|
||||
|
29. Расы Враджанатх и Виджая-кумар решили остаться в Джаганнатха Пури на чатурмасью. Услышав о духовных расах из уст Шри Гопала-гуру Госвами, они решили следовать пути поклонения Господу в соответствии с расами. Когда бабушка Враджанатха услышала от своего внука о важности соблюдения чатурмасьи, она согласилась с его предложением остаться в Джаганнатха Пури. Каждый день паломники ходили в храм Господа Джаганнатхи. Они омывались в Нарендра-сароваре, посетили все, что только можно было посетить в Джаганнатха Пури, и с великой преданностью созерцали процесс поклонения Господу Джаганнатхе. Узнав об их решении, Шри Гопала-гуру очень обрадовался. Он сказал: «О, друзья мои, я люблю вас, словно отец сыновей. Мне жаль было бы расстаться с вами, и я буду счастлив, если вы еще задержитесь здесь. Легко найти искреннего духовного учителя, но искреннего ученика найти трудно». Выслушав слова духовного учителя, Враджанатх смиренно попросил: «О учитель, опиши, пожалуйста, отличительные черты разных рас. Мы будем счастливы, если ты поделишься с нами своей мудростью». Гопала-гуру Госвами сказал: «Я рад, что ты интересуешься такими вещами. Выслушайте, пожалуйста, слова, которые Господь Гаурачандра соизволит вложить в мои уста. Для начала мы обсудим шанта-расу (нейтральные отношения). Преобладающая в этой расестхайи-бхава называется шанта-рати. Счастье, которое приносит погружение вимперсональный Брахман, очень незначительно. Счастье, обретаемое во взаимоотношениях с Верховной Личностью, много больше, чем имперсональное счастье. Источником духовного счастья служит созерцание духовной формы Верховной Личности Бога. Аламбаной (объектом поклонения) в шанта-расе является четырехрукая форма Господа Нараяны. В этой форме Господь являет в полной мере Свою безграничную власть и Божественное величие. Аламбане соответствует природа вишайи и анубхавы. Ашрайей шанта-рати являются умиротворенные люди, расположенные в шанта-расе. Достойными шанта-расы считаются атмарамы и те, кто обладает твердой верой в Верховную Личность Бога. Среди атмарам особенно выделяются четверо мудрецов, возглавляемых Санакой и Сананданой. Эти мудрецы — санньяси в телах маленьких мальчиков. Было время, когда они поклонялись имперсональному Брахману, но, к счастью, их привлекла прекрасная форма Господа. Аскетичные и отреченные люди, пусть даже не до конца освободившиеся от привязанности к имперсональному освобождению, достойны обрести шанта-расу. Слушание Упанишад, проживание в уединенном месте, медитация, поиск истины, изучение писаний, созерцание вселенской формы, общение с теми, кто занимается преданным служением с примесью имперсональных размышлений (джнана-мишра-бхакти) и изучение Упанишад совместно с единомышленниками — таковы уддипаны, вдохновляющие эту расу. Аромат туласи, предложенной лотосным стопам Верховного Господа, звук раковины, священные горы, леса и реки, свобода от материальных желаний и сознание того, что время, рано или поздно, разрушит все материальное, также являются уддипанами, вдховновляющими шанта-расу». Враджанатх спросил: «Какие проявления анубхавы свойственны этой расе?» Святой Госвами ответил: «Взирание на кончик носа, поведение, свойственное авадхутам, привычка при хождении смотреть вперед на расстояние четырех локтей, джнана-мудра (жест, при котором указательный палец соединен с большим), отсутствие ненависти к врагам Верховной Личности Бога, симпатия к преданным, дорогим сердцу Господа, приверженность идее освобождения души, спокойствие, свобода от ложного эго, чувства материальной собственности и материальной гордости и, своего рода, «прохладная» любовь ко Всевышнему — проявления анубхавы шанта-расы. Кроме всего прочего, к ним можно отнести зевание, отек конечностей, преклонение перед Господом Хари и вознесение молитв Господу Хари». Враджанатх спросил: «Каковы экстатические признаки саттвика в шанта-расе?» Святой Госвами ответил: «Среди множества экстатических признаков в этой расе выделяются опустошение и оцепенение. В этой расе отсутствуют признаки экстаза, характеризующие безудержную страсть (дипта)». Враджанатх поинтересовался: «А какие проявления санчари-бхавы свойственны этой расе?» Мудрый Госвами ответил: «Скорбь, терпение, радость, задумчивость, приятные воспоминания, меланхолическое настроение, рвение, беспокойство и сварливость — вот лишь некоторые из проявлений санчари-бхавы шанта-расы». Враджанатх спросил: «Сколько разновидностей шанта-рати насчитывают вайшнавы-ученые?» Мудрый Госвами ответил: «Стхайи-бхава шанта-рати бывает двух видов: сама (уравновешенная) и сандра (интенсивная). В сама-шанта-рати достаточно часто проявляется асампраджната-самадхи, в состоянии которого всю телесную деятельность человека сопровождает чувство присутствия Верховного Господа. В сандра-шанта-рати часто встречается нирвикалпа-самадхи, состояние которого исключает невежество и сообщает способность лицезреть Верховного Господа, что доставляет человеку ни с чем несравнимое блаженство. В соответствии с этими двумя видами шанта-рати, можно разделить шанта-рати на парикшья (косвенную) и сакшат-кара-рупа (непосредственную) разновидности. Шукадева Госвами и Билвамангала Тхакур являют собой пример людей, которые переросли шанта-расу и научились наслаждаться блаженством более личностных рас. Великий вайшнав и ученый, Сарвабхаума Бхаттачарья — еще один пример подобного прогресса». Выслушав духовного учителя, Враджанатх сказал: «В книгах по риторике (аланкара-шастрах) шанта-раса не упоминается. Почему?» Святой Госвами промолвил: «Материалистическая деятельность весьма далека от умиротворения. Величие шанта-расы открывается перед человеком лишь тогда, когда он начинает заниматься деятельностью, которая угодна Господу. То же самое можно сказать и обо всех остальных духовных расах. Верховный Господь утверждает следующее: «Вера в Меня приносит умиротворение». Подумай, можно ли обрести веру в Господа, не будучи под покровительством шанта-рати? Поэтому в начале духовного пути необходимо взрастить в своем сердце шанта-расу». Враджанатх сказал: «Я понял, что представляет собой шанта-бхакти-раса. Теперь опиши, пожалуйста, проявления и аспекты дасья-расы». Достойный Госвами сказал: «Пандиты называют дасья-расуприта-бхакти-расой. Дасья-раса бывает двух видов: ануграхья-патра-дасья (служение объекту поклонения) илалья-патра-дасья (служение объекту любви). Прита-раса, в свою очередь, подразделяется на два вида: самбхрама-прита (с примесью почтения) и гаурава-прита (с примесью смирения)». Враджанатх спросил: «Что представляет собой самбхрама-прита?» Святой Госвами ответил: «Любовь с примесью некоторого почтения к Кришне, сыну Нанды, свойственна тем, кто гордится положением слуги Господа. Когда эта раса раскрывается во всем своем многообразии, ее называют самбхрама-прита. В этой расе аламбанами являются и Кришна, и Его слуги». Враджанатх поинтересовался: «Какую форму являет Господь Кришна, участвуя в этой расе?» Святой Госвами ответил: «Когда проявления самбхрама-приты имеют место в Гокуле, у Кришны, вовлеченного вэту расу, две руки. В других местах Он являет и двурукую, и четерехрукую формы. В Гокуле Кришна играет роль мальчика-пастушка. У Него две руки, Он везде носит с Собой флейту и павлинье перо в волосах, а также множество других украшений. Вне Гокулы Кришна носит богатые украшения из драгоценных камней, во всем блеске являя аспект айшварьи (величия и богатства). В «Бхакти-расамрита-синдху» (3.2.11—3.2.15) Шрила Рупа Госвами утверждает следующее:
С интересом выслушав духовного учителя, Враджанатх задал следующий вопрос: «А каковы разновидности слуг Господа?» Достойный Госвами ответил: «Преданные, которые обрели прибежище в дасья-расе, делятся на четыре категории: 1) прашрита (стоящие перед своим Господином со смиренно опущенными глазами), 2) аджнануварти (смиренно исполняющие повеления своего господина), 3) вишваста (обладающие полной верой в своего Господина), 4)прабху-джнане-намра-буддхи (полностью сознающие превосходство своего Господина). Известны также другие определения таких преданных: 1) адхикрита (квалифицированные), 2) ашрита (обретшие покровительство), 3)паришада (спутники), 4) анугата (последователи)». Враджанатх поинтересовался: «Кто из преданных относится к категории адхикрита?» Святой Госвами ответил: «Слугами и служанками, относящимися к категории адхикрита, являются Брахма, Шива, Индра, а также другие полубоги и полубогини. Являясь координаторами деятельности материального мира, они наделены квалификацией (адхикрита), необходимой для служения Верховному Господу». Враджанатх спросил: «Скажи, кто из преданных относится к категории ашрита?» Мудрый Госвами ответил: «Слуги, относящиеся к категории ашрита, бывают трех видов: шаранагата (преданные души), гьяни (мудрые философы) и сева-ништха (люди, склонные кому-либо служить). К слугам категории шаранагата можно отнести Калию и царей, плененных Джарасандхой. К слугам категории гьяни можно отнести Шаунаку и других мудрецов, избавившихся от стремления к имперсональному освобождению и обратившихся за покровительством к Господу Хари. Такие великие вайшнавы, как Чандрадхваджа, Харихара, Бахулашва, Икшвака и Пундарика относятся к двум категориям: сева-ништха и шаранагата, поскольку они испытывали привязанность к поклонению Господу с самого рождения». Выслушав объяснения мудрого вайшнава, Враджанатх спросил: «О учитель, кого из преданных следует отнести ккатегории паришада?» Гопала-гуру Госвами ответил: «К слугам категории паришада обычно относят Уддхаву, Даруку, Сатьяки, Шрутадеву, Сатраджита, Нанду (не путать с отцом Господа Кришны), Упананду и Бхадру. Они являются советниками Господа Кришны и, кроме того, с любовью служат Ему. Помимо этого, кслугам категории паришада относят Бхишму, Парикшита, Видуру и некоторых других преданных. Достигшим совершенства на этом уровне считается Уддхава, великий вайшнав, преисполненный чистой любви к Господу (премы)». Враджанатх задал следующий вопрос: «Какие преданные относятся к категории анугата?» Безгрешный Госвами промолвил: «Преданные, достигшие уровня анугата, делятся на две категории: слуги, живущие в Двараке, и слуги, живущие во Врадже. В блистательной Двараке счастливо живут верные слуги Господа — Сучандра, Мандала, Стамбха, Сутамбха и многие другие. А не менее счастливые Рактака, Патрака, Патри, Мадхукантха, Расала, Сувиласа, Премаканда, Макарандака, Ананда, Чандрахаса, Пайода, Бакула, Расада и Сарада живут во Врадже. Рактака считается наиболее совершенным из преданных, находящихся на уровне анугата. Слуги категории паришада подразделяются на три подкатегории: дхурья (предводители), дхира (философы) и вира (герои). Слуг ашрита также подразделяют на три категории: нитья-сиддха (вечно совершенные), сиддха (совершенные) и садхака (стремящиеся к совершенству)». Враджанатх спросил: «О мудрейший, какие уддипаныдасья-расы известны тебе?» Святой Госвами ответил: «О юный мудрец, звук флейты Кришны, звук Его буйволиного рога, Его лучистый взгляд, воспевание Его славы, отпечатки Его лотосных стоп, части Его Божественного тела, прекрасные, словно грозовая туча, и аромат Его трансцендентного тела — таковы эти уддипаны». Выслушав ответ Госвами, Враджанатх задал следующийвопрос: «Каковы проявления анубхавы, свойственные этой расе?» Мудрый Госвами сказал: «К особым признакам этой расы относятся идеальное исполнение обязанностей при любых обстоятельствах, безоговорочное следование указаниям, свобода от зависти, дружеское отношение к вайшнавам, искренне преданным Господу Кришне, а также вера в Господа Кришну. Почтение к личным друзьям Господа Кришны и отказ от всего, что не имеет отношения к служению Кришне, также входят в число этих признаков». Враджанатх поинтересовался: «А каковы саттвика-викары (признаки экстаза), присущие этим аспектам прита-расы (дасья-расы)?» Святой Госвами ответил: «Этой расе присущи многочисленные саттвика-викары, но основной является оцепенение». Выслушав ответ, Враджанатх задал следующий вопрос: «О учитель, какие вьябхичари сопровождают эту расу?» Мудрый Госвами ответил: «Радость, гордость, решительность, раскаяние, меланхолия, смирение, беспокойство, воспоминания, мнительность, задумчивость, усердие, неустойчивость, сварливость, страсть, застенчивость, оцепенение, самообман, безумие, скрытность, возбуждение, мечтательность, истощение, болезненность и желание умереть — таковы вьябхичари этой расы. Высокомерие, усталость, страх, забывчивость, ярость, гнев и сон почти не наблюдаются среди вьябхичари этой расы. Когда преданный встречается с Господом, в его сердце преобладают такие чувства, как радость, гордость и умиротворение. У преданного, разлученного с Господом, появляются истощение, болезненность и желание умереть». Внимательно выслушав своего учителя, Враджанатх обратился к нему со следующими словами: «О достойнейший, яхотел бы знать, какие проявления стхайи-бхавы присущи прита-расе». Святой Госвами сказал: «Основным проявлением стхайи-бхавы этой расы является любовь (прити), которая возникает в сердце, исполненном благоговения и содрогающемся при мысли о Господине. В шанта-расе единственным проявлением стхайи-бхавы является влечение ко Всевышнему. В дасья-расе проявлением стхайи-бхавы являются нежные чувства в сочетании с навязчивой идеей, которая находит свое выражение в мыслях о том, что Господь является собственностью преданного. Это сочетание почтительных и нежных чувств постепенно усиливается, превращаясь в чувство нежной любви (прему), спокойной любви (снеху) и сильной любви (рагу). Когда почтительная нежность (самбхрама-прити) освобождается от чувства благоговейного страха и глубоко укореняется в сердце, она становится чистой, нежной любовью (премой). Когда это чувство усиливается, сердце тает, и према перерастает вснеху (любовь). В этом состоянии преданный не способен пробыть в разлуке с Господом ни одного мгновения. Если же преданный доходит до состояния, при котором обнаруживается, что даже скорбь приносит ему счастье, значит он взрастил в себе сильную любовь к Господу (рагу). Преданный, находящийся в таком состоянии, готов сделать что угодно ради того, чтобы порадовать Кришну — даже ценой собственной жизни. Слуги, относящиеся к категории адхикрита и ашрита, могут возвыситься до уровня премы. Слуги паришада способны возвыситься до уровня снехи. Парикшит, Дарука, Уддхава и другие слуги, живущие во Врадже, могут возвыситься до уровня раги. Рага включает в себя некоторую долю сакхья-расы (дружбы). Ученые пандиты утверждают, что на уровне раги встреча с Кришной называется йогой, а разлука с Ним — айогой. Айога бывает двух видов: уткантхита (тоскливой) и вийога (трагической). Йога, всвою очередь, делится на три категории: сиддхи (совершенство), тушти (счастье) и стхити (совместное проживание)». Враджанатх сказал: «Я понял, в чем выражаются проявления самбхрама-прити (почтительной нежности). Теперь опиши, пожалуйста, гаурава-прити (любовь с примесью гордости)». Святой Госвами промолвил: «Если преданный гордится тем, что может обнять Кришну, его чувства рассматриваются как гаурава-прити. Любовные чувства, присущие этой расе, перерастают в гаурава-прити, если их усиливает вибхава. Аламбанами этой любви являются Господь Хари, а также слуги, которых любит Господь Хари. Преданный, находящийся в состоянии гаурава-прити, считает Кришну более значительным, более знаменитым, более разумным и более сильным, чем он сам. Кроме того, он уверен в том, что Кришна является его защитником или любящим отцом. Таким образом, Кришна становится объектом любви преданного (вишая). Преданные, подверженные этим чувствам, делятся на две категории: те, кто гордится положением младшего спутника Кришны, и те, кто гордится положением сына Кришны. Сарана, Гада и Субхадра относятся к категории преданных, которые гордятся положением младшего спутника Кришны. Прадьюмна, Чарудешна и Самба гордятся тем, что являются сыновьями Кришны. Уддипанами этой любви являются родительская любовь Шри Кришны, Его добрая улыбка и многое другое. Преданные, испытывающие чувства гаурава-прити, всегда садятся ниже, чем Кришна. Они отказываются от собственных желаний и исполняют малейшие желания Кришны. Таковы проявления анубхавы, свойственные этим отношениям». Выслушав мудрого вайшнава, Враджанатх спросил: «Что означает слово гаурава?» Святой Госвами ответил: «Слово гаурава обозначает преданного, который гордится, что Кришна является его отцом или старшим (гуру) по отношению к нему». Любовь, исполненная гордости, именуется гаурава-прити». Враджанатх произнес: «О учитель, я понял, что представляет собой прити-раса(дасья-раса). Теперь опиши, пожалуйста, расу, которая известна как прея-бхакта-раса или сакхья-раса». Святой Госвами сказал: «В этой расеаламбанами являются Кришна и Его друзья. Кришна, царевич Враджи, является вишайей. А Его друзья являются ашрайей». Враджанатх произнес: «Я хотел бы узнать, каковы категории друзей Кришны. О праведный, кроме того, опиши, пожалуйста, их качества». Милостиво улыбнувшись, святой Госвами сказал: «Их привычки, тела и одеяния схожи с привычками, телами иодеяниями слуг Кришны. Однако друзья Кришны уверены в том, что могут обращаться с Кришной, как с равным. Им несвойственны почтение и благоговение, которые присущи слугам Кришны. Кришна имеет друзей в Двараке иво Врадже. К категории друзей, проживающих в Двараке, относятся Арджуна, Бхимасена, Драупади и Шридама Випра. Из них самым близким другом Кришны считается Арджуна. Друзья Господа, проживающие во Врадже, всегда жаждут встретиться с Ним. Кришна — их жизнь. Они являются наилучшими из всех друзей Кришны. Друзья Кришны, живущие во Врадже подразделяются на четыре группы: сухрит (доброжелатели), сакха (друзья), прия-сакха (близкие друзья), прия-нарма-ваясья (самые близкие друзья). Обычно доброжелатели несколько старше Кришны, и любовь, которую они к Нему испытывают, имеет оттенок родительской. Будучи старше Кришны, они стараются защитить Его от всевозможных напастей. Поэтому они носят оружие, чтобы дать отпор любому, кто задумает навредить Кришне. К друзьям-доброжелателям Кришны относятся Субхадра, Мандалибхадра, Бхадравардхана, Гобхата, Якша, Индрабхата, Бхадранга, Вирабхадра, Махагуна, Виджая и Балабхадра. Достигшими совершенства на этом поприще считаются Балабхадра и Мандалибхадра. Друзей Кришны, которые моложе Его по возрасту, называют сакхи. К ним относятся Вишала, Вришабха, Оджасви, Девапрастха, Варутхапа, Маранда, Кусумапида, Манибандха и Карандхама. Лучшим из них считается Девапрастха. Друзья, пользующиеся особым доверием Кришны, называются прия-сакхи; все они ровесники Кришны. Поскольку с Господом их связывает доверительная дружба, их поведение по отношению к Нему диктуется лишь чистыми дружескими чувствами. К особо приближенным друзьям относятся Шридама, Судама, Дама, Васудама, Кинкини, Стока-кришна, Амсу, Бхадрасена, Виласи, Пундарика, Витанка и Калавинка. Кроме того, у Кришны есть друзья, которым Он доверяет Свои самые сокровенные тайны. Их называют прия-нарма, самыми близкими друзьями. К прия-нармам относятся Субала, Арджуна, Гандхарва, Васанта и Удджвала. Достигшим совершенства в этих отношениях считается Удджвала, являющийся вдохновителем самых озорных проделок, которыми любят развлекаться пастушки Враджи. Следует отметить, что одни из друзей относятся к категории нитья-сиддха (вечно совершенные), другие — к категории сурачара (полубоги, заслужившие возможность наслаждаться блаженством дружеской расы), третьи — к категории садхака (люди, которые достигли высот этой расы посредством преданного служения)». Выслушав подробные объяснения Гопала-гуру Госвами, Враджанатх спросил: «Какие уддипаны свойственны этой расе?» Святой Госвами ответил: «Юность Кришны, Его красота, Его рожок и флейта, Его раковина, Его чувства, Его чувство юмора, Его безмерное могущество, Его игривое настроение — все это возбуждает (уддипана) дружескую любовь кНему. Когда Кришна являет Себя как пастушок, Его возраст называют каумара и пауганда. Достигнув шестнадцати лет, Господь отправляется в Матхуру». Преисполнившись духовных эмоций, Враджанатх попросил: «Прошу, опиши анубхавы друзей Кришны». Святой Госвами промолвил: «Когда Кришна проводил время со Своими друзьями, они боролись, играли в мяч ившахматы. Они залезали друг другу на плечи и хвастались искусством метания палок. Друзья-пастушки сидели с Кришной на одном сиденье и катались на одних качелях, лежали с Ним на одном ложе, шутили, плавали в реке, вместе дразнили обезьян и других животных, а также пели, танцевали, одним словом, развлекались, как могли. Эта деятельность называется анубхава. Друзья категории сухрит сидели вместе и давали друг другу советы по поводу того, как следует поступать в тех или иных ситуациях, а иногда побуждали друг друга совершить какое-либо благое дело. Сакхи предлагали друг другу орехи бетеля, расписывали лица друзей знаками тилака и наносили пасту чандана на свои тела. Прия-сакхи любили сражаться с Кришной. Бывало, они крали у Него одежду или выхватывали цветы прямо у Него из рук. Прия-нарма-сакхи занимались приготовлениями, необходимыми для проведения мадхурья-лилы, одной из игр Господа Кришны. Они украшали Кришну лесными цветами и обмахивали Его веером». Враджанатх спросил: «Какие проявления саттвика-бхавы и санчари-бхавы сопровождают эту расу?» Святой Госвами ответил: «Те же проявления, которые сопровождают дасья-расу, но более ярко выраженные». Враджанатх спросил: «Какова стхайи-бхава этой расы?» Святой Госвами ответил: «В одной из глав «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами объясняет:
Выслушав ответ, Враджанатх задал следующий вопрос: «Что в данном случае означает слово вишрамбха?» Святой Госвами ответил: «В «Бхакти-расамрита-синдху» (3.3.206) сказано:
Враджанатх спросил: «А каким образом развиваются эти взаимоотношения?» Мудрый Госвами пояснил: «Развитие сакхья-расы проходит через следующие стадии: према, снеха, рага и праная». Выслушав ответ, Враджанатх поинтересовался: «Какими качествами отличается праная?» Святой Госвами ответил: «В любви подобного рода полностью отсутствуют почтение и благоговение — даже в тех случаях, когда они были бы уместны. Сакхья-раса столь чудесна, что ее трудно с чем-либо сравнить. Сакхья-раса существенно отличается и от дасья-расы, и от ватсалья-расы. Она наиболее дорога Кришне. Между Господом и Его друзьями устанавливается очень близкая, тесная связь. Внекотором отношении, духовный экстаз сакхья-расы сравним разве что с Божественным экстазом мадхурья-расы». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|