|
||||
|
Глава III О НАБЛЮДЕНИИ И СВЯЗИ Все корабли и суда оснащаются необходимыми средствами наблюдения и связи. Своевременное обнаружение постами наблюдения находящегося в море корабля (судна), навигационной или иной опасности предотвращает не только аварию, но иногда и массовую гибель людей. Без наличия средств связи невозможно передать донесение, получить приказание или оповещение, произвести обмен взаимной информацией между кораблями, между кораблем и берегом, между кораблем и авиацией и т. д. В этой главе речь пойдет преимущественно о наблюдении и связи зрительной. 1. Организация наблюдения и связи Задачей зрительного и технического наблюдения является обеспечение вахтенного офицера (помощника), являющегося ответственным за безопасность корабля в течение всего периода своей вахты, информацией о появлении в зоне видимости других плавающих единиц и их действиях, о появлении огней, буев, вех, других объектов, об открывшемся береге, обнаруженных летательных аппаратах, об изменении метеоусловий и об услышанных туманных и других сигналах и звуках. Правило 5 новых Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72) говорит: «Каждое судно должно постоянно вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение с помощью всех имеющихся средств…» Вахтенный офицер (помощник), сообразуясь с обстановкой, — временем суток, состоянием погоды, видимости, интенсивности судоходства, близости навигационных опасностей и т. п., обязан обеспечить визуальное, слуховое и, если того требуют обстоятельства, радиотехническое и гидроакустическое наблюдение за морем, воздухом и берегом. Число постов зрительного наблюдения и их расположение определяется типовой организацией службы корабля или капитаном гражданского судна в зависимости от обстоятельств. Визуальное или зрительное наблюдение включает в себя использование оптических средств и должно быть непрерывным, своевременным и достоверным. Непрерывность достигается ведением наблюдения в любую погоду, в любое время суток без перерыва во времени с охватом всего горизонта. Своевременность наблюдения достигается обнаружением объектов, явлений сразу с началом их появления в секторе и последующим немедленным докладом вахтенному офицеру (помощнику). Точность и достоверность наблюдения и доклада играют важную роль в общей системе организации службы наблюдения и связи. Секторам наблюдения, расположенным по ходу движения корабля, уделяется более пристальное внимание, для чего в условиях ограниченной видимости выставляется впередсмотрящий, снабженный надежными средствами связи с ходовым мостиком (телефоном, мегафоном, свистком, колоколом). При особых обстоятельствах плавания (прохождение узкостей, опасных от мин районов и т. п.) на корабле (судне) объявляется общесудовая тревога, по которой усиливается наблюдение за окружающей обстановкой, герметизируются отсеки, готовятся средства борьбы за живучесть, личный состав аварийных партий находится на постах живучести в полной готовности к борьбе за непотопляемость. В подобных случаях зрительное наблюдение осуществляется по секторам, каждый из которых имеет свой номер и ограничивается определенными направлениями относительно диаметральной плоскости корабля. В зависимости от обстановки нумерация секторов и их разбивка в градусах может быть самой разнообразной. Например: сектор № 1 (справа по носу) — от направления прямо по курсу до 30° правого борта; сектор N 2 (слева по носу) — от направления прямо по курсу до 30° левого борта; сектор № 3 (на правую скулу) — от 30° правого борта до 60° правого борта; сектор № 4 (на левую скулу) — от 30 до 60° левого борта; сектор № 5 (впереди правого траверза) — от 60° правого борта до направления справа на траверзе; сектор № 6 (впереди левого траверза) — от 60° левого борта до направления слева на траверзе; сектор № 7 (позади правого траверза) — от направления справа на траверзе до 120° правого борта; сектор № 8 (позади левого траверза) — от направления слева на траверзе до 120° левого борта; сектор № 9 (на правую раковину) — от 120 до 150° правого борта; сектор № 10 (на левую раковину) — от 120 до 150° левого борта; сектор № 11 (справа по корме) — от 150° правого борта до направления прямо за кормой; сектор № 12 (слева по корме) — от 150° левого борта до направления прямо за кормой. Зрительное наблюдение должно обеспечить обнаружение объекта (явления), его распознание и своевременный доклад о нем. Каждый наблюдатель обязан вести бдительное наблюдение только в своем секторе, не отвлекаясь от выполнения поставленных на вахту задач. Если блики солнца ослепляют и мешают наблюдению — используются защитные очки и светофильтры, так как даже временная потеря зрения наблюдателем может повлечь за собой большие неприятности. Для ведения дальнего наблюдения и распознания обнаруженного объекта необходимо использовать оптические приборы, но при этом надо помнить, что пространство, видимое через оптический прибор, ограничено и что пользование оптикой быстро утомляет глаза. Следовательно, наблюдение с помощью оптического прибора следует чередовать с наблюдением невооруженным глазом. Ни один, даже самый на первый взгляд незначительный, плавающий предмет не должен оставаться без тщательного его рассмотрения и доклада о нем вахтенному офицеру (помощнику). Доклад наблюдателя об обнаружении цели должен быть кратким, но ясным л отвечать на вопросы: что вижу, где вижу, на каком расстоянии, что делает цель? Например: «Перископ, справа 45, дистанция 20 кабельтовых, движется влево». Обнаружив плавающий предмет на большом удалении от корабля, наблюдатель обязан доложить так: «Плавающий предмет, слева 5 (слева по носу) дистанция 40 кабельтовых» — и продолжить наблюдение за ним с целью опознания. После опознания предмета следует уточнить доклад словами: «Плавающий предмет — бочка» (бревно, мина и т. п.). Делая доклад об обнаруженном предмете, наблюдатель не должен прекращать наблюдение в своем секторе. Во время всего периода плавания корабли и суда при помощи средств сигнализации и связи поддерживают постоянную связь с берегом, информируя командование о выполнении поставленных задач, о своих намерениях, об обстановке в районе плавания и т. п. Зрительная связь и сигнализация применяются в условиях взаимной видимости и осуществляются средствами сигнализации и связи, которые могут быть: предметными (флажный семафор, сигнальные флаги и фигуры), световыми (сигнальный прожектор, фонарь, клотиковые огни), пиротехническими (сигнальные ракеты, сигнальные патроны, морские сигнальные факелы), звуковыми (сирена, мегафон, судовой колокол, туманный горн, свисток). Тексты сообщений, приказаний, оповещений, набранные по сводам сигналов, называются сигналами, а передаваемые сигнальными флажками или светосигнальными приборами — семафорами. В зависимости от значения и адресования сигналы могут быть общими — для всех кораблей соединения и береговых постов, находящихся в зоне видимости, — и сигналами адресату — предназначенными одному кораблю, шлюпкам, береговому посту. При необходимости передать сигнал находящимся вблизи корабля шлюпкам, оповестить их о надвигающейся непогоде и т. п. передающий в качестве позывных, шлюпок поднимает на первом фале флаг «шлюпочный» Военно-морского свода сигналов. Ж связи предъявляются следующие требования: она, должна быть надежной, быстрой, скрытной и живучей. Надежность связи гарантирует передачу донесения, приказания или оповещения адресату в любых условиях; быстрота, которая определяется временем прохождения передаваемого текста от отправителя до адресата, должна быть максимальной; скрытность связи означает, что передаваемые сведения должны быть понятны только тому лицу, которому они адресованы; живучесть же связи определяется непрерывностью действия. Подчеркивая важность наблюдения и связи в корабельной жизни, Корабельный устав ВМФ в статье, определяющей обязанности вахтенного офицера, указывает на то, что в управлении корабельной вахтой он обязан обращать особое внимание на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения и связи. 2. Средства зрительного наблюдения Основными инструментами зрительного и слухового наблюдения являются глаза и уши наблюдателя. Зрение позволяет ему воспринимать до 80 % всей поступающей информации. Оно дает возможность определить освещенность и цвет предметов, отличить их друг от друга по форме, размерам, удаленности и пространственному расположению. Поле зрения глаза представляет собой пространство, в котором различаются предметы. Средние границы различимости глазом предмета белого цвета составляют: вверх — 60°, вниз — 70, к носу — 60 и к виску — 100°. В целях защиты глаз от солнца и избавления их от быстрой и чрезвычайно нежелательной утомляемости при ведении наблюдения в условиях яркого встречного освещения (прожектора, солнечные дорожки, солнечные блики и т. п.) применяются защитные очки со стеклами дымчатого цвета или зеленовато-желтого оттенка. В помощь глазу при наблюдении за окружающей обстановкой придаются оптические приборы, к которым относятся: бинокли, стереотрубы, морские бинокулярные трубы. На кораблях используются обыкновенные и призматические бинокли. Рис. 33. Схема прохождения луча в трубе призматического бинокля: 1 — окуляр; 2 — луч; 3 — объектив; 4 — призма объектива; 5 — призма окуляраБинокль состоит из двух труб с оптическими стеклами (линзами). Трубы соединены между собой шарнирной осью, что дает возможность изменять расстояние между оптическими осями труб. Меньшая по диаметру линза называется окуляром, а большая — объективом. Окуляр размещен в подвижной трубке, которая может вдвигаться и выдвигаться, изменяя расстояние между линзами, чем добиваются наиболее отчетливого изображения наблюдаемого предмета. Глаза наблюдателя обладают различной остротой зрения, поэтому оптические трубы устанавливают на лучшую видимость предмета каждым глазом в отдельности. При этом наблюдатель должен заметить число делений на трубках окуляров, совпадающих с риской на неподвижной трубе бинокля, и перед наблюдением устанавливать бинокль по своим глазам. Степень увеличения бинокля зависит от расстояния между окуляром и объективом. Очевидно, что с увеличением этого расстояния будет увеличиваться и длина трубы бинокля. В призматическом бинокле (рис. 33) луч от наблюдаемого предмета (показан пунктирной линией на схеме) проходит через объектив 3, попадает в призму 4, в которой дважды отражается от ее граней, и идет в призму 5, где также дважды преломляется, прежде чем через окуляр пройти к глазу наблюдателя. Таким образом, длина трубы бинокля может оставаться неизменной, а путь луча от объектива до окуляра можно искусственно увеличивать, что равносильно увеличению расстояния между линзами. Призматические бинокли увеличивают в 6 — 12 раз, тогда как обыкновенные — только в 1,5–6 раз. Достоинством призматического бинокля является также и то, что обозреваемое им пространство значительно шире, чем у бинокля обыкновенного. К существенным недостаткам призматического бинокля относится его пониженная светосила, зависящая от числа линз и призм, через которые проходит луч на пути к глазу. Светосилой называется отношение яркости изображения предмета, видимого через бинокль, к яркости этого же предмета, видимого без бинокля. В обыкновенном бинокле яркость изображения предмета теряется на 15–19 %, а в призматическом — до 50 %. Следовательно, для наблюдения ночью целесообразно применять обыкновенный бинокль, а днем — призматический. Стереотрубы обычно применяются на береговых постах наблюдения. По оптическому устройству они очень напоминают призматический бинокль и используются для наблюдения в дневное время. Эти оптические приборы обладают повышенной стереоскопичностью, т. е. дают более рельефное изображение предметов. Береговые посты наблюдения и крупные боевые корабли имеют на вооружении дальномеры — сложные оптические приборы с базой (расстоянием между объективами) от 1,5 до 6 м. Эти приборы позволяют вести наблюдение за объектами, находящимися на значительном удалении, и дают возможность измерить расстояние до них. Морская бинокулярная труба представляет собой зрительную трубу с широкоугольными окулярами. Она устанавливается на колонке или на треноге, расположенной в удобном для наблюдения месте. Подставка, посредством которой бинокуляр устанавливают на колонку (треногу), обеспечивает его вращение по горизонту на 360°, а по вертикали — от — 20 до +85°. Для быстрой наводки трубы на цель наверху ее корпуса укреплен визир, состоящий из целика и кольца. Увеличение трубы составляет 20 крат и захватывает поле зрения 5°. Современные корабли оснащаются также радиотехническими и другими средствами наблюдения, которые способны отыскать воздушные и морские цели в условиях любой видимости, далеко за пределами разрешающей способности человеческого глаза, даже вооруженного оптикой. Обнаружение подводных лодок осуществляется с помощью технических средств, к которым относятся шумопеленгаторные и гидроакустические станции. Принцип работы шумопеленгаторных станций основан на приеме шума от работающих винтов и других источников звука. По силе и характеру звука можно определить примерно и расстояние до объекта. Гидроакустические станции могут работать в режиме эхопеленгования, на принципе приема отраженных от предмета ультразвуковых волн, излучаемых собственными передатчиками, и в режиме шумопеленгования. Для наблюдения в полной темноте могут применяться инфракрасные приборы. Принцип их действия основан на «освещении» предметов невидимыми лучами и приеме отраженных от этих предметов лучей специальным приемником, преобразующим невидимые лучи в видимые. 3. Средства зрительной связи Обмен информацией между кораблями и кораблей с береговыми постами, находящимися на виду друг у друга, может осуществляться с помощью средств зрительной связи, к которым относятся флажный семафор, сигнализация флагами и световая сигнализация. Флажный семафор является наиболее простым средством общения кораблей между собой и с береговыми постами днем в хорошую видимость на расстоянии до 2 миль. Текст сообщений передается по буквам семафорной азбуки с помощью флажков. Каждому определенному положению или движению рук сигнальщика соответствует одна из букв алфавита или служебный знак (см. цветную вкладку). Для передачи текста флажками выбирается место, чтобы передающий и принимающий хорошо видели друг друга и ничто не мешало ясно различать положение рук. Устанавливая связь, передающий становится лицом к принимающему и делает знак вызова, чередуя его с названием нужного объекта. Получив ответный знак, передающий делает предварительный знак и начинает передавать слова текста. Семафор (сообщение, переданное с помощью флажного семафора) начинается с адреса (кому адресовано) и заканчивается подписью (от кого идет). Перед подписью должен быть четырехзначный номер семафора, первые две цифры которого обозначают часы, а две последние — минуты время подписания семафора. При передаче текста руки сигнальщика должны четко фиксироваться в положении, соответствующем передаваемой букве. Допустив ошибку в слове, передающий делает знак ошибки и повторяет неверно переданное слово. Очередные буквы слова сигнальщик передает последовательно, не опуская рук, а между словами делает небольшую паузу с опущенными руками. Сигнальщик, принимающий семафор, после каждого слова обязан сделать знак ответа, показывая тем самым, что слово принято. В случае, если слово не разобрано, принимающий делает знак повторения, по которому передающий повторяет неразобранное слово. Прием семафора всегда осуществляется двумя сигнальщиками: один принимает (читает) текст, а второй записывает его содержание. Сигнализация флагами представляет более медленный, громоздкий и сложный вид связи, который может использоваться днем в хорошую видимость при удалении объектов друг от друга до 4 миль. Сигнализация осуществляется с помощью специальных флагов, поднимаемых на сигнальных фалах (см. цветную вкладку). Для переговоров военных кораблей между собой применяется комплект из 59 флагов: 31 из них имеет буквенные значения, 1б флагов — цифровые, 3 флага — заменяющие, 4 флага — румбовые, остальные — другие специальные значения. Отдельным флагам или их сочетаниям присвоены смысловые значения отдельных слов или целых фраз и понятий, которые сведены в специальные книги — своды сигналов. Для связи торговых и иностранных судов используется Международный свод сигналов. Международный свод сигналов дает возможность вести переговоры между мореплавателями, разговаривающими на разных языках. Комплект флагов для Международного свода сигналов состоит из 40 флагов: 26 из них имеют буквенные наименования латинского алфавита, 10 флагов — цифровые, 3 флага — заменяющие и один флаг называется вымпелом свода. Этот вымпел, поднятый на мачте, указывает на то, что переговоры ведутся по Международному своду сигналов. Флаги сочетания набирают в той последовательности, какая определена сводом сигналов. Набранный сигнал поднимается на сигнальном фале. Сигналы подразделяются на общие (относящиеся ко всем кораблям и береговым постам) и сигналы адресату (одному объекту). Для показа, что сигнал относится только к одному адресату, на отдельном фале поднимаются позывные адресата, которые присваиваются каждому кораблю, береговому посту, соединению кораблей и отдельным лицам командного состава. Они представляют собой особые флажные сочетания, объявляемые особым приказом. Сигнал, поднятый на фале, держится до тех нор, пока корабль-адресат не поднимет ответный вымпел на сигнальном фале до места, т. е. до рея мачты. Любое слово можно передать по буквам. Для обозначения, что слово передается по буквам, над ним поднимается флаг «телеграфный». Этот же флаг, поднятый на отдельном фале, означает, что все поднятые флажные сочетания следует читать по буквам. На каждом корабле имеется не менее двух комплектов флагов, но и этого их количества не всегда хватает для передачи сигнала. Например, надо поднять три сочетания флагов и во всех имеются буквы О и К- Первое сочетание — КОД, второе — АКО и третье — ОУК. Для таких случаев в каждом комплекте имеются заменяющие флаги: первый заменяющий — «телеграфный», он заменяет верхний флаг первого сочетания; второй заменяющий — «шлюпочный», он заменяет средний флаг первого сочетания; третий заменяющий — «воздушный», он заменяет нижний флаг первого сочетания. С применением заменяющих флагов вместо недостающих поднятый сигнал будет иметь следующий вид: первое сочетание — КОД, второе — АКО и третье — «шлюпочный» У «телеграфный». Если какие-либо обстоятельства (ветер, безветрие, солнце и др.) не позволяют разобрать сигнал, адресат поднимает сигнал, состоящий из двух ответных вымпелов один под другим, что означает: «Ваш сигнал разобрать не могу. Переходите на другое средство связи». Световая сигнализация является одним из самых распространенных видов связи. Она может быть использована в любое время суток в пределах дальности видимого горизонта, к тому же надежна, быстра, обладает большой живучестью и может обеспечить скрытность сигналов. Сущность световой сигнализации заключается в передаче и приеме определенных световых знаков, состоящих из коротких проблесков (точек) и продолжительных проблесков (тире). По времени продолжительный проблеск должен быть длиннее короткого примерно в три раза. Каждому сочетанию знаков присваивается определенная буква, цифра или служебный знак. Эти сочетания в виде точек и тире сведены в таблицу телеграфных знаков — азбуку Морзе (приложение 3). Этой азбукой пользуются в световой, звукоподводной связи и радиосвязи. Для световой связи могут использоваться различные светосигнальные приборы. По своему устройству они подразделяются на приборы направленного и ненаправленного действия. Клотиковые огни представляют собой фонари ненаправленного действия, расположенные на топе мачты. Передача сигналов с помощью красного или белого клотикового огня осуществляется с помощью специального ключа-замыкателя. Клотиковые огни используются в основном в мирное время при стоянке кораблей в базе или на закрытом рейде. Светосигнальный прибор «Луч» является прибором направленного действия. Имея в своем устройстве цветные светофильтры, он может светить белым, зеленым и красным огнем. Фонарь обладает малым углом направленности (всего 3°), что обеспечивает скрытность передаваемых сигналов. Посылка телеграфных знаков адресату осуществляется при помощи трех клавишей, вмонтированных в корпус прибора. Для наводки фонаря на объект прибор снабжен визиром. Кроме передачи сигналов общего значения, светосигнальный прибор «Луч» применяется для специальной сигнализации при совместном плавании группы кораблей. Морской светосигнальный прибор МСДП-250 имеет вид и устройство лампового прожектора. Он является прибором направленного действия и предназначается для дальней светосигнальной связи кораблей с кораблями и береговыми постами. На внутренней задней стенке прибора вмонтирован рефлектор, который концентрирует и усиливает лучи источника света. Источником света в нем служит специальная электролампа мощностью 300 Вт. МСДП-250 является переносным прибором, но имеет свои штатные места по обоим бортам сигнального или ходового мостика. Для наведения прожектора на объект к корпусу прибора прикреплен визир. Передача телеграфных знаков производится с помощью рукоятки с клавишем, имеющим форму спускового крючка пистолета. Клавиш соединен шарнирно-пружинным устройством с. жалюзи» закрывающими прожектор спереди. Нажатием на клавиш жалюзи открываются и выпускают мощный луч света. При отпускании клавиша пружины моментально закрывают жалюзи. Прежде чем начать передачу семафора, необходимо установить световую связь с адресатом. Для этой цели прибор включают и наводят на нужный объект. Затем дают знак общего вызова, чередуя с позывными адресата. Получив знак ответа, начинают передачу текста. После каждого переданного слова необходимо сделать короткую паузу для получения от адресата знака ответа, который означает, что слово разобрано. Если слово не разобрано, адресат дает знак повторения, по которому передающий повторяет это слово. В конце передачи всего семафора, если переданный текст не требует ответа, передающий дает свои позывные и делает знак окончания. Если же на переданный семафор ожидается ответ, то вместо знака окончания дается знак вопроса. При передаче текста знаки препинания, кроме вопросительного, передаются словами. 4. Прочие виды зрительной связи К средствам зрительной сигнализации относятся также огни и сигнальные фигуры в виде шаров, конусов, цилиндров и ромбов, применяемые на кораблях согласно требованиям правил для предупреждения столкновения судов в море. Береговыми сигнально-наблюдательными постами для регулирования движения кораблей, предупреждения о штормах, ожидаемом ветре и его направлении, о высоте воды, приливах и отливах также применяется предметная сигнализация фигурами в виде черных шаров, конусов, цилиндров, Т-образных знаков и т. п., поднимаемых на сигнальной мачте. В ночное время предметная сигнализация заменяется световой. Огни имеют определенный цвет и располагаются на мачте в установленном порядке, согласно поднимаемому сигналу. Пиротехническая сигнализация заключается в выстреливании сигнальных ракет, сжигании фальшфейеров и дымовых шашек сигнала бедствия с дымом оранжевого цвета. Ракеты бывают белого, зеленого и красного цветов. Они выстреливаются для обращения на себя внимания, для подачи сигнала бедствия и как средство сигнализации при отработке совместных задан. Фальшфейеры применяются для сигнализации в ночное время. Они различаются по цвету пламени и продолжительности горения (от 1/4 до 2 мин). Сила света фальшфейера приравнивается к свечению электрической лампочки мощностью 500 Вт. Красные фальшфейеры служат для подачи сигнала бедствия, белые — для привлечения к себе внимания. Международным сигналом для вызова лоцмана является сжигание через каждые 15 мин синего фальшфейера. Кроме средств зрительной сигнализации на кораблях применяется звуковая сигнализация. Для связи подводных лодок, находящихся в подводном положении, с надводными кораблями применяются специальные приборы подводно-звуковой связи, принцип работы которых основан на передаче и приеме ультразвуковых сигналов телеграфными знаками. 5. Радиосвязь и ее значение Радио широко применяется на флоте и является основным средством внешней связи кораблей. Радиостанция любого корабля имеет свои позывные. Этот своеобразный адрес позволяет радистам ориентироваться в многоголосом шуме эфира и принимать те радиосигналы, которые предназначены для них. Разнообразные и многочисленные передающие и принимающие радиоустройства кораблей позволяют осуществлять надежную, быструю и скрытную связь. Радиосвязь может обеспечиваться с помощью радиотелеграфа, радиотелефона, радиофототелеграфа и буквопеча-тания. Одним из недостатков радиосвязи считается то, что ее работе можно создать помехи. Помимо этого, работающую радиостанцию легко запеленговать и определить ее местонахождение, а следовательно, и местонахождение корабля. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|