Письмо СХХ (О происхождении блага)

Луцилия приветствует Сенека!

Откуда честность, благо входят в нас?

Из книг, что мы прочли в библиотеках?

Из опыта души, что дал ей глаз?

В чем честности и блага сердцевина?

Полезно благо: значит приложить

Его названье к лошадям, и к винам,

И к обуви? - Нет, низость - хуже лжи.

В чем честность?- В пониманьи чувства долга?

В заботе о стареющих отцах,

В готовности покинуть дом надолго

И биться за победу до конца?

Скажу одно: что благом называют

Негодно к злу! Как этого не знать…

Ты замечал, как злоупотребляет

Богатствами и властью наша знать?

Вернусь к вопросу: В чем источник блага

И честности? - Природа не могла

Нам знанье дать, чей плод для многих лаком…

Но, семена познания дала.

Я не могу поверить, чтоб случайно,

Вдруг… добродетель встала в полный рост!

Лишь "ищущий обрящет" эту тайну,

Пусть, он и "не хватает с неба звезд".

Как наши полагали, добродетель

Посредством "аналогии" дана.

(Как слово появилось - не свидетель,

Теперь же - общепринято, признай.)

Я поясню (не делая уступки

потомкам - мы беседуем одни):

Чем поражают смелые поступки?

Знак совершенства видят люди в них.

Мы преклонили перед ними главы,

Не замечая спрятанный порок:

Закон природы - всякий видит славу,

Где блеск поступка он заметить смог.

Не взял Фабриций золота от Пирра:

Он царские богатства презирал.

Затем, предупредил отраву пира,

И совести своей не замарал.

Не давший победить себя богатствам,

И ядом не умевший побеждать

Вот в чем величье духа, образ братства,

Что сквозь лохмотья светит, как звезда!

Сказал: Живи - моим благодеяньем

И верностью, печалившей тебя!

Не в золоте мне славы изваянье,

В том, что Пирра пожалел, любя!"

Гораций (тезка знатного поэта)

Один с врагом сражался на мосту,

Разрушив сзади мост. (Не видев это,

Возможно, не поверите мне тут…)

И крикнув, когда брусья затрещали:

"Кто хочет, пусть идет моим путем!"

Он прыгнул в реку… стрелы вслед пищали,

Он вышел цел, с мечом, и со щитом.

Такие, и подобные деянья

Нам образ добродетели дают.

На фоне зла - прекрасней изваянье

Отважного и честного в бою.

Пороки - маскируются под благо:

Ленивый - порицает честный труд,

Себя считая смелым… Это - наглость!

Хоть глупому и кажется: Он - крут…

Пусть щедрым притворится расточитель:

"Дарить" и "не беречь" - мне не равны!

Он - собственных пороков обличитель,

Что на прогулке потерял штаны.

Труслив перед собраньем храбрый воин:

Он не врагов боится - площадей…

Кто в бедности и весел, и спокоен

Боится поношения людей…

Такое сходство нас и заставляет:

Не внешнее, а суть всего взирать!

Как часто мы поступок прославляем,

А, человека - стоит презирать!

Представь себе другого человека:

Терпим к врагам, и добр к своим друзьям,

Что сделает - то сделано навеки:

И в мелочах не сыщется изъян,

Хорош не "по намеренью" - "по делу",

Мудр, терпелив, разумен, смел и щедр,

В нем дух - всегда царит над слабым телом,

Порок - не нанесет ему ущерб,

Он постоянен в мыслях и поступках,

Что начал - все доводит до конца…

(Нарисовал я образ недоступный?

Но… шевельнулись слабые сердца?!)

Увидев добродетели сиянье,

Частями примеряем на себя:

Нам следует обуздывать желанья

И относиться к ближнему - любя!

Забыть про страх, спокойно делать дело,

Раздать долги, поменьше людям врать,

Учиться жить: полжизни просвистело

Готовься - не готовься: умирать!

Так мы поймем: что значит жить блаженно,

Не требуя от жизни ничего…

Кто выбрал Сам - Голгофы униженье,

Тому не страшен крик: Распни Его!

Пожертвовав Собой, других заставил

Узреть Свое сияние во тьме.

Он кротостью на путь добра наставил,

Хотя, и чудеса творить умел.

Когда душа настолько совершенна,

Мы говорим: в нем виден Божий дух.

Кто видит смерть - в спокойном отрешенье,

Тот видит жизнь - как нимба ясный круг.

В душе есть признак появленья свыше:

Ей тесно в теле, и не страшно - вон.

Мы от знакомых ежечасно слышим

Их жалобы: болит со всех сторон!

Желудок, печень, сердце, голова и

Так далее… Все плачут и скорбят:

Нас донимают, гонят… Так бывает

Со всеми, кто живет не у себя!

Мы рождены… в таком тщедушном теле,

Что не понять: В чем держится душа?

А жить в нем больше века захотели,

Не думая о смерти и греша…

Подходим к смерти, с каждым днем - все ближе,

Чем ближе - тем сильнее жизни страсть,

И, каждый час, доволен ты, обижен,

Влечет туда, где суждено упасть…

Как слеп наш ум! Не зная, что осталось,

О смертном часе горько голосим!

Все дни пути - добавили усталость,

В последний день - лишь падаем без сил.

И если мы увидим в ком-то стойкость,

Что подлинным величием полна,

Его душе приписываем свойства,

Которым не известна нам цена.

Все истинное - строго неизменно,

А в ложном - краткосрочного налет.

Есть люди, что всю жизнь попеременно,

Срываются то в лужу, то в полет:

То им Фабриций кажется не бедным,

То Туберон - не скромен и не строг…

Потом - затмят Апиция обедом,

И - Мецената превзойдут порок…

В больной душе заметны даже детям

Как волны, колебания ее:

То, напоказ - нужна ей добродетель,

То, по любви - к порокам пристает.

И - все мы таковы… Желаний смена

Нам, видно, уготована судьбой:

То - тянет на жену, то - на измену,

То - быть царем, то - хуже, чем рабом,

То раздуваться в жалком самомненье,

И ненависть от ближнего снискать…

То рвать одежды, исторгая пени…

И деньги - то транжирить, то искать…

Тем - безрассудство душ изобличают,

Позорнее не знаю ничего…

Одною ролью - мудрого венчают,

А прочим - сто ролей на одного.

Каким ты был - таким и оставайся,

Не будь, как флюгер - в воле всех ветров,

В разумной похвале - не зазнавайся,

Всегда будь узнаваем.

Будь здоров.

- ------------------

07.11.03







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх