• 1. Этапы работ
  • 2. Выборка вещи дрессировщика (хозяина)
  • 3. Дополнительные упражнения по выборке
  • 4. Выборка «чужих» вещей
  • 5. Работа по следу
  • 5. 1. Какие могут быть следы
  • 5. 2. Помощь дрессировщика
  • 5. 3. Самостоятельное определение собакой направления следа
  • 5. 4. На что должно быть обращено особое внимание при тренировке работ по следу
  • 5. 5. Характеры следов
  • 5. 6. Задания по тренировке
  • 5. 7. Выборка человека со следа
  • 5. 8. Методические указания к работе по чутью
  • 6. Обыск местности. Команда «ищи»
  • РАБОТА ПО ЧУТЬЮ

    1. Этапы работ

    Работой по чутью разбивается на ряд следующих отдельных работ:

    1) Упражнения по выборке вещей дрессировщика из ряда вещей, принадлежащих другим лицам.

    2) Работа по следу, проложенному для собаки посторонним лицом, со всеми усложнениями следовой работы, вводимыми постепенно.

    3) Работа по выборке искомого, чужого для собаки запаха среди других посторонних запахов. К этому упражнению нужно отнести выборку чужих вещей, выборку искомого человека из ряда других людей и, наконец, выборку искомого следа среди других следов.

    2. Выборка вещи дрессировщика (хозяина)

    Основная команда «нюхай», вспомогательные: «апорт» и мягкое «фу».

    При этой работе вводится основная команда, «нюхай» или какое-либо другое слово как общий сигнал к принюхиванию вообще, команда же «апорт» может только подтвердить правильность поиска.

    При ошибке собаки применяется мягкое «фу», тормозящее допущенную неправильность, но именно мягкое «фу», ибо резкое «фу» создает у собаки общий тормоз к самому процессу выборки.

    Технически упражнение строится так.

    1. Дрессировщик дает собаке обнюхать знакомый для нее апорт, трет его руками на глазах собаки, а затем, усадив собаку, отходит шагов на 10 12 и кладет апорт на землю.

    2. То же делают и другие два дрессировщика (если занимаются несколько собак в группе).

    3. Апорты примерно одинаковой величины и формы, лежат на расстоянии 15—20 см друг от друга.

    4. Затем дрессировщики возвращаются к своим собакам и по очереди проделывают следующее: положив руки (легко) на морду собаки (лучше не класть руки, а только держать их около носа собаки), дрессировщик как бы заставляет собаку понюхать запах своих рук.

    5. Все эта сопровождается командой «нюхай». Возможно, что в первое время собака, не понимая, в чем дело, будет мотать головой, стремясь сбросить руки.

    6. В таком случае нужно погладить собаку, не закрывать руками ее глаз, и, подержав руки около носа 5—6 секунд, жестом руки указать на лежащие на земле апорты и послать к ним собаку с той же командой нюхай. В первые два дня можно послать собаку с командой «нюхай, апорт». Это может помочь собаке связать свой подход к куче апортов с нахождением искомого апорта.

    7. Собака в силу жеста, а возможно и движения дрессировщика к кучке лежащих апортов, а с другой стороны — в силу стремления за апортом, обычно подходит к кучке и в большинстве случаев с первого или второго раза начинает принюхивать лежащие апорты. Она сравнительно редко берет тот или иной апорт сразу — без всякого принюхивания.

    8. Если она берет чужой апорт, дрессировщик дает мягкое «фу». Чрезмерно возбудимые собаки обычно хватают первые попавшиеся апорты. Эти собаки требуют прежде всего воспитания общей уравновешенности.

    9. Только тогда, когда собака обнюхивает искомый апорт, но сама его не берет, следует вспомогательная команда «апорт».

    10. Если дрессировщик почувствует, что собака запуталась в апорте и выборка сорвана, нужно снова отвести собаку на 8—10 шагов, усадить, дать снова обнюхать руки и опять послать на выборку.

    11. При правильной выборке собаку ласкают, хвалят ласковой интонацией, играют с ней и дают лакомство. При посылах на выборку команда «нюхай» дается тихо, возбуждающе зовущим тоном.

    При повторных ошибках собаку посылают снова, опять так же спокойно и внимательно, не повышая угрожающих интонаций.

    3. Дополнительные упражнения по выборке

    1. Случается, что обучаемая собака долго не улавливает необходимости обнюхивания предмета и выборки его, как бы не зная, что ей делать при подходе к лежащим апортам.

    2. В таком случае можно рекомендовать бросать на глазах собаки свой апорт с таким расчетом, чтобы он попал в небольшую кучку других апортов (2—3). В силу стремления за брошенным апортом, собака, подбежав к лежащим апортам, будет «знать», что ей нужно делать.

    3. Для первоначальных упражнений по выборке нужно употреблять апорты, к которым собака уже привыкла. Только заинтересованность в апортировке заставит собаку нюхать и искать свой апорт (вот почему необходимо еще в щенячьем возрасте прививать «любовь» к апорту).

    4. Затем можно выбирать носовые платки, фуражки, поясные ремни и т. п. предметы. Иногда полезно ставить собаку на выборку своего предмета среди разных по форме предметов.

    5. Если при первоначальных упражнениях по выборке вещей собака два раза ошиблась, взяв один и тот же апорт, нужно его изъять, ибо он является уже слишком сильным раздражителем, знакомым для собаки. Изъяв его и дав собаке снова обнюхать руки, мы облегчаем условия поиска по чутью.

    6. Постепенно выборка усложняется. Количество вещей с чужими запахами увеличивается, лежащие на земле вещи сдвигаются плотнее, и искомая вещь перемешивается в куче. Время пуска собаки в соотношении со временем укладки вещей постепенно оттягивается, и вещи перестают быть учебными апортами и становятся действительно самыми разнообразными предметами.

    Схема обучения собаки выборке искомого запаха из ряда разных запахов.

    Примечание. Такой же порядок постепенной усложненности идет и при выборке «чужих вещей».

    Возникает вопрос, зачем требуется перед посылом собаки на выборку давать ей обнюхивать руки.

    Может ли собака без этого выбирать апорт своего дрессировщика. Безусловно, может, ибо собака хорошо знает запах своего дрессировщика. Но выборка своих вещей не есть цель, это есть лишь средство временного характера, средство для легкого перехода к целевой установке, к выборке чужих вещей по искомому чужому запаху. Обнюхивание рук помогает скорейшему, четкому и безболезненному переходу к выборке чужих вещей.

    4. Выборка «чужих» вещей

    После того, как собака хорошо будет выбирать вещи дрессировщика из ряда вещей с чужими запахами, переходят на выборку чужих вещей, ни когда уже более не возвращаясь к выборке вещей дрессировщика.

    Техника обучения такова:

    1. Дрессировщик не кладет своей вещи в кучу апортов. Здесь именно и поможет предварительное обнюхивание рук. Собака к этому времени уже прочно связала момент обнюхивания рук с выбор кой идентичного запаха среди апортов.

    2. Дрессировщик подводит собаку к одному из лиц, положивших свой апорт, усаживает ее и дает обнюхать руки этого человека, после чего обычны ми жестом и командой посылает собаку на выборку. Нет сомнения, что первые 2—3 раза собака будет искать среди апортов вещь с запахом дрессировщика и ошибаться.

    3. В некоторых случаях она будет брать чужие вещи с похожими запахами, на что следует мягкое фу, иногда собака будет возвращаться, не взяв никакой вещи.

    4. В таком случае дрессировщик снова дает ей обнюхать руки человека, положившего апорт, и снова посылает собаку. Очень скоро она начинает делать выборку, т. к. сам момент предварительно го обнюхивания рук и затем последующей выборки у нее уже прочно закреплен ранее при выборке своих вещей. При таком построении приема пере ход к выборке вещей с чужим запахом наступает довольно быстро и безболезненно, так как собака, обнюхивая чужие руки знает, что надо делать.

    5. Постепенно выборка усложняется, число апортов увеличивается, апорты заменяются раз личными вещами посторонних людей. Время пуска собаки оттягивается, дрессировщик особенно внимательно относится к команде»фу»и системе поощрений, не допуская ошибок.

    6. После того, как выборка нужных вещей станет четкой, нужно переходить к слепой выборке, когда дрессировщик сам не знает, кому при надлежит та или иная вещь.

    При углублении проработки выборки руководителю необходимо обратить внимание на следующее нежелательное явление: при посыле собаки на выборку дрессировщик дает команду «нюхай». собака, подойдя к лежащим предметам, начинает их обнюхивать, если она уже подготовлена к этому предыдущими упражнениями. При задержке собаки над каким-либо предметом, не подлежащим в данном случае выборке, обычно следует повторная команда «нюхай». При следующей задержке собаки над другой, не искомой, вещью снова звучит команда «нюхай». Вскоре нюхай становится тормозом в равной мере, как и фу. Другими словами, налицо имеется скрытое бессознательное управление собакой при выборке, что ломает и искажает действительность выборки. В первые дни обучения выборке помощь собаке, конечно, необходима, но посте пенно при выборке нужно отказаться от дачи каких бы то ни было повторных команд.

    Нужно также учесть, что стимул для выборки чужих вещей не так силен, как для выборки своей вещи. В силу чего она может и не использовать максимальной способности своего чутья. Поэтому при удачной выборке чужой вещи дрессировщик должен резче подчеркнуть успех ласковыми интонациями, жестами и другими мерами поощрения.

    Развивая способность собаки к дифференцировке запахов, собаку тренируют на одинаковых по внешней форме палочках, не бывших в употреблении, раздавая их в руки нескольким лицам. Время нахождения палочек в руках постепенно уменьшается, доходя до нескольких секунд.

    Розыскных собак необходимо тренировать на выборку вещи не только с запаха рук, но и со следа и, кроме того, на выборку человека с вещи.

    5. Работа по следу

    Команда «нюхай», «след», «след».

    Работа по следу (по чутью) является самым центральным моментом в общем комплексе работ розыскной собаки. Связанная с обыском местности и самостоятельным нахождением следа, эта работа является основной. Поэтому при обучении работе по следу, а главное, при последующей тренировке дрессировщик должен особенно тщательно прораба тывать вопросы, связанные со шлифовкой работы по чутью, постепенно вводя условия, усложняющие работу и в то же время стремясь поддерживать заинтересованность собаки в поиске и ее стремление к конечному результату, помня, что только при этих качествах собака будет прорабатывать более или менее сложные следы.

    При шлифовке работы собаки должно быть учтено влияние почвы на сохранность следа, время его прокладки, влияние ветра на рассеивание молекул запаха, влияние отвлечений внешнего мира, влияние температуры, общее состояние собаки и особенности ее характера.

    Для первоначального обучения могут быть рекомендованы последовательно построенные способы.

    1) Дрессировщик привязывает собаку, усаживает ее и, беря на глазах собаки апорт, уходит, несколько волоча ноги по земле (дабы собака обратила внимание вниз, на землю), скрывшись с глаз собаки за кустами или среди деревьев (60—75 шагов) и положив апорт, дрессировщик, таким же способом возвращается обратно, отвязывает собаку и берет ее на длинный поводок. Держа его левой рукой, правой дрессировщик указывает на след, нагибаясь и говоря «нюхай, след, след», как бы ведя собаку по следу. На это упражнение уходит, как правило, 2—3 дня занятий.

    2) Как только собака поднимает морду кверху, дрессировщик снова прибегает к жесту, указывая на землю, давая ту же команду. Вскоре собака обычно начинает сама принюхивать след.

    3) Помощник дразнит привязанную собаку, а затем убегает и, скрываясь за углом, кустами и т. п. укрытиями, меняет направление. Спущенная собака бежит сначала без всякого принюхивания, но, добежав до того места, где помощник скрылся, естественно начинает принюхивать след. дрессировщик использует это, давая команду «нюхай, след, след».

    Длина прорабатываемого следа (вначале она равна 60—100 м) постепенно увеличивается.

    4. Попутно характер (форма) следа меняется — от прямого до волнообразного, затем следы переходят на изломы с тупыми и прямыми углами.

    5. Рекомендуется после излома на углах давать длительный (100—150 м) прямой пробег, с целью выравнивания нервного состояния собаки (при каждом повороте собака приходит в некоторое возбуждение, вызываемое ориентировочной реакцией), затем изломы становятся чаще, переходя в острые углы, после которых вводятся опять длительные, прямые пробеги. По проработке следа и нахождении искомой вещи или человека собака должна получить соответствующее «удовлетворение», что разовьет и сохранит у нее должную заинтересованность в стремлении к результату. При нахождении человека это удовлетворение сводится к дразнению, хватке и трепке; при нахождении вещей — к поощрению, игре с дрессировщиком и получению лакомства.

    6. Дальнейшими усложнениями в работе являются комбинированные сочетания закругленных поворотов, острых, тупых и прямых углов, после чего дрессировщик переходит на перерывы и пере сечения следа (пересечения могут вводиться и ранее, при работе собаки на длительных прямых пробегах).

    7. Перерывы следа устанавливаются путем скачков помощника сначала прямо по направлению следа, а затем в сторону, продолжая прокладку следа и, наконец, скачками под тупыми, прямыми и острыми углами.

    Перерывы определяются и естественными препятствиями, как-то: вода, болото, пыльная дорога.

    8. Пересечения нужно вводить постепенно, а именно: вначале след одновременно прокладывается другим человеком, затем чужой след пересекает ранее проложенный основной знакомый след. Во всех случаях след необходимо пересекать вначале перпендикулярным проходом, затем — под острыми углами и, наконец, искомый след частично заглушают путем движения по ранее проложенному искомому следу.

    9. В тех случаях, когда собака отказывается от работы по сильно усложненному следу, необходимо облегчать условия прокладки. По пути следования помощник оставляет апорты на следу: сначала просто на земле, а затем зарывая их или подвешивая на кустах.

    5. 1. Какие могут быть следы

    Прокладываемые следы могут быть контрольными, полуконтрольными или полуслепыми и слепыми.

    1. Контрольными следами (они необходимы в первой стадии обучения) называются такие следы, при которых дрессировщик знает исходную точку, направление, повороты, места брошенных и спрятанных апортов и конечный пункт. Для этой цели уходящий помощник делает на своем пути контрольные метки (мелом на деревьях, втыканием вех и т. п. условными обозначениями) или форма следа заранее устанавливается дрессировщиком.

    Собака ни в коем случае не должна видеть направление уходящего, а тем более самый процесс про кладки следа, допуская это лишь в первые дни обучения. Контрольные следы позволяют дрессировщику в нужный момент приходить на помощь обучаемой собаке, направляя ее на след. Перед посылом собаки на поиск тренировку необходимо строить так, чтобы собака не видела уходящего человека. Нужно приучить ее начинать поиск лишь по наличию запаха человека. В таких случаях достигнутые результаты, т. е. нахождение человека, являются для собаки как бы неожиданностью, острее увеличивая стимул поиска при наличии любого запаха.

    2. Слепые следы необходимы для проверки работоспособности собаки вне зависимости ее работы от поведения (влияния) дрессировщика. В таком случае ни собака, ни дрессировщик не знают на правления следа (при хорошо развитом поиске собака, заинтересованная в проработке, самостоятельно находит и исходную точку следа).

    5. 2. Помощь дрессировщика

    Помощь дрессировщика, работающего по контрольному следу, особенно важна в моментах, усложняющих работу, но это совершенно не значит, что он должен заранее помогать собаке. Необходимо давать собаке ошибаться, следя за тем, как она выходит из создавшегося положения, вовремя направляя и помогая ей, когда энергия начинает падать.

    5. 3. Самостоятельное определение собакой направления следа

    Самостоятельное определение собакой направления следа — это подвод собаки к исходной точке в разных направлениях. Затем собак тренируют и на самостоятельное нахождение следа.

    1. В первой стадии тренировки, а также ночью, работа по следу ведется на поводке; время пуска по следу удлиняется, увеличиваясь на 2—3 минуты при каждом новом занятии. Главное внимание при работе должно быть обращено на интенсивность поиска, активность в процессе облаивания и процессе принюхивания.

    2. На исходной точке задерживать собаку дол го не следует, т. к. острота запаха наиболее ярка в первые моменты, а при ряде повторных принюхиваний обонятельный орган привыкает к запаху, и реакция на ощущение запаха тускнеет.

    3. При следовой работе собака может (главным образом в зависимости от влияния ветра) работать верхним и нижним чутьем, т. е. беря запах непосредственно из воздуха или почвы. Первого способа работы нужно избегать, ибо результат его может носить случайный характер и работа собаки при этом не имеет должной четкости. Второй способ наиболее желателен.

    4. Работая по следу постоянно с людьми своего коллектива, собаки обычно легко прорабатывают эти следы, так как весь комплекс запахов, оставленных на следу, носит знакомый характер.

    В данном случае можно привести аналогию, когда собаки привыкают выбирать свою вещь при выборке, легко ее выбирают и с большим трудом переходят на выборку чужих вещей с незнакомыми запахами, требуя особых для этого упражнений. В силу этих же причин, обучаемые собаки почти не сбиваются при случайных пересечениях следа чужими людьми, в то же время часто ошибаясь в условиях специально поставленных заданий по выборке искомого следа из ряда следов, проложенных людьми своей части.

    Ставя при обучении собаки работе по следу обязательную натренированность в выборке искомого следа из ряда других следов (как выборку «чужого» апорта-вещи из ряда других апортов вещей), без чего служебная собака не может именоваться розыскной, мы должны приучить собаку работать в следующих, специально для этого организованных упражнениях, проводимых после того, как собака будет достаточно активно и четко прорабатывать слепые следы с поворотами и углами протяжением 800—1000 м.

    1) Помощник прокладывает контрольный след.

    Дойдя до определенного, заранее точно обусловленного места, помощник под прямым углом сворачивает влево. В это время другой помощник подходит к этому же углу с правой стороны и в точке (вершине) угла сворачивает вправо, как бы продолжая след первого помощника. Через 5—10 минут по следу первого помощника пускается собака.

    Вначале она легко переходит с искомого следа на след второго помощника. В силу того, что след и угол контрольный, дрессировщик собаки задерживает свой ход за 10—15 м до угла и направляет собаку в нужную сторону. Вскоре проводник перестает задерживаться до угла (задерживаясь лишь при неверной проскачке собаки, т. е. при переходе на след второго помощника).

    При ошибках собаки дрессировщики руководствуются, как и при неверной выборке чужих вещей («фу» и «хорошо»). Когда собака путем постоянных поправок привыкает к необходимости на углах тщательной выборки следа, можно перейти на слепые углы расхождения помощников (инструктор контролирует работу, возвращая дрессировщика при неверном переходе).

    2) После того, как собака будет выбирать след на углах, переходят к более сложному упражнению по выборке следа, а именно на работу «на веер».

    Для этого 3—4 помощника прокладывают след, идя один за другим, и останавливаются в одной точке.

    К этой же точке со стороны подходит искомый помощник, после чего делает острый угол в сторону и уходит, а 3—4 помощника веером расходятся из — общей точки пересечения. Собака пускается по следу из точки выхода искомого помощника и, дойдя до точки пересечения, из которой вышли веером около 5 человек, должна самостоятельно из всех следов выбрать искомый. Нет сомнения, что все расхождения веером в начале обучения этому упражнению должны быть контрольными (потом переводятся на слепые).

    Только такого рода упражнения по выборке искомого следа, повторяемые в разных комбинациях, в т. ч. в сумерки и в ночной обстановке дадут над лежащие установки в работе для розыскной собаки.

    Принуждения при следовой работе можно вводить лишь в тех случаях, когда заинтересованность собаки ярко выражена, и сама по себе работа достаточно механизировалась. Всякое иное употребление принуждений грозит остановкой работы по следу, возможным срывом.

    5. 4. На что должно быть обращено особое внимание при тренировке работ по следу

    Особое внимание при тренировке работ по следу должно быть обращено на сохранение активной заинтересованности и на развитие способности дифференцировки запаха. Без заинтересованности собака ослабляет темп работы, ухудшая качество, и при малейшем затруднении теряет след или легко переходит на чужой след, не различая его. Во втором случае собака и не может дифференцировать запах, так как она во время тренировок никогда не ставилась в такие условия. Во избежание этих моментов, сводящих работу розыскных собак к нулю, помимо соблюдения общих указаний к тренировке необходимо: 1) обязательно давать удовлетворение при продолжительном результате работы; 2) совершенно избегать какой бы то ни было лживости в инсценированной прокладке следа; 3) постоянно менять прокладчиков, используя при малейшей возможности чужих людей; 4) давать тренируемой собаке возможность ошибаться, создавая условия выборки следа («дифференцировки»), снимая ее с неверного следа, ставя на верный след и поощряя ее как в пути, так и при конечном удачном результате. Без сознательно поставленных ошибок и соответствующих поправок розыскная собака, случайно перейдя на чужой след, будет всегда идти по нему с такой же энергией, как и по настоящему следу.

    Усложненные условия тренировок розыскных собак требуют большой затраты времени и силы, но без этого совершенно нельзя выдрессировать собаку различать индивидуальные следы. За месяц нужно давать возможность собаке работать по выборке искомого следа из следов 3—4 человек не менее 10 раз, всегда усиленно удовлетворяя ее при правильном результате.

    5. 5. Характеры следов

    Свежесть следа определяется количеством времени, прошедшего после момента его проложения. Молекулы запаха, оставленного на следу, распространяются в воздухе, улетучиваются, вследствие чего ост рота следа, т. е. количество молекул на той или иной почве теряется.

    В начале обучения, как известно, необходимо работать по особо свежему следу (с двойной его про кладкой). Постепенно, после того, как у собаки привьется заинтересованность к поиску и закрепится связь команды с действием (путем соответствующих удовлетворений собаки), надлежит оттягивать время пуска собаки по следу, набавляя каждый раз 2—3 минуты (приблизительно).

    Таким примерно порядком продолжительность работы собаки по следу доводится до 6—8 часов.

    Следы по характеру делятся на: 1) свежие, горячие, 2) нормальные, 3) охлажденные, 4) холодные.

    Наиболее трудными являются «холодные» следы, при которых молекулы запаха остались на почве лишь частично, с большими перерывами на всем протяжении следа; происходит это оттого, что прокладчик следа давно уже прошел, и молекулы запаха рас сеялись. В последнем случае собака, заинтересованная в поиске, в силу естественных причин замедляет темп работы, теряет след, активно ищет его, снова теряет и снова находит, идя нижним чутьем.

    Работать по холодному следу может лишь хорошо отшлифованная в работе собака, а главное — с сильно развитым чутьем, способная давать четкие дифференцировки, заинтересованная в работе и постоянно стремящаяся к достижению результата, а следовательно злобная и энергичная на поиски человека.

    5. 6. Задания по тренировке

    По окончании годичного курса тренировки нормально развитая служебно-розыскная собака должна отвечать следующим требованиям:

    1. Уметь вести заинтересованную и активную работу по 4—6 — часовому следу на дистанции до 6 км, по любой почве, со всевозможными изломами следа, пересечениями и другими усложнениями в работе, вплоть до выборки следа из ряда других следов.

    2. Работать по выборке следа человека и вещей и обыску местности в любое время суток.

    3. Иметь совершенно механизированное, безотказное выполнение приемов общего послушания.

    Тренируемые собаки требуют постоянного за собою наблюдения и обучения, в связи с чем ведение правильных записей в дневнике о ходе работ по тренировке и полученных результатов должно быть поставлено на первое место.

    Совершенно недопустимо проводить тренировку по следу при помощи постоянного или даже неоднократного использования в качестве прокладчика следа одного и того же лица. Во всех случаях в качестве прокладчика следа должен быть использован «чужой» человек. В более сложной стадии тренировки к проложению следов, пересечению их, рас хождению и т. п. усложнениям должны быть по возможности привлечены 3—4 прокладчика следа (не менее 2—3 раз в 6-дневку). Эти требования необходимо считать основными, без выполнения которых тренировка чутья служебно-розыскной собаки должных результатов не даст.

    В тех случаях, когда собака, работая по обыску местности, попав на след, переходит на работу по следу, надо обязательно поощрять ее, в тех же случаях, когда собака, работая по следу, будет срываться с такового и переходить на обыск местности, необходимо заглушать это, заставляя ее прорабатывать взятый след до конца.

    Принуждения как сдерживающие начала, как тормоз ряда нежелательных действий можно вводить при следовой работе лишь в тех случаях, когда заинтересованность в работе у собаки ярко выражена, и сама по себе работа достаточно механизировалась. Употребление же принуждений в других случаях грозит приостановкой работы собаки по следу и возможным срывом этой работы.

    Вначале след прокладывается невдалеке от дорог, пересекаясь через проезжую дорогу, причем на протяжении следа могут встречаться различные зрительные и слуховые раздражители (люди, лошади, поезда и т. п.).

    Примерное задание (6 месяцев). В первый период тренировки прокладка следа производится утром или под вечер при средних температурах на ровной местности, возможно, с кустарником или по опушке леса, при среднем боковом ветре, на земной или луговой почве. К концу 6-го месяца тренировки след прокладывается до 4 км и по форме приближается к петлям и закругленным поворотам разного типа. Возможен ввод отвлечений физиологического характера. Вводится выборка человека с вещи. След пересекается дорогой и следами разных людей, обутых в ношенную обувь; пересечения идут под разными углами и в разное время. Следы частично затоптаны. Собака пускается через 2 часа; к концу 6-го месяца время интервала доходит до 4 часов, причем после прокладки на протяжении до 150 м собака самостоятельно ищет исходную точку следа. Общее состояние атмосферы нормально, след заканчивается непосредственно выборкой из толпы до 20 человек; на 75% следы слепые.

    Примерное задание (7—8 мес.). Условия выборки следа усложняются. Злость на чужого должна быть увеличена. След прокладывается за 3—3.5 часа до пуска собаки протяжением до 5 км, с поворота ми (углами различного характера, временами зигзагообразной формы с пересечениями, строго контрольными разными углами в разное время дня).

    Работа производится и ночью при зрительных и слуховых отвлечениях, — возможно по лесу, кустарнику и ровной местности при боковом ветре средней силы, на сухой почве или на болотистой, при отвлечениях физиологического характера. Следы прокладываются человеком в ношенной обуви, причем собака самостоятельно ищет исходную точку следа, примерно на протяжении 250 м. Во время работы по следу собака должна найти закопанную вещь и провести непосредственно со следа выборку из толпы. Прокладчики каждый раз меняются.

    Дача удовлетворения собаке не менее 10 раз в месяц. Выборка человека идет с вещи, следы слепые на 2/3 и контрольные 1/3.

    Примерное задание (9—10 мес. тренировки).

    Следы прокладываются за 4—6 часов до пуска собаки протяжением до б км, следы разнообразного характера, с поворотами различной формы, с пере сечением следов разными дорогами, с частичной прокладкой следа по дорогам, с петлями, проскоками, обрывами следа. Кроме того следы пересечены разными людьми в разных направлениях, дифференцировка следов при разных углах, проложенных в разное время суток при сильных отвлечениях зрительного, слухового и другого физиологического характера, по разным почвам, при раз ном ветре, в пересеченной и открытой местности.

    Следы проложены лицами, обутыми в новую обувь. Исходная точка следа не дается, и собака находит ее самостоятельно на протяжении 400 м.

    Примерное задание (11—12 мес. тренировки).

    След прокладывается за 6—8 часов до пуска собаки протяжением до 8 км, смешанной формы (повороты — прямой, зигзагообразный) с пересечением следа дорогами и с прокладкой следа до 1 км по дороге; дифференцировка запаха разных людей по разным направлениям, в разное время. Работа производится в разное время суток при разном ветре, на любой почве, при сильных отвлечениях физиологического характера. Необходимо все время поддерживать заинтересованность собаки в работе по чутью.

    Следы проложены лицами, обутыми в новую обувь и босиком. Исходная точка следа не дается; собака находит его самостоятельно при обыске местности.

    Во время работы собака находит закопанные вещи, а на конечном пункте производит выборку из толпы в 20 человек. Попутно идет выборка человека с вещи и наоборот.

    5. 7. Выборка человека со следа

    Выборка человека со следа не представляет особых затруднений при методически правильном подходе и заинтересованности собаки. Для этого человек, найденный на следу собакой, облаивается ею (хватка и облаивание), а затем она снова про должает короткий след (вначале 60—80 м, а затем 200—400 м), становясь среди 2—3 других людей. собака, хорошо знакомая с его запахом по работе по следу, а также по предварительной хватке и облаиванию, посылается дрессировщиком снова на след и, подойдя к толпе, слышит команду «нюхай», знакомую ей по выборке апортов и других упражнений по чутью. По существу, здесь имеет место не чистая выборка, а скорее «задержание». Постепенно вторые следы увеличиваются, и собака привыкает выбирать со следа. Хорошо приучать собаку к выборке, ставя еще на протяжении следа чужих людей. В таких случаях при обнюхивании встретившегося человека собака посылается дрессировщиком дальше, к конечной точке, где стоит искомый человек. При ошибках собаке дается команда «фу».

    Впоследствии для выборки человека предварительного облаивания не требуется; собака посылается на выборку в толпу непосредственно со следа. Толпа постепенно увеличивается. Дабы не создавать при этом нежелательных зрительных связей, желательно, чтобы все люди в толпе были оде ты примерно одинаково.

    К шлифовке надо отнести выборку из положения сидя, стоя и лежа, в одинаковых и разных по форме и цвету одеждах и, наконец, выборку чело века с предмета.

    При подходе собаки к толпе (5—6 человек) для выборки рекомендуется ослабить поводок. При на тянутом поводке собака обычно рвется вперед, будучи сильно возбужденной. Последнее, лишая ее способности к дифференцировке, заставляет хватать первого попавшегося человека. В таких случаях ослабленный поводок делает собаку спокойней при выборке. В первые дни обучения выборке, когда собака, подойдя к толпе, еще не знает, что ей делать, выбираемое лицо должно пошевелиться, обратив этим внимание собаки. Вначале при выборке может быть допущена легкая хватка выбираемого человека, переводимая затем на облаивание.

    5. 8. Методические указания к работе по чутью

    1) Собака, потерявшая своего хозяина, тщательно и хорошо прорабатывает его след, дифференцируя запах хозяина из ряда других запахов, ибо борьба за существование (потеря хозяина) является в данном случае сильнейшим стимулом в работе. Работа же при поиске следа чужого человека и выборка его запаха среди других следов воспитана у розыскных собак искусственно. В силу этого у них и меньший стимул к тщательной про работке чужих следов, и требуются яркие и сильные раздражители, чтобы собака дала полноценную работу. Поэтому вопрос о стимуле поиска является основным в подготовке собаки к работе по чутью 2) Ошибкой будет работать по следу с одним помощником, т. е. по одному следу, который легко прорабатывается собакой. Это хорошо лишь в на чале работ, но как только работа по следу закрепляется, нужно вводить моменты, усложняющие работу, главным образом, выборку искомого следа среди других следов. Но приучение к дифференцировке запаха нужно проводить очень осторожно: если не удалось создать должного стимула поиска, от каких бы то ни было дифференцировок нужно отказаться, так как это может сорвать работу.

