|
||||
|
Письмо СVIII (О философии и филологии) Луцилия приветствует Сенека! Ты не желаешь дожидаться книг, В которых опишу я, наконец-то, Все, в чем я вижу доброго родник. Старайся выбрать груз себе по силам, Не надорвись под тяжестью камней. Чем большее душа в себя вместила, Тем больше места возникает в ней. Я помню поучения Аттала, Он юношей для мудрости берег: Нам с ним обоим польза целью стала Один приносит, а другой берет. К философу придешь - уносишь благо (На солнце, и не хочешь - загоришь). В душе трепещет мудрость гордым флагом… И, вслед за ним, о благе говоришь. Но, многие приходят просто слушать, А не учиться… Провести досуг… Потом, глядишь - повторят в чьи-то уши, Но, выводов не делают, мой друг! Других же - возбуждают изреченья (Они подвижны сердцем и душой): Готовы на любые злоключенья, Чтоб похвалил учитель: Хорошо! О, как порывы юных мне знакомы! И, как легко от них отговорить… Немногие доносят и до дому Настрой, что мог бы жизнь их озарить. Легко вести путем благих желаний У всех в душе благие семена… За добрым словом мчимся чуткой ланью, Затем… в пороках достигаем дна. "У богачей нужда сильней, чем в бедных. Скупец - к себе недобр, как ни к кому." Последний скряга рад обыкновенно В театре хлопать - за укор ему. О, если б, не филолог… но, философ… Простую правду выразил в стихах! Она бы овладела, без вопросов, Любой душой, забывшейся в грехах! Как воздух легких, проходя сквозь трубы, Способен над ареной громыхать, Так - чувства возникают зримо, грубо В суровой непреложности стиха! Благая мысль, изложенная прозой, Проходит душу, не задев ее. А ритм стиха - впивается занозой, Как в медный щит - железное копье. Иной вотще о деньгах рассуждает… Но, истина проста - цитата здесь: "Кто хочет меньше - меньше не хватает. Имеет все, кто хочет то, что есть." Услышав это, или нечто вроде, Мы истине не можем не воздать… Когда она и к скрягам в душу входит, Еще сильнее нужно наседать! Поверить трудно: слушавшим полезна Во благо им направленная речь! Ходатай блага с логикой железной На верный путь способен нас увлечь. Когда Аттал вставал на бой с пороком, Я сожалел: как жалок род людской… Он звался "царь" - подобен был пророкам: В их слове - Бог всем слышится легко. Когда он восхвалял простую бедность, Я сожалел, что сам не оскудел… И, видя, как излишества мне вредны, Хотелось брюху положить предел. Хотя, с тех пор, удержано немного Не ем я только устриц и грибов… Я рыл по "государственным дорогам" Свой путь к могиле… с помощью зубов. С тех пор не применяю притираний: Хочу не пахнуть… И, не пью вина. С тех пор всю жизнь я избегаю бани: В потении - мне польза не видна. То, от чего не смог я воздержаться, Не так, как прежде радует меня: От страсти легче вовсе отказаться, Чем с нею жить, умеренность храня. Я в юности учился с большим пылом, Чем занимаюсь этим до сих пор… Признаюсь здесь в любви… Кто мне внушил? - Он, Благословенно-мудрый Пифагор. Наш Пифагор совсем не ел животных, Как позже Секстий - мяса не вкушал. Причины у обоих - благородны, Хотя различны… Секстий написал (поэтому я ставлю здесь кавычки): "Где служит удовольствию резня, Жестокость нам становится привычкой, Древнейшие привычки изменя." Причина Пифагора - в утвержденьи, Что существует связь "всего со всем". А, признавая душ переселенье, Подумаешь: Кого убил и ем? Так можно съесть… кого-нибудь родного… Родителя, к примеру, своего… И близкий дух обречь скитаться снова, Пока родится тело для него. Об этом я прочел у Сотиона… Не только излагал он, дополнял: "Как можете не видеть в том резона, Чтоб дух лишь оболочку изменял? В природе ничего не погибает, И души в ней - вершат круговорот: Был человеком, станет - попугаем, Или змеей… Потом - наоборот… Кто знал людей, тот вряд ли не поверит, Что души их… с животными равны… Коль все не так - останешься умерен, А, если так… ты будешь без вины." Я год не ел свинину и индеек, И чувствовал - подвижней стал душой… В Сардинию сослали иудеев И, я - от их привычек отошел. Порывы блага всем в душе звучали В словах добра, и в мудром образце! Кто стать хотел философом в начале, Филологом становится в конце… Прочтя: "Бежит безжалостное время…" Грамматик не стремится подражать Вергилию, вдевая ногу в стремя… Он замечает лишь - глагол "бежать". Чей взгляд на философию направлен, Тот будет краткий век свой торопить, Поняв, что медлить в жизни - он не вправе, Вино в кувшине нужно первым пить. И в нашей жизни - лучшее вначале, Пока не обволакивает муть. Ведь, что бы мы потом ни изучали, Нам чистоты исходной не вернуть. Грамматик видит, что "болезнь и старость" Вергилий ставит рядом… думать лень… Философ понимает, что недаром: Ведь старость - лишь смертельная болезнь. "Не стоит из-за этого терзаться?" Я осуждать занятья не могу: Собака на поляне ищет зайца, Корова - ищет жвачку на лугу. Возьмем, к примеру книгу Цицерона "О государстве"… Что увидим в ней? Мудрец - несправедливости закона.. Филолог - страннорожденных царей… Грамматик же - внесет в свои заметки Какие-то умершие слова: Увидит "известковую отметку", Что "меловою" стали называть. "Воистину" - теперь "на самом деле"… И слышим вместо "оного" - "его"… У Энния "труды" - синоним "дела"… Но, главная награда для него: Когда он обнаружит, где Вергилий Украл слова "грохочет неба дверь"! У Энния! А, он ли сочинил их? Нет… Эннию… их подарил Гомер… Здесь, чтоб не соскользнуть на путь грамматик, Скажу, к чему хочу тебя призвать: Метафоры, фигуры речи - кстати… Чтоб стали Делом "бывшие слова"! Те, кто живут "не по своим урокам" Увлечены продажным ремеслом. Услуги их - дурней самих пороков, Что нашей жизнью правят, как весло. Как может что-то к лучшему исправить, Кто в собственной блевотине одрях?! Болтают много… те, кто призван править… А жизнь - опасней бури на морях. Что нам твердят - все сказано другими: Платон, Зенон…и прочих длинный ряд… Как "нынешним" в него добавить имя? "Пусть поступают так, как говорят!" Я все сказал… не дав тебе ответа? В другом письме… Скажу - раскроешь рот! Уставший - не чувствителен к советам. Нас манит любопытство. Будь здоров. - ------------------ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|