|
||||
|
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯНЮАНСЫ ДРЕССИРОВКИ С КЛИКЕРОМ Легко выполнимые советы для начинающих дрессировщиков с кликером Если вы уже отработали действия, описанные в главе «Давайте начнём», то эта информация может быть для вас обзором основных ошибок, которые совершают начинающие дрессировщики с кликером. Вначале щёлкайте, а потом давайте лакомство При такой дрессировке вам не нужно держать лакомство перед собакой, приманивать или соблазнять её. Что делает ваша собака в момент получения лакомства вовсе не важно. Ваше животное помнит, что оно делало, когда услышало щелчок. После щелчка можно позволить собаке прекратить действие, дать лакомство, а затем вернуться к дрессировке, и это не вызовет никаких проблем. Всегда щёлкайте, когда у собаки получается нужное действие Щелчок является акустическим указателем, он прямо поступает в нервную систему животного и несёт сообщение: «То, что сейчас делает твоё тело, будет оплачено». Поэтому использовать его нужно очень точно. Если вы, к примеру, учите собаку прыгать, нельзя щёлкать, когда собака собирается прыгнуть, нельзя щёлкать после завершения прыжка, нельзя щёлкать, когда вы думаете, что собака сейчас прыгнет. Нужно щёлкать, когда собака находится в воздухе. Когда собака уже научилась прыгать, вы можете улучшить её приземление, щёлкая, если она приземлилась правильно. Пищу дают позже, сообщение несёт щелчок. Щёлкают только один раз Избегайте множественных щелчков, особенно за хорошее поведение. Момент щелчка имеет решающее значение, этим щелчком вы точно скажете собаке, что вам нравится. Если вы будете щёлкать снова и снова, животное не сможет понять, какой щелчок имеет значение, и поведение не улучшится. Более того, собака может решить, что сигналом являются множественные щелчки. ВЫБОР ПРАВИЛЬНОГО МОМЕНТА ДЛЯ ЩЕЛЧКА Чейза учат стоять в выставочной стойке. Ему щёлкают за позу, и он знает, что после дадут лакомство. Лови! Чейза вознаграждают лакомством. Не щёлкайте, чтобы привлечь внимание собаки или заставить собаку подойти к вам Будьте уверены, вы будете использовать кликер для этих целей, хотя бы вначале. Если у вас были такие трудности в прошлом, то новая реакция, подкрепляемая вами, заставит вас пытаться повторить её снова и снова. Будьте бдительны к себе! Если вы продолжаете подзывать собаку к себе при помощи кликера или пытаетесь щелчками отвлечь собаку от интересных ей вещей, то вы потеряете всю информативную для собаки силу кликера. Не используйте кликер для побуждения или как начальный сигнал Вы всегда должны думать: «Что я по-настоящему подкрепляю?» Если ваша собака колеблется или отстаёт, а вы щёлкаете, чтобы её подбодрить, то вы подкрепляете её сомнения и отставание. Щёлкайте только на поведение, которое вам нужно. Используйте лакомство правильного размера и типа Здесь приведён ряд здравых правил относительно лакомства:— Начинайте дрессировку с голодным животным. Большинство дрессировщиков с кликером делают короткий пятиминутный урок прямо перед кормлением собаки. — Не оставляйте пищу в миске на целый день, кормите животное в строго определённое время. Если вам приходится оставлять пищу для животного (по рекомендации ветеринара для большинства мелких птиц и мелких животных), то убирайте пищу на два или три часа перед дрессировкой. — Сделайте лакомство частью общего количества пищи, принимаемой животным за день, если вы используете большое количество лакомства, то сократите объём обычного кормления. — Найдите истинное лакомство для вашей собаки. Поддерживайте интерес к дрессировке. Трудную задачу всегда нужно разбивать на несколько мелких и лёгких. Варьируйте трудность задачи В детстве я ненавидела уроки музыки. Как только я выучивала одну пьесу, не получив от этого никакого удовольствия, я получала новую, ещё более трудную. Не ведите каждый урок от лёгкого и уже выученного материла к новому и сложному, так вы только научите животное ненавидеть дрессировку и страстно ждать её окончания. Особенно если вам нужно увеличить продолжительность какого-то поведения, постоянно переходите от лёгкого к трудному и обратно. Вам нужно научить собаку оставаться на месте 30 секунд? Щёлкайте за 10 секунд, затем за 25, 15, 35, 10, 40 и т. д. Постоянно поддерживайте в собаке надежду на успех. Обязательно заканчивайте урок чем-то лёгким и интересным, за что собака обязательно получит подкрепление. Ваши уроки должны быть короткими и разнообразными Никогда не повторяйте одно и то же снова и снова Работайте короткими прорывами. Три коротких урока по пять минут дадут вам намного больше, чем три получасовых урока, которые утомят и вас и ваше животное. Вам не нужно затверживать и повторять урок, чтобы «запечатлеть его». Опытные дрессировщики по коррекции поведения всегда радостно изумляются тому, что поведение, основанное на формировании и подкреплении, не ухудшается со временем. Ваш кликер никогда не утратит силы в качестве информации для животного. Животное хорошо помнит успешность этого сообщения и с удовольствием повторит это действие снова, даже если между уроками прошли недели или месяцы. Прогресс мелкими шагами Уиппеты не являются апортировщиками от природы, но идя маленькими шагами, щёлкая за каждый правильный шажок, Вилану можно внушить правильный образ мыслей. 1. Здесь Вилану показывают его игрушку и предлагают с ней поиграть. 2. Вначале он сомневается, как к ней подступиться. Ему щёлкают за проявление интереса. 3. Щелчок за проявление интереса увеличивает его доверие, и он становится очень игривым, за что получает щелчок. 4. Большой шаг вперёд — Вилан готов схватить игрушку. Щелчок! 5. Пришло время для совместного упражнения. Хендлер готовится бросить игрушку. 6. Вилан бежит и хватает игрушку. Вначале ему щёлкают за это. Когда же он приобретёт сноровку, ему не потребуются щелчки за каждый шаг, он должен будет выполнить все упражнение в целом, тогда ему щёлкнут и дадут лакомство. 7. Вилан возвращается к своему хендлеру. 8. Щелчок! Вилан приносит игрушку своему хендлеру. Теперь ему дают лакомство. Прогресс должен идти маленькими шагами При обычной дрессировке мы с самого начала требуем от животного выполнения всего действия (команда «Рядом!» означает, что нужно идти рядом с хозяином с правильной стороны все время прогулки) и только исправляем любые ошибки, пока животное не сможет выполнять его продолжительное время без «исправлений». Формирование поведения с подкреплением сильно отличается по своим принципам. Мы строим поведение маленькими шагами. Животное открывает для себя, как получить подкрепление за каждый мелкий новый шажок. Это требует от дрессировщика намного больше интеллекта и вдумчивости, но скорость прогресса просто поразительна. Тем не менее иногда кривая прогресса достигает своего плато, и у животного уже не наблюдается никаких улучшений. Помните: плато всегда предшествует огромному прорыву вперёд. Оно помогает начать каждый урок с краткого повторения пройденного. Если хорошо выученный навык вашей собаки вдруг портится, вернитесь назад, «в детство» Иногда изменение окружающей обстановки оказывается для животного куда значимее, чем мы думаем. Например, собака, которая прекрасно ходила рядом или подходила по команде дома, в саду, на площадке, в новом месте действует так, что кажется, будто она первый раз слышит слова команды. Не ругайте её! Вместо этого, представьте, что вы никогда не обучали её этим действиям и вернитесь к своим первым шагам, даже если это будет выполнение действия «подойти на щелчок и лакомство с расстояния полутора метров». Затем увеличивайте сложность задачи, которую вы заново сформулировали в совершенно новой для собаки окружающей обстановке. (Для безопасности собаку можно держать на поводке.) Мы называем это «вернуться в детство». Это краткое повторение формирующей процедуры иногда бывает достаточно для возобновления поведения в новых условиях. Оно может занять один или несколько уроков, но всегда пройдёт быстрее, чем в первый раз. Если повторение завершилось за один урок, обязательно дайте собаке джекпот (большое количество лакомства). Не думайте, что вы с лёгкостью читаете мысли собаки Эмоции, да: иногда по выражению собаки вы можете сказать, какие чувства она переживает в связи с определёнными событиями (хотя здесь мы тоже можем ошибаться). Но почему она испытывает эти эмоции или почему она действует таким образом, остаётся только нашим предположением. Когда собака не делает того, что вы от неё ждёте, вы всегда найдёте человека, который вам скажет, что это происходит по определённым причинам. Собака застрессована. Собака запуталась. Собака игнорирует вас. Собака слишком доминантная. Собака оскорблена и т. д. Затем они расскажут вам, как привести в порядок воображаемую причину, очень часто наказанием. Не слушайте их! Если хорошо выученный навык вдруг не выполняется, не тратьте много времени на удивление. Вы никогда не узнаете причины. Может быть, собака считает, что она должна работать, только когда вы в белых ботинках, а вы сегодня надели новые красные адидасовские кроссовки. Всегда «возвращайтесь в детство», повторяйте формирование и подкрепление лёгких шагов, пока нужное поведение не восстановится. Заканчивайте урок, добившись успеха Мы всегда пытаемся, добившись хорошего исполнения, повторить успех снова и снова, пока животное не сделает ошибку и все поведение нарушится. Приучите себя заканчивать урок, добившись чего-то хорошего. Запечатлейте успех в мозгу собаки. Если вы не достигли прогресса, прекратите обучение, перейдите к чему-то лёгкому, чтобы обязательно щёлкнуть собаке, а затем уже закончить урок. Будьте заинтересованы! Если вы сегодня расстроены или сердиты, прекратите обучение. Вы не можете заниматься этой дрессировкой в сердитом состоянии. Подождите и продолжите позже. Дрессировщик Катерина Краумер всегда говорила, что самым важным инструментов в дрессировке является чашка чаю! Когда вы расстроены, сядьте, выпейте чаю и подумайте. Не показывайте ваш гнев собаке: это научит собаку, что от вас можно ждать чего-то непредсказуемого. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|