Письмо LXV (Об общих причинах)

Луцилия приветствует Сенека!

Я поделил с болезнью целый день:

С утра она чинила мне помехи,

Так, что не мог на кресле усидеть.

Потом писал, затем друзья явились,

В беседе я провел остаток дня.

Перескажу, о чем не сговорились.

Кого поддержишь: их или меня?

Причина и материя - начала

Всего в природе (стоиков девиз).

Материя без разума скучала б,

Но разум ею вертит вверх и вниз.

Искусство - в подражании природе.

Вот статуя: материя видна

(к примеру - бронза), но, подобно розе,

Художником ей форма придана.

Считает стоик: есть одна причина

Того, что может вещи создавать.

Но Аристотель все делил по чину,

Насчитывал их… три, четыре, пять?

Во-первых - "из чего" само изделье,

Второе - "кто" изделие создал,

На третье - форма, что назвал он "эйдос",

Четвертое - "намеренья" штурвал.

Я поясню: во-первых - это бронза,

Второе - сам художник (он - творец),

И третье - форма (и названье - роза),

Намеренье рассмотрим под конец:

Зачем художник взялся за работу?

Коль по заказу - след ведет к деньгам,

Искал в работе славы и почета?

Иль, веруя, торил дорогу в храм?

Платон добавил пятую причину:

"Идея", или, проще - образец.

В уме представив истины личину,

Художник поднимает свой резец.

Итак, нам пять причин даны Платоном:

"То, из чего", "то, кем", "то - внешний вид",

"Подобие чего" (сдержите стоны),

И "то, ради чего"… Готов развить:

Все то же, по Платону, у вселенной:

Материя - основа, Бог - творец,

И форма - как порядок неизменный,

Подобие - от Бога образец.

Ты спросишь: Что в намереньях у Бога?

Одно: "Кто добр, тот всем творит добро".

Хотя, в иных душа живет убого,

Им нужен хлеб, вино и серебро.

Платон и Аристотель слишком много,

Иль слишком мало дали нам причин…

И время, и пространство, если строго,

Нужны нам, чтоб творенья получить.

Но мы-то ищем ОБЩУЮ причину,

Простую, как материя проста…

Она ясна - в ней Господа личина,

Во всем, от человека до хлыста.

Что есть Господь? - Изволь, отвечу сразу

(Пускай ханжи представят дураком):

Он - Всеблагой и Деятельный Разум,

Что не вместим в собрание икон.

Ты говоришь: Причина - это форма,

Намеренье, подобья образец?

В том - нет причин, лишь - инструмента норма,

Как кисть, перо, напильник и резец.

Как ты рассудишь непростую тяжбу?

Иль дело нам доследовать вернешь?

Иль скажешь: Я не вижу в этом важность.

Что до вселенной?- Был бы сам хорош…

Зря времени, поверь, я не теряю:

Кто не мельчит, в идеях крепит дух,

А он, из оболочки воспаряя,

Провидит всей природы дивный круг.

Художник, утомив глаза работой,

Выходит поглядеть на вольный свет.

А мудрый, телом скованный, охотно

У Бога хочет получить совет.

Кто Ты, Создатель?!- Тихо, нет ответа…

Как избежал Ты хаоса погонь?

Откуда у природы столько света?!

Огонь ли? Или ярче, чем огонь?!

Кто не способен причаститься к небу,

Живет не поднимая головы…

Куда иду? Туда, где прежде не был?

Что душу ждет? Как мне узнать?- Увы…

Зачем рожден? Чтоб быть рабом у тела?

Оно - лишь цепь, чем скована душа.

Ударам - тело подставляю смело,

Чтоб защищенный дух сумел дышать.

Союзники… но все права - за духом,

И тело не принудит душу к злу.

Покуда они связаны друг с другом,

Но, захочу - союз их разрублю.

Все создано материей и Богом,

Материя лишь следует за Ним.

Он добр, и в Нем защита от пороков,

Кто претерпел - тот счастлив Им одним.

Материя и Бог… Душа и тело…

Будь худшее - для Лучшего слугой!

Пока душа от тела не взлетела,

Будь - так! И не ищу я путь другой.

Что смерть?- Конец? Иль душ переселенье?

Небытие? Иль новизна миров?

Я не страшусь любого представленья:

Душе не будет тесно.

Будь здоров.

- ------------------







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх