|
||||
|
Письмо LXV (Об общих причинах) Луцилия приветствует Сенека! Я поделил с болезнью целый день: С утра она чинила мне помехи, Так, что не мог на кресле усидеть. Потом писал, затем друзья явились, В беседе я провел остаток дня. Перескажу, о чем не сговорились. Кого поддержишь: их или меня? Причина и материя - начала Всего в природе (стоиков девиз). Материя без разума скучала б, Но разум ею вертит вверх и вниз. Искусство - в подражании природе. Вот статуя: материя видна (к примеру - бронза), но, подобно розе, Художником ей форма придана. Считает стоик: есть одна причина Того, что может вещи создавать. Но Аристотель все делил по чину, Насчитывал их… три, четыре, пять? Во-первых - "из чего" само изделье, Второе - "кто" изделие создал, На третье - форма, что назвал он "эйдос", Четвертое - "намеренья" штурвал. Я поясню: во-первых - это бронза, Второе - сам художник (он - творец), И третье - форма (и названье - роза), Намеренье рассмотрим под конец: Зачем художник взялся за работу? Коль по заказу - след ведет к деньгам, Искал в работе славы и почета? Иль, веруя, торил дорогу в храм? Платон добавил пятую причину: "Идея", или, проще - образец. В уме представив истины личину, Художник поднимает свой резец. Итак, нам пять причин даны Платоном: "То, из чего", "то, кем", "то - внешний вид", "Подобие чего" (сдержите стоны), И "то, ради чего"… Готов развить: Все то же, по Платону, у вселенной: Материя - основа, Бог - творец, И форма - как порядок неизменный, Подобие - от Бога образец. Ты спросишь: Что в намереньях у Бога? Одно: "Кто добр, тот всем творит добро". Хотя, в иных душа живет убого, Им нужен хлеб, вино и серебро. Платон и Аристотель слишком много, Иль слишком мало дали нам причин… И время, и пространство, если строго, Нужны нам, чтоб творенья получить. Но мы-то ищем ОБЩУЮ причину, Простую, как материя проста… Она ясна - в ней Господа личина, Во всем, от человека до хлыста. Что есть Господь? - Изволь, отвечу сразу (Пускай ханжи представят дураком): Он - Всеблагой и Деятельный Разум, Что не вместим в собрание икон. Ты говоришь: Причина - это форма, Намеренье, подобья образец? В том - нет причин, лишь - инструмента норма, Как кисть, перо, напильник и резец. Как ты рассудишь непростую тяжбу? Иль дело нам доследовать вернешь? Иль скажешь: Я не вижу в этом важность. Что до вселенной?- Был бы сам хорош… Зря времени, поверь, я не теряю: Кто не мельчит, в идеях крепит дух, А он, из оболочки воспаряя, Провидит всей природы дивный круг. Художник, утомив глаза работой, Выходит поглядеть на вольный свет. А мудрый, телом скованный, охотно У Бога хочет получить совет. Кто Ты, Создатель?!- Тихо, нет ответа… Как избежал Ты хаоса погонь? Откуда у природы столько света?! Огонь ли? Или ярче, чем огонь?! Кто не способен причаститься к небу, Живет не поднимая головы… Куда иду? Туда, где прежде не был? Что душу ждет? Как мне узнать?- Увы… Зачем рожден? Чтоб быть рабом у тела? Оно - лишь цепь, чем скована душа. Ударам - тело подставляю смело, Чтоб защищенный дух сумел дышать. Союзники… но все права - за духом, И тело не принудит душу к злу. Покуда они связаны друг с другом, Но, захочу - союз их разрублю. Все создано материей и Богом, Материя лишь следует за Ним. Он добр, и в Нем защита от пороков, Кто претерпел - тот счастлив Им одним. Материя и Бог… Душа и тело… Будь худшее - для Лучшего слугой! Пока душа от тела не взлетела, Будь - так! И не ищу я путь другой. Что смерть?- Конец? Иль душ переселенье? Небытие? Иль новизна миров? Я не страшусь любого представленья: Душе не будет тесно. Будь здоров. - ------------------ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|