаточно гротескно с такими запретами с одной стороны и поголовным потреблением спорыньи — с другой. Оригинальная лизергиновая кислота — ядро природных алкалоидов спорыньи — действует схожим образом, только эффект слабее в 10–20 раз. Сейчас она, наряду с ЛСД, также входит в список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен. Основной феномен эпидемий отравления спорыньей в том, что это был единственный в истории случай спонтанного массового потребления галлюциногенов. Потребление всех грибов и кактусов всегда контролировалось жрецами и шаманами, «божественный экстаз» могли дарить только они. Это было гарантией их власти. «История многих стран отчасти отражается в истории употребления наркотиков и отношении к ним. К тому же, во многих странах наркотики использовались с целью получения экономической прибыли, установления политического или духовного контроля». Казалось бы, что христианство, ведя непримиримую борьбу с «ведьмиными мазями», привозимыми крестоносцами гашишом и опием, и выкалывая глаза почитателям пейота, никакого отношения к наркотикам не имеет. Но это не так. Христианское общество оказалось наиболее наркотической цивилизацией в мире, неосознанно для большинства населения потребляя спорынью. Знали ли об этом сами Святые Отцы? Верили ли они в то, что народ наяву действительно постоянно видит то Богоматерь и Христа, то сатану и бесов? Или, сами разрешив себе есть только пшеничный хлеб, посмеивались над «овцами господними», легко управляемыми с помощью черного «хлеба Господа» (как намекал Лео Перуц)? На сегодня еще нет ответа. Установка и обстановкаНесмотря на то, что для отдельного индивида ЛСД является наркотиком, опасным своей непредсказуемостью, или, как писал легендарный Гроф: «Ни один из этих симптомов не был стандартным и достаточно предсказуемым, чтобы его можно было считать специфическим фармакологическим действием ЛСД», общая тенденция вполне прослеживается. Как пишет об этом Хофманн: «Предпосылки для положительного результата ЛСД эксперимента и низкой вероятности психического срыва находятся, с одной стороны, в самой личности, а с другой стороны, во внешней среде эксперимента. Внутренние, личные факторы называются настроем, или установкой (set), внешние — окружением, или обстановкой (setting)». Для того, чтобы осознать, что происходило в истории христианской цивилизации, нужно уяснить именно это обстоятельство. Понятия «установки» и «обстановки» — самое главное в понимании действия средневековых галлюцинаций. Как писал один из пионеров исследований Олдос Хаксли, принимая ЛСД, можно попасть и в рай и в ад — все зависит от обстоятельств. И если один исследуемый из книги Грофа видит божественные образы: «Затем я видела образы божественных или небесных существ и явно ощущала их присутствие», то у самого Хофманна, принявшего галлюциноген с другим настроем, опыт был совершенно противоположенный: «Это ад, подумал я. Нет никакого Дьявола и демонов, но, тем не менее, они ощущались в нас, заполнив собой комнату, они мучили нас невообразимым ужасом». Именно такие видения рая и ада, бесов и Богородиц, дьявола и Христа прошли через всю средневековую историю Европы, унеся множество жизней. Количество ведений дьявола тогда, с легкой руки демонологов, понятно, перевешивало. Когда Лири и его гарвардский товарищ Ричард Альперт (позже ставший известным как гуру Баба Рам Дас), принимая ЛСД и другие галлюциногены, пришли к убеждению, что эти вещества обладают психической и духовной ценностью, Рам Дасс написал: «ЛСД — это Христос, пришедший в Америку». Глава гигантской корпорации масс-медиа «Тайм» Генри Льюис признавался, что во время ЛСД трипа он слышал голос ветхозаветного Бога. Принадлежавшие корпорации газеты публиковали вдохновляющие отчеты о переживаниях под воздействием ЛСД. В 1967 году биолог Джон Лилли написал книгу «Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера», посвященную ЛСД, как способу воздействия на мозговые центры. «Термин „перепрограммирование“ и „перепрограммирующие вещества“ может быть применен для компонентов, аналогичных диэтиламиду лизергиновой кислоты (ЛСД)», — утверждал автор. Новое для того времени слово «программирование», собственно, и имело в виду методы систематического внушения во время ЛСД трипа. Для Лилли это внушение самому себе, самопрограммирование, а «приказы себе о проявлении этих феноменов могут напоминать постгипнотические внушения, даваемые в самогипнозе». Поэтому «примеры удачного использования и результаты произвольного программирования новых инструкций в ЛСД-состоянии» Лилли описывает так: «этот вид манипулирования и контроля над собственными программами и драматическое, яркое, образное представление и переживание их, по-видимому, недостижимо без использования ЛСД. Полнота контроля, по-видимому, сравнима с другими путями достижения управления и визуализации, но, насколько я знаю, такая, как в этом случае, интенсивность недостижима никаким другим путем. Возможное исключение — гипноз». То есть Лилли пишет об «установках» самому себе, но не рассматривает влияние внешних факторов, «обстановки». Он ее даже пытался сознательно исключить, принимая ЛСД в «изоляционной ванне». Станислав Гроф, хоть и склонен объяснять надличные переживания пациентов особым «классом явлений, которые возникают в глубинных областях» и не соглашается с мнением некоторых профессионалов, имевшие доступ к материалам по ЛСД-терапии, о том, что «различия в переживаниях пациентов можно объяснить высокой суггестивностью ЛСД-состояния и прямым или косвенным внушением со стороны психотерапевта», в части суггестии вынужден признать: «Вне всякого сомнения, психотерапевт является важным фактором ЛСД-терапии и может способствовать возникновению определенных переживаний» (ibid). По Лилли и Лири ЛСД позволяет произвести переимпринтирование. Но ЛСД только снимает старые импринты, а новые накладывает окружение в данный момент. Можно спорить, насколько конвенционально употребляет Лири слово «импринтинг», но если рассматривать его в более широком аспекте, как импринтную уязвимость под действием ситуации, наркотиков, стресса, определенных психопрактик, то, вероятно, это оправдано. Поэтому прежде чем оценить роль спорыньи — матери ЛСД — в истории европейского общества, сначала рассмотрим, что это общество из себя представляло, памятуя о главных для нас моментах при приеме ЛСД (в нашем случая — отравления спорыньей), то есть о «set» и «settings» — об установках и социуме. Установки понятно какие — христианские, со всеми вытекающими: нетерпимость к еретикам, культ дьявола, демонология, культивирование евхаристического каннибализма и т. д. создают вполне определенное настроение перед принятием дозы. А что представлял собой европейский социум? Как жили средневековые европейцы? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|