Часть вторая

ОПРЕДЕЛЕННАЯ РЕЛИГИЯ

1 Противопоставление возвышенного и прекрасного как двух центральных, контрастирующих и взаимодополняющих эстетических категорий, намеченное позднеантичным ритором Псевдо-Лонгином и переосмысленное английским эстетиком Э. Берком («Философское исследование относительно возникновения наших понятий о возвышенном и прекрасном», 1757), было развито мыслителями немецкого классического идеализма. Сущность прекрасного соразмерность, сущность возвышенного - безмерность, бесконечность; прекрасное облагораживает чувственность, возвышенное связано с преодолением чувственности и «превышает всякий масштаб внешних чувств» (см. И. Кант. Критика способности суждения, § 25. Соч. в 6-ти томах, т. 5. М» 1966). Гегель рассматривал возвышенное как результат радикального преобладания субстанции над единичной формой, в которой она реализуется.- 414.

2 Быт., 3, 13: «Жена сказала: Змей обольстил меня, и я ела».- 423.

3 Быт., 3, 22.- 423.

4 «Напечатление на вещах» (лат.); внешняя форма вещи. через которую бог сообщает знание о сокровенной сущности этой вещи. Учение о signatara rerum играло важную роль в пантеистической натурфилософии немецких мистиков XVI-XVII вв. (Парацельс, Я. Беме и др.). - 425.

5 Еще для Ф. Крейцера, уже принимавшего в расчет критические суждения молодой индологии, представлялось несомненным, что ведические тексты древнее египетской цивилизации (F. Creazer. Symbolik und Mythologie der alten Volker. Ausg. 3, 1. Theil. Leipzig und Darmstadt, 1837, S. 364). -429.

6 Адам Кадмон (Адам Первозданный) - в иудейской мистике каббалы небесный первочеловек, сверхъестественное духовное существо, служившее прообразом земного космоса и земного человека. Представление об Адаме Кадмоне было воспринято масонством.- 431.

7 «Человек, когда он действиями, которые сами по себе не заключают ничего угодного богу (морального), все-таки пользуется как средствами приобрести непосредственное божественное благоволение к себе и через это достигнуть исполнения своих желаний, стоит под влиянием иллюзии обладания искусством производить совершенно естественными средствами сверхъестественные действия. Подобные попытки принято называть колдовством» (И. Кант. Религия в пределах только разума, стр. 187).-435.

8 Имеются в виду знаменитые английские путешественники Джон Росс (1777-1856) и У. Пэрри (Парри, 1790-1855). Оба возглавляли важные экспедиции в районе американской Арктики (Росс - в 1818 г., а также вместе со своим еще более известным племянником Джемсом Россом в 1829-1833 гг.; Пэрри-в 18191820, в 1821-1822 и в 1823-1824 гг.);- после окончания каждой экспедиции были опубликованы записки о ней, вызвавшие большой интерес.- 436.

9 Материал, касающийся первобытно-магической стадии религии, разбросан в различных местах труда Геродота; так, можно назвать разделы IV книги, относящиеся к скифам (гл. 64-68) и к североафриканским народам (гл. 168-180).- 437.

10 Дж. Браун (1735-1788), английский врач и теоретик медицины, исходивший из концепции здоровья как равновесия возбуждений.- 443.

11 Гении, согласно религиозным представлениям древних римлян, духи - покровители отдельного человека, дома, семьи, человеческих сообществ, государства (гений римского народа), а также местностей (гений места) и сил природы.- 446.

12 Слово фетиш восходит к латинскому factitius (искусственный, поддельный, колдовской).-448.

13 Имеется в виду сочинение католического миссионера Кавацци «Historische Beschreibung der drei Konigreiche Congo…».- 451,

14 «Одиссея», XI, 25-50. - 452.

15 Гегель имеет в виду индуистское учение о «тримурти» триаде богов: Брахма - принцип созидания, Вишну - принцип сохранения, Шива - принцип разрушения. В индуистской иконографии встречаются изображения «тримурти», в которых головы Брахмы, Шивы и Вишну вырастают из единого тела, а также изображения Харихары, представляющие собой соединение образов Шивы и Вишну.- 456.

16 Катан Марк Порций Утический, или Катон Младший (9546 гг. до и. э.), вдохновитель республиканско-аристократической оппозиции Цезарю; после победы Цезаря отказался воспользоваться милостью победителя и бросился на свой меч. Его образ, ставший символом непоколебимой верности обреченному идеалу, запечатлен в поэме Лукана «Фарсалия», где Катон произносит, в частности, такие слова: «…Оторвать меня смогут не раньше, Чем обниму я, о Рим, твой труп; и твою, о Свобода, Невоплощенную тень провожать я буду до гроба!» (II, 301-308, пер. Л. Е. Остроумова).-461.

17 Ср. определение бога в книге Якоби «Об учении Спинозы» (F. Н. Jakobi. Ueber die Lebre des Spinoza, SS. 424- 427). -467.

18 Можно указать на ряд фрагментов философской поэмы Парменида, например на следующий: «…Есть бытие, а небытия вовсе нету; Здесь достоверности путь, и к истине он приближает» (Diels, фр. А 3, пер. О. Маковельского).- 467.

19 Джелаледдин (правильнее-Джалаль ад-Дин) Руми (12071273), персидский поэт суфийско-мистического направления с пантеистическим уклоном; воспевал экстаз как утрату ограниченного земного «я» и слияние с «беспредельным морем» божества. Гегель проявлял к стихам этого поэта, известным ему в переводе Рюккерта, особый интерес. «Если хотят,- замечал Гегель в «Философии духа»,-…рассматривать сознание Единого не с точки зрения расчленения его в индуизме, с одной стороны, на чуждое всякой определенности единство абстрактного мышления, а с другой - па утомительное, даже становящееся скучным усмотрение его в частностях бытия, но созерцать его в его прекраснейшей чистоте и возвышенности, то тогда нужно обратиться к магометанам. Если, например, у превосходного Джелаледдина Руми на первый план особенно выдвигается единство души с Единым и это единство характеризуется как любовь, то это духовное единство представляет собой возвышение над конечным и обыденным, просветление природного и духовного, в котором именно внешняя, преходящая сторона непосредственно природного существования, равно как и эмпирического, в житейском смысле духовного, выделяется и поглощается» {Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 3. М., 1977, стр. 400). -467.

20 Издававшиеся миссионерами (начиная с 1776 г.) «Записки» об истории, науках, искусствах китайцев «Memoires concemant l'histoire les sciences, les arts, les moeurs et leg usages des Chinois». Paris).- 4.73.

21 Гегель говорит о даосизме, который возник в Древнем Китае в VI-V вв. до н.э. и нашел свое выражение в философском трактате «Дао дэ цзин», развивавшем парадоксы диалектики и приписывавшемся традицией легендарному мудрецу Лао-цзы; в I-III вв. даосизм из философской школы переродился в мистико-магическое течение, в секту.-476.

22 Ср. выше, стр. 433: (/…духовное есть власть над природой» в первой форме религии; и т. 2, стр. 25-27, где дается итог развития понятия «мощь».- 4S6.

23 «Падежах» (лат.).-488.

24 «Мужской род» (лат.). -488.

25 «Средний род» (лат.). -488.

26 «Падежей» (лат.).-488.

27 «Парабрахма» («Парабрахман»), «высший Брахман», обозначение абсолюта в Упанишадах.- 490.

28 «Мудрость» (греч.). Гегель имеет в виду учение о «премудрости божией», понимаемой как самораскрытие потустороннего бога в посюстороннем мире явлений; учение это развито у Филона Александрийского (21 пли 28 г. до н. э.-41 или 49 г. н.э.), а также в позднебиблейской «Книге премудрости Соломоновой», где о Софии-Премудрости говорится: «Она есть дыхание силы божией и чистое излияние славы вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия божия и образ благости его» (Премудр., 7, 25).491.

29 Ср. «Законы Ману», гл. 1, ст. 6-9: «Тогда божественный Самосущий невидимый, но делающий все это-великие элементы и прочее - видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму. Тот, кто постижим только умом, неосязаемый, невидимый, вечный, заключающий в себе живые существа, удивительный,, проявился сам по собственной воле. Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя» (пер. С. Д. Эльманович, исправленный Г. Ф. Ильиным). -491.

30 «Фаллос», «детородный орган» (греч.). Изображения фаллоса, символизировавшие оплодотворяющее начало природы, играли важную роль в древнегреческой обрядности; еще большую роль играют «лингамы» в культовой практике индуизма.- 496.

31 Книга Джеймса Милля (1773-1836) называется «История Британской Индии».- 490.

32 Alexander Dow. The History of Hindostan. Transi. from the Persian. Vol. 1-2. London, 1768. - 500.

33 «Бога почитает тот, кто его ведает» (лат.). -516.

34 Фо - китайский вариант слова «Будда» («Просветленный»).-517.

35 Во времена Гегеля отсутствовали какие бы то ни было статистические данные о численности сторонников той или иной мировой религии. Количество буддистов во всем мире определялось гадательно и при этом сильно завышалось; недостаточно учитывалось, что буддийский регион включает огромные малолюдные пространства Тибета и Монголии. Новая статистика дает на 1972 г. такие цифры: общее число христиан-1024 млн., мусульман 529 млн., буддистов - 268 млн. (см. П. И. Пучков. Современная география религий. М., 1975, стр. 82). Даже если иметь в виду результаты полуторасотлетней работы христианских миссионеров в буддийских странах, очевидно, что и в первой половине XIX в. количественное соотношение между христианами, мусульманами и буддистами было не таким, каким представлял его себе Гегель. Тем не менее утверждение об огромном количественном перевесе буддистов не раз повторяется и в позднейшей немецкой философской литературе.- 517.

36 «Ум», «нус» (греч.), термин древнегреческой философии, обозначающий «обобщение всех смысловых, разумных и мыслительных закономерностей, царящих в космосе и человеке» (Философская энциклопедия, т. 4. М» 1967, стр. 104). Понятие мирового «нуса» ввел Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.).- 520.

37 «Одно и Все» (греч.) - формула учения о всеединстве бытия, восходящая к Ксенофану (VI-V вв. до н. э.). -521.

38 «Все» (греч.). Корень «пан» входит в термин «пантеизм» (всебожие).-521

39 Гегель имеет в виду учение Эпикура, согласно которому боги живут в «междумириях».- 522.







 

Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх