|
||||
|
Введение в философию религии 1 Построение «Лекций по философии религии» Гегеля таково, что в своем введении он может опереться на общее, как бы присущее всем представление о религии, которое изображается вневременным (ниже: «все народы знают, что именно религиозное сознание есть та сфера, где они обладают истиной»), но при этом вбирает в себя черты религиозности, свойственные 20-м гг. XIX в. (эпохе Реставрации).- 205. 2 Ср.: «Я есмь альфа и омега, начало и конец, первый и последний» (Откр., 22, 13, ср. 1,8).- 206. 2a Здесь переводчик взял в кавычки образное выражение Гегеля.- 206. 3 Психея, здесь - олицетворение человеческой души.- 207. 4 Гегель пользуется специфическим лексиконом эпохи романтизма, будучи чужд его устремлениям.- 207. 5 Гегель имеет в виду вольфианское направление в просветительском богословии, которое выводило существование бога из факта совершенства мироздания всех находящихся в нем творений,212. 6 Ср. выше (т. 1, стр. 185) о рассудке и религии.- 216. 7 Ср. Новый завет (1 Коринф., 2, 6, 7): «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость божий), тайную, сокровенную, которую предназначил бог прежде веков к славе нашей».- 219. 8 В интроспективных течениях немецкой религиозной мысли XVIII в. (в пиетизме и т. д.) понятие «служение богу» углублено до степени некоего внутреннего ритуала индивидуальной души. См. определение в «Философской пропедевтике»; «Богослужение есть определенная занятость мыслей и чувства богом, посредством которой индивид стремится осуществить свое единение с богом и приобрести как сознание этого единения, так и уверенность в нем, Это согласие своей воли с божественной волей индивид должен доказать как умонастроением, так и образом действий в своей действительной жизни» (Гегель. Работы разных лет, т. 2, стр. 78).220. 9 В эпоху Просвещения слово «философ» тяготело к тому, чтобы стать синонимом слов «вольнодумец», «неверующий». Есть и давняя традиция противопоставления религии и философии, ср. знаменитое изречение Тертуллиана (II-III в.); «Что общего у Афин и Иерусалима, у академии и церкви?» («О неправомочности еретиков», 7). -220. 10 Отцы церкви, традиционное название виднейших деятелей и мыслителей христианской церкви II-VIII вв., которые создали се организацию и догматику. Философские занятия в духе античной традиции (платонизма, неоплатонизма и аристотелизма) были особенно характерны для Василия Великого (ок. 330-379), Григория Богослова (329 - ок. 390), Григория Нисского (ок. 335-394), Августина (354-430), Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.), Максима Исповедника (ок. 580-662), Иоанна Дамаскина (ок. 675-ок. 753) -220. 11 Ансельм Кентерберийский (1033-1109)-один из главных представителей ранней схоластики, примкнувший к традиции Августина. Развил так называемое онтологическое доказательство бытия бога, идущее от самого понятия бога. Крайний теологический рационализм Ансельма проявился в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он попытался логически доказать необходимость воплощения бога.- 221. 12 Абеляр Пьер (1079-1142) - знаменитый схоласт, придавший ортодоксальному рационализму Ансельма (по формуле: «Верую, чтобы понимать») еретический поворот (по формуле: «Понимаю, чтобы верить»). Абеляр дал импульс схоластическому искусству спора своим сочинением «Да и нет», сопоставляющим противоположные взгляды различных авторитетов,- 221. 13 Оба приводимые Гегелем обозначения «высшего» связаны с платонической традицией. Термин «идея» - один из центральных терминов самого Платона; у Гегеля он получает особую весомость, Термин «абсолют» был развит схоластами и применен к богу Фомой Аквинским («Сумма теологии», 1, 85, 3), позднее-Николаем Кузанским («О вразумленном неведении», II, 3). Гегель, как никто до него, сближает понятия идеи и абсолюта: «сама идея не должна быть понимаема, как идея чего-то».- 223. 14 «Сущее» (лат.). Вольф дает такую дефиницию абсолюта; «…вещь, которая имеет в себе самой основание своей действительности и такова постольку, что для нее невозможно не быть» («Разумные мысли о боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще», 1,929). -223. 15 Речь идет о понятийном характере догматики, которая во всех христианских вероисповеданиях выражала себя не без помощи античной философской терминологии («субстанция», «ипостась» и т. п.).-225. 16 Символ веры-в христианском обиходе перечисление основных предметов веры, обычно (но не всегда) имеющее форму молитвы - исповедания и открывающееся словом «верую». Апостольским называется наиболее краткий символ веры, читаемый при крещении у католиков и протестантов (у православных ему соответствует никейско-константинопольский символ веры). «Символические книги» появились в XVI в. у протестантов («Аугсбургское Исповедание» 1530 г. у лютеран, «67 членов пли заключений Цвингли» 1523 г. у цвинглиан, «Женевское соглашение» 1551 г. у реформатов II др.), а в ответ на протестантскую практику-и у католиков («Исповедание веры Тридентского собора» 1563 г. и др.).226. 17 В противоположность католичеству, говорившему о двух «источниках веры», дополняющих друг друга,- «Писании» (то есть Библии) и «Преданий» (то есть нормативной сумме принятых в церкви доктрин и обычаев),- протестантизм выдвинул принцип одного только «Писания» (sola Sciiptnia.).-226. 18 Экзегеза (греч,), истолкование текстов (обычно сакральных).-226. 19 Гегель имеет в виду протестантскую рационалистическую библеистику эпохи Просвещения, возникшую из синтеза просветительского религиозного скепсиса и протестантской установки на отделение «Писания» от «Предания» (см. прим. 17).-226. 20 В позднюю античность и средневековье был разработан аллегорический метод интерпретации Библии, постулировавший рядом с буквальным смыслом текста целую систему символических смыслов: классиками аллегорических истолкований были иудей Филон Александрийский и христиане Ориген, Григорий Нисский, ПсевдоДионисий Ареопагит, Амвросий Медиоланский, Бернард Клервосский, Ришар де Сен-Виктор и др.- 227. 21 Слова Гегеля тем более справедливы, что целые эпохи в истории теологизирующей мысли использовали библейскую экзегезу в качестве универсальной формы рассуждения.- 227. 22 Согласно изречению, популярному в кругах средневековых схоластов, «auctoritas nasum cereum habet» («авторитет имеет восковой нос», то есть нос, который можно повернуть в любую сторону).-227. 23- 24 речь идет о теориях в духе деизма и так называемой «естественной религии», выдвигавшихся против традиционного библейского представления о личном боге.-227, 228. 25 Имеется в виду догмат, согласно которому единая божественная сущность есть внутри себя личностное отношение трех «ипостасей», или «лиц», - Отца (безначального первоначала). Сына (логоса, то есть абсолютного смысла) и св. духа («животворящего» начала жизненной динамики). В западной (католической и протестантской) теологии со времен Августина распространены аналогии между троичностью божества и структурой внутренней жизни человеческого духа. По мысли Гегеля, догмат триединства, вносящий в сверхкачественную негативность абсолюта позитивно-личностное наполнение, полагающий внутри абсолюта субъективнообъективную противопоставленность (через отношение первых двух ипостасей) и снимающий ее (через присутствие третьей ипостаси), есть необходимость для разума. Поэтому понятна симпатия Гегеля к теологическому интеллектуализму Ансельма Кентерберийского и Абеляра (см. прим. 11 и 12).-228. 26 Имеется в виду враждебность теологов-библеистов духу идеалистической спекуляции. Эта враждебность объединяла два контрастирующих направления: рационалистско-скептическое (см. прим. 19) и пиетистско-мистическое. Первое противопоставляло «простую» мораль евангелия умозрительным системам; второе же стремилось унизить перед лицом текста Библии человеческий разум, особенно разум теологизирующий, то есть стремящийся проникнуть в тайны божества посредством умозрительных штудий. 229. 27 Такого рода утверждения не чужды ортодоксальной традиции христианства. Ср. слова Фомы Аквинского: «Необходимо, чтобы бог пребывал во всем, и притом самым тесным образом» (Summa theol. I, q. 13, a. II). У Августина сказано: «Я не был бы, я совершенно не мог бы быть, если бы ты не пребывал во мне!» (Confessioiies, 1,2,3).- 230. 28 Полемикой против отделения религии от философии и веры от познания Гегель был занят всю жизнь; в 20-х гг. эта полемика направлялась против выдающегося теолога-протестанта, коллеги Гегеля по Берлинскому университету, Ф. Д. Шлейермахера (см. Гегель. Работы разных лет, т. 2, стр. 398). Шлейермахер говорил, что Гегель обвиняет его в «диком неведении о боге» («Hegel in Berichten seiner Zeitgenosseii». Hrsg. von G. Nicolin. Berlin, 1971, S. 243,258).- 232. 29 «Беспечны по отношению к богам» (лат.).-232. 30 Матф., 5, 48: «Итак, будьте совершенны, как совершенен отец ваш небесный».- 233. 31 Гегель имеет в виду либерально-рационалистическое направление протестантской теологии, переводившее догматы христианской веры с их онтологическим содержанием на язык психологизма и морализма (ср. прим. 19).- 234. 32 В первую очередь это замечание относится к тогдашнему протестантизму. Следует уточнить, что Гегель не говорит о замене прежних догматов новыми, но о том, что прежние догматы утратили свою значительность, а никаких новых не появилось (см. прим. 33- 35).- 234. 33 Традиционная христианская догматика исходила из того, что Иисус Христос, предложив себя в искупительную жертву за грехи людей, реализовал объективное, мистически-реальное дело «посредничества» между богом и людьми, «примирения» бога и людей, благодаря чему людям была дана возможность объективного «спасения». Либеральная теология удержала слова «посредничество», «примирение» и «спасение», но истолковала их как аллегории, метафоры морального «учительства» и субъективнопсихологических состояний «этической гармонии» и «примирения со своей совестью». Надо сказать, что молодой Гегель и сам был не чужд подобной интерпретации (см. выше, прим. 28 к стр. 77).-234. 34 Это предложение звучит как цитата из ранних теологических работ самого Гегеля. В более широком смысле такая моралистическая трактовка Христа характерна для протестантского богословия Германии конца XVIII в» например для И. Г. Гердера, причем параллели между моральным типом Христа и моральным типом Сократа были действительно нередки и при таком моралистическом подходе напрашивались сами собой. Известный паралле-лизм Христа и Сократа остался и у зрелого Гегеля (Сократ как «главный поворотный пункт духа в себе самом» в гелевской «Истории философии»).- 234. 35 То есть главнейшие догматы христианства, которые для протестантской теологии конца XVIII в. потеряли всякий смысл, так что прав был Фихте, когда в период так называемого «спора об атеизме» иронически заметил о Гердере, что «опубликованные философемы этого генерал-суперинтенданта сходны с атеизмом, как две капли воды» (письмо А. Г. Фойгту от 22 марта 1799 т.).-235. 36 Уже у Платона намечается учение о трех духовных первоначалах («единое», «ум», «душа»); оно было обстоятельно разработано неоплатониками и положено в основу их философско-мистической системы. Параллель между неоплатонической триадой и христианской троицей неоднократно отмечалась рацоналистическими критиками христианства в XVIII в. Так, Эд. Гиббон кончает XT II главу первой части своей «Истории упадка к разрушения Римской империи» эпиграмматической фразой: «Неоплатоники едва ли имеют право на то, чтобы им уделяли какое-либо место в истории человеческих знаний, но в истории церкви о них придется упоминать очень часто». Однако надо отметить два важных различия. Триада неоплатоников состоит из безличных начал. Троица христианской догматики представляет между тем отношение личностей («лиц», или «ипостасей», ср. прим. 25 к стр. 228). Далее, триада неоплатоников построена по субординационному принципу («единое» выше «ума» и «ум» выше «души»), между тем как все три «ипостаси» христианской троицы принципиально равны. 37 См. выше, прим. 10.- 235. 38 «Неизрекаемыми» (греч.).-235. 39 Вероятно, это выпад против Шлейермахера. Такая характеристика хорошо подходит к ранним работам этого теолога, например к его «Речам о религии» (1799), о которых Гегель писал в 1802 г.- 236. 40 Точка зрения Ф. Г. Якоби, с которым Гегель полемизировал всю жизнь. - 238. 41 Имеется в виду точка зрения Якоби, который в одном из своих центральных сочинений писал: «…коль скоро все философское познание, совершаясь согласно закону основания, то есть опосредствования, не может не быть лишь опосредствованным познанием, то понятно, почему мы не можем достигнуть философского познания ни высшего существа, ни нашей собственной личности и свободы» (F. В. lacobi. Ueber die Lehre bes Spinoza in Briefen an den Hei-rn Moses Mendelssohn. [2. Aufl.]. Breslau, 1789. S. XXII).239. 42 Таков взгляд Шлейермахера.- 240. 43 Гегель использует взгляды своих философских противников для доказательства истинности собственных идей, ибо «истина такая сила, что она присутствует и в ложном» (наст. изд., т. 2, стр. 435) -240. 44 Лютер, как и другие реформаторы, стремился основывать веру на «Писании», очистив ее от искажающих элементов «Предания». чтобы вернуть к нравственной чистоте первоначального христианства. Параллель между Реформацией и «редукцией» веры в направлении непосредственного познания возникает у Гегеля случайно.- 241. 45 Гегель имеет в виду направление мысли, классическим образом выявившееся еще в средневековой доктрине «двойственной истины», согласно которой одно и то же положение может быть истинным философски, но ложным теологически, и наоборот; эта доктрина была характерной для французского аверроизма XIII в.243. 46 Церковь неоднократно осуждала доктрину «двойственной истины» (например, в решении парижского епископа Тампье от 7 марта 1277 г.) -243. 47 Речь идет о Шлейермахере. - 244. 48 Гегелю важно показать, что теологический агностицизм Шлейермахера дает тот же результат, что и материализм просветителей XVIII в.-245. 49 См. в наст. изд. «Лекции о доказательстве бытия бога». Современниками Гегеля замысел таких лекций воспринимался как анахронический (см. запись в дневнике И. П. Эккермана от 1. IX. 1829 г. о его разговоре с Гете, сказавшим: «Теперь уже не время для таких лекций»).- 245. 50 О невозможности отделить анализ познания от процесса познания бога принципиально говорится в «Лекциях о доказательстве бытия бога».- 246. 50a Написание слива «суждение» (Ur-teil) через дефис должно, по мысли Гегеля, придать термину еще один, нужный философу смысл - «перво-деление». Но, как уже было подмечено комментаторами (см. Гегель. Соч. М., 1939, т. G, стр. 322), для этого у Гегеля нет оснований. Этимологически слово Urteil восходит к глаголу erteilen («присуждать», «постановлять»). Первоначальное значение слова Urteil - «приговор». Гегелевская игра слов основана на произвольном толковании. Не мудрено, что в последнем немецком издании «Лекций по философии религии» в этом месте слово Urteil напечатано без дефиса (Hegel. Werke, Bd. 16, 1969, S, 64). В настоящем издании воспроизводится написание, соответствующее оригиналу (см. рукопись Бруно Бауэра, архив ИМЭЛ, ф. 171, № 1, т. 1, л. 86). -251. 51 Более подробно о мире см. «Лекции о доказательстве бытия бога», III: Когда бог определяется как «творец», то его деятельность понимается как «исходящая изнутри наружу», без возвращения к самой себе, и «творимое есть иное, чем он, есть мир», и «сотворенное, как мир,- вне бога, как иное к нему».- 261. 52 Это не совсем точно. О «вочеловечении» бога, то есть о парадоксальной ситуации, когда бог, являющийся вполне богом (и притом абсолютным богом теизма), становится вполне человеком, говорит христианская догматика, а также, хотя и в совершенно ином идейном контексте, мифология индуизма. Язычество греко-римского типа знает «полубогов», то есть существ, средних между богами и людьми, но не имеющих ни всей полноты божественного величия, ни (в отличие от Христа!) всей полноты человеческого унижения. С другой стороны, иудаизм отрицает идею «вочеловечения»; то же можно сказать об ордотоксальном исламе (некоторые крайние шиитские ереси тяготеют к обожествлению Али)- 265. 53 В отличие от многих просветителей, которые в народных верованиях и ритуалах нередко видели действительное и случайное искажение первоначально данных заповедей и установлений, для Гегеля и эти искажения (точнее, «порождения») находят закономерное место в становлении духа (см. раздел VII «Феноменологии духа»).- 366. 54 См. наст. изд., т. 2, стр. 59-60, 85, 103-104.- 269. 55 См. наст. изд., т. 2, стр. 175, 188.- 269. 56 См. § 564 «Философии духа»: «В понятии истинной религии, то есть той, содержанием которой является абсолютный дух, существенным образом заложено то, что она есть религия откровения и притом такая, в которой источником откровения является бог. Ибо поскольку знание, то есть принцип, вследствие которого субстанция является духом, в качестве бесконечной для-себя-сущей формы есть начало самоопределения, постольку оно безусловно есть само-обнаружение. Дух только постольку есть дух, поскольку он есть для духа; и в абсолютной религии абсолютный дух обнаруживает уже не свои абстрактные моменты, но самого себя» (Сочинения, т. III. М» 1956, стр. 349).- 271. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|