|
||||
|
35. Мадхурья-раса Все внимание Виджая-кумара было настолько поглощено Кришной и Его играми, что даже его повседневная деятельность стала несколько хаотичной. Он наспех перекусил тем, что оказалось под рукой, и помчался к своему духовному учителю. Увидев святого Шри Гопала-гуру Госвами, он пал к его стопам. Гопала-гуру Госвами осторожно поднял и обнял его. Виджая-кумар сказал: «О учитель, я горю желанием узнать об уддипанах мадхурья-расы». Святой Госвами благосклонно кивнул ему, и, усевшись поудобнее, они завели разговор. Праведный Госвами начал так: «Уддипанами мадхурья-расы служат качества, имена, действия, украшения и все прочее, прямым или косвенным образом связанное с Кришной и Его возлюбленными гопи». Виджая-кумар попросил: «Опиши, пожалуйста, эти качества». Святой Госвами сказал: «Качества эти подразделяются на три категории: качества ума, речи и тела». Виджая-кумар спросил: «Что относится к качествам ума?» Праведный Госвами ответил: «Благодарность, всепрощение и добродушие — вот лишь некоторые из многочисленных качеств ума». Виджая-кумар поинтересовался: «Каковы качества речи?» Святой Госвами пояснил: «Чаще всего к ним относятся приятные для слуха слова». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «А какие качества относятся к качествам тела?» Гопала-гуру Госвами сказал: «Юность, очарование, красота, прелесть, сладострастность и нежность относятся кфизическим качествам. Мадхурья-расе присущи четыре периода юности: вая-сандхи, навья-ваяса, вьякта-ваяса ипурна-ваяса. Виджая-кумар спросил: «Чем замечателен период вая-сандхи?» Святой Госвами ответил: «Переходный период между возрастом балья и возрастом яувана именуется вая-сандхи. Иногда его называют пратхама-кайшора. Начало кайшоры и есть вая-сандхи. В данном случае балья и паугандха являются синонимами. Нежность возраста вая-сандхи является уддипаной, вдохновляющей Господа Кришну». Виджая-кумар поинтересовался: «А чем характеризуется период навья-ваяса?» Праведный Госвами пояснил: «Этот возраст является началом яуваны. Признаки этого возраста таковы: гопи нежно улыбаются, их взгляд становится кокетливым, их сердца начинают волноваться, а грудь — расти». Виджая-кумар спросил: «Чем отличается возраст, известный как вьякта-ваяса?» Задав своему учителю этот вопрос, Виджая-кумар заметил, что в храм на даршан Божества пришел вайшнав из Шри-сампрадайи и пандит-санньяси из Шанкара-матха. Последователь Шри-сампрадайи считал себя слугой Господа мужского пола, а санньяси из Шанкара-матха занимался медитацией на имперсональный Брахман. Ни один из них не был готов слушать описание гопи Враджи. Говорить о мадхурья-расе в присутствии человека, твердо убежденного всвоей принадлежности к мужскому полу, запрещено. Гопала-гуру Госвами и Виджая-кумар сразу же прекратили свою беседу и заговорили о чем-то менее значительном. Через некоторое время гости отправились к дереву сиддха-бакула. Улыбнувшись, Виджая-кумар повторил свой вопрос. Святой Госвами сказал: «Вьякта-ваясой называется тот возраст, когда грудь девушки явно заметна, на талии видны три складки кожи, и все члены тела наливаются красотой». Виджая-кумар поинтересовался: «А какой возраст называется пурна-ваясой?» Праведный Госвами ответил: «Пурна-ваясой называется тот возраст, когда бедра девушки становятся широкими, талия — тонкой, грудь — высокой, а лицо сияет необыкновенной красотой». Виджая-кумар сказал: «Я понял, на какие категории делится возраст. Теперь опиши, пожалуйста, категорию тела». Мудрый Госвами сказал следующее: «Когда тело сияет такой красотой, что кажется украшенным даже тогда, когда на нем нет никаких украшений, оно называется сияющим. Все части такого тела прекрасны». Виджая-кумар поинтересовался: «Что есть очарование?» Святой Госвами пояснил: «Если сияние тела подобно сиянию жемчуга, оно называется очаровательным». Виджая-кумар спросил: «А что называется красотой?» Гопала-гуру Госвами ответил: «Если все части тела имеют правильную форму, если они гармоничны и пропорциональны, они считаются красивыми». Виджая-кумар спросил: «А что такое сладострастность?» Святой Госвами ответил: «Если тело настолько прекрасно, что не поддается описанию обычными словами, его красота называется сладострастной». Виджая-кумар поинтересовался: «А что является нежностью?» Гопала-гуру Госвами ответил: «Если тело такое хрупкое и чувствительное, если оно не терпит малейшего неосторожного прикосновения, оно называется нежным». Виджая-кумар сказал: «О учитель, я понял, что представляют собой трансцендентные качества. Теперь прошу, опиши имена». Святой Госвами промолвил: «Трансцендентные имена являются источником Божественных рас». Виджая-кумар сказал: «Я понял. Теперь расскажи, пожалуйста, о действиях». Мудрый Госвами проговорил: «Действия делятся на две категории: анубхава и лила. Анубхаву я описывал, рассказывая о вибхаве». Виджая-кумар попросил: «Опиши, пожалуйста, лилу». Праведный Госвами сказал: «Прекрасные игры, зажигательные танцы, игра на флейте, дойка коров, выпас коров на склоне горы и другие занятия называются лилой». Виджая-кумар спросил: «Какие игры называются прекрасными?» Святой Госвами ответил: «Танец раса и игры с мячом — таковы примеры бесконечного множества увлекательных игр, привлекающих сердца девушек Враджи». Виджая-кумар поинтересовался: «Каковы украшения, присутствующие в духовных играх?» Праведный Госвами пояснил: «Богатые одеяния, драгоценные украшения, благоухающие гирлянды и косметика — таковы украшения, присутствующие в играх Враджи». Виджая-кумар попросил: «Ответь, пожалуйста, что состоит в прямой связи с Кришной и гопи?» Достойный Госвами ответил: «В прямой связи с Кришной игопи состоит то, что прикасается к их телам, и то, что находится поблизости». Виджая-кумар поинтересовался: «Что может прикасаться к их телам?» Гопала-гуру Госвами ответил: «К их телам прикасаются звуки флейты, звуки рожка из рога буйвола, музыка, пение, аромат цветов и благовоний, мелодичное позвякивание украшений, звук вины и тому подобное». Виджая-кумар спросил: «Что подразумевается под звуком флейты?» Госвами ответил: «Когда Кришна касается устами Своей флейты, раздается нектарная музыка. Эта музыка считается прекраснейшей из всех уддипан». Виджая-кумар сказал: «Будь добр, расскажи, что находится поблизости от Кришны и гопи». Святой Госвами пояснил: «Это благоухающие цветы, перья павлина, краски из горных минералов, коровы, посох, флейта, рожок из буйволиного рога, любимые друзья Кришны, поднятая копытами коров пыль, Вриндаван, а также живые существа и предметы, обитающие или находящиеся во Вриндаване, у холма Говардхана, на берегах Ямуны или же там, где был явлен танец раса». Виджая-кумар спросил: «Какие живые существа нашли прибежище в Божественном Вриндаване?» Святой Госвами ответил: «Во Вриндаване живет множество птиц, пчел и животных. Кроме того, Вриндаван украшают лианы, растения туласи, цветы карника и деревья кадамба». Виджая-кумар спросил: «А что состоит в косвенной связи с Кришной и Его любимыми гопи?» Праведный Госвами ответил: «Это лунный свет, облака, молнии во время грозы, времена года, полная луна, легкий ветерок и певчие птицы». Выслушав описание уддипан, Виджая-кумар задумался. Когда он осознал, какие сокровенные тайны были ему поведаны, в сердце его поднялась волна экстатической любви. На его теле проявились признаки анубхавы. Задыхаясь от переполнявших его чувств, Виджая-кумар сказал: «О учитель, прошу, опиши проявления анубхавы. Рассказывая олилах, ты назвал их частью деяний Господа Кришны». Обрадованный столь разумной просьбой ученика, святой Госвами сказал: «Проявления анубхавы делятся на три категории: аланкара, удбхасвара и вачика». Виджая-кумар спросил: «Что называется аланкара?» Праведный Госвами ответил: «Прекрасные девушки Враджи, достигшие возраста яувана, носят двадцать видов аланкар (украшений). Этими украшениями они покоряют сердце своего возлюбленного. Они таковы: а) украшения, порождаемые телом: 1) бхава, 2) хава, 3)хела; б) спонтанно возникающие украшения: 4) шобха, 5) канти, 6) дипти, 7) мадхурья, 8) прагалбхата, 9) аударья, 10)дхайрья; в) естественные украшения: 11) лила, 12) виласа, 13)виччхитти, 14) вибхрама, 15) кила-кинчита, 16) моттайита, 17) куттамита, 18) виббока, 19) лалита, 20) викрита». Виджая-кумар поинтересовался: «Что в данном случае подразумевается под бхавой?» Святой Госвами пояснил: «Если в сердце живет неизменная привязанность кмадхурья-расе, такое состояние называется рати. Первое проявление рати называется бхава. Если рати прочно утвердилась в сердце, это состояние называется саттва. Когда в сердце начинают подниматься волны экстатической любви, такое состояние именуется бхава». Виджая-кумар спросил: «О учитель, что такое хава?» Святой Госвами ответил: «Хава — это телодвижения, происходящие от любви, например, наклон головы, движения глаз или бровей и прочее». Виджая-кумар спросил: «Что такое хела?» Достойный Госвами ответил: «Когда любовные знаки хава выражаются более откровенно, они называются хела». Виджая-кумар поинтересовался: «А что такое шобха?» Праведный Госвами пояснил: «Та красота, которая является отпечатком любовных игр на телах Кришны и Его возлюбленных, именуется шобха». Виджая-кумар спросил: «А что такое канти?» Святой Госвами ответил: «Сияние тела как признак удовлетворения любовных желаний именуется канти». Виджая-кумар поинтересовался: «А что является дипти?» Праведный Госвами пояснил: «Если тело светится лучезарным сиянием, исходящим из сочетания юности, удовлетворенного желания, добродетели и иных факторов, такое состояние называется дипти». Виджая-кумар спросил: «А как проявляется мадхурья?» Святой Госвами ответил: «Мадхурья — это искусность вовсем». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «Что такое прагалбхата?» Мудрый Госвами ответил: «Прагалбхата — состояние уверенности и свободы от сомнений». Виджая-кумар спросил: «Чем характеризуется аударья?» Праведный Госвами ответил: «Способность сохранять смирение при любых обстоятельствах называется аударья». Виджая-кумар поинтересовался: «Что означает слово дхайрья?» Святой Госвами ответил: «Возвышенное состояние ума называется дхайрья». Виджая-кумар спросил: «А как проявляется лила?» Гопала-гуру Госвами ответил: «Лилой называется подражание грациозным движениям возлюбленного истремление носить одежды, похожие на одежды возлюбленного». Виджая-кумар спросил: «А что означает виласа?» Святой Госвами ответил: «Когда гопи губами, глазами или как-нибудь иначе посылают возлюбленному знаки любви, это называется виласа». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «А как проявляется виччхитти?» Святой Госвами пояснил: «Виччхитти именуется естественная красота, не нуждающаяся ни в каких украшениях. По мнению некоторых ученых, виччхитти рассматривается как гневное состояние гопи, оскорбленной поведением возлюбленного». Виджая-кумар спросил: «Что такое вибхрама?» Достойный Госвами ответил: «Если, спеша на свидание со своим возлюбленным, девушка так теряет голову от любовного желания, что неправильно надевает ожерелье, гирлянду и прочие украшения, ее состояние называется вибхрама». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем характеризуется кила-кинчита?» Безгрешный Госвами ответил: «Гордость, любовное желание, слезы, смех, ревность, страх и гнев называются кила-кинчита, но только в том случае, если они служат признаками счастья при встрече с возлюбленным». Виджая-кумар спросил: «Что такое моттайита?» Праведный Госвами дал следующий ответ: «Иногда, вспомнив о возлюбленном или получив какую-либо весть о Нем, девушка испытывает любовь, порождающую желание. Подобное состояние называется моттайита». Виджая-кумар спросил: «А что означает слово куттамита?» Праведный Госвами ответил: «Когда возлюбленный касается груди любимой, а та, втайне испытывая удовольствие, делает вид, что гневается, ее состояние называется куттамита». Виджая-кумар поинтересовался: «Как проявляется виббока?» Святой Госвами пояснил: «Если под воздействием гордости или ревности девушка наносит своему любимому оскорбление, ее состояние определяется как виббока». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «А что означает слово лалита?» Гопала-гуру Госвами ответил: «Когда движения тела ибровей выражают безграничную нежность, это состояние называется лалита». Виджая-кумар спросил: «Что такое викрита?» Праведный Госвами ответил: «Если робость, гордость игнев выражаются не словами, а движениями, подобное состояние называется викрита. Таким образом, определенные состояния тела и ума порождают эти двадцать украшений. Некоторые знатоки рас добавляют к этому списку еще два — маугдхья и чакита». Виджая-кумар спросил: «Что означает маугдхья?» Святой Госвами ответил: «Когда возлюбленная задает своему любимому вопрос, заранее зная на него ответ, ее уловка называется маугдхья». Виджая-кумар поинтересовался: «А что такое чакита?» Праведный Госвами ответил: «Когда возлюбленная говорит любимому о своем испуге, хотя никаких видимых причин для него нет, ее состояние называется чакита». Выслушав ответы мудрого старца, Виджая-кумар сказал: «О учитель, ты весьма доходчиво рассказал мне об аланкарах (украшениях). Теперь прошу, опиши мне удбхасвары». Услышав просьбу ученика, святой Госвами сказал следующее: «Когда Божественная любовь, пылающая в сердце, проявляется в виде определенных телесных признаков, они называются удбхасвара. К примеру, некоторыми из удбхасвармадхурья-расы являются распущенные пояс иволосы, не полностью застегнутый лиф, сладострастные движения тела, приоткрытый рот, учащенное дыхание ирасширенные ноздри». Виджая-кумар заметил: «О мудрейший, мне кажется, что все эти удбхасвары можно было отнести к разрядам моттайита и виласа». Праведный Госвами пояснил: «В них присутствует особая, ни с чем не сравнимая прелесть, поэтому они выделяются в отдельную категорию». Выслушав духовного учителя, Виджая-кумар попросил: «О учитель, пожалуйста, опиши словесные анубхавы». Гопала-гуру Госвами сказал: «Существует двенадцать словесных анубхав: алапа, вилапа, самлапа, пралапа, анулапа, апалапа, сандеша, атидеша, ападеша, упадеша, нирдеша ивьяпадеша». Виджая-кумар спросил: «Что означает алапа?» Мудрый Госвами ответил: «Приятные, лестные слова называются алапа». Виджая-кумар поинтересовался: «Что означает вилапа?» Святой Госвами пояснил: «Жалобные слова называются вилапа». Виджая-кумар спросил: «Что такое самлапа?» Мудрый Госвами ответил: «Приятные беседы называются самлапа». Виджая-кумар поинтересовался: «Что такое пралапа?» Святой Госвами ответил следующее: «Лишенная какого-либо смысла речь называется пралапа». Виджая-кумар спросил: «Что означаетанулапа?» Безгрешный Госвами пояснил: «Анулапа — это неоднократное повторение одних и тех же слов». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «А что означает апалапа?» Гопала-гуру Госвами ответил: «Апалапа — это повторное объяснение чего-либо». Виджая-кумар спросил: «Что означает сандеша?» Мудрый Госвами пояснил: «Сандеша — это письмо, посланное возлюбленному, находящемуся в отлучке». Виджая-кумар поинтересовался: «А что такое атидеша?» Праведный Госвами ответил: «Атидеша характеризуется тем, что гопи выдают свои слова за слова своего дорогого Кришны». Виджая-кумар спросил: «А что означает ападеша?» Святой Госвами ответил следующее: «Ападеша проявляется в том, что говорится одно, а подразумевается совсем другое». Виджая-кумар поинтересовался: «А что такое упадеша?» Мудрый Госвами пояснил: «Упадеша — это разумные наставления» Виджая-кумар спросил: «А что такое нирдеша?» Достойный Госвами ответил: «Нирдеша — это подтверждение чего-либо (к примеру, — «да, это я»)». Виджая-кумар спросил: «А что означает вьяпадеша?» Безгрешный Госвами ответил следующее: «Вьяпадеша — введение кого-либо в заблуждение относительно своих истинных желаний. Все вышеперечисленные проявления анубхавы свойственны и остальным расам. Однако они славятся тем, что придают мадхурья-расе особую пикантность». Выслушав объяснения духовного учителя, Виджая-кумар задал такой вопрос: «О учитель, почему эти проявления раса-анубхавы оговариваются отдельно?» Достойный Госвами ответил следующее: «Когда в сердце рождаются аламбаны и уддипаны, возникает бхава. Тогда на теле появляются признаки, называемые проявлениями анубхавы. Если не обсудить эти анубхавы отдельно, трудно будет увидеть их истинную природу». Виджая-кумар попросил: «Теперь опиши, пожалуйста, проявления саттвика-бхавы, свойственные мадхурья-расе». Святой Госвами сказал: «В мадхурья-расе присутствуют восемь ранее описанных мною саттвика-бхав. Однако вэтой расе они проявляются несколько иначе». Виджая-кумар поинтересовался: «В чем же заключается это различие?» Праведный Госвами пояснил: «Обрати внимание на игры Господа, явленные во Врадже. Оцепенение бывает следствием смеха, страха, изумления, скорби и гнева. Потовыделение сопровождает смех, страх и гнев. Волоски на теле поднимаются от изумления, смеха и страха. Голос дрожит от скорби, изумления, гнева и страха. Тело трепещет от страха, смеха и гнева. Скорбь, гнев и страх сопровождаются побледнением кожных покровов. Смех, гнев и скорбь вызывают слезы. Опустошение вызывается как счастьем, так и страданием». Виджая-кумар спросил: «А разве в мадхурья-расе эти экстатические признаки саттвика проявляются по-другому?» Святой Госвами ответил: «Да, это так. Описывая проявления саттвика-бхавы, я объяснял, что они бывают дхумайита (подобными дыму), джвалита (подобными огню), дипта (сияющими) и уддипта (ослепительно блистающими). В мадхурья-расе присутствуют только два проявления — уддипта (сияние) и судипта (ослепительный блеск)». Виджая-кумар попросил: «О учитель, прошу тебя, опиши вьябхичари-бхавы мадхурья-расы». Святой Госвами сказал: «В мадхурья-расе присутствуют почти все проявления вьябхичари-бхавы или санчари-бхавы, о которых я уже тебе рассказывал. В этой расе отсутствуют лишь аугрья (насилие) и аласья (лень). Проявления санчари-бхавы, характерные для мадхурья-расы, воистину чудесны». Виджая-кумар поинтересовался: «О безгрешный, в чем заключается их необычность?» Святой Госвами пояснил: «Та любовь к Кришне (кришна-према), которую друзья и старшие родственники Кришны черпают в сакхья-расе и других расах, в мадхурья-расе становится санчари-бхавой. Иными словами, то, что в других расах было стхайи-бхавой, в мадхурья-расе становится санчари-бхавой, или вьябхичари-бхавой». Виджая-кумар спросил: «Что еще можно сказать омадхурья-расе?» Мудрый Госвами ответил: «Проявления вьябхичари-бхавы не являются составляющими мадхурья-расы. Даже вьябхичари, начинающиеся с марана (желания смерти), несчитаются ее непосредственными составляющими. Проявления вьябхичари-бхавы считаются качествами мадхурья-расы». Виджая-кумар спросил: «Как в этой расе проявляются составляющие вьябхичари-бхавы?» Святой Госвами ответил: «Нирведа (расстройство) порождается страданиями, неприятными переживаниями, ревностью, скорбью, невзгодами и оскорблениями». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается дайнья (смирение)?» Праведный Госвами пояснил: «Дайнья порождается несчастьями, страхом и оскорблениями». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается глани (вина)?» Безгрешный Госвами дал такой ответ: «Глани порождается усталостью, беспокойством и любовным влечением». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается шрама (усталость)?» Праведный Госвами ответил: «Шрама возникает, когда человек сбивается с пути, танцует, а также вследствие любовного влечения». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается мада (опьянение)?» Гопала-гуру Госвами ответил так: «Мада порождается хмельными напитками. Потребляя их, человек чувствует воодушевление и радость, но теряет свой разум». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается гарва (гордость)?» Святой Госвами ответил: «Гарву порождают красота, добродетели и удача». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается санка (сомнение)?» Безгрешный Госвами пояснил: «Санка порождается воровством, грубостью, жестокостью по отношению к другим, непривлекательными живыми существами и неприятными звуками». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается авега (сильные переживания)?» Святой Госвами ответил: «Авега возникает в присутствии объекта любви, а также во время разговоров о Нем. Кроме того, сильные переживания являются следствием перенесенного потрясения». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается унмада (безумие)?» Праведный Госвами ответил: «Унмада порождается неумеренными наслаждениями или разлукой с возлюбленным». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается апасмара (забывчивость)?» Безгрешный Госвами дал такой ответ: «Апасмара возникает, когда человек несчастен, и все его чувства расстроены». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «Чем порождается вьядхи (болезнь)?» Святой Госвами ответил: «Вьядхи порождает сильная лихорадка, а также беспокойство, сильные переживания идругие отрицательные эмоции». Виджая-кумар спросил: «Как возникает моха (растерянность)?» Мудрый Госвами ответил: «Моха является состоянием ума. Она порождается радостью, разлукой с возлюбленным и скорбью». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается мрити (смерть)?» Гопала-гуру Госвами ответил так: «Мрити не присутствует вмадхурья-расе. Но иногда у ревнивых и страдающих гопи появляется желание умереть». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается аласья (лень)?» Праведный Госвами пояснил: «Аласья также не присутствует в мадхурья-расе. Лень никак не взаимосвязана с преданным служением Господу Кришне. Тем не менее, это качество проявляется косвенным образом — как противоположность истинного преданного служения». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается джадья (бездейственность)?» Святой Госвами ответил: «Джадья возникает, когда гопи слышат о Кришне, видят Его или находятся в разлуке со своим Божественным возлюбленным». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается врида (стыдливость)?» Безгрешный Госвами ответил следующее: «Вриду порождают первое свидание, поступки, которые не следует совершать, а также хвалебные и оскорбительные слова». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается авахиттха (скрытность)?» Гопала-гуру Госвами пояснил: «Авахиттха порождается предательством, стыдом, хитростью, страхом ипочтением». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «Чем порождается смрити (памятование)?» Святой Госвами ответил: «Смрити основывается на непосредственном чувственном восприятии». Виджая-кумар спросил: «О мудрейший, откуда происходит витарка (сварливость)?» Праведный Госвами ответил: «Витарка порождается неудовлетворением или сомнениями». Виджая-кумар спросил: «Откуда берется чинта (беспокойство)?» Мудрый Госвами пояснил: «Чинта возникает, если неудается достичь желаемого результата, либо достигается нежелательный результат». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается мати (задумчивость)?» Гопала-гуру Госвами пояснил: «Мати порождается целью понять что-либо». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается дхрити (стойкость)?» Праведный Госвами ответил: «Дхрити — это устойчивость ума. Она происходит из отсутствия страданий и устойчивого благополучия». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «В чем источник харши (счастья)?» Святой Госвами сказал: «Человек, чьи желания сбылись, находится в состоянии, известном как харша». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается аутсукья (рвение)?» Безгрешный Госвами ответил: «Аутсукья порождается желанием увидеть своего возлюбленного». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается аугрья (насилие)?» Мудрый Госвами ответил: «Слово аугрья переводится как «насилие». Как я уже говорил, ему нет места в мадхурья-расе». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается амарша (высокомерие)?» Святой Госвами пояснил: «Неспособностью выносить непочтение и оскорбления». Виджая-кумар задал следующий вопрос: «В чем природа асуи (зависти)?» Святой Госвами ответил следующее: «Асуей называется нетерпимость к успеху другого. Она порождается судьбой иотрицательными качествами человека». Виджая-кумар поинтересовался: «Чем порождается чапала (непостоянство)?» Праведный Госвами пояснил: «Легкомысленность рождает непостоянство. Кроме того, его источниками могут выступать влечение и отвращение». Виджая-кумар спросил: «Чем порождается нидра (сон)?» Святой Госвами ответил: «Нидра порождается утомлением». Виджая-кумар спросил: «Что такое бодха (бодрость)?» Святой Госвами ответил: «Бодха есть противоположность сонливости. О Виджая-кумар, проявления этих вьябхичари делятся на четыре категории: 1) утпатти, 2) сандхи, 3) шавалья, 4) шанти. Сочетание двух категорий именуется бхава-сандхи. Если сочетание образовано разными проявлениями одной бхавы, оно называется сварупа-сандхи. Если сочетание образовано разными проявлениями, оно именуется бхинна-сандхи. Когда смешивается множество различных проявлений, сочетание именуется бхава-шавалья. Отсутствие бхавы называется бхава-шанти». Услышав из уст своего духовного учителя описания вибхавы, анубхавы, саттвика-бхавы и вьябхичари-бхавы мадхурья-расы, Виджая-кумар постиг самагри (составляющие) этой расы. Его сердце погрузилось в океан премы (чистой любви). Тем не менее, ему казалось, что в сердце у него нет ни капли любви к Господу. Припав к стопам своего духовного учителя, он спросил: «О безгрешный, почему мое сердце никак не откроется навстречу Божественной преме? Будь милостив, объясни, что я должен сделать, чтобы проникнуться любовью к лотосоокому Господу». Гопала-гуру Госвами ответил: «Завтра я расскажу тебе о преме. Ты постиг самагри (составляющие) премы. Но према все еще не проявляется в твоем сердце. До сего дня ты слышал лишь поверхностные описания премы, которая, по сути, является стхайи-бхавой. Узнав о том, как према проявляется в мадхурья-расе, ты достигнешь полного совершенства». Произнеся эти слова, Гопала-гуру Госвами обнял Виджая-кумара. Преисполнившись благодарности, Виджая-кумар поклонился духовному учителю и отправился домой. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|