|
||||
|
Глава двенадцатая. ТЬМА В ПОЛДЕНЬЕврейские пророки предсказывали, что в полдень на землю спустится тьма, но чего ожидали от возвращения Нибиру другие народы? Судя по сохранившимся надписям и изображениям, они надеялись увидеть разрешение конфликтов между богами, благоденствие для человечества и великое богоявление. Но их ждал, как мы вскоре убедимся, величайший сюрприз. Накануне великого события многочисленным жрецам, наблюдавшим за небом в Ниневии и Вавилоне, было поручено регистрировать небесные явления и истолковывать их смысл. Все, что происходило на небе, тщательно записывалось и сообщалось царям. Археологи обнаружили остатки царских и храмовых библиотек, состоящих из глиняных табличек с этими записями и отчетами — во многих случаях они были распределены по планетам, за которыми велось наблюдение. Известно собрание, в котором в древности были объединены около семидесяти табличек и которое получило название «Энума Ану Эн-лиль». В нем содержались сведения о наблюдении за планетами, звездами и созвездиями, классифицированные согласно Пути Ану и Пути Энлиля, то есть охватывающие небо от 30 градусов южной широты до зенита на севере (см. рис. 53). Поначалу наблюдения интерпретировались путем сравнения данного явления с астрономическими данными шумерских времен. Несмотря на использование аккадского языка (на нем говорили в Вавилоне и Ассирии), в отчетах о наблюдениях повсеместно использовались шумерские термины и формулы, которые иногда сопровождались пометкой писца, сообщавшего, что это перевод старых шумерских таблиц. Такие таблицы служили пособиями по астрономии, на основании прошлого опыта подсказывая, что может означать то или иное явление:
Шло время, и записи наблюдений все чаще сопровождались толкованиями самих жрецов: «Ночью Сатурн приблизился к Луне. Сатурн есть планета Солнца. Значение: благоприятный знак для царя». Среди заметных перемен был и тот факт, что теперь особое внимание стали обращать на затмения; одна из табличек (в настоящее время хранится в Британском музее) с колонками чисел, похожими на компьютерную распечатку, использовалась для предсказания лунных затмений на пятьдесят лет вперед. Современные исследования подтвердили, что перемены в астрономии произошли в VIII веке до н. э., когда после периода неразберихи и дворцовых переворотов в Вавилоне и Ассирии судьбы двух государств оказались в руках новых, сильных правителей: Тиглат-Паласара III (745–727 гг. до н. э.) в Ассирии и Набонасара (747–734 гг. до н. э.) в Вавилоне. Набонасара («охраняемый Набу») еще в древности почитали как новатора в астрономии. Одно из его первых деяний — это ремонт и восстановление храма Шамаша в Сиппаре, культовом центре бога Солнца в древнем Шумере. Он также построил новую обсерваторию в Вавилоне, усовершенствовал календарь (наследие Ниппура) и ввел ежедневный доклад царю о небесных явлениях и их значении. Это было обусловлено в первую очередь тем, что стала очевидна ценность астрономических данных, проливающих свет на грядущие события. Тиглат-Паласар III также проявил активность, но другого рода. Его анналы свидетельствуют о непрерывных военных походах и хвастают завоеванными городами, жестокими казнями царей и знати, массовыми ссылками. Его роль, а также роль его преемников Салманасара V и Саргона II в уничтожении Израильского царства и его народа (десяти потерянных племен) и попытка Синаххе-риба захватить Иерусалим были описаны в предыдущих главах. На близлежащих землях цари Ассирии были заняты тем, что пытались аннексировать Вавилон, «взяв за руки Мардука». Следующий ассирийский царь Эсархаддон (680–669 г. до н. э.) объявил, что «Ашур и Мардук даровали мне мудрость», клялся именем Мардука и Набу, а также начал восстанавливать храм Эсагиль в Вавилоне. В учебниках истории Эсархаддон упоминается в основном в связи с его успешным вторжением в Египет (675–669 гг. до н. э.). Насколько мы можем судить, вторжение преследовало цель остановить попытки Египта захватить Ханаан и контролировать Иерусалим. В свете последующих событий примечателен выбранный Эсар-хаддоном маршрут: вместо того чтобы идти кратчайшим путем на юго-запад, он сделал большой крюк и направился на север, к Харрану. Здесь, в древнем храме Сина, Эсархаддон просил у бога благословения, чтобы начать завоевательный поход; опирающийся на посох Син, которого сопровождал Нуску (вестник богов), одобрил намерения царя. Затем Эсархаддон повернул строго на юг, мощным броском преодолел земли западного Средиземноморья и подошел к границе с Египтом. Примечательно, что он обогнул цель, которая оказалась не по зубам Синаххерибу — Иерусалим. Интересно также, что это вторжение в Египет и маршрут в обход Иерусалима — как и судьба самой Ассирии — были предсказаны пророком Исайей за несколько десятилетий до этого (10: 24–32). Занятый геополитикой Эсархаддон тем не менее уделял внимание астрономическим требованиям своей эпохи. Под руководством богов Шамаша и Адада он возвел в городе Ашуре (одном из культовых центров Ассирии) «дом мудрости» — обсерваторию — и помещал на своих памятниках изображение всех двенадцати планет Солнечной системы, включая Нибиру (рис. 89). На священную территорию, ставшую еще роскошнее, вели грандиозные ворота, построенные, как свидетельствует изображение на цилиндрической печати, как копия ворот Ану на Нибиру (рис. 90). Это ключ к пониманию того, что ожидали в Ассирии от Возвращения. Все эти религиозно-политические перемены указывают, что ассирийцы хотели учесть все аспекты, имеющие отношение к богам. Таким образом, к VII веку до н. э. Ассирия была готова к ожидаемому Возвращению планеты богов. Найденные тексты — в том числе письма царей к главным астрономам — рассказывают об ожидании идиллической, утопической эпохи:
Совершенно очевидно, что ожидалось следующее явление: планета появится в небе, поднимется, станет ярче и в своем перигее, то есть на пересечении орбит, превратится в НИБИРУ (планету пересечения). А судя по воротам и другим сооружениям, вместе с возвращением планеты ожидалось повторение предыдущего визита Ану на Землю. Теперь астрономы-жрецы были обязаны наблюдать за небом, чтобы не пропустить появления планеты. Но в какую часть небесного свода должны быть направлены их взгляды и как они узнают планету, которая находится еще очень далеко? Решение этой задачи нашел следующий ассирийский царь, Ашшурбанипал (668–630 гг. до н. э.). Историки считают Ашшурбанипала самым образованным из всех ассирийских царей, поскольку он знал не только аккадский, но и другие языки, в том числе шумерский: он утверждал, что может читать тексты, написанные еще до Всемирного потопа. Он также хвастался, что «знает тайные знаки Неба и Земли… и изучал небеса вместе с лучшими прорицателями». Некоторые современные исследователи также считают его первым археологом, поскольку он собирал таблички с текстами из городов, которые даже в его эпоху считались древними — такие как Ниппур, Урук и Сиппар в бывшем Шумере. Он также создал специальные команды, которые привозили ценные таблички из завоеванных ассирийцами городов. Эти таблички помещались в знаменитую библиотеку, где многочисленные писцы изучали, переводили и копировали избранные тексты предшествующих тысячелетий. Посетители Музея древностей Ближнего Востока в Стамбуле могут увидеть экспозицию таких табличек, аккуратно расставленных на оригинальных полках, причем каждая полка снабжена «каталожной табличкой» с перечислением всех находящихся на ней текстов. Содержание собранных царем табличек было чрезвычайно разнообразным, однако находки археологов указывают, что особое внимание уделялось информации о небесных явлениях. Среди чисто астрономических текстов оказались таблички, принадлежащие к серии, которая получила название «День Бела» (День Господа). Кроме того, ценными считались таблички с легендами и рассказы о приходе и уходе богов, особенно если они проливали свет на появление Нибиру. «Энума элиш» — миф о сотворении мира, повествующий, как чужая планета вторглась в Солнечную систему и стала Нибиру, — копировался и переводился; точно так же поступали с легендами о Великом потопе, такими как «Миф об Атрахасисе» и «Эпос о Гильгамеше». Все они были частью накопленных в царской библиотеке знаний, однако так случилось, что все они имеют отношение к прошлым появлениям Нибиру — а значит, и к следующему появлению планеты. Среди чисто астрономических текстов, переведенных и, вне всякого сомнения, тщательно изученных, были указания, касающиеся наблюдений за появлением Нибиру и распознавания планеты. В вавилонском тексте, сохранившем оригинальную шумерскую терминологию, говорится:
Первая из названных планет (ШУЛ.ПА.Э) считается Юпитером (хотя не исключено, что это Сатурн), название следующей планеты (САГ.МЕ.НИГ) может быть одним из вариантов обозначения Юпитера, однако некоторые специалисты считают, что это Меркурий. Sclex_NotesFromBrackets_0 В похожем тексте из Ниппура шумерские названия планет УМУН.ПА.УД.ДУ и САГ.МЕ.ГАР свидетельствуют, что появление Нибиру будет «провозглашено» планетой Сатурн, а поднявшись на 30 градусов, Нибиру окажется рядом с Юпитером. Другие тексты (например, табличка под номером К.3124) утверждают, что после прохождения ШУЛ.ПА.Э и САГ.МЕ.ГАР — я убежден, что это Сатурн и Юпитер, — «планета Мардук войдет в Солнце» (то есть достигнет перигея, ближайшей к Солнцу точки) и «станет Нибиру». Другие тексты дают явные ключи к пониманию траектории Нибиру, а также времени ее появления:
В совокупности астрономические тесты эпохи Аш-шурбанипала описывают планету, появляющуюся у края Солнечной системы, поднимающуюся в небе и становящуюся видимой по достижении Юпитера (или даже раньше, в районе Сатурна), а затем опускающуюся по дуге к плоскости эклиптики. В перигее, когда планета ближе всего к Солнцу (а значит, и к Земле) — в точке пересечения, — планета становится Нибиру «в зодиаке Рака». Это, как показывает схематичный рисунок (не в масштабе), может произойти только в случае восхода солнца в день весеннего равноденствия в зодиакальную Эру Овна (рис. 92). Подобные ключи относительно орбиты Небесного Владыки и его повторного появления, иногда использующие созвездия в качестве карты неба, присутствуют и в Библии, свидетельствуя о том, что эти знания были доступны разным народам. В Псалме 17 говорится о том, что лицо Господа будет видно в Юпитере, а пророк Аввакум предрекает, что Бог грядет с юга и его слава засияет в небесах (глава 3). «Он один распростирает небеса и ходит по высотам моря; сотворил Ас, Кесиль и Хима и тайники юга», — сказано в Книге Иова (глава 9), а пророк Амос (5:9) предвидит, как Господь Бог смотрит поверх Тельца и Овна, от Тельца к Стрельцу. Эти строки описывают планету, которая появляется в дальнем небе и, двигаясь против часовой стрелки — по ретроградной орбите, как сказали бы астрономы, — проходит через южные созвездия. Ее траектория напоминает траекторию кометы Галлея (см. рис. 78), только увеличенную. Важным ключом к пониманию ожиданий Ашшурба-нипала было скрупулезное воспроизведение аккадских и шумерских рассказов о церемониях, сопровождавших государственный визит Ану и Анту на Землю приблизительно в 4000 г. до н. э. Отрывки, посвященные их пребыванию в Уруке, описывают, как накануне наблюдатель располагался на самой высокой ступени башни, чтобы следить за появлением планет на небосклоне и объявлять о нем, пока не становилась видна «Планета Великого Ану Неба», и тогда все боги, собравшиеся приветствовать божественную чету, декламировали оду «К тому, кто становится ярче, небесной планете бога Ану» и пели гимн «Образ Создателя взошел». Длинные тексты описывают церемониальные трапезы, удаление в опочивальни, торжественные процессии следующего дня и так далее. С полным основанием можно сделать вывод, что Ашшурбанипал был увлечен собиранием, переводом и изучением всех старых текстов, которые могли: а) помочь астрономам-жрецам как можно раньше увидеть возвращающуюся планету Нибиру и б) проинформировать царя о том, что следует делать. Название «Планета Небесного Трона» дает ключ к ожиданиям царя — вместе с изображениями на стенах дворца, где на величественных барельефах ассирийские цари приветствуют бога в Крылатом Диске, который парит над Древом Жизни (как на рис. 87). Очень важно было узнать о приближении планеты как можно раньше, чтобы приготовить достойный прием великому богу, изображенному внутри диска, — самому Ану? — и получить в дар долгую, а возможно, и вечную жизнь. Но этому не суждено было случиться. Вскоре после смерти Ашшурбанипала по всей ассирийской империи прокатились бунты. Его сыновья лишились власти над Египтом, Вавилоном и Эламом. На границах Ассирии появились чужаки из далеких земель — орды варваров с севера, мидяне с востока. По всей стране местные цари захватывали власть и объявляли о независимости. Особое значение — для текущих и будущих событий — имело отделение Вавилона от Ассирии. Во время новогодних праздников 626 г. до н. э. вавилонский военачальник по имени Набопаласар («Набу защищает своего сына»), заявивший о том, что он сын бога Набу, взошел на трон независимого Вавилона. Табличка с текстом так описывает начало церемонии коронования на царство: «Собрались князи всех земель; они благословили Набопа-ласара; раскрыв ладони, они объявили его властелином; Мардук на собрании богов вручил знак власти Набопаласару». Недовольство жестоким правлением ассирийцев было так велико, что царь Вавилона Набопаласар вскоре нашел союзников для военных действий против Ассирии. Главными и самыми верными его союзниками были мидяне (предки персов), испытавшие на себе несправедливость и жестокость ассирийцев. Армия Вавилона наступала на Ассирию с юга, а войска мидян атаковали с востока, и в 614 г. до н. э. — как и было предсказано еврейскими пророками — захватили и сожгли религиозную столицу ассирийцев Ашур. Следующей была царская резиденция Ниневия. К 612 г. до н. э. великая Ассирия погрузилась в хаос. Ассирия — земля «первого археолога» — сама превратилась в землю археологических раскопок. Как такое могло случиться со страной, название которой означало «земля бога Ашура»? Для современников единственное приемлемое объяснение заключалось в том, что боги перестали защищать эту землю: боги ушли—с этих земель и с самой Земли. А затем стала разворачиваться последняя и самая удивительная часть саги о Возвращении, в которой ключевую роль играл Харран. Ошеломляющая цепь событий, последовавших за падением Ассирии, началась с бегства в Харран членов ассирийской царской семьи. Стремясь получить защиту бога Сина, беглецы собрали остатки ассирийской армии и объявили одного из членов царского рода царем Ассирии, но бог, покровительствовавший городу с незапамятных времен, хранил молчание. В 610 г. до н. э. вавилонская армия захватила Харран, положив конец надеждам ассирийцев. Спор за наследие Шумера и Аккада закончился; теперь оно с благословения богов принадлежало Вавилону. Вавилон вновь стал властителем земель, которые когда-то были названы «Шумер и Аккад» — во многих текстах той эпохи Набопаласара даже называют царем Аккада. Он использовал свою власть для того, чтобы возобновить наблюдение за небом в древних шумерских городах Ниппу-ре и Уруке, и некоторые из самых ценных наблюдений, относящихся к последующим решающим годам, были сделаны именно там. Именно в том судьбоносном году, 610 г. до н. э. — году, запомнившемся удивительными событиями, как мы вскоре увидим, — на престол возрожденного Египта взошел сильный и уверенный в себе правитель по имени Не-хо. Всего год спустя произошло одно из самых непонятных, с точки зрения историков, геополитических событий. Египтяне, которые обычно выступали на стороне Вавилона против Ассирии, покинули границы Египта, совершили стремительный бросок на север и захватили священные места и территории, которые вавилоняне считали своими. Наступление египтян, продвинувшихся на север до самого Кархемиша, поставило под угрозу Харран; кроме того, в руках египтян оказались места в Ливане и Иудее, имевшие отношение к космосу. Удивленные вавилоняне не стали мириться с такой ситуацией. Стареющий Набопаласар поручил вернуть жизненно важные земли своему сыну Навуходоносору, который уже прославился в битвах. В июне 605 г. до н. э. в сражении при Кархемише вавилоняне разбили египетскую армию, освободили «священный лес в Ливане, которого желали Набу и Мардук», и преследовали спасавшихся бегством египтян до самого Синайского полуострова. Навуходоносор прекратил погоню только после известия из Вавилона, сообщавшего о смерти отца. Он поспешно повернул назад и в том же году был провозглашен царем Вавилона. Историки не находят объяснения внезапному набегу египтян и яростной реакции Вавилона. Для нас же очевидно, что в основе этих событий лежало ожидание Возвращения. И действительно, в 605 г. до н. э. ожидание достигло своей кульминации; в этом же году в Иерусалиме от имени Иеговы начал пророчествовать Аввакум. Предсказав судьбу Вавилона и других государств, пророк спрашивал у Бога, когда наступит День Господень — день суда над народами, в том числе над Вавилоном, — и Иегова отвечал ему:
«Определенное время», как мы вскоре увидим, наступило ровно через пятьдесят лет. Сорок три года правления Навуходоносора (605–562 гг. до н. э.) считаются периодом доминирования нововавилонской империи, который был отмечен решительными действиями и поступками, поскольку времени терять было нельзя — приближающееся Возвращение теперь было наградой Вавилона. Для подготовки Вавилона к ожидаемому Возвращению были спешно развернуты ремонтные и строительные работы. Их центром стала священная территория, где храм Мардука (теперь его называли просто Бел/Ваал) Эсагиль был обновлен и перестроен, а его семиступенчатый зиккурат приспособлен для наблюдений за звездным небом (рис. 93) — точно так же, как это было сделано в Уруке во время визита Ану в 4000 г. до н. э. Была проложена новая аллея для процессий, ведущая к священной территории через новые ворота гигантских размеров. Их стены были сверху донизу украшены искусно выполненными глазурованными кирпичами, вызывающими восхищение и сегодня. Современные археологи разобрали аллею для процессий и ворота и собрали их в другом месте — в Берлинском музее. Вавилон, вечный город Мардука, был готов приветствовать Возвращение. «Я сделал город Вавилон первейшим среди всех земель и народов; его имя я возвысил как самое почитаемое из всех священных мест», — сообщал Навуходоносор в одной из своих надписей. По всей видимости, все ждали, что прибывший на Крылатом Диске бог высадится в Месте Приземления в Ливане, а затем завершит Возвращение торжественным входом в Вавилон через новую аллею и величественные ворота (рис. 94). Ворота были названы «Иштар» (или ИН.АННА), в честь любимицы Ану из Урука — еще один ключ к пониманию, чьего именно возвращения ждали. Этим ожиданиям сопутствовало представление о Вавилоне как о новом «пупе Земли», унаследовавшем допотопный статус Ниппура как ДУР.АН.КИ, «связи небо — земля». Эта новая функция Вавилона подчеркивалась тем, что платформе, на которой стоял зиккурат, присвоили шумерское имя Э.ТЕМЕН.АН.КИ («храм основания для связи небо — земля»), что указывало на роль Вавилона как нового «пупа Земли» — роль, явно отображенную на вавилонской карте мира (см. рис. 10). Эта терминология перекликалась с описанием Иерусалима с его Краеугольным Камнем, служившим связью между небом и землей. Но если именно к этому стремился Навуходоносор, то Вавилон должен был заменить существовавшую после потопа связь — Иерусалим. Взявший на себя после Великого потопа роль Ниппура как центра управления миссией, Иерусалим был расположен в центре концентрических окружностей, определявших расстояние до других космических объектов (см. рис. 3). Называя город «пупом Земли», пророк Иезекииль объявлял, что Иерусалим был избран для этой роли самим Богом:
Полный решимости передать эту функцию Вавилону, Навуходоносор двинул войска, чтобы взять этот все время ускользавший из рук приз, и в 598 г. до н. э. захватил Иерусалим. В этот раз, как и предупреждал пророк Иеремия, Навуходоносор стал орудием божьего гнева, обрушившегося на жителей Иерусалима, которые стали поклоняться небесным богам: «Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям» (4-я Книга Царств 23:5) — в этот перечень включен и Мардук в качестве небесного божества! Осада Иерусалима длилась три года, и в конце концов Навуходоносор принудил измученных голодом защитников к сдаче, захватил город и увез в Вавилон иудейского царя Иехонию. В вавилонском плену также оказалась знать, образованная элита общества — в том числе пророк Иезекииль — и тысячи солдат и ремесленников; их поселили на берегах реки Хабур в окрестностях Харрана, родины предков. Сам город и храм не пострадали, но одиннадцать лет спустя, в 587 г. до н. э., вавилоняне вернулись. По свидетельству Библии, они, действуя в этот раз по собственной воле, подожгли храм, построенный царем Соломоном. В своих записях Навуходоносор не дает никакого объяснения этому поступку, за исключением обычной отговорки — чтобы исполнить желание и угодить «моим богам Набу и Мардуку». Однако, как будет показано ниже, истинная причина была проста: вера в то, что Иегова ушел навсегда. Разрушение храма было ужасающим злодеянием, за которое Вавилон и его царь — до сих пор они объявлялись пророками орудием гнева Господа — были жестоко наказаны. Пророк Иеремия (50:28) объявил о «мщении Господа Бога нашего, о мщении за храм Его», которое обрушится на Вавилон. Предсказав падение могущественного Вавилона и его разрушение пришельцами с севера — пророчество исполнилось через несколько десятилетий, — Иеремия также предвидел судьбу богов, от имени которых действовал Навуходоносор:
Божественная кара, обрушившаяся на самого Навуходоносора, была соизмерима проступку. Согласно легенде, Навуходоносор сошел с ума, когда какое-то насекомое проникло в его мозг через нос, и умер в страшных мучениях в 562 г. до н. э. Ни Навуходоносору, ни трем его преемникам (которые были убиты или свергнуты за короткий период) не довелось увидеть торжественное прибытие Ану к воротам Вавилона. Это прибытие так и не состоялось, хотя планета Нибиру действительно вернулась. В астрономических таблицах того времени содержатся записи наблюдений за Нибиру, или «планетой Мардук», и это непреложный факт. Часть из них была признана тревожными. Так, например, табличка с каталожным номером К.8688 сообщает царю, что если Венера будет видна «впереди» (то есть всходящей раньше) Нибиру, то грядет неурожай, но если Венера взойдет «позади» (то есть после) Нибиру, то урожай будет богатым. Еще больший интерес представляет серия поздневавилонских табличек, найденных в Уруке; данные на них представлены в виде двенадцати столбцов, соответсвующих знакам зодиака, и сопровождаются текстом и рисунками. На одной из этих табличек (VA 7851, рис. 95) планета Мардук помещена между символом Овна, с одной стороны, и символом Земли (семь звезд) — с другой, причем сам бог Мардук изображен внутри планеты. Еще одним примером может служить табличка VAT 7847; в ней наблюдение планеты в созвездии Овна называется «днем, когда открылись ворота великого господина Мардука» — то есть когда Нибиру стала видимой. Далее говорится о «дне Владыки Мардука» — по£ле того как планета стала наблюдаться в созвездии Водолея. Еще более яркий пример сведений о появлении планеты Мардук в южном небе и ее быстром превращении в Нибиру в центральной области неба содержит другая серия табличек, на этот раз круглой формы. Эти таблички, представляющие собой усовершенствованный аналог шумерских астрономических представлений, делят небо на три Пути (Путь Энлиля на севере, Путь Эа на юге и Путь Ану в центральной части). На три этих Пути наложены двенадцать секторов зодиакального календаря, что иллюстрируют обнаруженные археологами фрагменты (рис. 96); обратная сторона этих круглых табличек содержит пояснительные тексты. В 1900 г. Теофил Г. Пинчес, выступая в Лондоне перед членами Королевского Азиатского общества, сделал сенсационное заявление о том, что ему удалось собрать из фрагментов полную месопотамскую «астролябию», как он назвал эту древнюю табличку. Пинчес продемонстрировал, что этот диск разделен на три концентрические области и, подобно пирогу, на двенадцать секторов, в результате чего получалось тридцать шесть областей. Каждая из тридцати шести областей содержала название с небольшим кружком внизу, что указывало на небесное тело, и номер. Кроме того, в каждом секторе присутствовало название месяца, и поэтому Пинчес пронумеровал их от І до XII, начиная с месяца ниссан (рис. 97). Вполне понятно, что доклад стал настоящей сенсацией, поскольку Пинчес представил вавилонскую карту неба, разделенную на три Пути (Энлиля, Ану и Эа/Энки) и указывающую, в какой части неба планеты, звезды и созвездия наблюдаются в разные месяцы года. Споры относительно идентификации небесных тел (в основе которых проглядывает теория «ничего дальше Сатурна») и значения чисел не утихают до сих пор. Окончательно не решен также вопрос о датировке — в каком году была сделана эта астролябия и не является ли она копией более древней таблички. Мнения ученых разделились — от XII до III в. до н. э., — однако большинство специалистов полагают, что астролябия относится к эпохе Навуходоносора или его наследника Набонида. Астролябия, представленная Пинчесом, в последующих дебатах получила название «Р», но затем была переименована в «Астролябию А», поскольку впоследствии была реконструирована еще одна табличка, названная «Астролябией В». На первый взгляд эти астролябии идентичны, но в действительности они отличаются, и для нашего анализа ключевым отличием является тот факт, что в «Астролябии В» планета, названная мул Неберу бог Мардук — «планета Нибиру бога Мардука», — изображена на Пути Ану, в центральной части неба (рис. 98), тогда как в «Астролябии А» планета мул Мардук — «планета Мардук» — находится на Пути Энлиля, в северной части неба (рис. 99). Изменение имени и положения абсолютно оправдано, если на астролябиях изображена движущаяся планета — Мардук, как ее называли вавилоняне, — которая после появления в северной части неба (как в «Астролябии А») опускается по дуге вниз к эклиптике и становится НИБИРУ («Пересечение») после пересечения эклиптики в Пути Ану (как в «Астролябии В»). Эти две стадии, отраженные в двух астролябиях, доказывают то, что мы все время предполагали. Тексты (известные как KAV 218, столбцы В и С), сопровождающие эти круглые схемы, рассеивают всякие сомнения относительно Мардука/Нибиру:
