|
||||
|
В.А. Этуш — Мужчине не пристало суетитьсяЭкономические стратегии», № 07-2008, стр. 88–91Народный артист СССР Владимир Абрамович Этуш является представителем той самой плеяды великих мастеров актерского искусства, коими был славен век минувший и, увы, не может пока похвастаться нынешний, — представителем эпохи Профессионалов. В беседе Владимира Этуша и главного редактора «ЭС» Александра Агеева поднимаются далеко не только вопросы «чистого искусства», но и многие вечные проблемы… — Сколько, на Ваш взгляд, в жизни человека бывает стратегических событий? И какого типа события можно отнести к стратегическим? — Смотря что считать стратегическим событием. Я никогда не рассматривал свою жизнь с этой точки зрения. Женитьба и рождение ребенка — это стратегические события? — Вероятно, они меняют жизнь, имеют необратимые долгосрочные последствия. — А смерть близкого — стратегическое событие? Война — стратегическое событие? Все это мне довелось пережить. — А были ли среди этих событий непредсказуемые? И вообще, можно ли в жизни что-то прогнозировать? — Ну, рождение ребенка, например, — жена вдруг говорит: «Ты знаешь, у нас будет…» А уж война тем более. Она буквально свалилась нам на головы. Наверное, где-то, в каких-то правительственных сферах, ее и ждали, но для меня это было совершенно неожиданно. — Как Вы восприняли события 1990-х гг.? Что это было, на Ваш взгляд — вихрь, стихия, измена? — Во всяком случае, что-то совершенно необычное. Когда к власти пришел Горбачев, стало явно, что что-то изменится, но ГКЧП я никак не ожидал. — Как Вы думаете, почему распался Союз? Ведь была же единая многонациональная семья, «братских народов союз вековой». — И в этой семье все время зрело недовольство. Оно достигало определенного уровня, и его гасили. В конце концов нашлись достаточно смелые люди, которые начали перестройку. Когда Андропов стал генсеком, ходили слухи, что он недоволен состоянием дел в государстве и считает, что надо что-то делать. И не только он это понимал. Не случайно после Черненко избрали молодого Горбачева. Жаль, что он оказался нерешительным человеком, совершил много ошибок. Ведь ГКЧП не могло появиться на пустом месте — значит, были люди, которые не хотели никаких перемен. — Как думаете, Горбачев знал о ГКЧП и руководил им? — Нет. Его же арестовали в Форосе. — А не было ли это спектаклем? — Уверен, что нет. — Это Вы говорите как режиссер и как актер? — Нет, не как режиссер, а как человек. — Скажите, кто был симпатичней в то время — Ельцин или Горбачев? — Ельцин. — И чем же он так привлекал людей? — Тем, что влез на танк, тем, что орал, и даже тем, что, как про него говорили, выпивал. — Это сближало его с народом? — Конечно. Я был знаком с Ельциным и Наину Иосифовну знаю. Не хочу говорить о нем плохо. Как бы то ни было, он не побежал прятаться, а влез на танк и оттуда провозглашал истины, в которые верил. И за это я его уважаю. И Ростропович прилетел сюда, потому что поверил. Значит, в мире были какие-то веяния, заставившие его поверить и прилететь в Россию, хотя он был за границей и это могло его не коснуться. Ростропович — человек удивительной души. И если он все же приехал, значит, что-то такое существовало. И сейчас существует. — А что сейчас существует? Раскройте секрет. — Какие у меня секреты? Нет никаких секретов. С приходом Путина, положение которого все более и более укреплялось, началось утверждение авторитарной власти. — Скажите, а у Вас нет ощущения, что Ваш герой, товарищ Саахов, фактически является представителем номенклатурной буржуазии того времени? — Совершенно верно. И он как социальный типаж победил в 1990-е гг. Меньшинство завладело всеми богатствами страны, а большинство осталось ни с чем, в том числе и я. Саахов должен был быть секретарем райкома, но нам не разрешили сделать отрицательного героя секретарем райкома, и он стал председателем исполкома. — Вы непосредственно общаетесь со студентами. Как они изменились за последние 30 лет? — Хулиганистее стали, свободнее. С дисциплиной плохо. — А как подготовка, культурный уровень? — Их культурный уровень мы стараемся повысить. Другое дело, насколько они могут и хотят освоить то, что им дается. Сейчас идет реформа высшего образования, которая, как мне кажется, не всегда оправдана. Например, ЕГЭ представляется мне какой-то искусственной структурой. — Но у вас же творческие экзамены сохраняются? — Конечно, а как же иначе? Я помню, как бывший министр образования РФ Владимир Филиппов, беседуя со мной, все время спрашивал: «Ну, а как ЕГЭ?» А потом говорил: «Ах да, я забыл, у Вас же нет ЕГЭ!» Он ревниво относился к этому экзамену, который сейчас, по-моему, если не провалился, то проваливается. Россия подписала Болонскую конвенцию, и у нас будут выпускать бакалавров и магистров. Но какое отношение все это имеет к театру и творческим вузам? — Что Вам более всего не нравится в людях? — Плохо, когда у человека нет чувства юмора. Бывает, что меня посещают мрачные мысли, но вообще я человек веселый. Без юмора не представляю себе жизни. — Как Вы думаете, почему комедии Гайдая, та же «Кавказская пленница», такие живучие? — Если фильмы Гайдая до сих пор смотрят, значит, он попал в точку. — В чем его секрет? — Этого я не знаю. Чтобы ответить на Ваш вопрос, нужно провести социологическое исследование. — А что такое счастье? — Чтобы у тебя все было и чтобы тебе за это ничего не было. — Как соотносятся семейное счастье и успехи в творчестве? Может быть, люди, не слишком счастливые в семейной жизни, многого достигают в искусстве? — Бывает и так. А вообще, здесь все очень индивидуально. Одного несчастья стимулируют к творчеству, а другого лишают последних сил. — Что такое настоящий мужчина, джентльмен в наших российских условиях? — Одни считают, что главный отличительный признак настоящего мужчины — это количество женщин, другие полагают, что важнее всего — успех в бизнесе. А мне кажется, мужчине не пристало врать, юлить, суетиться, он должен идти своей дорогой. Где-то это получается, где-то — нет, но иногда можно и отступить, чтобы потом нагнать. Ну, и манеры у мужчины должны быть безупречные. — А какой Вы видите настоящую женщину? — Интересной, в меру образованной и хорошей хозяйкой. Она в моем представлении тождественна своему дому. Женщина — это ее дом. Хороший дом, настоящий быт, уют — это когда гости говорят: «Смотрите, как здесь хорошо!» — Посоветуйте, как оптимально разрешать семейные конфликты? — Надо стараться их избегать, хотя это практически невозможно. — Что такое любовь? — Сложное чувство. Здесь палитра очень богатая — от жалости до ненависти. — Как Вы думаете, Россия сохранится как Россия? — Безусловно. Ведь что такое Киев, Украина? Это Древняя Русь. Крещение Руси происходило в Киеве на Владимирской горке. Театр Вахтангова часто гастролировал в Киеве. Это очень приятный город. Нас всегда встречали удивительно доброжелательно, и сейчас принимают замечательно. Если и были какие-то соображения в пользу того, чтобы разделить наши государства, то народ делить нельзя. — Расскажите о Ваших последних театральных работах. — Я занят в двух спектаклях. Один — в театре Вахтангова, а другой — в антрепризе, и оба публика хорошо принимает. Первый спектакль — это «Дядюшкин сон» Достоевского, где я играю дядюшку, а второй — «Неаполитанские страсти» Эдуардо де Филиппо. Это антреприза, которую тоже очень хорошо принимают. — Назовите основные принципы Владимира Этуша как руководителя. — Мой главный принцип — оставаться самим собой, в том числе и в процессе управления людьми. Я 16 лет был ректором и всегда считал, что отношения надо строить на добре. Но добро не может быть безграничным. Если человек не понимает добра, с ним следует поступить жестко. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|