|
||||
|
ГЛАВА 6 Заговоры На Руси всегда почиталась вода и использовалась для лечения многих болезней. Русские знахари считали, что: «Из источниковых вод самая лучшая та, что течет против восхода солнечного, а коли вытекает от запада, то она вредна и различные недуги наводит человеку. Когда речной лед пройдет по рекам и ручьям, едва очистится вода, надобно бежать на берег, зачерпнуть воду пригоршнями и трижды умыть лицо, голову и руки: надолго будешь избавлен от болезней! Если бросить в воду три уголька и попросить ее смыть с хворого хитки и притон, уроки и призеры, скорби и болезни щипоты и ломоты, злую худобу, затем понести за сосновый лес, за осиновый тын, а потом умыться ею, то больной выздоровеет». Действительно, живая вода весенних дождей просветляет туманное небо, возрождает природу и потому принимается за божественный напиток, прогоняющий демонов, дарующий красоту, молодость, здоровье и крепость мышц. И вообще с водой и ее животворными свойствами крепко связаны народные верования. И огонь, и вода — стихии светлые, не терпящие ничего нечистого: первый нажигает, а вторая смывает и топит любые напасти злых духов, к сонму которых причисляются и болезни. Дождь, особенно весенний, дарит тем, кто им умывается, силы, здоровье, красоту. Бытует поверье, что этого же можно достичь, умываясь водой при раскатах весеннего грома. Больным надо дать пить дождевую воду как лекарство, или убедить в ней купаться. Дождевая вода, собранная на Ильин день, избавляет от сглаза и дурного влияния. Дождь, выпавший накануне какого-либо предприятия, предвещает его успех. При падеже скота стада направляют через проточную воду и служат молебен святому Василию. Чтобы не было веснушек, умываются водой из мартовского снега. Весенний снег, выпавший в марте, считается сильным целительным средством и широко используется в народной медицине. Добытой из него водой не только лечат больных, но и окропляют улья, чтобы лучше роились пчелы; обрызгивают деревья, чтобы черви не портили сады. В Чистый четверг купаются от чесотки и других кожных сыпей; здоровые же обливают себя холодной водой или купаются в прудах и реках перед восходом солнца, чтобы не касались их болезни в течение всего следующего года. Вода богоявленская, или крещенская, также очень ценится. Многие хранят ее до Нового года на случай болезней, окропляют ею дома и уверяют, что она не портится; несмотря на трескучие морозы, больных погружают иногда в прорубь; почерпнутой оттуда водой умывают хворых младенцев. О воде, вытаянной из крещенского снега, говорят, что она лечит судороги, головокружения, онемение в ногах и другие недуги, а влитая в колодец делает его неиссякаемым в продолжение целого лета, даже если не выпало ни одной капли дождя. Теми же живительными свойствами обладает вода и в праздник Ивана Купалы в июле. Для исцеления от болезней 6–7 июля, на Аграфену Купальницу и Ивана Купалу, набрасывают в печь жгучей травы и парятся на ней. Больных старух и хворых людей вносят в баню на жгучей крапиве и парят ею. Наши предки ходили в баню не меньше раза в неделю и нещадно парились и потели в парной не меньше 20–30 минут. Лечебные свойства имеет и ключевая вода. Родники и колодцы, глубоко чтимые за свою целительность, известны во всех славянских землях. Повсеместно в народе существует обычай пить наговорную воду и умываться ею с серебра и золота, то есть предварительно погружая в чашу серебряную монету или золотое кольцо. Такое умывание спасает также от удара молнии. Многие люди не задумываются над тем, почему наши предки любили парную баню, холодные обливания. Это связано не только с гигиеной, закаливанием и оздоровлением тела, но и с очищением души. При помощи банного жара «выжигается» нечистый дух в человеке. Для этого на груди у человека должен быть крестик. Для усиления парного и очистительного эффекта используют веники из дуба и березы. Дуб и береза — это деревья, используемые для борьбы с нечистой силой. Кроме этого, считается, что когда человек купается в проруби, он «замораживает» нечистый дух, который в нем находился. Перед всяким заговором в бане читают следующую молитву: «Николай, угодник Божий, помощник Божий. Ты и в поле, ты и в доме, в пути и в дороге, на небесах и на земле: заступись и сохрани от всякого зла». Заговор перед родами В бане водят рукой по голому животу, обливают теплой водой и читают: «Арина, Марина в калину ходила, калину ломала, у рабы Божьей (имя) болезнь выбивала, слей, сними, водой сполощи бабкины, дедкины, теткины, дядькины, батькины, маткины злобные шепотки, злые разговоры, ведьмины заговоры. Аминь». Заговор после родов Женщину, разрешившуюся от бремени, три первых дня водили в баню, где знахарка, растирая ей живот, читала следующее девять раз; если же случится какая-либо неудача, то читали тридевять раз и столько же раз продевали младенца между ног матери. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Господа Бога и Мать Пресвятую Богородицу на помощь призываю, а я, раба Божия (имя), у родимаго человека, раба Божия (имя), про дорогой золотник розыск начинаю: «Золотник мой, золотник, дорогой золотник, отыщи, дорогой золотник, свое дорогое место и стань, дорогой золотник, на свое дорогое место, чтобы у рабы Божией (имя), родимаго человека, отныне и до века, не болело и не щемило, вниз не спущалось и не окаменело. Могла мать свое чадо сносить и спородить, могу и я, раба Божия (имя), все болезни отговорить. Ведь затвержал Господь Бог воды и земли: знай свои дела; и за аминь Господь Бог мои врачебные слова — на веки веков. Аминь». Заговор над новорожденным 1. После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорожденного, приговаривая:
2. Младенца трижды приносят в баню, где после троекратного прочтения следующего над водою его окатывают этой самой водой.
3. Бабы парят новорожденного, приговаривая: «Спи по дням, расти по часам. То твое дело, то твоя работа, кручина и забота. Давай матери спать, давай работать. Не слушай — где курицы кудахчут, слушай пенья церковнаго да звону колокольного». 4. Обмыв новорожденного в бане, кладут его на спинку и стягивают сперва вперед и на крест пальчики ножек к локтям, потом поворачивают его на живот и также стягивают на крест пальчики ручек к ногам; потом кладут на ладони срединой тела так, чтобы головка и ножки висели, и потряхивают несколько раз, приговаривая: «Расправлен, теперь уж уродом не будешь!» Сразу же после перевязки пуповины схватывают двумя пальцами носик ребенка и потягивают его несколько раз, приговаривая: «Не будь курнос и спи крепче!» Заговор импотенции Как мужчина слабеть станет, ему следует пойти в баню и мочиться через венчальное кольцо в ведерко. Потом должен вылить на себя и сказать:
После пусть попарится да и к жене идет. Заговор боли в пояснице, прострела Правят в бане, читая на больную спину, похлопывая смешанным веником (из березы, осины, елки):
Заговор грыжи 1. Парили больного в бане и читали трижды, за каждым разом трижды сплевывая:
2. Мыли больного и водили обмылком вокруг грыжи, читая:
Обмылок бросали в лес или в болото. Заговор кожной сыпи Зайдя в баню и не раздеваясь, вспотеть, затем снять белье и говорить:
Бельем обтереться. Заговор чириев В бане вливали в чашку сливок и читали на них:
Приговаривая эти слова, смазывали по три раза больное место сливками. Заговор чесотки 1. Взять одну ложку серы в порошке и столько же очищенного дегтя, половину ложки мела в порошке, одну столовую ложку зеленого мыла и столько же смальца; хорошо смешать и втирать эту смесь два раза в день и не смывать. По истечении четырех или пяти дней сходить в парную баню и читать три раза:
2. Сор из трех бань, помет курицы, лист чеснока сжигают и мажут пеплом пораженные места и читают:
Заговор волоса Волос — очень редкая, но тяжелая болезнь. И, конечно, мало кто знает, как ее лечить. Обычно врачи разрезают палец, удаляют волос, а он через определенное время снова появляется. Избавляются от него так: 1. Нужно взять конских волос (черной масти), принести в баню до того, как ее истопят, положить под полок; вытопив баню, завести в нее больного, распарить больную руку или ногу, намотать волос на больное место, накрыть сверху черной тряпкой и читать:
Тряпку и конский волос тут же сжечь при больном. 2. Больной палец опустить в таз, на него положить 9 ржаных или пшеничных колосков и сверху лить теплую воду, читая трижды заговор:
Заговор лихорадки Читают трижды раз в бане, и столько же раз парят больного веником:
Затем веник выбрасывается в поле на запад. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|