|
||||
|
Письмо LXXXVIII (О свободных искусствах и науках) Луцилия приветствует Сенека! Свободные искусства обсудить? Науки? Мне не нужно их опеки: Не могут ни помочь, ни навредить. Как подготовить ум - вот их забота, Затем, чтоб не мешали - развяжись. Они - лишь обученье, не работа, Которой посвятить достойно жизнь. Искусство потому зовут свободным, Что занят им свободный человек. Само же (доказать готов - угодно?) Свободы не дарует нам вовек. Воистину свободное искусство Есть - мудрость, что ведет к свободе нас… А в прочих - отзвук чувства, дальше - пусто, Кто смог услышать в них свободы глас? Неужто веришь, будто в них есть благо? Знай: нет порочней их учителей. Искусства всякий выучит и за год Что дальше?- "Веселиться веселей"? О чем хлопочет правильный грамматик? Он учит предложения творить. Он скажет: не годится слово "матерь", И лучше "мать" иль "мама" говорить. А, если он захочет стать повыше, Историей займется и стихом, Займется тем, кто рифму плохо слышит, Или размер… и прочей чепухой. Не это в нас обуздывает похоть, Искореняет алчность, гонит страх… Усердье их в толпе рождает хохот, У мудрых же - улыбку на устах. Геометр, музыкант тебе помогут На страх и алчность наложить запрет? Они и сами знать о том не могут, Поэтому ответ: Конечно нет! Они нас добродетели не учат, Иначе все учили б одному… А, разнобой туманный - разум мучит, Из них, мой друг, не верю никому. Гомера всяк по своему оценит: И стоик он, и Эпикура сын, Перипатетик или академик… Как в несовместном может быть один? Уступим им философа-Гомера: Он мудрым стал, не зная о стихах. Давай же обучаться той же мерой Что он. Зачем копаться в пустяках? Не спрашивай меня про возраст древних: Свободен ум от этой пустоты. Где был Улисс? - Блуждая в трех деревьях, Неужто этим озабочен ты? Нам душу каждый день терзают бури: Нас красота прельщает, враг грозит, И настигает мщенье грозных фурий, И грешник, и невежда нам дерзит. Как родину любить, жену и брата? Учи меня, как к честной цели плыть! Не к корысти, не к зависти, не к блату, А - к Богу устремленьями прослыть. Была ли Пенелопа непорочна И знала ли, когда придет Улисс? Скажи о целомудрии мне точно, Какое в нем есть благо, поделись. О музыке. Ты учишь, словно классик, Как голоса свести в мажорный хор… Но, как найти в душе своей согласье? Как не ронять в превратностях укор? Геометр учит, как измерить земли Пусть скажет: для чего нужна земля? Неужто пальцы нам даны затем лишь, Чтоб скупости добычу исчислять. Какая польза знать, как делят поле, Коль с братом поделиться я не мог? Все то, чему детей мы учим в школе, Не развивает душу…только мозг. Ты не хозяин здесь, а поселенец: Пришел - уйдешь, как писано в судьбе, И позже, через сотню поколений, Немногие припомнят о тебе. Ты вычисляешь квадратуру круга, Ты можешь путь меж звездами найти… А, можешь ли измерить душу друга? Как ищешь в жизни верного пути? К чему мне знать, когда зайдет Меркурий И где сейчас находится Сатурн? И верить, что астролог, в своей дури, Предвидит все события котурн… Что б ни случилось, знай, я не отчаюсь: Я жду всего - удачи и беды, И признаки их раньше замечаю, Чем глупый замечает их следы. Теперь я отойду от длинных списков Искусств. Кого достойными найти? Ваятелей, борцов и живописцев?! Тогда, и поваров что ль отнести? Что общего, скажи мне, со свободой Имеют эти, в белом, толстяки С душою, отощавшей без ухода Разумной добродетельной руки? Не разбираю также виды спорта: Метание копья, езда верхом… Конечно, это юношей не портит, Но, прежде, было просто пустяком. Когда тебя несут порывы страсти, Что толку - удержать коня в узде? Кто в гневе над собой уже не властен, Не может в победителях сидеть. "Так что же, ни науки, ни искусства Нам ничего для жизни не дают?" Дают, но добродетели в них пусто, Они ей лишь основу создают. Как грамота готовит нас к науке Науки в добродетель торят путь. Но, добродетель - не учебы муки, Блаженство - честно в зеркало взглянуть. Основы философия не ищет, И здание возводит от земли. А математик, в этом смысле - нищий, Все их начала от других пошли. Вот, если б шел он к истине с начала, Объять сумел природу и весь мир, О небе и душе не умолчал бы… То, был бы математик - мой кумир. Рассмотрим по порядку добродетель, и могут ли искусства здесь помочь: У храбрости сознанье - ты свидетель Опасностей, что нужно превозмочь. А верность есть святое наше благо, Ничто ее с пути не совратит "Жги, бей и убивай, я сяду на кол, Не отходя от верного пути!" Воздержность умеряет наслажденья, Соразмеряя, сокращая их. Воспринимает их, как наважденья, Не приближаясь, ради них самих. А человеколюбье запрещает Надменность в отношении друзей, И посторонних в бедах защищает, Не отступая Божеских стезей. Возьми что хочешь: простоту и скромность, И милосердье к людям… Где тут роль Искусства мы могли б назвать огромной? Нигде. Здесь философия - король! "Неужто роль искусства так ничтожна? Философы используют его." Коль "без чего-то" сделать невозможно, Не значит это - "с помощью того". Науки путь добра не изучают, И нет его в ученых головах… Есть мудрые, что грамоты не знают, Ведь мудрость - в деле, а не на словах. Да, мудрость велика и многогранна, Для размышлений нужен ей простор. Ум забивать излишним было б странно, Тому кто мысли к вечности простер. Возьмем хоть время… Сколько здесь вопросов: А было ли хоть что-то до него? Оно само есть нечто, все отбросив? И, можно ль поворачивать его?! Теперь - душа: Как долго обитает? Откуда? Какова? Куда уйдет? Как смерть ее на волю отпускает? В природе есть души круговорот? И так во всем… Рассмотрим, что угодно Обилие вещей влечет на дно… Всё - вон! Пусть разум твой живет свободно, На службе добродетели одной. "Но, многое в науках так волшебно… Порой, готов читать, открывши рот…" Стремиться больше знать, чем нам потребно, Есть тоже невоздержанности род. Погоня за наукой и искусством Удел самодовольных болтунов. Дидим писал всю жизнь, и что там? - Пусто… Хотя, четыре тысячи томов… Читателей его я пожалел бы… Он описал: откуда был Гомер, Кто мать Энея, … Ум не уцелел бы, Читай я ерунду без всяких мер. Он прозвище имел - "медноутробный"… Всё описал, что было (может быть)… Но, если б даже знал я о подобном, То, постарался б… поскорей забыть. "Начитанным" считаться - стоит силы И времени, дороже серебра. Попроще звать себя я попросил бы… Скажите мне: "Ты - человек добра." К чему мне Аристарховы пометки, К стихам, что написал мудрец Гомер? В них вижу только глупости объедки, Для критиков грядущего пример. Грамматик Апион прочел Гомера (Тщеславен и большой антисемит) В начале Иллиады встретил меру Всей книги… Пусть Гомер его простит. Измерь свой век! И вычти нездоровье, Твой сон, дела… Все вычерпал до дна? Осталось время с доблестью коровьей Жевать чужую жвачку дотемна?! Философы настолько опустились, Что стали свойством слога дорожить. И говорить так тщательно учились, Что разучились, "как на свете жить". Как много зла и лжи дает нам тонкость Чрезмерная. Вот молвил Протагор: Любая вещь (обманывай ребенка) Сама в себе содержит сущный спор. А Нафсифан: Что видим пред собою, Быть может - существует, может - нет. И Парменид: Все образы, гурьбою Едины, в них начало и конец. Зенон Элейский - вещи уничтожил: Есть бытие, вещей на свете нет. Мегарцы, эритрейцы (путь проложен) Как эхо повторяют это вслед. Все это - чушь, похуже, чем искусства… Там - пользы нет, а здесь - прямой ущерб: Мне выколов глаза, лишают чувства И отнимают истину вообще. Премудрость эта с истиной не дружит, От света отделяя, как покров. О, Господи! Свет истины мне нужен, Не тьма агностицизма. Будь здоров. - ------------------ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|