Можно не сомневаться — основания для этого будут приведены ниже, — что наблюдения, отраженные во всех этих поздневавилонских табличках, не могли быть сделаны раньше 610 г. до н. э. Кроме того, они не могли относиться к периоду после 555 г. до н. э., поскольку именно в этом году взошел на трон последний царь Вавилона по имени Набонид, который заявлял, что его власть подтверждена небом, потому что «планета Мардук высоко в небе назвала мое имя». Утверждая это, он также говорил, что в ночном видении наблюдал «Великую Звезду и Луну». Применение формул Кеплера для планетарных орбит позволяет сделать вывод, что в Месопотамии планета Мардук/Нибиру могла наблюдаться лишь в течение нескольких лет. Поэтому присутствие на небе Нибиру, о котором говорил Набонид, указывает, что Возвращение планеты приходится на период из нескольких лет, следующих за 555 г. до н. э. Но какова же точная дата Возвращения? При ответе на этот вопрос следует учитывать еще один аспект — пророчества о «тьме в полдень» в День Господа, то есть солнечном затмении. И такое затмение действительно произошло в 556 г. до н. э.! Несмотря на то что солнечные затмения — явления более редкие, чем лунные затмения, они наблюдаются довольно часто и обусловлены тем, что Луна, проходя между Землей и Солнцем, частично закрывает Солнце. Лишь небольшая часть солнечных затмений являются полными. Степень и продолжительность затмений, а также траектория зоны полной темноты меняются в зависимости от взаимного положения Солнца, Земли и Луны, а также вращения Земли и наклона ее оси. Какими бы редкими ни были солнечные затмения, астрономическое наследство Древней Месопотамии включает знание об этом явлении, которое называлось аталу шамаши. Текстуальные свидетельства указывают, что древние астрономы знали не только о самом явлении, но и о том, что в нем участвует Луна. Солнечное затмение, при котором зона полной темноты прошла через Ассирию, случилось в 762 г. до н. э. Следующее затмение, наблюдавшееся во всем Средиземноморье, приходится на 584 г. до н. э. (зона полной темноты захватила Грецию). Но затем, в 556 г. до н. э., произошло необычное солнечное затмение не в ожидаемое время. Но если оно не было обусловлено предсказуемым движением Луны, не могло ли его причиной стать необычно близкое прохождение Нибиру? Среди астрономических текстов, принадлежащих серии «Когда Ану планета Владыки», есть одна табличка (каталожный номер VACh.Shamash/RM.2,38 — рис. 100), в которой присутствует запись о наблюдавшемся солнечном затмении (строки 19–20).
Но как понимать слова о том, что померкнувший диск Солнца «остался в сиянии Великой Планеты»? В самой табличке нет никаких данных об этом затмении, но мы предполагаем, что данная фраза явно указывает на связь между этим неожиданным и необычным затмением с возвращением планеты Нибиру, «великой сияющей планеты». Как бы то ни было, в тексте не объясняется, было ли затмение вызвано самой планетой или воздействием ее «сияния» (гравитационного шш магнитного поля?) на Луну. Тем не менее это исторический факт: 19 мая 556 г. до н. э. произошло полное солнечное затмение. Как показано на карте, предоставленной Центром космических полетов Годдарда НАСА (рис. 101), затмение можно было наблюдать во многих регионах Земли, причем зона полной темноты прошла в районе Харрана! Данный факт очень важен для наших рассуждений, потому что этим дело не ограничивается. Дело в том, что сразу после затмения, в 555 г. до н. э., Набонид был провозглашен царем Вавилона — но не в Вавилоне, а в Хар-ране. Он стал последним вавилонским царем; после него, как и предсказывал Иеремия, Вавилон повторил судьбу Ассирии. Именно в 556 г. до н. э. наступила предсказанная тьма в полдень. И именно тогда вернулась планета Нибиру. Это был предреченный День Господень. Но при Возвращении планеты не появился ни сам Ану, ни другие боги. Произошло прямо противоположное: боги, или аннунаки, покинули Землю. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|