|
||||
|
Письмо LXXXIX (О разделах философии) Луцилия приветствует Сенека! Философов ученье по частям Ты хочешь разложить, как в картотеку? Великое делить привык я сам. Нам целое - подобие вселенной, За раз окинуть взлядом не дано. И зрелищем подобным, несомненно, Лишь Богу любоваться суждено. Членить ее не буду слишком дробно, Ведь мелочи не проще ухватить, Чем целое. Поделим, чтоб удобно Важнейшие разделы ощутить. Чем мудрость с философией различна? Последняя есть "к мудрости любовь". Указывает способ жить прилично, И видеть дальше жадных рук, зубов. "Людского и Божественного знанье" Вот мудрости кратчайший образец. Философы наук своих призванье За годы перепутали вконец. Но разница меж ними несомненна, Как золото и жадность - не одно: Хоть жадность тяготеет непременно, Но, золото не каждому дано… Философ видит целью добродетель: Их просто невозможно разлучить. Скажу, и всякий стоик мне свидетель, Что в ней одной - всей мудрости ключи. "Стрелок и цель?" - сравнение плохое: Путь в добродетель - только в ней самой. Тому, кто ею не обеспокоен, Она не открывает закромов. Великие делили на три части: Об этике, природе и уме. Хоть многие здесь путались отчасти, Придумывая всяк свое взамен. Перипатетик ввел еще "гражданство", А кто-то "образ жизни" добавлял, Сам Эпикур, "канон" привел, как дар свой, Лишь этику с природой оставлял. Хиосский Аристон одно оставил, И этику значительно "раздел" Убрав "про поведенье" своды правил, А, это в ней - существенный раздел. Поскольку философия трехчастна, О "нравственном" поговорим сперва, И этику разделим на три части, Что стоит по отдельности назвать: Часть первая зовется "наблюденьем", Что назначает цену всех вещей. Вторая изучает "побужденья", А третья обнажает "действий" щель. И, если одного их трех не будет, Все рушится. Что пользы цену знать, Когда в штормах страстей тебя закрутит? Ты будешь безрассудно поступать. Что пользы - подавляя побужденья, Идти вперед… неведомо куда? Что толку - правым быть лишь в рассужденьях, А поступать неправедно всегда? Противоречий в жизни нет тогда лишь, Когда ты поступаешь по уму, А разум, жизнь осмыслив, страсти давит Не все подряд, а, зная - почему… Та часть, что занимается природой, Поделится: с телами и без тел. С ученьем о телах - толпа народу… Здесь я бы углубляться не хотел. Часть третья изучает речь и разум. Риторика - ученье о словах: Порядок, смысл…чтоб сказанное сразу Усваивалось верно в головах. Слова сравнит с предметом диалектик И суть вещей пытается понять. Пожалуй - всё, прости,прерваться легче, Чем все разнообразье объяснять… Я не хочу отбить тебе охоту Читать и сущность писем понимать. Теперь пора приняться за работу, Взглянув на нравы, молвить: Вашу мать… Распущенность, безбожие, упрямство, Безделие, бесчестия пути, Обжорство, глупость, зависть, алчность, пьянство Когда вы соберетесь укротить?! "Ах, сколько об одном и том же можно?!" Пока не перестанете грешить! Лекарство, без лечения - ничтожно, Тем более, для алчности души. Даст Бог, когда-нибудь… нельстивый голос Войдет, как спазм, в безбожные сердца: Живете вы по правде, хоть на волос?! Так, слушайте - все вместе… до конца! Доколе расширять предел владений?! Все частное - и берег и река. Державы покупаются за деньги, Но не купить рассвет и облака… У всех озер - роскошные постройки, Затмят Адмиралтейскую иглу… Превыше гор поднялись новостройки… А спите в них - всегда в одном углу. В угоду ненасытному обжорству Поставлены тенета и силки, Сама утроба не вмещает жор свой, Один пурген на пользу, что ни кинь. Пиши, кричи, пусть все на свете слышат! Ударь в набат, рокочущий как гром! И сам читай и слушай то, что пишешь. Не "больше" знай, а - лучше! Будь здоров. - ------------------ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|