Часть третья

АБСОЛЮТНАЯ РЕЛИГИЯ

67 В оригинале раздел называется «Die offenbare Religion». Заголовок следующего раздела - «Die geoffenbarte, positive Religion». Христианская религия, в глазах Гегеля, с одной стороны, является воплощением абсолютной, самоочевидной истины, с другой - заключена в «позитивную», то есть случайную, форму откровения. Термином «позитивность» в ранних работах Гегель обозначал омертвление религиозной веры, теперь речь идет лишь о внешней стороне дела.- 201.

68 По- видимому, память Гегеля сблизила по ассоциации две разные цитаты из Евангелия от Матфея. Одна из них: «Многие скажут мне в тот день: «Господи! Господи! Не от твоего ли имени мы пророчествовали? И не твоим ли именем многие чудеса творили?»…И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас»«(7, 2223). Другая говорит, собственно, не о чудотворцах, а о лжемессиях: «Иисус сказал им в ответ: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем моим» (24, 4-5).-208.

69 Геце (Goeze) Иоганн Мельхиор (1717-1786), деятель протестантской ортодоксии второй половины XVIII в., главный пастор Гамбурга, печально известный своими обскурантистскими выступлениями, вызвавшими отповедь Лессинга (памфлет «АнтиГеце», 1778 г.). - 211.

70 2 Кор., 3, 6.- 212.,

71 Об Ансельме Кентерберийском см. прим. 11 к стр. 221, т. 1 наст. изд. Перевод некоторых текстов Ансельма, относящихся к «онтологическому доказательству», см. в кн.: «Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков». М. 1972 стр. 248256. -219.

72 «В действительности» (лат.). -228.…

73 Гегелевская концепция третьей ипостаси христианской Троицы как гипостазированной любви, соединяющей две первые ипостаси, согласуется с традицией, восходящей к сочинению Августина «О Троице». Так, в секвенции церковного поэта XII в. Адама Сен-Викторского третья ипостась названа «Любовь Отца и Сына». Эта концепция логически требует разработанной католицизмом (и не отвергнутой протестантизмом) доктрины об. исхождении духа «от Отца и Сына» в отличие от православного учения об исхождении духа от единого начала, то есть Отца,-230.

74 Ср. 1 Иоан., 4, 7-8 и 16: «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от бога, и всякий любящий рожден от бога и знает бога; кто не любит, тот не познал бога, потому что бог есть любовь. […] Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в боге, и бог в нем».- 230.

75 «Чистая деятельность» (лат.), то есть осуществленность, не включающая никакой незавершенности, никакой потенциальности, самотождественность чистого бытия, которое мыслит само себя. Таково схоластическое определение бога.- 231……

76 Ср. 2 Коринф., 3, 17: «Господь есть дух; а где дух господень, там свобод»«.- 231.

77 Ср. 1 Иоан., 1, 5: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы».- 231..

78 «Многоименный» (греч,).-232.

79 «В превосходящем смысле» (лат.), то есть в некотором неравенстве самому себе; атрибут, взятый из области посюстороннего опыта и приложенный к богу, трансцендирует собственное значение как символ невыразимого. Ср. учение Псевдо-Дионисия Ареопагита, согласно которому бог обладает не бытием, а «сверхбытием», не благостью, а «сверхблагостью» и т. п.- 233.

80 «Таинство» (греч.). -335.

81 Логос (греч. «Слово», «Смысл») и София (греч. «Мудрость»)-два новозаветные обозначения Христа как самопроявления Отца. Первое обозначение употреблено в прологе к Евангелию от Иоанна («Вначале было слово, и слово было у бога, и слово было бог…»), второе-в 1-м послании апостола Павла к коринфянам («…Христа, божию силу и божию мудрость» (1, 24)) -241.

82 Cм. выше прим. 15 к стр. 24 наст. тома. - 243.

83 Аристотель. О небе, 1, 1, 288 А 10.- 243.

84 «Иное» (греч.). Гегель имеет в виду диалектику платоновских диалогов «Теэтэт» и «Парменид».- 244.

85 Имеются в виду Плотин и другие представители позднеантичного неоплатонизма.- 244.

86 «Сущее» (греч.).-844.

87 «Бездна» (греч.), термин-мифологема в гностических доктринах.- 244.

88 «Век», «зон» (греч.), мифологема эллинистических синкретических учений, развившаяся под влиянием иранского учения о Зрване (олицетворенной вечности). В раннем христианстве-соответствие библейского (древнееврейского) термина «олам», означающего срок, данный этому миру до прихода «нового неба и новой земли», и мировую эпоху после этого прихода (противопоставление «этого зона» и «будущего зона»). В гностицизме эоны вечные духовные существа-миры, аспекты абсолютного божества, в совокупности образующие «полноту» («плерому»).-244.

89 «Праотец» (лат.).- 245.

90 «Праначало» (греч.). -245.

91 См. выше прим. 81.- 245.

92 «Узрение» (греч.).- 245.

93 Об Адаме Кадмоне, см. прим. 6 к стр. 431, т. 1 наст. изд.- 245.

94 Люцифер, «Светоносец», «Утренняя Звезда», первоначальное имя сатаны, общее у него с Христом (ср. Апок., 22, 16: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя»). Совпадение символов, прилагающихся в Библии к Христу и сатане, давало импульс для ортодоксальных или, как у Беме, неортодоксальных размышлений о сходстве и контрасте между горделивой светоносностью сатаны, свет которого становится мрачным пыланием, и смиренной светоносностью Сына, преодолевающего бездну индивидуального самоутверждения своим «Я и Отец - одно».- 249.

95 См. выше прим. 84.- 250.

96 «Материя» (греч.). -252.

97 Иов., 37, 5.- 254.

98 Человек по природе зол, тезис Канта (см. И. Кант. Соч., т. 4 (2), стр. 34). Не указывая, кому принадлежит этот тезис, шокировавший немецких просветителей (включая Гете), Гегель принимает его, так же как и кантовскую идею, согласно которой чувство вины образует основу добра и морали.- 255.

99 О Христе как втором Адаме говорится р 1 Коринф., 15, 45.262.

100 Быт., 3, 15 (слова бога, обращенные к змее): «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».- 262.

101 Ср. Пав., 4, 4: «Когда пришла полнота времени, бог послал Сына своего единородного».- 271.

102 Шиллер. Дружба.- 215.

103 Гете. Зулейке (из «Западно-восточного дивана»).- 275.

104 Матф., 12, 48; 8, 22; Лук., 9, 60-62; Матф., 10, 34.-282.

105 Матф., 6, 34; 19, 21.- 282.

106 Матф., 5, 8.- 282.

107 Психагог, «Водитель душ», эпитет Гермеса, как проводника по загробному миру.- 283.

108 Матф., 6, 33.- 283.

109 Лук., 10, 21.- 283.

110 Лук., 8, 48.- 285.

111 Апок., 21, 1: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет».- 287.

112 Иоан., 16, 13: «Дух истины наставит вас на всякую истину»,- 294.

113 Матф., 18, 20; 28, 20.- 301.

114 «Человечка» (лат.).-301.

115 Матф., 12,31.-301.

116 Матф., 24, 23; Лук., 17, 21.- 305.

117 Иоан., 4, 48.- 307.

118 Матф.,7,22- 23.- 307.

119 «Способность к волению»,»усилие»(лат., схоластич.).-318.

120 «Мистическое единение» (лат.).-319.

121 «Сын человеческий», см. прим. 33 к стр. 157, T.I наст. изд.328.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх