|
||||
|
56. Концепции «идеальных типов» М. Вебера и «духа капитализма» В. ЗомбартаМ.Вебер был крупнейшей фигурой в социологии. Одной из самых известных концепций Вебера является концепция «идеальных типов». «Идеальные типы» могут быть рассмотрены как базисные научные понятия. В совокупности они образуют в некотором смысле «модель» реальности. Он построил свою социологию на «чистых» типах действий идеальных типах: 1) действие рационально ориентированное по отношению цели; 2) действие рационально ориентированное по отношению к абсолютной ценности; 3) действие вызванное определенными страстями или эмоциональными состояниями агента; 4) действие определенное традициями и глубоко укорененными привычками. Эти четыре типа действия позволяют более точно определить, что означают в развитии европейской культуры «рационализация» и «модернизация». Вебер разрабатывает три идеальных типа для описания государственной власти: традиционный, харизматический и легальный. М. Вебер рассматривал капиталистическое общество как концентрированное проявление рациональности. Сложившийся образ жизни зависит от уникальных исторических условий, сложившихся на христианском Западе, и проанализировав существующие религии Вебер сделал вывод о том, что существующее общество рационального потребления стало результатом господства религии протестантизма. В. Зомбарт, представитель молодой исторической школы выдвинул теорию «духа капитализма», который состоит из двух частей. Одна – буржуазный, мещанский дух, носитель добродетели трудолюбия и умеренности. Вторая – энергия стремления людей к власти, предприимчивость. В своей концепции Зомбарт выделил исторические типы предпринимателя: разбойники, участники военных походов и экспедиций; феодалы, коммерциализирующие свои владения; государственные деятели, занимающиеся торговлей и промышленностью; спекулянты, работающие с деньгами и ценными бумагами; купцы, инвестирующие свои деньги в производство; ремесленники, мастера и коммерсанты в одном лице. К главным функциям предпринимателя Зомбарт отнес: 1) организационные(умение подбирать людей); 2) торговые (искусство ведения переговоров); 3) счетоводные. На основе своих исследований Зомбарт выделил формы конкуренции: 1) конкуренция эффективности (ценовая); 2) конкуренция внушения (реклама); 3) конкуренция насилия (стремление к монополии). Обращая внимание на проблему экономических кризисов, Зомбарт ввел в экономическую теорию понятие конъюнктуры рынка, как общее положение рыночных отношений в каждый конкретный момент времени. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|