|
||||
|
49. Трактовка цены, рыночного равновесия и эластичности спросаАльфред Маршалл (1842-1924) – автор обширного труда «Принципы экономической науки», в котором он ввел новое понятие «экономикс». «Принципы» Маршалла заложили основу неоклассической теории, его внимание было сконцентрировано на анализе конкретного механизма хозяйственной деятельности, а механизм рыночной экономики изучается сначала на микроуровне, а дальше – на макроуровне. Маршалл обращает внимание на специфику экономических законов, действующих в виде определенных направлений развития. Экономические законы – специфичны, что усложняет поиск истины, требует применения соответствующих методов анализа. Одним из таких методов является метод рыночного равновесия. Он вводит известную условность и ограниченность подхода, предполагающего отвлечение от факторов, которые в данный момент не играют определяющей роли. Вторичные факторы, искажающие общую картину, помещаются в «особое место», именуемое «при прочих равных условиях». У экономических факторов остается одна причина, сохраняется один центр притяжения – цена, являющаяся своего рода экономическим магнитом. Мир экономики развивается под воздействием одного регулятора; все силы и стимулы воздействуют на спрос-предложение, тяготеют к одной составляющей. Маршалл анализирует экономические проблемы применительно к реальным условиям экономической жизни. Понятие «эластичность спроса»– отношение динамики спроса к динамике цены – ввел в практику экономического анализа Маршалл после рассмотрения рыночной структуры. Каждый товар характеризуется своей кривой спроса. Спрос на пшеницу мало эластичен: сильное понижение цены не вызывает резкого увеличения спроса. Спрос на фрукты и рыбу весьма эластичен: всякое снижение цен увеличивает спрос (и потребление) на эти продукты. На графике кривая эластичности спроса обычно напоминает букву «U» (кривая выпукла к горизонтальной прямой). Когда цена снижается, а товары становятся доступнее для основной массы покупателей, спрос резко увеличивается. Эластичность спроса – инструмент анализа рыночной конъюнктуры. Маршалл различает: 1) точечную эластичность – коэффициент эластичности изменчив, поэтому применяется лишь при незначительных изменениях цены; 2) дуговую эластичность – коэффициент эластичности на данном участке кривой примерно одинаковый; 3) перекрестную эластичность – влияние изменения цены одного товара на характер спроса на другой товар. Вводятся понятия пены спроса, которую потребитель готов уплатить за товар, и предельной цены спроса, которую он действительно платит. Эта цена служит измерителем предельной полезности товара. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх | ||||
|