    3) Лучшим способом поиска по следу является работа нижним чутьем. В этом случае собака более четко дифференцирует запахи. Наоборот, при Обыске местности, когда следа нет, собаке лучше использовать верхнее чутье. При воспитании и первых упражнениях нужно направить внимание собаки на использование нижнего чутья как на основной способ работы. В подавляющем большинстве случаев собака сама использует тот способ работы, который в данный момент наиболее целесообразен, почти не ошибаясь, благодаря врожденным естественным и целесообразным реакциям.

    4) Некоторые собаки, относимые к типу возбудимых, при проработке следа чрезмерно рвутся на поводке, стремясь к скорейшему достижению результата. Твердое сдерживание собаки проводником приводит к тому, что собака начинает задыхаться и хрипеть, теряя энергию к поиску (естественная тормозимость в силу защитных реакций). Таким собакам нужен, бесспорно, не ошейник, а шлейка, причем кольцо должно находиться не сверху, а снизу шлейки.

    5) Используется длинный поводок (около 8—10 м) с карабином (защелкой на одном конце и с петлей на другом. При пуске собаки по следу кольцо ошейника опускается под шею, а поводок проходит между лап под грудью или сбоку собаки. Его натяжение при движении собаки служит позывом для работы нижним чутьем. Если собака крайне возбудима и быстро тянет, тогда у нее внизу, под грудью, помещают кольцо, к которому и пристегивают длинный поводок. Нельзя допускать резких рывков и в то же время надо задерживать немного собаку на контрольных поворотах, в целях приучения ее к ориентировке в моменты проскачек при поворотах. Работать без поводка можно с собакой уже обученной, или же при медленном темпе ее движений. Однако время от времени необходимо все же брать собаку на длинный поводок для шлифовки. Обучение и даже первоначальную тренировку нужно проводить на поводке.

    6) При работе по следу обоняние собаки при длительном действии одного раздражителя быстро притупляется. Поэтому при пуске собаки по следу с исходной точки рекомендуется не делать дли тельного принюхивания, а посылать собаку почти с хода, как только она возьмет запах.

    7) При работе по чутью (так же, как при работе охотничьих собак) нужно различать аэродинамические «мертвые» пространства после возвышений и пригорков, куда молекулы запаха не попадают.

    8) В вопросах о стимулах нужно помнить, что, благодаря исключительной организации аппарата обоняния, собака, постоянно находясь под влиянием самых разнообразных запаховых раздражителей, с необычайной точностью находит по следу, источник запаха, связанный с потребностью ее инстинктов (запах пищи, самки, хозяина).

    9) Старые, давно работающие по розыску собаки часто, не восприняв следа, делают вид, что идут по следу и вводят тем самым дрессировщика в обман; эту привычку надо вовремя заглушить.

    10) Работая на длинном поводке при достаточно интенсивном поиске, особенно с возбудимой собакой, при подходе к повороту проложенного следа нужно несколько задерживаться, предохраняя этим собаку от проскачки; если же проскачка произошла, проводник должен помочь собаке снова найти след.

    11) В работах по следу постепенно переходят к окраинам, к палисадникам, к отдельно стоящим домам, где прячется прокладчик следа, приучая собаку к разрешению более сложных задач.

    12) В период обучения допустима сознательная помощь дрессировщика собаке. При работе же специального характера эта помощь вредна, так как неуместное влияние мешает собаке: на контрольных следах в период обучения собака учится, работает же она исключительно на слепой следе, и влияние дрессировщика в атом случае пагубно и совершенно недопустимо.

    13) Чрезвычайно важным моментом в работе по следу является перелом. Это почти постоянное явление выражается в том, что собака, ежедневно работавшая с одинаковой энергией и активностью, теряет активность в конце первого или в начале второго месяца работы по следу. Работа по следу перестала для собаки быть новинкой, интерес к поиску пропадает, механическая работа еще не наладилась, а раздражители не дают нужного эффекта, и в этих случаях хороши перерывы на 2—3 дня в работе по следу, изменение даваемых раздражителей, перенос работы в другую обстановку.

    Обычно через 10—15 дней перелом заканчивается.

    14) Начинать работу по следу нужно рано утром, при общей свежести атмосферы, при бодром состоянии собаки, по росе.

    15) Если на лугу проложить след босиком или в сапогах, хотя бы и новых, собака пойдет лучше и четче по следу в сапогах. Объяснение этому простое: след в сапогах давит траву, вследствие чего образуется более резкая линия запаха — не человека, а помятой травы, и собака, мало тренированная в работе по индивидуальным запахам, легко идет по этим ложным следам.

    16) Собака, сравнительно легко идя по одному открытому следу, как только встретится с рядом других следов, теряет четкость поиска и легко переходит на чужие следы с искомого следа. Поэтому надо тренировать собаку на выборку следа так же настойчиво, как и на выборку вещей.

    17) Громадную роль в дрессировке и работе по чутью играют особенности характера собаки, тип ее нервной деятельности. Лучше всего работает уравновешенный тип с некоторым преобладанием активно-оборонительного инстинкта.

    18) При регистрации опытов работы по чутью, необходимо: проводить опыты в одно и то же определенное время дня; точно отмечать протяженность следа и его форму; точно измерять время прохождения собаки по данному следу; заносить в примечания тип прохождения собаки по следу (чистая работа по следу, «обыск местности», верхнее чутье, нижнее чутье и т. п.); перед началом опыта измерять по анемометру силу и направление ветра; отмечать в протоколе соотношение направления следа и направление ветра.

    Температура и влажность отмечаются автоматически приборами за целую неделю. В протоколе следует точно отмечать число и время проведения опыта.

    Единообразную форму и протяженность следа необходимо давать не менее 3 дней (при обработке берутся средние данные из 3-х протоколов).

    19) В литературе нередко встречается сравнение работы по чутью охотничьих собак и розыскных, причем указывается, что охотничьи собаки работают, якобы, более тонко, издали чуя птицу.

    Сравнивать работу охотничьих и розыскных собак нельзя ни в коем случае, — слишком различны стимулы, заставляющие розыскных и охотничьих собак использовать свое чутье. Розыскные собаки работа ют по запаху человека, благодаря искусственно принятому стимулу, тогда как для охотничьих собак использование чутья всегда было врожденным, самым могучим средством в борьбе за существование.

    6. Обыск местности. Команда «ищи»

    Под понятием обыск местности имеется ввиду активный, заинтересованный поиск предметов, спрятанных людей путем использования слуха, зрения и чутья при зигзагообразных пробегах по определенной территории.

    Техническое построение поиска человека таково.

    Помощник, одетый в спецкостюм, раздразнив собаку, на ее глазах убегает вправо или влево, в кусты или в лес и, скрывшись с поля зрения собаки, меняет направление в порядке зигзагообразного пробега. Дрессировщик, выждав 2—3 минуты, спускает собаку с командой ищи, делая направляющий жест рукой и несколько пробегая в сторону убежавшего помощника. В большинстве случаев собака сравнительно скоро принюхивает след и находит убежавшего помощника. В тех случаях, когда должного эффекта не получается, дрессировщик меняет направление и, давая команду «ищи» в возбуждающих тонах, как бы подводит собаку к месту нахождения помощника, который своим движением, бегством или нападением вызывает у собаки должную активно-оборонительную реакцию. Такое построение упражнений, однако, не должно долго продолжаться, оно служит лишь основанием к развитию активного поиска чужого человека и первоначальной связи команды с действием. Перед собакой должна быть поставлена реальная действительность, а именно: поиск без предварительного натравливания, без предварительной встречи с человеком, прячущимся не на глазах собаки, т. е. собака должна активно искать, не зная, что и кого она ищет. Для этого помощник прячется еще ранее, до прихода собаки. Он подходит к точке своего месторасположения сбоку, не оставляя своих следов с места пуска собаки.

    Дрессировщик, приводя собаку, посылает ее на поиск вправо по зигзагу знакомой командой «ищи».

    Обычно в таких случаях собака не бросается на активный поиск, не понимая, чего от нее хочет дрессировщик, и не зная, кого или что надо искать, так как ее предварительно не травили на помощника. В таких случаях дрессировщик, настойчиво давая команду «ищи», своим движением как бы ведет собаку к спрятавшемуся помощнику, при нахождении которого инсценируется борьба, хватка и задержание, дающее удовлетворение собаке.

    После ряда так поставленных упражнений собака и без предварительного натравливания активно бросается на поиск, «зная», что в конечном итоге она встретит, найдет «преступника», после чего ее инстинкт будет удовлетворен.

    Тренировка собак по обыску местности включает в себя следующие моменты:

    1) Большое развитие активности, инстинкта преследования и поиска. Необходимо всемерно поддерживать у собаки стремление к удовлетворенности, а также развитие и сохранение одинаковой активности и заинтересованности в поиске человека и вещи.

    В продолжение всего периода тренировки нужно приучить собаку к активному поиску с после дующим удовлетворением собаки при нахождении.

    Для достижения этого недопустим уход прячущегося помощника на глазах собаки. Приводимая собака не должна знать и предварительно видеть объект своего поиска (это допустимо и необходимо лишь при первоначальном обучении). Во всех случаях тренировки собака должна знать, что с командой ищи связано последующее удовлетворение ее при активном поиске. Если же в тренировку вводить убегание помощника на глазах собаки, то это безусловно вызовет активный поиск, но только при тренировке, а при реальной работе собака, не видя убегающего, не будет достаточно заинтересована в работе, так как она не привыкла работать в других условиях. Собаке нужно давать обыск честности с предварительным натравливанием на человека для поддержания общего стимула в работе не менее 2-х раз в месяц.

    2) Поиск зрительный и слуховой. В продолжение всего периода тренировки необходимо работать в разное время суток, уменьшать силу зри тельных и слуховых раздражителей до полного их отсутствия. Уменьшение силы раздражителя идет параллельно с воспитанием механизации выполнения.

    3) Увеличение района обыскиваемой местности в продолжение всего периода тренировки.

    Систематическое усложнение работы по обыску местности: изменение почвы, времени суток, температуры и других факторов, усложняющих или облегчающих работу.

    4) Шлифовка комбинированного поиска по зрению, слуху и чутью людей и предметов.

    5) Выработка зигзагообразных пробегов.

    6) Комбинированные упражнения на обыск местности, задержание, конвой и нахождение зарытых вещей (6 раз с месяц).







     

    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх